Руководства, Инструкции, Бланки

Индивидуальный Маршрут Развития Ребенка В Доу По Фгос Образец Таблица img-1

Индивидуальный Маршрут Развития Ребенка В Доу По Фгос Образец Таблица

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Мониторинг образовательного процесса в ДОУ по ФГОС

Мониторинг образовательного процесса в ДОУ по ФГОС

В отечественной возрастной психологии, в которой принят деятельностный подход, возрастные периоды трактуются как смена ведущей деятельности и представлении о социальной ситуации развития. Исходя из определения социальной ситуации развития по Выготскому как «особого сочетания внутренних процессов развития и внешних условий, которое является типичным для каждого возрастного этапа и обусловливает и динамику психического развития на протяжении соответствующего возрастного периода, и новые качественно своеобразные психологические образования, возникающие к его концу», необходимо понимать относительный характер социального портрета дошкольника.

Изменения, происходящие в жизни общества и государства, безусловно, будут влиять и на представление о том, каким общество и государство «видит» ребенка дошкольного возраста. получившего гарантированное Конституцией России дошкольное образование.

Согласно принятому ФГОС дошкольного образования результаты освоения обучающимися основной общеобразовательной программы ДОУ включают в себя:

• промежуточную оценку как описание динамики формирования интегративных качеств дошкольников каждой возрастной группы по освоению ими программы ФГОС ДО;
• итоговую оценку при выпуске ребенка из ДОУ в школу, которая включает описание интегративных качеств выпускника ДОУ.


Система мониторинга образовательного процесса в ДОУ по ФГОС обеспечивает комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения Программы, позволяет осуществлять оценку динамики достижений детей. В процессе мониторинга исследуются физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка путем наблюдений за ребенком, бесед, экспертных оценок, критериально-ориентированных методик нетестового типа и критериально-ориентированного тестирования и др.
В системе мониторинга сочетаются :

  • низко формализованные (наблюдение, беседа, экспертная оценка и др.);
  • высоко формализованные методы (тесты, пробы, аппаратурные методы и др.).

Сочетание обоих типов используемых методов диагностики обеспечивают максимальную объективность и точность получаемых данных.

Периодичность мониторинга образовательного процесса в ДОУ по ФГОС

Мониторинг образовательного процесса в ДОУ по ФГОС осуществляется, как правило, два раза в год (август – май). Он обеспечивает возможность оценки динамики достижений детей, характеризуется сбалансированностью методов, которые предупреждают переутомление воспитанников и не нарушать ход образовательного процесса. Необходимо учитывать, что в младших группах детского сада будет целесообразнее использование диагностики нервно-психического развития детей 2-3-го года жизни, разработанную К.Л. Печорой и Г.В. Пантюхиной.

Мониторинг достижения итоговых результатов освоения детьми основной образовательной программы в ДОУ проводится при выпуске ребенка из детского сада в школу и включает описание интегративных качеств выпускника ДОУ. Этот мониторинг образовательного процесса в ДОУ по ФГОС проводится ежегодно в подготовительной к школе группе. Портрет выпускника составляется педагогическим коллективом ДОУ и тесно связан с содержанием основной общеобразовательной программы учреждения, скорректированной исходя из материально-технического, кадрового обеспечения работы ДОУ, особенностей каждого учреждения с обязательным следованием требований нормативных документов.

Таблицы мониторинга образовательного процесса в ДОУ по ФГОС

В Приложении представлены образцы таблиц по каждой возрастной группе.
Они дают возможность представить интегративные качества личности ребенка и результаты мониторинга образовательного процесса в ДОУ по ФГОС в удобном для работы виде: структурирование информации помогает обобщить и увидеть результативность проводимой работы для каждого ребенка, скорректировав ее для получения оптимального результата. Это достигается путем использования общепринятых критериев и уровневым подходом к оценке личности и достижений ребенка по принципу «Чем ниже балл, тем больше проблем в формировании полноценной личности ребенка».

Таблицы мониторинга интегративных качеств и результатов образовательного процесса заполняются дважды в год – в начале и конце учебного года (лучше использовать ручки разных цветов) для проведения сравнительной диагностики. Технология работы с таблицами включает два этапа.

  • Этап 1. Напротив фамилии и имени каждого ребенка проставляются баллы в каждой ячейке указанного параметра, по которым потом выводится итоговый показатель по каждому дошкольнику. Этот показатель используется для написания характеристики на конкретного ребенка и проведения индивидуального учета промежуточных результатов формирования интегративных качеств личности и составления индивидуального образовательного маршрута детей.
  • Этап 2. Когда все дети прошли диагностику, подсчитывается итоговый показатель по группе. Этот показатель используется для описания общегрупповых тенденций развития личности детей (в т.ч. цветомузыкального развития детей в ДОУ ) и облегчает учет общегрупповых промежуточных результатов формирования интегративных качеств личности и результатов освоения детьми ООП ДОУ по ФГОС .

Двухступенчатая система мониторинга образовательного процесса в ДОУ по ФГОС позволяет своевременно увидеть дошкольников с проблемами в развитии личности, выявить трудности в формировании определенных интегративных качеств и результатов освоения программы ФГОС ДО в каждой конкретной группе, осуществлять психолого-методическую поддержку педагогов.

Нормативными вариантами развития личности можно считать средние значения по каждому ребенку или общегрупповому параметру развития больше 3,8. Эти же параметры в интервале средних значений от 2,3 до 3,7 можно считать показателями проблем в развитии личности ребенка. Средние значения менее 2,2 будут свидетельствовать о выраженном несоответствии развития личности ребенка возрасту.

Использование результатов мониторинга образовательного процесса в ДОУ по ФГОС

Полученные результаты изучения интегративных качеств личности детей соотносятся с результатами мониторинга уровней овладения детьми необходимыми навыками и умениями по образовательным областям: «Здоровье», «Физическая культура», «Социализация», «Труд», «Безопасность», «Познание». «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка». Наличие математической обработки результатов мониторинга образовательного процесса в ДОУ по ФГОС обусловлено квалификационными требованиями к современному педагогу и необходимостью учета промежуточных результатов личностного развития каждого дошкольника.

Образцы таблиц мониторинга образовательного процесса в ДОУ по ФГОС представлены в Приложениях .

По итогам мониторинга для каждого дошкольника можно разработать индивидуальный образовательный маршрут, определить цели и задачи образовательной работы по формированию интегративных качеств, умений и навыков дошкольника по тем разделам ООП ДОУ, по которым были выявлены наиболее низкие показатели. При осуществлении повторного мониторинга образовательного процесса в ДОУ по ФГОС в конце учебного года заполняется последняя графа, описываются достижения дошкольника в отслеживаемый период времени в результате проводимой с детьми педагогической работы.

В целом итоги постоянного мониторинга образовательного процесса в ДОУ по ФГОС дают возможность видеть индивидуальные и групповые результаты работы педагогов. Структурированное и формализованное представление результатов позволяет корректировать направления работы с дошкольниками и максимально эффективно использовать все имеющиеся в ДОУ ресурсы.

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям

  • Документ №1.pdf
  • Документ №2.pdf
  • Документ №3.pdf
  • Документ №4.pdf
  • Документ №5.pdf
  • Документ №6.pdf

Другие статьи

Ранняя социализация детей в условиях дошкольного образовательного учреждения посредством индивидуальных образовательных маршрутов

Ранняя социализация детей в условиях дошкольного образовательного учреждения посредством индивидуальных образовательных маршрутов.

Ранняя социализация детей в условиях дошкольного образовательного учреждения посредством индивидуальных образовательных маршрутов.

"Детство - это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а насыщенная, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш”

Современное дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста (из закона «Об образовании» РФ).

Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования первым направлением развития личности ребенка определил образовательную область социально-коммуникативного развития, которое направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в дошкольной образовательной организации (Приказ Минобр науки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»)

Таким образом, поддержка разнообразия детства, сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства – понимание детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду жизни.

Каждый человек в детстве, являясь объектом социализации, усваивая социальные нормы и самореализуясь, становится еще и субъектом социализации.

Сущность социализации состоит в приспособлении и обособлении человека в условиях конкретного общества, т.е. способность жить в обществе и быть успешным.

Впервые термин «социализация» употреблён социологом Ф.Г. Педдингсом в 1887 г.

По его мнению, социализация происходит: а) в процессе стихийного взаимодействия человека с обществом; б) в процессе влияния государства на те или иные категории людей; в) в процессе целенаправленного создания условий для развития человека, т.е. воспитания; г) в процессе саморазвития, самовоспитания человека.

Этапы социализации соответствуют возрасту человека. В социализации мы проходим младенчество (до 1 года), раннее детство (1-3 года), дошкольное детство (3-6 лет), младший школьный возраст (6-10 лет), младший подростковый возраст (10-12 лет), старший подростковый возраст (12-14 лет), ранний юношеский (15-17 лет), юношеский (18-23 года), молодость (23-30 лет), ранняя зрелость (30-40 лет), поздняя зрелость (40-55 лет), пожилой возраст (55-65 лет), старость (65-70 лет), долгожительство (свыше 70 лет).

На каждом этапе свои средства социализации: способы вскармливания младенца и ухода за ним, формируемые бытовые и гигиенические умения, стиль и формы приобщения человека к игре, познанию, любой другой деятельности.

Определяют успешность социализации нравственное воспитание, коммуникативная компетентность, профессиональная компетентность, социальная гибкость.

Успешная социализация предполагает эффективную адаптацию человека в обществе, а в условиях, мешающих самореализации, - способность в определённой мере противостоять обществу.

Поэтому на каждом возрастном этапе социализации существуют опасности, когда человек становится жертвой неблагоприятных условий социализации: аморальность родителей, антигуманность работников детских учреждений, отвержение сверстников.

То есть мы, педагоги, должны всегда осознавать, как сегодняшнее действие работает на главную цель: помочь человеку жить в мире и быть успешным.

Чтобы ребенок чувствовал себя счастливым, мог лучше адаптироваться, а значит, и социализироваться, была разработана адаптационная программа «Карапуз».

При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети переживают адаптационный стресс. Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития. Смена окружения может сопровождаться повышением тревожности, нежеланием общаться с окружающими, отгороженностью, снижением активности.

Актуальность. Дети раннего возраста эмоциональны и впечатлительны. Им свойственно быстро заражаться сильными, как положительными, так и отрицательными эмоциями. Окружающая действительность выступает как стрессор длительного действия, истощающая запас адаптационной энергии. Это дезорганизует психику и поведение. Для снятия напряжения, дети вынуждены применять различные способы психологической защиты.

Важным моментом является то, что именно в раннем детстве дети подвергаются особенно интенсивно ограничениям со стороны взрослых. Ребенок вынужден приспосабливаться к воздействиям, препятствующим его естественному развитию, прибегая к психологическим механизмам защиты.

Эти особенности и легли в основу построения программы «Карапуз». Так как игра является источником всестороннего развития детей, создает "зону ближайшего развития", программа строится на основе игровых упражнений, которые направлены на обеспечение психологического комфорта пребывания ребенка в дошкольном учреждении.

Разработка рабочей программы «Карапуз» обусловлена:

1. Нормативно - правовой базой:

  • Федеральный закон «Об образовании» в Российской Федерации №273-ФЗ от 29.12.12 года.
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»)

2. Социальным заказом родителей.

Она предусматривает организацию работы с детьми 2-3 лет в количестве 70 занятий с режимом проведения 2 занятия в неделю с сентября по май включительно. На них организуются познавательные, дидактические игры, музыкальные игры, сенсорное развитие, ознакомление с окружающим, подвижные игры, физкультурные упражнения, знакомство с художественной литературой. Длительность каждого занятия от 5 до15 минут.

Цель программы – оказание помощи детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.

сохранять и укреплять психическое здоровье детей, обеспечивающее эмоциональное благополучие и учет индивидуальных возможностей детей;

обеспечить полноценное физическое развитие детей, своевременное овладение ими основными движениями и гигиеническими навыками, используя здоровье сберегающие принципы организации и проведения воспитательно-образовательного процесса.

побуждать детей к самостоятельной деятельности;

формировать такие качества личности: коммуникативность, инициативность;

формировать основы знаний и навыков безопасного поведения в быту и в обществе;

расширять кругозор детей, знакомя с окружающими предметами, явлениями;

способствовать благоприятной адаптации малышей к новым социальным условиям, установлению доброжелательных отношений, к сверстникам, к окружающим взрослым;

способствовать устойчивости эмоционально-положительного самочувствия и активности каждого ребёнка;

способствовать развитию познавательной активности детей, развивать интерес к сотрудничеству, произвольность, способность к творческому самовыражению через участие в игровой и продуктивной деятельности;

обеспечивать комфортные условия пребывания в ДОУ;

вызвать у детей радость от общения с окружающими.

Основная задача в адаптационный период – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.

Отсюда Ожидаемые результаты

1. Безболезненное протекание у детей процесса адаптации к условиям ДОУ.
2. Осознанное отношение родителей к личностному развитию детей раннего возраста.

3. Следование нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.

Целевые ориентиры программы «Карапуз» следующие:

К концу адаптационного периода у детей развита потребность к общению со взрослыми и сверстниками, к проявлению сочувствия к положительным действиям и поступкам по отношению друг к другу в совместных играх, ко всему окружающему, сформирована потребность задавать вопросы, отвечать на них. Они овладели первыми формами монологической речи: умеют рассказывать об эмоционально значимых событиях, проявляют интерес к взрослым, их действиям, знают и называют по именам детей группы, умеют обращаться друг к другу с просьбами.

В программу включены 2 дополнительных раздела:

1. Встречи с детьми и их родителями (3 раза за год)

2. Работа консультационного пункта для родителей

Данная программа реализуется воспитателями на групповых, индивидуальных и дифференцированных видах образовательной деятельности, в совместной с педагогом и самостоятельной деятельности детей, индивидуальной работе с родителями.

Характеристика форм работы с детьми

Адаптационный воспитательно - образовательный процесс сочетает в себе те виды деятельности, которые свойственны детям и получают развитие в дошкольном возрасте по всем направлениям ФГОС:

Например:Социально-коммуникативное развитие включает в себя(развивающие, сенсорные, дидактические игры, игры с правилами, сюжетно – ролевые и театрализованные игры, элементы трудовой деятельности - самообслуживание, коллективная трудовая деятельность, свободное общение с педагогом и со сверстниками)

Другие образовательные области можно увидеть на слайде

Познавательное развитие(познание окружающего мира, экспериментальная деятельность, дидактические игры, развивающие игры)

Исследовательская и продуктивная/ конструктивная деятельность(конструирование, ручной труд)

Художественно-эстетическое развитие(изобразительная деятельность, лепка)

Физическое развитие(подвижные игры, физические упражнения, пальчиковые игры)

Речевое развитие(фольклор, ознакомление с художественной литературой )

Для обеспечения коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи освоения программы разработана коррекционная работа по всем образовательным областям.

Уголок природы, уголки по сюжетно-ролевым играм: кухонный уголок, парикмахерская, спальня, прачечная, физкультурный уголок, изо уголок, книжный уголок, музыкальный уголок, уголок конструирования, сенсорный уголок

На первом этапе внедрения адаптационной программы «Карапуз» начинаем формировать индивидуальную образовательную траекторию воспитанника.

В рамках внедрения ФГОС индивидуальные образовательные траектории разработаны творческой группой ДОУ, составляются в первой младшей группе по приходу ребенка и заканчиваются в подготовительной группе полноценным портфелем достижений воспитанника.

Индивидуальная образовательная траектория включает в себя: сведения о родителях и семье, медицинскую карту здоровья, адаптационную карту Ксении Печора, доцента кафедры поликлинической педиатрии РМАПО и Валентины Сотниковой, методиста Московского института повышения квалификации работников образования; индивидуальные образовательные маршруты со 2-ой младшей группы до подготовительной по всем основным образовательным областям ФГОС ДО, взаимодействие с семьей, участие в мероприятиях, конкурсах и других видах деятельности, результаты общей диагностики по годам, готовность к школе с выводами и педагогическими рекомендациями.

Уже в 1-ой младшей группе составляется Лист индивидуального образовательного маршрута на учебный год, где основной является социально-адаптационная программа «Карапуз»

Лист индивидуального образовательного маршрута на учебный год

Подпись родителей воспитанника _____________________________/_______________

В 2014-2015 учебном году в ДОУ разработано 10 таких программ, составленных по Единым требованиям к рабочим программам, разработанным экспериментальной группой воспитателей детского сада

Они представлены на выставке

Подведение итоговых результатов освоения программы

1. Мониторинг (основными методами исследования являются беседа и наблюдение);

2.Беседы с родителями;

Итогом работы является положительная динамика в развитии детских видов деятельности, адаптация детей к условиям детского сада.

Это видно из поведенческой реакции вновь поступающих в ДОУ воспитанников. Карту, разработанную Ксенией Печора вы видите на слайде.

Определение поведенческой реакции в соответствии с оценкой факторов адаптации

Эмоциональное состояние ребенка

Социальные контакты ребенка

Не сосредоточен, пассивен

Где по степени адаптации можно дифференцировать детей в определенные группы. Среди них:

1 группа – адаптация легкая, реакции прочные, так как течение болезни быстрое, восстановление быстрое;

2 группа – адаптация высокой и средней тяжести, смягчается за счет контакта с детьми, темп развития неровный, реакции не очень прочные, заболевания бурные, восстановление медленное;

3 группа - адаптация тяжелая за счет малой подвижности (больше двигательной деятельности), течение болезни медленное с осложнениями. Темп развития медленный, но реакции прочные;

4 группа – крайне тяжелая адаптация, болезнь тяжелая, восстановление медленное. Темп медленный, реакции прочные.

Первые признаки того, что ребенок адаптировался

  • хороший аппетит;
  • охотное общение с другими детьми;
  • спокойный сон;
  • адекватная реакция на любое предложение воспитателя; удовлетворительное эмоциональное состояние

Главным критерием социализации ребенка, на наш взгляд, должна выступать степень развития самостоятельности, инициативности и творчества личности.

Для решения этих задач в работе с детьми дошкольного возраста, потребовалось создание системы специальных педагогических воздействий: произвести отбор воспитательно-образовательного содержания и спланировать новые элементы в организацию образовательного процесса посредством программы социальной адаптации «Карапуз».

Результатом успешной адаптации детей являются победы наших маленьких воспитанников на Международных, Всероссийских, областных и городских конкурсах:

  • Апрель 2014 года -2 место во Всероссийском конкурсе «Весна пришла» (г. Барнаул)
  • Октябрь - 2 место в областной акции «Дни защиты от экологической опасности».

Успехи воспитанников ДОУ «Сказка» можно проследить на этапе всех возрастных групп и в дальнейшем при обучении в общеобразовательных учебных заведениях.

Таким образом, наша задача, не закрывать глаза ребенку, не обманывать его, а помогать ему, сделать правильный выбор, и если выбор сделан, то организовать совместную созидательную деятельность, которая приведет нас к достижению поставленной цели.

1. Афонькина Ю. А. // Психологическая безопасность ребенка раннего возроста. Современные технологии. Программа адаптации. Диагностические методики. Игровой материал/. Учитель, 2012. – 105с..

2. Вераксы Н.Еи др. // Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/. -2 – е изд.; испр. и доп. – М.:МОЗАИКА – СИНТЕЗ,2012. – 336с.

3. Галанов А. С.//. Развитие ребенка от 2 до 3 лет.Практическое пособие.// – М. Айрис-пресс, 2007.-96.:ил. – (Дошкольное воспитание и развитие).

4. Давыдова О.И. Майер А.А. ///. Адаптационные группы в ДОУ:Методическое пособие.//. – М.:ТЦ Сфера, 2005. – 128 с. – (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).

5. Дронь А. В. Данилюк О. Л.// Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников. Программа «Ребенок – педагог – родитель».//. – СПБ. ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. – 96 с.

6. Жукова О. Г..//Планирование и конспекты занятий по изобразительности для детей раннего возроста/ - М. Айрис-пресс, 2008. – 96с. +вкл. 8с. – (Дошкольное воспитание и развитие).

7. Колдина Д. Н. // Лепка рисование с детьми 2-3 лет. Конспекты занятий.//- М. МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. – 56 с. цв. вкл.

8. Колдина Д. Н. //Игровые занятия с детьми 2 – 3 лет.//. – М. ТЦ Сфера, 2011. – 144 с. – (Ранний возраст).

9. Петрова И. В. Лиханова С. А. //Сенсорное развитие детей раннего и дошкольного возроста. Метадицеское пособие// - М. ТЦ Сфера, 2012. – 64 с. ( Модули Программы ДОУ).

10. Первые шаги. Материалы московского городского конкурса “Первые шаги” (Модель воспитания детей раннего возраста) // 2001–2002 года.-М.:ЛИНКА – ПРЕСС, 2002. – 392 с.

11. Сорокина Н. Ф. //Развитие творческих способностей у детей от 1 года до 3 лет средствами кукольного театра//. - М. Айрис-пресс, 2007, - 96 с. + вкл. 8с. – ( Дошкольное воспитание и развитие).

12. Филиппова Т. Г.//Организация совместной деятельности с детьми раннего возроста на прогулке: метод. Пособие./. – СПб. ООО «издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2012. – 80 с.

13.Янушко Е. А.// Развитие речи у детей раннего возроста (1-3года). Методическое пособие для воспитателей и родмтелей.//. – М. МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. – 64с.

14. Янушко Е. А. //Рисование с детьми раннего возроста (1-3года). Методическое пособие для воспитателей и родителей.//. – М. МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. – 64с.