Руководства, Инструкции, Бланки

Осмотр Врача Лфк Образец img-1

Осмотр Врача Лфк Образец

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Осмотр врача лфк образец - Полезный портал

Осмотр врача лфк образец

Форум медицинских сестёр "Медсестра не прислуга, это дипломированный и полноправный специалист. Самойленко бабаня Активный участник Сообщения: Зарегистрирован: 24. И вообще зачем заканчивают институт если без специализации по ЛФК ты ни. И куда идти работать после этих институтов. Модернизацию не платят не тоько педагогам ЛФК, но и всем осталтным педагогам, закончившим учебные заведения, имеющим статус педагогических. А на должность инструктора ЛФК, согласно действующих законов, принимаются специалисты имеющие среднее медицинское образование плюс как и по другим специальностям первичку по ЛФК с выдачей сертификата. По любой специальности вы не можете работать без специализации и подтверждения серификатом. Также и со специалистами с высшим физкультурным образованием: первичка специализация плюс сертифика к вашему диплому. Сейчас так принято в медицине. При чем, обязательно уточнить у этого учебного заведения, а имеют ли они право сертифицировать специалистов вашего профиля. Не могу не вернуться снова, чтобы не объяснить про наш кавардак в ЛФК: -здравоохранение понимает, что без физической реабилитации нет реабилитации вообще; -но оно не понимает или не хочет или не умеет создать базу для подготовки таких специалистов и пытается обойтись средними медработниками с 288 часовой программой; -"физкультурники-теоретики" т. Они уже давно живут в условия покоя, уважения,довльства, перепечатывая друг у друга методики, издавая все новые и новые книги со старыми установками. Им ли думать: почему и как. У них все хорошо. Наштамповали специалистов-физкультурников, дав им в руки дополнительную специальность ЛФКашника, а как по жизни это будет выглядеть, их не касается; -а надо бы давно уже посмотреть за рубежи, да сесть рядом и здравоохранению и физкультуре и опрделиться с тем, что требуется здравоохранению и как этому обучить. Вот как то так. Ветеран форума Сообщения: Зарегистрирован: 30. Я провожу обучение на. Что мешает Вам внести изменения в существующую программу обучения? Давайте посмотрим правде в. Если выполнить 288 часов первички "от и до", как положено, хватит времени дать весь необходимый материал. А если проводить 2 занятия в неделю, как у нас часто бывает, то и выпускаем таких специалистов, о которых Вы говорите. С должностными обязанностями инструктора инструктора-методиста все ясно. А можно ли проводить преподавателям " инструктора-методисты"- институт физкультуры + Лфк занятия со студентами, которым рекомендовано ЛФК или они "освобождены от тяжелых физических нагрузок" с такой формулировкой выдается справка на семестр из поликлиники например после перенесенной операции или гипертонии 2 степени, ожирении 3 степени и т. Если кто-то компетентен в этом вопросе заранее спасибо. ВВС Эксперт Сообщения: Зарегистрирован: 01. Преподаватель - должность в учреждениях образования, инструктор-методист - в учреждениях здравоохранения. О какой категории специалистов и какой форме деятельности идет речь? Имеет ли право преподаватель без медицинского образования институт физкультуры проводить занятия в рамках учебного процесса со студентами, которым после медицинского осмотра рекомендована ЛФК или получена справка-освобождение от " Тяжелых физических нагрузок" Вы отвечали Кстати школа не имеет права вести занятия даже бесплатно по лечебной физкультуре. Имеет ли право преподаватель ВУЗа? ВВС Эксперт Сообщения: Зарегистрирован: 01. Лечебная физкультура - форма медицинского вмешательства, предусматривающая лечебные цели. Но преподаватель физкультуры может и должен разработать щадящую программу с уменьшенной нагрузкой для лиц, которым "от тяжелых физических нагрузок". Но это будет физическое воспитание, а не лечение. Встречный вопрос- Как разработать? Диагнозы не известны, в справках их не указывают. Как Вы знаете при каждом заболевании свои конкретные противопоказания при выполнении упражнений. Разве преподаватель может разработать программу не зная диагноз. Извинитеможет я обратилась не по адресу и мне нужен форум педагоговно я пытаюсь понять может ли руководство кафедры настаивать на проведении практических занятий со студентами, которым рекомендовано ЛФК или которым "от тяжелых физических нагрузок" и кто будет нести ответственность если нагрузка окажется не по "адресу" пример, может неудачный- студент-астматик будет гулять в лесу при морозе, а весной во время "цветения ",а преподаватель знать не знает на что он может дать приступ- диагноза и рекомендаций. Спасибо ,у вас интересно. Цветок граната Сообщения: Зарегистрирован: 17. Имею среднее медицинское образование по специальности сестринское дело + высшее педагогическое образование квалификация педагог по физической культуре + наличие сертификата по лечебной физкультуре и свидетельство о повышении квалификации по лфк. Почему нет справедливости в медицине у методиста 8 часовой рабочий день, нет медицинского стажа или педагогического, отпуск 28 дней, в сравнении у медработников отпуск 1,5 месяца, у педагогов 2 месяца. Зарплата ко всему прочему это оклад + стажевые, нет добавок по модернизаций и по доступности. И многие специалисты в медицине получают достойную зарплату, а мы чем хуже. Ветеран форума Сообщения: Зарегистрирован: 30. Если они есть, то заявите о. От их наличия устанавливается рабочий день и продолжительность отпуска. А выплаты по модернизации не получает у нас половина России. Вы же можете пойти работать педагогом по физической культуре в школу. Вот Вам и отпуск 2 месяца. Помогите разобраться со следующей ситуацией. Учусь по программе профессиональной переподготовки в физкультурном вузе. Программа обучения соответственно 500 часов общие предметы и 150 часов лечебной физкультуры. Так вот меня интересует правовой статус такого диплома. Смогу ля я потом получить сертификат и работать в лпу в должности инструктора методиста по лечебной физической культуре? Или например в медицинском кабинете фитнес клуба. Кто сейчас на конференции Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 0 гостей.

Смотри также

Другие статьи

Осмотр врача лфк образец

2.6. Организация работы по лфк в лечебно-профилактических учреждениях. Методы оценки воздействия физических упражнений и эффективности применения лфк

Организация всей работы по ЛФК возлагается на врача-специалиста и инструктора-методиста по ЛФК с привлечением медицинского персонала (врачей, медицинских сестер) лечебного учреждения. Районные, городские и областные врачебно-физкультурные диспансеры осуществляют методическое руководство работой всех подразделений лечебно-профилактических учреждений, где работают специалисты по ЛФК.

Обязанности врача ЛФК. проводить осмотры больных, которым назначены занятия ЛФК, - до, после, а иногда и в процессе лечения и реабилитации; определять методику проведения занятий (формы и средства ЛФК, дозировку физических упражнений); контролировать работу инструкторов-методистов по ЛФК; консультировать врачей по вопросам ЛФК; организовывать и проводить санитарно-просветительскую работу среди больных и населения. Врач присутствует на занятиях ЛФК с больными и осуществляет врачебно-педагогический контроль над занимающимися.

Инструктор-методист по ЛФК организует и проводит занятия ЛГ (индивидуальные и групповые) в палате, в кабинете или зале ЛФК, на спортивных площадках и верандах.

Зал для проведения групповых занятий ЛФК должен иметь площадь 30-40м 2. комната для индивидуальных занятий - 16-20м 2 ; также должны быть кабинет врача, душевая, раздевалка, кладовая.

Для занятий ЛФК на открытом воздухе оборудуются спортивные площадки. В отделениях реабилитации, в санаториях и на курортах зал ЛФК должен быть площадью около 60м 2. Желательно иметь также мастерские по трудотерапии, маршруты для терренкура, бассейны, лыжные и водные станции, катки, пляжи и другие сооружения. В залах ЛФК в отделениях реабилитации устанавливают гимнастические стенки, шкафы для хранения спортивного инвентаря (гимнастических палок, резиновых и волейбольных мячей, булав, гантелей и т.п.). В зале должны быть установлены несколько пролетов гимнастической стенки, гимнастические скамейки, наклонные плоскости, кушетки; стол со скользящей поверхностью (для разработки движений в суставах пальцев у больных с травмами и неврологическими заболеваниями); блоковые установки, тренажеры, баскетбольные корзины, большое зеркало, различные приспособления для разработки подвижности суставов и пальцев кистей. В кабинете ЛФК должны быть наглядные пособия по методике применения ЛФК при различных заболеваниях и травмах.

Врач и инструктор-методист по ЛФК ведут соответствующую документацию (форма № 42, записи в истории болезни); проводят антропометрические и другие исследования; определяют и анализируют эффективность лечения; составляют комплексы упражнений и схемы занятий ЛГ.

Схемы занятий ЛГ разрабатываются применительно к основным группам заболеваний по следующей форме: 1) часть занятия; 2) порядковый номер группы упражнений; 3) исходное положение больного; 4) содержание части занятия; 5) дозировка упражнений - их количество в каждой группе; 6) целевая установка, методические указания.

Примерные комплексы упражнений ЛГ должны соответствовать содержанию схемы занятия, учитывать принцип индивидуального подхода к больному и составляться по следующей форме: 1) часть занятия ЛГ; 2) порядковый номер группы упражнения; 3) исходное положение больного; 4) описание упражнения; 5) дозировка (количество повторений каждого упражнения и т.п.); 6) методические указания (особенности выполнения упражнений, дыхание, темп и т.д.).

Врач ЛФК отвечает за обеспечение мест для проведения занятий, необходимым инвентарем и оборудованием; инструктор-методист по ЛФК является материально ответственным лицом.

По данным врачебно-педагогических наблюдений, при исследовании частоты пульса, дыхания и величины артериального давления выявляется общая нагрузка на организм больного. На основании этих данных строится физиологическая кривая нагрузки.

Физиологической кривой нагрузкив ЛФК называют графическое изображение степени влияния физических упражнений на организм больного в процессе занятий физическими упражнениями. Нормальная физиологическая кривая характеризуется спадами и подъемами. Подъемы соответствуют увеличению частоты сердечных сокращений (ЧСС), спады - уменьшению ЧСС под влиянием дыхательных упражнений или пауз отдыха, упражнений для релаксации мышц.

Методы врачебно-педагогической оценки влияния ЛФК на организм больного зависят от характера заболевания, средств и форм ЛФК. К методам врачебно-педагогической оценки относятся: наблюдения за изменениями общего состояния больного, за изменением ЧСС на пике нагрузки и в период отдыха; за деятельностью сердечно-сосудистой и дыхательной систем; за появлением одышки, утомления.

Для учета эффективности влияния физических упражнений на организм больного могут быть использованы функционально-диагностические методы . Так, при различных травмах такими методами будут антропометрические измерения (окружность конечностей на разных уровнях, динамометрия, гониометрия), электромиография, миотонометрия и др.; при заболеваниях сердечно-сосудистой системы - электрокардиография, пульсометрия и др.

Помимо перечисленных методов для учета функционального состояния организма под влиянием физических упражнений применяются специфические функциональные пробы для различных заболеваний, а также двигательные тесты.

Субъективные и объективные данные, полученные в результате обследования (в начале и конце периода наблюдения), сопоставляются и таким образом дается оценка эффективности применения ЛФК.

Контрольные вопросы и задания

1. Дайте определение лечебной физической культуры.

2. Что такое физическая реабилитация? Расскажите о роли ЛФК в этом процессе.

3. Механизмы лечебного влияния физических упражнений.

4. Механизмы тонизирующего влияния физических упражнений.

5. Расскажите о трофическом действии физических упражнений. Приведите примеры.

6. Расскажите о механизмах формирования компенсаций. Приведите примеры.

7. Расскажите о механизмах нормализации функций. Приведите примеры.

8. Расскажите о средствах ЛФК.

9. Каковы общие требования к методике применения физических упражнений в ЛФК?

10. Способы дозировки физической нагрузки на занятиях ЛФК.

11. Формы проведения занятий в ЛФК.

12. Назовите периоды ЛФК и соответствующие им режимы двигательной активности.

13. Расскажите об организации работы по ЛФК в лечебно-профилактических учреждениях.

14. Назовите методы оценки воздействия физических упражнений и эффективности применения ЛФК.

15. Показания и противопоказания к применению ЛФК.

Организация труда инструктора лечебной физкультуры

Организация труда инструктора лечебной физкультуры

Методическое руководство всей работой по лечебной физкультуре и врачебному контролю осуществляет врачебно-физкультурный диспансер или кабинет лечебной физкультуры по территориальному принципу. В лечебно-профилактических учреждениях предусмотрены должности врачей и инструкторов по лечебной физкультуре в соответствии с объемом работы. Назначение процедур лечащий врач записывает в историю болезни. После этого врач по лечебной физкультуре осматривает больных, составляет карту лечащегося в кабинете лечебной физкультуры (форма № 042/У), которую передает инструктору и следит за проведением занятий и их эффективностью.

Инструктор лечебной физкультуры составляет комплексы упражнений по лечебной и утренней гигиенической гимнастике, проводит индивидуальные, групповые занятия в палате, кабинете, зале лечебной физкультуры.

В кабинете лечебной физкультуры проводят индивидуальные занятия и малогрупповые (5-6 чел.). Размеры кабинета 24-30 м 2 (не менее 4 м 2 на каждого занимающегося); необходимо наличие вентиляции, температура воздуха 18-20 °С.

Зал лечебной физкультуры должен иметь размеры от 60 до 100 м 2 высотой 5-6 м и подсобные помещения: две раздевалки — раздельные для мужчин и женщин, кабинет врача, душевые, комната для отдыха больных. Вентиляция зала осуществляется с помощью фрамуг. Радиаторы отопления должны быть закрыты щитами. В зале лечебной физкультуры должна быть:

  • гимнастическая стенка;
  • баскетбольная корзина;
  • предметы для занятий:
  • гимнастические палки;
  • мячи надувные и набивные различной величины;
  • гантели;
  • булавы;
  • лесенки для пальцев;
  • специальные блоки для рук и ног.

При амбулаторном лечении занятия можно проводить на свежем воздухе, на оборудованных для игр площадках, дорожках для ходьбы. Площадки устраивают из расчета 5-6 м на одного человека; волейбольная площадка имеет размеры 18 x 9 м и свободную площадь шириной до 2 м для приема и подачи мяча. Столбы высотой 2 м 60 см ставят на расстоянии 0,5 м от боковых линий.

Документация и учет

Инструктор лечебной физкультуры принимает больного с картой лечащегося в кабинете лечебной физкультуры (форма № 042/У), выполняет указанные в ней рекомендации врача; отмечает переносимость занятий, пульс до и после каждого занятия, антропометрические показатели, эффективность занятий.

Инструктор записывает в журнале учета процедур (форма № 029/У) количество отпущенных процедур. Врач и медицинские сестры ведут дневник работы; врач фиксирует работу в форме № 039/У, медицинские сестры — в форме № 39-1/У.

Эффективность занятий оценивают по доступным показателям общего самочувствия, пульса, частоты дыхания, артериального давления.

При необходимости повторяют ЭКГ, клинические анализы крови, мочи. По показаниям проводят функциональные пробы с физической нагрузкой.

Приказом Министерства здравоохранения РФ от 19 августа 1997 г. № 249 «О номенклатуре специальностей среднего медицинского и фармацевтического персонала» утверждены положение и квалификационные характеристики специалистов, в том числе по лечебной физкультуре и массажу. Этим приказом следует руководствоваться в работе инструкторам ЛФК (см. Приложение ).

Организация работы по ЛФК в лечебно-профилактических учреждениях

Организация работы по ЛФК в лечебно-профилактических учреждениях. Методы оценки воздействия физических упражнений и эффективности применения ЛФК

Организация всей работы по ЛФК возлагается на врача-специалиста и инструктора-методиста по ЛФК с привлечением медицинского персонала (врачей, медицинских сестер) лечебного учреждения. Районные, городские и областные врачебно-физкультурные диспансеры осуществляют методическое руководство работой всех подразделений лечебно-профилактических учреждений, где работают специалисты по ЛФК.

Обязанности врача ЛФК. проводить осмотры больных, которым назначены занятия ЛФК, - до, после, а иногда и в процессе лечения и реабилитации; определять методику проведения занятий (формы и средства ЛФК, дозировку физических упражнений); контролировать работу инструкторов-методистов по ЛФК; консультировать врачей по вопросам ЛФК; организовывать и проводить санитарно-просветительскую работу среди больных и населения. Врач присутствует на занятиях ЛФК с больными и осуществляет врачебно-педагогический контроль над занимающимися.

Инструктор-методист по ЛФК организует и проводит занятия ЛГ (индивидуальные и групповые) в палате, в кабинете или зале ЛФК, на спортивных площадках и верандах.

Зал для проведения групповых занятий ЛФК должен иметь площадь 30-40м 2. комната для индивидуальных занятий - 16-20м 2 ; также должны быть кабинет врача, душевая, раздевалка, кладовая.

Для занятий ЛФК на открытом воздухе оборудуются спортивные площадки. В отделениях реабилитации, в санаториях и на курортах зал ЛФК должен быть площадью около 60м 2. Желательно иметь также мастерские по трудотерапии, маршруты для терренкура, бассейны, лыжные и водные станции, катки, пляжи и другие сооружения. В залах ЛФК в отделениях реабилитации устанавливают гимнастические стенки, шкафы для хранения спортивного инвентаря (гимнастических палок, резиновых и волейбольных мячей, булав, гантелей и т.п.). В зале должны быть установлены несколько пролетов гимнастической стенки, гимнастические скамейки, наклонные плоскости, кушетки; стол со скользящей поверхностью (для разработки движений в суставах пальцев у больных с травмами и неврологическими заболеваниями); блоковые установки, тренажеры, баскетбольные корзины, большое зеркало, различные приспособления для разработки подвижности суставов и пальцев кистей. В кабинете ЛФК должны быть наглядные пособия по методике применения ЛФК при различных заболеваниях и травмах.

Врач и инструктор-методист по ЛФК ведут соответствующую документацию (форма № 42, записи в истории болезни); проводят антропометрические и другие исследования; определяют и анализируют эффективность лечения; составляют комплексы упражнений и схемы занятий ЛГ.

Схемы занятий ЛГ разрабатываются применительно к основным группам заболеваний по следующей форме: 1) часть занятия; 2) порядковый номер группы упражнений; 3) исходное положение больного; 4) содержание части занятия; 5) дозировка упражнений - их количество в каждой группе; 6) целевая установка, методические указания.

Примерные комплексы упражнений ЛГ должны соответствовать содержанию схемы занятия, учитывать принцип индивидуального подхода к больному и составляться по следующей форме: 1) часть занятия ЛГ; 2) порядковый номер группы упражнения; 3) исходное положение больного; 4) описание упражнения; 5) дозировка (количество повторений каждого упражнения и т.п.); 6) методические указания (особенности выполнения упражнений, дыхание, темп и т.д.).

Врач ЛФК отвечает за обеспечение мест для проведения занятий, необходимым инвентарем и оборудованием; инструктор-методист по ЛФК является материально ответственным лицом.

По данным врачебно-педагогических наблюдений, при исследовании частоты пульса, дыхания и величины артериального давления выявляется общая нагрузка на организм больного. На основании этих данных строится физиологическая кривая нагрузки.

Физиологической кривой нагрузкив ЛФК называют графическое изображение степени влияния физических упражнений на организм больного в процессе занятий физическими упражнениями. Нормальная физиологическая кривая характеризуется спадами и подъемами. Подъемы соответствуют увеличению частоты сердечных сокращений (ЧСС), спады - уменьшению ЧСС под влиянием дыхательных упражнений или пауз отдыха, упражнений для релаксации мышц.

Методы врачебно-педагогической оценки влияния ЛФК на организм больного зависят от характера заболевания, средств и форм ЛФК. К методам врачебно-педагогической оценки относятся: наблюдения за изменениями общего состояния больного, за изменением ЧСС на пике нагрузки и в период отдыха; за деятельностью сердечно-сосудистой и дыхательной систем; за появлением одышки, утомления.

Для учета эффективности влияния физических упражнений на организм больного могут быть использованы функционально-диагностические методы . Так, при различных травмах такими методами будут антропометрические измерения (окружность конечностей на разных уровнях, динамометрия, гониометрия), электромиография, миотонометрия и др.; при заболеваниях сердечно-сосудистой системы - электрокардиография, пульсометрия и др.

Помимо перечисленных методов для учета функционального состояния организма под влиянием физических упражнений применяются специфические функциональные пробы для различных заболеваний, а также двигательные тесты.

Субъективные и объективные данные, полученные в результате обследования (в начале и конце периода наблюдения), сопоставляются и таким образом дается оценка эффективности применения ЛФК.

Контрольные вопросы и задания

1. Дайте определение лечебной физической культуры.

2. Что такое физическая реабилитация? Расскажите о роли ЛФК в этом процессе.

3. Механизмы лечебного влияния физических упражнений.

4. Механизмы тонизирующего влияния физических упражнений.

5. Расскажите о трофическом действии физических упражнений. Приведите примеры.

6. Расскажите о механизмах формирования компенсаций. Приведите примеры.

7. Расскажите о механизмах нормализации функций. Приведите примеры.

8. Расскажите о средствах ЛФК.

9. Каковы общие требования к методике применения физических упражнений в ЛФК?

10. Способы дозировки физической нагрузки на занятиях ЛФК.

11. Формы проведения занятий в ЛФК.

12. Назовите периоды ЛФК и соответствующие им режимы двигательной активности.

13. Расскажите об организации работы по ЛФК в лечебно-профилактических учреждениях.

14. Назовите методы оценки воздействия физических упражнений и эффективности применения ЛФК.

15. Показания и противопоказания к применению ЛФК.

© studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам

Медицинский контроль за физическим воспитанием

Медицинский контроль за физическим воспитанием

Медицинский контроль за состоянием здоровья занимающихся физкультурой и спортом осуществляется органами здравоохранения. С этой целью организованы республиканские, краевые, областные и городские врачебно-физкультурные диспансеры, которые возглавляют организационно-методическое и практическое руководство по медицинскому контролю.

Содержание медицинского контроля

Медицинский контроль включает:

  • а) медицинское наблюдение за состоянием здоровья лиц, занимающихся физкультурой и спортом;
  • б) санитарно-гигиенический надзор за местами и условиями проведения занятий и соревнований по физической культуре и спорту;
  • в) медико-санитарное обслуживание спортивных мероприятий;
  • г) санитарно-просветительную пропаганду среди занимающихся физкультурой и спортом.

Вся организационная и практическая работа по медицинскому контролю должна проводиться в тесном контакте с комитетами по физической культуре и спорту, которые возглавляют руководство всей работой по физкультуре и спорту.

Медицинское наблюдение за состоянием здоровья занимающихся физической культурой и спортом является обязательным и осуществляется в форме регулярных медицинских осмотров:

  • а) первичных — перед началом занятий физическими упражнениями и спортом;
  • б) повторных — в процессе занятий;
  • в) дополнительных осмотров перед ответственными соревнованиями.

Порядок прохождения медицинских осмотров установлен следующий.

  • 1. Учащиеся проходят медицинский осмотр в начале учебного года у врачей, обслуживающих данное учебное заведение.
  • 2. Члены физкультурных коллективов предприятий и учреждений проходят медицинские осмотры у врачей, прикрепленных к данному предприятию.
  • 3. Спортсмены-разрядники, мастера спорта, учащиеся юношеских спортивных школ и школ спортивной молодежи проходят медицинские осмотры во врачебно-физкультурных диспансерах.

В целях дифференцированного подхода к учащимся, занимающимся физкультурой и спортом, последних подразделяют на медицинские группы: основную, подготовительную и специальную, к которым предъявляются разные программные требования.

К основной группе относятся лица, не имеющие отклонений в физическом развитии и состоянии здоровья, а также лица с незначительными отклонениями при условии их достаточной физической подготовленности. Лица, отнесенные к основной группе, допускаются:

  • а) к занятиям по программам физического воспитания в полном объеме;
  • б) к сдаче норм БГТО, ГТО I и II ступени;
  • в) к занятиям в одной из спортивных секций и участию в соревнованиях по одному из видов спорта.

К подготовительной группе относятся лица, имеющие незначительные отклонения в физическом развитии и состоянии здоровья без существенных функциональных изменений, но с недостаточной физической подготовленностью. Они допускаются:

  • а) к занятиям по программам физического воспитания, рассчитанным на постепенное прохождение соответствующей программы (эти лица пользуются отсрочкой сдачи контрольных испытаний и норм БГТО и ГТО I ступени до одного года, а к сдаче норм ГТО II ступени допускаются с особого разрешения врача);
  • б) к занятиям в секции обшей физической подготовки.

К специальной группе относятся лица, имеющие значительные отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера, если эти отклонения не мешают трудовой деятельности, но в то же время служат противопоказанием для занятий по государственным программам в общих группах. Лица, зачисленные в специальную группу, допускаются:

  • а) к занятиям физической культурой по особой программе или по отдельным видам государственной программы; в последнем случае нормативы для них снижаются и сроки подготовки удлиняются;
  • б) к занятиям типа корригирующей или лечебной гимнастики.

Спортсмены-разрядники, мастера спорта, учащиеся юношеских спортивных школ и школ спортивной молодежи на медицинские группы не подразделяются.

Ответственность за своевременное проведение медицинских осмотров возлагается на руководителей физкультурных организаций.

Медицинский осмотр

Массовый медицинский осмотр физкультурников проводится по единой форме (форма № 227). Это требует от проводящих медицинский осмотр единой методики обследования, а также и форм записи.

Медицинская сестра всегда помогает в проведении медицинского осмотра. Она заполняет паспортную часть карты медицинского обследования, собирает анамнез, проводит антропометрические исследования, наружный осмотр и нередко функциональную пробу.

Остановимся на отдельных пунктах карты формы № 227:

п. 9. Пищевой режим — питание* достаточное, нет, регулярное, горячая пища, сухоядение.

п. 11. Перенесенные болезни:

  • 1. Указать, когда перенесены малярия и ревматизм.
  • 2. Указать, как часто бывают ангины и когда была ангина последний раз.
  • 3. То же в отношении гриппа.
  • 4. Вписывая другие перенесенные заболевания, указать, когда они перенесены, были ли операции и травмы — указать, какие и когда.

Анамнез. У физкультурника собирается спортивный анамнез, дающий представление о заинтересованности обследуемого в занятиях физкультурой и о степени и характере его подготовленности к физическим нагрузкам. Особое внимание обращается на ближайший спортивный анамнез с целью выявления возможных нарушений в тренировочном режиме и дачи своевременной медицинской консультации. Собирая анамнез, врач знакомится с перенесенными заболеваниями, обращая особое внимание на заболевания последнего времени с целью дозирования физических нагрузок.

Антропометрические данные (п. 21). Методика антропометрических измерений должна быть строго унифицирована. С этой целью:

  • 1) обследование должно проводиться в одно и то же время (желательно натощак, утром), причем в карте отмечается время обследования (8 часов, 10 часов, 17 часов и т. д.),
  • 2) одним и тем же лицом,
  • 3) одними и теми же инструментами,
  • 4) без одежды (кроме трусов) и обуви.

Взвешивание проводится на специальных медицинских весах (рис. 220). Необходимо ознакомиться с их устройством, установкой, проверкой и точностью показаний. Взвешиваемый становится на середину площадки весов.

Рост измеряется ростомером. Обследуемый становится спиной к ростомеру, касаясь ростомера тремя точками: пятками, ягодицами и областью лопаток. Голова должна быть в таком положении, чтобы линия, проведенная мысленно от наружного угла глазницы к верхнему краю наружного слухового прохода, была горизонтальной (рис. 221).

Измерение окружности грудной клетки производят сантиметровой лентой в трех фазах:

Сантиметровую ленту сзади накладывают под нижние углы лопаток спереди у мужчин —по нижней линии сегментов сосков, у женщин — на уровне прикрепления IV ребра к грудине.

Измерение делают 2—3 раза. Записывают максимальные величины (рис. 222).

Из данных окружности грудной клетки на высоте вдоха и выдоха выявляют размах грудной клетки. Размах грудной клетки при занятиях отдельными видами спорта зависит от степени тренированности.

Спирометрия производится с помощью водяного спирометра. Исследуемый делает предварительно два глубоких вдоха и выдоха, затем после максимального вдоха (при максимальном вдохе обратить внимание на развертывание плеч) производит полный выдох в трубку спирометра. При выдохе допускается легкий наклон корпуса вперед. Выдох производится плавно, без рывков, в среднем темпе. Измерения проделывают три раза и записывают наибольшую величину (рис. 223).

Динамометрия. Различают становую динамометрию, с помощью которой измеряют силу разгибателей спины, и ручную, определяющую силу сгибателей кисти и пальцев.

Методика измерения становой силы: ступни параллельно, рукоятка на уровне надколенника, ноги выпрямлены в коленях (рис. 224). Производят три измерения. Берется наивысший показатель.

Методика измерения ручным динамометром. В зависимости от возраста и размера кисти пользуются взрослым или детским динамометром. Измерение производят стоя, динамометр в вытянутой в сторону руке стрелкой внутрь (рис. 225).

Производят три измерения отдельно для левой и правой кисти. Наивысший показатель записывают в карту.

Данные наружного осмотра (п. 22). Кожные покров ы: цвет, загар, эластичность, наличие рубцов.

Жироотложение. достаточное, недостаточное, повышенное, чрезмерное, равномерность отложения. Связь со степенью тренированности.

Методы обследования: пальпация, дубликатура кожи с подкожной клетчаткой в области углов лопаток или измерение этой области толстотным циркулем.

Мускулатура. хорошая, удовлетворительная, слабо развитая.

Влияние степени тренированности на развитие мышечной системы.

Состояние грыжевых ворот имеет большое практическое значение при занятиях физкультурой и спортом. При расширении пахового кольца (указательный палец проходит в кольцо или при обследовании пахового кольца при покашливании отмечается толчок в палец) противопоказаны прыжки и силовые упражнения. Для более детального обследования такие физкультурники обычно направляются на консультацию к хирургу.

Грудная клетка. Правильной формой грудной клетки является цилиндрическая. Различают ряд патологических форм: грудная клетка асимметричная, грудь сапожника, куриная грудь, воронкообразная (по Черноруцкому).

Спина. без патологических отклонений, сутуловатость, сколиозы, лордоз, кифоз, осанка.

Ноги. прямые, X-образные, О-образные. Прямыми ногами считаются ноги, которые при стойке «смирно» соприкасаются пятками, выступающей частью икроножных мышц и коленями.

Стопа. нормальная, уплощенная, плоская. Состояние свода стопы при массовых обследованиях определяется на глаз. При хорошем своде стопа имеет грубую желтую кожу у основания пальцев, по наружной поверхности стопы и на пятке, т. е. на тех частях стопы, которые служат опорой при стоянии и ходьбе. Наоборот, внутренняя поверхность нормальной стопы покрыта более нежной белой кожей. При плоской стопе внутренняя сторона стопы имеет также желтую грубую кожу.

Суммируя антропометрические показатели с данными наружного осмотра, можно произвести оценку физического развития.

Функциональная проба сердца и легких (п. 26). При занятиях физкультурой и спортом занимающемуся часто приходится иметь дело с большими и даже предельными мышечными нагрузками. Вопрос о применении больших и предельных нагрузок решается в соответствии не только с физическим развитием спортсмена и состоянием его здоровья, но и со степенью приспособленности организма к нагрузкам по различным показателям. Состояние подготовленности организма к физическим нагрузкам может учитываться по функциональным пробам. Существует ряд функциональных проб: ортостатическая, ортоклиностатическая, проба Штанге, проба Штанге и Гейнча, проба ГЦИФ1( (Государственный центральный институт физической культуры), проба Кушелевского, проба Дешина и Котова.

С помощью перечисленных проб учитывается реакция физкультурника на стандартную мышечную нагрузку по данным частоты пульса, дыхания и кровяного давления.

В практике массового медицинского обследования физкультурников по форме № 227 применяется функциональная проба с 20 приседаниями в 30 секунд. Проводится она следующим образом: обследуемый садится с левой стороны врача или медсестры с тем, чтобы правой рукой они имели возможность записывать свои наблюдения. При спокойном состоянии обследуемого определяют:

  • а) дыхание за 1 минуту (подсчитывают в течение 30 секунд, а затем цифру умножают на два, например 8х2=16);
  • б) пульс за 10-секундные отрезки считают до тех пор, пока не будет повторяться три раза подряд одна цифра (например, 14, 14, 13, 13, 13) или при высокой лабильности пока не будет установлена какая-то закономерность (например, 14, 13, 12, 13, 14, 13, 14);
  • в) характер пульса (хорошего, удовлетворительного, слабого наполнения и напряжения);
  • г) максимальное и минимальное артериальное кровяное давление по методу Короткова. Все данные заносят в карту.

При измерении пульса нужно, чтобы рука обследуемого с предплечьем находилась на столе, а не была на весу.

При измерении кровяного давления необходимо правильно наложить манжетку (плотно, без складок, с расправленной лентой), накачивать воздух не резко, а мелкими сжатиями кисти, накачивая, слушать звучание артерии, с тем чтобы прекратить накачивание после исчезновения звукового феномена.

Затем обследуемый встает и, не снимая манжетки, делает стандартную мышечную нагрузку: 20 полных приседаний в 30 секунд. В момент приседаний обследуемый поднимает руки вперед, выпрямляясь, опускает их. Сделав 20 приседаний, обследуемый садится на прежнее место, и врач или медсестра подсчитывает его пульс в течение первых 10 секунд и записывает в первую верхнюю клетку карты. От последнего счета приседания до начала подсчета пульса должно пройти не более 5 секунд.

Записав пульс за первые 10 секунд, повторно измеряется и записывается кровяное давление в соответствующей графе карты. На измерение кровяного давления отводится 50 секунд. Таким образом заполняется первая минута.

Со второй минуты (второй столбик сетки) подсчитывается пульс каждые 10 секунд и заносится в соответствующую клетку сетки. Подсчет пульса за 10-секундные отрезки производится до тех пор, пока не получатся стойкие (три раза) цифры исходной величины. После этого измеряется кровяное давление в третий раз.

Затем дается характеристика выполнения обследуемым функциональной пробы: выполнил с трудом, приседания неполны, выполнил легко и т. д.

В заключение обследуемый делает еще несколько приседаний (5—10), врач выслушивает его в положении лежа и стоя и данные записывает в соответствующую графу (тоны чисты, систолический шум на верхушке лежа и т. д.).

Врачебно-педагогические наблюдения

Наблюдение за состоянием здоровья занимающихся физкультурой и спортом не может быть ограничено только периодическими медицинскими осмотрами. Медицинские работники, в том числе и медицинские сестры, должны посещать практические занятия и тренировки, в процессе которых они делают дополнительные наблюдения, уточняющие состояние здоровья и степень тренированности занимающихся. Это позволяет правильно распределить занимающихся по возрасту, медицинским группам, физической подготовленности и т. д.

В процессе наблюдения за занятиями медицинские работники выявляют такие моменты, как перегревание, одышка, побледнение, явления переутомления и т. д. которые требуют дополнительного медицинского обследования отдельных занимающихся. Кроме того, медицинский работник, посещая занятия, анализирует их с точки зрения правильности их построения распределения нагрузки по разделам занятия или тренировки, дает санитарно-гигиеническую оценку занятия или тренировки (освещение, вентиляция, температура, загрязненность воздуха, состояние снарядов, одежды, обуви занимающихся и т. д.).

Закончив наблюдения, медицинский работник с преподавателем или тренером обсуждает замеченные недочеты и определяет мероприятия по их искоренению.

Санитарно-гигиенический надзор

Санитарный надзор за спортивными сооружениями (залы, стадионы, катки, лыжные станции, водные станции и др.) осуществляется органами Государственной санитарной инспекции и органами санитарно-противоэпидемической службы в соответствии со специальными указаниями.

Санитарный надзор за физкультурными сооружениями бывает предварительный и текущий. Предварительный санитарный надзор проводится в каждом сезоне перед открытием сооружения (каток, зал, стадион и др.) Текущий санитарный надзор осуществляется органами государственной санитарной инспекции в процессе" эксплуатации данного сооружения. Медицинские работники должны следить за тем, чтобы данное спортивное сооружение отвечало предъявляемым к нему санитарно-гигиеническим требованиям, бороться за выполнение этих требований, прибегая в крайних случаях к вызову Государственной санитарной инспекции, которая имеет право накладывать взыскание на виновных.

Особое внимание медицинских работников должно быть направлено на мероприятия, которые могут быть проведены собственными силами. Вполне устранимые недостатки, как неисправный гимнастический снаряд, плохая уборка помещения, недостаточность освещения, непросушенная обувь на лыжной станции, могут явиться причиной тяжелых травм и заболеваний.

Медицинское обслуживание спортивных мероприятий

Участие в соревнованиях является одним из составных элементов работы по физкультуре и спорту. Сдача норм на значок ГТО и нормативных требований по государственным программам по физическому воспитанию проводится в форме соревнований. Соревнование — это метод работы, метод освоения спортивных достижений и навыков. Спортсмен систематически, регулярно работает над совершенствованием спортивных навыков, которые он демонстрирует на соревнованиях.

Участие в соревнованиях требует максимального напряжения не только нервно-мышечного аппарата, но и всей высшей нервной деятельности участника. В связи с этим всякое спортивное соревнование является предметом особого медицинского наблюдения.

Соревнования по своей значимости могут быть различными: соревнование в процессе очередного занятия по физическому воспитанию, соревнование между отдельными школьными группами, соревнование между школами в пределах своего района, межрайонные соревнования, междугородные, городские и областные, союзные и, наконец, международные соревнования. Чем большую значимость имеет соревнование, тем тщательнее должно быть организовано его медицинское обслуживание. Если на соревновании, проводимом в плане урока по физическому воспитанию, медицинский работник обычно не присутствует, то в соревнованиях между школьными группами медицинская сестра или врач уже принимает активное участие в организации соревнования, являясь заместителем главного судьи соревнования.

Характер, организация и методика медицинского обслуживания спортивных соревнований определяются также видом спорта. Так, например, в поднятии тяжестей, в борьбе или в боксе участвует незначительное количество соревнующихся, в то время как в «россах очень много участников. Одни соревнования проводятся в помещении или на площадке, и медицинское обслуживание ограничивается только данным объектом, при других соревнованиях (кроссы, бег на длинные дистанции и т. д.) требуется организация медицинской службы на всем пути следования спортсменов.

Вид спорта и характер соревнования определяют организацию, содержание и методику медицинского обслуживания. Медицинский работник, готовясь к медицинскому обслуживанию спортивного соревнования, заблаговременно должен выяснить, с какими преимущественно жалобами к нему будут обращаться спортсмены, какие травмы возможны при данном виде соревнования, чтобы подготовить все необходимое для качественной подачи первой медицинской помощи. Так, при проведении лыжного кросса обычно обращаются с потертостями ног или с отморожениями, во время легкоатлетических соревнований — со ссадинами, ушибами и растяжением связочного аппарата.

При организации медицинского обслуживания необходимо предусмотреть транспортировку нуждающихся в ближайшее лечебное учреждение.

Местонахождение медицинского пункта должно быть хорошо известно участникам и, кроме того, отмечено красным крестом, как и пути подхода к нему.

По окончании соревнования медицинский работник должен составить краткий отчет о медицинском обслуживании данного соревнования, в который включает медицинские замечания об организации соревнования, его проведении, обращаемости в медицинский пункт и т. д. Этот отчет приобщается к общему отчету о данном соревновании.

Медицинская сестра очень часто бывает ответственным лицом за медицинское обслуживание соревнования, самостоятельно обеспечивая весь комплекс необходимых мероприятий. В других случаях она работает под руководством врача, отвечая за определенный участок работы (медицинский пункт, санитарный пост, транспортировка пострадавших и т. д.).

Спортивный травматизм

Спортивными травмами называются травмы, полученные при занятиях физической культурой и спортом (ссадины, ушибы, растяжения, вывихи, ожоги, отморожения, переломы и др.).

Причины, вызывающие травмы, могут быть разбиты на следующие группы (по Крячко):

  • I группа — недостатки материально-технического оснащения:
    • а) мест занятий: недостаточно приспособленные для занятий места в отношении размеров, оборудования, распланировки, освещения и т. д. нарушения правил эксплуатации, например, взрыхления почвы в местах приземления при прыжках, раскатанная лыжня, трещины во льду катка, кочковатые маты в гимнастическом зале и пр.;
    • б) снарядов: несоответствие стандартам, неисправности снаряда;
    • в) индивидуального оснащения спортсмена: недочеты обуви, одежды, головного убора, отсутствие защитных приспособлений (щитки, налокотники, маски, шлемы и пр.).
  • II группа — неправильное поведение занимающихся: поспешность, невнимательность, нарушения правил соревнований, лихачество).
  • III группа — недостатки в организации и проведении занятий (соревнований): невыполнение травил, положений и инструкций по проведению соревнований.
  • IV группа — спортивно-техническая неподготовленность или спортивно-техническая неграмотность спортсмена: игнорирование защитных приспособлений, отсутствие разминки, нарушение питьевого и пищевого режима, незнание правил соревнований и т. д.
  • V группа—неосторожность спортсмена: падение, удары, перерастяжение мышц и пр. связанные с резкостью и быстротой, характерными для данного вида спорта, и т. д.
  • VI группа — общее неудовлетворительное состояние занимающихся: утомление, волнение, недостаток тренированности, растерянность, опьянение и т. д.
  • VII группа—неблагоприятная среда: низкая или высокая температура воздуха, высокая влажность, ветер, пыль, дождь, снег и т. п.

Большинство спортивных травм может быть устранено при соответствующем внимании со стороны физкультурного коллектива, органов здравоохранения и всей физкультурной общественности.

Существующее среди некоторой части практических работников по физкультуре мнение о неизбежности травм при занятиях физической культурой и спортом в корне неправильно и даже вредно. Такое мнение воспитывает примиренческое отношение к спортивным травмам вместо борьбы с ними. В каждом отдельном случае спортивных травм медицинский работник обязан настаивать на детальном выяснении причины, вызвавшей травму, добиваться ее устранения, а виновников .привлекать к ответственности.

Профилактика спортивных травм. Борьба со спортивным травматизмом должна вестись по следующим направлениям:

  • а) строгое и точное выполнение правил проведения спортивных мероприятий;
  • б) усиление медицинского контроля (запрещение допуска к занятиям без предварительного медицинского осмотра, строгий учет и соответствующее оформление спортивных травм);
  • в) организация регулярного санитарно-гигиенического контроля за местами проведения занятий и соревнований;
  • г) запрещение допуска к занятиям и соревнованиям без стандартной спортивной обуви и одежды; запрещение использования спортивных снарядов и инвентаря, не отвечающего стандартам;
  • д) обеспечение индивидуальными защитными приспособлениями;
  • е) широкая воспитательная работа с занимающимися физкультурой и спортом;
  • ж) привлечение виновных в возникновении спортивных травм к ответственности в каждом отдельном случае.

Учет спортивных травм. Спортивные травмы подразделяются на:

  • а) легкие — без потери трудоспособности;
  • б) средней тяжести—с потерей трудоспособности на срок свыше 24 часов;
  • в) тяжелые травмы потребовавшие госпитализации пострадавшего;
  • г) спортивные травмы со смертельным исходом.

Все спортивные травмы регистрируются врачом (медицинской сестрой), обслуживающим данное спортивное мероприятие (занятие, соревнование), в специальном журнале, который должен быть при всех спортивных базах, школах, гимнастических залах, лыжных станциях и т. д.

Журнал ведется по следующей форме:

  • 1. Фамилия, имя, отчество.
  • 2. Возраст.
  • 3. Какая получена травма (ушиб, порез, растяжение и др.).
  • 4. Какая оказана медицинская помощь.
  • 5. Подпись оказавшего первую медицинскую помощь.

На травму средней тяжести и тяжелые травмы, помимо общей регистрации, составляется специальное извещение врачом (медицинской сестрой), обслуживающим данное спортивное мероприятие (соревнование, занятие).

При наличии тяжелой спортивной травмы комиссией в составе представителей местного комитета по делам физкультуры и спорта, местного отдела здравоохранения и ответственного за данное занятие (соревнование) в каждом случае составляется подробный акт с исчерпывающим объяснением причин, вызвавших травму, и выявлением виновных в данной травме.

Санитарно-просветительная работа, агитация и пропаганда физической культуры

На медицинских работников возложено проведение бесед со сдающими нормы на значок БГТО и ГТО I ступени по теме «Гигиена, самоконтроль и первая помощь» и со сдающими на значок ГТО II ступени по теме «Гигиена физических упражнений и основы борьбы со спортивным травматизмом». Эта работа проводится путем плановых собеседований по разработанной программе. Целесообразно также устраивать лекции по отдельным вопросам физической культуры: как нужно загорать, купаться, как организовать свой досуг, укрепить здоровье и т. д.

В целях пропаганды физической культуры среди местного населения проводятся собеседования, доклады, лекции, выпускаются стенные газеты, делаются выставки, освещающие оздоровительное и воспитательное значение физической культуры. Вся санитарно-просветительная работа проводится с помощью домов санитарного просвещения, а агитация и пропаганда физической культуры — комитетов физической культуры и спорта.

Учет и отчетность

Документация и учет (заполнение карточек по лечебной физкультуре, учет эффективности, ежедневный учет прошедших медицинский осмотр, отчет о посещении того или другого физкультурного объекта — площадки, лыжной станции и др.) являются необходимой частью работы, которая проводится по строго определенной форме.

На основании повседневного учета составляются сводные отчеты (месячные, годовые) в вышестоящие организации. Медицинская сестра должна хорошо знать учетные формы и уметь правильно их заполнять, так как вся повседневная регистрация выполняется непосредственно ею или при ее активном участии.