Руководства, Инструкции, Бланки

Анализ Нод В Доу По Фгос Образец Для Старшего Воспитателя img-1

Анализ Нод В Доу По Фгос Образец Для Старшего Воспитателя

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Организация самоанализа деятельности воспитателя

Как организовать самоанализ непосредственно образовательной деятельности воспитателя детского сада?

/из опыта работы/

Сегодня мы поговорим о самоанализе занятия или как сейчас говорят непосредственной образовательной деятельности в детском саду. Я, как старший воспитатель детского сада, наблюдаю не только интересные образовательные события, организованное специалистами и воспитателями детского сада, но и хочу слышать логически выстроенный, самокритичный, обоснованный и подкрепленный фактами самоанализ такого мероприятия. Не секрет, что здесь педагоги испытывают определенные трудности: что должно быть в самоанализе? его четкий план?

Воспитатель, отлично организовав с детьми непосредственно образовательную деятельность, в процесс анализа не знает что сказать. не может объяснить выбор форм организации детей, целесообразность использования технологий, методов, приемов…

Чтобы решить эту проблему, я предлагаю воспитателям /особенно начинающим/ анализировать проведенное мероприятие по готовой матрице или как это предлагают детям «Читай и вставляй нужное в предложение». В результате, опираясь на частично готовый текст, у воспитателя получается логически выстроенный последовательный рассказ-анализ о проведенном занятии.

  • Тема занятия ……………………….
  • Образовательная область…………………………………………
  • Длительность…………………………. /соот. требованиям САНПИНа / ИЛИ /не соот. требованиям САНПИНа/ Причины………………………………………….
  • В ходе занятия предполагалось решить следующие задачи:
  1. Образовательные ……………………………
  2. Развивающие ………………………….
  3. Воспитательные …………………………..
  • Для успешного решения обозначенных задач подготовила следующий демонстрационный материал……………………………………. раздаточный……………………………………………. Он помог мне раскрыть тему ярко, интересно и т.д. ИЛИ почему не сработал?………………………………………………………………………………..
  • Для обеспечения интереса детей к теме, эмоционального отклика на нее я использовала мотивацию……………………………………………………. ИЛИ создала проблемную ситуацию……………………………………………………..
  • Занятие состояло из /трех, четырех, пяти и т.д./ частей Первая……………………, Вторая……………………, Третья ……………………
  • Для решения первой задачи я использовала следующие методические приемы………..они помогли мне ……………… ИЛИ ………………
  • Для решения второй задачи я использовала следующие методические приемы………..они помогли мне ……………… ИЛИ…………… и т.д.
  • Я не забываю, что игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, поэтому предложила детям следующие игры…. использовала следующие игровые приемы….
  • В ходе занятия для обеспечения работоспособности детского коллектива я использовала следующие формы организации детской деятельности:
  1. - Работа малыми подгруппами …………ГДЕ?
  2. - Работа в парах …………ГДЕ?
  3. - Работа коллективная …………ГДЕ?
  4. - Индивидуальная в …………ГДЕ?
  • На протяжении всего занятия обращала внимание на речь детей: добивалась полных ответов, ставила поисковые вопросы, создавала условия для диалога с детьми и т.д.
  • Дифференцированный подход к детям в ходе занятия проявился в ходе выполнения следующих заданий…………………
  • Для удовлетворения двигательной активности детей и сохранения их здоровья мною была организована /динамическая пауза? физкультминутка?/, я постоянно следила за посадкой детей…..
  • В процессе занятия дети были активны … ИЛИ?
  • Сохранялся интерес…. ИЛИ?
  • Были внимательны…..ИЛИ?
  • Подводя итог занятия я привлекла к этому детей, попросила высказаться на тему…. Смогла создать ситуацию успеха .

ВЫВОДЫ: — Заявленная тема полностью соответствовала содержанию занятия ИЛИ тема не соответствует содержанию потому что…

- Я считаю, что мне удалось полностью реализовать поставленные задачи… ИЛИ Мне не удалось реализовать задачу……………. потому что………. В инд. и подгруппой работе с детьми запланирую ………

/Анализирую НОД по такому плану, педагог самостоятельно отмечает свои достижения и недочеты, пытается предусмотреть их в последующей работе/

Другие статьи

Анализ непосредственно образовательной деятельности (НОД) - Анализ - Банк полезного материала - Сайт старшего воспитателя

1. Анализ целей и задач:
  • оценка правильности и обоснованности постановки образовательной и воспитательной целей и задач НОД с учетом особенностей темы дня, недели, места данного вопроса в теме, уровня подготовленности детей на данном этапе;
  • степень достижения целей данной ОД

2. Анализ структуры и организации НОД:

  • соответствие структуры задачам и целям;
  • продуманность основного вида детской деятельности и формы её организации, структуры НОД, логическая последовательность и взаимосвязь этапов;
  • целесообразность распределения времени;
  • рациональность выбора форм организации структурных компонентов;
  • наличие плана и организация его выполнения воспитателем;
  • оборудование;
  • рациональная организация труда воспитателя и детей.

3. Анализ содержания:

  • соответствие содержания требованиям ООП ДОУ;
  • отражение темы дня, недели, регионального компонента;
  • полнота, достоверность, доступность изложения;
  • научный уровень излагаемого материала;
  • степень нравственного влияния, воспитательная направленность занятия;
  • реализация развивающих возможностей занятия в плане формирования активной детской деятельности, самостоятельного мышления, познавательных интересов;
  • подведение (мотивация) детей к восприятию новых знаний;
  • выделение главной идеи нового материала;
  • формирование новых понятий, активного словаря.

4. Организация самостоятельной работы детей:

  • характер тренировочных упражнений, виды самостоятельных работ, степень сложности, вариативность, учет уровня подготовленности детей;
  • инструктаж и помощь воспитателя;
  • степень усвоения нового материала (эффективность);
  • связь нового с ранее изученным;
  • повторение (организация, формы, приемы, объем).
  • виды организации самостоятельной деятельности (по образцу, по плану, схеме, модели, по словесному указанию)

5.Анализ методики проведения НОД:

  • определение обоснованности и правильности отбора методов, приемов и средств обучения, их соответствия содержанию учебного материала, поставленным целям, учебным возмож­ностям данного возраста детей;
  • использование технологий развивающего обучения;
  • разнообразие приемов и методов, применяемых воспитателем;
  • эмоциональность подачи материала;
  • эффективность использования наглядных пособий, дидактического раздаточного материала и технических средств обучения;
  • оценка методической вооруженности воспитателя педагогическими технологиями.

6. Анализ работы и поведения детей:

  • общая оценка работы детей: интерес, активность, работоспособность на разных этапах НОД;
  • организация самостоятельной деятельности детей;
  • оценка целесообразности и эффективности применяемых форм работы;
  • приемы поддержания у детей интереса к деятельности и дисциплины.

7. Культура общения воспитателя с детьми:

  • соблюдение норм педагогической этики и такта,
  • оценка созданного им морально-психологического климата в детском коллективе.

8. Оценка санитарно-гигиенических условий.

9. Общие выводы и предложения:

  • рекомендации воспитателю по самообразованию на основе выводов и предложений.

Управленческая деятельность старшего воспитателя

управленческая деятельность старшего воспитателя

В настоящее время к старшим воспитателям ДОУ, отвечающим за организацию и контроль педагогического процесса, координацию деятельности всех специалистов дошкольного учреждения, предъявляются особенно высокие требования. И это касается не только уровня их профессиональной компетенции, но и личностных качеств.

Надо сказать, что должность старшего воспитателя формировалась постепенно, начиная с 60-х годов XX в. Изначально это была должность "педагог" для обслуживания детей ясельного возраста и руководства их воспитанием в яслях-садах. Затем была введена должность "воспитатель-методист", позднее – должность "старший воспитатель". Но независимо от названия должности к старшему воспитателю всегда предъявлялись более высокие требования. Был период, когда на должность заведующего дошкольным учреждением принимались люди со средним специальным образованием, а на должность старшего воспитателя или воспитателя-методиста всегда брали людей только с высшим педагогическим образованием. Это объясняется функциональной ответственностью данного специалиста за самый главный раздел работы детского сада – педагогический процесс [23, c. 14]. От того, насколько старший воспитатель профессионально компетентен в педагогике, психологии, методиках работы с детьми дошкольного возраста, будет зависеть качество работы всего коллектива.

Руководитель дошкольного учреждения и старший воспитатель должны работать слаженно, предъявлять единые требования к членам педагогического коллектива. Это еще один немаловажный момент. Умение наладить контакт с педагогами и руководителем, выработать свой стиль общения с коллективом с учетом особенностей психологического климата в ДОУ помогут старшему воспитателю в работе.

Главным методом в его арсенале должны быть убеждение и доказательства. Даже если воспитатель делает что-то неправильно, методист должен убедить и доказать, почему этот метод работы с детьми неэффективен, и подсказать, как сделать лучше. При этом важно уметь прислушиваться к тому, что говорит педагог. Умение слушать и слышать собеседника всегда ценится подчиненными.

Работать с людьми – это обязательное умение владеть собой в критических ситуациях, предвидеть и предотвращать возможные конфликты в коллективе, понимать и оценивать возможности каждого сотрудника.

Также в наше время важным качеством является умение оценивать и говорить о результатах своего труда. Старший воспитатель должен обучать педагогов самоанализу педагогической деятельности.

Ввиду вышесказанного, темой моей работы была выбрана «Управленческая деятельность старшего воспитателя ДОУ».

Актуальность исследования заключается в необходимости изучения управленческой деятельности старшего воспитателя ДОУ в условиях развития современного общества.

Проблема исследования заключается в отсутствии системного подхода к реализации управленческой деятельности старшего воспитателя ДОУ.

Объект исследования – особенности управления ДОУ.

Предмет исследования – управленческие функции старшего воспитателя ДОУ.

Цель исследования – определить особенности реализации управленческой деятельности старшего воспитателя ДОУ.

Для достижения цели исследования мною были поставлены следующие задачи исследования :

- определить особенности управление ДОУ;

- рассмотреть место информационных технологий в управлении ДОУ;

- выделить основные направления деятельности старшего воспитателя ДОУ;

- на практике исследовать роль старшего воспитателя и систему его работы по повышению квалификации педагогов.

Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.


Глава 1. Теоретические аспекты управленческой деятельности ДОУ " target="_blank">Глава 1. Теоретические аспекты управленческой деятельности ДОУ

1.1. Особенности управления ДОУ " target="_blank">1.1. Особенности управления ДОУ

Управление педагогическим процессом в современных условиях связано с поиском новых эффективных подходов в воспитательно-образовательном процессе, которое находит свое отражение во внедрении и использовании эффективных подходов в управлении дошкольным образовательным учреждением.

В основе педагогического процесса необходима инновационная деятельность, в которой должны отражаться:

- стратегическое планирование развития инновационной деятельности;

- моделирование предметно-развивающей среды;

- планирование целостного педагогического процесса;

- целостной системы воспитания и обучения;

- комплексно-тематический принцип планирования;

- научно-методическое сопровождение педагогического процесса;

- взаимодействие с семьей;

- подготовка педагогических кадров. [30, c. 44]

Целью планирования педагогического процесса является создание целостного образовательного продукта, соответствующей интеграции воспитательно-образовательной деятельности. Планирование в дошкольном учреждении предусматривает разработку последовательных действий (годовой, перспективный, календарный планы), систему работы, расчет объема работы по времени и предполагаемый материал.

Содержание образовательного процесса.

Дошкольное учреждение осознанно осуществляет выбор современных образовательных комплексных и дополнительных программ, их сочетание с парциальными, которое направлено на целостное развитие личности детей.

Программно-методическое обеспечение, учебно-методические комплекты обеспечивают современный уровень дошкольного образования. Методический кабинет, в котором собран современный психолого-педагогический и литературный материал по разным направлениям, учебно-методические комплекты современных программ и технологий, аннотирование литературы, опыт работы педагогов, дидактический материал по основным образовательным программам и др. оказывает основательную поддержку педагогам. Для оценки педагогической деятельности воспитателей и специалистов разработаны критерии (карты, схемы, рекомендации и пр.). Использование разнообразных программ и технологий обеспечивает качественную реализацию требований дошкольного образования, целостное и всестороннее развитие творческих способностей ребенка, а также его интеллектуальное и социальное развитие.

Организация развивающей педагогической среды в группах и ДОУ обеспечивается разными видами деятельности ребенка-дошкольника и становится основой для его самостоятельной активности. Педагоги ДОУ творчески подходят к конструированию моделей предметно-развивающей среды, обеспечивают продуктивность ее использования для развития личности ребенка, его способностей, самостоятельности, инициативности и творчества [4].

Медицинская служба сопровождения.

Осуществление индивидуального подхода к ослабленным и часто болеющим детям организуется в тесном взаимодействии педагогов и медицинских работников.

Медицинским персоналом в ДОУ изучается анамнез о соматическом состоянии ребенка, проводится индивидуальное обследование с целью выявления отклонений в развитии, ведется документация установленного образца, отражающая развитие ребенка, динамику его состояния.

По результатам обследования детей даются рекомендации в соответствии с выявленной патологией.

- витамины, минералы, адаптогены, фитотерапия (витаминные сборы, отвар шиповника), медикаментозная терапия,

- закаливание, воздушные ванны, оздоровительные ходьба и бег, дыхательные упражнения, психогимнастика, рефлексотерапия, соблюдение режима дня и ДА,

- массаж, ЛФК, ФТЛ по показаниям,

В детском саду целесообразно использовать вариативные системы закаливания, массаж; фито-, витаминотерапию и др. При этом оздоровительные процедуры являются частью не только процессов ухода и воспитания, но и самого содержания обучения, способствующие тем самым становлению у дошкольников ценностей здорового образа жизни.

Цель ДОУ - охрана и укрепление здоровья ребенка, совершенствование функций организма, полноценное физическое развитие, воспитание интереса к различным доступным видам двигательной деятельности, формирование положительных нравственно-волевых черт.

Система работы ДОУ способствует формированию у воспитанников устойчивых навыков и привычек к здоровью, здоровьесберегающего взаимодействия с миром, овладения знаниями об оздоровлении, формирование здоровьесберегающего и здоровьеразвивающего сознания.

4 блока модульной системы воспитательно-образовательной и оздоровительной работы

- I блок гигиенический - создание условий обеспечивающие охрану жизни и укрепление здоровья детей с учетом санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию режима работы в ДОУ.

- II блок оздоровительный - оздоровление часто и длительно болеющих детей, мониторинг состояния здоровья каждого ребенка, учет и использование особенностей его организма, индивидуализация профилактических мероприятий, создание определенных условий.

- III блок физическое воспитание - формирование основ здорового образа жизни, его направленность на укрепление здоровья, физического и психического развития, эмоционального благополучия каждого ребенка.

- IY совместный блок - всестороннее грамотное развитие детской личности требует единства, согласованности всей системы воспитательно-образовательных воздействий взрослых на ребенка. [10, c. 156-158]

Содержанием всех этих форм деятельности являются различные методы и технологии здоровьесбережения, разнообразие которых должно максимально быстро и эффективно приблизить всех субъектов здоровьесберегающей деятельности к конечному желаемому результату – модели идеально здорового ребенка.

Важными ресурсами для достижения поставленных целей является кадровое обеспечение, между которым распределены полномочия и ответственность за выполнение функций.

В ДОУ задействован личностный подход, направленный на повышение квалификации педагогов, его заинтересованности в использовании эффективных методов, технологий в повседневной работе. Повышение профессиональной деятельности педагогов основывается на анализе педагогической деятельности педагогов и отражается в карте профессиональной деятельности с учетом собственных объективных оценок самого педагога.

Проектная деятельность – это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребенка, а это значит, что в дошкольном учреждении создается эффективная система базовой подготовки ребенка к школе. Проектный метод обучения включает полный комплект разнообразного материала, что позволяет педагогам профессионально конструировать и эффективно проводить НОД с детьми, т.к. педагоги объединяют серию НОД по нескольким разделам, связанным между собой единым проектом для целостного детского восприятия мира.

Методическая работа с кадрами – это целостная система взаимосвязанных мер, действий, мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого педагога и воспитателя; на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива дошкольного учреждения в целом, а, в конечном счете – на совершенствование воспитательного и образовательного процесса, достижение оптимального уровня образования и развития воспитанников. Для обеспечения повышения профессиональной и методической компетенции педагогов необходимо внедрение инновационных технологий способствующих повышению уровня и качества педагогического мастерства.

Применение инновационных технологий направлено на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей, которые позволяют развивать самостоятельность, воображение, творческие способности детей [12, c. 18].

Работа детского сада в инновационном режиме это: постоянный поиск неординарных форм организации воспитательно-образовательного процесса; личностно-ориентированный подход к детям для удовлетворения их индивидуальных склонностей и интересов; интегрированное обучение, направленное на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей; сочетание различных программ и технологий для обеспечения гармоничного и всестороннего развития воспитанников; здоровьесберегающие технологии в воспитательно-образовательном процессе; проектный метод обучения; использование нетрадиционных художественных техник.

Социальная служба сопровождения связана с усилением контактов ДОУ с микро - и макросоциумом.

Ориентация на индивидуальность ребенка требует нового стиля преемственности и взаимосвязи между детским садом и семьей. Поэтому работа педагогического коллектива детского сада должна быть направлена на развитие педагогики сотрудничества: установлении доверительного делового контакта между семьей и детским садом; привлечении и соучастии родителей к сотрудничеству в решении воспитательно-образовательной и оздоровительной работы. Основная работа с родителями это педагогическое просвещение и включение родителей в деятельность дошкольного учреждения.

Главная задача педагогов ДОУ – проводить работу с родителями интересно, с учетом новых форм взаимодействия, создавать в детском саду атмосферу творческого общения, взаимного понимания и поддержки. В основу реализации работы с семьей заложены следующие принципы:

- партнерство родителей и педагогов в воспитании и обучении детей;

- помощь, уважение и доверие к ребенку со стороны родителей;

- знание педагогами и родителями воспитательных возможностей коллектива и семьи, максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе с детьми.

Использование и внедрение эффективных методов в управлении – это успех работы дошкольного образовательного учреждения, который означает непрерывный творческий процесс, в ходе которого организация педагогического труда приводится в соответствии с постоянно изменяющимся уровнем развития содержания и методики обучения и воспитания.

Управление инновационными процессами в ДОУ заключается в обеспечении и реализации инновационных стратегий, слаженной работой и взаимодействии структурных подразделений, всего педагогического коллектива и позволяют достичь положительной динамики, высокой эффективности образования.

1.2. Информационные технологии в управлении ДОУ " target="_blank">1.2. Информационные технологии в управлении ДОУ

Развитие современного общества неразрывно связано с научно-техническим прогрессом. Интенсивное внедрение информационных процессов во все сферы человеческой деятельности, требует разработки новой модели системы образования, на основе современных информационных технологий. Необходимо создать условия, в которых человек мог бы раскрыть свой творческий потенциал полностью, развить свои способности, воспитать в себе потребность непрерывного самосовершенствования и ответственности за собственное воспитание и развитие.

В условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение. Эффективность образовательно-воспитательного процесса должна обеспечиваться информационно-образовательной средой — системой информационно-образовательных ресурсов и инструментов, обеспечивающих условия реализации основной образовательной программы образовательного учреждения.

Система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей [9, c. 44-45].

Всё шире проявляется роль информационных технологий не только в системе школьного, но и дошкольного образования. Процесс информатизации в учреждениях дошкольного образования обусловлен социальной потребностью в повышении качества обучения, воспитания детей дошкольного возраста, требованиями современного общества, которое нуждается в том, чтобы его члены были готовы к труду в десятки раз более производительному и творческому. Информационные технологии значительно расширяют возможности родителей, педагогов и специалистов в сфере раннего обучения, они способны повысить эффективность взаимодействия педагогического коллектива детского сада и родителей при обучении и воспитании дошкольников.

Информатизация дошкольного образования – это комплексный, многоплановый, ресурсоемкий процесс, в котором участвуют и дети, и педагоги, и администрация ДОУ. Это и создание информационного образовательного пространства ДОУ; и использование информационных технологий в воспитательно-образовательном процессе; и разработка интегрированных занятий; и проектная деятельность; и активное использование сети Интернет в образовании.

Информатизация дошкольного образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновационных идей воспитательно-образовательного процесса. Следовательно, творческим педагогам, стремящимся идти в ногу со временем необходимо изучать возможности использования и внедрения новых ИКТ в свою практическую деятельность, быть для ребёнка проводником в мир новых технологий, формировать основы информационной культуры его личности [13].

Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования – процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения, воспитания.

Решение этих задач невозможно без актуализации и пересмотра всех направлений работы детского сада в контексте информатизации. Я уверена, что в дошкольном учреждении использование ИКТ позволит модернизировать учебно-воспитательный процесс, повысить эффективность, мотивировать детей на поисковую деятельность, дифференцировать обучение с учетом индивидуальных особенностей детей.

Деятельность ДОУ непосредственно зависит от того, в какой степени руководитель и его заместители владеют информацией, как быстро они могут обработать информацию и довести ее до сведения участников образовательного процесса. Под информационно-технологической компетентностью руководителя дошкольного образовательного учреждения мы понимаем целостное образование личности, включающее совокупность знаний, умений, мотивационно-ценностных ориентаций и профессионально-личностных качеств, обеспечивающих успешность его деятельности в условиях информатизации управления ДОУ.

Применение ИКТ позволяет на порядок поднять качество и культуру управленческой деятельности, создать резервы для работы в режиме развития.

Внедрение ИКТ в сферу управления позволяет повысить такие показатели, как:

- экономия затрат труда и времени;

- повышение информированности о состоянии управляемой системы;

- оперативность принятия управленческих решений;

- адекватность и продуктивность управленческих решений;

- оптимизация и автоматизация информационных процессов;

- повышение интеллектуального потенциала.

Отличительной особенностью современной системы образования является резкое возрастание прямых и обратных потоков информации по всей вертикали управления. Традиционные формы работы с информацией практически пережили себя и, в этом плане, альтернативы использованию компьютерных технологий управленческого назначения нет. Хранение, обработка, получение, передача, анализ информации, уменьшение бумажного потока посредством компьютерных сетей представляет возможность ускорения процесса управленческой деятельности и, в целом, повышения её эффективности.

1.3. Влияние ФГОС на методическую работу ДОУ " target="_blank">1.3. Влияние ФГОС на методическую работу ДОУ.

С вступлением в силу ФЗ от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование получило статус первого самостоятельного уровня общего образования. В связи с этим стандартизация дошкольного образования приобретает особую актуальность. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС) представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Предметом регулирования стандарта являются отношения в сфере образования, возникающие при реализации образовательной программы дошкольного образования.

Современное образование развивается в режиме инновационного поиска, вызывающего изменения различных компонентов деятельности специалистов. В этой связи особое значение приобретает усиление непрерывного характера обучения и профессионального совершенствования педагога как условия его активной адаптации к новым моделям деятельности, повышения уровня подготовленности к решению профессиональных задач и повышения качества результатов образовательного процесса в целом.
В связи с этим основная задача дошкольных учреждений – создавать условия, при которых дети полноценно развиваются, а в итоге полноценно проживают дошкольный возраст, и переходят на следующий уровень мотивированными к получению образования в школе. Создание условий для успешной социализации детей на различных этапах их возрастного развития, определенных ФГОС, отслеживание личностного прогресса обучающихся, выявление проблем преемственности между дошкольным и начальным уровнями образования являются важными задачами современной образовательной политики. Ведущими критериями оценки педагогического процесса является готовность каждого специалиста к созданию следующих условий:

· для становления личности ребёнка как субъекта социальной жизни и создания педагогически целесообразной среды;

· для реализации целей образовательного процесса;

· для соблюдения прав и обязанностей ребёнка в социуме.

Необходимо оценивать также и содержание деятельности воспитателей:

· социальному заказу государства к данному типу учреждения;

· социальным ожиданиям субъектов образовательного процесса (детей, родителей законных представителей, педагогов);

· включённость других специалистов учреждения в педагогическую работу.

Методической службе ДОУ необходимо серьезно работать над повышением компетентности педагогов, которая позволит им организовать образовательную деятельность в соответствии с требованиями ФГОС. Возможности и компетенции педагога – это одна из ключевых точек стандарта. В документе прописаны различные компетенции, которые необходимы для того, чтобы педагоги могли работать по этому стандарту. На основании этих компетенций необходимо выстраивать систему подготовки педагогов.

Методическая работа – это основанная на науке и прогрессивном педагогическом и управленческом опыте целостная система взаимосвязанных мер, нацеленная на повышение качества и эффективности образовательного процесса через обеспечение профессионального роста педагогических работников и развитие их творческого потенциала.

Методическая работа включает следующие направления: методическое сопровождение (взаимодействие сопровождаемого и сопровождающего в вопросах выявления, информационного поиска и конструирования путей решения актуальных для педагогического работника проблем профессиональной деятельности) и методическое обеспечение (совместный поиск (создание), экспертиза и отбор, апробация и внедрение в практику более эффективных моделей, методик, технологий развития воспитанников).

На наш взгляд, цель методической работы в ДОО в условиях введения ФГОС ДО может быть сформулирована следующим образом: повышение профессиональной компетенции педагогических работников для реализации ФГОС ДО через создание системы непрерывного профессионального развития каждого педагогического работника.

Методическое сопровождение – это правильно организованные действия (процесс) по организации введения ФГОС в образовательном учреждении. Это – процесс, направленный на разрешение актуальных для педагогов проблем профессиональной деятельности: актуализация и диагностика существа проблемы, информационный поиск возможного пути решения проблемы, консультации на этапе выбора пути, конструирование и реализация плана.

Методическая работа в ДОУ должна содействовать развитию профессиональной компетентности конкретного педагога в области содержания дошкольного образования, развитию его эрудиции, а также необходимых для педагога – практика свойств и качеств личности. Рост педагогического мастерства воспитателя и специалиста ДОУ – необходимый показатель качества образовательного процесса. Образовательный процесс изменяет в наибольшей мере самого педагога, если он оказывает положительное воздействие на формирование и развитие личности каждого ребенка – дошкольника, обеспечивает единство образования, воспитания и развития.

Отсюда следует, что субъектом методической работы в современных условиях в первую очередь является сам педагог, выступающий как самостоятельный творец своей профессиональной деятельности. Особое значение, поэтому, приобретает формирование у педагогов умения самостоятельно, проблемно подойти как к собственной деятельности, так и к деятельности коллег, всего педагогического коллектива.

Оценка результативности профессиональной деятельности педагогов проводится по следующим показателям:

· Чёткость в организации профессиональной деятельности.

· Многообразие применения методов и приёмов работы с детьми.

· Динамика педагогического сопровождения индивидуального развития ребёнка в течение года.

· Эмоционально благоприятный микроклимат в группе.

· Информационная обеспеченность каждого направления работы.

· Популярность среди воспитанников, родителей, коллег.

· Широта охвата проблем, решаемых за счёт социальных связей с государственными и общественными структурами.

· Педагогическая целесообразность методического обеспечения.

· Наличие публикаций, обобщение и представление опыта на городском, федеральном и международном уровне.

Достижение нового качества дошкольного образования и личности ребенка возможно, только при условии повышения уровня профессиональной компетентности педагогических работников. Исходя из этого, выделяем задачи методической службы на новом этапе.

· Моделирование основной общеобразовательной программы дошкольной образовательной организации согласно ФГОС ДО.

· Создание развивающей образовательной среды в ДОО, которая позволит реализовать достижения нового качества образования.

· Формирование в ДОО коллектива единомышленников: выработать педагогическое кредо, развить традиции, контроль и анализ учебно-воспитательного процесса, выявить, обобщить и распространить передовой педагогический опыт, приобщить воспитателей к экспериментальной работе.

· Способствование развитию профессиональных компетентностей воспитателей, направленных на использование продуктивных педагогических технологий.

· Повышение педагогического мастерства педагогов через привлечение их к участию в конкурсных проектах.

Методическую службу необходимо создать на диагностико-прогностической основе через систему мониторинга, направленной на отслеживание уровня профессиональной компетентности педагогов ДОУ и качества образования, привлечение педагогов ДОО к участию в конкурсных проектах, создание портфолио каждого педагога, разработка технологических карт по обучающим программам.

Профессиональное развитие педагога ДОУ – это длительный процесс, целью которого является формирование человека как мастера своего дела, настоящего профессионала. Не секрет, что современному педагогу необходимо быть конкурентоспособным, уметь позиционировать себя в условиях ДОУ.

Учебно-методическое сопровождение – это одно из основных направлений, через которое проводится работа с педагогическим коллективом. Оно должно соответствовать требованиям предметно-развивающей среды и программам нового поколения (пособия, игрушки, технические средства обучения и воспитания дошкольников), помогать воспитателю в организации учебно-воспитательного процесса на современном уровне. Работа, проводимая методической службой, позволяет педагогам быть в курсе научно-методической информации и оперативно использовать новинки в практической работе. Одна из эффективных и результативных форм методической работы, дающих импульс творчеству педагогов – система поддержки профессионального роста педагогов.

Методическое обеспечение педагогов – это:

· необходимая информация, учебно-методические комплексы, т. е. разнообразные методические средства, оснащающие и способствующие более эффективной реализации профессиональной педагогической деятельности;

· это процесс, направленный на создание разнообразных видов методической продукции (программы, методические разработки, дидактические пособия), включающий, помимо методического оснащения такие компоненты, как: совместная продуктивная работа методиста и педагога (коллектива);

· апробация и внедрение в практику более эффективных моделей, методик, технологий;

· информирование, просвещение и обучение кадров.

Данный процесс будет работать при правильной организации работы методической службы ДОУ, которая представляет собой целостную систему взаимосвязанных мер, нацеленных на обеспечение профессионального роста воспитателя, развитие его творческого потенциала, и, в конечном итоге, на повышение качества и эффективности воспитательно-образовательного процесса, на рост уровня образованности, воспитанности, развитости, социализации и сохранение здоровья воспитанников.

Результат, к которому мы стремимся, соответствует следующим параметрам:


1) осознанная готовность педагогов ДОУ к реализации новых образовательных стандартов;
2) субъектная позиция педагога в отношении внедрения ФГОС дошкольного образования,
3) повышение профессиональной компетентности педагогов;
4) активизация педагогической рефлексии собственной профессиональной деятельности;
5) самореализация педагога в профессиональной деятельности.

Любая управленческая деятельность, к которой относится и деятельность старшего воспитателя дошкольного учреждения, строится на основе определенных закономерностей, выработанных наукой управления. Управлять дошкольным учреждением – это значит целенаправленно воздействовать на педагогический коллектив (а через него на воспитательно-образовательный процесс) для достижения максимальных результатов в воспитании, развитии, обучении детей дошкольного возраста.

Процесс управления носит циклический характер, причем это относится к любому уровню управления: касается ли это управления дошкольным учреждением в целом, или только его педагогическим коллективом, или управления воспитательно–образовательным процессом в группе дошкольников. Цикл управления состоит из основных управленческих функций: определение цели; планирование; организация; контроль. Последняя – заключительная стадия и в то же время исходный пункт нового цикла [7, c. 22].

Основной компонент управленческой деятельности – определение цели. Работая над формулировкой цели, надо помнить следующее: цели могут быть внутренними, т.е. поставленными человеком или коллективом дошкольного учреждения самостоятельно, либо внешними, если они задаются извне, обществом.

В качестве общих задач методической работы можно представить следующие: управление образовательным процессом (ведущая), организация повышения квалификации педагогов, организация работы с родителями.

[JUSTIFY]Сегодня основная работа старшего воспитателя – это работа с педагогическими кадрами. То есть на качество, результаты деятельности всего детского сада он влияет опосредованно, через воспитателя. Старший воспитатель должен уметь работать с детьми и учить этому педагогов. Он должен уметь показать тот или иной прием, на практике объяснить методику, при необходимости активно включаться в педагогический процесс, а для этого не менее 2/3 времени надо бывать в группах, наблюдать, оценивать, корректировать работу педагогов. Например, если организуется экскурсия за пределы детского сада, он обязательно идет вместе с детьми и воспитателем и берет часть организационно

30.01.2015 11:55 30.01.2015 11:55:17