Руководства, Инструкции, Бланки

Итогом Проведения Во Второй Половине 1960-х Гг. Экономической Реформы Под Руководством А.н. Косыгина Было Что img-1

Итогом Проведения Во Второй Половине 1960-х Гг. Экономической Реформы Под Руководством А.н. Косыгина Было Что

Категория: Руководства

Описание

Деятельность и реформы Косыгина кратко

Косыгин и его реформы - суть и итоги

Косыгинская реформа (экономическая реформа 1965 года) – комплекс преобразований, направленных на реформирование системы планирования и управления народным хозяйством в СССР.

Реформы проводились с 1965 по 1970 год, и получили свое название в честь А.Н. Косыгина, председателя Совета Министров СССР, который занимался разработкой и контролировал проведение реформы в Советском Союзе. На Западе эта реформа также известна как «Реформа Либермана» - в честь советского экономиста Е.Г. Либермана, который стал еще одним автором основной концепции данной экономической реформы.

Основная суть Косыгинской реформы заключалась во внедрении новых экономических методов управления, расширении хозяйственной самостоятельности предприятий и широком использовании инновационных приемов материального стимулирования.

Краткая биография Косыгина

Алексей Николаевич Косыгин родился 21 февраля 1904 года в Санкт-Петербурге в семье Николая Ильича и Матроны Александровны Косыгиных. С 1919 по 1921 год Алексей служил в 7-ой армии на военно-полевом строительстве участка Петроград-Мурманск, а затем стал слушателем Всероссийских продовольственных курсов Наркомпрома и поступил в Ленинградский кооперативный техникум, после окончания которого был отправлен в Новосибирск. В 1927 году был принят в члены ВКП(б), а с 1928 года работал заведующим плановым отделением Сибирского краевого союза потребкооперации. В 1930 году, после возвращения в Ленинград, поступил в Ленинградский текстильный институт, который окончил в 1935 году.

Карьера Косыгина развивалась достаточно быстро. С 1936 по 1937 год он работал простым мастером, затем начальником смены, а потом и директором фабрики «Октябрьская». Сразу после этого в 1938 году назначен на пост заведующего промышленно-транспортным отделом Ленинградского обкома ВКП(б), а в 1939 году был избран членом ЦК ВКП(б). Так началась его политическая деятельность.

До войны Косыгин занимал разные посты, а в 1941 году возглавил группу комиссаров Комитета по Гражданской Обороне. Группа занималась эвакуацией и снабжением продовольствием мирного населения в осажденном Ленинграде, сам Косыгин принял участие в создании знаменитой «Дороги жизни».

После войны Косыгин назначен на пост председателя Оперативного бюро Совета народных комиссаров РСФСР, а в 1946 году стал Председателем Совета Министров СССР и членом политбюро ЦК КПСС. В эти годы начинается его активная политическая и экономическая деятельность, самое заметное место в которой занимает экономическая реформа 1965 года. Разработанная и проведенная Косыгиным и Либерманом, она существенно меняет экономику СССР и направляет ее в новое русло.

В 1980 году Косыгина освобождают от должности члена Политбюро ЦК КПСС и от должности Председателя Совета Министров СССР в связи со значительным ухудшением здоровья. Косыгин умирает 18 декабря 1980 года.

За год своей работы Косыгин внес значительный вклад не только в разработку новой экономики, но и во внешнюю политику СССР – благодаря его стараниям удалось нормализовать отношения между СССР и Китаем.

Косыгинская экономическая реформа

В октябре 1964 года происходит отставка Н.С. Хрущева с поста главы государства, а вместе с этим заканчивается и эпоха «хрущевской оттепели», характеризующаяся частыми и серьезными (но зачастую непродуманными) реформами всех сфер жизни. Наступает время более умеренных преобразований, возвращавших страну обратно к консерватизму.

Несмотря на то, что вместе с Хрущёвым ушла определенная свобода, возвращения к сталинизму не произошло – новое руководство страны во главе с Л. Брежневым решило продолжить курс умеренных, но все же преобразований, призванных и далее совершенствовать социализм. Для того, чтобы эти преобразования были возможны, а также для того, чтобы соответствовать резкому научно-техническому скачку, произошедшему в мире, было принято решение разработать и провести социально-экономическую реформу. Разработку и проведение поручили Косыгину.

Суть Косыгинской реформы

Общая суть реформы состояла в том, чтобы дать различным предприятиям большую степень экономической свободы, а также в качестве основного движущего стимула выбрать материальные ценности и поощрения.

Основные положения реформы:

  • Восстановление системы отраслевого управления промышленностью, ликвидация органов территориального управления хозяйством;
  • Сокращение количества директивных плановых показателей с целью уменьшения бюрократизации;
  • Ключевыми показателями экономической состоятельности предприятия становились прибыль и рентабельность;
  • Новая ценовая политика.

Однако проведение реформы столкнулось с определенными трудностями. Прежде всего, необходимо было также реформировать аграрный сектор, чтобы он смог настроиться на работу в новой экономической системе – время проведения реформ было продлено и внедрение изменений заняло пять лет, с 1965 по 1970 год, после чего они были свернуты, так и не достигнув значительного успеха.

Итоги реформ

В ходе реформ была сделана попытка перейти к интенсивному качеству роста экономики СССР, был создан фундамент для дальнейшего развития постиндустриальной экономики, где важную часть занимали показатели эффективности. К сожалению, проведение Косыгинской реформы нельзя назвать удачным.

В современной исторической науке доминирует мнение о том, что реформы Косыгина были свернуты или просто провалились из-за большого количества нестыковок и проблем в административно-управленческом корпусе, который мешал внедрению новой экономической политики. Кроме того, на проведение реформ необходимы были деньги, которых у государства не было – в результате реформы постепенно пошли на убыль и были свернуты.

Результаты Косыгинской реформы были взяты за основу для проведения экономических реформ 1987-1988 годов.

Другие статьи

Итогом проведения во второй половине 1960-х гг. экономической реформы под руководством а.н. косыгина было что

59.Брежневская эпоха. СССР в 1964-1985 гг

Экономические реформы 1960-х гг. сущность, цель, итоги, причина неуспеха

В 1960-е гг. партийно-государственным руководством во главе с Л. И. Брежневым были предприняты попытки проведения экономических реформ. Сама жизнь диктовала необходимость новых форм и методов хозяйствования, коренного изменения принципов материального стимулирования товаропроизводителей. Пленум ЦК КПСС (март 1965 г.) принял новый порядок планирования сельскохозяйственного пр-ва: планы закупок XX съезд КПСС и начало процесса десталинизации

Состоявшийся в конце февраля 1956 г. XX съезд КПСС явился поворотным пунктом в истории страны. К этому времени стала очевидной необходимость решительно порвать с прошлым, сказать правду о массовых репрессиях, вскрыть причины глубоких деформаций в советском обществе. Съезд, и особенно секретный доклад на нем Н. С. Хрущева “О культе личности и его последствиях”, оказал огромное влияние на сознание людей, на развитие общественной мысли. Он дал толчок процессу обновления общества, развенчания социальных мифов сталинизма, положил начало освобождению общественного сознания от догм и идеологических стереотипов. В докладе Хрущева был дан психологический портрет Сталина как политического деятеля, который отличался властолюбием, жестокостью, недоверием, подозрительностью, мстительностью. Приводились факты необоснованных репрессий, расправ с видными партийными и государственными деятелями, преследования членов их семей. Осуждая .преступления Сталина, докладчик, однако, не вскрыл природу авторитарной власти. Разоблачение культа личности Сталина осуществлялось людьми, которые сами были соучастниками многих злодеяний. Несвободен был в своих оценках и поступках и сам Хрущев, решившийся на такой смелый шаг. Поэтому разоблачение культа личности во второй половине 1950-х гг. сводилось лишь к ликвидации —да и то неполной — наиболее негативных сторон тоталитарного режима. Весной и летом 1956 г. в стране происходило очень важное событие — массовое освобождение почти всех политических заключенных из лагерей и мест “вечной ссылки”. Одновременно началась реабилитация большинства погибших в 1937—1955 гг. узников лагерей и тюрем. Была восстановлена национальная автономия балкарского, чеченского, ингушского, калмыцкого и карачаевского народов, упраздненная в годы войны. Часть законодательных функций властных структур была передана из центра на места. В целом же процесс начальной десталинизации отличался противоречивостьй. Очень часто попытки выйти за пределы прежних взглядов решительно пресекались. В частности, когда в Москве, Ленинграде, Киеве возникли кружки студенческой молодежя, ставившие своей целью глубокое осмысление политического механизма советского общества, их участники были арестованы и осуждены.

Попытки социально-экономических реформ в СССР в середине 1950-х — середине 1960-х гг.

В борьбе соратников Сталина после его смерти в марте 1953 г. за политическое лидерство победу одержал Н. С. Хрущев, ставший осенью 1953 г. первым секретарем ЦК КПСС. С его именем связаны новые подходы к народнохозяйственным проблемам, экономические реформы, призванные решить проблему управления, децентрализовав его, повысить благосостояние народа. Учитывая сложное положение, в котором оказалось сельское хозяйство страны, были приняты меры по его подъему. В 3 раза были повышены закупочные цены на сельхозпродукцию, снижен налог с личного приусадебного хозяйства, колхозам передана техника МТС. Была предпринята попытка перейти от административных к экономическим методам хозяйствования на селе. Изменилось социальное и правовое положение колхозников. Они получили паспорта, была введена денежная оплата их труда. Однако не было сделано главное — крестьянство не получило право выбора форм хозяйствования. В 1954—1956 гг. было освоено 3.6 млн га целинных и залежных земель с целью решить зерновую проблему. К сожалению, эта мера дала лишь кратковременный успех. Вместе с тем она отодвинула на второй план возрождение традиционных земледельческих районов России. В 1957 г. предпринимались попытки реформировать управление народным хозяйством. Вместо ликвидированных отраслевых министерств и ведомств появились совнархозы — территориальные управления. Организация совнархозов сыграла некоторую положительную роль, но кардинальных изменений в развитии экономики не произошло. Многие экономические проблемы в те годы пытались решать политическими приемами и методами посредством административных реформ и кампаний (“кукурузная кампания”, “мясная кампания в Рязани”, “молочные рекорды” и т. д.). Все же период хрущевской “оттепели” стал периодом наиболее заметного подъема в экономике страны. В 1956—1958 гг. в среднем в год вступало в строй около 800 предприятий. В 1957 г. на воду был спущен первый в мире атомный ледокол “Ленин”. В рамках государственных программ в эти годы решались проблемы освоения космоса, химизации народного хозяйства, развития электроники, жилищного строительства, многие другие важные народнохозяйственные задачи. В начале 1960-х гг. темпы экономического развития замедлились. Из-за непродуманной аграрной политики возникли продовольственные трудности. СССР начал закупать зерно за границей. Противоречивость и непоследовательность многих прогрессивных социально-экономических начинаний середины 1950-х — середины 1960-х гг. были обусловлены тем, что Хрущев сложился как партийный и государственный деятель в условиях жесткой централизации и административно-командного стиля руководства.

сельхозпродукции стали устанавливаться на пятилетку; закупочные цены повысились; за сверхплановую продукцию платили полторы цены; сократились налоги; поощрялось развитие личного подсобного хозяйства. Намеченные меры дали результаты: темпы роста легкой промышленностц, базирующейся на сельскохозяйственном сырье, и пищевой промышленности удвоились. На следующем пленуме ЦК партии (сентябрь 1965 г.) было принято решение о проведении экономической реформы в промышленности. Суть ее: расширение хозрасчета на предприятиях И в отраслях; сокращение числа плановых показателей, доводимых до предприятий; создание на предприятиях фондов материального стимулирования; недопущение изменения плановых заданий без согласования с предприятиями; изменение принципов деятельности предприятий — вместо “вала” вводился показатель реализованной продукции. В подготовке и реализации реформы активную роль играл А. Н. Косыгин, тогдашний Председатель Совета Министров СССР. Первые ее итоги были обнадеживающими. Предприятия, перешедшие на новую систему, в целом улучшили свою работу. Ускорился экономический рост. Восьмая пятилетка, совпавшая по времени с проведением реформы, по ряду плановых показателей оказалась почти выполненной. Однако в ходе реализации реформы в нее стали вносить корректировки, дополнения, до неузнаваемости исказившие ее сущность. К началу 1970-х гг. реформа фактически сошла на нет. Причина неудачи в том, что реформы не пошли вглубь, не затронули основ хозяйственного механизма. И в сельском хозяйстве и в промышленности сохранялась прежняя система экономических и общественных отношений. Административный аппарат (прежде всего сам Брежнев) увидел в реформах посягательство на его права и власть, и с помощью подзаконных постановлений и актов их свернули. Основная причина провала реформ 1965 г. в том, что невозможно было продвинуться вперед экономическом развитии при одновременном свертывании процесса демократизации в политической сфере. На неудаче реформ сказалось и то, что большая часть партийно-хозяйственного аппарата не смогла отказаться от административно-командных методов управления.

Косыгинская реформа

Начало реформ Косыгина

Косыгинская реформа (реформа Либермана) – экономическая реформа, направленная на совершенствование системы планирования и управления народным хозяйством в СССР.

Начало Косыгинской реформе было положено в 1965 году, однако из-за ряда проблем ее осуществление продлилось до 1970 года, после чего реформа была свернута. Свое название экономическая реформа получила в честь А.Н. Косыгина, председателя Совета Министров СССР, которому было поручено заниматься разработкой и проведением экономических преобразований. Также эта реформа известна, как «Реформа Либермана» - в честь второго автора и разработчика проекта, советского экономиста Е.Г. Либермана.

Основная суть реформы, заключалась во внедрении совершенно новой экономической системы управления на предприятия, которая опиралась на показатели эффективности и готовила экономику к новому витку развития.

Краткая биография Косыгина

Алексей Николаевич Косыгин родился 21 февраля 1904 года в Санкт-Петербурге и получил хорошее образование. С 1919 по 1921 гг. он служил в армии на военно-полевом строительстве участка дороги между Петроградом и Мурманском, после чего вернулся в город и стал слушателем Всероссийских продовольственных курсов Наркомпрома. В этом же году, он поступает в Ленинградский кооперативный техникум, после окончания которого отправляется в Новосибирск. В 1927 году Косыгин становится членом ВКП(б), а в 1930 году возвращается в Ленинград и поступает в Ленинградский текстильный институт.

После окончания института, карьера Косыгина развивается достаточно быстро. С 1936 по 1937 гг. он работает сначала простым мастером, затем начальником смены, а после и директором фабрики «Октябрьская». В 1938 году его назначают на пост заведующего промышленно-транспортным отделом Ленинградского обкома ВКП(б), а уже спустя год избирают членом ЦК ВКП(б). С этого момента начинается политическая карьера Косыгина, который стремительно поднимается по карьерной лестнице в партии.

В начале войны его назначают во главу группы комиссаров Комитета по Гражданской Обороне, Комитет занимается эвакуацией и поставками пропитания для мирных жителей в осажденный Ленинград. В ходе своей работы, Косыгин становится одним из участников группы, создавшей и распланировавшей знаменитую «Дорогу жизни», что во многом и способствует его дальнейшим успехам в политической деятельности.

После войны, Косыгина назначают председателем Оперативного бюро Совета народных комиссаров РСФСР. а в 1946 году он становится Председателем Совета Министров СССР и членом политбюро ЦК КПССС. Именно на этих должностях и проходит его основная политическая и экономическая деятельность, одно из самых заметных мест, в которой занимает экономическая реформа 1965 года.

Косыгинская экономическая реформа

После того, как в октябре 1964 года пост главы государства покидает Н.С. Хрущев. заканчивается вместе с ним и знаменитая «хрущевская оттепель», во время которой в СССР активно проводились самые разнообразные реформы, порой очень смелые и довольно часто непродуманные. на смену им приходят уже более умеренные и консервативные преобразования новой власти.

Несмотря на опасения, с приходом Л. Брежнева страна не возвращается к сталинизму, а начинает ряд умеренных преобразований с целью совершенствования социализма. В это же время в мире происходит резкий научно-технический скачок, что приводит к необходимости преобразовать существующую экономическую систему. Разработку экономической реформы поручили Косыгину.

Суть Косыгинской реформы

Основная суть реформы заключается в том, чтобы сделать предприятия более самостоятельными, повысить степень их хозяйственной и экономической свободы и выбрать новые экономические стимулы взамен старым.

  • Ликвидацию органов территориального управления хозяйством, восстановление системы отраслевого управления;
  • Сокращение количества плановых показателей с целью уменьшить бюрократизацию процесса производства;
  • Переход на экономические стимулы;
  • Ключевыми показателями эффективности становились рентабельность и прибыль;
  • Новая политика формирования цен.

К сожалению, уже на первом этапе проведение реформы столкнулось с определенными трудностями – аграрный сектор оказался не готов к новой экономической системе, поэтому проведение реформ затянулось на пять лет. К 1970 году стало понятно, что полностью осуществить задуманное невозможно, и реформы постепенно сошли на нет.

Итоги реформы Косыгина и причины провала

Основная цель экономической реформы заключалась в том, чтобы подстегнуть экономику перейти к интенсивному качеству роста и создать фундамент для дальнейшего ее развития, но уже с новыми основами. К сожалению, Косыгинскую реформу можно назвать неудавшейся, так как полностью воплотить ее в жизнь так и не удалось.

Историки называют ряд причин, по которым реформа провалилась, однако основное место в них занимают несостыковки и большое количество противоречий в административно управленческом корпусе (проведения реформы хотела далеко не вся правящая часть партии), а также банальную нехватку денег на осуществление преобразований. Несмотря на неудачу, реформы легли в основу экономических преобразований в 1987-1988 годах.

В 1980 году Косыгина освобождают от всех должностей в связи с ухудшением здоровья, а позднее, 18 декабря 1980 года он умирает. За период своей политической карьеры Косыгин не только занимался разработкой экономических преобразований, но также внес существенный вклад во внешнюю политику СССР.

> Поделитесь с нами своим заданием!

Реформы Косыгина кратко

Экономическая реформа Косыгина

26-01-2015, 13:31 просмотров: 27757, комментариев: 0

Реформы Косыгина кратко обозначают преобразование экономической системы и усовершенствования народного хозяйства СССР. Они были разработаны в 1965 году и имели довольно высокий показатель эффективности в перспективе развития. Они должны были вывести СССР из довольно шаткого состояния экономики, повысить продуктивность работы на предприятиях и увеличить общий доход. В 1970 году проект был закрыт, так как народ и ее правящая верхушка были не готовы к подобным преобразованиям.

Причины экономической реформы Косыгина

После провала хрущевских реформ, и после того, как его заменил Брежнев. стало понятно, что нужно менять направление в некоторых отраслях страны. Экономика не была на высоком уровне, потому Косыгин вместе с Е. Г. Либерманом разработали и попытались осуществить экономическую реформу. Эта реформа имеет два названия: реформа Косыгина (СССР) или реформа Либермана (Западное название). В первом случае по имени человека, который ее реализовывал, во втором по имени человека который был ее автором.

Реформа имела ряд основных причин, во главе всех них было то, что предприятия не были настроены на высокие показатели производительности. Иными словами люди работали не в полную силу, причем по причинам не полного использования ресурсов, но также из-за отсутствия стимулов и желания. Через повышение культуры работников и интенсивности труда и производства должен был быть повышен уровень экономики. По задумке реформы работники должны были в результате с большим желанием подходить к поставленным задачам. А предприятия должны были в полную силу работать и на 100% использовать доверенные им ресурсы.

Суть реформы (1965г) Косыгина

Экономическая реформа Косыгина была направлена на преобразование экономической системы в плане предприятий и народного хозяйства. Реформа была направлена на преобразование экономики предприятий, ее опорой была, прежде всего, эффективность. Реформа должна была обеспечить предприятиям больше самостоятельности, убрав органы местного управления хозяйством. Повысив уровень экономической свободы предприятий можно было бы установить для них новые стимулы, которые повысили бы общий уровень экономики СССР.

К главным пунктам экономической реформы можно отнести:

  • Ликвидацию органов территориального контроля хозяйств и восстановление органов отраслевого хозяйства;
  • Введение экономических стимулов. Была расширена самостоятельность предприятий, что повысило общее желание их к улучшению качества и количества производимого товара Снижение плановых показателей для уменьшения бюрократизации процесса производства;
  • Составлялась новая политика цен;
  • На первый план выходила рентабельность и прибыль.
Начало экономической реформы Косыгина

Начало экономической реформы Косыгина было положено в 1965 году, когда она была утверждена. Длилась она на протяжении восьмой пятилетки с 1965 по 1970 года, и в результате получила название «золотой пятилетки». Причиной этого был колоссальный рост предприятий и экономики. Была на начальной стадии налажена система использования основных фондов. Правительство не ограничивало, а наоборот давало свободу развития предприятий, чем и пользовались бизнесмены. На эту реформу предприниматели возлагали большие надежды, для политиков, наоборот, реформа была не к месту. Но в любом случае уже на первом этапе ее проведения стало понятно, что она полностью себя не реализует. Проблема была в первую очередь в аграрном секторе, который не был готов к таким колоссальным изменениям. Поэтому уже в 1970 году экономическая реформа была свернута.

Итоги реформы Косыгина

Несмотря на продуманный план начавшаяся в 1965 году экономическая реформа закончилась в 1970, так и не сумев в полной мере себя реализовать. Она просто закрылась по ряду причин. Одна из них заключается в том, что не вся правящая политическая верхушка вообще ее хотела. Это были довольно большие перемены, как всегда связанные и с потерей рабочих мест и с потерей денег, так что страна просто не была готова к подобным реформам. Второй причиной можно назвать отсутствие денег. Изначально их хватало, потому план и реализовывался постепенно в течении 5 лет. Но со временем стало понятно, какие ее масштабы в денежном плане, и потому при отсутствии средств на ее реализацию проект был закрыт.

Понравилась статья? Поделись с друзьями.

Реформы второй половины 1960-х гг


Главная | О нас | Обратная связь

Реформы второй половины 1960-х гг

Консервация условий политической деятельности и баланс интересов основных групп советской госпартноменклатуры обеспечивали видимое единство советских руководителей. Это, однако, не исключало приглушенных конфликтов, которые обычно разрешались при закрытых дверях. Одним из основных источников постоянных трений в руководстве страны было различное понимание смысла экономической реформы.

Хотя отставка Хрущева означала отказ от активного проведения реформ, она не сняла с повестки дня необходимость поиска решений возникших проблем в социально-экономической сфере. Руководство страны не могло игнорировать растущую неэффективность централизованной системы управления, на которую было указано в ходе экономической дискуссии 1962-1964 гг. Разумеется, речь не могла идти о реализации идей радикальной рыночной реформы по чехословацкому или венгерскому варианту или о следовании идеям молодых "рыночников" во главе с Е. Г. Либерманом.

По отношению к реформе второй половины 60-х гг. в руководстве выделялось два течения: первое олицетворялось Брежневым, сторонником ограниченной децентрализации и сохранения в неприкосновенности роли хозяйственной номенклатуры в системе административного управления экономикой, и А. Н. Косыгиным, сторонником более радикальных шагов в осуществлении экономической реформы с акцентом на рыночные регуляторы. Для первого приоритеты выстраивались в следующем порядке: сельское хозяйство, тяжелая промышленность, оборона (после 1972 г. к ним добавилось освоение Сибири). Предпочтения второго были отданы легкой промышленности - основе повышения уровня жизни.

Это противостояние продолжалось до середины 70-х гг. в 1965-1972 гг. доминировали идеи экономической реформы, больший упор делался на легкую промышленность. Поворот к "технократическим ценностям" и усилению административно-командных рычагов управления экономикой начался к 1972 г. и окончательно взял верх в середине 70-х гг. Одобренный XXV съездом в феврале 1976 г. десятый пятилетний план основными приоритетами государственной политики назвал развитие оборонной промышленности, энергетики, сельского хозяйства и освоение Сибири.

Крупные инвестиции в сельское хозяйство, запуск инфляционных процессов в сочетании с новой централизацией экономики и усилением контроля стали той "легкой дорожкой", по которой пошла правящая верхушка, оказавшись неспособной решить проблемы структурной перестройки экономики, нарушить баланс сил разросшейся бюрократической системы.

В середине 60-х гг. когда преобладала линия Косыгина, советским руководством была предпринята попытка проведения одной из самых крупных (начиная с 30-х гг.) экономических реформ. Реформа хозяйственного механизма была подготовлена и проработана еще в хрущевское время группой экономистов поя руководством Либермана. Несовпадение подходов к проведению реформы, которое наблюдалось в высшем руководстве, значительно снизило ее эффективность, а затем свело на нет ее результаты. Именно поэтому реформа имела эклектичную идеологию и довольно расплывчатые цели, что превратило ее в конечном итоге в набор разрозненных, несогласованных, противоречивых мер.

Начало реформе положили решения мартовского и сентябрьского пленумов ЦК КПСС 1965 г. мартовский пленум сосредоточил внимание на механизмах управления сельским хозяйством, которое пытались реформировать на основе увеличения материальной заинтересованности колхозников и работников совхозов в росте производства. Снижался план обязательных закупок зерна, объявленный неизменным на 10 лет. Сверхплановые закупки должны были производиться по повышенным ценам. Снимались ограничения с личных подсобных хозяйств, введенных при Н. С. Хрущеве. Но вскоре проявилась ограниченность намеченных механизмов стимулирования, в частности тенденция к занижению объемов плановых поставок сельскохозяйственной продукции. Вопреки решениям пленума планы регулярно корректировались и исправлялись..

Важное значение в контексте хозяйственной реформы имели решения сентябрьского (1965) пленума ЦК КПСС, которые были конкретизированы в совместных постановлениях ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 30 сентября 1965 г. "Об улучшении управления промышленностью", от 4 октября 1965 г. "О совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства". Суть реформы мыслилась как сочетание комплекса мер, призванных усилить экономические рычаги, расширить самостоятельность хозрасчетного звена (предприятия или организации), усовершенствовать централизованное планирование. Предполагалось, в частности: 1) сокращение числа директивных плановых показателей, замена валовой продукции как основного планового и оценочного показателя объемом реализации; 2) укрепление хозрасчета предприятий, сохранение в их распоряжении большей доли прибыли;

3) перестройка системы ценообразования, которая заменяла политику поддержания низких оптовых цен политикой установления цен на уровне, обеспечивающих работу предприятий на началах хозрасчета (в 1966-1967 гг. была осуществлена реформа оптовых цен в промышленности);

4) восстановление отраслевого принципа организационной структуры управления промышленностью.

Первоначально реформа была направлена на ослабление централизации хозяйственного управления и усиление экономических (хозрасчетных) рычагов управления. Это выразилось в сокращении числа директивно планируемых показателей, обязательных для выполнения предприятиями. Теперь их оставалось пять: объем реализации продукции, основная номенклатура, фонд заработной платы, прибыль и рентабельность, взаимоотношения с бюджетом. При этом административная обязательность заданий для предприятий сохранялась.

Практика реализации реформы показала, что проблемы, связанные с природой экономических показателей и с "ведомственностью", оказались нерешенными. Уже в 1966-1967 гг. стали проявляться негативные стороны реформы, причинами которых были прежде всего ее непоследовательность и половинчатость. Новые показатели вводились с трудом. Поощрительные фонды не могли стимулировать работающих должным образом. Предприятию было выгодно выпускать однотипную продукцию по максимально высоким ценам.

Фактически с самого начала проведения реформы применялись старые методы мелочного контроля и планирования. Те администраторы, что пытались работать по новым методам, подвергались давлению и ставились в заведомо невыгодные условия. Силу сопротивления аппарата увеличивало еще и то, что он опирался на поддержку лидеров партии и правительства, в том числе на Л. И. Брежнева.