Руководства, Инструкции, Бланки

Бланк Довідка Про Зміни До Плану Використання Бюджетних Коштів На 2016 Рік img-1

Бланк Довідка Про Зміни До Плану Використання Бюджетних Коштів На 2016 Рік

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Довдка про змнии до плану асигнувань бланк

Довдка про змнии до плану асигнувань бланк

ЗМІНИ ДО паспорту бюджетноЇ програми НА 2016 рік за кпквк. Довідка про зміни до плану асигнувань (за винятком надання кредитів з).

Квартальна звітність до дксу (2016 рік, excel 2007) (оновлено ). 9839. Довідка про зміни кошториса та плана асигнуваннь (Загального та).

Бюджет - Національна комісія, що здійснює державне регулювання

План асигнувань (за винятком надання кредитів з бюджету) загального фонду бюджетуна 2016 рік. Завантажити (docx)кошторис на 2016 рік. Завантажити (docx) Звіт про виконання паспорта бюджетної програми станом на року. Завантажити (docx)Публічна інформація про бюджет за бюджетною програмою за кпквк 5501010 «Керівництво та управління у сфері регулювання ринків фінансових послуг»Довідка про зміни довдка про змнии до плану асигнувань до кошторису на 2016 рік. Завантажити (docx)Довідка про зміни до кошторису на 2016 рік. Завантажити (docx)Бюджет на 2015 рік паспорт бюджетноЇ програми НА 2015 рік за кпквк 5501010 Завантажитиплан асигнувань (за винятком надання кредитів з бюджету) загального фонду бюджету на 2015 рік. Завантажити (docx) кошторис на 2015 рік. Завантажити (docx) Довідка про зміни до кошторису на 2015. 31 июл. 2015 г. Додаток 11 до Інструкції про складання і виконання розпису Державного бюджету України. Затверджено наказом Міністерства фінансів України Про затвердження документів, що застосовуються у процесі виконання бюджету від р. 57. (Інструкцію доповнено додатком плательщика 11 згідно з наказом Міністерства фінансів України від р. 1220).

Довідки про зміни використання бюджетних коштів та до плану асигнувань. Викачати з сервера (308.4Kb), 22:59. Довідки про зміни.

Другие статьи

Грамматический бой 3 класс презентация

Скачать грамматический бой 3 класс презентация и бланк довідка про зміни до помісячного плану використання бюджетних коштів

Темы уроков, домашние задания, учебные материалы, дополнительные задания, материалы для. 8 фев 2015 2 класс. Конструирование Конструирование по образцу. Правила слайда 3 по русскому языку для 4 класса "Грамматический бой. 12 ноя 2013 День второй: Конкурс «Грамматический бой» (2-4классы). День третий: Конкурс «Загадки» для обучающихся 3-х классов. 3.Конкурс.

Конспект лекций «Теория и практика перевода» 2011г. Содержание. Лекция 1. Перевод. Скачать: Урок "шбрыштар. шбрыштарды асиеттері" азастан Республикасы Білім жне. Презентация на тему И.В.Мичурин 6 класс к уроку по русскому языку. ДЕТСКИЕ ЭЛЕКТРОННЫЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ И КЛИПЫ Ирина · "Последний бой" (клип) Автор: Алексеева Ольга Владимировна · "Почему ноябрь пегий? Дидактическая игра по математике для учащихся 3-4 классов. Грамматическая основа предложения (2кл) Автор: Коровина Ирина · Граттаж Автор. Требования к результатам изучения любого предмета включают формирование всех видов. Скачать: портфолио учителя русского языка и литературы. Муниципальное бюджетное. Планета Детства. План проведения конкурсов на 2016 год для учителей начальных классов. Министріні 2013 жылы 3 суірдегі №115 грамматический, гашт бой гардондани. Данная презентация составлена к уроку английского языка в 3 классе по теме. Данная презентация предназначена для изучения грамматики Методическая разработка (3 класс) по теме: Методические разработки УМК "Перспектива" 3 класс. Freeman408 18-10-2003 06:04 Сама же идея привлекает: оружие, которое бы выводило из строя, не нанося.

Презентации по английскому языку 4 класс. Уроки английского языка, разработки открытых. Презентация 3 класса по предмету "Русский язык, Литература, Чтение" на Дети записывают, комментируя, и выполняют грамматический разбор. Мы предполагаем, что вам понравилась эта презентация. Чтобы скачать ее, порекомендуйте. Презентация на тему Открытый урок «Математический бой» 11 класс к уроку математике. Смотрите и скачивайте бесплатно уроки, тесты, конспекты, презентации и прочие полезные материалы по русскому языку Олимпиада по русскому языку среди учащихся 7-9 классов 18.05.2016 Мельникова Ирина Анатольевна 68 3 Грамматический бой «Чудеса вокруг слова» Игра для 5 – х классов. 23 сен 2014 Фото - отчёт на слайд - презентации и сайте школы. Открытие Конкурс « Грамматический бой» (День второй) 3 класс. 1. Исправь. 17 апр 2013 Презентация к уроку по русскому языку (3 класс) по теме: Презентация " Веселая Сегодня собрались на урок занимательной грамматики. Например, «пар – ус», «вино - град», «бой – кот» и т.п. Шарада всегда. 30 апр 2013 презентаций по грамматике на тему The Present Simple Tense Художественный стиль презентации 3. Соответствие учебнику по.

Смотрите и скачивайте бесплатно уроки, тесты, конспекты, презентации и Утренник словесный бой Внеклассное занятие по русскому языку в 3 классе по теме: в страну Грамматики. Викторина по русскому языку 3-4 класс.

Бланк план використання бюджетних коштів 2013

Бланк план використання бюджетних коштів 2013 Бланк план використання бюджетних коштів 2013

При внесенні змін до Пропозицій складається довідка за формою Пропозицій. При внесенні змін до місцевого бюджету подаються рішення про внесення змін до рішення про місцевий бюджет, ухвалені відповідною радою. Сообщений: 2 |Страница 1 из 1 План використання бюджетних коштів План використання бюджетних коштів на 2014 рік У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении. Кількість переадресацій можна зменшити, якщо у броузері працюють кукі. Для щоденного акумулювання платежів, які надійшли до спеціального фонду місцевого бюджету, Головні управління Казначейства відкривають рахунки для кожного місцевого бюджету. Швидший у думці, яскравіший у слові, сильніший у ділі! Зберігаючи традиції ТНЕУ — пізнавай нове! З нами завжди на крок попереду! По певним причинам підтримка JavaScript у вас або вимкнена або не підтримується вашим браузером!

План використання бюджетних коштів Бланки кошторису

Дов дка про зм ни до плану використання бланк

Дов дка про зм ни до плану використання бланк

28 січ. 2002. Після затвердження довідки про дов дка про зм ни до плану використання внесення змін до розпису відповідні. Довідка про зміни до плану використання бюджетних коштів.

4 сер. 2016. Підрозділи / Відділ бухгалтерського обліку. / Довідки про зміни до плану на використання бюджетних коштів на 2015 рік.

Додаток 9 до Інструкції про складання і виконання розпису Державного бюджету України. Затверджено наказом Міністерства фінансів України Про затвердження документів, що застосовуються у процесі виконання бюджету від дов дка про зм ни до плану використання р. 57. (Інструкцію доповнено додатком 9 згідно з наказом Міністерства фінансів України від р. 1512, із змінами, внесеними згідно з наказами Міністерства фінансів України від р. 268, від р. 4, у редакції наказу Міністерства фінансів України від р. 1220, із змінами, внесеними згідно з наказом Міністерства фінансів України від р. 398). Довідка про зміни до плану використання бюджетних коштів на 2015 р. 315. Викачати з сервера (1.22Mb), 07:22, довідка про зміни до плану використання бюджетних коштів на 2015 р. 315. Категорія: Мої файли Додав: Громослав, переглядів: 837 Завантажень: 75, рейтинг. Всього коментарів: 0, дов дка про зм ни до плану використання категорії розділу, наше опитування, статистикаОнлайн всього: 1 Гостей: 1 Користувачів: 0. ДОВІДКА про зміни до плану використання бюджетних коштів. На _ рік. Номер_ Дата_. Вид бюджету.

(число, місяць, рік) М. П. ДОВІДКА. Про зміни до помісячного плану використання бюджетних коштів. На _ рік. Номер_.

31 лип. 2015. Додаток 9 до Інструкції про складання і виконання розпису Державного бюджету України. Затверджено наказом Міністерства фінансів.

Довідка про зміни до плану використання бюджетних коштів на 2015 р. 315. Викачати з сервера (1.22Mb), 07:22. Довідка про зміни до.

Квартальна звітність до дксу (2016 рік, excel 2007) (оновлено ). Довідка про зміни кошториса та плана асигнуваннь (Загального та спецфонду. В незалежності від повного або часткового використання матеріалів).

(Деревянная.) Если у папы темные волосы, то какой он? (Темноволосый). Если сегодня идет дождь, то.

1. Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев.

17:44, минстроем России утверждена форма акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 290 сведения об оказании услуг и выполнении работ, предусмотренных перечнем услуг и работ, подлежат обязательному отражению в актах, форма которого утверждается Минстроем России. Согласно установленной форме, приемка выполненных работ и (или) оказанных услуг осуществляется собственниками помещений в многоквартирном доме от лица которых действует представитель установленный решением общего собрания или представитель Совета многоквартирного дома. Указанным актом, в том числе предусмотрено и указание на цену выполненных работ и (или) услуг исходя из.

19. Если руководство аудируемого лица отказывается снять установленное им ограничение объема аудита, то аудитор должен обсудить сложившуюся ситуацию с представителями собственника аудируемого лица, если эти представители собственника не являются одновременно руководством аудируемого лица, и определить, возможно ли выполнение альтернативных аудиторских процедур для.

392 ТК РФ. При этом суд принял во внимание, что после возвращения истице искового заявления обращение с соблюдением правил подсудности последовало только спустя длительный период времени, несмотря на то, что работница располагала профессиональной юридической помощью (определение Санкт-Петербургского городского суда от ). Аналогичное решение содержит определение Санкт-Петербургского городского суда от. Важно учесть, что согласно ст. Ст. 28 и 29 Гражданского процессуального кодекса РФ по спору, вытекающему из трудовых отношений, работник имеет право обратиться в один из судов общей юрисдикции: либо по месту нахождения ответчика, либо по месту исполнения обязанностей по трудовому договору. Поэтому, если работник обращается в суд по месту жительства.

РАЗЛИЧИЯ В СЛАВЯНСКИХ ЯЗЫКАХ

РАЗЛИЧИЯ В СЛАВЯНСКИХ ЯЗЫКАХ

1. В восточнославянском языке носовые гласные ?, ? были уже утрачены, а в южнославянских и западнославянских языках они еще сохранялись.

2. Гласный ? по-разному произносился в славянских языках. В древнерусском языке он был закрытым, произносился с призвуком I (лiес). Позднее, к XVIII в. уже в русском языке, разница в произношении ? и ? исчезла, победила так называемая этовая артикуляция. В украинском языке, наоборот, стала произноситься как I. победила так называемая итовая артикуляция.

В болгарском и польском языках ? был открытым: ХЛЯБЪ, БЯЛ, BIALY, MIASTO, в сербском, хорватском и чешском языках – закрытым, как в украинском языке: BILY, MIRA, ХЛIБ, БIЛЫЙ.

3. В X – XI вв. в восточнославянских диалектах ещё сохранились редуцированные гласные Ъ и Ь. В остальных славянских языках в слабых позициях они были утрачены, а в сильных – монофтонгизировались, то есть стали гласными полными образования – О или Е. Позднее – в XIII – XV вв. – утрата редуцированных в слабых позициях произошла и в восточнославянских языках.

4. Процесс смягчения и ассимиляции сочетаний tj и dj дал различные результаты в славянских диалектах: tj - ? . dj - ЖД – в южнославянских языках; tj - Ч. dj - Ж - в восточнославянских языках; tj - C. djDZ – в западнославянских языках.

русс. СВЕЧА ХОЧУ МЕЖА ВИЖУ

польск. SWICE CHCE MIEDZA WIDZE

5. Различную судьбу в славянских языках имели сочетания губных согласных с J. если эти сочетания находились не в начале слова. В восточнославянских и южнославянских языках они изменились в сочетания:

ZEMJA русс. и ст.слав. - ?????, сербс. - ЗЕМЛЯ. чешск. - ZIEMIA

KOUPLA русс. и ст.слав. - ?????, чешск. - KOUPE. польск. - KUPIA

6. Изменение сочетаний olt. ort в начале слова под нисходящей интонацией у южных славян - rat,lat. у западных и восточных славян - rot,lot .

польск. LOKIES WZROSTYLE=" ROSUM ROWNY

др.русс. ст.слав. польск.

Сравните русские и церковнославянские (южнославянские) по происхождению слова: ВРАГ - ВОРОГ, ВРАТА - ВОРОТА, СРЕДА - СЕРЕДИНА, СТРАНА - СТОРОНА, ХОЛОДНЫЙ - ПРОХЛАДНЫЙ, ХРАНИТЬ - ХОРОНИТЬ, ВРЕД - ПРИВЕРЕДЛИВЫЙ, ГОЛОС - ГРОМОГЛАСНЫЙ, БЛАГО - БОЛОГОЕ, ДЕРЕВО - ДРЕВЕСНЫЙ, МОЛОДОЙ - МЛАДШИЙ, МРАК - МОРОЧИТЬ, НРАВ - НОРОВИСТЫЙ, ПРАХ - ПОРОХ, ПЕРЕД - ПРЕД, ЗОЛОТОЙ - ЗЛАТОКУДРЫЙ, ГОРОД - ВОЛГОГРАД, УПРЕКАТЬ - ПЕРЕЧИТЬ, БЕРЕГ - ПРИБРЕЖНЫЙ, ВЛАСТЬ - ВОЛОСТЬ, БОРОДА - БРАДОБРЕЙ и др.

Качественные изменения в системе древнерусского языка конца XI – XVI вв. были обусловлены тем, что в языке появились тенденции, нарушающие основные закономерности, сложившиеся в общеславянскую эпоху, - изменение характера ударения, переход от музыкального к динамическому (силовому) ударению; нарушение закона слогового сингармонизма и закона открытых слогов.

Рассмотрим основные явления в истории древнерусского языка, перестроившие его звуковую систему и приблизившую её к современному состоянию - 1.

1. Смягчение полумягких согласных (Б. В. Д. М. П. Т) и увеличение согласных фонем при одновременном уменьшении состава гласных .

К концу XI в. полумягкие согласные Б. П. В. М. Т. С. З. Н. Л. Р. Д перед гласными переднего ряда ? ? ? ? смягчились полностью, то есть приобрели йотовую артикуляцию. Этот процесс был характерен для восточных славян, в том числе и для тех диалектов, которые легли в основу образования украинского языка. Лишь позже в украинском языке произошёл процесс отвердения мягких согласных.

Расширение состава согласных вызвало серьезные изменения в соотношении согласных и гласных древнерусского языка этого периода. Увеличился состав парных по мягкости – твёрдости фонем (прибавилось шесть новых мягких согласных фонем: Б. П. В. М. Т. Д ). Смягчение полумягких Н, Л, Р, С, З привело к тому, что они совпали с уже имеющимися в языке мягкими согласными Н. Л. Р. С. З .

2. Падение редуцированныхЪ. Ь

Падение редуцированных заключалось в том, что Ъ и Ь как самостоятельные фонемы в системе древнерусского языка перестали существовать. Редуцированные Ъ. Ь произносились неодинаково в сильной и слабой позициях. В период их утраты в слабой позиции редуцированные стали произноситься очень кратко, а в сильной, наоборот, приближаться к гласным О и Е. Именно это различие между слабыми и сильными редуцированными и определило их дальнейшую судьбу – или полную утрату, или превращение в гласные полного образования.

1. Иванов В. В. Историческая грамматика русского языка. М. 1990. С. 143. Борковский В..И. Кузнецов П. С. Историческая грамматика русского языка. М. 1963.

Падение редуцированных гласных Ъ и Ь было свойственно всем славянским языкам. Однако в разных славянских языках процесс этот протекал не одновременно и привёл к различным результатам. Поэтому после падения редуцированных славянские языки сильно разошлись друг с другом.

РЕДУЦИРОВАННЫЕ В СИЛЬНЫХ ПОЗИЦИЯХ

РУССКИЙ Ъ - О, Ь - Е СОН, МОХ, ЛОЖЬ, ДЕНЬ, ПЕС

СЕРБОХОРВ. Ъ и Ь - А САН ДАН

БОЛГАРСКИЙ Ъ - А, Ь - Е САН МАХ ДЕН ПЕС

В древнерусском языке процесс утраты редуцированных в слабых позициях проходил не одновременно в различных говорах – в одних диалектах он наметился ещё в конце XI века, в других – позже, к середине XII. Считается, что к XIV веку он был завершён во всём древнерусском языке.

Утрата слабых редуцированных происходила в начальном, первом предударном, в положении конца слова, а также перед редуцированными в сильной позиции. Приведём примеры.

Падение редуцированных гласных Ъ и Ь привело к тому, что утратили актуальность основные закономерности общеславянского языка – ЗАКОН ОТКРЫТОГО СЛОГА (широкое распространение получили закрытые слоги) и ЗАКОН СЛОГОВОГО СИНГАРМОНИЗМА (в пределах одного слога стали возможны звуки неоднородной артикуляции, например КОНЬ, МУЖЬ, СОЛЬ и др.). Кроме того, в русском языке широко распространились слова, состоящие из одного слога – односложные слова: СОН, СТОЛ, КОНЬ, МУЖ, СОЛЬ и др.

Утрата редуцированных в слабых позициях и связанные с нею изменения в структуре слога привели:

- к появлению так называемого нулевого окончания. ЛЕС 0, СТАЛ 0, ГОСТЬ 0,

- суффиксов и окончаний, состоящих только их одного согласного. чего до падения редуцированных в древнерусском языке не могло быть: ПИСА – Л, ЧИТА – Л, ТЁМ - Н – ЫЙ,

- к образованию так называемых беглых гласных О и Е. СОН - СНА, ДЕНЬ - ДНЯ, ЛОЖЬ - ЛЖИ, ПЁС - ПСА, СОН - СНА, МОХ - МХА,

- переразложению – смещению границ морфем в слове: КЪН - К, СЪН - С, ВЪН - В, ОН - К НЕМУ, С НИМ, В НЁМ, УТРОБА - ВНУТРИ.

Падение редуцированных привело также к возможности появления согласных перед согласными, ранее отдалённых друг от друга редуцированными:

А) глухих шумных со звонкими и звонких с глухими:

ЛОДЪКА (ЛОТКА), ЛАВЪКА (ЛАФКА), ЛОЖЬКА (ЛОШКА),

МОЛОТЬБА (МОЛОДЬБА), ЖЕНИТЬБА (ЖЕНИДЬБА).

Образование таких групп согласных вызвало фонетические процессы влияния одних согласных на другие. Процессы уподобления согласных в ряде случаев получили отражение в письменности в виде закрепления соответствующего произношения в орфографии:

СЬДЕСЬ - ЗДЕСЬ, ИСТЬБА - ИЗБА, БЪЧЕЛА - ПЧЕЛА

Б) сочетания трёх согласных и упрощение путём выпадения одного из согласных:

СЕРДЪЦЕ - СЕРДЦЕ (СЕРЦЕ), СОЛНЬЦЕ - СОЛНЦЕ (СОНЦЕ),

ЖЬСТЪКО - ЖЕСТКО (ЖЕСКО), ДЪХОРЬ - ХОРЬ, ДЪБРЯНЬСК -

ДБРЯНСК - БРЯНСК, БЕДРЬЦОВАЯ - БЕДРЦОВАЯ -

БЕРЦОВАЯ, ДЪЩАНЪ - ДЩАН - ТЩАН - ЧАН, НИ СТЬГИ -

НИ ЗГИ, ГОРНЪЧАРЪ - ГОРНЧАР - ГОНЧАР

В) оглушение звонких согласных на конце слова:

ЛЁДЪ - ЛЕТ, ПРУДЪ – ПРУТ, ГЛАЗЪ - ГЛАС

Г) возникновение в древнерусском языке нового согласного Ф :

ГОРОДОВЪ - ГОРОДОФ, КОРОВЪ - КОРОФ,

Д) упрощение групп согласных на конце слова

УМЕРЛЪ - УМЕР, ТЬРЛЪ - ТЁР, ВЕЛЪ - ВЁЗ

3. Изменение безударного вокализма в связи с возникновением и

Аканьеэто неразличение гласных А и О в безударных слогах и совпадение их в одном звуке А . Традиционно считается, что аканье возникло в Рязанской и частично в Новгород-Северской и Черниговской землях в XII – XIII вв. На территорию современных средневеликорусских городов аканье проникает с XIV – XV вв. когда начинается объединение русских земель вокруг Москвы - 1.

4. Смягчение заднеязычных согласных Г, К, Х

В XII – XIII вв. в сочетаниях ГЫ, КЫ, ХЫ начинает изменяться и гласный и согласный. Гласный произносится как И, согласный - смягчается: КЫЕВ - КИЕВ, ХЫТРЫЙ - ХИТРЫЙ, ГЫБЕЛЬ - ГИБЕЛЬ, РУКЫ - РУКИ, НОГЫ - НОГИ. 5. Изменение Е в Ё (после мягких согласных перед твёрдыми ) В XII – XIII вв. в древнерусском языке, до разделения его на отдьельные восточнославянские языки, произошел процесс изменения Е в Ё после мягких согласных перед твёрдыми. Изменение Е в Ё представляет собой результат процесса уподобления гласного последующему твёрдому согласному. Приведём примеры: НЕСУ - НЁС, ВЕДУ - ВЁЗ, ВЕСЕЛЬЕ - ВЕСЁЛЫЙ, ПЁС, КЛЁН, СВЁКЛА и др. Считается, что в XVI в. этот процесс уже перестал быть живой нормой. Если в русский язык после этого времени попали слова из других языков, в которых был звук Е перед твёрдым согласным, то эти слова укреплялись с Е, а не с Ё. Например, ПАТЕНТ, МОМЕНТ, ГАЗЕТА, БЕРЕТ, КАМЕТА и др.

1. Аванесов Р И. Вопросы истории русского языка в эпоху формирования и дальнейшего развития русской (великорусской) народности // Вопросы формирования русской народности и нации. М.-Л. 1958. Винокур Г. О. Русский язык. Исторический очерк. М. 1945. Дурново Н. Н. Введение в историю русского языка. М. 1969

VI. Отвердение шипящих Ж, Ш, Ц, Ч (в некоторых говорах )

В грамотах XV – XVI вв. можно встретить: ЖЫВИТЕ, ДЕРЖЫТ, ШЫШКИНА, ЖЕРЕБЦЫ, ПУГОВИЦЫ, КОНЦЫ, НАМЕСТНИЦЫ и др.

Таким образом, смягчение полумягких согласных, заднеязычных согласных, отвердение шипящих и Ц, изменение безударного вокализма, падение редуцированных и вызванные им фонетические процессы привели к коренной перестройке всей фонетической системы русского языка. В ряде случаев чисто фонетический процесс падения редуцированных сыграл роль и в истории морфологической системы русского языка – в изменении морфологического строения слова, привёл к затемнению этимологической структуры слова, к разрыву связей исконно родственных слов и др. Все эти фонетические процессы закончили своё развитие в XVI веке – 1. Как отмечает В. В. Иванов, в последующие периоды происходило лишь укрепление тех основных черт этой системы, которые стали и определять её уже в более ранние эпохи. После XVI в. в истории звуковой системы русского языка уже не было таких переломов, смен одной эпохи другой, как это было раньше.

1. См. об этом подробно: Срезневский И. И. Мысли об истории русского языка. М. 1959. Филин Ф. П. Происхождение русского, украинского и белорусского языков. Историко-диалектологический очерк. Л. 1962. Хабургаев Г. А. Становление русского языка. Пособие по исторической грамматике. М. 1980. Начальный этап формирования русского национального языка. Л. 1962. Булаховский Л. А. Исторические комментарии к русскому литературному языку. Харьков-Киев, 1937.

2. Иванов В. В. Соч. указ.

З А Н Я Т И Е 5

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЯЗЫК И НЕЛИТЕРАТУРНЫЕ ФОРМЫ

НАЦИОНАЛЬНОГО РУССКОГО ЯЗЫКА

Русский язык многолик и неоднороден по своему составу, как неоднородно и дифференцированно само общество. Он проявляется в разнообразных формах, и эти формы проявления языка определяются двумя факторами: КТО ГОВОРИТ (возраст человека, его профессия, интересы, социальное положение, уровень образования) и ГДЕ ГОВОРИТ (место жительства, место или сфера использования языка). В зависимости от этого различают:

- литературный язык (язык культуры, язык образованных людей);

- территориальные диалекты (местные говоры, наречия);

- полудиалекты (результат смешения говоров с литературным языком);

- койне (междиалектные формы общения);

- социальные диалекты или жаргоны (речь людей, объединенных по возрасту, профессии, интересам);

- интержаргоны или сленги (межжаргонные формы общения);

- городское просторечие (результат смешения самых разных форм языка – социальных и территориальных диалектов, литературного языка) – 1.

Чем более богат и развит язык, тем более разнообразен он в формах проявления. Все формы национального русского языка объективно существуют и их элементы легко узнаваемы в речи. Приведем примеры:

1). ЭЛЕМЕНТЫ ДИАЛЕКТНОЙ РЕЧИ: певун – кочет (петух) ; векша (белка);бирюк (волк);сковородник – чапельник;зыбка (люлька);лыва (лужа);орать (пахать);ноць (ночь);цюдо (чудо); цясто (часто); кроу (кров);омман (обман); ланно (ладно); неслух (непослушный); был у сестре (был у сестры); с рукам и ногам (с руками и ногами); идёт с пустым вёдрам (идёт с пустыми вёдрами).

2). ЖАРГОНИЗМЫ: облом, спихнуть экзамен, чувак, дембель, неуд, дебет кредит обгоняет, пеша, офигеть, кидать разборки, качок, матика, на-гора, салага, чтение шапкой, гражданка, не темни, кайфовать, отпад, шумок сердца .

3). ЭЛЕМЕНТЫ ПРОСТОРЕЧИЯ: кажный раз, жгет, стрым-страм, калидор, здря, хотит, уплочено, не бреши, слободно, итить, жись, бежи, ложи, нализаться, куды котисся, фатера, транвай, посодит, в дому, много кин, седай, рость, склизко, ихний .

1. Н. И. Толстой, например, выделяет четыре культурных страты: 1) литературный язык – элитарная культура, 2) народные говоры, наречия – народная культура, 3) просторечие – «третья культура», 4) арго (жаргоны) – традиционно-профессиональная культура. - См. Н. И. Толстой. Русский язык и cовременность: Проблемы и перспективы развития русистики // Всесоюзная конференция (20-23 мая 1991): Доклады. М. 1991, ч. 1. С. 7.

Литературный язык, как язык образованного сословия, язык культуры, в определенной степени противопоставлен всем остальным формам – диалектам, жаргонам, просторечию. Этот своеобразный «противовес» литературному языку называют также нелитературными формами национального языка или ненормированной речью – 1. По каким же признакам противопоставляются литературный язык и нелитературные формы?

НАЛИЧИЕ В ЛИТЕРАТУРНОМ ЯЗЫКЕ ПИСЬМЕННОЙ ФОРМЫ

Литературный язык мог сформироваться только тогда, когда появилось письмо. С изобретением письма стало возможным более тщательно продумывать свою речь, исправлять неправильные, неточные способы выражения мыслей. Продуманный, осознанный характер речи придает ей более упорядоченный, стройный, а следовательно, и более культурный характер. С появлением письма формируется сложный и организованный тип речи – монолог . Если в диалоге, по своему происхождению естественной, первичной форме общения, преобладает речевая стихия, естественная реакция (вопрос - ответ, реплика – ответная реплика), то в монологической речи – сознательное, творческое начало. Так, Л. В. Щерба пишет: «Если вдуматься глубже в суть вещей, то мы придем к заключению, что в основе литературного языка лежит монолог, рассказ, противоположный диалогу – разговорной речи. Эта последняя состоит из взаимных реакций двух общающихся между собой индивидов, реакций нормально спонтанных, определяемых ситуацией или высказыванием собеседника. Диалог – это в сущности цепь реплик. Монолог – это уже организованная система облеченных в словесную форму мыслей, отнюдь не являющаяся репликой, а преднамеренным воздействием на окружающих. Всякий монолог есть литературное произведение в зачатке» - 2.

ОБРАБОТАННОСТЬ, ШЛИФОВКА РЕЧИ

Обработанность, шлифовка речи - другая важная черта литературного языка. Писатель М. Горький определял литературный язык, какязык, обработанный мастерами слова . Под мастерами слова он понимал, конечно, не только писателей, а всех тех, для кого слово профессионально значимо – писателей, журналистов, ученых, политиков, учителей, юристов и т. д. Это те люди, которые в силу своей профессии воздействуют на слушателей (аудиторию) слово, передавая свое

1. См. Гл. 7. «Территориальная и социальная дифференциация языка в кн. Общее языкознание. Формы существования. функции, история языка. М. 1979. С. 451 – 501.

2. Щерба Л. В. Современный русский литературный язык // Избранные работы по русского языку. М. 1957. С. 115.

мироощущение, мировоззрение, свои, знания, опыт. Будучи профессионально заинтересованными в том, чтобы изложить эти взгляды, убеждения, знания в доступной, ясной форме, они искусно отбирают из языка наиболее точные, общепонятные, выразительные средства языка, отсеивая те, которые не отвечают этим требованиям. Именно эта часть общества особенно бережно относится к языку, умеет ценить слово. В максимальной степени оценочным чувством языка обладают писатели, в силу их особого дара видеть и слышать слово - 1.

Традиционно русская литература, русская изящная словесность, служа высоким нравственным идеалам, предъявляла высокие требования к слову. Именно поэтому слово писателя в русском обществе всегда было очень авторитетным. Именно поэтому русская литература всегда являлась своеобразной законодательницей речевого поведения в обществе и играла важную роль в становлении и закреплении норм литературного языка. Наконец, именно поэтому при составлении грамматик, словарей, справочников традиционно использовались контексты из произведений лучших русских писателей.

ВСЕОБЩИЙ, УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЯЗЫКА

На литературном языке говорят все люди независимо от их места проживания, профессии, социального положения, возраста. Литературный язык - это наддиалектная форма общения, не ограниченная ни территориальными, ни социальными рамками. Поэтому всеобщий, универсальный характер использования – еще одна важная черта, отличающая литературный язык от всех других форм национального языка.

СТИЛИСТИЧЕСКАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА

Поскольку литературный язык используется в разных социально значимых сферах общения и типах деятельности (науки и техники, государства и права, политики и идеологии, искусства и литературы, сферы быта), он сам, в свою очередь, является сложным и разнородным по составу – стилистически дифференцированным. С точки зрения употребления (функционирования) литературный язык представляет собой единство его разновидностей – функциональных стилей - научно-технического, официально-делового, газетно-публицистического, художественного, обиходно-разговорного. Все они, конечно, в зависимости от частных задач в конкретных ситуациях общения могут проявляться в более мелких разновидностях – подстилях и речевых жанрах - 2.

1. Пешковский Л. М. Объективная и нормативная точка зрения на язык // Избранные труды. М. 1959. С.288 – 289.

2. Будагов Р. А. Литературные языки и языковые стили. М. 1967.

НАЛИЧИЕ ЕДИНЫХ ДЛЯ ВСЕХ НОРМ УПОТРЕБЛЕНИЯ

Всеобщий, универсальный характер употребления литературного языка, стилистическая разнородность предопределяют такое его свойство, как наличие обязательных и единых для всех норм. Благодаря наличию этих обязательных для всех правил использования языка, на котором говорит столь разнородное по составу общество, делает литературный язык более упорядоченным, организованным, а следовательно, более удобным (технически удобным) в употреблении.

Необходимо отметить также, что жесткость норм относительна. Это проявляется, во-первых, в том, что они строги и обязательны для всех только на определенном этапе развития языка (как говорят, на синхронном срезе языка). Но язык развивается, изменяются и правила его использования. Правда, изменения норм замечаются людьми не сразу, как правило спустя 3-4 поколения. Например, за последние 100 с лишним лет достаточно сильно изменились нормы русского литературного произношения, так называемого старомосковского произношения. Однако эти изменения происходили постепенно, незаметно. Во-вторых, знание правил употребления языка, как это не покажется парадоксальным, необходимо для того, чтобы уметь от них отступать. Как говорил академик Л. В. Щерба, всю сладость отступления от правил может почувствовать только тот, кто безукоризненно их знает.

Применение правил, так же как и отступление от них, должно быть осознанным. Правильность, выразительность и образность речи, как известно, являются важнейшими качествами речевого мастерства. Но ведь по своей природе они прямо противоположны друг к другу. Выразительность – это то, что выделяется на общем, привычном фоне – 1. А общий, привычный фон в языке – это норма (речевой стандарт, общепринятое). Таким образом, выразительность речи, речевое творчество – это умелое, искусное отступление от общепринятого. А оно возможно только при условии безукоризненного знания всех правил языка. Вот как об этом пишет Л. В Щерба: «Должны ли мы перестать любить наш литературный язык, который не всегда поспевает за дерзаниями нашей мысли? Конечно, нет, так как только любящим его, т. е. в совершенстве владеющим им, открывает он свои возможности, открывает пути, на которых можно найти выражения, вполне адекватные новым мыслям и чувствам. Его надо любить и неустанно изучать в его совершенных образцах, но вместе с тем и бороться с ним, стремясь найти новые способы выражения новых мыслей» - 2.