Категория: Бланки/Образцы
Работодатель обязан организовывать за счет собственных средств проведение обязательных медицинских осмотров и психиатрических освидетельствований, а также внеочередных медицинских осмотров работников в случаях, которые предусмотрены трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (абз. 12 ч. 2 ст. 212 ТК РФ). На время прохождения указанных осмотров и освидетельствований за работниками сохраняются место работы (должность) и средний заработок, что следует из положений абз. 12 ч. 2 ст. 212, ст. 185 ТК РФ.
Если работник не прошел медицинский осмотр и освидетельствование или согласно медицинскому заключению, выданному в установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ порядке, у него выявлены противопоказания к выполнению работы по трудовому договору, работодатель должен не допускать такого работника к исполнению трудовых обязанностей (отстранить от работы). Это следует из совокупности норм абз. 4, 5 ч. 1 ст. 76, абз. 13 ч. 2 ст. 212 ТК РФ).
Административная ответственность работодателя
Допуск к исполнению трудовых обязанностей работников, которые не прошли обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также работников, у которых выявлены медицинские противопоказания к выполнению указанных обязанностей, является административным правонарушением. С 1 января 2015 г. за это правонарушение работодатель может быть привлечен к ответственности по ч. 3, 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ (п. 3 ст. 11, ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ).
За допуск к работе работников, не прошедших обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также работников, у которых есть медицинские противопоказания к выполнению работы, предусмотренной трудовым договором, работодатель привлекался к ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ. Например, суд признал правомерным привлечение работодателя к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ за то, что тот в нарушение установленных законодательством требований, в частности ст. ст. 212, 213 ТК РФ, не обеспечил прохождение обязательных периодических медицинских осмотров (обследований) работниками, занятыми на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (Постановление Верховного Суда РФ от 30.01.2015 N 71-АД14-17).
Согласно ч. 4 ст. 213 ТК РФ вредные и (или) опасные производственные факторы и работы, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, и порядок их проведения определяются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
Таким актом является Приказ Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н. Им утвержден Порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (далее — Порядок проведения медицинских осмотров). Пункт 1 названного Порядка в соответствии со ст. 213 ТК РФ устанавливает правила проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров следующих лиц:
— занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах);
— занятых на работах, связанных с движением транспорта;
— занятых на работах, при выполнении которых обязательно проведение предварительных и периодических медицинских осмотров в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний. К таким лицам относятся лица, работающие на ПЭВМ более половины рабочего времени (п. 3.2.2.4 Перечня, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н, п. 13.1 СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 03.06.2003 N 118, письмо Минтруда России от 21.03.2014 N 15-2/ООГ-242), работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений и др.
Указанные работники проходят:
— обязательные предварительные (при поступлении на работу) медицинские осмотры;
— периодические (для лиц в возрасте до 21 года — ежегодные) медицинские осмотры;
— внеочередные медицинские осмотры — в соответствии с медицинскими рекомендациями.
Обязательные предварительные медицинские осмотры или обследования (далее — предварительные осмотры) проводятся при приеме на работу в следующих целях:
— определение, соответствует ли состояние здоровья лица, которое поступает на работу, требованиям, установленным на поручаемой ему работе;
— раннее выявление и профилактика заболеваний.
Эти цели предусмотрены п. 2 Порядка проведения медицинских осмотров.
Согласно п. п. 16, 17 Порядка проведения медицинских осмотров периодические медицинские осмотры проводятся не реже чем в сроки:
— указанные в Перечне вредных и (или) опасных производственных факторов, при наличии которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) (далее — Перечень факторов) (Приложение N 1 к Приказу Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н);
— указанные в Перечне работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников (далее — Перечень работ) (Приложение N 2 к Приказу Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н);
— ежегодно для работников в возрасте до 21 года.
Работодатель при проведении периодического медицинского осмотра:
1) составляет и утверждает поименные списки работников, подлежащих периодическому медицинскому осмотру (п. 19 Порядка проведения медицинских осмотров). В списки включаются:
— работники, подвергающиеся воздействию вредных производственных факторов, указанных в Перечне факторов, а также вредных производственных факторов, выявленных по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда. С 01.01.2014 вместо аттестации рабочих мест по условиям труда проводится специальная оценка условий труда согласно Федеральному закону от 28.12.2013 N 426-ФЗ. С указанной даты наличие вредных производственных факторов может быть установлено по результатам специальной оценки условий труда.
Помимо результатов аттестации или спецоценки в качестве источника информации о наличии на рабочих местах вредных производственных факторов может использоваться эксплуатационная, технологическая и иная документация на машины, механизмы, оборудование, сырье и материалы, применяемые работодателем при осуществлении производственной деятельности. Если работодателем не проведена аттестация рабочих мест по условиям труда или специальная оценка условий труда, а также отсутствует указанная информация, включению в поименные списки подлежат все работники организации;
— работники, выполняющие работы, предусмотренные Перечнем работ;
2) направляет утвержденные списки работников в медицинскую организацию не позднее чем за два месяца до начала проведения периодического осмотра (п. 23 Порядка проведения медицинских осмотров);
3) знакомит работников, подлежащих периодическому осмотру, с календарным планом проведения периодического осмотра не позднее чем за 10 дней до даты его начала (п. 26 Порядка проведения медицинских осмотров);
4) вручает под подпись направление на медицинский осмотр работнику, подлежащему периодическому осмотру (п. 24 Порядка проведения медицинских осмотров);
5) организует учет выданных работникам направлений (п. 8 Порядка проведения медицинских осмотров).
1) прибывает в медицинскую организацию для прохождения периодического осмотра в день, установленный календарным планом (п. 28 Порядка проведения медицинских осмотров);
2) представляет в медицинскую организацию для прохождения периодического или предварительного осмотра следующие документы:
— направление на медицинский осмотр, выданное работодателем;
— паспорт (или другой документ установленного образца, удостоверяющий его личность);
— паспорт здоровья работника (при наличии);
— решение врачебной комиссии, проводившей обязательное психиатрическое освидетельствование (в случаях, предусмотренных законодательством РФ).
1) проводит медицинский осмотр работника. Предварительный или периодический осмотр является завершенным, если работник осмотрен всеми врачами-специалистами, а также выполнен полный объем лабораторных и функциональных исследований, предусмотренных Перечнем факторов и Перечнем работ (п. п. 11, 30 Порядка проведения медицинских осмотров);
2) оформляет заключение по результатам медицинского осмотра (п. п. 12, 31 Порядка проведения медицинских осмотров). Медицинское заключение оформляется в двух экземплярах, один из которых выдается гражданину сразу после осмотра, а второй хранится в его медицинской карте (п. 14 Порядка проведения медицинских осмотров);
3) по итогам прохождения периодического осмотра составляет заключительный акт в четырех экземплярах и в течение пяти рабочих дней направляет экземпляры заключительного акта (п. п. 42, 45 Порядка проведения медицинских осмотров):
— в центр профпатологии субъекта РФ;
— территориальному органу федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного контроля и надзора в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Один экземпляр заключительного акта хранится в течение 50 лет медицинской организацией, проводившей периодические осмотры (п. 45 Порядка проведения медицинских осмотров).
2.1. Извещение ФСС РФ работодателем о проведении предварительных и периодических медицинских осмотров
Сведения о проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотрах работников работодатель обязан сообщать в Фонд социального страхования РФ (пп. 18 п. 2 ст. 17 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ; далее — Закон N 125-ФЗ).
Указанные сведения отражаются работодателем в таблице 10 формы 4 — ФСС, которая утверждена Приказом ФСС РФ от 26.02.2015 N 59.
Расчет по форме 4 — ФСС и Порядок ее заполнения (утв. Приказом ФСС РФ от 26.02.2015 N 59), применяемые при подаче отчетности начиная с I квартала 2015 г.
С 1 января 2015 г. отчетность по форме 4 — ФСС представляется в Фонд социального страхования РФ по месту регистрации работодателя ежеквартально в следующие сроки (п. 1 ст. 24 Закона N 125-ФЗ):
— на бумажном носителе — не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом;
— в электронной форме — не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом.
Согласно ч. 7 ст. 213 ТК РФ работники, осуществляющие отдельные виды деятельности, в том числе связанной с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающие в условиях повышенной опасности, проходят обязательное психиатрическое освидетельствование.
Виды деятельности и работы, при выполнении которых работник проходит указанное освидетельствование, определены в Перечне медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности (утв. Постановлением Правительства РФ от 28.04.1993 N 377 «О реализации Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»).
Порядок прохождения работниками психиатрического освидетельствования определяется Правилами прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 N 695 (далее — Правила).
Работник должен проходить обязательное психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет (ч. 7 ст. 213 ТК РФ, п. 5 Правил). Прохождение такого освидетельствования осуществляется на добровольной основе (п. 2 Правил). Поэтому, если работник отказывается пройти обязательное психиатрическое освидетельствование, работодатель не может принудить его к этому. Но в таком случае работодатель обязан не допустить работника к исполнению трудовых обязанностей (отстранить от работы) до прохождения им такого освидетельствования (абз. 13 ч. 2 ст. 212 ТК РФ, абз. 4 ч. 1 ст. 76 ТК РФ).
Обязательное психиатрическое освидетельствование работника проводится врачебной комиссией (п. 4 Правил). Для прохождения освидетельствования работодатель выдает направление, в котором указываются вид деятельности и условия труда работника. Данное направление работник вместе с паспортом (или другим документом установленного образца, удостоверяющим его личность) предъявляет врачебной комиссии (п. 6 Правил).
Срок освидетельствования работника — не более 20 дней с даты его обращения во врачебную комиссию. Если комиссии потребуются дополнительные сведения о работнике из других медицинских учреждений, то срок освидетельствования может быть продлен на время их получения. После этого в течение 10 дней комиссия принимает решение о пригодности (непригодности) работника к выполнению вида деятельности, указанного в направлении на освидетельствование (п. 7 Правил).
В течение трех дней после решения врачебной комиссией:
— работнику выдается данное решение в письменной форме;
— работодателю направляется сообщение о дате принятия решения комиссией и дате выдачи его работнику (п. 9 Правил).
Если работник не согласен с названным решением, оно может быть оспорено им в суде (п. 10 Правил).
Для отдельных категорий работников может быть установлено требование об обязательном медицинском осмотре в начале, в течение и (или) в конце рабочего дня (смены). Время, затраченное на осмотры, включается в рабочее время (ч. 3 ст. 213 ТК РФ).
Например, рабочий день работника составляет восемь часов (с 07.00 до 16.00 включая часовой обеденный перерыв).
Должность работника предусматривает ежедневный медосмотр в начале смены.
Следовательно, начаться осмотр может в 07.00 и независимо от продолжительности осмотра (10 или 35 минут) работник должен закончить смену в 16.00.
Необходимость таких осмотров может предусматриваться Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ (ч. 3 ст. 213 ТК РФ).
К числу работников, которые должны проходить названные медосмотры, относятся, например:
— работники, непосредственно занятые на работах, связанных с обслуживанием объектов электроэнергетики (абз. 1 п. 3 ст. 28 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ). Порядок проведения осмотров утвержден Приказом Минэнерго России от 31.08.2011 N 390 в соответствии с абз. 2 п. 3 ст. 28 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ и на основании положений абз. 1 п. 1, пп. 4.2.15 п. 4 Положения о министерстве энергетики Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.05.2008 N 400;
— работники железнодорожного транспорта общего пользования, которые осуществляют деятельность, непосредственно связанную с движением поездов и маневровой работой, и перечень профессий которых определяет федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта (абз. 2 п. 3 ст. 25 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ). Порядок проведения осмотров утвержден Приказом Минтранса России от 16.07.2010 N 154 в соответствии с абз. 3 п. 3 ст. 25 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ и на основании положений абз. 1 п. 1, пп. 5.2.55 п. 5 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 N 395;
— работники, занятые на подземных работах (ч. 2 ст. 330.3 ТК РФ). Порядок проведения осмотров таких работников в начале рабочего дня (смены), а также в течение и (или) в конце рабочего дня (смены) устанавливает Минздрав России (ч. 5 ст. 330.3 ТК РФ, п. 1 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19.06.2012 N 608). В настоящее время Приказом Минздрава России от 15.12.2014 N 835н в соответствии с ч. 7 ст. 46 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ и п. 5.2.54 указанного Положения утвержден Порядок проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, который в части правил проведения предсменных и послесменных медосмотров распространяется, в частности, на работников, занятых на подземных работах;
— водители транспортных средств, в частности служебных легковых автомобилей. Это следует из ч. 3 ст. 213 ТК РФ, абз. 3, 4 п. 3 ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ. Медосмотры таких работников проводятся в соответствии с названным Порядком проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров.
— члены экипажей гражданских воздушных судов, диспетчеры управления воздушным движением (п. 1, пп. 1.10 Приложения N 14 к Федеральным авиационным правилам «Медицинское освидетельствование летного, диспетчерского состава, бортпроводников, курсантов и кандидатов, поступающих в учебные заведения гражданской авиации» (ФАП МО ГА-2002), утвержденным Приказом Минтранса России от 22.04.2002 N 50).
Подробнее о порядке проведения предполетного (предсменного) и послеполетного (послесменного) медосмотра см. «Путеводитель по кадровым вопросам. Особенности работы авиационного персонала (летного состава)».
МЕДИЦИНСКИЕ ОСМОТРЫ НЕКОТОРЫХ КАТЕГОРИЙ РАБОТНИКОВ
Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" не дает повода к разночтению: в статье 34 "Обязательные медицинские осмотры" сказано, что работники. обязаны проходить предварительные при поступлении на работу и периодические профилактические медицинские осмотры. Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны обеспечивать условия, необходимые для своевременного прохождения медицинских осмотров работниками.
Каких специалистов должен посетить медицинский работник, прежде чем приступить к работе (поскольку без прохождения медосмотров на основании все того же ФЗ-52 он не может быть допущен к выполнению служебных обязанностей) сказано в Приказе Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 апреля 2011 г. N 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры. "
Приказ вступил в силу с 1 января 2012 года. Однако до сих пор он еще не прочитан руководителями клиник косметологии до конца. По старой традиции они заглянули в перечень, нашли пункт, который касается медработников (в приказе №302н это пункт 17 Приложения 2) и решили, что этого достаточно.
Те, у кого хватило терпения долистать Приложение 2 до конца, обнаружили, что нет - не достаточно. Действительно, в примечании к приложению указаны и другие виды осмотров.
Медосмотры медицинских работниковМедицинские работники проходят:
При поступлении на работу:При проведении и предварительных (перед поступлением на работу), и периодических (то есть ежегодных) медосмотров медработник сдает клинический анализ крови (гемоглобин, цветной показатель, эритроциты, тромбоциты, лейкоциты, лейкоцитарная формула, СОЭ), клинический анализ мочи (удельный вес, белок, сахар, микроскопия осадка), проходит электрокардиографию, цифровую флюорографию или рентгенографию в 2-х проекциях (прямая и правая боковая) легких, биохимический скрининг: определение содержания в сыворотке крови глюкозы, холестерина.
Далее следуют осмотры врача-терапевта, врача-психиатра и врача-нарколога.
Все женщины осматриваются акушером-гинекологом с проведением бактериологического (на флору) и цитологического (на атипичные клетки) исследований не реже 1 раза в год; женщины в возрасте старше 40 лет проходят 1 раз в 2 года маммографию или УЗИ молочных желез.
Все медицинские работники в обязательном порядке должны быть привиты согласно Национальному календарю прививок, утвержденному Приказом Минздрава России от 21.03.2014 N 125н .
Может ли работник пройти медицинский осмотр самостоятельно и достаточно ли просто иметь на рабочем месте медицинскую книжку?
Нет. Сама система медосмотров должна быть организована руководителем и подтверждаться определенными документами.
Об этом сказано в приказе Минздравсоцразвития №302н, но подробнее - в Письме территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве "О применении приказа Минздравсоцразвития России №302н от 12 апреля 2011 г."
Проведение в клинике или салоне красоты с медицинской лицензией программы медосмотра начинается с того, что руководитель составляет список контингента сотрудников, имеющихся в его учреждении, и направляет его в территориальный орган Роспотребнадзора.
Список этот утверждается в Роспотребнадзоре, и на его основании можно заключать договор с организацией, которая имеет лицензию на вид деятельности "медицинские осмотры (предварительные, периодические)" .
Далее проходит сама процедура медосмотра работников, и по ее итогам та медицинская организация, которая их проводила, в течение месяца обобщает результаты и составляет заключительный акт.
По сути, в нем есть в структурированном виде все, что и в самой медицинской книжке, только в акте это можно прочитать, тогда, как в медкнижке обычно неаккуратно проставлены печати и неразборчивы подписи врачей. Поэтому так много липовых, поддельных книжек - велик соблазн, все равно никто ничего в них не разбирает.
Бывший главный санитарный врач, широко известный в медицинских (и не только!) кругах, Г.Онищенко уверял, что медкнижка - самый подделываемый в России документ.
Итак, заключительный акт - это вся информация о каждом из работников, прошедшем осмотр.
В нем указывается:
Такой акт составляется на каждого работника, который был направлен на медосмотр. В целом по организации составляется общий акт, и вот уже в нем вся информация содержится полностью:
Обратите внимание на последнее - этот самый комплекс может проверить и трудовая инспекция!
При проверке соблюдения санэпидрежима в клинике или салоне красоты представители Роспотребнадзора также вправе сверить список работников по заключительному акту со списком контингента.
Да, мы с вами ведь еще не уточнили, что должно быть указано в списке контингента, который составляет работодатель для того, чтобы утвердить в Роспотребнадзоре:
Важно! При проведении медосмотра в организации, которая взяла на себя эту обязанность, на проходящего медосмотр работника заводится амбулаторная карта. С мая 2015 года это форма N 025/у "Медицинская карта пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях", утвержденная Приказом Минздрава России от 15.12.2014 N 834н .
В приказе Минздравсоцразвития №302н, который вступил в силу в 2012 году, уже упоминается Паспорт здоровья, но вот проверять его контролирующие органы (в частности, Роспотребнадзор) стали недавно. Исключений для медработников частных клиник, в том числе и косметологических, нет: Паспорт здоровья не выдается только тем, кто прикреплен на медицинское обслуживание к ФМБА России.
У Паспорта здоровья должен быть номер, дата его заполнения. И этот документ постоянно хранится у работника, в организацию, которая проводит медосмотры, он сдается только на время их прохождения.
Штрафы за несоблюдение правил проведения медосмотровИ еще вопрос - кто платит за все? Ответ однозначный - юридическое лицо, которое заключает договор с организацией на проведение профилактических и периодических медосмотров. Тут в силу вступает Гражданский кодекс: Исполнитель обязуется сделать, Заказчик обязуется оплатить. Заказчиком медосмотра является кто? Клиника или салон красоты с медицинской лицензией.
И теперь о том, могут ли назначить штраф за несоблюдение правил проведения медосмотров.
О штрафах за медосмотры 2015 нам расскажет КоАП, статья 5.27.1 "Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации":
Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без. обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров. влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.
Москвичева Елена Васильевна