Руководства, Инструкции, Бланки

Мокик Дельта Рмз-2124 Руководство По Эксплуатации img-1

Мокик Дельта Рмз-2124 Руководство По Эксплуатации

Категория: Руководства

Описание

Дельта» (РМЗ,01)

Как оформить мотоцикл без документов

"Наиболее больной для любителя автомотостарины вопрос это - как быть, если нашёл, у кого то, интересующий автомобиль или мотоцикл, а документов (техпаспорта) у продавца нет совсем?

Наш коментарий и возможные пути решения этой, весьма распространённой, проблемы: Показать полностью…

1) С продавцом нужно обязательно подписать договор хотя бы в простой письменной форме: Я, Иванов Иван Иванович, дата и год рождения, проживающий там то, паспорт такой то номер, выдан там то и тогда то, продал Сидрову Сидору Сидоровичу, дата и год рождения, проживающему там то, паспорт такой то номер, выдан там то и тогда то, автомобиль (мотоцикл) марки такой то, модели такой то, такого то года выпуска, двигатель номер такой то (или "не установлен", или "без номера"), шасси номер такой то, кузов номер такой то, цвет такой то, за договорную сумму столько то рублей. Подписи. Дата. Место составления (город, село). Очень хорошо было бы, чтобы снизу под Договором этим свидетель этой сделки подписался бы. Самое лучшее чтобы это был, какой нибудь, родственник или сосед продавца.

Всё. Вы уже прикрыли, случись чего, свой зад. И плюсом: вы теперь (с момента подписания этого простенького, но, Договора) законный собственник вашего раритета. Делать такой договор нужно всегда. Непременно. А не делать его - это верх легкомыслености.

Можно, кроме Договора, взять "Расписку о получении денег по договору купли-продажи автомобиля такого то".

Дополнительно можно взять и "Объяснительную" в которой продавец указал бы откуда у него сей аппарат был. Обычно пишут отец (дед) подарил (либо оставил по наследству). Ёще пусть продавец укажет: а документов, мол, не было (либо потерялись, сгорели, утонули). Теперь вы ещё и "добросовестный приобретатель".

2) Далее, если хотите ездить на вашем старинном автомобиле или мотоцикле, можно попробывать получить ПТС в ГИБДД. В ГИБДД есть старинная инструкция, в которой сказано: "Основанием к выдаче техпаспорта является ЛЮБОЙ документ о законности приобретения транспортного средства". А так как у вас есть теперь документ "Договор купли-продажи", составленный и подписанный в соответствии с Гражданским Кодексом РФ, вы подайте Заявление в ГИБДД по вашему месту жительства - "Я собственник такого то автомобиля (или мотоцикла) прошу выдать мне ПТС и государственные номерные знаки. Копию договора купли-продажи автомобиля прилагаю."

Далее будет два варианта (это зависит только от правовой грамотности работников ГИБДД):

- вам выдают новенький ПТС;

- вам незаконно отказыват в выдаче ПТС.

Если отказывают - обязательно добейтесь письменного отказа! И идите в суд по вашему месту жительства. И пишите в суд Исковое заявление: "Конституция гарантирует гражданам свободу передвижения. А чиновник в ГИБДД таком то отказывет мне в этом Праве - не даёт ПТС, дающий мне право передвигать мне на принадлежащем мне транспортном средстве по просторам нашей необъятной страны! Прошу суд обязать ГИБДД исполнить Конституцию РФ и выдать мне ПТС на моё транспортное средство." Копию своего заявления в ГИБДД о выдаче ПТС и копию отказа ГИБДД приложите. Уплатите пошлину (она небольшая).

Суд, обычно, принимает положительное решение. Отделение ГИБДД, обычно, радо Решению суда - т.к. теперь и работникам отделения ГИБДД есть чем оправдаться, о выданом вам ПТС, в случае проверки отделения ГИБДД вышестоящим органом."

Работа двухтактного двигателя немыслима без системы выпуска, в которую органически входит и глушитель. Он не только выполняет функцию, вытекающую из названия, — уменьшает шум выхлопа, но и существенно влияет на такие характеристики мотора, как мощность, крутящий момент, экономичность. Рассмотрим типичную конструкцию глушителя, схематически показанную на рисунке. Показать полностью…

Передняя его часть имеет вид длинного конуса, а задняя — цилиндра. У места их соединения (сечение II) установлена внутренняя деталь в виде сравнительно короткого обратного конуса. Участок между сечениями I и II нередко называют мощностным, поскольку он в значительной степени определяет настройку мотора на заданный диапазон рабочих оборотов и влияет на другие.

Участок II—III служит главным образом для шумоглушения. Здесь устанавливают «акустический фильтр», который может иметь разные конструктивные особенности, но выполняет одну задачу: резко снижает уровень шума и одновременно изменяет его тембр на более благоприятный для слуха. Тем, кому приходило в голову пустить двигатель без выпускной системы, знакомы крайне неприятные ощущения от резкого звука выхлопа.

Шумоглушащая часть тоже в некоторой мере влияет на работу двигателя. В частности, от нее зависят давление и температура газов на мощностном участке, а следовательно, и протекание продувки цилиндра, сгорания, выхлопа и пр.

Несмотря на то, что происходящие в глушителе процессы давно изучены теоретиками и существуют методы их расчета, на деле конструирование глушителя — вещь сложная, в которой немалое место отводится экспериментальной работе. В поисках наилучшей конструкции мотозаводы иногда испытывают десятки вариантов глушителя.

Теперь, не вдаваясь в лишние тонкости, представим себе, что происходит в глушителе на участке I—II, мощностном.

Когда над верхней кромкой поршня открывается выпускное окно, в него с огромной скоростью устремляются отработавшие газы и в выпускной трубе за ним резко повышается давление. Волны давления движутся в газовой среде со скоростью звука (для этой среды). В глушителе, учитывая температуру газа, эта скорость составляет около 500 м/с. Такая волна давления, покинув срез выпускного окна, достигает препятствия на своем пути — обратного конуса и, отразившись от него (вспомните эхо!), движется обратно к окну. Если она вернется к нему в нужный момент, когда продувка заканчивается и начинается активный процесс выброса в окно свежей горючей смеси (крайне нежелательный), волна давления, подойдя к окну, выполнит роль своеобразного клапана, препятствующего такому выбросу. В результате увеличится наполнение цилиндра, а потому — и мощность.

Предположим, волне в направлениях туда и обратно нужно преодолеть путь 1 м, на что понадобится 0,002 с. Это время не зависит от оборотов двигателя, зато время, на протяжении которого открыто окно, непосредственно связано с оборотами. Вот почему система выпуска может быть настроена и даст положительный эффект лишь при определенных оборотах двигателя, когда времена движения волны, давления и открытого состояния окна совпадают или близки, а не во всех возможных диапазонах оборотов.

Поток отработавших газов обладает определенной инерционностью. При положении поршня вблизи нижней мертвой точки, когда выпускные и продувочные окна полностью открыты, в трубе за выпускным окном появляется разрежение, благодаря чему выпускная система способствует отсасыванию отработавших газов из цилиндра, улучшая его продувку. Следовательно, в момент нахождения поршня около НМТ от выпускного окна по трубе устремляется волна разрежения. Дойдя до места расширения канала, то есть до начала прямого конуса, она отражается обратной волной разрежения. Вернувшись к окну в расчетный момент, определенный конструктором, эта волна обеспечивает лучшую очистку цилиндра от остаточных газов.

Размеры глушителя, форма прямого и обратного конусов существенно сказываются на характеристиках двигателя. Изменяя эти элементы, можно в ряде случаев добиваться улучшения работы двигателя в требуемом диапазоне оборотов без существенных потерь мощности на других, например максимальных. Стремление расширить диапазон оборотов, при которых выпускная система дает положительный эффект, приводит к усложнению конструкции глушителя — мотоциклист может обнаружить в нем, кроме основных элементов, о которых уже сказано, дополнительные перегородки, трубки и т. п.

В эксплуатации от состояния системы на участке I—II (наличия вмятин, пробоин, наслоений нагара, нарушения крепления деталей) может сильно зависеть мощность мотора. Известны случаи, когда из-за отложений нагара в конце выпускной трубы и в начале прямого конуса максимальная скорость мотоциклов ЯВА-350, «ИЖ-Планета», «Юпитер» снижалась на 20—30 км/ч, что равносильно падению мощности мотора вдвое! Соответственно ухудшались приемистость, динамика разгона и тяговое усилие, ощущаемое на подъемах. Словом, езда на таком мотоцикле вряд ли кому-либо доставляла удовольствие. Отметим, при снижении мощности, вызываемом такими причинами, обязательно возрастает расход топлива.

Дело здесь не только в уменьшении сечения канала из-за отложения нагара, сколько в нарушении его формы, вследствие чего ухудшается работа системы выпуска как целого. Об этих особенностях невредно помнить тем, кто необдуманно вмешивается в конструкцию глушителя. Не менее наивно поступают и те, кто глушители, скажем, ЯВЫ пытаются приспособить к своему ИЖу или наоборот.

Шумоглушащая часть II—III имеет определенное расчетное сопротивление, и пока глушитель новый, все в нем согласованно, нормально работает. Когда же элементы акустического фильтра — перегородки с отверстиями, сверления, каналы и т. д. — обрастут слоем нагара, сопротивление этой части системы резко увеличивается, что вызывает повышение давления и температуры на участке I—II и соответственно скорости движения волн давления и разрежения. В итоге характеристика мотора изменяется в нежелательном направлении — мощность падает, а максимум ее сдвигается в сторону более высоких чисел оборотов.

Очистка акустического фильтра обычно не представляет проблемы. Как правило, этот элемент легко извлечь из глушителя, после чего его обжигают в пламени, скажем на костре, до полного сгорания остатков смол, масла и т. п. После этого достаточно слегка постучать по элементу, чтобы сухой нагар (зола) с него осыпался.

С самим глушителем — сложнее. Тут можно поступать по-разному. Наслоения в передней части при желании можно чистить и просто механическим способом, вынув из глушителя патрубок и воспользовавшись подходящим скребком, отверткой. Патрубки чистят при помощи стального «ерша», выпускные окна и канал в цилиндре — скребками.

Очень эффективен способ очистки глушителя выжиганием. Но приемлем он лишь для хромированного глушителя, окрашенный может обгореть. Хромированная поверхность, если она чистая, обычно не страдает, а некоторое пожелтение легко устраняется полировкой. Глушитель устанавливают или подвешивают вертикально над источником огня, например горящей тряпкой, пропитанной бензином. В глушителе, как в дымовой трубе, возникает сильная тяга воздуха, поэтому вскоре загораются жирные отложения внутри, а над верхним концом появляются языки пламени. В течение нескольких минут в глушителе сгорает все, что способно гореть. После этого нужно лишь дать ему остыть, а затем осторожно обстучать его деревянным бруском. Сухой шлак высыпется наружу.

Глушители некоторых спортивных мотоциклов, для которых по условиям соревнований допускается более высокий уровень шума, устроены проще. Как правило, у них нет (или почти нет) шумоглушащей части, и в сущности весь глушитель состоит из прямого и обратного конусов, входного и выходного патрубков, да короткой цилиндрической части. Глушитель кроссового мотоцикла в связи с особыми требованиями к размещению на такой машине может иметь довольно сложную конфигурацию. Шум в результате получается достаточно сильный, но он не идет ни в какое сравнение с шумом мотора, у которого вообще нет выпускной системы.

В заключение напомним, что эксплуатировать дорожные мотоциклы, мотороллеры и мопеды, уровень шума которых превышает величину, установленную заводом, запрещается. Поэтому нельзя удалять из глушителя акустический элемент.

Другие статьи

МОКИКИ РМЗ

МОКИКИ РМЗ-2.124. «Дельта». РУКОВОДСТВО ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ

Добавлено: 15:57 / 05.09.11


РИЖСКИЙ МОТОЗАВОД «САРКАНА ЗВАЙГЗНЕ»
МОКИКИ РМЗ-2.124, РМЗ-2.124-01 И ИХ МОДИФИКАЦИИ
РУКОВОДСТВО ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ РМЗ-2.124-00.00.000 РЭ



ВНИМАНИЮ ПОКУПАТЕЛЕЙ И ТОРГУЮЩИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

При покупке мокика совместно с продавцом проверьте соответствие номеров изделия и двигателя на мокике с указанными в свидетельстве о приемке и гарантийных талонах. На мокике номер изделия нанесен на табличке, расположенной на рулевой колонке, а номер двигателя — на передней части правой половины картера. Проверьте комплектность мокика.
Торгующая организация обязана провести предпродажную подготовку и представить покупателю мокик технически исправным и подготовленным к эксплуатации. Для этого необходимо распаковать; расконсервировать; установить снятые при упаковке детали; отрегулировать; проверить на работоспособность; сделать отметку о продаже. Полный перечень работ и правила подготовки к розничной продаже устанавливаются ОСТ 37.004.011-84.

Крепление фонаря заднего к кронштейну осуществляется двумя винтами М5Х12 с шайбами 5.65Г, подсоединение проводов к фонарю — посредством колодки двухконтактной для наружных штекеров, которая закрывается резиновым кожух

Обратить внимание на крепление руля. Руль крепится с помощью замка руля (Рис. 1) к передней вилке мокика.

Рис. 1. Замок руля.
1 — руль; 2 — головка; 3 — основание; 4 — прижим; 5 — гайка.

1. ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ

Мокик рассчитан на одного человека и перевозку груза на багажнике до 15 кг по дорогам с различным покрытием.
Мокики комплектуются следующими двигателями:
Мокик РМЗ-2.124М — В501М
Мокик РМЗ-2.124-01М — В50М

Перед началом эксплуатации мокика изучите настоящее руководство по эксплуатации, содержащее основные сведения, необходимые для правильной эксплуатации мокика и рассчитанное на владельцев, имеющих достаточные знания об общем устройстве и принципах работы механизмов мокика, а также необходимые навыки его вождения. В руководстве изложены основные правила и технологические приемы разборки и сборки наиболее ответственных узлов. В целях вашей безопасности необходимо знать правила дорожного движения и дорожные знаки.
Конструкция мокика постоянно совершенствуется, поэтому отдельные узлы и агрегаты могут несколько отличаться от описанных в настоящем издании.

Мокик РМЗ-2.124-02 - B501M, Мокик РМЗ-2.124-03 - В50М. - экипажная часть с дополнительными принадлежностями и улучшенной отделкой

2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ
Масса (сухая), кг, не более ___________________ 57
Максимальная скорость, км/ч __________________ 50
Емкость топливного бака, л, не менее ___________ 6,0
Контрольный расход топлива, л (на 100км),
не более ___________________________________ 2,2
Двигатель В501 и его модификации
Диаметр цилиндра, мм ________________________ 38
Рабочий объем цилиндра, см3 _________________ 49,8
Максимальная эффективная мощность,
кВт (л. с.)
В501М, В50М ________________________________ 1,47 (2,0)
Карбюратор _________________________________ К60В

Воздухоочиститель - с бумажным фильтрующим элементом
Топливо - смесь бензина А-76 или А72 с маслом М-12ТП в соотношении 50:1 для обкатанного двигателя, в соотношении 33:1 в период обкатки или с маслом МГД-14М в соотношении 33:1 для обкатанного двигателя, в соотношении 25:1 в период обкатки. Допускается применять бензин с октановым числом до 86 и масло ДВ-АСЗп-10В (М-6э/ЮВ) или АСЗп-10 или масло М-8В в соотношении 33:1 для обкатанного двигателя, в соотношении 20:1 в период обкатки.
Смазочный материал для коробки передач - масло всесезонное: см Топливо, зимой: М-8В
Переключение передач:
ножное В501М
или ручное В50М

Число ступеней в коробке передач ____________ 2
Главная передача ___________________________ роликовой цепью Пр-12,7-1820-1

Объем масла в коробке передач, Л _____________ 0,50
Свеча зажигания ____________________________ А17В
Переключатель света с кнопкой сигнала _________ П25-А
Выключатель зажигания _______________________ П201
Шины _______________________________________ 2,50/85-16

Основные данные для регулировок и контроля

Зазор между электродами свечи, мм ____________________________ 0,4—0,6
Свободный ход конца рычага управления сцеплением, мм _________ 5—10
Свободный ход конца рычага управления передним тормозом, мм ____ 5—10
Величина прогиба цепи между звездочками, при усилии 10±2Н, мм ___ 5—15
Свободный ход педали ножного тормоза, мм ______________________ 20—40
Давление в шинах колес при эксплуатации, мПа (кгс/м2)
переднего колеса ____________________________________________ 0,18 (1,8)
заднего колеса ______________________________________________ 0,20 (2,0)

3. КОМПЛЕКТ ПОСТАВКИ
Наименование ____________________________________ Количество

Мокик _________________________________________________ 1
Запасные части
Кольцо поршневое _______________________________________ 2
Компенсатор тормозной колодки ____________________________ 4
Соединительное звено ____________________________________ 1
Лампа АКГ6-15 ___________________________________________ 2
Инструмент водителя с сумкой
Вороток _________________________________________________ 1
Лопатка шинная __________________________________________ 1
Ключ комбинированный ___________________________________ 1
Ключ торцовый 22X20,8 ___________________________________ 1
Ключ торцовый 13X17 _____________________________________ 1
Ключ торцовый 10X14 _____________________________________ 1
Ключ ниппельный _________________________________________ 1
Ключ специальный ________________________________________ 1
Отвертка _________________________________________________ 1
Принадлежности
Аптечка для ремонта шин ___________________________________ 1
Насос ____________________________________________________ 1
Руководство по эксплуатации _______________________________ 1
Снятые при упаковке детали и сборочные единицы
Зеркало заднего вида ____________________________________ 1 или 2
Кронштейн номерного знака с крепежом _______________________ 1
Свеча зажигания ___________________________________________ 1
Наконечник свечи __________________________________________ 1
Спидометр с корпусом _______________________________________ 1
Фонарь задний _____________________________________________ 1
Кожух для колодки двухконтактной ___________________________ 1
Колодка двухконтактная для наружных штекеров _______________ 1
Винт М5Х12 для крепления заднего ___________________________ 2
Шайба 5.65Г фонаря ____________________________________ 2
Рычаг переключения (при ножном переключении передач) ________ 1
Держатель насоса с крепежом _________________________________ 2

4. ТРЕБОВАНИЯ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ
Перед каждым выездом проверьте действие тормозов, работу сцепления, переключения передач и освещения. При необходимости отрегулируйте их. Резкое торможение производите в исключительных случаях. При езде в дождливую погоду возможно попадание воды на тормозные колодки, что уменьшает эффективность торможения. Для восстановления тормозных свойств просушите тормоза при движении легким притормаживанием. Не допускайте перегрева двигателя, движение мокика с перегретым двигателем может привести к заклиниванию двигателя, поломке поршневых колец. Категорически запрещается охлаждать двигатель водой.
При заправке мокика топливом не допускайте течи бензина, не зажигайте спичек, не курите, не мойте руки бензином.


5. УСТРОЙСТВО И РЕГУЛИРОВКА ОСНОВНЫХ МЕХАНИЗМОВ МОКИКА

Органы управления и приборы (Рис. 2)
Рычаг управления сцеплением 1 предназначен для разъединения и плавного соединения двигателя с силовой передачей.
Для включения первой передачи следует выжать рычаг управления сцеплением 1 и повернуть рукоятку 7 на себя до упора, для включения второй — от себя до упора. В двигателе В501М первая передача включается нажатием рычага переключения передач вниз, вторая — перемещением рычага вверх. Нейтральное положение находится между первой и второй передачами.
Передним тормозом следует пользоваться совместно с задним ножным тормозом. Рычаг управления задним тормозом расположен с правой стороны около подножки водителя.
Остановка двигателя производится поворотом рычажка выключателя 6 в крайнее правое или левое положение.

Рис. 2. Органы управления и приборы
1 — рычаг управления сцеплением; 2 — переключатель света с кнопкой звукового сигнала;
3 — спидометр; 4 — рычаг управления передним тормозом; 5 — рукоятка управления дросселем карбюратора;
6 — выключатель зажигания; 7 — рукоятка управления переключением передач; 8 — зеркало заднего вида.

Особенности обслуживания двигателя
При снятии цилиндра переместите поршень в нижнюю мертвую точку (НМТ).
Отверстие в картере во избежание засорения закройте чистой тряпкой.
При установке цилиндра следите за правильным положением поршневых колец (концы колец должны упираться в установочные штифты, запрессованные в канавки поршня). На сферической поверхности поршня выбита стрелка, обращенная в сторону выхлопного отверстия гильзы цилиндра.
Четыре гайки крепления головки затягивайте крест-накрест (крутящий момент 0,60—0,75 кгс м через два приема).

Рис. 3. Двигатель (разрез)
1 — головка цилиндра; 2 — цилиндр; 3 — левая половина картера; 4 — крышка картера левая; 5 — сцепление; 6 — механизм управления сцеплением; 7 — ведущая шестерня; 8 — ведомая шестерня; 9 — блок шестерен 10 - вал вторичный; 11 — шестерня I передачи; 12 — рычаг переключения передач; 13 — механизм переключения; 14 — шатун; 15 — пружина кикстартера; 16 — шайба пружины кикстартера; 17 — кольцо; 18 - кольцо 021-025-2-0; 19 — шестерня пускового механизма; 20 — муфта храповая; 21 — пружина храповой муфты; 22 — муфта переключения передач; 23 — вал кикстартера; 24. — шестерня II передачи; 25 - поводок ведущий; 26 — поводок ведомый; 27 — шестерня ведущая; 28 - шестерня спидометра; 29 — звездочка ведущая 30 — коленчатый вал; 31 — генератор; 32 — крышка картера правая 33 — правая половина картера; 34 — шатуна коленвала; 35 - палец, 36 — кольцо компрессионное; 47 - поршень; 38 - свеча зажигания.

Для удаления нагара на деталях поршневой группы необходимо снять головку цилиндра и цилиндр, установить поршень в положение ВМТ, закрыть отверстие картера чистой тряпкой и снять поршневые кольца. Затем осторожно алюминиевым или пластмассовым скребком удалите нагар.
Для замены поршневых колец снимите кольца с поршня при помощи трех стальных полосок. Полоски просовываются под кольцо (одна посередине, две — под концы замка кольца). Вставьте снятое кольцо в верхнюю часть цилиндра (на глубину примерно 10 мм) и измерьте зазор в замке кольца Если зазор превышает 0,8 мм, кольца следует заменить. (Нормальная величина зазора — 0,2 мм). Удалите нагар с канавок и установите кольца при помощи трех стальных полосок.
Для проверки правильности регулировки сцепления выключите его и включите одну из передач, заднее колесо мокика при этом должно свободно проворачиваться, при включенном сцеплении коле-со не должно проворачиваться.
Если свободный ход рычага не укладывается в регулировочные данные, отрегулируйте его поворотом упора, установленного на тросе управления сцеплением. При ввертывании упора свободный ход рычага увеличивается и наоборот.
Если износ дисков сцепления значителен и свободный ход рычага нельзя отрегулировать поворотом упора, отрегулируйте его путем сокращения длины троса. Для этого отсоедините трос от рычага на нижней части двигателя, отпустите винт крепления сухаря троса и передвиньте его в сторону оболочки.
При нарушении работы ручного механизма переключения передач отрегулируйте его путем увеличения или уменьшения натяжения троса, поворотом упора, установленного на тросе управления переключением передач. Если вторая передача не включается, значит свободный конец троса мал. Упор надо ввернуть в гайку регулировочную. Если первая передача не включается, значит свободный конец троса велик и упор следует вывернуть. Если отрегулировать механизм переключения не удается, сократите длину троса так же, как в случае регулировки сцепления. Доступ к рычагу переключения передач открывается после снятия правой крышки картера. При правильно отрегулированном механизме переключения передач, поставленном в нейтральное положение, во время работы двигателя не должен возникать звук трения муфты о шестерни.
Смену масла в коробе передач производите при прогретом двигателе через первые 500 км, а затем регулярно через 1500 км пробега в следующем порядке: выверните пробки заливного отверстия и сливного отверстия; слейте отработанное масло; вверните пробку сливного отверстия и залейте приблизительно 250см3 масла; вверните пробку заливного отверстия; дайте двигателю проработать 3—5 минут, попеременно включайте передачи. Слейте отработанное масло, выверните винт, закрывающий контрольное отверстие, и залейте приблизительно 500 см3 чистого масла (уровень масла должен совместиться с контрольным отверстием).

Рис. 4. Схема карбюратора.
1 — корпус; 2 — крышка; 3 — рычаг взаимосвязи; 4 — направляющая троса; 5 — пружина дросселя; 6 — дроссель; 7 — винт упора дросселя; 8 — отверстие холостого хода; 9 — канал разбалансировочный; 10 — канал дренажный; 11 — распылитель; 12 — камера поплавковая; 13 — жиклер; 14 — поплавок; 15 — клапан топливный; 16 — фильтр; 17 — крышка фильтра; 18 — винт качества; 19 — заслонка воздушная; 20 — канал воздушный; 21 — втулка воздушная; 22 — утопитель поплавка.

Регулировка оборотов холостого хода и расхода топлива производится винтом упора дросселя 7 (рис. 4) и винтом качества 18. Оба винта находятся с правой стороны карбюратора. Регулировку производите в следующей последовательности: до пуска двигателя вращением винта 7 установите дроссель в такое положение, чтобы между его основанием и нижней образующей смесительной ка-меры был зазор 2—2,5 мм, т. е. вверните винт до упора и выверните на 2 оборота. Винт 18 полностью заверните, а затем выверните на 1—1,5 оборота. После пуска и прогрева двигателя винтом 7 установите минимально устойчивые обороты холостого хода. Винтом 18 найдите такое положение, в котором при резком открытии дросселя двигатель быстро развивает обороты, работает устойчиво.
Категорически запрещается промывать карбюратор ацетоном и другими растворителями, а также прочищать жиклер и калиброванные отверстия проволокой или другими металлическими предметами.
Уход за воздушным фильтром заключается в периодической очистке его бумажного элемента продувкой воздухом при помощи насоса. Бумажный элемент допускает не более трех продувок. После 6000 км пробега бумажный элемент замените. Предохраняйте бумажный элемент от попадания на него масла, бензина. Для снятия фильтрующего элемента отверните болт, снимите крышку и извлеките фильтрующий элемент.

В процессе эксплуатации мокика регулировка зажигания не требуется, так как момент зажигания установлен на заводе и отмечен риской на картере двигателя, с которой совпадает нижняя кромка выемки на посадочном диаметре статора генератора. Если риска не совпадает с кромкой выемки, установите зажигание: ослабьте винты крепления статора генератора, нижнюю кромку выемки на статоре установите против риски на картере, после чего затяните винты. Оптимальное опережение зажигания — 1,2—1,4 мм до ВМТ.
Необходимо только следить за натяжением винтов крепления статора к картеру и периодически проверять зазор между ротором генератора и датчиком, который должен быть в пределах 0,3—0,5 мм.

Электрооборудование
Регулировку звукового сигнала производите вращением винта на передней крышке сигнала.
Момент включения лампы сигнала торможения должен осуществляться при перемещении рычага привода заднего тормоза. Регулировку момента включения лампы производите путем перемещения выключателя сигнала торможения вперед или назад. Схема электрооборудования дана на рис. 5.

Рис. 5. Схема электрооборудования.
1 — генератор; 2 — блок коммутатор-стабилизатор БКС; 3 - звуковой сигнал; 4 - фара; 5 - переключатель; 6 -задний Фонарь; 7 - выключатель сигнала торможения; 8 - трансформатор; 9 - помехоподавательный наконечник; 10 — свеча зажигания; 11 - выключатель зажигания;
Допускается замена расцветки одного провода другой расцветкой, не входящей в данный жгут.

Вилка передняя (Рис. 6)
Регулировку подшипников рулевой колонки производите в собранном состоянии. Для этого отпустите контргайку 12 и вращением гайки 11 добейтесь положения, когда отсутствует ощутимый люфт в подшипниках и поворот вилки осуществляется без заеданий.

Рис. 6. Вилка передняя
1 — болт; 2 — верхний мостик; 3 — пружина; 4 — втулка капроновая;
5 — остов вилки; 6 — втулка; 7 — труба внутренняя; 8 — чехол;
9 — подшипник 876707; 10 — шайба защитная; 11 — гайка; 12 — контргайка.


При разборке передней вилки выверните болт 1 и труба внутренняя 7 с пружиной 3 выходят вниз. Таким же образом выньте другую трубу. Пружину от трубы отсоедините вращением против часовой стрелки.

Рис. 7. Втулка заднего колеса
1 — пружина тормозных колодок; 2 — диск тормозных колодок; 3 — рычаг реактивный; 4 — ось колеса; 5 — гайка; 6 — сальник; 7 — шарикоподшипник 201; 8 — гайка регулировочная; 9 — контргайка; 10 — рычаг; 11 — втулка распорная; 12 — колодка тормозная; 13 — звездочка ведомая; 14 — крышка; 15 — болт стяжной; 16 — крышка; — втулка внутренняя; — гайка специальная М17; 19 — шарикоподшипник 203; 20 — резиновый амортизатор.

Колеса
Колеса мокика взаимозаменяемы.
Для вывода заднего колеса из зацепления с ведомой звездочкой, при его снятии, необходимо вынуть реактивный рычаг 3 (рис. 7) и переместить колесо влево. В случае возникновения осевого или радиального биения обода устраните его регулировкой натяжения спиц. Регулировку осуществляйте поворотом спицевых ниппелей с помощью специального ключа, имеющегося в комплекте инструмента.
Для демонтажа шины снимите колесо и выпустите воздух из камеры, ногами наступите на покрышку со стороны, противоположной вентилю, и вдавите в углубление обода. По обеим сторонам вентиля вставьте шинную лопатку и рукоятку специального ключа и перетяните борт покрышки через борт обода. Дальнейший демонтаж производите одной лопаткой.
Починку камеры производите согласно инструкции, прилагаемой к мотаптечке.
При монтаже шин наденьте ободную ленту, если она была снята, полностью закрыв все головки ниппелей. Присыпьте тальком внутреннюю поверхность покрышки. Поместите часть одного борта покрышки в углубление обода, наденьте при помощи лопатки и ключа весь борт покрышки на обод и сдвиньте его к борту обода. Вложите слегка накачанную камеру внутрь покрышки так, чтобы не было складок и вентиль вошел в отверстие обода Наденьте второй борт покрышки со стороны, противоположной вентилю, и, придерживая ногами покрышку в таком положении, руками заправьте ее борт на обод примерно на две трети окружности обода. Наступите на покрышку ногами так, чтобы заправленная часть борта вошла в углубление обода, и при помощи лопатки и ключа заправьте борт до конца. Подкачайте камеру и постучите по всему периметру шины, пока она не сядет равномерно по всей окружности обода, накачайте камеру до требуемого давления.
Эксплуатация мокика с заниженным давлением в шинах, а также превышение нагрузки приводят к дефекту «излом каркаса».

Тормоза
Для регулировки переднего тормоза на диске тормозных колодок установлен упор. При вывертывании упора свободный ход рычага уменьшается, при завертывании — увеличивается. После регулировки упор контрится гайкой.
Тормоз заднего колеса регулируется так же, как и тормоз переднего колеса, упором на диске тормозных колодок заднего колеса.
В процессе эксплуатации тормозные колодки изнашиваются, и тогда тормозной механизм невозможно отрегулировать приведенным выше методом. Износ тормозных колодок можно компенсировать установкой компенсаторов под упоры колодок. Грязные, замаслившиеся колодки промойте чистым бензином.
Цепная передача
Для регулировки натяжения цепи ослабьте гайки заднего колеса 5 и 18 (Рис. 7), отпустите контргайки 9 и вращением гаек 8 с обеих сторон отрегулируйте натяжение цепи. Затяните контргайки 9 и гайки заднего колеса 5 и 18.
При регулировке следите за тем, чтобы заднее колесо находилось в одной плоскости с передним колесом. Перекос устраняется вра-щением регулировочных гаек 8.
Если цепь растянулась на столько, что указанным способом отрегулировать ее невозможно, следует укоротить цепь на два звена, но не более.
Пружина замка должна быть установлена неразрезанным концом в сторону движения.

6. ПРАВИЛА ЭКСПЛУАТАЦИИ МОКИКА

Подготовка мокика к эксплуатации
Смазку с наружных поверхностей удалите мягкой тканью, смочен-ной в бензине, и протрите насухо. Расконсервация двигателя: вы-верните пробку, закрывающую отверстие в цилиндре; залейте через свечное отверстие 40—60 г бензина или топливной смеси, затем с помощью кикстартера несколько раз проверните коленчатый вал, чтобы удалить залитую смесь. Свечу промойте в бензине, высушите и вверните в головку цилиндра вместо пробки.

Перед началом эксплуатации проверьте затяжку креп-ления всех соединений; наличие масла в коробке передач и топлива в баке; правильность регулировки механизмов переключения передач, сцепления, тормозов; давление воздуха в шинах; натяжение цепи и спиц колес; работу приборов освещения и сигнала.
Обкатка мокика
Обкатка производится в течение первых 1000 км пробега. Следует руководствоваться следующими правилами: начинать движение только после прогрева двигателя; не прогревать двигатель на больших оборотах; возможно меньше ездить на первой передаче. Скорость движения не должна превышать на первой передаче — 15 км/ч; на второй передаче — 30 км/ч. Во избежание перегрева двигателя, особенно летом, через каждые 15—20 км делайте остановку на 10—15 минут, двигатель выключайте. Не перегружайте двигатель, избегая езды по тяжелым дорогам.

Запуск двигателя
Перед запуском, после длительного перерыва в эксплуатации, включите, первую передачу и прокатите мокик вперед и назад два—три раза, выжав муфту сцепления. Если сцепление работает исправно, двигатель можно запускать. Откройте бензокраник.
Бензокраник имеет три положения: открыто, резерв, за-крыто. Запуская холодный двигатель, нажмите на утопитель поплавка 22 (рис. 4), до вытекания топлива и закройте воздушную заслонку 19. При запуске прогретого двигателя нажимать на кнопку и закрывать заслонку не надо.
Убедитесь, что рукоятка или рычаг переключения пе-редач. находится в нейтральном положении. Запуск двигателя осуществляется нажатием ноги на педаль шатуна кикстартера.
Не запускайте двигатель на подставке во избежание ее поломки.

Вождение мокика
Для трогания с места выключите сцепление и включите первую передачу; поворотом рукоятки управления дросселем карбюратора на себя медленно увеличивайте обороты двигателя, одновременно плавно отпускайте рычаг управления сцеплением. Резкое включение сцепления может вызвать поломку деталей двигателя.
Разогнав мокик до скорости 15 км/ч, включите вторую передачу. Для этого нужно выключить сцепление, одновременно уменьшить обороты двигателя и включить вторую передачу. Затем плавно отпустите рычаг управления сцеплением и увеличьте обороты двигателя.
Не следует длительное время ездить на первой пере-даче, так как двигатель перегревается, быстро изнашивается и перерасходуется топливо.
При переходе со второй передачи на первую необходимо уменьшить обороты двигателя («сбросить газ»), снизить скорость до 10—15 км/ч, выключить сцепление, включить первую передачу и, плавно отпуская рычаг управления сцеплением, одновременно «прибавить газ».
Внимание! Переключение со второй передачи на первую при скорости движения, превышающей 15 км/ч, не допускается, это приводит к поломке коробки передач.
Торможение можно производить с помощью двигателя, уменьшая его обороты при включенном сцеплении Когда скорость мокика снизится до 10—15 км/ч, выключите сцепление и тормозами, остановите мокик. Рукоятку или рычаг управления переключением передач поставьте в нейтральное. положение. После остановки двигателя за-кройте бензокраник.

7. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ МОКИКА
Техническое обслуживание через первые 500 км пробега
1. Проверьте затяжку крепления головки цилиндра, выхлопной трубы, карбюратора, генератора, крышек картера, глушителя, задней вилки, передней вилки, колес, двигателя.
2. Смените масло в коробке передач.
3. Промойте отстойник бензокраника.
4. Проверьте работу механизмов переключения передач, сцепления, тормозов.
5. Проверьте натяжение цепи и спиц колес.
Техническое обслуживание через каждые 1500 км пробега
1. Произведите все работы технического обслуживания,
2. предусмотренные после пробега первых 500 км.
3. Проверьте зазор между электродами свечи
4. Промойте карбюратор.
Техническое обслуживание через каждые 3000 км пробега
1. Произведите все работы технического обслуживания, предусмотренные после пробега 1500 км.
2. Очистите фильтрующий элемент.
3. Очистите от нагара головку цилиндра, выхлопное окно, поршень и глушитель.
4. Очистите тормозные колодки.
5. Промойте цепь в керосине и проварите ее в графитовой смазке.
Сезонное техническое обслуживание
1. Смажьте троса управлений и гибкий вал спидометра.
2. Смажьте подшипники колес, рулевой колонки и ведомой звездочки цепной передачи.
3. Смажьте внутренние трубы передней вилки.
4. Промойте бензобак.
Чистка и смазка мокика
Чистку мокика производите сразу после поездки. Лакированные и хромированные части промойте водой и протрите сухой мягкой тканью.
Смазку узлов производите солидолом. При смазывании необходимо удалить старую смазку, промыть детали в керосине.
В оболочки тросов закапайте масло и несколько раз сработайте рычагами для лучшего проникновения масла внутрь оболочки.
Цепь промойте в керосине и погрузите на 10—15 минут в смесь солидола и графита (5%), подогретую до 60—70°С. Затем удалите излишки смазки. Если графит отсутствует, можно применять чистый солидол
Примечание. Для смазки всех узлов можно применять Литол 24.

8. ПРАВИЛА ХРАНЕНИЯ МОКИКА
При подготовке мокика к длительному хранению необходимо: тщательно вымыть его; освободить бак и карбюратор от топлива, бак ополоснуть маслом; хромированные части смазать бескислотным вазелином. В цилиндр через отверстие для свечи залить 20—30 г моторного масла и провернуть несколько раз коленчатый вал двигателя. Давление в шинах снизить до 0,8 кгс/см2 и мокик поставить на подставку.

9. ВОЗМОЖНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ И МЕТОДЫ ИХ УСТРАНЕНИЯ
Наименование неисправности, внешнее проявление
Вероятная причина
Способ устранения

Двигатель не заводится.
а) нет подачи топлива в карбюратор;
Засорились: отверстие краника, фильтр отстойника или топливопровод.
б) не образуется нормальная топливная смесь.
При составлении топлива не перемешаны бензин и масло.
Разобрать и прочистить систему подачи топлива.
Тщательно перемешать топливную смесь

Двигатель не заводится или заводится плохо и работает с перебоями
Неисправна свеча.
Трещина изолятора свечи.
Наличие на электродах и изоляторе масла, нагара.
Неправильно установлено зажигание.
Неисправен блок коммутатор-стабилизатор БКС.
Заменить или прочистить свечу.
Отрегулировать зажигание. Заменить БКС.

Слабая искра на электродах свечи или ее отсутствие. Все остальное исправно.
Пробита изоляция вторичной обмотки высоковольтного трансформатора.
Заменить высоковольтный трансформатор.

Зажигание исправно, но при запуске вспышек в цилиндре нет или они редки.
Большое количество конденсата топлива в кривошипной камере.
Перекрыть бензокран, полностью открыть дроссельную заслонку и продуть двигатель, нажав на кикстартер.
Плохая компрессия:
а) нарушена герметизация между головкой цилиндра и цилиндром;
б) сильный износ рабочих поверхностей цилиндра, поршня и поршневых колец.
Подтянуть крепление головки, при необходимости заменить прокладку. Ремонтировать двигатель в мастерской

Двигатель заводится, но глохнет или не принимает нагрузку.
В топливный бак не проходит воздух.
Прочистить дренажное отверстие в пробке топливного бака

Двигатель дымит.
Неисправен левый сальник коленчатого вала или нет герметичности между кривошипной камерой и коробкой передач.
Ремонтировать двигатель в мастерской.

Двигатель заводится с трудом. Заведенный двигатель работает «вразнос»
Неисправен правый сальник коленчатого вала.
Нарушена герметичность картера в местах соединения его половинок.
Повреждена прокладка между цилиндром и картером.
Снять генератор, заменить сальник.
Затянуть винты, предварительно ослабить гайки крепления цилиндра.
Снять цилиндр, сменить прокладку.

Двигатель работает с перебоями.
Неравномерная подача топлива. Вода в топливе.
Загрязнен или пропускает топливо игольчатый клапан карбюратора.
Течь поплавка.
Прочистить систему питания.
Сменить топливо.
Прочистить игольчатый клапан.
Заменить или отремонтировать поплавок.

Двигатель перегревается и не развивает полную мощность.
Недостаточное содержание масла в топливе.
Много нагара на головке цилиндра и днище поршня.
В системе выпуска, включая окно, цилиндра, накопилось много нагара.
Соблюдать пропорции масла и бензина в топливе.
Снять головку цилиндра и очистить от нагара.
Снять глушитель и очистить систему выпуска от нагара.

Двигатель стучит. При запуске рычаг кикстартера отдает в ногу.
Раннее зажигание.
Установить нормальное зажигание.

Сильный нагрев выхлопной трубы, возможны выстрелы в глушителе и густой дым выхлопа.
Позднее зажигание.
Богатая смесь.
Установить нормальное зажигание.
Отрегулировать карбюратор.

Хлопки в карбюраторе, чихание горячего двигателя.
Бедная смесь.
Отрегулировать карбюратор.

Люфт колеса вдоль оси и биение колеса в плоскости рамы.
Износ подшипников колес.
Обрыв спиц. Неравномерное натяжение спиц
Заменить подшипники.
Заменить оборванные спицы и отрегулировать натяжение спиц.

При включении не горит фара или (и) задний фонарь.
Неисправны лампы.
Неисправен переключатель света.
Неисправна проводка.
Заменить лампы.
Отрегулировать или заменить переключатель.
Отремонтировать или заменить проводку.

Свет фары мигающий.
Неисправность в патроне фары.
Проверить крепление проводов, зачистить контакты.