Руководства, Инструкции, Бланки

Перераспределение Земельных Участков С Муниципальной Землей Образец img-1

Перераспределение Земельных Участков С Муниципальной Землей Образец

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Перераспределение земельных участков

Перераспределение земельных участков

Перераспределение земельных участков: определение, особенности

Элементарной единицей земельного фонда России признается участок земли. Как объект гражданских и земельных правоотношений он обладает такими характеристиками, как границы, площадь, целевое назначение, виды разрешенного использования. Участок не является чем-то неизменным. Он может быть образован, изменен или ликвидирован.

Суть правовой категории «перераспределение земельных участков» раскрыта в ст. 11.7 Земельного кодекса РФ.

Земельный адвокат Москва коллегии "Малов и партнеры" выиграет ваше дело с гарантией результата!

В результате этого юридически значимого события из нескольких ранее существовавших смежных участков образуются новые. В такой трансформации может учувствовать неограниченное количество участков. Все они как самостоятельные объекты гражданских прав прекращают существование в связи с образованием новых.

Особенности перераспределения земельных участков таковы:

  • Такого рода трансформации характерна множественность на всех стадиях процедуры. Ситуация, в которой из одного участка образуются несколько, именуется разделением. Если же результатом действий заинтересованных лиц является создание одного участка из нескольких исходных, речь идет об объединении.
  • Как и объединение, перераспределение может касаться исключительно смежных участков. При этом смежными считают соседние участки, часть границ которых совпадает.
  • Количество участков, создаваемых в результате перераспределения, может отличаться от исходного. Но даже если оно совпадает (например, из двух «старых» участков образуются два «новых»), их границы изменятся. Может существенно варьироваться площадь участка.
Перераспределение как способ образования земельных участков

Передел представляет собой один из способов создания участков наряду с объединением, разделением и выделом (ст. 11.2 ЗК РФ).

Суть такой трансформации легче всего уяснить путем сравнения. Перераспределение позволяет добиться того же эффекта, какой имеет последовательное объединение и новый раздел.

Логический объем рассматриваемого понятия таков: перераспределение = объединение + разделение. Однако для заинтересованных лиц перераспределение предпочтительней, поскольку позволяет произвести все необходимые действия (объединение и раздел) в ходе процедур одного цикла.

Если бы законодатель не предусмотрел существование перераспределения, для достижения нужного эффекта правообладателям пришлось бы дважды последовательно проходить все бюрократические процедуры:

  • инициировать принятие административного акта либо заключать сделку (сначала об объединении, позже о новом разделе);
  • разрабатывать проектную документацию и проводить межевание;
  • регистрировать новые участки (сначала объединенный, потом разделенные) в органах ГКН, ЕГРП.

Юридические режимы перераспределения участков, пребывающих в частной и публичной собственности, существенно различаются. Правовым основанием в первом случае признается гражданское соглашение, во втором – административный акт компетентного органа.

Сохранение прав и обременений при перераспределении участков

Возникновение и сохранение права собственности на образуемые при распределении участки осуществляется согласно правоустанавливающему документу (решение компетентного органа либо соглашение частных собственников) и статей 11.4 - 11.7 ЗК РФ. У гражданина, которому исходный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование в результате преобразования, возникает аналогичное право на участок другой площади и конфигурации.

Точно так же обстоит дело с правами наследуемого владения и безвозмездного пользования. Иными словами, при перераспределении объект владения изменяется, а суть права остается прежней.

Сервитуты (право беспрепятственного прохода, проезда, прогона скота, доступа к водоемам) и другие обременения переходят с исходных участков на вновь созданные в прежних границах.

Ст. 11.8 ЗК РФ специально защищает права арендаторов. Согласно предписаниям п. 4 указанной статьи в случае преобразования арендуемых участков, граждане вправе перезаключать договора на прежних условиях без проведения новых торгов, аукционов или конкурсов.

Реализация преимущественного права осуществляется на основании ст. 621 Гражданского кодекса РФ. Необходимость перезаключения арендного договора (невозможность внесения изменений в существующий) обусловлена изменением его предмета.

Цель перераспределения земельного участка

Существует множество разноплановых жизненных ситуаций, в которых необходимо перераспределение земельных участков. Первый вариант: конфигурация и расположение участка усложняют его использование по целевому назначению.

  • неудачная форма, изломанная линия границы;
  • вкрапления/вклинивания смежных участков;
  • логистические сложности;
  • необходимость использования чужого участка для подвода и обслуживания коммуникаций;
  • отсутствие выхода к дорогам общего пользования;
  • неудобный подход/подъезд.

Зачастую собственника устраивает конфигурация участка, однако его площадь является недостаточной. В этом случае можно оформить «прирезку» к участку за счет земель соседа.

Чтобы сделать собственника смежного участка более уступчивым, необходимо предложить ему денежную или иную компенсацию. Договоренность о новом разделе земель и размере доплаты оформляется соглашением.

До недавнего времени по общему правилу перераспределение возможно было только между землями одной формы собственности. В связи с изменениями, внесенными в Земельный кодекс Федеральным законом №171 от 23.06.2014 г. частный собственник участка вправе претендовать на оформление «прирезки» за счет земель, принадлежащих государству или территориальной общине.

В частности, можно оформить самовольно захваченные смежные земли. За их присоединение к существующему участку в местный бюджет вносится плата, порядок расчета которой установлен соответствующим муниципалитетом. В большинстве случаев стоимость «прирезки» оказывается ниже рыночной.

Правила перераспределения земельных участков

Передел осуществляется согласно общим правилам, оговоренным ст. 11.2 ЗК РФ. Специальные нормы применяются в случае, если в процедуре перераспределения задействованы искусственно созданные земли либо в результате перераспределения создаются многоконтурные участки.

Передел осуществляется в процессе землеустройства. С точки зрения заказчика эти работы направлены на установление границ участков на местности, описание их местоположения. В глобальном масштабе землеустроительные мероприятия призваны обеспечить организацию рационального землепользования и охраны земель.

Регламентация землеустройства, помимо ст. 68, 69 ЗК РФ обеспечивается профильным законом №78 «О землеустройстве», множеством правительственных и ведомственных подзаконных актов. Установление границ участка, образованного в результате перераспределения в натуре, выполняется по координатам характерных точек. Сведения о них содержаться в госкадастре недвижимости.

Участки, образованные в результате перераспределения, должны соответствовать общим требованиям, оговоренным ст. 11.9 ЗК РФ. Они касаются:

  • непревышения граничного размера объектов, могущих передаваться в частное владение (устанавливается муниципальными градостроительными регламентами);
  • непересечение границ муниципальных образований, населенных пунктов, лесничеств, территориальных зон;
  • неущемление прав собственников недвижимости, расположенных на исходных участках, а также иных правообладателей;
  • границ и расположения вновь образуемого участка, недопустимости чересполосицы, вкрапливания или иных недостатков, препятствующих рациональному землепользованию.
Распределение земельных участков, находящихся в частной собственности на основании соглашения

На текущий момент перераспределение земельных участков чаще всего регистрируется в отношении частных владений. В результате процедуры у заинтересованных лиц возникают права собственности на преобразованные участки.

Юридическим основанием передела служит соглашение, заключенное между собственниками соседних участков по правилам Земельного кодекса России (п. 2 ст. 11.7 ЗК). Оно может представлять собой:

  • отдельный самостоятельный договор;
  • часть комплексной гражданско-правовой сделки (купли-продажи, мены, дарения).

На соглашения об образовании новых участков путем преобразовании распространяется принцип свободы договора (ст. 421 ГК РФ). При этом договор не может противоречить земельному законодательству и публичному порядку. Его нотариальное удостоверение не является обязательным, может проводиться по желанию и на средства сторон. Сделка вступает в силу при условии ее государственной регистрации в ЕГРП (ст. 164 ГК РФ).

Перераспределение земельных участков муниципальной и частной собственности

Основания передела земель, пребывающих в публичной собственности, оговорены ст. 39.27 ЗК РФ. Допускается перераспределение муниципальных земель и участков:

  • не предоставленных в пользование частным лицам и при этом не обремененных правами сторонних лиц (сервитут не учитывается);
  • предоставленных на одном виде права одному лицу (с его согласия).

Если перераспределение производится на основании проекта межевания, соответствующее соглашение или решение об образовании новых участков должно содержать ссылку на административный акт, которым этот проект утвержден. Если передел проводится согласно схеме расположения участка на кадастровом плане, такая схема прилагается к соглашению либо решению муниципалитета и утверждается им же.

Правовое регулирование передела земель муниципальной и частной собственности между собой претерпело значимые изменения в связи с принятием Федерального закона № 171 от 23.06.14 г. Согласно ст. 39.28 ЗК РФ в действующей редакции, процедура возможна, когда:

  • исходные участки расположены в пределах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии, при условии, что цель передела – приведение границ существующих участков в соответствие с проектом межевания территории;
  • осуществляется приведение границ частных участков в соответствие с ранее утвержденным проектом межевания с целью исправления таких недостатков как чересполосица, изломанность границ, вклинивание, вкрапливание при условии, что после передела площадь частного земельного участка не превысит граничных лимитов;
  • осуществляется перераспределение муниципальных земель и участков, предназначенных для ведения огородничества, садоводства, личного подсобного или дачного хозяйства;
  • преобразование связано с изъятием участков для муниципальных нужд для строительства линейных и других капитальных объектов недвижимости.

Перераспределение земельных участков, находящихся в частной и публичной собственности, подразумевает подписание соглашения. Перераспределение может осуществляться на основании (одно из двух):

  • проекта межевания территории;
  • схемы расположения участка на кадастровом плане.

К соглашению в обязательном порядке прилагается кадастровый паспорт участка. Если передел предполагает увеличение площади земельного участка, находящегося в частной собственности, заинтересованное лицо вносит плату, порядок расчета которой устанавливается муниципалитетом.

Порядок перераспределения земельных участков разных форм собственности: общие положения

Правила и процедура передела земель напрямую зависят от формы собственности. Если исходные участки находятся в частных руках, инициатива может исходить от владельца любого из них. Остальные правообладатели вправе, но не обязаны соглашаться. Споры разрешаются в суде. Процедура переговоров не подвержена бюрократическим формальностям: допустимы официальные письма, устные предложения.

Кадастровые работы по переделу участков частные собственники поручают специализированной организации. На основании полного пакета технической, правоустанавливающей и правоудостоверяющей документацией они обращаются в органы госкадастра и регистрации прав на недвижимость.

Если все преобразуемые участки подведомственны одному органу госвласти или муниципалитету, преобразование происходит по его решению. Он же ответственен за разработку земельно-кадастровой документации, инициацию внесения соответствующих сведений в ГКН, ЕГРП.

Перераспределение земельных участков, распоряжение которыми находится в компетенции нескольких муниципалитетов, происходит по соглашению между ними. Административное соглашение также необходимо, когда перераспределяются земли или участки муниципальной и госсобственности между собой. Документ должен определять:

  • взаимные обязательства по организационному и финансовому обеспечению образования участков;
  • распределение издержек на выполнение кадастровых работ;
  • сведения о правах, возникающих на вновь образуемые участки.

Частные лица, заинтересованные в перераспределении участков с участием муниципальных земель, обращаются в муниципалитеты с заявлением. Если оно не соответствует требованиям, не сопровождено необходимой документацией, документ возвращается заявителю. Если оснований для возврата нет, на протяжении следующих 20 дней компетентный орган рассматривает заявление по сути. Результатом может стать:

  • утверждение схемы расположения участка;
  • согласие на заключение соглашения о перераспределении участков согласно проекту межевания территории;
  • мотивированный отказ.
Регистрация перераспределения земельных участков

Правила кадастрового учета передела участков оговорены 221-ФЗ «О госкадастре недвижимости». Данные, внесенные в госкадастр недвижимости при постановке на учет вновь образуемых объектов, носят временный характер.

Они обретают постоянство с момента госрегистрации прав в ЕГРП. Временные данные аннулируются и исключаются из госкадастра в случае, если преобразуемые участки не были поставлены на учет в ЕГРП на протяжении 2-х лет.

Процедура госрегистрации прав на участки, образуемые при перераспределении, оговорены 122-ФЗ «О госрегистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Внесение сведений осуществляется в заявительном порядке, на основании надлежащего пакета бумаг.

Основным правоустанавливающим документом может быть решение административного органа либо соглашение правообладателей. Исключение из реестра сведений о преобразуемых «старых» участках и внесение данных о «новых» вновь созданных проводится при наличии необходимой технической и кадастровой документации.

Отказ в перераспределении земельного участка

Перечень обстоятельств, препятствующих заключению административного соглашения о перераспределении земель муниципальной и госсобственности, оговорен ст. 39.27 ЗК РФ. Это:

  • отсутствие письменного согласия лица, в пользование которого находится один из исходных участков;
  • предусмотрен передел объектов, хотя бы один из которых выставлен на аукцион;
  • в отношении одного из исходных участков принято решение о предварительном согласовании предоставления, и срок его действия не истек;
  • границы исходного участка подлежат уточнению;
  • имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения участка (перечень которых дан в ст. 11.10 ЗК РФ);
  • в отношении одного из исходных участков подано заявление о предоставлении, и оно находится на рассмотрении.

Отказ в перераспределении участков, находящихся в частной и публичной собственности, последует при отсутствии:

  • оснований для передела, исключительный перечень которых содержит ст. 39.28 ЗК РФ;
  • нотариально удостоверенного согласия всех правообладателей.

Отказ ждет частное лицо, обратившееся в муниципалитет за переделом участков в случае, если по его окончании в частных руках окажутся земли и участки:

  • превышающие гранично допустимые размеры;
  • ограниченные в обороте;
  • зарезервированные для публичных нужд;
  • в отношении которых оглашено извещение о проведении аукциона;
  • касательно которых принято решение о предварительном согласовании предоставления или получено заявление по этому поводу.

Отказ в перераспределении может быть дан:

  • если муниципальные земли, которые подлежат передаче в частные руки в ходе передела, могут стать самостоятельным полноценным земельным участком;
  • границы исходного объекта, находящего в частной собственности, подлежат уточнению на основании Закона №221 «О госкадастре недвижимости»;
  • есть основания к отказу в утверждении схемы расположения участка, документ разработан с нарушениями требований к особо охраняемым природным территориям;
  • хотя бы один из образуемых участков расположен в границах территории, касательно которой утвержден проект межевания территории.

Отказ в заключении соглашения о переделе должен быть мотивированным. Примечательно, что отсутствие в госкадастре недвижимости сведений о местоположении земельного участка, находящегося публичной собственности, самого по себе не считается основанием для отказа в перераспределении.

Выполнение кадастровых работ в этом случае обеспечивает заявитель. По решению органа власти он же обращается с заявлением о кадастровом учете.

Другие статьи

Перераспределение с землями госсобственности

Обсуждение

Перераспределение с землями госсобственности [ Алексей Баранов ]

Среда, 9 сентября 2015, 10:35

Помогите разобраться с данным вопросом.Проблема в том что несколько лет назад поставили на учет участок под многоквартирным домом.Площадь взяли только по стенам.Теперь собственники хотят увеличить участок чтобы вошла вся придомовая территория.Администрация вроде не против утвердить схему,но наша КП это вроде не пропускает.Возможно сделать перераспределение земельного участка стоящего на учете и земли госсобственности (не стоящие на учете)?

Среда, 9 сентября 2015, 10:40

Среда, 9 сентября 2015, 15:31

В вашем случае необходимо учесть, в чьей собственности находится земельный участок, а также каково разрешенное использование земельного участка, стоящего на учете. Если участок в гос. (муниципальной собственности), то с перераспределением проблем не будет. Если участок, стоящий на учете под многоквартирным домом, находится в собственности жильцов, то перераспределение будет возможно только в определенных случаях.

Среда, 9 сентября 2015, 23:00

Разрешенное использование земельного участка, стоящего на учете"под многоквартирным жилым домом".В собственности жильцов только квартиры,а земля в силу закона.Можно поподробнее про определенные случаи?И вообще как это оформить?

Ольга, Вы все правильно поняли. Да, при уточнении можно увеличивать на предельно минимальный размер, если ваша КП довольно лояльно относится к этому. У нас сейчас с этим сложно, без подтверждающих документов, что так было уже давно на предельный не увеличивают.

Вторник, 22 сентября 2015, 15:49

На КП это никак не отразится. А вот прибавлять неприбавляемое - это на совести конкретного кадастрового инженера. В деревнях достаточно большое количество участков обрабатывается в гораздо большей площади, нежели по документам. А вот инвентаризационных планов древних времен днем с огнем не сыскать. Вот и приходится бабушкам докупать всю жизнь обрабатываемые метры у администрации, так как у КП нет веры к КИ, потому как дюже много уже наприбавляли слишком "добрые" КИ тем, кому не положено.

Среда, 23 сентября 2015, 12:26

Ольга Вы про меня забыли?Помогите с перераспределением между участком, имеющим кадастровый номер и границы, и землями гос. собственности.Оформляется протокол образования земельных участков,изготавливается схема на КПТ,утверждается постановлением?Все правильно?И если можно образец постановления,Вы на почту обещали.

Среда, 7 октября 2015, 17:02

Подскажите пожалуйста, в каких случаях подготовки МП, не обязательно приложение схемы расположения з/у на КПТ, утвержденной уполномоченным органом власти (XML-схема расположения на КПТ заверенной ЭЦП уполномоченным органом власти).

Перераспределение с земельными участками госсобственности [ Дарья ]

Пятница, 19 февраля 2016, 02:35

Добрый день, подскажите пожалуйста могу ли я перераспределить два участка, один находиться в собственности у человека в уточненых границах, а другой тоже в уточненных границах, сведения о правах отсутствуют, администрация города дает согласие, а кадастровая присылает приостановление на основании ст 11.7 п 1. Спасибо.

Пятница, 19 февраля 2016, 09:50

Перераспределяемые участки должны иметь одинаковое разрешенное использование и вид права. Поэтому однозначно будет приостановка, пока не зарегистрируете собственность на втором участке.

Среда, 15 июня 2016, 14:10

Добрый день! Помогите пожалуйста разобраться в ситуации, может кто-то сталкивался. Перераспределяла два участка. (заказчик решил купить сотку земли у смежного соседа). Получили отказ в связи с тем, что два этих участках не являются смежными (нестыковка составляет 10 мм). Раньше делали межевой план на уточнение одного из них, который оказывался ранее учтенный, и отправляли в КП два межевых плана, один на исправление кадастровой ошибки, другое на перераспределение. Но кадастровая палата советует провести все в одном межевом плане, а именно перераспределить между собой и муниципальной землей, которая остается между ними. Как должен выглядеть примерно понимаю, а вот как быть с документами, на основании чего я муниципальную землю присоединяю, может есть какой-то ФЗ, не хотелось бы идти и утверждать в администрацию схему и выкупать земельный участок(по факту там 1 кв.м.). Заранее спасибо

Четверг, 16 июня 2016, 09:31

предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса

Вторник, 21 июня 2016, 13:07

Добрый день! Подскажите пожалуйста, делаю такой межевой в первый раз. Получается, что при перераспределении участка находящегося в частной собственности с муниципальными землями, в проекте мы указываем что исходный участок 1, и добавляем образуемый. Так что ли получается.

Вторник, 6 декабря 2016, 15:24

Нет меня вообще полностью интересует все в целом, случаи и основания, на данное перераспределение, какие документы для необходимы, на сколько мне извесно, если земли у муниципалов, а у меня ЗУ в собственности, то мне необходимо соглашение на перераспределение между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. ну согласно статьи 39.28

Вторник, 6 декабря 2016, 15:32

Обрисую в целом проблему, я студетка пишу КП по кадастру, тема процедура образования ЗУ путем перераспределения земель и Земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, после сдачи на проверку КП вернули,написав, что существует 2 вида перераспределения 1) между ЗУ, то что я и описывала, и 2 между зу и землями(тут не прописал преподаватель какими землями), я предположила, что речь идет о неразграниченными землями(наход. в мкуниц.собственности),и вот тут я немного потерялась

Перераспределение земель

ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬ И (ИЛИ) ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ

Перераспределение земель и (или) земельных участков - это преобразование существующих смежных земельных участков путем их перераспределения по правилам ст. 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации.

Подчеркнем, что, перераспределение может осуществляться только в отношении смежных земельных участков. При этом смежным земельным участком следует считать участок, часть границ которого одновременно является частью границ другого земельного участка.

В результате перераспределения исходные (преобразуемые) земельные участки прекращают свое существование в качестве объектов земельных и гражданско-правовых отношений. Вместо прекративших существование земельных участков образуются новые земельные участки, которые могут быть только смежными.

Случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности приведены в главе V.4. Земельного кодекса Российской Федерации.

При перераспределении земельных участков заключается соглашение о перераспределении по типовой форме .

Плата по соглашению о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, рассчитывается в соответствии с приказом Министерства имущества и природных ресурсов Челябинской области. Решением Магнитогорского городского Собрания депутатов.

Форма заявления, перечень документов, необходимых для заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков приведены в регламенте.

Последнее изменение 24.07.2015 10:34

Прочитано 3584 раз

ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 03 июня 2015 г

ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 03 июня 2015 г. № 118 Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности»

Подтверждаю свое согласие, а также согласие представляемого мною лица, на обработку персональных данных (сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, распространение (в том числе передачу), обезличивание, блокирование, уничтожение персональных данных, а также иных действий, необходимых для обработки персональных данных в рамках предоставления органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в соответствии с законодательством Российской Федерации государственных услуг), в том числе в автоматизированном режиме, включая принятие решений на их основе органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в целях предоставления государственной услуги.

Настоящим также подтверждаю, что:

сведения, указанные в настоящем заявлении, на дату представления заявления достоверны;

документы (копии документов) и содержащиеся в них сведения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, в том числе указанные сведения достоверны.