Руководства, Инструкции, Бланки

Расположите В Правильном Порядке Пункты Инструкции По Приготовлению img-1

Расположите В Правильном Порядке Пункты Инструкции По Приготовлению

Категория: Инструкции

Описание

Биология как наука

/ Биология как наука.Методы биологии

93. Какой учёный выделил три формы борьбы за существование?

1) Аристотель 3) Ж.Б. Ламарк

2) К. Линней 4) Ч. Дарвин

94. В какой области биологии сделал свои открытия М. Шлейден?

1) цитологии 3) психологии

2) анатомии 4) медицины

95. Наиболее точный метод, с помощью которого можно узнать, как влияют разные условия на рост растений, –это метод

1) наблюдения 3) описания

2) моделирования 4) экспериментальный

96. Расположите в правильном порядке пункты инструкции по приготовлению препарата мякоти плода томата. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) препаровальной иглой возьмите маленький кусочек мякоти плода томата и положите его в каплю воды на предметное стекло

2) рассмотрите препарат с помощью лупы

3) протрите салфеткой предметное и покровное стекла

4) разомните мякоть плода томата препаровальной иглой до получения кашицы и накройте её покровным стеклом

5) пипеткой нанесите каплю воды на предметное стекло

97. Исследования учёных

И. Мечников изучал процесс пищеварения у личинок морских звёзд. Он заметил, что внутри животных находились странные клетки. Они всё время перемещались с места на место, выпуская отростки, точно так, как это делает амёба. Мечников взял несколько крошечных кусочков кармина –красной краски и поместил их в прозрачное тело личинки морской звезды.

С помощью лупы он увидел, как ползающие и переливающиеся клетки со всех сторон устремились к красным кусочкам и начали поедать их. Это зрелище настолько поразило Мечникова, что ещё одна мысль пришла ему в голову: если они так пожирают краску, то эти клетки так же должны пожирать микробы! Несомненно, подумал он, эти блуждающие клетки защищают личинку морской звезды от микробов. Но ведь и у человека есть такие же блуждающие клетки –лейкоциты. Именно они,

вероятно, являются причиной иммунитета. Так, Мечников пришёл к идее клеточного, или фагоцитарного, иммунитета.

Л. Пастер увлекся крошечным микробом куриной холеры. Он научился выращивать чистые культуры этих микробов, брал каплю ядовитого бульона и наносил на крошку хлеба. Цыплята, склевавшие этот хлеб, через день погибали. Однажды случилось так, что цыплятам была дана старая культура бактерий. Цыплята, конечно, заболели, но наутро Пастер с удивлением увидел, что все они живы. Тогда он приказал служителю принести несколько здоровых цыплят и ввёл им и тем цыплятам, которые выжили раньше, по смертельной дозе культуры. Наутро он увидел, что цыплята, уже получавшие дозу ослабленной культуры, были активны и здоровы, а те, кто получил её впервые, погибли. Так Пастер нашёл способ спасения животных от определённых болезней, вызываемых микробами. Это была вакцина, содержавшая ослабленные возбудители болезни.

Заполните в таблице «Сравнение работ Мечникова и Пастера» графы, обозначенные цифрами 1, 2, 3. При выполнении задания перерисовывать таблицу необязательно. Достаточно записать номер графы и содержание пропущенного элемента.

Сравнение работ Мечникова и Пастера

Признаки для сравнения

Пользуясь текстом «Исследования учёных» и собственными знаниями, ответьте на следующие вопросы.

Почему И.И. Мечников решил использовать краситель для своего эксперимента? Какая связь существует между экспериментами Мечникова и Пастера? В чём заключаются различия между результатами исследования Мечникова и Пастера?

98. И.П. Павлов внёс огромный вклад в развитие науки

1) анатомии 3) генетики

2) физиологии 4) экологии

99. В какой области биологии сделал свои открытия К. Линней?

1) цитологии 3) генетики

2) систематики 4) вирусологии

100. Расположите в правильном порядке пункты инструкции по изучению действия ферментов слюны на крахмал. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) в две пробирки добавьте по 1 мл слюны, а в третью –столько же воды

2) пометьте пробирки и налейте в каждую по 2 –3 мл клейстера

3) сделайте вывод

4) через 10 мин. во все пробирки добавьте по две капли йодного раствора

5) возьмите три чистые пробирки

6) первую пробирку поместите на лёд, а вторую и третью - в тёплую воду

101. На рисунке изображён выдающийся английский врач, анатом, физиолог, эмбриолог первой половины XVII в. известный тем, что

1) создал учение о кровообращении

2) открыл явление фотосинтеза

3) создал учение о естественном отборе

4) открыл законы наследственности

102. Примером применения экспериментального метода исследования можно считать

1) внешнее описание нового вида организмов

2) сравнение двух микропрепаратов

3) формирование у собаки условного рефлекса на звонок

4) формулирование положения на основе полученных фактов

103. Расположите в правильном порядке пункты инструкции по приготовлению препарата кожицы чешуи лука и рассматриванию его под микроскопом.

В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) пинцетом снимите маленький кусочек тонкой кожицы с сочной чешуи лука

2) осторожно расправьте кожицу препаровальными иглами и накройте покровным стеклом

3) пипеткой капните каплю слабого раствора йода на предметное стекло и положите кусочек кожицы в каплю слабого раствора йода

4) рассмотрите приготовленный препарат при увеличении в 56 раз (объектив ?8, окуляр ?7)

5) предметное и покровное стекла протрите салфеткой

104. В какой области биологии сделал свои открытия К.А. Тимирязев?

1) цитологии 3) психологии

2) ботаники 4) медицины

105. Расположите в правильном порядке пункты инструкции подсчета пульса до и после дозированной нагрузки. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) сделайте 10 приседаний и снова подсчитайте число ударов за 1 мин.

2) приложите два пальца правой руки на внутреннюю сторону запястья левой руки

3) освободите от одежды запястье левой руки и нижнюю часть предплечья

4) после 5 мин. отдыха в положении сидя подсчитайте пульс

5) подсчитайте число ударов пульса за 1 мин. в спокойном состоянии

6) слегка надавите пальцами до ощущения биения сердца

106. В какой области биологии сделал свои открытия Л. Пастер?

1) цитологии 3) психологии

2) ботаники 4) микробиологии

107. В какой области биологии сделал свои открытия Ч. Дарвин?

1) цитологии 3) генетики

2) молекулярной биологии 4) эволюционного учения

108. Шведский ученый К. Линней создал

1) теорию эволюции

2) классификацию растений

3) теорию возникновения жизни на Земле

4) клеточную теорию

Другие статьи

Билеты: ГИА биология 2011

Билеты: ГИА биология 2011

Название: ГИА биология 2011
Раздел: ЕГЭ
Тип: билеты Добавлен 20:12:24 10 февраля 2011 Похожие работы
Просмотров: 788 Комментариев: 0 Оценило: 1 человек Средний балл: 5 Оценка: неизвестно Скачать

Государственная (итоговая) аттестация 2011 года (в новой форме) по БИОЛОГИИ обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы

Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для проведения в 2011 году государственной (итоговой) аттестации

(в новой форме) по БИОЛОГИИ обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования

подготовлен Федеральным государственным научным учреждением

«ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ» Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для проведения в 2011 году государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по БИОЛОГИИ обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования

Пояснения к демонстрационному варианту экзаменационной работы

При ознакомлении с Демонстрационным вариантом 2011 года следует иметь в виду, что задания, включенные в демонстрационный вариант, неотражают всех вопросов содержания, которые будут проверяться с помощьювариантов КИМ в 2011 году. Полный перечень элементов содержания, которые могут контролироваться на экзамене 2011 года, приведен в кодификаторе элементов содержания, размещенном на сайте www.fipi.ru.

Назначение демонстрационного варианта заключается в том, чтобы дать возможность любому участнику экзамена и широкой общественности составить представление о структуре будущей экзаменационной работы, числе и форме заданий, а также их уровне сложности. Приведенные критерии оценивания выполнения заданий с развернутым ответом, включенные в этот вариант, позволят составить представление о требованиях к полноте и правильности записи развернутого ответа.

Демонстрационный вариант 2011 года

Инструкция по выполнению работы

На выполнение экзаменационной работы по биологии дается 2,5 часа (150 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 32 задания.

Часть 1 содержит 24 задания (А1–А24). К каждому заданию приводится 4 варианта ответа, из которых только один верный. При выполнении заданий части 1 обведите кружком номер выбранного ответа в экзаменационной работе. Если вы обвели не тот номер, то зачеркните этот обведенный номер крестиком и затем обведите номер правильного ответа.

Часть 2 включает 4 задания с кратким ответом (В1–В4). Для заданий части 2 ответ записывается в экзаменационной работе в отведенном для этого месте. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.

Часть 3 содержит 4 задания (С1–С4), на которые следует дать развернутый ответ. Задания выполняются на отдельном листе.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, то можно вернуться к пропущенным заданиям.

Баллы, полученные вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать максимально возможное количество баллов.

При выполнении заданий с выбором ответа (это задания А1–А24) обведите кружком номер правильного ответа в экзаменационной работе.

3) яйцо → личинка → куколка → бабочка

4) яйцо → куколка → личинка → бабочка

Определите по внешнему виду клюва попугая, чем он питается в естественной среде?

До применения вакцин многие дети в нашей стране болели коклюшем. Какой

1) летающими насекомыми иммунитет возникает после перенесения человеком этого инфекционного

2) мышевидными грызунами заболевания?

3) твердыми плодами 1) естественный врожденный

4) зелеными побегами 2) искусственный активный

3) естественный приобретенный

4) искусственный пассивный

Что отличает человекообразную обезьяну от человека?

1) общий план строения

2) уровень обмена веществ

3) строение передних конечностей

4) забота о потомстве

Для ответов на задания С1–С4 используйте отдельный лист. Запишите сначала номер задания (С1 и т.д.), а затем ответ к нему.

Французский писатель гуманист Франсуа Рабле вложил в уста одного из своих персонажей фразу, ставшую крылатой: «Аппетит приходит во время еды».

Что такое аппетит? Используя знание физиологического механизма возникновения аппетита, объясните смысл крылатой фразы.

Прочитайте текст «Возникновение приспособлений у животных» и выполните задания C2–C3.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРИСПОСОБЛЕНИЙ У ЖИВОТНЫХ

Биологи XIX в. Ж.-Б. Ламарк и Ч. Дарвин по-разному объясняли причины возникновения новых видов. Первый полагал, что новые признаки у животных и растений появляются в результате их внутреннего стремления к образованию новых приспособлений. Оно заставляет организмы упражняться в достижении своих целей и, таким образом, приобретать новые свойства. Так, по мнению Ламарка, у жирафа, добывающего пищу на высоких деревьях, появилась длинная шея, у уток и гусей – плавательные перепонки на ногах, а у оленей, вынужденных бодаться, появились рога. Недаром ученый считал, что не упражняемый орган постепенно исчезает, а упражняемый совершенствуется. Кроме того, Ламарк полагал, что приобретенные организмом в результате упражнений признаки всегда полезны, и они обязательно наследуются.

Ч. Дарвин, пытаясь выяснить механизм эволюции, предположил, что причинами появления отличий между особями одного вида являются наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор. В результате изменчивости появляются новые признаки. Некоторые из них наследуются. В природе между особями происходит борьба за пищу, воду, свет, территорию, полового партнера. Если новые признаки оказываются полезными для особи в определенных условиях среды, помогают выжить и оставить потомство, то они сохраняются естественным отбором и закрепляются в поколениях в процессе размножения. Особи с вредными признаками отсеиваются. Свои предположения ученый подтвердил, наблюдая за работой селекционеров. Он обнаружил, что в процессе искусственного отбора человек скрещивает особей с определенными, нужными селекционеру, признаками и получает разнообразные породы и сорта. Ч. Дарвин предположил, что в природе происходит нечто подобное. В результате естественного отбора возникают особи, обладающие новыми приспособлениями к условиям окружающей среды.

Прочитайте текст «Возникновение приспособлений у животных». Заполните в таблице «Сравнительная характеристика ученых на причины возникновения приспособлений у животных» графы, обозначенные цифрами

При выполнении задания перерисовывать таблицу не обязательно.

Достаточно записать номер графы и содержание пропущенного элемента.

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВЗГЛЯДОВ УЧЕНЫХ НА ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРИСПОСОБЛЕНИЙ У ЖИВОТНЫХ

Вопросы для сравнения

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ С

РАЗВЕРНУТЫМ ОТВЕТОМ

Задания этой части оцениваются в зависимости от полноты и правильности ответа.

Французский писатель гуманист Франсуа Рабле вложил в уста одного из своих персонажей фразу, ставшую крылатой: «Аппетит приходит во время еды». Что такое аппетит? Используя знание физиологического механизма возникновения аппетита, объясните смысл крылатой фразы.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Правильный ответ должен содержать следующие элементы. 1) Аппетит – эмоциональное ощущение, вызванное потребностью в пище, проявляющееся в желании, стремлении что-нибудь съесть. 2) Аппетит обусловлен формированием в мозгу стойких очагов возбуждения. Попавшая в желудок пища усиливает импульсы от рецепторов желудка идущие в мозг, вызывая потребность в новом ее приеме.

Ответ включает два названных выше элемента и не содержит биологических ошибок.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРИСПОСОБЛЕНИЙ У ЖИВОТНЫХ

Биологи XIX в. Ж.-Б. Ламарк и Ч. Дарвин по-разному объясняли причины возникновения новых видов. Первый полагал, что новые признаки у животных и растений появляются в результате их внутреннего стремления к образованию новых приспособлений. Оно заставляет организмы упражняться в достижении своих целей и, таким образом, приобретать новые свойства. Так, по мнению Ламарка, у жирафа, добывающего пищу на высоких деревьях, появилась длинная шея, у уток и гусей – плавательные перепонки на ногах, а у оленей, вынужденных бодаться, появились рога. Недаром ученый считал, что не упражняемый орган постепенно исчезает, а упражняемый совершенствуется. Кроме того, Ламарк полагал, что приобретенные организмом в результате упражнений признаки всегда полезны, и они обязательно наследуются.

Ч. Дарвин, пытаясь выяснить механизм эволюции, предположил, что причинами появления отличий между особями одного вида являются наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор. В результате изменчивости появляются новые признаки. Некоторые из них наследуются. В природе между особями происходит борьба за пищу, воду, свет, территорию, полового партнера. Если новые признаки оказываются полезными для особи в определенных условиях среды, помогают выжить и оставить потомство, то они сохраняются естественным отбором и закрепляются в поколениях в процессе размножения. Особи с вредными признаками отсеиваются. Свои предположения ученый подтвердил, наблюдая за работой селекционеров. Он обнаружил, что в

процессе искусственного отбора человек скрещивает особей с определенными, нужными селекционеру, признаками и получает разнообразные породы и сорта. Ч. Дарвин предположил, что в природе происходит нечто подобное. В результате естественного отбора возникают особи, обладающие новыми приспособлениями к условиям окружающей среды.

Прочитайте текст. Заполните в таблице «Сравнительная характеристика взглядов ученых на причины возникновения приспособлений у животных» графы, обозначенные цифрами 1, 2, 3.

При выполнении задания перерисовывать таблицу не обязательно.

Достаточно записать номер графы и содержание пропущенного элемента.

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВЗГЛЯДОВ УЧЕНЫХ НА ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРИСПОСОБЛЕНИЙ У ЖИВОТНЫХ

Признаки для сравнения

Каковы причины появления рогов у оленя?

Внутреннее стремление к совершенству через упражнения.

Каково значение новых признаков для организмов?

Могут быть вредными и полезными. Наследственные признаки либо сохраняются, либо отсеиваются.

Будут ли через несколько поколений рождаться бесхвостые щенята, если их родителям удалять хвосты?

Щенята всех поколений будут рождаться хвостатыми.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Графы таблицы должны быть заполнены следующим образом. 1) Наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор.

2) Все новые признаки полезны и сохраняются в потомстве. ИЛИ

Приобретенные в результате упражнений полезные признаки сохраняются в потомстве.

3) Хвост у щенят постепенно исчезнет.

Презентация к уроку по биологии (9 класс) по теме: Отработка заданий части В и С в ГИА по биологии

Презентация к уроку по биологии (9 класс) по теме:
Отработка заданий части В и С в ГИА по биологии.
Подписи к слайдам:

учитель биологии 1 кв.категорииМБОУ СОШ № 5 г. ТатарскаНикитенко Ольга Дмитриевна
Часть 2 включает 4 задания с кратким ответом (В1–В4). Для заданий части 2 ответ записывается в экзаменационной работе в отведенном для этогоместе. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.
Часть 2. При выполнении заданий с кратким ответом (В1-В4 ) запишите ответ так, как указано в тексте задания.
В1. Какие функции выполняет продолговатый мозг человека? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) регулирует деятельность дыхательной системы2) обеспечивает защитные рефлексы – кашель и чихание3) отвечает за чувство голода и насыщения4) регулирует температуру тела 5) регулирует деятельность кровеносной системы6) обеспечивает ориентировочные зрительные и слуховые рефлексы.Ответ:
1
2
5
В1. Какие признаки характерны для листьев растений? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) охлаждают растение2) имеют устьичные клетки3) выполняют якорную функцию4) содержат зону проведения5) всасывают воду и минеральные вещества6) Осуществляют синтез органических веществ из неорганическихОтвет:
1
2
6
В1. Какие признаки отличают мхи от папоротниковидных растений. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
Имеют ризоидыРазмножаются спорамиСодержат споры и коробочкиОбразуют половые клеткиИмеют предросток, похожий на нить водоросли6) В цикле развития имеют бесполое и половое поколенияОтвет:
1
3
5
В1. Какие стадии относят к эмбриональному периоду в развитии насекомых с полным превращением. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
ЛичинкаБластулаЗиготаВзрослая особьГаструлаКуколка Ответ:
2
3
5
В2. Установите соответствие между примером и видом адаптации, к которому его относят. Для этого к каждому элементу первого столбца выберите позицию из второго столбца. Выпишите в таблицу цифры верных ответов.
ПРИМЕР ВИД АДАПТАЦИИА) Строительство муравейника 1) морфологическаяБ) Окраска венчика у цветка 2) поведенческаяВ) Роющая конечность у кротаГ) Мясистый стебель у кактусаД) Брачные игры у тетеревовЕ) Впадение в спячкуОтвет:
А
Б
В
Г
Д
Е
2
1
1
1
2
2
В2. Установите соответствие между характеристикой и отделом кишечника человека, для которого она свойственна. Для этого к каждому элементу первого столбца выберите позицию из второго столбца. Выпишите в таблицу цифры верных ответов.
ХАРАКТЕРИСТИКА ОТДЕЛ КИШЕЧНИКАА) Заканчивается переваривание 1) тонкий белков, углеводов, липидов 2) толстыйБ) Всасываются органические вещества в кровь и лимфуВ) Всасывается основная часть водыГ) Расщепляется клетчаткаД) Внутренняя поверхность имеет ворсинкиЕ) Формирование каловых массОтвет:
А
Б
В
Г
Д
Е
1
1
2
2
1
2
В2. Установите соответствие между признаком и классом членистоногих, для которых он соответствует. Для этого к каждому элементу первого столбца выберите позицию из второго столбца. Выпишите в таблицу цифры верных ответов.
ПРИЗНАК КЛАССА) Две пары усиков 1)ПаукообразныеБ) число конечностей непостоянно 2)РакообразныеВ) органы дыхания – трахеи и легкиеГ) пара сложных глазД) четыре пары конечностейЕ) органы дыхания - жабрыОтвет:
А
Б
В
Г
Д
Е
2
2
1
2
1
2
В2. Установите соответствие между признаком и классом позвоночных животных, для которого он характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца выберите позицию из второго столбца. Выпишите в таблицу цифры верных ответов.
КЛАСС ПРИЗНАК А) Кожа тонкая и голая 1)ПресмыкающиесяБ) Кожа сухая, тонкая 2) Земноводныепокрыта роговыми чешуямии костными пластинкамиВ) Дыхание кожное и легочноеГ) Оплодотворение внутреннееД) Развитие с превращениемЕ) Трехкамерное сердце с неполной перегородкой Ответ:
А
Б
В
Г
Д
Е
2
1
2
1
2
1
В3. Установите последовательность соподчинения систематических категорий, начиная с наибольшей. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
Отряд ПриматыСемейство МартышкообразныеТип ХордовыеЦарство ЖивотныеВид Макака-резусКласс МлекопитающиеОтвет:
4
3
6
1
2
5
В3. Расположите в правильном порядке пункты инструкции по приготовлению препарата кожицы лука и рассматриванию его под микроскопом. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
Пинцетом снимите маленький кусочек тонкой кожицы с сочной чешуи лукаОсторожно расправьте кожицу препаровальными иглами и накройте покровным стекломПипеткой капните каплю слабого раствора йода на предметное стекло и положите кусочек кожицы в каплюРассмотрите приготовленный препарат при увеличении в 56 раз Предметное и покровное стекла протрите салфеткойОтвет:
5
1
3
2
4
В3. Расположите в правильном порядке пункты инструкции подсчета пульса до о после дозированной нагрузки. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
Сделайте 10 приседаний и снова подсчитайте число ударов за 1 мин.Приложите два пальца правой руки на внутреннюю сторону запястья левой рукиОсвободите от одежды запястье левой руки и нижнюю часть предплечьяПосле 5 минут отдыха в положении сидя подсчитайте пульсПодсчитайте число ударов пульса за 1 мин. в спокойном состоянииСлегка надавите пальцем до ощущения биения сердца Ответ:
3
2
6
5
1
4
В3. Расположите в правильном порядке уровни организации животной ткани, начиная с наибольшего. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
Соединительная тканьИон железаЭритроцитыГемоглобинФорменные элементыКровь Ответ:
1
6
5
3
4
2
В4. Вставьте в текст «Внешнее строение побега пропущенные термины из предложенного перечня, использую для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.
Внешнее строение побегаПобег, состоящий из стебля, листьев и почек, называют __(А).Почки могут располагаться на верхушке побега – верхушечная почка – и в пазухе листьев – пазушные почки, или ___(Б). Угол между листом и расположенной частью стебля называют ___(В) листа. Тот участок стебля, от которого отходит лист, называют ____(Г).Перечень терминов:1) генеративный2) пазуха3) боковая почка4) смешанная почка5) вегетативный6) жилка7) чечевичка8) узелОтвет:
А
Б
В
Г
5
3
2
8
В4.Вставьте в текст «Строение трубчатой кости» пропущенные термины из предложенного перечня, использую для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.
Строение трубчатой кости.Скелет человека образует множество разнообразных костей, среди которых хорошо различимы трубчатые кости, образующие в основном ______(А). Тело трубчатой кости состоит в основном из _____(Б). В головке кости оно переходит в _____(В), состоящих из перемычек, образующих ячейки, в которых находится ____(Г), выполняющий кроветворную функцию. Перечень терминов:Губчатое веществоНадкостницаКомпактное веществоЖелтый костный мозгГрудная клеткаСвободная верхняя конечностьХрящКрасный костный мозгОтвет:
А
Б
В
Г
6
3
1
8
В4.Вставьте в текст «Световая фаза фотосинтеза» пропущенные термины из предложенного перечня, использую для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.
«Световая фаза фотосинтеза»
В настоящее время установлено, что фотосинтез протекает в две фазы: световую и ____(А). В световую фазу благодаря солнечной энергии происходит возбуждение молекул _____(Б) и синтез молекул _____(В). Одновременно с этой реакцией под действием света разлагается вода с выделением свободного _____(Г). Этот процесс называется фотолизом. Перечень терминов:ДНКТемновая КислородАТФСумеречнаяГемоглобинХлорофилл Углекислый газОтвет:
А
Б
В
Г
2
7
4
3
В4.Вставьте в текст «Строение сетчатки» пропущенные термины из предложенного перечня, использую для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.
СТРОЕНИЕ СЕТЧАТКИ
Сетчатка глаза содержит два типа рецепторов. Первые _____(А) – возбуждаются слабым светом, но не воспринимают цвета. Вторые - ____(Б) – способны реагировать на цвет, но возбуждаются только при ярком освещении. Однако, на сетчатке есть участок, где зрительные рецепторы отсутствуют, это - ____(В). Также имеется участок, где сосредоточен только один тип зрительных рецепторов. Его называют ____(Г). Перечень терминов:ПалочкаЗрачокРоговицаСлепое пятноХрусталикЖелтое пятноСтекловидное телоКолбочка Ответ:
А
Б
В
Г
1
8
4
6
Часть 3 содержит 4 задания (С1–С4), на которые следует дать развернутый ответ. Задания выполняются на отдельном листе.Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, то можно вернуться к пропущенным заданиям.За каждый правильный ответ в зависимости от сложности задания дается один или более баллов. Баллы, полученные вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать максимально возможное количество баллов.
С1. Почему человек не воспринимает цвет предметов при боковом зрении?
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:За восприятие цвета отвечают колбочки, которые располагаются в центре сетчатки;При боковом зрении изображение предмета формируется на периферии сетчатки, где колбочки отсутствуют.
С2. Прочитайте текст «Железы» и заполните в таблице «Сравнительная характеристика желез» графы, обозначенные цифрами 1,2,3.
Сравнительная характеристика желез
Характеристика
Половые железы
Поджелудочная железа
Тип железы
1
Смешанной секреции
2
половые
Глюкагон и инсулин
Внешнесекреторная функция
Сперматозоиды и яйцеклетки
3
Содержание верного ответа.
Графы таблицы должны быть заполнены следующим образом:1 – смешанной секреции2- внутрисекреторная (эндокринная) функция3- пищеварительные ферменты
С3. Работа с текстом: умение соотносить сведения из текста со знаниями, полученными при изучении курса биологии, применять имеющиеся знания для анализа явлений и событий, высказывать и обосновывать собственное мнение.
С3. Используя содержание текста «Железы» и знание курса, назовите отличие желез внутренней секреции от желез внешней секреции.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:1) Железы внутренней секреции выделяют биологически активные вещества в кровь и лимфу;2) Железы внутренней секреции не имеют протоков;3) Биологически активные вещества желез внутренней секреции называются гормонами.
С4. Умение работать со статистическими данными, представленными в табличной форме.
С4. Изучите таблицу «Влияние основных факторов на здоровье человека». Ответьте на вопросы.
Влияние основных факторов на здоровье человека (в%).
Факторы, влияющие на здоровье человека
Влияние факторов на здоровье человека
Образ жизни человека
50%
Социальные условия
17 -20 %
Природные условия
17 – 20 %
Наследственность
17 – 20 %
Здравоохранение
8 – 9 %
От чего зависит здоровье человека? Дайте определения понятиям «здоровый образ жизни». Как связаны здоровье человека и его образ жизни?
Правильный ответ может содержать следующие элементы:
Здоровье человека в большей степени зависит от образа жизни;Здоровый образ жизни – это поведение человека, направленное на укрепление здоровья и основанное на гигиенических нормах. Здоровый образ жизни предполагает совершенствование всех сторон жизни – биологических и социальных, разумное удовлетворение материальных и духовных потребностей, знание меры своих возможностей;Образ жизни человека оказывает непосредственное влияние на его здоровье. Образ жизни складывается из стиля жизни, труда, быта, культуры человека и подразумевает привычный для человека тип питания, труда и отдыха. Отношение к физической культуре, отсутствие болезненных пристрастий – вредных привычек (курение, злоупотребление алкоголем, наркомания).
Удачи на экзаменах.

Предварительный просмотр:

Строение и функции головного мозга

Головной мозг расположен в мозговой части черепа. Масса головного мозга взрослого человека составляет около 1400— 1500 г. У новорожденного в среднем около 380 г. Рост мозга заканчивается к 23—25 годам.

Головной мозг состоит из пяти отделов: переднего, промежуточного, среднего, заднего (мост и мозжечок) и продолговатого.

Продолговатый мозг является продолжением спинного мозга. В продолговатом мозге находятся следующие центры:

• безусловных пищевых рефлексов;

• защитных рефлексов (кашля, чихания, мигания, слезоотделения);

• центры изменения тонуса некоторых групп мышц и положения тела.

Мост - проводящие пути слухового анализатора.

Мозжечок играет основную роль в поддержании равновесия тела и координации движений.

Средний мозг Его развитие связано со зрительным и слуховым анализаторами. Проходят восходящие и нисходящие нервные пути. Восходящие пути идут к таламусу, нисходящие — в продолговатый и спинной мозг. В четверохолмии расположены подкорковые центры движений, возникающих под влиянием зрительных (верхние холмики) и слуховых (нижние холмики) раздражений.

Промежуточный мозг включает: зрительные бугры (таламус), надбугорную область (эпиталамус), подбугорную область (гипоталамус) и коленчатые тела.

Таламус отвечает за все виды чувствительности (кроме обонятельной) и координирует мимику, жестикуляцию, другие проявления эмоций. Сверху к таламусу прилегает эпифиз, являющийся железой внутренней секреции. Ядра эпифиза участвуют в работе обонятельного анализатора. Снизу находится другая железа внутренней секреции — гипофиз.

Гипоталамус контролирует деятельность вегетативной нервной системы, регуляцию обмена веществ, гомеостаз, сон и бодрствование, эндокринные функции организма. Он объединяет нервные и гуморальные регуляторные механизмы в общую нейроэндокринную систему.

Передний мозг состоит из правого и левого полушарий, соединенных мозолистым телом. Серое вещество образует кору головного мозга, белое вещество — проводящие пути полушарий. В белом веществе рассеяны ядра серого вещества (подкорковые структуры).

Кора больших полушарий впервые появляется у рептилий. У млекопитающих она занимает большую часть поверхности полушарий и состоит из шести слоев клеток.

Глубокие борозды делят полушарие на четыре доли: лобную, теменную, височную и затылочную.

Нижнюю поверхность полушарий называют основанием мозга. Наибольшего развития у человека достигают лобные доли.

Зоны коры больших полушарий и их функции:

• двигательная зона расположена в передней центральной извилине лобной доли;

• зона кожно-мышечной чувствительности расположена в задней центральной извилине теменной доли;

• зрительная зона расположена в затылочной доле;

• слуховая зона расположена в височной доле;

• центры обоняния и вкуса находятся на внутренних поверхностях височных и лобных долей;

• ассоциативные зоны коры связывают ее различные области. Они играют важнейшую роль в образовании условных рефлексов.

Пищеварение в тонком и толстом кишечнике.

Слизистая оболочка тонкой кишки образует многочисленные круговые (циркулярные) складки — постоянные (анатомические), а продольные и косые — непостоянные (физиологические), увеличивающие во много раз ее всасывающую поверхность и участвующие в процессе продвижения пищи. По мере приближения подвздошной кишки к толстому кишечнику количество продольных складок увеличивается. Также в слизистом слое расположены многочисленные железы, секретирующие кишечный сок, в состав которого входят различные ферменты, участвующие в переваривании пищи.

Процесс переваривания продуктов питания происходит не только в полости тонкого кишечника. а также в непосредственной близости от ворсинок (пристеночное пищеварение) и внутри клеток слизистой оболочки (внутриклеточное пищеварение).

В тонком кишечнике происходит всасывание питательных веществ, которые участвуют в разнообразных метаболических процессах в организме.

Клетки слизистой оболочки толстой кишки не имеют ворсинок, так как интенсивность процессов всасывания в ней значительно снижается.
В толстом кишечнике заканчивается всасывание воды и формируются каловые массы. Для их образования и продвижения по отделам толстого кишечника клетками слизистой оболочки секретируется слизь.

* Сетчатка — это тонкий слой нервной ткани, расположенный с внутренней стороны задней части глазного яблока. Сетчатка глаза отвечает за восприятие изображения, которое проецируется на нее при помощи роговицы и хрусталика, и преобразование его в нервные импульсы, которые затем передаются в головной мозг.

Важнейшей частью сетчатки является макула (макулярная область, желтое пятно). Макула отвечает за центральное зрение, так как в ней находятся большое количество фоторецепторов, а именно колбочек. Именно они дают нам возможность видеть хорошо при дневном освещении. Заболевания макулы могут значительно понижать зрение.

Предварительный просмотр:

Задания части 2 (В). части 3(С) ГИА по биологии.

При выполнении заданий с кратким ответом ( В1-В4 ) ответ записывается так, как указано в тексте задания.

В1. Какие функции выполняет продолговатый мозг человека? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) регулирует деятельность дыхательной системы

2) обеспечивает защитные рефлексы – кашель и чихание

3) отвечает за чувство голода и насыщения

4) регулирует температуру тела

5) регулирует деятельность кровеносной системы

6) обеспечивает ориентировочные зрительные и слуховые рефлексы.

В1. Какие признаки характерны для листьев растений? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) охлаждают растение

2) имеют устьичные клетки

3) выполняют якорную функцию

4) содержат зону проведения

5) всасывают воду и минеральные вещества

6) Осуществляют синтез органических веществ из неорганических

В1. Какие признаки отличают мхи от папоротниковидных растений. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

Содержат споры и коробочки

Образуют половые клетки

Имеют предросток, похожий на нить водоросли

В цикле развития имеют бесполое и половое поколения

В1. Какие стадии относят к эмбриональному периоду в развитии насекомых с полным превращение. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

В2. Установите соответствие между примером и видом адаптации, к которому его относят. Для этого к каждому элементу первого столбца выберите позицию из второго столбца. Выпишите в таблицу цифры верных ответов.

ПРИМЕР ВИД АДАПТАЦИИ

А) Строительство муравейника 1) морфологическая

Б) Окраска венчика у цветка 2) поведенческая

В) Роющая конечность у крота

Г) Мясистый стебель у кактуса

Д) Брачные игры у тетеревов

Е) Впадение в спячку

В2. Установите соответствие между характеристикой и отделом кишечника человека, для которого она свойственна. Для этого к каждому элементу первого столбца выберите позицию из второго столбца. Выпишите в таблицу цифры верных ответов.

ХАРАКТЕРИСТИКА ОТДЕЛ КИШЕЧНИКА

А) Заканчивается переваривание 1) тонкий

белков, углеводов, липидов 2) толстый

Б) Всасываются органические

вещества в кровь и лимфу

В) Всасывается основная часть воды

Г) Расщепляется клетчатка

Д) Внутренняя поверхность имеет ворсинки

Е) Формирование каловых масс

В2. Установите соответствие между признаком и классом членистоногих, для которых он соответствует. Для этого к каждому элементу первого столбца выберите позицию из второго столбца. Выпишите в таблицу цифры верных ответов.

А) Две пары усиков 1)Паукообразные

Б) число конечностей непостоянно 2)Ракообразные

В) органы дыхания – трахеи и легкие

Г) пара сложных глаз

Д) четыре пары конечностей

Е) органы дыхания - жабры

В2. Установите соответствие между признаком и классом позвоночных животных, для которого он характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца выберите позицию из второго столбца. Выпишите в таблицу цифры верных ответов.

А) Кожа тонкая и голая 1)Пресмыкающиеся

Б) Кожа сухая, тонкая 2) Земноводные

покрыта роговыми чешуями

и костными пластинками

В) Дыхание кожное и легочное

Г) Оплодотворение внутреннее

Д) Развитие с превращением

Е) Трехкамерное сердце с неполной перегородкой

В3. Установите последовательность соподчинения систематических категорий, начиная с наибольшей. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

В3. Расположите в правильном порядке пункты инструкции по приготовлению препарата кожицы лука и рассматриванию его под микроскопом. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

Пинцетом снимите маленький кусочек тонкой кожицы с сочной чешуи лука

Осторожно расправьте кожицу препаровальными иглами и накройте покровным стеклом

Пипеткой капните каплю слабого раствора йода на предметное стекло и положите кусочек кожицы в каплю

Рассмотрите приготовленный препарат при увеличении в 56 раз

Предметное и покровное стекла протрите салфеткой

В3. Расположите в правильном порядке пункты инструкции подсчета пульса до о после дозированной нагрузки. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

Сделайте 10 приседаний и снова подсчитайте число ударов за 1 мин.

Приложите два пальца правой руки на внутреннюю сторону запястья левой руки

Освободите от одежды запястье левой руки и нижнюю часть предплечья

После 5 минут отдыха в положении сидя подсчитайте пульс

Подсчитайте число ударов пульса за 1 мин. в спокойном состоянии

Слегка надавите пальцем до ощущения биения сердца

В3. Расположите в правильном порядке уровни организации животной ткани, начиная с наибольшего. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

В4. Вставьте в текст «Внешнее строение побега пропущенные термины из предложенного перечня, использую для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.

Внешнее строение побега

Побег, состоящий из стебля, листьев и почек, называют __(А).

Почки могут располагаться на верхушке побега – верхушечная почка – и в пазухе листьев – пазушные почки, или ___(Б). Угол между листом и расположенной частью стебля называют ___(В) листа. Тот участок стебля, от которого отходит лист, называют ____(Г).

3) боковая почка

4) смешанная почка

В4.Вставьте в текст «Строение трубчатой кости» пропущенные термины из предложенного перечня, использую для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.

Строение трубчатой кости.

Скелет человека образует множество разнообразных костей, среди которых хорошо различимы трубчатые кости, образующие в основном ______(А). Тело трубчатой кости состоит в основном из _____(Б). В головке кости оно переходит в _____(В), состоящих из перемычек, образующих ячейки, в которых находится ____(Г), выполняющий кроветворную функцию.

Желтый костный мозг

Свободная верхняя конечность

Красный костный мозг

В4.Вставьте в текст «Световая фаза фотосинтеза» пропущенные термины из предложенного перечня, использую для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.

«Световая фаза фотосинтеза»

В настоящее время установлено, что фотосинтез протекает в две фазы: световую и ____(А). В световую фазу благодаря солнечной энергии происходит возбуждение молекул _____(Б) и синтез молекул _____(В). Одновременно с этой реакцией под действием света разлагается вода с выделением свободного _____(Г). Этот процесс называется фотолизом.

В4.Вставьте в текст «Строение сетчатки» пропущенные термины из предложенного перечня, использую для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.

Сетчатка глаза содержит два типа рецепторов. Первые _____(А) – возбуждаются слабым светом, но не воспринимают цвета. Вторые - ____(Б) – способны реагировать на цвет, но возбуждаются только при ярком освещении. Однако, на сетчатке есть участок, где зрительные рецепторы отсутствуют, это - ____(В). Также имеется участок, где сосредоточен только один тип зрительных рецепторов. Его называют ____(Г).

С1. Почему человек не воспринимает цвет предметов при боковом зрении?

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

За восприятие цвета отвечают колбочки, которые располагаются в центре сетчатки;

При боковом зрении изображение предмета формируется на периферии сетчатки, где колбочки отсутствуют.

С2. Прочитайте текст «Железы» и заполните в таблице «Сравнительная характеристика желез» графы, обозначенные цифрами 1,2,3.

При выполнении задания перерисовывать таблицу необязательно. Достаточно записать графы и содержание пропущенного элемента.

Железы - специальные органы, вырабатывающие биологически активные вещества. Железы внешней секреции выделяют вещества в полости тела, органов или поверхность кожи специальные протоки (слезные, потовые, слюнные, железы желудка и др.). Железы внутренней секреции выделяют вещества в протекающую через них кровь и лимфу (гипофиз, щитовидная железа, надпочечники и др.) Биологически активные вещества, выделяемые железами внутренней секреции, называются гормонами. Смешанные железы выполняют внешнесекреторную и внутрисекреторную функции.

Половые железы (семенники у мужчин и яичники у женщин) отвечают за образование сперматозоидов и яйцеклеток, а так же синтез мужских и женских половых гормонов.

Поджелудочная железа отвечает за выработку пищеварительных ферментов и вывод их по выводному протоку в двенадцатиперстную кишку, а так же синтез гормонов глюкагона и инсулина. Инсулин повышает проницаемость клеточных мембран для глюкозы, что усиливает ее расщепление в тканях, отложение гликогена и в конечном счете содержание сахара в крови.

Сравнительная характеристика желез

С3. Работа с текстом: умение соотносить сведения из текста со знаниями, полученными при изучении курса биологии, применять имеющиеся знания для анализа явлений и событий, высказывать и обосновывать собственное мнение.

С3. Используя содержание текста «Железы» и знание курса, назовите отличие желез внутренней секреции от желез внешней секреции.

С4. Умение работать со статистическими данными, представленными в табличной форме.

С4. Изучите таблицу «Влияние основных факторов на здоровье человека». Ответьте на вопросы.

Влияние основных факторов на здоровье человека (в%).

1). Ознакомить учащихся 9 класса со спецификой выполнения и структурой части2 (В) и части 3 (С) в ГИА по биологии;

2). Продолжить формирование умений и навыков работы с заданиями ГИА по биологии на основе справочного материала.

3). Показать на практике возможности выполнения заданий части 3 (С).

1). Спецификация контрольно-измерительных материалов для проведения в 2012 году государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по биологии обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования; 2). Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования, для проведения в 2012 году государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по биологии;

4). Справочные материалы.

5). Задания части С.

Введение. (Вступительное слово учителя).

Часть 2 включает 4 задания с кратким ответом (В1–В4). Для заданий части 2 ответ записывается в экзаменационной работе в отведенном для этого
месте. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.

Часть 3 содержит 4 задания (С1–С4), на которые следует дать развернутый ответ. Задания выполняются на отдельном листе.
Советую выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, то можно вернуться к пропущенным заданиям.
За каждый правильный ответ в зависимости от сложности задания дается один или более баллов. Баллы, полученные вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать максимально возможное количество баллов.

Отработка заданий части 2.

Напоминаю. что
При выполнении заданий с кратким ответом ( В1-В4 ) ответ записывается так, как указано в тексте задания.

В1. Какие функции выполняет продолговатый мозг человека? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) регулирует деятельность дыхательной системы

2) обеспечивает защитные рефлексы – кашель и чихание

3) отвечает за чувство голода и насыщения

4) регулирует температуру тела

5) регулирует деятельность кровеносной системы

6) обеспечивает ориентировочные зрительные и слуховые рефлексы.

В2. Установите соответствие между характеристикой и отделом кишечника человека, для которого она свойственна. Для этого к каждому элементу первого столбца выберите позицию из второго столбца. Выпишите в таблицу цифры верных ответов.

ХАРАКТЕРИСТИКА ОТДЕЛ КИШЕЧНИКА

А) Заканчивается переваривание 1) тонкий

белков, углеводов, липидов 2) толстый

Б) Всасываются органические

вещества в кровь и лимфу

В) Всасывается основная часть воды

Г) Расщепляется клетчатка

Д) Внутренняя поверхность имеет ворсинки

Е) Формирование каловых масс

В2. Установите соответствие между признаком и классом членистоногих, для которых он соответствует. Для этого к каждому элементу первого столбца выберите позицию из второго столбца. Выпишите в таблицу цифры верных ответов.

А) Две пары усиков 1)Паукообразные

Б) число конечностей непостоянно 2)Ракообразные

В) органы дыхания – трахеи и легкие

Г) пара сложных глаз

Д) четыре пары конечностей

Е) органы дыхания - жабры

В2. Установите соответствие между признаком и классом позвоночных животных, для которого он характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца выберите позицию из второго столбца. Выпишите в таблицу цифры верных ответов.

А) Кожа тонкая и голая 1)Пресмыкающиеся

Б) Кожа сухая, тонкая 2) Земноводные

покрыта роговыми чешуями

и костными пластинками

В) Дыхание кожное и легочное

Г) Оплодотворение внутреннее

Д) Развитие с превращением

Е) Трехкамерное сердце с неполной перегородкой

В3. Установите последовательность соподчинения систематических категорий, начиная с наибольшей. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

В3. Расположите в правильном порядке пункты инструкции по приготовлению препарата кожицы лука и рассматриванию его под микроскопом. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

Пинцетом снимите маленький кусочек тонкой кожицы с сочной чешуи лука

Осторожно расправьте кожицу препаровальными иглами и накройте покровным стеклом

Пипеткой капните каплю слабого раствора йода на предметное стекло и положите кусочек кожицы в каплю

Рассмотрите приготовленный препарат при увеличении в 56 раз

Предметное и покровное стекла протрите салфеткой

В3. Расположите в правильном порядке пункты инструкции подсчета пульса до о после дозированной нагрузки. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

Сделайте 10 приседаний и снова подсчитайте число ударов за 1 мин.

Приложите два пальца правой руки на внутреннюю сторону запястья левой руки

Освободите от одежды запястье левой руки и нижнюю часть предплечья

После 5 минут отдыха в положении сидя подсчитайте пульс

Подсчитайте число ударов пульса за 1 мин. в спокойном состоянии

Слегка надавите пальцем до ощущения биения сердца

В3. Расположите в правильном порядке уровни организации животной ткани, начиная с наибольшего. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

В4. Вставьте в текст «Внешнее строение побега пропущенные термины из предложенного перечня, использую для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.

Внешнее строение побега

Побег, состоящий из стебля, листьев и почек, называют __(А).

Почки могут располагаться на верхушке побега – верхушечная почка – и в пазухе листьев – пазушные почки, или ___(Б). Угол между листом и расположенной частью стебля называют ___(В) листа. Тот участок стебля, от которого отходит лист, называют ____(Г).

3) боковая почка

4) смешанная почка

В4.Вставьте в текст «Строение трубчатой кости» пропущенные термины из предложенного перечня, использую для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.

Строение трубчатой кости.

Скелет человека образует множество разнообразных костей, среди которых хорошо различимы трубчатые кости, образующие в основном ______(А). Тело трубчатой кости состоит в основном из _____(Б). В головке кости оно переходит в _____(В), состоящих из перемычек, образующих ячейки, в которых находится ____(Г), выполняющий кроветворную функцию.

Желтый костный мозг

Свободная верхняя конечность

Красный костный мозг

В4.Вставьте в текст «Световая фаза фотосинтеза» пропущенные термины из предложенного перечня, использую для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.

«Световая фаза фотосинтеза»

В настоящее время установлено, что фотосинтез протекает в две фазы: световую и ____(А). В световую фазу благодаря солнечной энергии происходит возбуждение молекул _____(Б) и синтез молекул _____(В). Одновременно с этой реакцией под действием света разлагается вода с выделением свободного _____(Г). Этот процесс называется фотолизом.

В4.Вставьте в текст «Строение сетчатки» пропущенные термины из предложенного перечня, использую для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.

Сетчатка глаза содержит два типа рецепторов. Первые _____(А) – возбуждаются слабым светом, но не воспринимают цвета. Вторые - ____(Б) – способны реагировать на цвет, но возбуждаются только при ярком освещении. Однако, на сетчатке есть участок, где зрительные рецепторы отсутствуют, это - ____(В). Также имеется участок, где сосредоточен только один тип зрительных рецепторов. Его называют ____(Г).

С1. Почему человек не воспринимает цвет предметов при боковом зрении?

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

За восприятие цвета отвечают колбочки, которые располагаются в центре сетчатки;

При боковом зрении изображение предмета формируется на периферии сетчатки, где колбочки отсутствуют.

С2. Прочитайте текст «Железы» и заполните в таблице «Сравнительная характеристика желез» графы, обозначенные цифрами 1,2,3.

При выполнении задания перерисовывать таблицу необязательно. Достаточно записать графы и содержание пропущенного элемента.

Железы - специальные органы, вырабатывающие биологически активные вещества. Железы внешней секреции выделяют вещества в полости тела, органов или поверхность кожи специальные протоки (слезные, потовые, слюнные, железы желудка и др.). Железы внутренней секреции выделяют вещества в протекающую через них кровь и лимфу (гипофиз, щитовидная железа, надпочечники и др.) Биологически активные вещества, выделяемые железами внутренней секреции, называются гормонами. Смешанные железы выполняют внешнесекреторную и внутрисекреторную функции.

Половые железы (семенники у мужчин и яичники у женщин) отвечают за образование сперматозоидов и яйцеклеток, а так же синтез мужских и женских половых гормонов.

Поджелудочная железа отвечает за выработку пищеварительных ферментов и вывод их по выводному протоку в двенадцатиперстную кишку, а так же синтез гормонов глюкагона и инсулина. Инсулин повышает проницаемость клеточных мембран для глюкозы, что усиливает ее расщепление в тканях, отложение гликогена и в конечном счете содержание сахара в крови.

Сравнительная характеристика желез

1 – смешанной секреции

2- внутрисекреторная (эндокринная) функция

3- пищеварительные ферменты

С3. Работа с текстом: умение соотносить сведения из текста со знаниями, полученными при изучении курса биологии, применять имеющиеся знания для анализа явлений и событий, высказывать и обосновывать собственное мнение.

С3. Используя содержание текста «Железы» и знание курса, назовите отличие желез внутренней секреции от желез внешней секреции.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) Железы внутренней секреции выделяют биологически активные вещества в кровь и лимфу;

2) Железы внутренней секреции не имеют протоков;

3) Биологически активные вещества желез внутренней секреции называются гормонами.

С4. Умение работать со статистическими данными, представленными в табличной форме.

С4. Изучите таблицу «Влияние основных факторов на здоровье человека». Ответьте на вопросы.

Влияние основных факторов на здоровье человека (в%).

От чего зависит здоровье человека? Дайте определения

понятиям «здоровый образ жизни». Как связаны здоровье

человека и его образ жизни?

Правильный ответ может содержать следующие элементы:

Здоровье человека в большей степени зависит от образа жизни;

Здоровый образ жизни – это поведение человека, направленное на укрепление здоровья и основанное на гигиенических нормах. Здоровый образ жизни предполагает совершенствование всех сторон жизни – биологических и социальных, разумное удовлетворение материальных и духовных потребностей, знание меры своих возможностей;

Образ жизни человека оказывает непосредственное влияние на его здоровье. Образ жизни складывается из стиля жизни, труда, быта, культуры человека и подразумевает привычный для человека тип питания, труда и отдыха. Отношение к физической культуре, отсутствие болезненных пристрастий – вредных привычек (курение, злоупотребление алкоголем, наркомания).

III. Подведение итогов занятия. Рефлексия.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цель урока:отработка умений составления плана при выполнении задания С8.Задачи:проверка знания содержательной части темы и умения выстроить логику содержания;составление алгоритма сложного плана.

Отработка заданий части С ЕГЭ по биологии.

Отработка заданий части С в ЕГЭ по биологии на основе кодификатора.

Варианты новых тем части С в ГИА по русскому языку в 9 классе 2013г

В данно документе предлагается более 30 реальных тем для измененной в 2013 году части С ГИА по русскому языку в 9 классе.

Стратегии подготовки к письму и говорению в ГИА по английскому языку.

В данной статье даются стратегии по подготовке к ОГЭ. раздел " Письмо" и "Говорение".

Данная подборка текстов -своего рода учебное пособие, которое поможет старшеклассникам научиться работать с текстом, понимать мысли и задачи автора, совершенствоваться в выполнении тестовых зада.

Стратегии подготовки к письму и говорению в ГИА по английскому языку.

Стратегии подготовки к письму и говорению в ГИА по английскому языку.

Практикум с учителями географии по подготовке к ОГЭ.