Руководства, Инструкции, Бланки

Заключение Комиссии По Служебному Расследованию Образец img-1

Заключение Комиссии По Служебному Расследованию Образец

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Обеспечение безопасности и организация служебного расследования

Безопасник

Обеспечение безопасности и организация служебного расследования


Организация служебного расследования по фактам разглашения конфиденциальной информации или утраты носителей информации.

Ответственность за разглашение конфиденциальной информации и утрату носителей информации.

Разглашение конфиденциальной информации — предание огласке этой информации работником, допущенным к ней в связи с выполнением функциональных (должностных) обязанностей.

Под утратой носителей конфиденциальной информации (документов, материалов, изделий) понимается выход (в том числе на непродолжительное время) этих носителей из владения работника, который в установленном порядке допущен к ним в связи с выполнением функциональных (должностных) обязанностей, в результате чего данные носители стали либо могли стать достоянием посторонних лиц.

За разглашение конфиденциальной информации, утрату носителей конфиденциальной информации и нанесение вследствие этих действий ущерба предприятию (работодателю) виновные лица привлекаются к дисциплинарной, материальной, административной или уголовной ответственности.

Дисциплинарная ответственность работников предприятий предусмотрена ст. 57, 81, 192 и 193 Трудового кодекса РФ. В соответствии со ст. 57 в заключаемом работодателем и работником трудовом договоре могут предусматриваться условия о неразглашении охраняемой законом тайны (государственной, служебной, коммерческой и иной).

В отношении работника, совершившего дисциплинарный проступок, связанный с неисполнением или ненадлежащим исполнением трудовых обязанностей, работодателем могут быть применены следующие дисциплинарные взыскания.

Определенные ст. 192 Трудового кодекса РФ: замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям. Порядок применения дисциплинарных взысканий определен в ст. 193 кодекса.

Увольнение работника осуществляется в соответствии с положениями ст. 81 Трудового кодекса РФ «Расторжение трудового договора по инициативе работодателя». В соответствии с подп. 6в указанной статьи трудовой договор с работником может быть расторгнут в случае однократного грубого нарушения работником трудовых обязанностей — разглашения охраняемой законом тайны (государственной, коммерческой, служебной и иной), ставшей известной работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей.

Материальная ответственность работника наступает в случае нанесения ущерба предприятию в результате разглашения конфиденциальной информации, ставшей известной работнику в связи с исполнением им должностных (функциональных) обязанностей. В соответствии со ст. 232, 238, 242 Трудового кодекса РФ работник обязан возместить ущерб, нанесенный предприятию (работодателю). Согласно п. 7 ст. 243 кодекса, разглашение сведений, составляющих охраняемую законом тайну (коммерческую, служебную или иную), влечет за собой материальную ответственность работника в полном размере причиненного ущерба.

Административная ответственность за разглашение конфиденциальной информации, доступ к которой ограничен в соответствии с законодательством РФ, определена ст. 13.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с положениями указанной статьи разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом (за исключением случаев, когда разглашение такой информации влечет уголовную ответственность), лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей, влечет наложение административного штрафа:
на граждан — в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда;
на должностных лиц — от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.

Уголовная ответственность за преступления в сфере защиты государственной тайны предусмотрена ст. 275, 283, 284 гл. 29 Уголовного кодекса РФ.

Согласно ст. 275 УК РФ, выдача гражданином РФ государственной тайны иностранному государству, иностранной организации или их представителям наказывается лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработанной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового.

Разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе, без признаков государственной измены в соответствии со ст. 283 УК РФ наказывается арестом на срок от четырех до шести месяцев либо лишением свободы на срок до четырех лет (в случае тяжких последствий — до семи лет) с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Согласно ст. 284 УК РФ, нарушение лицом, имеющим допуск к государственной тайне, установленных правил обращения с содержащими государственную тайну документами или с предметами, сведения о которых составляют государственную тайну, повлекшее их утрату и наступление тяжких последствий, наказывается ограничением свободы на срок до трех лет либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Организация и проведение служебного расследования по фактам нарушений

В случае разглашения конфиденциальной информации, или утраты носителей, содержащих такую информацию, руководитель предприятия обязан незамедлительно проинформировать о произошедшем руководителя и режимно-секретное подразделение вышестоящей организации (если она имеется), а также орган безопасности, организовать служебное расследование и розыск носителей конфиденциальной информации, принять меры по локализации возможного ущерба.

Мероприятия по розыску утраченных носителей конфиденциальной информации, выявлению обстоятельств разглашения конфиденциальной информации и виновных лиц проводятся во взаимодействии с органами безопасности.

Для проведения служебного расследования руководитель предприятия не позднее следующего дня после обнаружения факта разглашения конфиденциальной информации или утраты носителей, содержащих такую информацию, назначает комиссию из компетентных и не заинтересованных в исходе дела сотрудников предприятия.

В состав комиссии входят не менее трех человек (включая работника режимно-секретного подразделения), имеющих непосредственное отношение к данным сведениям и допуск к государственной тайне по соответствующей форме (соответствующий допуск к конфиденциальной информации). При необходимости указанные работники освобождаются от исполнения своих служебных обязанностей на время проведения служебного расследования.

В работе комиссии могут принимать участие представители вышестоящей организации (если она имеется).

Комиссия по проведению служебного расследования обязана:
установить обстоятельства разглашения конфиденциальной информации или утраты содержащих ее носителей (время, место, способ и др.);
вести розыск утраченных носителей информации;
установить лиц, виновных в разглашении конфиденциальной информации или утрате ее носителей;
установить причины и условия, способствующие разглашению конфиденциальной информации, утрате носителей информации, и выработать рекомендации по их устранению.

Члены комиссии по проведению служебного расследования имеют право:
проводить осмотр помещений, участков местности, хранилищ, столов, шкафов, папок, портфелей и других предметов, где могут находиться утраченные носители конфиденциальной информации;
проверять полистно все носители конфиденциальной информации, находящиеся на предприятии, и учетные документы, отражающие их поступление и движение (книги и журналы учета);
опрашивать работников, предприятия, допустивших разглашение конфиденциальной информации или утрату носителей этой информации, а также других работников, могущих оказать содействие в установлении обстоятельств разглашения информации (утраты носителей информации), и получать от них письменные объяснения;

привлекать с разрешения руководства предприятия других работников предприятия, не заинтересованных в исходе дела, для проведения отдельных действий в рамках служебного расследования.

Служебное расследование должно проводиться в предельно короткий срок (не более месяца со дня обнаружения факта разглашения конфиденциальной информации или утраты ее носителей).

Если утраченные носители информации не обнаружены, исчерпаны все возможные меры розыска, внесена ясность в обстоятельства произошедшего и установлены виновные, розыск может быть прекращен. Мотивированное заключение о прекращении розыска утверждается руководителем предприятия, назначившим комиссию по проведению служебного расследования, после чего оно рассматривается и утверждается руководителем вышестоящей организации (если она имеется).

По окончании служебного расследования комиссия обязана представить руководителю предприятия на рассмотрение следующие документы:
заключение о результатах проведенного служебного расследования;
письменные объяснения лиц, которых опрашивали члены комиссии;
акты проверок наличия носителей конфиденциальной информации на предприятии, осмотра и проверки служебных помещений, хранилищ и т.п.;
другие документы, имеющие отношение к служебному расследованию.

Одновременно с комиссией по проведению служебного расследования руководителем предприятия создается комиссия по определению (уточнению) степени секретности (конфиденциальности) разглашенной информации (утраченных носителей информации).

В состав комиссии входят не менее трех человек, не заинтересованных в исходе дела, имеющих непосредственное отношение к разглашенной информации (утраченным носителям информации) и допуск к государственной тайне по соответствующей форме (допуск к конфиденциальной информации). В случае необходимости руководитель предприятия для участия в работе комиссии может привлекать работников из других организаций (по согласованию с их руководителями), имеющих отношение к разглашенной информации (утраченным носителям).

Результаты работы комиссии по определению (уточнению) степени секретности (конфиденциальности) разглашенной информации (утраченных носителей информации) отражаются в мотивированном заключении, которое в предельно короткий срок, но не позднее десяти дней со дня создания комиссии должно быть представлено на утверждение руководителю предприятия. По результатам работы комиссии руководитель предприятия принимает меры по локализации последствий разглашения конфиденциальной информации (утраты носителей информации). Он также направляет заключение комиссии с приложением в случае необходимости копий материалов служебного расследования руководителю вышестоящей организации (если она имеется) и в орган безопасности. Один экземпляр заключения и материалы служебного расследования хранятся в режимно-секретном подразделении (службе безопасности) предприятия.

Если комиссия по определению (уточнению) степени секретности разглашенной информации (грифа секретности утраченных носителей информации) установит, что степень секретности этой информации (гриф секретности носителей информации) не соответствует их содержанию, то заключение комиссии утверждается руководителем вышестоящей организации (если она имеется) или руководителем органа государственной власти, наделенного полномочиями по распоряжению такими сведениями.

В случае выявления такого несоответствия руководитель предприятия принимает решение об исключении этой информации из соответствующего перечня конфиденциальной информации предприятия и снятии в установленном порядке грифа конфиденциальности и реквизитов с носителей информации.

При необходимости по решению руководителя вышестоящей организации, а в случае отсутствия такой организации — по решению руководителя органа государственной власти, наделенного полномочиями по распоряжению сведениями, составляющими государственную тайну, может быть проведено дополнительное служебное расследование или создана новая комиссия.

Степень секретности (конфиденциальности) разглашенной информации, утраченных носителей информации, поступивших из другой организации, определяется (уточняется) комиссией этой организации либо комиссией вышестоящей организации (если она имеется) и утверждается руководителем соответствующей организации.

Списание с учета утраченных носителей конфиденциальной информации осуществляется на основании утвержденного руководителем предприятия акта с результатами служебного расследования.

Учет разглашенной конфиденциальной информации (утрат носителей информации) на предприятии ведется режимно-секретным подразделением (службой безопасности) в журнале учета утрат секретных документов и фактов разглашения конфиденциальной информации.

Другие статьи

Образец заключение служебного расследования - быстрые решения

Заключение о результатах служебной проверки образец образец

эталон заключения служебной проверки да и. Подскажите, пожалуйста, можно ли привлечь работника к дисциплинарной ответственность в данном случае. Заключение служебного расследования установило размер.деньком окончания служебной проверки считается дата составления заключения по результатам проведенной служебной.окончания служебного расследования и по его итогам секретарь составляет акт заключение.Заключение о результатах служебной проверки (эталон). внедрение рабочего оборудования в личных целях, что является нарушением п. Если для служебного дела требуется заключение профессионала, допускается эталон 1), но может быть оформлена и в форме электрического документа.

существует мировоззрение, что при обнаружении факта проступка сотрудника довольно пожурить нарушителя или провести душеспасительную беседу, и все станет на свои места. здрасти, я работал в фирме, вид деятельности разъездной нрав работы по р. На нашем веб-веб-сайте расположен эталон акта служебного расследования, составленный в согласовании с действующим законодательством русской федерации. Работник может навести свои разъяснения в письменной форме. В июле у меня погибла мать в мед учреждении из-за некорректно поставленного диагноза и как следствие некорректного исцеления. Тк рф) - какова тяжесть совершенного проступка и последствия нарушения дисциплины труда (ч.

Заключение служебной проверки образец - образцы

Если работник отрешается давать и письменные разъяснения или уклоняется от выполнения обязанности, то должен составляться акт, в котором расписываются очевидцы. На каком основании затребовать предоставить акт служебного расследования? эталон 6), в котором определяются виноватые должностные лица, наложенные взыскания и основания вынесенного решения. Заключение комиссии по служебному расследованию (эталон наполнения) (подготовлен спецами консультантплюс, 2010).Акт служебного расследования ( эталон. Акт служебного расследования пожара (указывается дата, место расположения. принципиально знать, что проведение служебного расследования мероприятие. кроме служебной записки, основанием для проверки могут стать 1-го из этих документов довольно для того, чтоб запустить функцию служебного расследования. Сколько лет должен хранится на предприятии акт о злосчастном случае, не связанный с созданием? На нашем веб-веб-сайте расположен эталон акта служебного расследования, составленный в согласовании с.

Порядок проведения внутреннего расследования (по факту разглашения конфиденциальной информации)

Порядок проведения внутреннего расследования (по факту разглашения конфиденциальной информации)

В далеком 2012 я опубликовал в блоге "Методику проведения служебного расследования", которая сейчас числится в топ 5 по популярности моих постов - что ужасно :)

Ибо методика разрабатывалась до того, как с моим участием было проведено хотя бы одно расследование, и даже до того, как я окончил универ. и вообще, инициатива разработать методику, на мой взгляд, была вызвана желанием моего непосредственного руководства меня занять. а еще за основу взята методика расследования внутренних краж в одной небольшой сети супермаркетов, найденная в интернетах.

Все это я к чему - опубликованная мной в 2012-м методика не дает представление о реальных процедурах и фиксации результатов этих процедур, которые следует провести, чтобы иметь возможность наказать "нарушителя" в правом поле. В общем, едва ли отвечает на вопрос "как провести внутреннее расследование?" Текущую инструкцию по расследованию (ее вариант без привлечения правоохранительных органов) публиковать не буду - там далеко не только мой труд вложен, а вот о грамотном порядке проведения внутреннего расследования с последующем увольнением лица, в отношение которого проводилось расследование - расскажу.

Хотя и это тоже коллективный труд (в первый раз - просто огромный, с многократными пересогласованиями и заседаниями). "Дело" вела Комиссия из меня, моего шефа - Андрея Ерина и еще нескольких человек, у которых я не уточнял, хотят ли они видеть свои имена в этом блоге. если Вы один из этих замечательных людей и хотите ссылку на себя - пишите :) А еще мы консультировались с нашим начальником судебно-претенциозного отдела - Евгением Суровым, который на InfoSecurity Russia даже выступал по этому поводу). Долгая прелюдия получилась - переходим к делу:

По итогам внутреннего расследования у нас должен быть сформирован следующий пакет документов:
  • Экспертное заключение
  • Служебная записка на имя Генерального директора
  • Приказ о назначении Комиссии по расследованию
  • Объяснительная записка лица, в отношении которого проводилось внутреннее расследование (далее будем называть "нарушитель")
  • Характеристика руководителя "нарушителя"
  • Протокол(ы) заседания(-ий) Комиссии по расследованию
  • Заключение Комиссии по результатам расследования
  • Приказ о дисциплинарном взыскании (если принято такое решение)
Экспертное заключение

Эксперт по брызгам крови,
сериал "Декстер"

Компетентное лицо собирает первичную информацию, которая служит доказательствами нарушения. Это могут быть всевозможные логи/отчеты тех или иных информационных систем (в т.ч. СЗИ). Но данные "доказательства" таковыми не являются в суде. Сергей Никитин (Group-IB) на BIS Summit здорово сказал (а я записал): "Жесткий диск не является доказательством в суде, если им конечно, не забили кого-то до смерти". Доказательством служит именно экспертное мнение. А чего это я про суд во внутреннем расследовании? Представьте, что вы допустили ошибку, а уволенный и оскорбленный в лучших чувствах работник подал на вас в суд (в течение возможного срока подачи иска). А тут такая оказия - процедура то была не верна, и работника нужно восстановить и выплатить зарплату за все время, пока он не работал, еще и компенсация за моральный ущерб возможна.

В случае с разглашением конфиденциальной информацией необходимо также отразить в заключении 2 вещи:

  1. Работник знал, что разглашенная информация является конфиденциальной
  2. Работник получил к ней доступ в ходе выполнения своих должностных обязанностей

Если, конечно, сомнений в личности разгласившего нет. Если есть, то это нужно будет отразить в заключение Комиссии.

Служебная записка на имя Генерального директора

Или иного лица, которому в соответствии с внутренними регламентами делегировано право создавать Комиссии по расследованию. Здесь все просто - мы информируем уполномоченное лицо, что произошло (серьезное) нарушение, а он в свою очередь решает, стоит ли проводить большую работу для вынесения (серьезного) взыскания с нарушителя.

Приказ о создании Комиссии по расследованию инцидента

В теории может быть и постоянно действующая Комиссия по расследованиям (и при этом можно отказаться от служебной записки). Но т.к. мы не преследуем цель "массовых репрессий", а лишь наличие работающего и мощного инструмента дисциплинарных взысканий, как психологического средства защиты информации, мы пришли к выводу об отсутствие необходимости постоянной Комиссии. Кто в нее должен входить? Четких критериев нигде не найдете, мы тоже никаких рамок не ставили, кроме того, что председателем Комиссии должен выступать Директор Департамента информационной безопасности. Рекомендуется туда включать кого-то хорошо знающего трудовой кодекс (например, из HR), но не юристов. Юристы в состав Комиссии входить отказались, т.к. при разбирательстве в суде, они должны быть к Комиссии нейтральны. И еще важно, чтобы в Комиссии был кто-то, обладающий достаточными компетенциями для оценки тяжести проступка (требование ст.192 ТК ).

Объяснительная записка нарушителя

Собственно, первый рубеж защиты нарушителя - возможность оправдать свои действия. От своего права он, конечно, может отказаться (если в течение двух дней объяснение не предоставит), при этом обязательно должен быть составлен акт фиксирующий факт отказа. А еще это обязательное требование ст.193 ТК. В любом случае согласно ст.192 ТК при вынесении приговора решения о дисциплинарном высказывание должны учитываться обстоятельства проступка. а лучше всего их узнавать от непосредственно "проступившегося".

Характеристика непосредственного руководителя нарушителя

Не знаю, нужно ли оно "де юро", но это крайне важная информация для принятия решения.

Протокол заседания Комиссии по расследованию

Комиссии нужно собраться и проанализировать полученную ранее информацию. Уточнить недостающую информацию у нарушителя, возможно привлечь других экспертов. Цель - сбор недостающей информации для вынесения решения.

Заключение Комиссии

В теории может быть отражено в протоколе. но с протоколом мы знакомим под роспись нарушителя, т.к. в основном уточняющие вопросы адресуются к нему, а заключение Комиссии уже было определено позже без его участия. Заключение носит рекомендательный характер и направляется на рассмотрение Генеральному директору. В заключение должны быть отражены кратко основные моменты "дела". В нашем случае: когда, что и при каких обстоятельствах было разглашено, знал ли нарушитель о характере информации, имел ли умысел, как объясняет свои действия нарушитель, какой ущерб это повлекло (или могло повлечь), как оценивает эффективность работника его непосредственный руководитель, рекомендации Комиссии. Например, такая рекомендация "Применить дисциплинарное взыскание в форме увольнения на основании подп.«в» п.6 ст.81 ТК РФ"

Приказ о дисциплинарном взыскании

Нарушитель должен ознакомиться с ним в течение трех дней ст. 193 ТК (либо акт, как в случае с объяснительной). А потом в течение месяца (+ срок "уважительной причины", если таковая имеется), держать подготовленный пакет наготове ( ст.392 ТК ). Насколько велики шансы каждой из сторон, сказать сложно - правоприменительной практики не так много (в нашем случае речь идет не о КТ), а я не юрист. Но. с юристами мы, разумеется, консультировались, когда первый инцидент расследовали - вроде как все на нашей стороне, включая чувство справедливости :)

Служебное расследование в медицинском учреждении

Служебное расследование в медицинском учреждении

В последнее время средства массовой информации все чаще сообщают об инцидентах в лечебных учреждениях, связанных с непрофессионализмом медицинских работников, с нарушениями медперсоналом трудовой дисциплины. Подобное поведение нарушает права пациента, снижает эффективность работы лечебно-профилактических учреждений(ЛПУ), подрывает авторитет врачей. Безусловно, по отношению к нерадивым сотрудникам необходимо принимать адекватные меры воздействия, и действующее законодательство позволяет это сделать.

Речь идет, в частности, о привлечении работников к дисциплинарной или материальной ответственности по предусмотренным законом основаниям. Как следует из положений трудового законодательства, для издания распорядительных актов (приказов или распоряжений), оформляющих указанные решения работодателя – руководителя ЛПУ, необходимо установить соответствующие фактические обстоятельства.

Именно этой цели, то есть установлению совокупности фактических обстоятельств до принятия работодателем того или иного решения, служит так называемый "институт служебного расследования". Правильно проведенное и документально оформленное служебное расследование позволит руководителю медицинской организации, с одной стороны, принять законное и обоснованное решение, а с другой — не допустить нарушения прав и интересов работника.

В российском трудовом законодательстве понятие служебного расследования отсутствует. При этом в некоторых нормативно-правовых актах, в частности в федеральных законах от 27.07.2004 № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", от 10.01.2003 № 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" термины "служебная проверка", "служебное расследование" используются.

Не установлен и единый порядок проведения служебного расследования в организациях. Поэтому учреждениям здравоохранения следует самостоятельно разрабатывать и принимать локальные нормативные акты, детально регламентирующие эту процедуру. В этой ситуации можно воспользоваться ст. 193 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ), которой предусмотрен порядок привлечения работника к дисциплинарной ответственности. Именно эту процедуру и можно назвать служебным расследованием, проводимым с целью выяснения обстоятельств совершения проступка работником.

В целом термин "служебное расследование" ("служебная проверка") может означать совокупность действий должностных лиц по своевременному, всестороннему, полному и объективному сбору и исследованию материалов по факту дисциплинарного проступка работника либо невыполнения им должностных обязанностей. Служебное расследование может регулироваться как правилами внутреннего трудового распорядка (ст. 189 ТК РФ), так и отдельным локальным нормативным актом (например, специальным положением или инструкцией). При этом закрепленный соответствующей инструкцией учреждения порядок проведения служебного расследования не должен противоречить требованиям трудового законодательства.

Сбор необходимой информации в ходе служебного расследования может осуществляться только гласными методами, а полученные сведения, относящиеся к совершенному деянию, должны документально оформляться по правилам делопроизводства, принятым в лечебном учреждении.

В процессе служебного расследования должны быть установлены:
— факт совершения работником дисциплинарного проступка; время, место, обстоятельства совершения соответствующего деяния, а также оценка его последствий;
— вина работника и ее степень; характер и размер вреда, причиненного работодателю;
— причины и мотивы совершения проступка и их оценка;
— обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность; причины и условия, способствовавшие совершению данного деяния.

В ходе служебной проверки, как правило, разрабатываются предложения о мерах дисциплинарной или иной ответственности провинившегося. Целесообразно также дополнительно подготовить рекомендации по проведению мероприятий предупредительно-профилактического характера, направленных на устранение причин и условий, способствовавших совершению деяния. Служебное расследование (проверку) можно считать одной из стадий дисциплинарного производства, в котором выделяют следующие этапы.Первый этап: обнаружение и фиксация проступка

В соответствии со ст. 192 ТК РФ дисциплинарный проступок — это неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей. Согласно п. 35 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 к нему относятся нарушения требований законодательства, обязательств по трудовому договору, правил внутреннего трудового распорядка, должностных инструкций, положений, приказов работодателя, технических правил и т. п.

Необходимым условием для установления факта проступка следует считать наличие надлежащим образом оформленных работодателем — руководителем ЛПУ внутренних положений, инструкций и иных актов, регламентирующих трудовую деятельность медицинского персонала. В противном случае процесс доказывания вины работника может быть существенно затруднен.

Рассмотрим случай из судебной практики, когда поведение медицинского работника не было признано противоправным. Приказом главного врача стационарного учреждения социального обслуживания медсестре был объявлен выговор за неоказание экстренной медицинской помощи. Истица просила отменить приказ о привлечении ее к дисциплинарной ответственности по тем основаниям, что в оказании экстренной медицинской помощи не было необходимости. В судебном заседании представитель ответчика пояснила, что истица не оказала экстренную медицинскую помощь больным, которым врач назначил внутривенные системы по жизненным показаниям. Все постовые медсестры ставили системы, поскольку это входит в их обязанности, а истица отказалась.

Судом установлено, что истица работала у ответчика в должности медицинской сестры по 7-му разряду Единой тарифной сетки. В ее обязанности входило оказание экстренной доврачебной медицинской помощи, в том числе введение лекарственных препаратов по жизненным показаниям (при невозможности своевременного прибытия врача к пациенту). Исходя из сменного графика работы, показаний свидетелей, квалификационного уровня, должностные обязанности истицы соответствуют обязанностям постовой медсестры. Постановка внутривенных систем входит в обязанности процедурной медицинской сестры.

На время отсутствия процедурной медсестры ее обязанности могут быть возложены на другого работника только с согласия этого работника и при условии соответствия его квалификации возлагаемой обязанности и возможности выполнения дополнительной работы.

Возложение обязанностей процедурной медсестры на период ее отпуска не согласовывалось с истицей. Более того, из системного толкования действующих в период работы истицы нормативных документов, определяющих должностные квалификационные характеристики работников здравоохранения, на нее не могли возлагаться такие обязанности. Действовавшим до 1 декабря 2008 г. постановлением Минтруда России от 27.08.1997 № 43 "О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников здравоохранения РФ" для должности "медицинская сестра" устанавливались разряды с 6-го по 11-й. При этом 6, 7-й разряды устанавливались для медсестер, не имеющих квалификационной категории. У истицы 7-й разряд по ЕТС, но нет квалификационной категории. А процедурная медицинская сестра должна иметь 8-й разряд и выше.

Должностные обязанности медицинской сестры обобщены в указанном постановлении, что возлагает на работодателя обязанность разработки персональных должностных инструкций с учетом специфики учреждения и квалификационных уровней работников.

Действующим приказом Минздравсоцразвития России от 06.08.2007 № 526 "Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей медицинских и фармацевтических работников" для должности медицинской сестры, в том числе палатной (постовой), установлен 3-й квалификационный уровень, а для должности медицинской сестры процедурной — 4-й.

В соответствии со ст. 60.2 ТК РФ работнику может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату только с письменного согласия работника.

На основании изложенного суд пришел к выводу, что в случае несогласованного с работником возложения на него дополнительных обязанностей работник не может быть привлечен к дисциплинарной ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей.

При таких обстоятельствах приказ о привлечении истицы к дисциплинарной ответственности является незаконным и подлежит отмене.

Основаниями для начала служебного расследования (проверки) могут стать:
— заявление самого работника;
— служебная записка руководителя отделения и (или) непосредственного начальника;
— письменные и устные обращения пациентов, их родственников, посетителей, содержащие сведения о совершении медицинским работником проступка;
— докладная записка сотрудников медицинского учреждения;
— акт об обнаружении недостачи материальных ценностей;
— заключение аудитора, акт инвентаризации.

При наличии хотя бы одного из указанных оснований руководитель ЛПУ или иное лицо, уполномоченное принимать кадровые решения, должны незамедлительно издать приказ о проведении служебного расследования. В приказе обычно указываются:
— повод для проведения служебного расследования (проверки);
— состав комиссии, ее председатель и полномочия комиссии (если такие полномочия не закреплены в соответствующем локальном нормативном акте организации);
— срок проведения расследования и срок представления руководителю организации материалов проверки и заключения (акта) по ее результатам.

Приведем пример оформления приказа о проведении служебного (расследования) проверки, в котором фиксируется факт обнаружения дисциплинарного проступка. Для служебного расследования формируется комиссия в составе не менее трех человек. Председателем комиссии может стать сам руководитель организации, но нередко им назначается начальник отдела кадров. По возможности рекомендуется привлекать к участию в работе комиссии юристов организации, а в случае причинения материального ущерба работодателю — бухгалтеров. Если виновный работник член профсоюза, в состав комиссии следует включить представителя выборного профсоюзного органа.

При проверке должна быть соблюдена объективность. Для этого необходимо исключить обстоятельства, вызывающие сомнение в беспристрастности членов комиссии.

Среди полномочий членов комиссии можно выделить:
— получение от работников письменных объяснений, иной информации по существу проводимой проверки;
— истребование документов или информации, относящейся к проводимой проверке, в том числе из государственных органов, от юридических и физических лиц, для ознакомления с ними и приобщения их (или их копий) к материалам проверки;
— привлечение специалистов по вопросам, требующим специальных знаний;
— документальное оформление полученных сведений.

Помимо прав у членов комиссии есть и обязанности:
— обеспечение всестороннего, объективного изучения и юридически грамотного документального оформления сведений обо всех обстоятельствах совершенного деяния;
— приобщение к материалам служебного расследования допустимых письменных доказательств;
— обеспечение сохранности и конфиденциальности материалов расследования;
— составление по итогам работы заключения (акта) о результатах служебного расследования и представление его руководителю учреждения в установленный срок.

Ответственность за соблюдение сроков, полноту и объективность проведения служебного расследования несет председатель комиссии. С приказом о проведении служебного расследования в обязательном порядке под роспись должен быть ознакомлен работник, в отношении которого проводится проверка, и все члены комиссии.

Работник, в отношении которого проводится служебное расследование, вправе:
— знать, в связи с чем проводится служебное расследование;
— давать письменные объяснения по поводу совершенного деяния, заявлять об имеющихся у него доказательствах, представлять их для приобщения к материалам служебного расследования; обеспечивать явку свидетелей для их опроса;
— подавать заявление руководителю организации об отводе члена (членов) комиссии от проведения проверки с конкретными доводами, объясняющими такой отвод;
— под роспись знакомиться по окончании служебного расследования с его материалами и заключением (актом) о результатах расследования.

Срок проведения служебного расследования закреплен в соответствующем положении (инструкции) учреждения и не может превышать сроки привлечения к дисциплинарной ответственности в соответствии с трудовым законодательством. Так, в силу ст. 193 ТК РФ дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников.

Согласно п. 34 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 днем обнаружения проступка, с которого начинается течение срока, считается день, когда лицу, которому по работе (службе) подчинен работник, стало известно о совершении проступка. При этом неважно, наделено ли это лицо правом наложения дисциплинарных взысканий.

Законодатель ограничивает и период, в течение которого дисциплинарное взыскание может быть применено: шесть месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии (внеплановой проверки отдельного сектора организации с целью контроля или выявления нарушений; например, ревизия склада), проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки — два года со дня его совершения. Нарушение сроков проведения служебного расследования освобождает виновного от дисциплинарной ответственности.

Второй этап: выяснение юридически значимых обстоятельств

Статья 193 ТК РФ устанавливает обязанность работодателя до применения дисциплинарного взыскания затребовать от работника письменное объяснение. Если по истечении двух рабочих дней объяснение работником не предоставлено, то составляется соответствующий акт. В нем указываются место, дата и время его составления, персональные данные членов комиссии (должность, Ф.И.О.), составивших акт, причина отказа работника от письменных объяснений в произвольной форме. В силу ч. 2 ст. 193 ТК РФ отказ работника дать объяснение не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.

Работодателю следует помнить, что при возникновении спора в суде именно ему придется доказывать правомерность наложения взыскания и соблюдение процедуры привлечения работника к дисциплинарной ответственности. Так, если работник отсутствует на рабочем месте и личное объяснение от него получить невозможно, требование дать такое объяснение направляется заказным письмом с описью вложения по месту жительства работника. Указанные меры позволят работодателю соблюсти порядок применения дисциплинарного взыскания.

В ходе проведения расследования работодатель вправе опрашивать работников организации, очевидцев произошедшего (с их согласия), проверять внутреннюю документацию, привлекать на договорной основе экспертов (аудиторов, оценщиков и других специалистов сторонних организаций для дачи профессиональных заключений), проводить инвентаризацию имущества, направлять запросы в государственные органы, учреждения и прочие организации.

Для определения размера и характера причиненного работником материального ущерба на основании приказа руководителя организации специальной комиссией проводится инвентаризация имущества. Согласно ст. 12 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" проведение инвентаризации обязательно при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества. До принятия решения о возмещении ущерба конкретными работниками установление причин его возникновения и его размера обязательно.

В соответствии со ст. 246 ТК РФ при утрате и порче имущества размер ущерба определяется по фактическим потерям исходя из рыночных цен, действующих в данной местности на день его причинения. В то же время он не может быть ниже стоимости имущества по данным бухгалтерского учета за вычетом амортизационных отчислений. Поэтому работодатели часто привлекают независимого оценщика либо для экономии расходов определяют размер ущерба по балансовой стоимости имущества.

Документальными доказательствами материального ущерба служат акт инвентаризации, заключение специалиста.

В качестве примера приведем типовой акт об отсутствии на рабочем месте, который следует составлять при прогуле работника (см. образец документа). Помимо указанного акта доказательством отсутствия работника на рабочем месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение рабочего дня могут служить табель учета рабочего времени, докладные записки, свидетельские показания, акты, информация с видеозаписывающих устройств и т. п. Кроме этого работодателю следует исключить обстоятельства, которые могут послужить уважительными причинами отсутствия работника на рабочем месте.

К противоправным деяниям медицинских работников относятся также нерациональное распоряжение имуществом; неправомерное расходование средств организации; принятие на работу лиц, не исполняющих трудовые обязанности, и издание дискриминационных приказов (со стороны главного врача); необоснованное взимание или требование платы за оказание медицинских услуг, включенных в программу ОМС, и другие действия, совершенные из соображений личной заинтересованности. В каждом конкретном случае комиссия по проведению служебного расследования самостоятельно определяет объем доказательств неправомерного поведения работника.

Следует особо подчеркнуть, что работодатель может получать сведения и документацию от третьих лиц только на добровольной основе. У него нет права проводить обыск, личный досмотр, допросы или требовать от работников прохождения проверки с применением спецтехники.Третий этап: оформление результатов служебного расследования

На основании собранных материалов проверки оформляется заключение (акт) служебного расследования, состоящий из трех частей — вводной, мотивировочной (описательной) и резолютивной.

Вводная часть содержит:— основание и повод проведения служебного расследования;— состав комиссии, проводившей служебное расследование (с указанием должности, фамилии и инициалов председателя и членов комиссии);— сведения о сотруднике, в отношении которого проводилось служебное расследование (Ф.И.О. год рождения, образование, должность, время работы в организации, а также в занимаемой должности).

В мотивировочной (описательной) части указываются обстоятельства и факты, установленные в ходе расследования, подтверждение установленных обстоятельств и фактов, например, совершения проступка, вины работника, причиненного ущерба и т. д. При причинении работником ущерба указываются данные о его характере и размере, обосновывается причинная связь между деянием и наступившими негативными последствиями.

Резолютивная часть содержит:— заключение о виновности (невиновности) работника, в отношении которого проведено служебное расследование, с указанием мотивов и целей совершенного деяния;— предложения о мере ответственности работника (дисциплинарной и (или) материальной) либо о направлении материалов в правоохранительные органы в соответствии с их компетенцией;— предложения по устранению причин и условий, способствовавших совершению проступка;— рекомендации предупредительно-профилактического характера.

К заключению (акту) о результатах служебного расследования прилагаются документы, послужившие поводом для его проведения; копия приказа о проведении проверки; докладные, служебные и объяснительные записки работника, должностных лиц и очевидцев происшедшего; документы, подтверждающие обстоятельства совершенного проступка, и т. п.

Заключение (акт) подписывается членами комиссии и утверждается руководителем организации. Член комиссии, несогласный с выводами или с содержанием отдельных положений заключения (акта), вправе изложить свое особое мнение в отдельном документе и приобщить его к акту с указанием на это в самом акте. Рекомендуется ознакомить работника, в отношении которого проводилось расследование, с пакетом документов под роспись.

Заключение (акт) со всеми прилагаемыми к нему материалами передают лицу, уполномоченному принимать решения о применении дисциплинарного взыскания.

По результатам служебного расследования руководитель организации принимает решение:— о привлечении виновных лиц к ответственности;— проведении мер предупредительно-профилактического характера;— возвращении материалов для производства дополнительного служебного расследования в пределах сроков, предусмотренных соответствующей инструкцией;— прекращении проведения служебного расследования.

Согласно ст. 193 ТК РФ с приказом о применении дисциплинарного взыскания работник обязательно должен быть ознакомлен в течение трех рабочих дней со дня его издания, не считая времени, когда он отсутствовал на работе. Если работник отказался ознакомиться с приказом, составляется соответствующий акт.

В соответствии со ст. 248 ТК РФ приказ о взыскании с материально ответственного лица суммы причиненного ущерба издается не позднее чем через один месяц с момента окончательного установления работодателем его размера. Работник также должен быть ознакомлен с приказом под роспись. Следует помнить, что привлечение к материальной ответственности не зависит от того, было ли применено к виновному лицу дисциплинарное взыскание или нет.

Обратим внимание также на то, что в случае установления в результате проведения служебного расследования обстоятельств, свидетельствующих о наличии признаков совершения преступления или административного правонарушения, руководитель организации обязан уведомить об этом соответствующие государственные органы. Порядок обжалования результатов служебного расследования закреплен в соответствующей инструкции учреждения. Как правило, лицо, в отношении которого проводилось служебное расследование, вправе его обжаловать вышестоящему начальнику. В общем порядке результаты служебного расследования могут быть обжалованы в суде.

Для учета всех служебных расследований и их результатов в учреждении здравоохранения целесообразно вести специальный журнал. Этот документ можно вести в электронном виде для облегчения поиска всех проступков по одному работнику.

Подводя итог, еще раз подчеркнем: результаты правильно проведенного служебного расследования, оформленные надлежащим образом, могут стать дополнительным доказательством правомерности действий медицинского персонала не только в случае трудового спора, но и при возникновении конфликта с пациентом.

Автор: Гончарова Н.С.