Руководства, Инструкции, Бланки

Инструкция По Текущему Содержанию Железнодорожного Пути В Рк img-1

Инструкция По Текущему Содержанию Железнодорожного Пути В Рк

Категория: Инструкции

Описание

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от N 990н - Об утверждении профессионального стандарта - Бригадир (освобожденный) по текущему содержа

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 3 декабря 2015 г. N 990н "Об утверждении профессионального стандарта "Бригадир (освобожденный) по текущему содержанию и ремонту пути и искусственных сооружений железнодорожного транспорта"
  • Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 3 декабря 2015 г. N 990н "Об утверждении профессионального стандарта "Бригадир (освобожденный) по текущему содержанию и ремонту пути и искусственных сооружений железнодорожного транспорта"
  • Профессиональный стандарт Бригадир (освобожденный) по текущему содержанию и ремонту пути и искусственных сооружений железнодорожного транспорта
    • I. Общие сведения
    • II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)
    • III. Характеристика обобщенных трудовых функций
    • IV. Сведения об организациях - разработчиках профессионального стандарта

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 3 декабря 2015 г. N 990н
"Об утверждении профессионального стандарта "Бригадир (освобожденный) по текущему содержанию и ремонту пути и искусственных сооружений железнодорожного транспорта"

В соответствии с пунктом 16 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 4, ст. 293; 2014, N 39, ст. 5266), приказываю:

Утвердить прилагаемый профессиональный стандарт "Бригадир (освобожденный) по текущему содержанию и ремонту пути и искусственных сооружений железнодорожного транспорта".

Проведение установленных инструктажей для обеспечения качества выполнения работ по ремонту железнодорожного пути, искусственных сооружений и земляного полотна с получением информации от исполнителей о понимании содержания инструктажа

Планирование выполнения задания исполнителям, выполняющим работы по ремонту железнодорожного пути, искусственных сооружений и земляного полотна, в зависимости от вида выполняемых работ (на станции, перегоне или производственной базе)

Выбор оптимальных способов выполнения работ по ремонту железнодорожного пути, искусственных сооружений и земляного полотна или на производственной базе

Предоставление исполнителям, выполняющим работы по ремонту железнодорожного пути, искусственных сооружений и земляного полотна, необходимых материалов, инструментов и средств малой механизации

Распределение исполнителей, выполняющих работы по ремонту железнодорожного пути, искусственных сооружений и земляного полотна, в соответствии с объемом работ и компетенциями исполнителей с постановкой им задач, разъяснением правил использования средств малой механизации и инструментов и проверкой их понимания

Демонстрация исполнителям, выполняющим работы по ремонту железнодорожного пути, искусственных сооружений и земляного полотна, рациональных приемов выполнения работ непосредственно на рабочих местах

Согласование вопросов производства работ по ремонту железнодорожного пути, искусственных сооружений и земляного полотна с причастными исполнителями

Ведение различных видов технической документации по ремонту железнодорожного пути и искусственных сооружений

Определение методов контроля качества выполнения работ по ремонту железнодорожного пути, стрелочных переводов, искусственных сооружений, земляного полотна или работ на производственной базе

Выявление нарушений при выполнении работ по ремонту железнодорожного пути, стрелочных переводов, искусственных сооружений, земляного полотна или работ на производственной базе

Анализ причин возникновения нарушений при выполнении работ по ремонту железнодорожного пути, стрелочных переводов, искусственных сооружений, земляного полотна или работ на производственной базе

Принятие корректирующих мер, направленных на устранение выявленных нарушений при выполнении работ по ремонту железнодорожного пути, стрелочных переводов, искусственных сооружений, земляного полотна или работ на производственной базе

Разработка предложений по повышению качества выполняемых работ по ремонту железнодорожного пути, стрелочных переводов, искусственных сооружений, земляного полотна или работ на производственной базе

Визуально и инструментально оценивать качество выполняемых работ по ремонту железнодорожного пути, искусственных сооружений и земляного полотна

Безопасно пользоваться измерительными инструментами и приборами при контроле качества работ по ремонту железнодорожного пути, искусственных сооружений и земляного полотна

Принимать решения в нестандартных ситуациях, при неудовлетворительном качестве ремонтных работ

Применять средства индивидуальной защиты при контроле качества выполнения работ по ремонту железнодорожного пути, стрелочных переводов, искусственных сооружений, земляного полотна или работ на производственной базе

Пользоваться средствами связи при контроле выполнения работ по текущему содержанию железнодорожного пути, искусственных сооружений и земляного полотна

Анализировать результаты производственной деятельности исполнителей, выполняющих работы по ремонту железнодорожного пути, искусственных сооружений и земляного полотна

Правила и инструкции по ремонту железнодорожного пути, искусственных сооружений и земляного полотна, по снегоборьбе, по обеспечению безопасности движения поездов

Правила и технологии проведения работ по ремонту железнодорожного пути, искусственных сооружений и земляного полотна

Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации в объеме, необходимом для выполнения работ

Технические указания по устройству, укладке, содержанию и ремонту бесстыкового пути

Технико-нормировочные карты на производство работ по ремонту железнодорожного пути, искусственных сооружений и земляного полотна

Порядок сдачи железнодорожного пути, искусственных сооружений и земляного полотна после выполнения комплекса ремонтно-путевых работ

Габариты подвижного состава и приближения строений

Порядок взаимодействия с представителями других структурных подразделений и других подрядных организаций

*(3) Приказ Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. N 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда" (зарегистрирован Минюстом России 21 октября 2011 г. регистрационный N 22111), с изменениями, внесенными приказами Минздрава России от 15 мая 2013 г. N 296н (зарегистрирован Минюстом России 3 июля 2013 г. регистрационный N 28970) и от 5 декабря 2014 г. N 801н (зарегистрирован Минюстом России 3 февраля 2015 г. регистрационный N 35848).

*(4) Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих, выпуск 52, раздел "Железнодорожный транспорт".

*(5) Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов.

Утвержден профстандарт "Бригадир (освобожденный) по текущему содержанию и ремонту пути и искусственных сооружений железнодорожного транспорта".

Перечислены трудовые функции, установлены требования к уровню образования, стажу работы, знаниям и умениям.

Напомним, что профстандарты применяются работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, подготовке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда. Его также используют при подготовке профессиональных образовательных программ.

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 3 декабря 2015 г. N 990н "Об утверждении профессионального стандарта "Бригадир (освобожденный) по текущему содержанию и ремонту пути и искусственных сооружений железнодорожного транспорта"

Зарегистрировано в Минюсте РФ 31 декабря 2015 г.

Регистрационный N 40455

Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования

Текст приказа опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 12 января 2016 г.

Получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня!

Другие статьи

Строительство новых железных дорог, диагностика, ремонт, проектирование и строительство жд путей - Магистраль Юг

Собственная материально-техническая база

Мы имеем собственную ж/д технику, материалы необходимые для ремонта и строительства железных дорог, путевые инструменты. Выполняем огромный спектр услуг и всегда ориентируемся на возможности заказчика.

Оперативность производимых работ

В кратчайшие сроки ремонтируем жд пути и строим железные дороги; наши опытные специалисты являются настоящими профессионалами; создаем комфортные условия для свои клиентов, плодотворное сотрудничество.

Индивидуальный подход к каждому клиенту

Мы находим подход к каждому заказчику; даем гарантию на качество строительных работ; обеспечиваем доступные цены на строительство железных дорог; имеем много положительных отзывов о нашей работе.

Услуги предоставляемые ООО "МАГИСТРАЛЬ ЮГ"

В соответствии с распоряжением Правительства РФ "О президенте открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
от 20 августа 2015 года № 1606-р президентом ОАО "РЖД" назначен Белозёров Олег Валентинович.

Строительство железных дорог

ООО «МАГИСТРАЛЬ ЮГ» осуществляет изыскательские и проектные работы, строительство и ремонт железнодорожных путей, их диагностику с 2009 года. Располагая современными и разносторонними материально-техническими средствами и штатом высококвалифицированных сотрудников, мы качественно и оперативно выполняем задачи, поставленные нашими Клиентами. Мы используем оптимальные методы организации труда при строительстве железнодорожных путей и опираемся на высокий профессионализм нашего персонала - инженеров и рабочих. Компания имеет превосходный потенциал, чтобы оперативно выполнять в крупных объёмах самые трудоёмкие работы в отрасли строительства железнодорожных путей и сопутствующих объектов.

Мы ведём строительство новых железных дорог. начиная с их предпроектной разработки и согласования ТУ, заканчивая сдачей объекта «под ключ», то есть полностью готового к эксплуатации. Если ранее над вашим проектом работали другие подрядчики, но по какой-либо причине объект был заморожен, мы готовы продолжить строительство жд путей или их ремонт на какой бы стадии они в данный момент не находились. Вы можете рассчитывать на консультативную помощь наших инженеров и всестороннее техническое сопровождение.

В сфере нашей деятельности не только строительство железных дорог, их ремонт, но полный комплекс услуг, направленных на создание лучших условий для эксплуатации рельсовых транспортных средств. Таким образом, мы предлагаем:

ООО МАГИСТРАЛЬ ЮГ располагает современными средствами для обследования состояния железнодорожной инфраструктуры. Предлагается диагностика жд путей, предусматривающая контроль геометрии рельсовой колеи и земляного полотна. Мы дадим оценку состоянию рельсов и рельсовых скреплений, гарантируя максимально возможную точность всех измерений.

Наши гарантии

Когда «МАГИСТРАЛЬ ЮГ» берёт на себя проектирование и строительство железных дорог, их ремонт и обслуживание, каждый этап работ производится в полном соответствии с установленными правилами. Все мероприятия по строительству и ремонту железнодорожных путей проходят с привлечением собственных машин и механизмов. Высокое качество результата строительных работ и ремонта закрепляется гарантийными обязательствами.

Мы гарантируем, что железнодорожные пути, строительство и ремонт которых вы доверили нам, обеспечат бесперебойное выполнение всех видов работ, предусмотренных проектом, в том числе своевременную погрузку грузов, реализацию перевозок железнодорожным транспортом в необходимых объёмах. Обладая отличными техническими параметрами, жд путь будет способствовать рациональному использованию подвижного состава, обеспечивая его сохранность.

Проектируя подъездные железнодорожные пути, осуществляя ремонт, мы обеспечиваем Заказчику полноценный доступ к железнодорожным коммуникациям, гарантируя безопасность, долговечность и минимальные издержки.

Компания «МАГИСТРАЛЬ ЮГ» осуществляет строительство и ремонт, оказывает услуги по содержанию железнодорожных путей, минимизируя затраты для Клиентов. Продуманный менеджмент содействуют существенному снижению финансовых затрат, как на строительство, ремонт, так и на последующее обслуживание железнодорожных путей. Применение высококачественных материалов и передовых технологий строительства, ремонта и модернизации обеспечивает рекордно длительный срок эксплуатации железнодорожных путей.

Оказывая всестороннее содействие развитию железнодорожной инфраструктуры в ЮФО, «МАГИСТРАЛЬ ЮГ» пользуется заслуженным признанием своих Клиентов. Безупречная репутация компании подтверждается многочисленными благодарственными письмами. Мы всегда открыты для продуктивного сотрудничества и готовы обсудить его аспекты как во время встречи, так и в телефонном режиме. Обращайтесь к специалистам ООО «МАГИСТРАЛЬ ЮГ» и в нашем лице вы приобретёте действительно ответственного и надёжного партнёра!

ООО МАГИСТРАЛЬ ЮГ располагает современными средствами для обследования состояния железнодорожной инфраструктуры. Предлагается диагностика железнодорожных путей, предусматривающая контроль геометрии рельсовой колеи и земляного полотна. Мы дадим оценку состоянию рельсов и рельсовых скреплений, гарантируя максимально возможную точность всех измерений. Обращайтесь к специалистам ООО «МАГИСТРАЛЬ ЮГ» и в нашем лице вы приобретёте действительно ответственного и надёжного партнёра!

МЫ СДЕЛАЕМ ВАШ ПУТЬ НАДЕЖНЫМ И БЕЗОПАСНЫМ!

Текущее содержание и обслуживание ЖД и подкрановых путей

Текущее содержание и обслуживание ЖД и подкрановых путей

Текущее содержание пути - комплекс организационно-технических мер, обеспечивающих исправное состояние железнодорожного пути: осмотры, контроль состояния элементов верхнего строения пути, искусственных сооружений и земляного полотна, выполнение путевых работ.

Основной задачей текущего содержания пути является содержание его в пределах норм и допусков, установленных действующими Правилами Технической Эксплуатации железных дорог и Инструкцией по текущему содержанию железнодорожного пути в соответствии с чертежами сооружений.

Цель текущего содержания пути - предупреждение неисправностей, продление сроков службы элементов пути, поддержание его в чистом и опрятном состоянии.

Текущее содержание пути осуществляется в течение года и на всем протяжении пути, включая и участки где проводится ремонт пути.

При заключении договора на текущее содержание подъездных путей предприятий ЗАО ПФК «Трансресурс» берет на себя ответственность по представлению интересов ветвевладельцев перед ОАО "РЖД" и принимает участие в комиссионных осмотрах пути, сооружений и устройств, обеспечивая при этом исправное состояние пути, безопасность и бесперебойность подачи-уборки вагонов. По окончании каждого календарного месяца ветвевладельцам предоставляется месячный отчет о проделанной работе.

Текущее содержание пути включает в себя:

- регулировка ширины колеи (при необходимости);

- смазка и протяжка стыковых, клеммных и закладных болтов (при необходимости);

- выправка пути в профиле и плане (при необходимости);

- восстановление работоспособности скреплений (при необходимости);

-регулировка и разгонка стыковых зазоров (при необходимости);

-содержание и одиночная замена шпал, брусьев, рельсов и скреплений;

-замена дефектных металлических частей стрелочных переводов;

-регулировка шага остряков;

-содержание изолирующих стыков со сменой негодных элементов;

-содержание и пополнение балластной призмы (планировка, уборка мусора и грязи);

-очистка откосов и полосы отвода от кустарника;

-содержание в порядке водоотводных устройств;

-содержание неохраняемых переездов;

-снегоборьба (очистка стрелочных переводов, вскрытие стыков);

-содержание тупиковых упоров;

-погрузка, выгрузка и транспортировка материалов ВСП;

-осмотр и инструментальный контроль пути и его элементов(ежемесячно);

- контроль за состоянием земляного полотна (ежемесячно);

- представление интересов предприятия в комиссиях с представителями ОАО «РЖД», Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, Государственного железнодорожного надзора (при необходимости).

Виды, объемы и сроки производства работ устанавливаются с учетом времени года и местных условий бригадиром пути совместно с дорожным мастером при осмотре пути. По полученным данным составляется план работы монтеров пути на обслуживаемом участке.

Объемы работ по текущему содержанию пути зависят от грузонапряженности участка, скорости движения поездов и их веса, нагрузки на ось колесной пары, а также от конструкции пути, состояния земляного полотна, плана и профиля линии, графиков поездной и маневровой работы.

Путевые работы по текущему содержанию пути делятся на неотложные и планово-предупредительные.

Неотложные работы направлены на ликвидацию появившихся неисправностей вследствие возникновения дефектов или износа рельсов и шпал, засорения балластной призмы, изменения ширины колеи, превышающего допустимое, нарушения плана профиля пути и др. Такие работы выполняют по результатам контрольных проверок или после осмотра пути либо при обнаружении неисправности (например, замена остродефектного рельса), либо в течение нескольких ближайших дней (например, устранение перекосов, перешивка пути). Текущее содержание земляного полотна включает осмотр откосов, укрепительных, защитных и водоотводных сооружений, дренажных устройств, очистку отстойников смотровых колодцев выпусков, очистку дна кюветов, лотков, планировку обочин, а также ликвидацию последствий небольших сплывов откосов нагорных канав, откосов насыпей и выемок. Зимой производят исправление профиля пути в местах пучин земляного полотна с постановкой рельсовых нитей на деревянные или фанерные прокладки.

Планово-предупредительные работы направлены на предотвращение неисправностей пути и уменьшают объёмы неотложных работ. Их производят выборочно: позвенно, попикетно, по километрам в зависимости от вида работ и состояния пути.

Текущее содержание пути - один из наиболее важных видов путевых работ, осуществляемых непрерывно в течение всего года с целью предупреждения расстройств пути, выявления и устранения неисправностей и вызвавших их причин, а также обеспечения постоянной исправности всех элементов пути.

Инструкция по текущему содержанию железнодорожного пути в рк

Текущее содержание железнодорожного пути.

Текущее содержание железнодорожного пути — один из наиболее важных видов путевых работ, осуществляемых непрерывно в течение всего года с целью предупреждения расстройств пути, выявления и устранения неисправностей и вызвавших их причин, а также обеспечения постоянной исправности всех элементов пути. К работам по текущему содержанию пути относятся систематический надзор за путем, сооружениями и путевыми устройствами и содержание их в состоянии, гарантирующем безопасное и бесперебойное движение с максимально допустимой скоростью.

Основной задачей текущего содержания пути является предупреждение неисправностей, продление сроков службы элементов пути, повышение безопасности эксплуатации пути, содержание его в пределах норм и допусков, установленных действующими Правилами Технической Эксплуатации железных дорог и Инструкцией по текущему содержанию железнодорожного пути.

При выполнении работ по текущему содержанию и ремонту пути широко используют электрифицированный и гидравлический инструмент. К электрифицированному инструменту относятся электрошпалоподбойки, электрические гаечные ключи, шуруповерты, рельсосверлильные, рельсорезные и рельсошлифовальные станки, к гидравлическому — домкраты, рихтовочные приборы и приборы для разгонки зазоров.

При ремонте пути, сооружений и устройств должна обеспечиваться личная безопасность работающих, безопасность и график движения поездов.

Текущее содержание пути включает в себя:

• проведение осмотров состояния железнодорожного пути и стрелочных переводов, проверка состояния подъездных путей по шаблону и уровню (ежемесячно)

• регулировка ширины колеи (при необходимости)

• регулировка зазоров (при необходимости)

• смазка и протяжка стыковых, клеммных и закладных болтов (при необходимости)

• выправка пути в профиле и плане (при необходимости)

• восстановление работоспособности скреплений (при необходимости)

• одиночная смена дефектных элементов верхнего строения пути (при необходимости)

• контроль за состоянием земляного полотна (ежемесячно)

• представление интересов предприятия в комиссиях с представителями ОАО «РЖД», Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, Государственного железнодорожного надзора (при необходимости)

Текущее содержание пути

Текущее содержание пути

Конструкции верхнего строения пути, земляного полотна, мостов, пересечений и другие должны соответствовать установленным типам и проектам, а чередование и сроки выполнения периодических ремонтов – нормативам. Но и этого недостаточно. Система ведения путевого хозяйства предусматривает еще один важнейший элемент – текущее содержание верхнего строения пути, земляного полотна, искусственных сооружений, переездов и других технических средств.

Текущее содержание пути – это комплекс организационно-технических мероприятий, осуществляемых в течение всего года на всем протяжении пути для обеспечения его постоянной исправности и длительных сроков службы в периоды между очередными плановыми ремонтами пути:

  • систематический контроль технического состояния всех сооружений и устройств, от которых зависит непрерывность и безопасность движения поездов;
  • изучение особенностей их работы в различных условиях;
  • выявление и устранение появляющихся неисправностей и причин, их вызывающих.

Главная задача текущего содержания пути состоит в создании условий для обеспечения бесперебойного движения поездов с установленными скоростями и длительных сроков службы всех элементов пути.

Организация и планирование текущего содержания пути осуществляются на основе трех принципов:

  • непрерывность выполнения работ в течение года;
  • предупреждение неисправностей пути, так как объем работ при ликвидации неисправности в начальной стадии ее развития значительно меньше, чем при исправлении в последующих стадиях;
  • непрерывный контроль и изучение состояния пути.

Устранять неисправности следует своевременно, пока они еще не представляют угрозы для безопасного движения поездов и не требуют слишком больших усилий для ликвидации. Все такие работы, подразделяемые на планово-предупредительные и неотложные, выполняют бригады рабочих по календарным графикам, которые составляют по данным тщательных проверок технического состояния пути и сооружений, учитывая местные условия и сезонные особенности.

Планово-предупредительные работы выполняют укрупненные бригады на участках большого протяжения с применением средств механизации; при этом не только ликвидируют расстройства и неисправности пути, но и восстанавливают его однородность и тем отдаляют появление и замедляют развитие новых неисправностей. Так, сплошным уплотнением балласта под шпалами не только устраняют просадки пути, отрясения отдельных шпал, перекосы рельсовых нитей, но и создают однородное основание под рельсовыми опорами, значительно лучше воспринимающее воздействие поездной нагрузки. Сплошная рихтовка устраняет расстройства пути в плане, улучшает взаимодействие его с подвижным составом, предотвращает интенсивные износы подвижного состава и самого пути и другое.

Неотложные работы выполняют малые бригады выборочно, на протяжении 6–10 км там, где неисправности таковы, что невозможно отложить их исправление до срока планово-предупредительных работ. Нельзя забывать о том, что неустраненные во время, пусть не многочисленные, но значительные неисправности верхнего строения пути, земляного полотна, моста, переезда и других устройств могут повлечь за собой катастрофические последствия.

Далее рассмотрим более подробно планирование работ по текущему содержанию пути и их виды.

Планирование работ по текущему содержанию пути Виды планирования

Работы текущего содержания пути планируются в соответствии с годовыми, квартальными и полумесячными планами. Состав работ текущего содержания, их объем зависят от грузонапряженности, скоростей движения поездов, нагрузок на оси, характера перевозимых грузов, рода тяги, степени износа элементов верхнего строения, засоренности балластного слоя, плана и профиля пути, климатических и других местных особенностей. В связи с сезонными особенностями состав и объемы работ в течение года меняются. Общие объемы регламентируются нормами расхода труда в человеко-годах на 1 км пути.

Полумесячное планирование осуществляется по данным сплошной натурной проверки и осмотра пути дорожным мастером совместно с бригадиром. Неисправности, угрожающие безопасности движения поездов (остродефектные рельсы, излом накладок и другие), устраняют немедленно, как только обнаружат. В первые два дня каждого полумесяца планируют неотложные работы (ликвидация отступлений от допусков по ширине колеи и уровню, резких толчков и другие). В остальные дни полумесячного периода планируется выполнение предупредительных работ. По результатам промежуточных осмотров в план могут быть внесены коррективы.

Квартальный план составляет начальник дистанции пути с учетом сезонности. В нем указывается порядок и сроки выполнения комплекса предупредительных работ, свойственных данному сезону (например, сплошная выправка кривых весной и осенью).

Годовой план разрабатывается на основании данных производственно-финансового плана, плана поступления материалов верхнего строения с учетом утвержденного задания по капитальному, среднему и подъемочному ремонтам пути.

Сезонность работ

Работы текущего содержания зависят от времени года. В состав летних планово-предупредительных работ входят регулировка зазоров, замена негодных и поправка ослабших противоугонов, одиночная смена шпал, выправка пути по уровню и в продольном профиле, рихтовка, перешивка, планировка балластной призмы и обочин, очистка рельсов и скреплений от грязи, уборка грязи с пути, очистка водоотводных канав и кюветов.

В осенний период выполняется комплекс работ для подготовки пути к периоду дождей и к зиме: выправка пути с подбивкой шпал, сплошная рихтовка, сплошная смазка болтов, закрепление пути от угона, проверка рельсовых цепей, планировка балластной призмы, отвод воды и другое. Кроме того, готовятся к снегоборьбе: устанавливают знаки для снегоочистителей, колья и снеговые щиты, ремонтируют снегозащитные заборы, на раздельных пунктах во всех местах с междупутий убирают препятствия для работы снегоуборочных машин.

В зимние планово-предупредительные работы входят: замена дефектных рельсов, перешивка пути, регулировка зазоров, исправление пути укладкой карточек. Неотложные работы в этот период – исправление пути на пучинах, во время метелей контроль за работой снеговых защит, перестановка щитов, очистка пути от снега.

В конце зимы вскрывают от снега канавы и кюветы, русла малых мостов и труб, очищают от снега откосы больных насыпей и выемок.

Весной в первую очередь отводят воду от земляного полотна и балластной призмы и выполняют работы по предупреждению размывов и подмывов при проходе весенних вод. Путевые работы выполняют в два этапа. На первом для предупреждения угона пути при оттаивании балласта до подошвы шпал регулируют зазоры и приводят в порядок противоугонную систему, добивают костыли, исправляют путь на пучинах, подтягивают болты. На втором этапе, после оттаивания балласта ниже подошвы шпал, производят одиночную смену шпал для «разрядки кустовой гнилости», зачищают заусенцы на шпалах, устраняют толчки и перекосы, перешивают колею, очищают рельсы, скрепления и верх балластной призмы от грязи, исправляют путь на пучинах, сплошь рихтуют путь, приводят в порядок водоотводы после паводка.

Планирование контингента рабочей силы

Потребность в монтерах пути определяют на основании дифференцированных норм расхода рабочей силы на 1 км развернутой длины главных и станционных путей и на один стрелочный перевод в зависимости от грузонапряженности, типа рельсов и рода балласта. Для главного пути с деревянными шпалами нормы изменяются от 0,45 до 1,5 чел/км. На станциях нормы зависят от категории станционных путей и равны 0,45–0,8 чел/км развернутой длины.

На содержание одного централизованного стрелочного перевода норма расхода рабочей силы составляет 0,23–0,34 чел. нецентрализованного – 0,065 чел. на главных и станционных путях первой и второй категорий и 0,045 чел. на прочих путях.

Основные нормы корректируются повышающими и понижающими коэффициентами.

Повышающие коэффициенты учитывают дополнительную потребность в рабочей силе в особо трудных условиях (крутые кривые, интенсивное пригородное движение, скоростное движение). Понижающие поправочные коэффициенты учитывают снижение контингента в зависимости от уровня механизации работ, а также для пути с железобетонными шпалами, для бесстыкового пути и с рельсами длиной 25 м.

При определении потребного количества монтеров пути для текущего содержания искусственных сооружений пользуются нормами, дифференцированными в зависимости от типа сооружений.

Для стимулирования роста производительности труда рассчитанный по нормам контингент разрешается уменьшить до 15% без снижения фонда заработной платы.

Для руководства оперативной и производственной работой на дистанциях пути установлены типовые штаты инженерно-технических работников и служащих.

Фактическое количество монтеров пути в бригадах и на околотках определяется не расчетным контингентом, а плановым с уменьшением расчетного контингента на 7% для компенсации затрат на отпуска и выполнения государственных и общественных обязанностей.

Организация работ по текущему содержанию пути

Работы текущего содержания пути, как правило, выполняют без нарушения графика движения поездов в интервалы между поездами 20 минут и более. На линиях с большой интенсивностью движения поездов для работ текущего содержания в графике движения выделяют «окна» продолжительностью 1–2 ч. На двухпутных линиях «окна» выделяют по каждому пути. Используются также «окна», предоставляемые для ремонтов пути и контактной сети. В «окна» выполняют работы, которые невозможно по условиям технологии и безопасности движения поездов выполнять в интервалы времени между поездами, а также работы с применением путевых машин тяжелого типа.

Организация работ по текущему содержанию пути должна обеспечить их комплексную механизацию и высокое качество, ликвидацию причин, вызвавших неисправности пути, такую последовательность работ, при которой исключается их повторность, повышается устойчивость пути, и увеличиваются сроки службы элементов верхнего строения, используются внутренние ресурсы.

Одно из действенных средств улучшения текущего содержания – внедрение передовых методов и опыта путейцев-новаторов.

К сожалению, труд монтеров пути в малых бригадах рабочих отделений – это в основном труд ручной, тяжелый, мало производительный. Уровень механизации работ на текущем содержании пути всего около 30%, вдвое меньше, чем на ремонте, а затраты труда достигают 70% общих затрат на все путевые работы. Более 50% рабочего времени при этом уходит на многократные развертывания и свертывания незавершенных работ, пропуск поездов по ремонтируемому и соседнему путям. Современные тенденции в совершенствовании системы текущего содержания пути выражаются в расширении номенклатуры и объема планово-предупредительных работ и их комплексной механизации, чтобы свести к минимуму, а возможно и полностью ликвидировать неотложные работы и тяжелый ручной труд.

Разработана серия специализированных машин для текущего содержания пути, позволяющих полностью механизировать все основные планово-предупредительные работы, но промышленность изготовляет пока лишь часть из них: выправочно-подъемочно-рихтовочные (ВПР-1200, ВПРС-500), шпалоподбивочные (ШПМ-0,2), рихтовочные машины Балашенко и некоторые другие. Механизацию текущего содержания пути намечено в первую очередь осуществить на наиболее грузонапряженных линиях, на магистралях, где обращаются высокоскоростные экспрессы, в районах с тяжелыми климатическими условиями, на перевальных участках с большим количеством кривых, где применяется рекуперативное торможение электровозов.

Для планово-предупредительных работ необходимо предусматривать в графиках движения поездов и регулярно предоставлять в светлое время суток технологические «окна» продолжительностью не менее 2 ч. Работников пути к местам работы и обратно, а также материалы и инструменты доставляют на автомашинах, если же вдоль железнодорожной линии нет автомобильных дорог – различного рода дрезинами с прицепами.

Объемы основных работ

Наиболее трудоемкая работа текущего содержания – выправка пути по уровню и в продольном профиле. Количество выправляемых концов шпал в течение года на 1 км пути может быть определено зависимостью

где N ст год. N пром год – количество выправок в зоне стыков и во внестыковой зоне на 1 км пути в год;

nш – количество шпал в зоне стыка (при деревянных nш = 6, при железобетонных nш = 8);

nст – количество стыков на 1 км;

Шкм – количество шпал на 1 км;

γ – доля промежуточных шпал, подлежащих выправке, принимаемая равной 0,25.

Количество выправок в течение года

где С – коэффициент пропорциональности, принимаемый для пути с деревянными шпалами равным 8 и с железобетонными шпалами 10;

Гг – грузонапряженность участка, млн. т·км брутто на 1 км;

Р – масса рельса, кг/м;

– произведение коэффициентов βi . зависящих от расположения выправляемого участка относительно рельсового болтового стыка, рода балласта и степени его засоренности, осевой нагрузки, скорости обращения подвижного состава, конструкции скреплений, состояния земляного полотна, плана трассы;

n – количество выправок, не зависящих от грузонапряженности и определяемых конструкцией пути и климатическими условиями.

Количество рихтовок в год, необходимых для содержания пути в исправном состоянии,

где ?f – интенсивность накопления остаточных деформаций рельсовых нитей в горизонтальной плоскости, выраженная в росте стрелы прогиба в мм после прохода 1 млн. т грузов брутто;

Гг – грузонапряженность участка, млн. т·км/км брутто в год;

σf – среднеквадратичное отклонение интенсивности накопления остаточного прогиба от его математического ожидания, мм;

[f ] – наибольшая допускаемая стрела прогиба рельса в горизонтальной плоскости в различных условиях эксплуатации, мм;

– произведение коэффициентов, учитывающих материал балласта, ширину плеча балластной призмы, план трассы, конструкцию скреплений;

υср – средняя квадратичная скорость обращения поездов, км/ч;

Р – средневзвешенная осевая нагрузка, кН.

Довольно значительны на пути с деревянными шпалами объемы перешивок, которые определяются так:

где Шст – количество перешиваемых (регулируемых) концов шпал в зоне болтового стыка (при деревянных шпалах Шст = 6, при железобетонных Шст = 4);

nст – количество болтовых стыков на 1 км;

N ст пер. N пром пер – количество регулировок ширины колеи в зоне болтовых стыков и во внестыковой зоне;

Шкм – количество шпал на 1 км;

φпер – доля концов шпал, подвергающихся перешивке во внестыковой зоне (при железобетонных шпалах φпер = 0,2, при деревянных φпер = 0,25).

Количество массовых перешивок в течение года

где ?S мест ср – интенсивность средневзвешенного накопления местной деформации по ширине колеи, мм/млн.т брутто;

Гг – грузонапряженность участка, млн. т·км/км брутто в год;

υср – средняя квадратичная скорость обращения поездов, км/ч;

σS – среднее квадратичное отклонение изменения ширины колеи от ее среднего значения, мм;

lS – длина волны изменения ширины рельсовой колеи, м (для середины плети lS – 6 м; для зоны стыков lS = 3 м);

[i ] – допускаемый градиент изменения ширины колеи, ‰;

– произведение коэффициентов, учитывающих ширину плеча балластной призмы, радиус кривизны пути, конструкцию скреплений;

Р – средневзвешенная осевая нагрузка, кН.

Объемы работ по подтягиванию гаек болтовых соединений бесстыкового пути со скреплениями КБ-65

где N ур болт. N пром болт – количество подтягиваний гаек клеммных болтов в течение года на уравнительных звеньях и за их пределами;

nур – количество уравнительных звеньев на 1 км;

Шнм – количество шпал на 1 км.

Количество подтягиваний гаек закладных и клеммных болтов

где ?Мкр – интенсивность ослабления затяжки гаек закладных и клеммных болтов, Н·м/млн.т брутто;

Гг – грузонапряженность, млн. т·км брутто на 1 км;

М max кр. М min кр – экстремально допустимые значения моментов кручения гаек закладных и клеммных болтов;

ψ – коэффициенты, учитывающие план трассы;

υср – средняя квадратичная скорость подвижного состава, км/ч.

В последней расчетной формуле в уравнительный пролет включены температурно-перемещаемые концы рельсовых плетей длиной 50 м каждый.

Содержание бесстыкового пути

Содержание бесстыкового пути сводится к предупреждению возникновения в рельсовых плетях дополнительных (сверх расчетных) продольных сил и обеспечению достаточной его устойчивости при производстве работ во избежание выброса пути при высоких температурах и разрыва плетей при низких температурах.

Работы текущего содержания, связанные с ослаблением сопротивления бесстыкового пути боковым и вертикальным перемещениям или с уменьшением жесткости путевой решетки, запрещается производить, если температура рельсов превышает на прямых участках температуру закрепления плетей на 15 °С, а в кривых радиусом 800 м и менее – на 10 °С.

В процессе эксплуатации бесстыкового пути температура закрепления рельсовых плетей изменяется, и возникает необходимость проверять фактическую температуру их закрепления. Эту температуру можно найти по действующему погонному сопротивлению подрельсового основания продольному перемещению рельсовой плети и по перемещению концов рельсовых плетей в течение суток в связи с изменением температуры рельсов.

При изломах рельсовой плети дефектное место вырезают и временно укладывают короткий рельс (длиной 8–11 м), который соединяют с концами плети шестидырными накладками. Окончательно восстанавливают плеть ввариванием в нее электроконтактным способом рельса, при этом концы плетей с болтовыми отверстиями отпиливают. Сварка производится в установленном температурном интервале закрепления плетей.

При поперечной трещине, вышедшей на поверхность рельса, или сквозном поперечном изломе с зазором менее 25 мм для кратковременного пропуска поездов допускается соединить концы плети в месте повреждения накладками, сжатыми струбцинами.

Содержание стрелочных переводов, пути на искусственных сооружениях и на участках с автоблокировкой и электрической тягой

Наличие в стрелочных переводах подвижных частей, кривых малых радиусов и ярко выраженных геометрических неровностей обусловливает более жесткие требования к их содержанию, чем к содержанию пути на перегоне.

Исправность переводов обеспечивается :

  • содержанием их в чистоте;
  • тщательным закреплением от угона;
  • отводом воды;
  • контролем за содержанием по ширине колеи, уровню и в плане, по износу металлических частей и ширине желобов;
  • систематическим выполнением плановых работ по предупреждению появления неисправностей;
  • немедленным устранением появившихся опасных неисправностей, при которых запрещается эксплуатировать стрелочные переводы.

Нормы содержания стрелочных переводов изложены в Инструкции по текущему содержанию пути.

Рельсовый путь на мостах может быть на щебеночном балласте с деревянными и железобетонными шпалами или без балласта – на деревянных поперечинах или на железобетонных плитах (с укладкой рельсов непосредственно на плиту). На металлических мостах с температурными пролетами более 100 м укладывают уравнительные приборы. На мостах и путепроводах длиной более 25 м или на тех, длина мостового полотна которых на деревянных поперечинах более 5 м, укладывают контррельсы (контруголки). Расстояние от внутренней грани головки путевого рельса до контррельса при ходовых рельсах Р50 составляет 220 мм, а при Р65 и Р75 – 245 мм.

На однопролетных металлических мостах с мостовым полотном на деревянных поперечинах возможна укладка бесстыкового пути при длине пролетных строений до 55 м, а на многопролетных при суммарной длине пролетных строений – до 66 м.

Особенность путевых работ на линиях с автоблокировкой, электротягой и электрической централизацией определяется тем, что рельсовые нити используются как токопроводящие цепи, а также тем, что имеются опоры контактной сети, контактный провод, светофоры и напольные устройства. Разъединение рельсовых цепей нарушает работу автоблокировки, а на участках электротяги препятствует движению обратного тока, что опасно для людей. Поэтому при производстве работ с разрывом колеи устанавливают временные перемычки из гибкого троса: при постоянном тяговом токе сечением до 70 мм 2. а при переменном – 50 мм 2 .

Чтобы не замыкать рельсовые цепи, путевой инструмент, тележки, съемные дрезины, вагончики должны иметь электрическую изоляцию. Не реже одного раза в год перебирают изолирующие стыки. Настил на переездах внутри колеи устраивают на 30–40 мм выше головок рельсов. На линиях с автоблокировкой подъемка или рихтовка пути на величину более 60 мм, а на электрифицированных участках при любых их значениях согласовывается с начальником участка Энергоснабжения и начальником дистанции сигнализации и связи.

Для нормальной работы рельсовых цепей сопротивление подрельсового основания должно быть не менее 1,0 Ом.