Руководства, Инструкции, Бланки

Учетная Политика В Части Ндс Образец 2016 img-1

Учетная Политика В Части Ндс Образец 2016

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Учет НДС при экспорте сырьевых и несырьевых товаров в ПП «1С: Бухгалтерия 8», редакция 3

Учет НДС при экспорте сырьевых и несырьевых товаров в ПП «1С: Бухгалтерия 8», редакция 3.0.

108 000*0,48 = 51 840.

Именно это распределение у нас и получилось в документе.

После проведения документа формируются проводки с кредита 19.03 и 19.04 счетов в дебет тех же счетов с переносом способа учета НДС с варианта «Распределяется» на варианты «Принимается к вычету» и «Блокируется до подтверждения 0%» (Рис.57).

Таким образом, если вернуться к отчету «Оборотно-сальдовая ведомость по счету» 19, то мы увидим, что НДС к распределению закрылся полностью, остался НДС со способом учета «Принимается к вычету» и «Блокируется до подтверждения 0%» (Рис.58).

Поскольку в текущем квартале мы полностью подтвердили экспорт, то мы имеем право принять к вычету весь НДС по способу учета «Блокируется до подтверждения 0%», а также НДС по способу учета «Принимается к вычету» (при наличии счетов-фактур полученных).

Создадим документ «Формирование записей книги покупок» 30.09.2016 г. без установки флага «Предъявлен к вычету НДС 0%» для вычета по «обычному» НДС (Рис.59).

В документе заполняются поступления со счетами-фактурами, в которых при поступлении был установлен вариант распределения НДС «Принимается к вычету», а также попадает результат распределения из документа «Распределение НДС» (также при наличии введенного счета-фактуры полученного). При проведении документа формируются стандартные бухгалтерские проводки по вычету НДС.

Поскольку экспорт был подтвержден в текущем квартале, то для принятия к вычету НДС с вариантом распределения «Блокируется до подтверждения 0%» необходимо ввести еще один документ «Формирование записей книги покупок» 30.09.2016 г. с установленным флагом «Предъявлен к вычету НДС 0%» (Рис.60).

В документе заполняются поступления со счетами-фактурами, в которых изначально при поступлении был установлен вариант распределения НДС «Блокируется до подтверждения 0%», а также попадает результат распределения из документа «Распределение НДС» (также при наличии введенного счета-фактуры полученного). При проведении документа формируются стандартные бухгалтерские проводки по вычету НДС. В результате НДС по итогу данного квартала будет принят к вычету в полном объеме (Рис.61).

Таким образом, наш пример в части последовательности ввода документов проигран полностью.

Примечание: Если бы в текущем квартале мы не успели собрать соответствующие документы для подтверждения экспорта (для этого дается 180 дней), то НДС был бы задержан на 19 счете по способу учета «Блокируется до подтверждения 0%». При этом по новой методике НДС не переносится на счет 19.07, как было раньше. (Рис.62).

Другие статьи

Учетная политика в части НДС: нюансы, которые следует учесть (Логинова Е

Учетная политика в части НДС: нюансы, которые следует учесть (Логинова Е.А.)

Первоочередной задачей каждой организации в начале календарного года являются разработка и утверждение учетной политики для целей налогообложения. Очевидно, нет нужды убеждать читателя в том, что это не прихоть налоговых инспекторов, а насущная необходимость для каждого хозяйствующего субъекта. Поэтому данному мероприятию следует уделить должное внимание. В противном случае формальный подход при составлении учетной политики в дальнейшем может обернуться серьезными проблемами.

Сразу оговоримся, в данном материале акцент будет сделан на порядке оформления и обращения документов, используемых при расчетах по НДС. Но вначале все же напомним, какие основные положения должны иметь место в учетной политике практически каждой организации <1>. Касаются они способов и методов налогового учета.
--------------------------------
<1> Подробно основные положения учетной политики были рассмотрены в статье Е.Е. Смирновой "Проверь себя: учетная политика в отношении НДС", 2012, N 6.

Ряд положений гл. 21 НК РФ предписывает налогоплательщику организацию раздельного учета, при этом в них не уточняется сам механизм ведения такого учета. Поэтому в учетной политике необходимо прописать порядок ведения раздельного учета:
1) выручки, полученной от реализации товаров, готовой продукции, облагаемых по разным ставкам НДС (10 и 18%);
2) "входного" налога, предъявленного продавцами (поставщиками, подрядчиками, исполнителями) по товарам, работам, услугам, имущественным правам, используемым (ст. 170 НК РФ):
- в облагаемых НДС операциях (видах деятельности) (п. 1 ст. 146 НК РФ);
- в не облагаемых НДС операциях (видах деятельности) (п. 2 ст. 146, ст. 149 НК РФ);
- и в облагаемых, и в не облагаемых НДС операциях (видах деятельности).
Кроме того, имеет смысл закрепить:
- право на применение "правила 5%" (абз. 9 п. 4 ст. 170 НК РФ);
- право на вычет по выданным авансам - по всем или с ограничениями (например, по сумме аванса) (п. 12 ст. 171 НК РФ <2>);
- право на применение преференции, установленной в ст. 145 НК РФ (освобождение от обязанностей плательщика НДС).
--------------------------------
<2> Хотя Минфин России в своем Письме от 09.04.2009 N 03-07-11/103 уточнял, что нормы НК РФ не предусматривают подобной обязанности налогоплательщика, наличие такого положения в учетной политике организации может оказаться весьма полезным в некоторых ситуациях.

К сведению. При принятии решения о порядке определения размера выручки в целях применения положений ст. 145 НК РФ налогоплательщикам, полагаем, следует обратить внимание на правовую позицию, выраженную в Постановлении Президиума ВАС РФ от 27.11.2012 N 10252/12. По мнению арбитров, в расчете следует учитывать выручку, полученную от реализации только по тем операциям, которые включаются в налоговую базу для исчисления и уплаты НДС.

Экспортерам в учетной политике необходимо отразить:
1) правила ведения раздельного учета операций по реализации товаров (работ, услуг), облагаемых по ставке 0%, в частности:
- порядок ведения раздельного учета по каждой операции реализации товаров (работ, услуг), облагаемой НДС по ставке 0% (п. 6 ст. 166 НК РФ);
- порядок раздельного учета "входного" налога по операциям, облагаемым НДС по ставке 0%, и операциям, облагаемым по иным ставкам (п. 10 ст. 165 НК РФ);
2) механизм расчета сумм НДС, предъявляемых к восстановлению при использовании товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и НМА в экспортных операциях (пп. 5 п. 3 ст. 170 НК РФ).
Для изготовителей товаров, длительность производственного цикла которых составляет свыше шести месяцев, нужно отразить в учетной политике момент определения налоговой базы и порядок исчисления НДС с авансов (п. 13 ст. 167 НК РФ).

Документооборот в части НДС

Неотъемлемой частью учетной политики в части НДС является раздел, посвященный порядку ведения документооборота в целях исчисления указанного налога. Отметим, налоговым законодательством не установлено жесткого регламента в отношении такого порядка, значит, налогоплательщики, исходя из своих потребностей и особенностей хозяйственной деятельности, вправе регламентировать его сами. В частности, необходимо закрепить способ выставления счета-фактуры, принцип нумерации счетов-фактур. Последний момент особенно актуален для организаций, имеющих обособленные подразделения. Для подобных налогоплательщиков также большое значение имеет порядок ведения документов, которые используются при расчете по НДС (журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж).
Для выставления счета-фактуры налоговым законодательством предусмотрено два способа: в бумажном или электронном виде. Электронный вариант возможен при наличии соответствующих технических возможностей (как самого налогоплательщика, так и его контрагентов), а также при условии согласия контрагентов на такой способ выставления документов. Очевидно, налогоплательщикам не следует ограничивать свое право отражением в учетной политике лишь одного из возможных способов выставления счета-фактуры, поскольку формулировка, примененная законодателем в абз. 2 п. 1 ст. 169 НК РФ, указывает на возможность одновременного использования обоих форматов.
Есть еще один существенный момент, который обязательно нужно прописать в учетной политике организациям: это условия, при которых она выставляет либо корректировочный счет-фактуру <3>, либо единый корректировочный счет-фактуру <4>. Напомним, возможность составления единого корректировочного счета-фактуры появилась у налогоплательщиков начиная с 1 июля 2013 г. Именно с указанной даты применяется новая редакция п. 5.2 ст. 169 НК РФ (изменения в него внесены Федеральным законом N 39-ФЗ <5>). Постановлением Правительства РФ от 24.10.2013 N 952 были приведены в соответствие с указанными поправками положения Постановления Правительства РФ N 1137 <6>, которым утверждена форма корректировочного счета-фактуры. Однако установление жестких условий для выставления корректировочных счетов-фактур нецелесообразно, поскольку впоследствии такие условия могут ограничить действия самого налогоплательщика.
--------------------------------
<3> Корректировочный счет-фактура составляется только в случае изменения цены или количества уже отгруженных товаров, выполненных работ, оказанных услуг (п. 3 ст. 168 НК РФ). При этом обязательно нужно составить первичный документ, являющийся основанием для внесения корректировок (п. 3 ст. 168, п. 10 ст. 172 НК РФ). Это могут быть акт, соглашение или иной документ, которые отвечают требованиям, установленным в ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", и подтверждают факт согласия или уведомления покупателя о произошедших изменениях.
<4> В Письме Минфина России от 12.09.2013 N 03-07-09/37680 отмечено: единый корректировочный счет-фактура составляется к нескольким счетам-фактурам. При этом Налоговым кодексом не предусмотрено отражение в единых корректировочных счетах-фактурах совокупных показателей по нескольким поставкам.
<5> Федеральный закон от 05.04.2013 N 39-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 4 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения".
<6> Постановление Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137 "О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость".

Далее обо всем этом и многом другом поговорим подробно.

В соответствии с пп. 1 п. 5 ст. 169 НК РФ счет-фактура обязательно должен иметь порядковый номер, указываемый в строке 1. Между тем ни в гл. 21 НК РФ, ни в Правилах заполнения счета-фактуры <7> не установлен порядок нумерации счетов-фактур. В пп. "а" п. 1 названных Правил лишь сказано, что для счетов-фактур (в том числе авансовых и корректировочных) предусмотрено ведение общей хронологической нумерации. На это обстоятельство обращено внимание в Письмах Минфина России от 16.10.2012 N 03-07-11/427, от 10.08.2012 N 03-07-11/284, а в недавнем Письме Минфина России от 11.10.2013 N 03-07-09/42466 подчеркнуто, что ежедневная нумерация счетов-фактур с первого порядкового номера действующим законодательством не предусмотрена.
--------------------------------
<7> Утверждены Постановлением Правительства РФ N 1137.

С учетом сказанного налогоплательщик вправе установить собственный порядок нумерации счетов-фактур. Универсальным способом (который подходит абсолютно любому налогоплательщику) является ведение нумерации с начала календарного года.
Для крупных организаций (с большим документооборотом) можно ввести нумерацию с каждого квартала или месяца. Соответственно, при ежеквартальном способе ведения нумерации записи будут выглядеть примерно так: I-00001, I-00002. II-00001, II-00002. А при ежемесячном - 1-00001, 1-00002. 2-00001, 2-00002.
Кроме того, ведение нумерации может быть осуществлено посредством присвоения составных номеров счетам-фактурам (например, 1-00001) или иным способом, поскольку номер счета-фактуры может состоять не только из цифр, но и из комбинации цифр, букв и разделительных знаков (например, 12-00256Г). Каких-либо ограничений на этот счет налоговым законодательством не установлено.
Со своей стороны добавим, что использование букв, очевидно, позволит соблюсти требование законодательства о хронологической нумерации при наличии как обычных счетов-фактур, так и авансовых, корректировочных и единых корректировочных (в состав номера таких счетов можно включить соответственно литеры "А", "К" или сочетание литер "ЕК"). В то же время при выборе способа нумерации важно предусмотреть, чтобы:
- нумерация была возрастающей и сквозной, независимо от того, какой период ее возобновления выбран;
- была исключена возможность появления счетов-фактур с одинаковыми номерами.
О разделительном знаке, использующемся при нумерации счетов-фактур. Согласно пп. "а" п. 1 Правил заполнения счета-фактуры использование разделительной черты (/) при нумерации счетов-фактур предусмотрено для случаев реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав через обособленные подразделения ответственным участником простого товарищества или доверительным управляющим (см. Письма Минфина России N 03-07-09/42466, от 15.05.2012 N 03-07-09/52). Поэтому при разработке способа нумерации счетов-фактур про этот знак налогоплательщикам нужно помнить.

Об обособленных подразделениях

Прежде чем разрабатывать порядок нумерации, организации, имеющей в своей структуре обособленные подразделения, нужно решить, кто именно будет составлять счета-фактуры при реализации товаров, работ, услуг и имущественных прав через обособленные подразделения:
- только головная организация;
- и головная организация, и структурные подразделения.
Напомним, правомерность выставления счетов-фактур покупателям обособленными подразделениями в случае реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) непосредственно такими подразделениями следует из Письма МНС России от 26.08.2004 N 03-1-08/1880/18@. Однако необходимо помнить, что обособленное подразделение не является самостоятельным юридическим лицом (ст. 55 ГК РФ). Поэтому при оформлении счетов-фактур, выставленных обособленными подразделениями, во избежание споров с налоговыми органами важно правильно указывать реквизиты.
Итак, если выбор пал на последний вариант, каждому обособленному подразделению нужно присвоить и закрепить в учетной политике характерный цифровой индекс. Таково требование, предъявляемое к порядку заполнения строки 1 (пп. "а" п. 1 Правил заполнения счета-фактуры). При этом порядок определения указанного индекса организация вправе установить самостоятельно.
Каким может быть этот индекс? Полагаем, например, за основу можно взять обозначения кодов налоговых регионов (если обособленное подразделение в Москве - код 77, в Нижнем Новгороде - 52, в Саранске - 13 и т.д.). Также беспроигрышным вариантом является хронологическая нумерация обособленных подразделений, то есть в зависимости от момента их открытия.
Другой момент, который нужно предусмотреть, - это порядок нумерации счетов-фактур, выставленных обособленным подразделением: либо они нумеруются в общем порядке - единая нумерация и для головной организации, и для структурных подразделений, либо нумерация ведется в разрезе каждого обособленного подразделения, разумеется, с обязательным указанием соответствующего индекса.
О правомерности последнего из указанных вариантов свидетельствует тот факт, что Правилами заполнения счета-фактуры прямо не предусмотрено соблюдение единой сквозной нумерации счетов-фактур в целом по организации, в них лишь содержится требование о соблюдении хронологического порядка выставления счетов-фактур. Добавим, осуществление единой сквозной нумерации на практике организациями с обособленными подразделениями требует дополнительных временных и технических затрат, да и вероятность дублирования номеров при таком варианте довольно высока.
Таким образом, организация, имеющая в своей структуре обособленные подразделения, вправе самостоятельно определить порядок нумерации счетов-фактур и закрепить его в учетной политике <8>.
--------------------------------
<8> Дополнительно о порядке нумерации счетов-фактур см. статью Д.С. Панфилова "Все, что нужно знать об ошибках в нумерации счетов-фактур", 2013, N 7.

Подписи в счетах-фактурах

В учетной политике необходимо определить круг лиц, имеющих право подписывать счета-фактуры. В силу п. 6 ст. 169 НК РФ правом подписи счетов-фактур наделены руководитель и главный бухгалтер организации (применительно к обособленному подразделению руководитель и главный бухгалтер такого подразделения) и иные лица, уполномоченные на то приказом (иным распорядительным документом).
Чтобы не издавать каждый раз данный приказ, полагаем, нужно предусмотреть в учетной политике круг лиц, которые будут наделены правом подписи счетов-фактур. При этом указание в учетной политике персонифицированных сведений о физических лицах (например, Ф.И.О.) при делегировании им определенных полномочий нецелесообразно, поскольку в случае кадровых перестановок возникнет необходимость в корректировке положений учетной политики.
Из Письма ФНС России от 19.07.2013 N ЕД-4-3/13161@ следует, что таких уполномоченных лиц (в силу технологических особенностей управления бизнес-процессами) может быть несколько.

Порядок ведения книги покупок, книги продаж,а также журналов учета полученныхи выставленных счетов-фактур

Постановлением Правительства РФ N 1137 предусмотрено два способа оформления вышеперечисленных регистров: в бумажном либо электронном виде. Значит, организации следует выбрать только один из них и закрепить его в учетной политике.
Для организаций, имеющих в своей структуре обособленные подразделения, которые наделены правом самостоятельно выставлять счета-фактуры (в том числе исправленные, корректировочные), важно правильно организовать формирование таких регистров, как журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур, книга покупок и книга продаж.
Исходя из п. 13 Правил ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур <9> следует, что обособленное подразделение не вправе составлять отдельный журнал полученных и выставленных счетов-фактур. Указанный журнал ведется в целом по налогоплательщику. Значит, все счета-фактуры независимо от формы их составления подлежат регистрации в хронологическом порядке в соответствующих частях журнала.
--------------------------------
<9> Утверждены Постановлением Правительства РФ N 1137.

Как сказано в п. 3 Правил ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, все счета-фактуры (включая исправленные и корректировочные) подлежат единой регистрации в хронологическом порядке в ч. 1 журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур по дате их выставления или составления, если счет-фактура не передается покупателю.
При этом обособленные подразделения вправе вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур в виде отдельных разделов, которые в дальнейшем передаются в головную организацию для формирования единых регистров. На правомерность подобных действий налогоплательщиков указано еще в Письме Минфина России от 09.08.2004 N 03-04-11/127. Несмотря на то что разъяснения финансового ведомства, приведенные в нем, сделаны в отношении прежнего нормативного акта - Постановления Правительства РФ от 02.12.2000 N 914, они по-прежнему не утратили своей актуальности, поскольку принципиальных изменений в этой части в Постановление Правительства РФ N 1137 внесено не было.
Таким образом, если организация реализует товары (работы, услуги, имущественные права) через обособленные подразделения, которые самостоятельно выставляют счета-фактуры, в учетной политике необходимо предусмотреть порядок передачи информации в головную организацию для ведения единых журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур. Помимо того, необходимо установить круг лиц, ответственных за передачу указанных сведений, а также соблюдение сроков этой передачи.
По общему правилу журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур подписываются руководителем организации (п. 13 Правил ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур). В случае делегирования названных полномочий уполномоченному лицу данный момент также должен быть отражен в учетной политике (при этом, как упоминалось выше, лучше не указывать персонифицированные сведения о таком лице).
Аналогичные требования налоговым законодательством определены в части составления книги покупок и книги продаж. Это следует из положений, установленных в Правилах ведения книги покупок и книги продаж <10>. Следовательно, обособленные подразделения могут составлять отдельные разделы книг покупок и книг продаж, а затем в порядке и сроки (которые установлены учетной политикой) передавать эти сведения в головную организацию для формирования книги покупок и книги продаж в целом по организации и составления налоговой декларации.
--------------------------------
<10> Утверждены Постановлением Правительства РФ N 1137.

Вычет по "опоздавшим" счетам-фактурам

На практике распространены ситуации, когда счет-фактура выставлен контрагентом в одном налоговом периоде, а получен налогоплательщиком в другом. Если организация пропишет в учетной политике условие принятия к вычету НДС по "опоздавшим" счетам-фактурам, она тем самым сможет избежать претензий налоговиков. При этом важно документально подтвердить факт получения счета-фактуры с опозданием. Таким доказательством могут выступать конверт с датой получения на штемпеле, сопроводительное письмо поставщика или отметка в журнале входящей корреспонденции и т.д. В случае судебного разбирательства это будет дополнительным аргументом в пользу организации.
Добавим, Минфин рекомендует налогоплательщикам предъявлять к вычету НДС по "опоздавшим" счетам-фактурам в период их получения. Финансисты указывают, что в соответствии с п. 2 Правил ведения книги покупок счета-фактуры (в том числе корректировочные) регистрируются в книге покупок по мере возникновения права на налоговые вычеты в порядке, установленном ст. 172 НК РФ. А положениями названной статьи предусмотрено, что вычет НДС производится только при наличии счетов-фактур. Соответственно, налог принимается к вычету в момент получения счета-фактуры (Письма Минфина России от 02.10.2013 N 03-07-09/40889, от 09.07.2013 N 03-07-11/26592, от 03.05.2012 N 03-07-11/132).
Мнение Минфина разделяют и арбитражные суды (см. например, Постановления ФАС ЗСО от 07.10.2013 N А81-4911/2012, ФАС МО от 06.09.2013 N А40-127722/12-140-844, от 04.03.2013 N А40-83606/12-115-561, ФАС ЦО от 21.02.2013 N А35-4522/2012, ФАС ВСО от 27.02.2012 N А78-5792/2011, ФАС СЗО от 21.01.2010 N А52-1847/2009).
С нашей стороны было бы несправедливо умолчать о существовании противоположных судебных актов, суть выводов которых заключается в том, что, если счет-фактура получен в более позднем периоде, чем выставлен, вычет НДС может применяться и в периоде совершения хозяйственной операции (см. например, Постановления ФАС СЗО от 30.07.2013 N А42-6538/2012, ФАС УО от 24.05.2011 N Ф09-1652/11-С2, ФАС ВВО от 15.07.2010 N А79-14739/2009 <11>). Вместе с тем следование данной точке зрения несет определенные риски для налогоплательщиков.
--------------------------------
<11> Определением ВАС РФ от 30.08.2010 N ВАС-11269/10 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС для пересмотра в порядке надзора.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Интересует учетная политика для исчисления НДС

Интересует учетная политика для исчисления НДС

По общему правилу суммы НДС, предъявленные при приобретении (ввозе) товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, принимаются к вычету. Однако есть и исключения. Так, в соответствии с п. 2 ст. 170 НК РФ суммы НДС учитываются в стоимости товаров (работ, услуг) в следующих случаях:
- при использовании товаров (работ, услуг) в операциях, не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) в соответствии со ст. 149 НК РФ;
- при использовании товаров (работ, услуг) в операциях, местом реализации которых не является территория РФ (ст. ст. 147, 148 НК РФ);
- в случаях приобретения товаров (работ, услуг) лицами, не являющимися плательщиками НДС или освобожденными от его уплаты согласно ст. 145 НК РФ;
- при использовании товаров (работ, услуг) в операциях, не являющихся объектами налогообложения на основании п. 2 ст. 146 НК РФ.

Кроме того, не облагаются НДС (не признаются реализацией) операции, поименованные в п. 3 ст. 39 НК РФ (пп. 1 п. 2 ст. 146 НК РФ).

Налогоплательщикам следует также обратить внимание: ст. 167 НК РФ разрешает налогоплательщику в случае получения оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), длительность производственного цикла изготовления которых превышает шесть месяцев (по Перечню, определенному Правительством РФ), принимать момент определения налоговой базы как день отгрузки (передачи) указанных товаров (выполнения работ, оказания услуг). Данное право можно применять только в случае, если ведется раздельный учет осуществленных операций и сумм налога по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам, нематериальным активам, имущественным правам, используемым в рамках длительного производственного цикла и других операций.

Напомним, что согласно п. 5 ст. 149 НК РФ операции, не подлежащие налогообложению, подразделяются на операции:
- освобождаемые от НДС в обязательном порядке (п. п. 1, 2 ст. 149 НК РФ);
- от льготы которых налогоплательщик может отказаться (п. 3 ст. 149 НК РФ).

Обратите внимание: п. 4 ст. 149 НК РФ обязывает налогоплательщиков вести раздельный учет операций, облагаемых НДС и освобожденных от налогообложения. Кроме того, раздельный учет должны вести и налогоплательщики, переведенные на уплату единого налога на вмененный доход по определенным видам деятельности (абз. 6 п. 4 ст. 170 НК РФ). При этом порядок раздельного учета следует отразить в Учетной политике компании.


Во всех случаях, когда налогоплательщик наряду с облагаемой НДС деятельностью совершает необлагаемые операции, он обязан вести их раздельный учет. Согласно п. 4 ст. 170 НК РФ суммы налога, предъявленные продавцами товаров (работ, услуг), имущественных прав таким налогоплательщикам:
- учитываются в стоимости товаров (работ, услуг), имущественных прав, используемых для осуществления операций, не облагаемых НДС;
- принимаются к вычету в соответствии со ст. 172 НК РФ по товарам (работам, услугам), имущественным правам, используемым для осуществления операций, облагаемых НДС;
- принимаются к вычету либо учитываются в стоимости товаров в той пропорции, в которой они используются для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения), - по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления как облагаемым налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения), в порядке, установленном принятой налогоплательщиком учетной политикой для целей налогообложения.

Указанная пропорция определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей стоимости товаров (работ, услуг), имущественных прав, отраженных за налоговый период.

Необходимо напомнить, что налогоплательщики, не соблюдающие требования о ведении раздельного учета, лишаются права принять к вычету суммы НДС, а также включать данные суммы в расходы в целях исчисления налога на прибыль.

Из вышеизложенного следует, что сумму "входного" НДС нужно распределять в пропорции, базой для которой является стоимость отгруженных товаров (работ, услуг), имущественных прав. Переход права собственности в данном случае значения не имеет. Рассчитывать базу следует за тот налоговый период, в котором были приобретены имущество (работы, услуги), имущественные права, предназначенные для облагаемых и необлагаемых операций.


Обратите внимание, что налоговым периодом по НДС является квартал, а это значит, что определить базу для расчета пропорции можно только по окончании квартала (Письма Минфина России от 12.11.2008 N 03-07-07/121, ФНС России от 01.07.2008 N 3-1-11/150 и от 24.06.2008 N ШС-6-3/450@). Этого порядка следует придерживаться, даже если основное средство или нематериальный актив, используемые в операциях, облагаемых и не облагаемых НДС, принимаются на учет в первом месяце квартала и необходимо определить сумму НДС, которая включается в первоначальную стоимость этого имущества.

Порядок отнесения НДС на первоначальную стоимость имущества необходимо изложить в Учетной политике предприятия. Варианты при этом могут быть различные (см. пример 1).

Пример 1. Вариант 1. База для расчета в момент принятия на учет имущества принимается равной данным по итогам предыдущего квартала. Затем, по окончании квартала, когда будут известны пропорции отгрузки по операциям, облагаемым и не облагаемым НДС, производятся исправительные операции.

Вариант 2. База для расчета в момент принятия на учет имущества принимается равной некой средней величине. Затем, по итогам квартала (налогового периода), производятся исправительные операции.

Как отмечалось выше, базой для расчета сумм НДС является стоимость отгруженных товаров (работ, услуг), имущественных прав. В примере 2 приведены варианты расчетных формул сумм налога, подлежащих вычету и включению в стоимость покупки, которые стоит отразить в Учетной политике.

Пример 2.
НДСвыч. = НДСобщ. x СОП / ОСП,
где НДСвыч. - сумма НДС по товарам (работам, услугам), имущественным правам, используемым в облагаемых и не облагаемых НДС операциях, которую можно принять к вычету;
НДСобщ. - общая сумма НДС по товарам (работам, услугам), имущественным правам за налоговый период;
СОП - стоимость продукции, облагаемой НДС, отгруженной в периоде, когда приобретались товары (работы, услуги), имущественные права;
ОСП - общая стоимость продукции, отгруженной в налоговом периоде.
НДСзат. = НДСобщ. x СНП / ОСП,
где НДСзат. - сумма НДС по товарам (работам, услугам), имущественным правам, используемым в облагаемых и не облагаемых НДС операциях, включаемая в их стоимость;
НДСобщ. - общая сумма НДС по товарам (работам, услугам), имущественным правам за налоговый период;
СНП - стоимость продукции, не облагаемой НДС, отгруженной в периоде, когда приобретались товары (работы, услуги), имущественные права;
ОСП - общая стоимость продукции, отгруженной в налоговом периоде.


Организации могут избежать необходимости ведения раздельного учета НДС.

Так, согласно абз. 9 п. 4 ст. 170 НК РФ налогоплательщик имеет право не применять положения о раздельном учете в тех налоговых периодах, в которых доля совокупных расходов на производство товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых не подлежат налогообложению, не превышает 5% общей величины совокупных расходов на производство (см. пример 3). Следует помнить, что данное право налогоплательщик должен отразить в Учетной политике в целях налогового учета. В противном случае проверяющие органы будут распределять сумму "входного" НДС исходя из вышеизложенной пропорции.

Пример 3. Суммы процентов по займам, получаемые налогоплательщиком от заемщика и не облагаемые НДС, ничтожно малы по сравнению с объемом выручки, облагаемой НДС. Издержки по договорам займа также значительно меньше сумм расходов, приходящихся на обороты, облагаемые НДС. Несмотря на очевидность порядка учета в данном случае, принцип определения "пятипроцентного барьера" должен быть отражен в Учетной политике.

Чиновники считают, что в расчете предельного размера расходов должны учитываться как прямые, так и общехозяйственные издержки (Письмо ФНС России от 13.11.2008 N ШС-6-3/827@). В Письме от 27.05.2009 N 3-1-11/373@ финансовое ведомство уточняет, что согласно п. 1 ст. 318 НК РФ расходы на производство и реализацию, осуществляемые в течение отчетного (налогового) периода, подразделяются на прямые и косвенные. В целях налогообложения прибыли общехозяйственные затраты включаются в состав косвенных расходов.

Кроме того, расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль, должны быть экономически оправданны, выражены в денежной форме, документально подтверждены, оформлены в соответствии с законодательством РФ и произведены в целях осуществления деятельности, направленной на получение дохода (п. 1 ст. 252 НК РФ). Далее Минфин делает вывод, что общехозяйственные расходы, удовлетворяющие всем поименованным требованиям, принимаются в уменьшение доходов с учетом НДС в доле, приходящейся на операции, не облагаемые этим налогом.

Опираясь на мнение официальных органов, в Учетной политике для целей налогового учета следует закрепить порядок (схему) учета НДС (см. пример 4).

Пример 4. Этап 1. Разделение прямых расходов на затраты, относящиеся к облагаемым и не облагаемым операциям. Это можно сделать посредством введения специальных субсчетов или использовать бухгалтерские регистры. Например, к счету 20 "Основное производство" целесообразно ввести субсчета "Расходы на производство облагаемой продукции", "Расходы на производство необлагаемой продукции", "Расходы на производство облагаемой и необлагаемой продукции". Аналогично можно вести раздельный учет материалов, товаров, а также "входного" НДС.

Этап 2. Определение критериев отнесения общехозяйственных расходов на операции, облагаемые и не облагаемые НДС. При этом выделяются конкретные затраты, которые по тем или иным критериям приходятся только на операции, не облагаемые НДС.

Допустим, если налогоплательщик наряду с налогооблагаемыми операциями осуществляет операции с векселями, то можно установить перечень затрат, приходящихся на последние:
- часть заработной платы (с учетом НДФЛ и страховых взносов) бухгалтера (юриста, руководителя), исходя из доли времени, затрачиваемой им на операции с векселями;
- доля амортизации оборудования, на котором работает бухгалтер, определяемая по аналогичному принципу;
- суммы затрат на телефон, отопление, освещение и т.п. приходящихся на необлагаемые операции, можно установить исходя из критерия занимаемой бухгалтером площади и т.д.

Этап 3. Определение суммы совокупных расходов (прямых и косвенных) на производство товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых не подлежат налогообложению.

Этап 4. Определение доли процентов затрат, приходящихся на операции, не облагаемые НДС, к общей величине совокупных расходов. Если эта доля меньше или равна 5%, то раздельный учет налогоплательщик может не вести (обязательно прописать данный порядок в Учетной политике).

27 Декабря 2016

Основное количество изменений, связанных с УСН в 2017 году, предусмотрено Федеральным законом от 03.07.2016 N 243-ФЗ. Начнем с хороших новостей.

Согласно ст. 5 и 14 Закона № 212‑ФЗ предприниматели обязаны уплачивать страховые взносы по двум основаниям – за себя и за наемных работников (при их наличии). Если у предпринимателя есть наемные работники, то страховые взносы с выплат, производимых в их пользу, он должен уплачивать в общем порядке. Иначе обстоит ситуация, если у предпринимателя отсутствуют наемные работники.

Выплачивая работникам премии, организация рискует столкнуться с претензиями налоговых инспекторов, которые нередко исключают эти суммы из состава расходов на оплату труда, учитываемых для целей налогообложения прибыли либо исчисления базы по единому «упрощенному» налогу. При этом контролеры ссылаются на непроизводственный характер затрат и, как следствие, несоблюдение условий признания расходов, установленных п. 1 ст. 252 НК РФ. Чем руководствоваться при решении вопроса о возможности уменьшить налоговую базу на сумму расходов по выплате премий и как обезопасить себя от налоговых доначислений? Давайте разбираться.

26 Декабря 2016

Большинство работников трудятся пять дней в неделю по восемь часов. И немудрено, что они физически не успевают сходить в поликлинику, ЖЭК, к ребенку в школу – ведь часы работы этих учреждений практически такие же. Писать отгул на целый день из‑за родительского собрания не очень хочется, чаще всего работники просто отпрашиваются с работы. В связи с этим у работодателя возникает много вопросов: как быть с оплатой времени отсутствия, как его учитывать, нужно ли оформлять и т. д. Читайте статью – и найдете ответы на названные и некоторые другие вопросы.

Сокращение работников – достаточно трудоемкая процедура: нужно соблюдать достаточно большое количество ограничений, а также правила увольнения, установленные Трудовым кодексом. В данной статье расскажем о рисках работодателя, который решил проводить данную процедуру, и покажем те «узкие места», где чаще всего совершаются ошибки.