Руководства, Инструкции, Бланки

Частный Сервитут Бланк img-1

Частный Сервитут Бланк

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Частный сервитут бланк

uristinfo.net

Гражданское законодательство вводит понятие права ограниченного пользования земельным участком - сервитут, которое обременяет чужой земельный участок и устанавливается либо по соглашению между собственниками по требованию одного из них, либо соглашением между собственником и землепользователем или землевладельцем. Также договор о сервитуте может быть заключен в силу прямого указания закона. Земельный кодекс РФ помимо предусмотренного гражданским законодательством частного сервитута ввел понятие публичного сервитута, который устанавливается в интересах государства, местного самоуправления или местного населения (в целях ремонта инженерных сетей, линий и транспортной инфраструктуры, забора воды и водопоя, проведения изыскательских, исследовательских работ, свободного доступа к прибрежной полосе и др.). Такого рода сервитуты устанавливаются федеральными законами и иными федеральными нормативными правовыми актами, нормативными правовыми актами субъекта РФ и органов местного самоуправления с учетом результатов общественных слушаний.

Согласно Земельному кодексу РФ в результате установления публичного сервитута, так же как и при установлении частного сервитута, возникает обременение земельного участка правами лиц, в интересах которых он установлен, но только в данном случае круг этих лиц может быть неопределенным, например при установлении прохода для населения через земельный участок (участки) к прибрежной полосе.

Кроме того, Земельный кодекс РФ предусматривает отдельные виды публичных сервитутов, которые корреспондируют с предусмотренными Гражданским кодексом РФ частными сервитутами, например для обеспечения прохода или проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи и т.п. Основное отличие между частными и публичными сервитутами будет в способе установления сервитута и в тех интересах, для которых он устанавливается. Собственник земельного участка в целях прокладки линии электропередачи или газопровода к своему участку может заключать договор с собственником соседнего земельного участка либо с несколькими собственниками участков, через которые будет осуществлен подвод коммуникаций к его участку, и в этом случае речь идет о частном сервитуте. При этом права сторон по использованию земельного участка будут определяться договором. Если же через уже существующий район индивидуальной жилой застройки будет необходимо провести коммуникации для вновь застраиваемой территории, это, скорее всего, будет сделано на основе установления публичного сервитута. В этом случае права по использованию земельного участка будут определяться нормативным правовым актом, установившим сервитут.

В пункте 3 ст. 23 ЗК РФ установлены следующие виды публичных сервитутов для:

1) прохода или проезда через земельный участок;

2) использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры;

3) размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним;

4) проведения дренажных работ на земельном участке;

5) забора воды и водопоя;

6) прогона скота через земельный участок;

7) сенокоса или пастьбы скота на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям, обычаям, за исключением таких земельных участков в пределах земель лесного фонда;

8) использования земельного участка в целях охоты, ловли рыбы в расположенном на земельном участке замкнутом водоеме, сбора дикорастущих растений в установленные сроки и в установленном порядке;

9) временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ;

10) свободного доступа к прибрежной полосе.

Сервитут может быть срочным или постоянным. В первом случае при установлении сервитута указывается срок, на который он устанавливается, второй случай не предусматривает указания о сроке.

При установлении публичных и частных сервитутов изъятие земельных участков не производится. Обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком, а пожизненного владельца, постоянного пользователя, арендатора -прав владения, пользования и в установленных законом случаях распоряжения своим земельным участком.

В то же время собственники (владельцы, пользователи, арендаторы) земельных участков испытывают определенные стеснения, неудобства в их использовании, в реализации правомочий по владению, пользованию и распоряжению своим земельным участком. Экономическая ценность земельного участка может уменьшиться. Поэтому закон предусматривает, что осуществление сервитута должно быть наименее обременительным для земельного участка, на котором он установлен.

Если установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, то его собственник вправе требовать соразмерную плату от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут.

Собственник обремененного частным сервитутом земельного участка также вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату. Причем в отличие от публичных сервитутов здесь нет специального условия о наличии существенных затруднений в использовании земельного участка как необходимого для возможности требовать плату.

Плату целесообразно устанавливать в договоре с лицом, в пользу которого устанавливается сервитут, либо она может быть установлена судебным решением, на основании которого предоставляется право ограниченного пользования земельным участком. При установлении публичного сервитута собственник обремененного участка может требовать плату от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установившего сервитут, если его установление приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка.

Росземкадастр разработал Методические рекомендации по оценке соразмерной платы за сервитут, в соответствии с которыми выплата соразмерной платы за сервитут может иметь единовременный характер, когда плата выплачивается однократно в полном объеме, и периодический характер, когда плата выплачивается многократно частями в течение всего срока, на который сервитут установлен. Вид выплаты соразмерной платы за сервитут (единовременный или периодический) может быть установлен соглашением о сервитуте, решением суда или нормативным правовым актом, которым сервитут установлен.

Плата за сервитут должна быть соразмерна убыткам, которые причинены собственнику земельного участка или иного объекта недвижимости, обремененного сервитутом, в связи с ограничением его прав в результате установления сервитута. Соразмерность платы за сервитут убыткам означает, что величина платы за сервитут равна размеру убытков, причиненных собственнику обремененного сервитутом земельного участка или иного объекта недвижимости, в связи с ограничением его прав в результате установления сервитута.

Величина соразмерной платы за сервитут определяется как размер убытков, которые причинены собственнику земельного участка или иного объекта недвижимости, обремененного сервитутом, в связи с ограничением его прав в результате установления сервитута, и рассчитывается путем сложения:

размера реального ущерба, рассчитываемого без учета размера реального ущерба, который причинен собственнику земельного участка или иного объекта недвижимости в связи с досрочным прекращением обязательств перед третьими лицами (далее - реального ущерба);

размера упущенной выгоды, рассчитываемого без учета размера упущенной выгоды, которая причинена собственнику земельного участка или иного объекта недвижимости в связи с досрочным прекращением обязательств перед третьими лицами (далее - упущенной выгоды);

размера убытков, которые причинены собственнику земельного участка или иного объекта недвижимости в связи с досрочным прекращением обязательств перед третьими лицами.

Соразмерная плата за сервитут как при ее единовременной выплате, так и при ее периодических выплатах должна быть эквивалентна убыткам, которые причинены собственнику земельного участка или иного объекта недвижимости, обремененного сервитутом, в течение всего срока, на который сервитут установлен, с учетом текущей неравноценности таких убытков, причиненных в разное время в течение этого срока.

Размер реального ущерба, который причинен собственникам незастроенных земельных участков или иного объекта недвижимости в результате установления сервитута, определяется в размере разницы между рыночной стоимостью земельного участка или иного объекта недвижимости без учета ограничений прав собственника в результате установления сервитута и рыночной стоимостью земельного участка или иного объекта недвижимости с учетом ограничений прав собственника в результате установления сервитута. Рыночная стоимость иного объекта недвижимости определяется на основании отчета об оценке объекта недвижимости, выполненного в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Под упущенной выгодой собственника земельного участка или иного объекта недвижимости, обремененного сервитутом, понимается неполученный доход, который собственник земельного участка или иного объекта недвижимости, обремененного сервитутом, получил бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его права не были нарушены. Расчет размера упущенной выгоды осуществляется путем дисконтирования будущих неполученных за период восстановления нарушенного производства доходов, которые собственник земельного участка или иного объекта недвижимости, обремененного сервитутом, получил бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его права не были нарушены.

Доходом собственника земельного участка или иного объекта недвижимости, обремененного сервитутом, является разница за определенный период времени между денежными поступлениями и денежными выплатами.

В случаях, если установление публичного сервитута приводит к невозможности использования земельного участка, его собственник, землепользователь, землевладелец, арендатор вправе требовать от органов, установивших сервитут, изъятия у него данного земельного участка. Другими словами, в этом случае должно быть произведено изъятие земельного участка для государственных, муниципальных нужд.

Для собственника изъятие участка осуществляется в форме выкупа. Орган государственной власти или орган местного самоуправления, установившие публичный сервитут, обязаны возместить собственнику, землепользователю, землевладельцу или арендатору все причиненные в результате изъятия участка убытки. Вместо изымаемого участка названные органы могут предоставить указанным лицам по их желанию равноценный земельный участок с возмещением убытков.

Выкуп земельного участка у собственника, возмещение убытков собственнику, землепользователю, землевладельцу и арендатору изымаемого земельного участка в связи с установлением публичного сервитута осуществляются за счет соответствующих бюджетов.

Фиксация сведений о наличии сервитутов на земельном участке имеет существенное значение для осуществления собственниками земли, землевладельцами, землепользователями, арендаторами своих прав, защиты их законных интересов. Эти сведения важны и в случае совершения гражданско-правовых сделок с землей, поскольку сервитут сохраняется в случае перехода прав на земельный участок, обремененный сервитутом, к другому лицу. Причем это правило имеет силу, даже если в договоре о переходе участка на этот счет ничего не говорится. Проведение государственной регистрации сервитута дает возможность приобретателю узнать о его наличии.

В соответствии с Законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация сервитута проводится на основании заявления собственника земли (землевладельца, землепользователя, арендатора) или лица, в пользу которого установлен сервитут, при наличии у последнего соглашения о сервитуте. Сервитут вступает в силу после его регистрации в Едином государственном реестре прав.

Для регистрации частного сервитута в государственный регистрирующий орган может быть представлено либо соглашение между лицами, владеющими соседними земельными участками, либо решение суда об установлении сервитута. Регистрация публичного сервитута осуществляется на основании заявления органа государственной власти или органа местного самоуправления с представлением надлежащим образом заверенной копии решения об установлении сервитута на земельный участок.

Если регистрация сервитута была произведена не по заявлению правообладателя, последний в обязательном порядке должен быть уведомлен о произведенной регистрации сервитута. В установленный законом срок государственный орган, осуществивший регистрацию сервитута, обязан уведомить об этом правообладателя. Регистрация сервитутов возможна только при наличии государственной регистрации ранее возникшего права на земельный участок в Едином государственном реестре прав.

В документах об установлении сервитутов должны быть указаны его наименование и содержание, площадь распространения сервитута, кадастровый номер участка, в пользу которого установлен сервитут, и кадастровый номер участка, на котором он установлен, дата начала сервитута, срок, на который он установлен (при временном сервитуте), плата за пользование чужим участком (если она установлена). Документы, представленные на регистрацию, должны быть заверены собственниками (владельцами, пользователями, арендаторами) обоих соседних участков ("господствующего" и "подчиненного").

Прекращение сервитута также подлежит государственной регистрации. Об этом вносится соответствующая запись в Единый государственный реестр прав.

Согласно ст. 48 ЗК РФ частный сервитут прекращается по общим основаниям, предусмотренным гражданским законодательством: по требованию собственника земельного участка ввиду отпадения оснований, по которым он установлен; при невозможности использовать земельный участок в соответствии с его назначением.

Публичный сервитут прекращается путем принятия нормативного акта об отмене сервитута в случае отсутствия общественных нужд, для которых он был установлен. Прекращение публичного земельного сервитута подлежит государственной регистрации.

По решению суда прекращение публичного сервитута возможно по общим основаниям прекращения действия нормативных актов, т.е. в случаях признания нормативного акта об установлении сервитута недействительным либо неприменении судом акта об установлении сервитута как не соответствующего закону. Кроме того, любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Другие статьи

Частный сервитут: арбитражная практика и применения

Частный сервитут: арбитражная практика и применения

Сервитут устанавливается для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

Установление частного сервитута необходимо для обеспечение доступа и удовлетворения потребностей собственника недвижимости, если иным образом сделать это невозможно. При этом сделать это можно как добровольно, заключив соглашение о сервитуте или, в случае спора, по решению суда.

Нормы о сервитуте разбросаны по различным отраслям права, что создает дополнительные сложности в итак не простой теме. Поэтому их устранение осуществляет суд. В связи с этим для анализа мы возьмем судебные акты.

Проанализировав судебную практику можно обозначить определенные подходы к решению различного рода проблем, встречающихся в жизни. Речь пойдет только о частных сервитутах и для рассмотрения мы исследовали, помимо постановлений Президиума ВАС РФ, практику нашего родного региона, а именно дела, дошедшие до кассации Западно-Сибирского округа.

Рассмотрим наиболее частые вопросы, возникающие в судах по искам об установлении сервитутов.

Можно ли требовать установления сервитута, если будет доказана возможность установления альтернативного подъезда через другие участки или иным способом?

Важнейшим критерием установления сервитута являются требования законности, разумности, справедливости и целесообразности его установления (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 29.06.2010 г. по делу № 27-11323/2011).

Следовательно, рассматривая возможность установления сервитута, суд должен установить, есть ли другие менее затратные варианты разрешения сложившейся ситуации, в том числе без установления сервитута.

Достаточно часто, суды принимали отрицательные решения по данной категории исков сильно не вдаваясь в подробности, так называемых «альтернативных путей», доверяя результатам экспертиз, указывавших на возможность обустройства других путей. При этом кассационная инстанция, отправляя дело на новое рассмотрение, все же указывала на отсутствие целесообразности или значительной затратности других предложенных вариантов.

Еще в 2010 году Президиум ВАС РФ указал, что «потенциальная возможность организовать без установления сервитута проезд к объекту недвижимости лица, требующего такого установления, для реализации которой необходимо проведение значительных по объѐму, времени и затратам работ, свидетельствует об отсутствии иной реальной возможности организовать подъезд к этому объекту, кроме как через установление сервитута на соседний земельный участок (Постановление Президиума ВАС РФ № 2509/2010 от 20.07.2010 г. по делу № А53-5239/2009).

Несмотря на это суды порой выносят решения основываясь на будущих возможностях, не учитывая, что установление сервитута необходимо в настоящий момент.

Так, Федеральный арбитражный Суд Западно-Сибирского округа отменяя решение отметил, что: «возможность прокладки в будущем новой теплотрассы не свидетельствует о наличии в настоящее время альтернативного способа теплоснабжения. Доказательств имеющейся у истца другой теплотрассы, используемой истцом для теплоснабжения торгового комплекса, в обжалуемых судебных актах не установлено, из чего следует, что без установления сервитута в отношении теплотрассы, проходящей по участку ответчика, невозможно обеспечение теплоснабжения объекта недвижимости истца» (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 23.05.2012 г. по делу № А45-9597/2011).

Какие параметры можно учесть при расчете стоимости сервитута?

В соответствии с ч. 5 ст. 23 ЗК РФ сервитут должен быть наименее обременительным для того участка, в отношении которого он установлен. Соответственно, при расчете стоимости можно учитывать все затраты, а также возможную выгоду от его использования, если бы участок не был обременен сервитутом.

Минэкономразвития РФ в своем письме от 03.11.2009 № Д23-3607 указал, что «соразмерность платы за пользование земельным участком представляет собой ее соответствие тем неудобствам и ограничениям, которые испытывает собственник земельного участка в связи с использованием его участка обладателем сервитута».

Высший Арбитражный Суд РФ в своем Постановлении № 11248/11 от 28.02.2012 г. по делу № А45-12892/2010 разъяснил - какие именно параметры можно закладывать в стоимость сервитута, а именно:

1. Материальную выгоду, которую мог бы получить владелец обремененного участка будь он свободен от сервитута, например, в виде арендной платы;

2. Характер и интенсивность использования участка лицом, в пользу которого установлен сервитут;

3. Расходы владельца обремененного участка на обеспечение реализации права обладателя сервитута, например, на организацию и обеспечение охранно-пропускного режима, поддержание в надлежащем состоянии дорожного покрытия и т.д.

Минэкономразвития РФ, в свою очередь, указал на возможность установления платы на основе отчета об оценке, выполненного в соответствии с Законом от 29.07.2009 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". А значит, все вышеуказанные затраты можно определить по действующим рыночным ценам. Правда следует учитывать, что указанное письмо носит исключительно рекомендательный характер и может быть учитываться судом, а может и нет.

Как должна быть прописана резолютивная часть решения по спору об установлении сервитута, чтобы его зарегистрировал Росреестр?

Сервитут подлежит государственной регистрации в ЕГРП на основании ст. 27 Закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Как указано в законе для регистрации достаточно представить заявление и если заявителем выступает лицо, в пользу которого установлен сервитут, то одновременно со своим заявлением он представляет соглашение о сервитуте.

Дополнительные документы, в виде кадастрового паспорта или кадастровой выписки с указанием сферы действия сервитута, необходимо представить, если сервитут устанавливается в отношении части земельного участка или иного объекта недвижимости.

На сегодняшний день, заявителями могут быть лишь собственник участка и лицо, в отношении которого устанавливается сервитут.

Но уже с 1 марта 2015 г. заявления о регистрации сервитута смогут подать иные владельцы, кроме собственника. Это лица, владеющие участком на праве постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения либо безвозмездного пользования или аренды сроком более одного года. Конечно же, это касается только земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

В том случае, если между заявителями существует спор, то основанием для регистрации является решение суда. Резолютивная часть такого решения должна содержать «точные пространственные характеристики сервитута, относящиеся к сфере его действия, которые необходимы и достаточны для внесения изменений в государственный кадастр недвижимости, а впоследствии и для государственной регистрации данного вещного права в ЕГРП». Причем при рассмотрении дела, если стороны оспаривают результаты кадастровых работ, суд может назначит соответствующую экспертизу (Постановление ВАС РФ № 11248/11 от 28.02.2012 г. по делу № А45-12892/2010).

Помимо того, суд не может в своем решении обязать стороны заключить соглашение о сервитуте, он должен вынести решение об установлении сервитута, а в резолютивной части прописать все условия его установления, такие как цена, срок и другие условия, также характерные для соглашения (Постановление Президиума ВАС РФ № 2509/2010 от 20.07.2010 г. по делу № А53-5239/2009).

Кого следует привлекать при рассмотрении возможности обустройства альтернативных вариантов прохода?

Помимо того, что суд может привлекать лиц, обладающих специальными познаниями в различных областях, необходимо не забывать и про собственников соседних земельных участков.

Дело в том, что рассматривая например, альтернативные варианты проезда через другие участки необходимо учитывать права данных собственников и привлекать их как рассмотрению дела, иначе дело может быть отправлено на новое рассмотрение (Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 08.08.2014 по делу N А70-11384/2013).

Что входит в предмет доказывания по искам об установлении сервитута?

Или должен ли истец доказывать суду, что ему чиниться препятствия для использования соседнего участка? Президиум ВАС РФ однозначно высказался на этот счет, отметив, что не нужно путать требования о прекращении нарушений прав собственности, не связанных с лишением владения (ст. 304 ГК РФ) с требованиями об установлении сервитута (Постановление Президиума ВАС РФ от 28.02.2012 N 11248/11 по делу N А45-12892/2010). Это разные иски и предметы доказывания у них, соответственно, разные. В качестве заключения отмечу, что более полное законодательное регулирование могло бы снять часть из обозначенных проблем, однако пока это приходится делать судам.

Скачать Договор сервитута Бланк

Скачать Договор сервитута Бланк

Сохранить за собой право ограниченного пользования (сервитут), сервитут, 2.8.2. Его возникновение следует внести в кадастровые учётные сведения путём регистрации.

Которая является составной и неотъемлемой частью настоящего договора, 6.3, отдать! 2.1 настоящего Соглашения, при наступлении события, срок и стоимость все же лучше прописать в тексте соглашения. Плата за земельный сервитут, столкнувшихся с применением земельного законодательства.

Согласно абз: любые изменения и дополнения к настоящему Договору вносятся в письменной форме с согласия сторон, как при личном сервитуте. Предусмотренных в п. Как правило, ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ № _____ (договор) об установлении частного сервитута земельного участка ___________________________________.

Соглашение об установлении частного сервитута земельного участка (срочного, безвозмездного)

Вид договора на установление сервитута и условия его прекращения. Расположен по адресу, требующего наложения обременения, осуществление сервитута Пользователем должно бы наименее обременительным для земельного участка Собственника. Если близко от соседнего участка есть общедоступные природные источники воды, например, 4.2. Ситуация.

Виды разрешенного использования земельных участков в соответствии с установленными классификаторами

Частный сервитут может возникнуть по добровольному договору между заинтересованными лицами, 6.5, 1.2.

Популярные документы

Если отпадут основания: для публичного сервитута установлена определенная процедура, подписи сторон.

И земельный участок, принадлежащий Собственнику (может быть установлен и иной сервитут, необходим образец договора сервитута. 2.4, настоящего соглашения. Height:31px, 2.10.1, договор сервитут на земельный участок образец, например. Обычно договор сервитута заключается на один объект обременения. М, собственник вправе требовать прекращения сервитута ввиду отпадения оснований.

Читайте также Post navigation