Руководства, Инструкции, Бланки

Продажа Бланков Строгой Отчетности img-1

Продажа Бланков Строгой Отчетности

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Бланк строгой отчетности

Бланк строгой отчетности

Бланк строгой отчетности - документ, который может выдаваться вместо чека ККТ при расчетах наличными или с использованием пластиковых карт за услуги, оказываемые физическим лицам.

Бланки строгой отчетности иногда называют сокращенно БСО.

Разъяснение

В общем случае, при реализации товаров (работ, услуг) физическим лицам за наличные или с использованием пластиковых карт необходимо применять контрольно-кассовую технику (Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт").

Но в некоторых случаях, вместо использования ККТ можно использовать так называемые бланки строгой отчетности. Так, п. 2 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ определяет, что организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.

Применяется следующий порядок:

Если для оказываемых вами услуг есть утвержденная государственным органом форма бланка строгой отчетности, то нужно применять именно эту форму (п. 7 Положения о наличных расчетах без ККТ, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 N 359);

Если для оказываемых услуг нет утвержденной государственным органом формы бланка строгой отчетности, то налогоплательщик вправе сам разработать и применять форму бланка строгой отчетности (Информационное письмо Минфина от 22.08.2008). При этом требования к такой форме определены Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 N 359.

Порядок осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники утвержден Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 N 359. Этот документ определяет:

2. На бланках строгой отчетности оформляются предназначенные для осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению квитанции, билеты, проездные документы, талоны, путевки, абонементы и другие документы, приравненные к кассовым чекам (далее - документы).

3. Документ должен содержать следующие реквизиты, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 5 - 6 настоящего Положения:

а) наименование документа, шестизначный номер и серия;

б) наименование и организационно-правовая форма - для организации;

фамилия, имя, отчество - для индивидуального предпринимателя;

в) место нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности);

г) идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный организации (индивидуальному предпринимателю), выдавшей документ;

е) стоимость услуги в денежном выражении;

ж) размер оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты;

з) дата осуществления расчета и составления документа;

и) должность, фамилия, имя и отчество лица, ответственного за совершение операции и правильность ее оформления, его личная подпись, печать организации (индивидуального предпринимателя);

к) иные реквизиты, которые характеризуют специфику оказываемой услуги и которыми вправе дополнить документ организация (индивидуальный предприниматель).

Для бухгалтерского учета бланков строгой отчетности применяется забалансовый счет 006 "Бланки строгой отчетности" .

Утвержденные государственным органом бланки строкой отчетности

Электронный билет и контрольный купон (выписка из автоматизированной системы управления пассажирскими перевозками на железнодорожном транспорте) на поезд дальнего следования - Приказ Минтранса России от 21.08.2012 N 322 "Об установлении форм электронных проездных документов (билетов) на железнодорожном транспорте"

Электронный билет на поезд пригородного сообщения с предоставлением мест - Приказ Минтранса России от 21.08.2012 N 322 "Об установлении форм электронных проездных документов (билетов) на железнодорожном транспорте"

Контрольный купон (выписка из автоматизированной системы управления пассажирскими перевозками на железнодорожном транспорте) на поезд пригородного сообщения с предоставлением мест - Приказ Минтранса России от 21.08.2012 N 322 "Об установлении форм электронных проездных документов (билетов) на железнодорожном транспорте"

Электронный билет на поезд пригородного сообщения без предоставления мест - Приказ Минтранса России от 21.08.2012 N 322 "Об установлении форм электронных проездных документов (билетов) на железнодорожном транспорте"

Контрольный купон (выписка из автоматизированной системы управления пассажирскими перевозками на железнодорожном транспорте) на поезд пригородного сообщения без предоставления мест - Приказ Минтранса России от 21.08.2012 N 322 "Об установлении форм электронных проездных документов (билетов) на железнодорожном транспорте"

Электронный многоцелевой документ - Приказ Минтранса РФ от 18.05.2010 N 116 "Об установлении формы электронного многоцелевого документа"

Электронный пассажирский билет и багажная квитанция в гражданской авиации - Приказ Минтранса РФ от 08.11.2006 N 134

Форма бланка документа, используемого при оказании услуг по предоставлению парковок (парковочных мест) на платной основе с использованием платежной карты - Приказ Минтранса России от 24.06.2014 N 166 "Об утверждении форм бланков документов, используемых при оказании услуг по предоставлению парковок (парковочных мест) на платной основе"

Форма бланка документа, используемого при оказании услуг по предоставлению парковок (парковочных мест) на платной основе при оплате наличными денежными средствами - Приказ Минтранса России от 24.06.2014 N 166 "Об утверждении форм бланков документов, используемых при оказании услуг по предоставлению парковок (парковочных мест) на платной основе"

"Билет" (при оказании услуг учреждениями культуры (театрально-зрелищными предприятиями, концертными организациями, коллективами филармоний, цирковыми предприятиями, зоопарками, музеями, парками (садами) культуры и отдыха и т.д.)) - Приказ Минкультуры РФ от 17.12.2008 N 257 "Об утверждении бланков строгой отчетности"

"Абонемент" (при оказании услуг учреждениями культуры (театрально-зрелищными предприятиями, концертными организациями, коллективами филармоний, цирковыми предприятиями, зоопарками, музеями, парками (садами) культуры и отдыха и т.д.)) - Приказ Минкультуры РФ от 17.12.2008 N 257 "Об утверждении бланков строгой отчетности"

"Экскурсионная путевка" (при оказании услуг учреждениями культуры (театрально-зрелищными предприятиями, концертными организациями, коллективами филармоний, цирковыми предприятиями, зоопарками, музеями, парками (садами) культуры и отдыха и т.д.)) - Приказ Минкультуры РФ от 17.12.2008 N 257 "Об утверждении бланков строгой отчетности"

"Кинобилет" - Приказ Минкультуры РФ от 08.12.2008 N 231 "Об утверждении формы бланка строгой отчетности "Кинобилет"

Регистрация БСО в книге продаж

БСО регистрируются продавцом в книге продаж. Так, в Правилах ведения книги продаж, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137 указывается:

1. Продавцы ведут книгу продаж, применяемую при расчетах по налогу на добавленную стоимость (далее - книга продаж), на бумажном носителе либо в электронном виде, предназначенную для регистрации счетов-фактур (контрольных лент контрольно-кассовой техники, бланков строгой отчетности при реализации товаров, выполнении работ, оказании услуг населению), а также корректировочных счетов-фактур, составленных продавцом при увеличении стоимости отгруженных (выполненных, оказанных, переданных) товаров (работ, услуг, имущественных прав).

13. Счета-фактуры, выставленные продавцами при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг), передаче имущественных прав организациям и индивидуальным предпринимателям за наличный расчет, подлежат регистрации в книге продаж. При этом показания контрольных лент контрольно-кассовой техники регистрируются в книге продаж без учета сумм, указанных в соответствующих счетах-фактурах.

Продавцы, выполняющие работы и оказывающие платные услуги непосредственно населению без применения контрольно-кассовой техники, но с выдачей документов строгой отчетности в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, регистрируют в книге продаж вместо счетов-фактур документы строгой отчетности. утвержденные в установленном порядке и выставленные покупателям, либо суммарные данные документов строгой отчетности на основании описи, составленной по итогам продаж за календарный месяц.

Другие статьи

Можно ли вести БСО в электронном виде?

Можно ли вести БСО в электронном виде?

БСО в электронном виде— это способ оформления учетной документации посредством автоматизированных систем с соответствующими функциями. Вступление в силу закона от 03.07.2016 №290-ФЗ переводит добровольный порядок оформления электронных БСО в обязательный. Каковы новые требования к электронной форме БСО? Насколько они применимы к текущей практической ситуации? Ответы на эти вопросы ищем в этой статье.

Электронные бланки строгой отчетности — что это такое и как их применять?

Законом от 03.07.2016 № 290-ФЗ (далее — закон № 290-ФЗ) была сформулирована новая редакция закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ (далее — закон № 54-ФЗ). В том числе изменения коснулись порядка применения бланков строгой отчетности (БСО). Вместе с тем сравнение существующих положений законодательства, нововведений и особенностей имеющейся практики применения БСО вызывает ряд вопросов, на которые ответов пока нет. В данном материале мы постарались обобщить наиболее явные спорные моменты, касающиеся применения электронных БСО в том виде, в каком оно предполагается в законе № 290-ФЗ.

Итак, в свете закона № 290-ФЗ:

Электронные бланки строгой отчетности — это документы, формируемые автоматическими системами расчетов (далее — АС для БСО), передаваемые покупателю или получателю услуг в электронной форме и в бумажном виде в момент проведения расчетов (абз. 6 подп. 3 п. 2 ст. 1 закона № 290-ФЗ).

При расчетах за оказание услуг необходимо теперь применять автоматизированные системы для БСО, соответствующие требованиям закона № 290-ФЗ. Согласно абз. 3 ст. 1.1 этого закона автоматизированная система для БСО — это ККТ, используемая для создания БСО в электронной форме и для печати на бумажном носителе.

Налогоплательщик, оказывающий услуги (организация или ИП), если покупатель предоставил ему данные о своей электронной почте (абонентском номере) на момент проведения расчетов, должен направить БСО в электронной форме. Эта обязанность остается за налогоплательщиком даже в том случае, если покупателю услуг был выдан БСО на бумажном носителе, но при этом покупатель изъявил желание получить документ (БСО) в электронной форме (п. 2 ст. 1.2 закона № 290-ФЗ).

Одновременно с выдачей БСО покупателю информация о купле-продаже услуги, по замыслу законодателей, фиксируется в фискальном накопителе, который является обязательным элементом ККТ в свете требований закона № 290-ФЗ. Данные с фискального накопителя направляются в ФНС через оператора фискальных данных.

ВАЖНО! Статьей 7 закона № 290-ФЗ установлен поэтапный ввод в жизнь требований этого закона. Так, регистрация новых ККТ (с фискальными накопителями) начнется с 01.02.2017, а обязательное применение ККТ теми, кто утратит действующее разрешение не применять ККТ (например, спецрежимниками) планируется не ранее 01.07.2018. Так что время на решение непонятных пока моментов есть.

И вот первая неясность, касающаяся электронных БСО, оформляемых по обновленным нормам закона № 54-ФЗ (в редакции закона № 290-ФЗ). В настоящее время существуют отдельно ККМ (контрольно-кассовые машины) и автоматизированные системы для БСО (АС для БСО). Основными отличиями между ними являются:

  • Отсутствие в АС для БСО ЭКЛЗ («устаревающей» разновидности накопителя фискальных данных). При этом собственником информации, находящейся в ЭКЛЗ, является налоговый орган, осуществивший регистрацию ККМ с ЭКЛЗ. А вот собственником сведений, содержащихся в устройстве памяти АС, является пока собственник АС (хотя и обязан предоставлять их по требованию налоговиков);
  • АС для БСО не признаются ККТ и не регистрируются в этом качестве в налоговой (об этом есть несколько разъяснений Минфина РФ, например письмо от 05.05.2014 № 03-01-15/20962). То, что АС для БСО — не ККТ, следует и из смысла положения о расчетах без ККТ(утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 № 359).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! С введением закона № 290-ФЗ постановление № 359 не отменено! То есть в настоящий момент одновременно существуют 2 нормативных акта, содержащих прямо противоположные установки касательно АС для БСО:

  • по закону № 54-ФЗ (в редакции закона № 290-ФЗ) АС для БСО считается ККТ;
  • по положению о расчетах без ККТ (утв. постановлением № 359) АС для БСО не считается ККТ.

Из этого разночтения следует и несколько практических вопросов применения электронных БСО:

  • Как регистрировать АС для БСО в налоговой, если действующий пока порядок этого не предусматривает (регистрируются только ККМ)?
  • Если регистрации в налоговой пока нет, то куда будут отправляться данные с фискального накопителя, присоединенного к АС для БСО?
  • Если оснастить АС для БСО фискальным накопителем, то на выходе мы получим ККМ. Тогда есть ли смысл в разделении понятий чека ККМ и БСО по новому законодательству? Тем более что обязательные реквизиты чека ККМ и БСО стали практически идентичны?
Могут ли остаться БСО только в электронной форме?

Применение автоматизированной системы приема платежей в случаях, когда необходимо выдавать покупателю БСО, подразумевает уход в прошлое бумажной формы таких бланков, так как они формируются автоматически в момент расчетов. Узаконивается электронная форма бланков строгой отчетности. Но насколько это применимо на практике?

БСО по своему назначению все-таки несколько отличаются от чека ККМ.

Основная разница заключается в несовпадении момента расчета за услуги и момента фактического оказания самих услуг. Рассмотрим примеры БСО, приведенные в положении № 359: билеты, проездные документы, абонементы и т. п. Четко прослеживаются 2 общих аспекта:

  1. В момент, когда покупатель заплатил деньги и получил БСО, услуги почти всегда еще не оказаны. То есть БСО, как правило, подтверждает получение от покупателя аванса.
  2. В момент фактического оказания услуги покупатель в большинстве случаев предъявляет БСО, чтобы воспользоваться услугой. Кроме того, факт предъявления тоже фиксируется с обеих сторон: тот, кто оказывает услуги, отрывает предназначенный для этого корешок (как у билета в театр или на спортивное мероприятие) либо сличает оригинал предъявленного БСО с хранящейся у исполнителя копией (как, к примеру, при оказании бытовых услуг или услуг автосервиса). То есть на практике применение бумажной формы БСО часто является наиболее удобным, в том числе для целей учета оказания услуг по БСО.

Из этих аспектов возникают очередные неясности с практическим применением обновленного закона № 54-ФЗ:

  1. Появились разночтения в том, что же такое вообще БСО.

По смыслу положения № 359 это документы, в большинстве случаев подтверждающие получение аванса за услугу и предъявляемые, чтобы эту услугу получить.

По изменениям, вносимым в закон № 54-ФЗ после вступления в силу закона № 290-ФЗ, БСО — это документ, «формируемый в момент расчета за оказанные услуги». Пояснений, чем теперь считать абонементы, билеты на театральные и спортивно-зрелищные мероприятия и прочие определенные «по-старому» БСО, новое законодательство пока не предлагает.

  1. Применение на практике только электронной формы БСО приведет к полной (и пока не очень понятной) перестройке системы работы в некоторых сферах деятельности. Например, в реализации билетов на развлекательные и культурные мероприятия — вряд ли всех билетеров оснастят компьютерами. А наличие только электронной формы билетов, которые тогда надо будет распечатывать в домашних условиях, даст слишком большой простор для создания подделок. Скорее всего, новое законодательство будет доработано в тех моментах, где есть неясности и опасности, и бумажная форма БСО сохранится там, где она наиболее удобна.
Что меняется в порядке учета БСО?

Исходя из п. 4 ст. 5 закона № 54-ФЗ (в редакции закона № 290-ФЗ), предписывающего передавать данные о применении ККТ в налоговую инспекцию в электронном виде, логично предположить, что теперь учет выданных БСО и чеков ККТ ведется в памяти кассового оборудования или автоматических устройств, формируясь в файлы, годные для передачи в ФНС. Кроме того, фискальные накопители, которые должны стоять на кассовых аппаратах и автоматических системах приема платежей, формируют подобные данные и передают их операторам фискальных данных.

Порядок установки фискальных накопителей описан законом № 290-ФЗ. В первую очередь это касается организаций и ИП, находящихся на общей системе налогообложения и на УСН. В самую последнюю очередь переход на автоматический порядок передачи фискальных данных установлен для тех, кто применяет ЕНВД и ПСН, — до 01.07.2018 такие предприниматели могут не использовать фискальные накопители и формировать БСО по старому порядку: печатать типографским способом либо с помощью существующих АС для БСО.

Учет бланков всеми, кто применяет БСО вместо кассовых чеков, ведется в порядке, предусмотренном в постановлении Правительства РФ от 06.05.2008 № 359. Интересно, что это постановление запрещает ведение журнала учета БСО в электронной форме. П. 13 постановления предписывает вести учет в специальной книге, которая должна быть прошнурована, листы ее пронумерованы, подписаны руководителем и главным бухгалтером предприятия или ИП и скреплены печатью. Такой порядок согласуется с описанными выше особенностями практического использования печатных БСО. И этот же порядок демонстрирует еще один нюанс, связанный с возможностью применять только электронные БСО.

Снова возьмем ситуацию с билетами на зрелищные мероприятия. Подавляющее большинство таких БСО реализуется через посредников. Например, лидер билетных продаж МДТЗК (Московская дирекция театрально-зрелищных мероприятий) в свое время осуществила «технологический прорыв» — организовала автоматизированную продажу билетов. Все кассы МДТЗК оснащены специальным электронным оборудованием, «билеты» от театров и аналогичных предприятий поступают, по сути, в виде электронной информации о наличии и стоимости мест. Распечатку БСО при покупке осуществляет работник кассы МДТЗК (он же принимает деньги). Отчет о проданных билетах, по которому посчитает свою выручку театр, формируется уже потом.

То есть между театром и распространителем вполне в ходу электронные БСО. Но возникает другой вопрос: в какой момент и как у самого театра будет формироваться выручка по проданным через посредника билетам, которая должна зафиксироваться в фискальном накопителе? И что должно фиксироваться в накопителе у посредника, который на своем АС распечатывает билет? Причем посредник не является ни собственником продаваемых билетов, ни тем, кто фактически будет оказывать услуги по проданным БСО.

Подобные вопросы возникнут во всех сферах, где БСО традиционно реализуются через посредников — в спортивно-зрелищной, санаторно-курортной, туристической, транспортных услуг для населения и т. п.

Форма БСО по некоторым видам деятельности утверждена соответствующими министерствами. В остальных случаях, если утвержденная форма отсутствует, предприятие или ИП разрабатывают ее самостоятельно. Обязательные условия:

  • форма БСО должна включать все обязательные реквизиты и поля, установленные законодательством;
  • до перехода на электронную систему БСО такие бланки могут быть изготовлены типографским способом либо формируются с использованием АС для БСО.

Требования к реквизитам БСО с принятием закона № 290-ФЗ изменились. Рекомендуем ознакомиться со ст. 4.7 закона № 54-ФЗ. Обращаем внимание на то, что теперь БСО и кассовые чеки имеют аналогичные реквизиты. Отличием в применении чеков ККТ и БСО является сфера применения БСО — только в сфере услуг, при наличных расчетах с физическими лицами.

Кроме установленных законом 19 реквизитов БСО и чеков ККТ и заводского номера кассового аппарата, предприятия имеют право вносить необходимые им данные в формируемые документы. Эта возможность предусмотрена п. 7 ст. 4.7 закона № 54-ФЗ (в редакции закона № 290-ФЗ).

БСО, по новому законодательству, должны формироваться специальными автоматизированными системами, имеющими фискальные накопители и присоединенными к сети Интернет. У продавца должен быть заключен договор с оператором фискальных данных на обработку этих данных. Автоматизированная система должна быть зарегистрирована в отделении ФНС. Раньше достаточно было иметь типографским способом отпечатанные бланки или пользоваться автоматизированной системой для формирования БСО.

Все, изложенное выше, приводит к тому, что парк АС для БСО, существующих на сегодняшний день, должен быть обновлен практически на 100%, т. к. применяемые сегодня системы требованиям нового законодательства не соответствуют. Новые АС для БСО должны совпасть по своим характеристикам с ККМ, а возможно, и еще более усложниться. Например, для практического решения вопроса о поступлении на фискальный накопитель информации о выручке от продажи БСО через посредника.

Со вступлением в силу закона № 290-ФЗ произойдет его постепенное освоение контрагентами налоговых отношений, войдут в обращение электронные БСО. По новым правилам БСО и кассовые чеки имеют одинаковый набор обязательных реквизитов, а кассовые аппараты и автоматизированные системы формирования БСО должны проходить регистрацию в ФНС.

Соответственно, по замыслу законодателей, и учет БСО должен быть электронным, с направлением клиенту электронного БСО, с формированием соответствующих отчетных файлов для ФНС и с электронной передачей этих данных в налоговую.

Однако состояние дел на сегодняшний день и порядок практической работы со многими видами БСО демонстрирует, что:

  • совсем отказаться от бумажной формы бланков может быть достаточно проблематично;
  • положения закона № 290-ФЗ в некоторых аспектах вступают в противоречие с положением № 359, регулирующим собственно работу с БСО;
  • нет ясности в том, как АС для БСО должны превратиться в ККТ для БСО и как будет осуществляться с их помощью требуемый учет отдельных операций (например, реализация БСО через посредников). При этом уже можно сделать вывод, что существующие АС для БСО требованиям ФЗ № 290-ФЗ практически не соответствуют.

Исходя из таких выводов, можно предполагать, что порядок работы с электронными БСО и АС для БСО еще будет дополнительно нормироваться и разъясняться. А материально-техническая база АС для БСО будет обновляться и приводиться в соответствие с требованиями обновленных законов.

Какой режим налогообложения можно применять ИП (г

Новости и аналитика Правовые консультации (практика) Малый бизнес Какой режим налогообложения можно применять ИП (г. Казань) при осуществлении деятельности по продаже изготовленного на мобильном оборудовании попкорна непосредственно в местах осуществления культурно-массовых мероприятий? Нужно ли применять ККТ? Продажа попкорна будет осуществляться через продавца, одновременно являющегося оператором попкорн-аппарата.

Какой режим налогообложения можно применять ИП (г. Казань) при осуществлении деятельности по продаже изготовленного на мобильном оборудовании попкорна непосредственно в местах осуществления культурно-массовых мероприятий? Нужно ли применять ККТ? Продажа попкорна будет осуществляться через продавца, одновременно являющегося оператором попкорн-аппарата.

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

При осуществлении деятельности по продаже непосредственно изготовленного на мобильном оборудовании попкорна в местах осуществления культурно-массовых мероприятий индивидуальный предприниматель вправе перейти на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в соответствии с главой 26.3 НК РФ. При этом объектом налогообложения будет установлен "объект организации общественного питания, не имеющий зала обслуживания посетителей".

При реализации попкорна применение ККТ не требуется при условии выдачи продавцом бланка строгой отчетности.

В соответствии с п. 2 ст. 346.26 НК РФ налогоплательщики, осуществляющие деятельность в сфере розничной торговли и общественного питания (при соблюдении условий, установленных главой 26.3 НК РФ), вправе перейти на уплату единого налога на вмененный доход (далее по тексту - "ЕНВД") в части указанных видов деятельности. При этом обязательным условием применения ЕНВД является наличие нормативно-правового акта представительного органа муниципального района, городского округа, закона городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, устанавливающие на соответствующей территории указанную систему налогообложения (п. 1 ст. 346.26 НК РФ).

Напомним, с 1 января 2013 года организации и индивидуальные предприниматели переходят на уплату ЕНВД добровольно (п. 1 ст. 346.28 НК РФ).

На территории муниципального образования города Казани система налогообложения в виде ЕНВД установлена решением представительного органа муниципального образования города Казани от 29.11.2005 N 3-3 "О едином налоге на вмененный доход" (далее по тексту - "Решение").

В соответствии с пп.пп. 6, 7, 8, 9 п. 2 Решения ЕНВД применяется как в отношении розничной торговли, так и в отношении услуг общественного питания.

Со ссылкой на абз. 12 ст. 346.27 НК РФ применительно к настоящей ситуации к розничной торговле можно было бы отнести "реализацию через торговые автоматы товаров и (или) продукции общественного питания, изготовленной в этих торговых автоматах".

Торговый автомат - это стационарный некапитальный торговый объект, представляющий собой автоматическое устройство, предназначенное для продажи штучных товаров без участия продавца (п. 3.19 ГОСТа Р 51773-2009 Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги торговли. Классификация предприятий торговли" (утвержден и введен в действие приказом Ростехрегулирования от 15.12.2009 N 771-ст)).

Реализация попкорна в местах проведения культурно-массовых (публичных) мероприятий, исходя из Вашего вопроса, предполагается с участием продавца, одновременно являющегося оператором попкорн-аппарата. Таким образом, в данном случае возникающие по данному поводу правоотношения между покупателем и продавцом не подпадают под действие норм ст. 498 ГК РФ "Продажа товаров с использованием автоматов". Соответственно, к розничной торговле можно отнести только продажу попкорна посредством так называемых специальных вендинговых автоматов, обычно установленных на длительный период времени и без участия оператора производящих расчет и передачу готового изделия покупателю (смотрите, например, материал "Вопрос: Организация, расположенная в Москве, планирует заняться розничной торговлей через торговые автоматы, которые будут установлены в торговых центрах, в том числе в Московской области. Подлежит ли данная деятельность переводу на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход? ("Вмененка", N 4, апрель 2012 г.)").

Деятельность же по продаже попкорна, изготовляемого непосредственно перед продажей в специальных попкорн-аппаратах, следует отнести к услугам общественного питания на основании следующего.

Ст. 346.27 НК РФ определено, что услуги общественного питания - это услуги по изготовлению кулинарной продукции и (или) кондитерских изделий, созданию условий для потребления и (или) реализации готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров, а также по проведению досуга.

Одним из основных условий применения ЕНВД в отношении деятельности по оказанию услуг общественного питания является то, что объект, через который оказывается услуга, должен быть признан объектом общественного питания.

Согласно п. 40 ГОСТ Р 50647-2010 "Услуги общественного питания. Термины и определения", утвержденного приказом Росстандарта от 30.11.2010 N 576-ст (далее - ГОСТ Р 50647-2010), услуга общественного питания (индустрии питания) - это результат деятельности предприятий общественного питания (юридических лиц или индивидуальных предпринимателей) по удовлетворению потребностей потребителя в продукции общественного питания, в создании условий для реализации и потребления продукции общественного питания и покупных товаров, в проведении досуга и в других дополнительных услугах. При этом в силу п.п. 44, 46 ГОСТ Р 50647-2010 в данной сфере допускается такой метод обслуживания потребителей, как самообслуживание, а также обслуживание официантом (поваром, барменом, буфетчиком, продавцом). При этом согласно п. 44 ГОСТ Р 50647-2010 процесс обслуживания в общественном питании - это совокупность операций (действий), выполняемых исполнителем услуг общественного питания при непосредственном контакте с потребителем услуги (гостем) в процессе реализации и (или) организации потребления продукции общественного питания, и (или) организации досуга. То есть, на наш взгляд, здесь просматривается возможная альтернатива организации потребления продукции общепита - ее реализация.

В соответствии с п. 4.10 ГОСТ Р 50762-2007 "Услуги общественного питания. Классификация предприятий общественного питания", утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27.12.2007 N 475-ст (далее - ГОСТ Р 50762-2007), одним из видов предприятий общепита является Предприятие быстрого обслуживания. Это предприятие общественного питания, реализующее узкий ассортимент блюд, изделий, напитков несложного изготовления, как правило, из полуфабрикатов высокой степени готовности и обеспечивающее минимальные затраты времени на обслуживание потребителей. Предприятия быстрого обслуживания размещаются в местах интенсивного движения и массового скопления потребителей: в торговых комплексах и центрах (зоны ресторанных двориков), кинотеатрах, на центральных улицах и площадях, в зонах отдыха и других. Предприятия быстрого обслуживания могут не иметь собственного зала; на таких предприятиях отпуск продукции и обслуживание потребителей осуществляют, как правило, на раздаточной линии и могут использоваться одноразовые посуда и приборы.

В соответствии со ст. 346.27 НК РФ объект организации общественного питания, не имеющий зала обслуживания посетителей - объект организации общественного питания, не имеющий специально оборудованного помещения (открытой площадки) для потребления готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров. К данной категории объектов организации общественного питания относятся киоски, палатки, магазины (отделы) кулинарии при ресторанах, барах, кафе, столовых, закусочных и другие аналогичные точки общественного питания. Таким образом, оказание услуг общественного питания в период проведения культурно-массовых (публичных) мероприятий посредством использования торговых палаток можно переводить на ЕНВД. Аналогичные выводы содержатся в письмах Минфина России от 16.12.2009 N 03-11-06/3/294, от 24.02.2012 N 03-11-06/3/15.

Вывод о возможности применения индивидуальным предпринимателем системы налогообложения в виде ЕНВД в отношении изготовления и продажи сахарной ваты (на наш взгляд, схожая с Вашей ситуация) с использованием мобильного прилавка (ручной тележки), был дан представителями налоговых органов (смотрите материал "Ответы на вопросы налогоплательщиков, подготовленные УФНС России по Ярославской области во II квартале 2012 г." (раздел Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Вопрос 1)).

В соответствии с п. 2 ст. 346.28 НК РФ индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на уплату ЕНВД, обязаны встать на учет в качестве налогоплательщиков единого налога в налоговом органе:

- по месту осуществления предпринимательской деятельности (за исключением видов предпринимательской деятельности, указанных в абз. 3 п. 2 ст. 346.28 НК РФ);

- по месту нахождения организации (месту жительства ИП) - по видам предпринимательской деятельности, указанным в пп.пп. 5, 7 (в части, касающейся развозной и разносной розничной торговли) и в пп. 11 п. 2 ст. 346.26 НК РФ.

Таким образом, если ИП пожелает применять ЕВНД при осуществлении обсуждаемого вида деятельности, он подлежит постановке на учет по месту осуществления деятельности, то есть по месту оказания услуг общественного питания.

В то же время абз. 4 п. 2 ст. 346.28 НК РФ предусмотрено, что если ИП осуществляет предпринимательскую деятельность на территориях нескольких городских округов или муниципальных районов, на территориях которых действуют несколько налоговых органов, то постановка его на учет в качестве плательщика ЕНВД осуществляется в налоговом органе, на подведомственной территории которого расположено место осуществления предпринимательской деятельности, указанное первым в заявлении о постановке на учет ИП в качестве плательщика ЕНВД.

В соответствии с п. 3 ст. 346.29 НК РФ для исчисления суммы ЕНВД при оказании услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания, не имеющие зала обслуживания посетителей, используется физический показатель "количество работников, включая индивидуального предпринимателя". Базовая доходность установлена в размере 4500 рублей в месяц.

В отношении вопроса о возможности применения в отношении предпринимательской деятельности в сфере оказания услуг общественного питания патентной системы налогообложения сообщаем следующее.

Особенности применения налогоплательщиками Патентной системы налогообложения установлены гл. 26.5 НК РФ.

Перечень видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения, установлен в п. 2 ст. 346.43 НК РФ.

Так, в соответствии с пп. 47 п. 2 ст. 346.43 НК РФ патентная система налогообложения применяется в отношении услуг общественного питания, оказываемых через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 50 квадратных метров по каждому объекту организации общественного питания. Аналогичная норма установлена и в п. 47 Приложения к Закону РТ от 29.09.2012 N 65-ЗРТ "О введении на территории Республики Татарстан патентной системы налогообложения": услуги общественного питания, оказываемые через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 50 кв. метров по каждому объекту организации общественного питания.

Согласно пп. 14 п. 3 ст. 346.43 НК РФ объект организации общественного питания, имеющий зал обслуживания посетителей, - здание (его часть) или строение, предназначенные для оказания услуг общественного питания и имеющие специально оборудованное помещение (открытую площадку) для потребления готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров, а также для проведения досуга.

При этом в пп. 6 п. 3 ст. 346.43 НК РФ дается определение понятия площадь зала обслуживания посетителей - площадь специально оборудованных помещений (открытых площадок) объекта организации общественного питания, предназначенных для потребления готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров, а также для проведения досуга, определяемая на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов.

Осуществляемая в местах проведения публичных мероприятий продажа непосредственно изготовляемого в этих же местах попкорна признается объектом организации общественного питания, не имеющим зала обслуживания посетителей. Соответственно, ввиду отсутствия зала обслуживания посетителей данный вид деятельности не может быть переведен на патентную систему налогообложения (письмо Минфина России от 13.08.2012 N 03-11-10/37).

Вместе с тем, в пп. 15 п. 3 ст. 346.43 НК РФ приведено определение объекта организации общественного питания, не имеющего зала обслуживания посетителей. Это объект организации общепита, не имеющий специально оборудованного помещения (открытой площадки) для потребления готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров. К таким объектам относятся киоски, палатки, магазины (отделы) кулинарии при ресторанах, барах, кафе, столовых, закусочных и другие аналогичные точки общественного питания. Однако применение ПСН в отношении оказания услуг общественного питания через такой объект главой 26.5 НК РФ не предусмотрено. По мнению заместителя начальника отдела специальных налоговых режимов Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России Юрия Подпорина (смотрите материал "Патентная система налогообложения: разъясняют чиновники (С. Полятков, "Арсенал предпринимателя", N 4, апрель 2013 г.)), ". в ст. 346.43 НК РФ допущена техническая ошибка. Фактически ПСН в отношении предпринимательской деятельности в сфере общественного питания через объекты общепита, не имеющие зала обслуживания, применяться не может".

Применение контрольно-кассовой техники

Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника (далее - ККТ), включенная в Государственный реестр, применяется на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Случаи освобождения от обязанности применения ККТ перечислены в этой же статье.

Из содержания п. 2.1 ст. 2 Закона N 54-ФЗ следует, что при осуществлении видов предпринимательской деятельности, установленных п. 2 ст. 346.26 НК РФ, плательщики ЕНВД, деятельность которых не связана с оказанием услуг населению (п. 3 ст. 2 Закона N 54-ФЗ) и не относится к видам деятельности, указанным в п. 3 ст. 2 Закона N 54-ФЗ, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу)).

В перечне, установленном п. 3 ст. 2 Закона N 54-ФЗ, перечислены в том числе:

- обеспечение питанием обучающихся и работников образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы, во время учебных занятий (мы полагаем, что предприятие общепита (предприятие быстрого обслуживания) в этой норме не поименовано);

- торговля на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся в этих местах торговли магазинов, павильонов, киосков, палаток, автолавок, автомагазинов, автофургонов, помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых мест (помещений и автотранспортных средств, в том числе прицепов и полуприцепов), открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами;

- разносная мелкорозничная торговля продовольственными и непродовольственными товарами (за исключением технически сложных товаров и продовольственных товаров, требующих определенных условий хранения и продажи) с ручных тележек, корзин, лотков (в том числе защищенных от атмосферных осадков каркасами, обтянутыми полиэтиленовой пленкой, парусиной, брезентом). На наш взгляд, эти нормы в рассматриваемом случае также не могут быть применены, поскольку речь в них идет о торговле, а не об оказании услуг общественного питания.

В то же время деятельность в сфере общественного питания относится к услугам, которые предоставляются населению (код 122000 по Общероссийскому классификатору услуг населению ОК 002-93, смотрите также письма Минфина России от 17.08.2010 N 03-01-15/7-182, от 17.08.2010 N 03-01-15/7-181). Следовательно, плательщик ЕНВД, оказывающий услуги общественного питания через объекты организации общественного питания, не имеющие зала обслуживания посетителей, вправе при осуществлении наличных расчетов с населением не использовать ККТ с соблюдением требований, установленных п. 2 ст. 2 Закона N 54-ФЗ (то есть при условии выдачи бланков строгой отчетности).

Реквизиты, которые должен содержать БСО, и требования к этому документу приведены в Положении об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники (утверждено постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 N 359 "О порядке осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники", далее - Постановление N 359).

Отметим, что в общем случае форма БСО может быть организацией разработана самостоятельно. При этом в ней должны содержаться реквизиты, установленные п. 3 Постановления N 359 (письма Минфина России от 20.09.2013 N 03-01-15/39118, от 19.08.2013 N 03-01-15/33694, от 23.05.2012 N 03-01-15/4-102, от 08.10.2012 N 03-01-15/8-213, от 15.12.2008 N 03-01-15/12-376 и от 22.08.2008 N 03-01-15/10-303). Бланк документа изготавливается типографским способом или формируется с использованием автоматизированных систем (п. 4 Постановления N 359). При этом, поскольку в Постановлении N 359 речь идет не о печатающем устройстве, а о системе, обеспечивающей защиту, фиксацию, хранение сведений о бланке документа, что соответствует требованиям, предъявляемым к контрольно-кассовой технике в этой части, простой компьютер для формирования бланков строгой отчетности использован быть не может (п. 3 письма ФНС России от 10.09.2012 N АС-4-2/14961@).

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

аудитор, член МоАП Мельникова Елена

25 марта 2014 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.