Руководства, Инструкции, Бланки

Письмо Об Увеличении Сметной Стоимости Образец img-1

Письмо Об Увеличении Сметной Стоимости Образец

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Как правильно увеличить сметную стоимость строительства коэффициентами, учитываемыми техническими частями сборников сметных расценок, вот о чем думает

Сметное ценообразование в строительстве Увеличить стоимость сметы:
  • Расценками;
  • Коэффициентами:
  • из общих положений к сборникам;
  • из приложений к сборникам ;
  • из МДС-ов.
  • Индексами;
  • Лимитированными затратами:
  • ВЗиС;
  • налоговыми платежами;
  • ЗУ;
  • Нормативами НР и СП;
  • Методом составления.
Примеры увеличения стоимости сметы согласно действующих нормативов ТСНБ

В практике сметчика нередко возникает необходимость отрегулировать стоимость сметы в ту или иную сторону. И если с задачей по уменьшению сметной стоимости можно справиться довольно легко, подкорректировав объемы либо применив специальный уменьшающий коэффициент, то увеличить расчетные показатели грамотно и в рамках действующих нормативов ценообразования в строительстве способны далеко не все. Выражение «увеличить стоимость по смете» часто трактуется в негативном контексте: якобы подрядчик стремится завысить цену договора для получения дополнительной выгоды. Между тем, в некоторых случаях необходимость в увеличении сметной стоимости обусловлена объективными факторами: например, когда фактические затраты на выполнение строительных работ превышают издержки их аналогов, отраженных в расценках. Такое случается при использовании новых технологий в индустрии строительства и ремонта, когда прямых расценок на данные работы пока не разработаны, а подбираемые аналоги даже с учетом замены материалов не вполне отражают фактические издержки. Важно помнить, что работа по регулированию стоимости локального расчета должна производиться в рамках действующей системы расчетных строительных нормативов: с применением корректных коэффициентов, индексов, расценок

Как увеличить сметную стоимость строительства коэффициентами, учитываемыми техническими частями сборников расценок.

Итак, если расценки отражают учтенные проектом строительные и ремонтные работы в нужном объеме, целесообразно проверить то, насколько грамотно применены в расчете коэффициенты, лимитированные затраты и индексы перевода в текущие цены. Нередко сметчики не учитывают коэффициенты, отражающие фактические условия проведения строительных работ, указанные в техчастях и приложениях к сборникам расценок. Между тем, грамотное комплексное использование данных показателей позволяет увеличить итоговую стоимость в рамках действующих правил осмечивания без добавления дополнительных работ и материалов. Коэффициенты варьируются согласно видам СМР на несколько основных типов:

1) для работ, осмечиваемых по строительным сборникам (ФЕР/ГЭСН 1-47);

2) для работ, осмечиваемых по ремонтным сборникам (ФЕРр/ГЭСНр 51-69);

3) для работ, осмечиваемых по монтажным сборникам (ФЕРм/ГЭСНм 1-40);

4) для работ, осмечиваемых по пусконаладочным сборникам (ФЕРп/ГЭСНп 1-9);

5) прочие коэффициенты и начисления.

К факторам, способным существенно увеличить стоимость по смете, относят проведение строительных и других работ на высоте, превышающей стандартные нормативы, наличие вредных условий производства и пр. В подавляющем большинстве сметных расчетов дополнительные начисления подобного типа не производятся, поскольку под стандартные, учтенные расценками условия проведения работ подходит довольно широкий диапазон сопряженных со строительством моментов. Например, частью 15 строительного сборника ГЭСН предусмотрено использование при проведении отделочных работ стремянок, инвентарных столов, приставной лестницы в помещениях с высотой потолков до 3,5 м, причем для остекления этот параметр увеличивается до 8 м. При облицовке плиткой, камнем и оштукатуривании фасадов подразумевается, что данная работа будет производиться уже с готовых лесов. Если в проекте на строительство обосновывается необходимость возведения лесов специально для оштукатуривания либо другой отделки фасадов, расходы на данные цели рассчитываются согласно части 8 того же сборника. Таким образом, возможность по добавлению в смету стоимости возведения лесов для работ на высоте определяется согласно проектным данным и тому набору работ, который в них отражен.

Наиболее часто используемыми в практическом смысле коэффициентами, позволяющими увеличить сметную стоимость, являются корректировки на стесненность и производство строительных работ при капитальном ремонте. В комплексе они отражают усложненные условия проведения строительства при работе в действующих зданиях, наличии загруженных подъездных путей и пр. Другим способом увеличение стоимости сметы является компилирование расценок. Например, требуется осметить оштукатуривание фасадов с армированием сеткой – выбираем расценку ГЭСН 15-02-001 – улучшенная штукатурка по камню фасадов цементно-известковым раствором, таким образом, учитывая данные работы в смете. При этом состав данной расценки содержит наряду с подготовкой поверхности непосредственно нанесение цементно-известкового раствора с затиркой и разравниванием, вытягивание тяг и уход за штукатуркой. Можно посчитать, что армирование сеткой заложено в подготовке поверхности, однако в номенклатуре материалов данной расценки не содержится ничего, кроме цементно-известкового раствора и воды. Техническая часть по отделке в данной расценке не предусматривает фасадное оштукатуривание с армированием сеткой и рекомендует учитывать его по нормативу ГЭСН 15-02-036 - Штукатурка фасада по сетке, содержащей армирование тканой сеткой с ее обмазкой. Применяя данные расценки комплексно на основании рекомендаций техчасти сборников и прочей справочной литературы, сметчик может увеличить итоговую стоимость корректно и рационально. Данный пример демонстрирует широкие возможности применения комплексности в сметном ценообразовании, позволяющей составлять грамотные с технической точки зрения и адекватные текущим строительным расходам сметы.

Copyright © 2016 Сметное бюро "СМЕТА-ПРОФ" Тел. +7952-827-6903 или +7918-980-4447 E-mail: krasnodar-smeta@inbox.ru

Видео

Другие статьи

Увеличение стоимости строительства! Форум сметчиков - Ценообразование в строительстве - Сметчик ру - Сметный портал - Все для сметчика

sovik. Лучший выход для Вашей организации сейчас- нанять юриста, специализирующегося по вопросам строительства, Градостроительного кодекса и т.д.
То, что Вы такие серьезные вопросы пытаетесь выяснить на уровне форума, и то, что не было объектов-аналогов для изучения ( при этом имелись предложения от иностранных фирм). говорит лишь о несерьезности отношения Вашего руководства к данной проблеме.

200?'200px':''+(this.scrollHeight+5)+'px');"> Заказчику писали много писем, но работы не останавливались и велись под кредиты в надежде


Если было уже понимание, что не вписываетесь в средства и был повод для официальных писем заказчику, то и надо было процедуру доводить до конца: письмо--отсутствие реакции со стороны заказчика--подрядчик приостанавливает работы с отнесением убытков, вызванных простоем, на счет заказчика ( в этом случае- Вы защищены законом, и можете вернуть вложенные средства, но отношения однозначно испорчены и Ваша организация в негласном черном списке ).
Из Вышеперечисленного Вами- заказчик прав, условий договора не нарушает и принудить его в судебном порядке оплатить Вам фактическую стоимость работ ( кстати. Ваша смета- прошла экспертизу? ) -Вы не сможете.
П.С.
У Вас не объект капитального строительства получается.

Анализ причин изменения сметной стоимости строительства (к сопоставительной ведомости изменения стоимости строительства) - образец 2016 года

Анализ причин изменения сметной стоимости строительства (к сопоставительной ведомости изменения стоимости строительства)

ИЗМЕНЕНИЯ СМЕТНОЙ СТОИМОСТИ СТРОИТЕЛЬСТВА

(К СОПОСТАВИТЕЛЬНОЙ ВЕДОМОСТИ ИЗМЕНЕНИЯ

Пример пояснительной записки (извлечение)

Проект на строительство учебно-лабораторного корпуса политехнического института в г. _______________________ утвержден приказом Минобразования России от _______________ N ___ со следующими технико-экономическими показателями:

1. Вместимость корпуса - 850 учебных мест

2. Общая площадь земельного участка - 1,23 м2

3. Общая площадь зданий и сооружений - 18120 м2

4. Строительный объем - 112410 м3

5. Общая стоимость строительства (в ценах в соответствии с п. 4.4 настоящих МУ) - 12,21 млн. руб.

- строительно-монтажные работы - 9,14 млн. руб.

- оборудование - 1,79 млн. руб.

6. Стоимость 1 кв. м общей площади - 673,87 руб.

7. Стоимость 1 куб. м здания - 108,62 руб.

8. Продолжительность строительства - 34 мес.

В состав строительства входят:

- спортивные площадки и сооружения;

- внеплощадочный водосток с очистными сооружениями;

- реконструкция водозаборного узла;

- реконструкция канализационной станции перекачки;

- внеплощадочные сети водопровода и теплоснабжения.

В 1997 - 1998 годах, руководствуясь статьей 744 Гражданского кодекса Российской Федерации была проведена корректировка проекта без изменения принципиальных архитектурно-планировочных решений в связи со следующими обстоятельствами:

- повышение энергоэффективности строящихся зданий и сооружений и сокращение расхода тепла при их эксплуатации (Постановление Госстроя России от 21.01.1994 N 18-3; от 21.01.1994 N 18-4; от 04.04.1995 N 18-27; от 11.08.1995 N 18-81; от 11.07.1996 N 18-46; от 02.02.1998 N 18-11);

- изменением технических условий на присоединение наружных коммуникаций;

- необходимого устройства спортсооружений взамен сносимых;

- увеличением объема восстановительных посадок зеленых насаждений;

- уточнением объемов применения природного камня, алюминиевых конструкций;

- изменением функционального назначения отдельных помещений главного корпуса;

- изменением противопожарных норм.

Объемно-планировочные решения откорректированного проекта полностью соответствуют утвержденным в 1993 году.

На стройплощадке проведены подготовительные работы, работы по отрывке котлована, устройству фундаментов и каркаса здания. Всего освоено 5,32 млн. рублей (в ценах 1991 года).

Сводный сметный расчет представлен для переутверждения на сумму 14,84 млн. рублей с превышением по ранее утвержденному проекту на сумму 2,63 млн. рублей.

Увеличение сметной стоимости по главам, объектам и статьям произошло по следующим причинам ("+" - увеличение, "-" - снижение) в ценах 1991 года:

1. Глава 1. Подготовка территории строительства.

+1,86 тыс. рублей - затраты по разбивке основных осей зданий и сооружений в связи с увеличением объемов работ (перетрассировка сетей, появление дополнительных спортивных сооружений);

+10,19 тыс. рублей - затраты, связанные с компенсацией за снос строений, ошибочно пропущенные в утвержденном сводном сметном расчете.

2. Глава 2. Основные объекты строительства.

+203,98 тыс. рублей - затраты по усилению теплозащиты ограждающих конструкций, повышению предела огнестойкости строительных конструкций, перепрофилированию учебных аудиторий в профильные лаборатории и др.

3. Глава 6. Наружные сети и сооружения водоснабжения, канализации, теплоснабжения и газоснабжения.

+114,33 тыс. рублей - перекладка инженерных коммуникаций в связи с изменением технических условий МУП "Водоканал" от ____________ N __________ .

4. Глава 7. Благоустройство и озеленение территории.

+13,11 тыс. рублей - затраты по вырубке деревьев с участка застройки главного корпуса (ошибочно не включенные в утвержденный сводный сметный расчет), а также кустарника с мест устройства спортивных сооружений;

+117,33 тыс. рублей затраты на посадку деревьев взамен вырубаемых (письмо местной администрации от __________ N __________) и др.

Аналогичный анализ и обоснование затрат приводится по всем главам, объектам и статьям сводного сметного расчета стоимости строительства.

Частный юрист Алексей Тимофеев - Превышение сметной стоимости при строительстве по госконтракту

Превышение сметной стоимости при строительстве по госконтракту

Какие последствия имеет превышение сметной стоимости строительных работ по договору подряда в результате проведения подрядчиком дополнительных работ либо использования им большего количества материала, когда увеличение общей стоимости работ предварительно не согласовано с заказчиком? Речь идет о госконтракте, в который нельзя вносить изменения. Как в данном случае следует правильно оформить изменение стоимости контракта?

Для ответа на вопрос были использованы следующие документы и нормативно-правовые акты:

  1. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 26.01.1996 г. № 14-ФЗ (в ред. от 23.07.2013 г.)// «Собрание законодательства РФ» 29.01.1996, № 5, ст. 410
  2. Федеральный закон от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ (в ред. от 02.07.2013 г.) «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»// «Российская газета» № 163, 28.07.2005
  3. Постановление Госстроя России от 05.03.2004 г. № 15/1 (в ред. от 01.06.2012 г.) «Об утверждении и введении в действие Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации»// «Ценообразование и сметное нормирование в строительстве» № 8, 2004 (приложения 1-8)
  4. Постановление ФАС Уральского округа от 28.06.2005 г. № Ф09-1866/05-С4 по делу № А60-37566/2004-С1// СПС Консультант+
  5. Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 11.01.2009 г. № Ф08-7936/2008 по делу № А32-9637/2008-37/64// СПС Консультант+
  6. Письмо Минэкономразвития РФ от 04.12.2008 N Д05-5503// СПС Консультант+
  7. Письмо Минэкономразвития РФ от 10.11.2009 г. № Д22-1256// СПС Консультант+

Исходя из предоставленной Вами информации мы провели анализ действующего законодательства и особенностей судебной практики по интересующему Вас вопросу и можем ответить следующее:

Согласно общему правилу, закреплённому в ст. 743 ГК РФ, подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объём, содержание работ и иные требования, и со сметой, определяющей цену работ, которые являются неотъемлемой частью договора строительного подряда и содержат оговоренные сторонами (заказчиком и подрядчиком) существенные условия договора. При этом при определении стоимости сметных работ по договору строительного подряда подрядчиком должен соблюдаться рекомендуемый Государственным Комитетом РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу порядок ценообразования и сметного нормирования в строительстве, который включает в себя специфические сметные нормативы, необходимые для определения сметной стоимости строительства, содержащиеся в Методике определения стоимости строительной продукции МДС 81-35.2004.

Правоотношения, вытекающие из договоров строительного подряда, заключенных для целей государственных и муниципальных нужд, регламентируются Федеральным законом от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», ст. 9 которого содержит указание на установление твердой цены государственного контракта, которая не может изменяться в ходе его исполнения за исключением указанных в законе случаев. Ст. 768 ГК РФ устанавливает приоритет Гражданского кодекса РФ в регулировании отношений по государственным или муниципальным контрактам на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд, указывая, что соответствующее законодательство применяется только в части не урегулированной Гражданским кодексом РФ.

Согласно п. 3, ст. 744 ГК РФ подрядчик вправе требовать в соответствии со ст. 450 ГК РФ пересмотра сметы, если по независящим от него причинам стоимость работ превысила смету не менее чем на 10%.

Но так как заказчик освобождается от возмещения убытков подрядчика, если докажет отсутствие необходимости в проведении дополнительных работ, увеличение сметной стоимости строительства должно согласовываться подрядчиком с заказчиком в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 743 ГК РФ, согласно которому при обнаружении в ходе строительства не учтенных в технической документации работ, повлекшее необходимость проведения дополнительных работ и, как следствия, увеличения сметной стоимости строительства, подрядчик обязан сообщить об этом заказчику, который должен дать своё ответ в течение 10 дней, если иной срок не оговорен в договоре строительного подряда. В отсутствии ответа заказчика на сообщение подрядчика по истечении 10 дней, подрядчик обязан приостановить соответствующие работы с отнесением убытков, вызванных простоем, на счет заказчика.

Данная позиция полностью поддерживается судебной практикой. Например, в Постановлении ФАС Уральского округа от 28.06.2005 г. № Ф09-1866/05-С4 по делу № А60-37566/2004-С1, в Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 11.01.2009 г. № Ф08-7936/2008 по делу № А32-9637/2008-37/64, в Постановлении ФАС Поволжского округа от 06.05.2011 г. по делу № А57-24490/2008 содержатся указания на то, что при наличии документальных подтверждений необходимости проведения дополнительных работ и использования дополнительных материалов, а также при соблюдении подрядчиком установленной ст. 743 ГК РФ процедуры согласования соответствующего увеличения сметной стоимости с заказчиком, подрядчик имеет право на оплату дополнительно выполненной работы.

Но при этом необходимо помнить о том, что речь идёт только о выполнении подрядчиком и оплате заказчиком дополнительных работ и используемых для их выполнения материалов. Изменения сметной стоимости в связи с динамикой инфляционной составляющей не допускаются. О чём неоднократно в своих локальных нормативных актах указывал Минэкономразвития РФ (Письмо Минэкономразвития РФ от 04.12.2008 г. № Д05-5503; Письмо Минэкономразвития РФ от 10.11.2009 г. № Д22-1256).

Изменение стоимости контракта оформляется, согласно ст. 744 ГК РФ, сторонами путём заключения дополнительного соглашения к договору строительного подряда с приложением к нему локального сметного расчёта на дополнительные работы и материалы, который должен быть подписан обеими стронами.

Превышение сметной стоимости строительных работ по госконтракту - договору строительного подряда, которое произошло в результате проведения подрядчиком дополнительных работ или использования им большего количества материала допустимо даже не смотря на соответствующие ограничения в Федеральном законе от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ, только при соблюдении порядка изменения сметной стоимости, установленного ст. 744 ГК РФ, согласно которому подрядчик вправе требовать в соответствии со ст. 450 ГК РФ пересмотра сметы, если по независящим от него причинам стоимость работ превысила смету не менее чем на 10%, только при условии предварительного согласования с заказчиком увеличения сметной стоимости строительства путём направления подрядчиком в адрес заказчика письма с документацией, обосновывающей необходимость увеличения сметной стоимости строительства, на которой заказчик должен ответить в течение 10 календарных дней.

При отсутствии ответа заказчика на сообщение подрядчика по истечении 10 дней, подрядчик обязан приостановить соответствующие работы с отнесением убытков, вызванных простоем, на счет заказчика. А при согласии заказчика на увеличение сметной стоимости строительства, стороны должны подписать локальный сметный расчёт на дополнительные работы и материалы в рамках дополнительного соглашения к договору строительного подряда.

Позвоните сейчас и получите ответ на свой вопрос!

Увеличение цены работы по договору подряда

Гражданское, предпринимательское и семейное право

В статье анализируются причины увеличения цены выполняемой по договору подряда работы (сметы) с точки зрения объективности их возникновения.

Случаи объективного превышения сметы классифицируются на две группы:

  1. вызванные необходимостью проведения дополнительных работ;
  2. обусловленные возрастанием стоимости предоставленных подрядчиком материалов и оборудования, а также оказываемых ему третьими лицами услуг.

Сделан вывод об отсутствии оснований для дифференциации их правового регулирования и предложено предусмотреть для них в законе единые правила.

Подряд представляет собой один из договоров о выполнении работ (п. 1 ст. 702 Гражданского кодекса РФ; далее – ГК РФ). В силу сложности многих выполняемых по этому договору работ, перечень необходимых для достижения их результатов мероприятий при заключении договора может быть определен только приблизительно.

Кроме того, как опосредующий осуществление определенного вида социальной деятельности, подряд не может быть исполнен в момент его совершения, между заключением договора и получением результата работы всегда существует некоторый промежуток времени [3, с. 426]. Зачастую этот договор предусматривает выполнение длительных, состоящих из нескольких этапов работ.

Перечисленные обстоятельства приводят к выводу о том, что в период выполнения работы могут возникнуть обстоятельства, которые повлекут увеличение цены работы. Учитывая данный фактор, российское гражданское право традиционно предусматривает, что цена работы (смета) может являться не только твердой, но также и приблизительной. Такая классификация закреплена и в действующем ГК РФ (п. 4 ст. 709 ).

Приблизительная цена работы означает, что заказчик обязан произвести оплату как в ее пределах, так и при ее незначительном превышении [3, т. 3, с. 435]. Твердая цена по общему правилу не предполагает никаких изменений. Нужно отметить, что ГК РФ впервые в развитии отечественного института договора подряда закрепил презумпцию твердой цены работы (п. 4 ст. 709 ).

Несомненно, что увеличение цены работы может привести к утрате заказчиком интереса в выполнении работы. Но и подрядчик, при объективном возрастании цены, также может утратить свой интерес в оплате выполненной работы, если смета останется прежней.

При этом весьма важно классифицировать причины превышения цены работы в зависимости от их характера на субъективные и объективные [4, с. 532]. К субъективным причинам следует отнести те, которые обусловлены исключительно поведением подрядчика или заказчика. Представляется, что превышение сметы по обстоятельствам, за которые отвечает подрядчик, не может влечь возникновения у последнего права требовать оплаты сверхсметных расходов [6, с. 177].

Напротив, объективные причины возникают в силу обстоятельств, не зависящих от воли сторон договора. Случаи объективного превышения сметы в зависимости от своих причин могут быть классифицированы на две группы:

  1. вызванные необходимостью проведения дополнительных работ;
  2. обусловленные возрастанием стоимости предоставленных подрядчиком материалов и оборудования, а также оказываемых ему третьими лицами услуг.

Такая классификация прослеживается и в законе (п. 5. 6 ст. 709 ГК РФ). При этом названный кодекс дифференцирует указанные варианты с учетом того, о твердой или приблизительной смете идет речь. Так, ситуация увеличения цены работы по мотиву необходимости проведения дополнительных работ предусмотрена только для приблизительной сметы. Наоборот, возрастание цены работы в связи с удорожанием материалов, оборудования, услуг третьих лиц может служить поводом только для увеличения твердой сметы. Хотя в посвященном этому вопросу абз. 2 п. 6 ст. 709 ГК РФ об этом прямо не сказано. Большинство авторов (М.В. Кротов [2, с. 314], О.Н.Садиков [5, с. 282]) полагают, что речь идет об увеличении только твердой цены работы.

Следует отметить, что необходимость названной дифференциации правового регулирования не совсем понятна. Перечисленные выше случаи превышения сметы носят объективный характер, поэтому не связаны с какими-либо упущениями со стороны подрядчика. Между тем указанная дифференциация приводит к достаточно существенным отличиям в объеме прав и обязанностей сторон договора. Так, в случае несогласия с превышением приблизительной сметы по причине необходимости проведения дополнительных работ заказчик вправе отказаться от договора, при этом подрядчик может потребовать уплаты ему цены за выполненную часть работы. О праве подрядчика в такой ситуации отказаться от договора при несогласии заказчика на увеличение сметы в законе ничего не сказано (абз. 1 п. 5 ст. 709 ГК РФ).

Наоборот, при превышении цены работы по причине возрастания стоимости материалов и т.п. закон говорит о том, что при несогласии заказчика на такое превышение подрядчик вправе требовать расторжения договора в судебном порядке (абз. 2 п. 6 ст. 709 ГК РФ). Неясно, почему для таких случаев, в отличие от предусмотренных абз. 1 п. 5 ст. 709 ГК РФ, установлена иная (судебная) процедура прекращения договора. Также в абз. 2 п. 6 ст. 709 ГК РФ ничего не сказано ни о праве заказчика на отказ от договора, ни об его обязанности уплатить цену за выполненную часть работы. Не говорится в данной норме и о том, что подрядчик должен своевременно предупредить заказчика о возникновении обстоятельств, влекущих увеличение сметы.

Думается, что по причине схожести рассматриваемых ситуаций их правовое регулирование должно быть унифицированным как для твердой, так и для приблизительной цены работы. В качестве варианта урегулирования этой ситуации может быть предложен следующий подход.

Поскольку о возрастании сметы в первую очередь должен знать подрядчик, обосновано возложить на него обязанность информировать заказчика о возникшей необходимости превысить смету (твердую – во всех случаях, приблизительную – при существенном превышении). Несогласие заказчика на такое превышение предлагается расценивать как форму его отказа от исполнения договора.

В отношении вопроса о том, должен ли в такой ситуации заказчик уплатить часть цены за выполненную часть работы, необходимо отметить следующее. Как уже было замечено выше, действующий закон предусматривает, что подрядчик вправе требовать оплаты за выполненную часть работы только при отказе заказчика от договора в связи с его несогласием на увеличение сметы по причине необходимости проведения дополнительных работ (абз. 1 п. 5 ст. 709 ГК РФ).

Согласно п. 2 ст. 709 ГК РФ, цена работы императивно состоит из двух элементов –компенсации издержек подрядчика и его вознаграждения. При этом работа выполняется подрядчиком за свой риск. Риск подрядчика, как правило, включает в себя два элемента – риск случайной гибели или повреждения результата работы до его сдачи заказчику и риск невозможности выполнения работы [1, с. 17].

Поэтому как риск возникновения необходимости проведения дополнительных работ, так и риск удорожания материалов, оборудования и услуг третьих лиц понятием «риск подрядчика» не охватывается.

В связи с этим обоснованно полагать, что при прекращении договора ввиду несогласия заказчика на вызванное указанными обстоятельствами увеличение сметы подрядчику должны быть компенсированы некоторые понесенные им в связи с выполнением работы издержки.

Определяя круг этих издержек, необходимо отметить, что прекращение договора подряда в связи с несогласием заказчика на увеличение сметы может произойти на любой стадии развития этого правоотношения. Это означает, что на момент прекращения договора подрядчик за собственный счет может приобрести для выполнения работы некоторые материалы. Более того, на данный момент уже может существовать результат незавершенной работы.

Согласно ст. 729 ГК РФ, принятие результата незавершенной работы является правом, а не обязанностью заказчика. Думается, что аналогичное мнение может быть высказано и в отношении приобретенных подрядчиком за свой счет и предназначенных для выполнения работы материалов.

Поэтому нужно признать, что предоставление подрядчику в случае прекращения договора по рассматриваемому основанию права требовать от заказчика полной компенсации понесенных им в связи с выполнением работы издержек не может быть признано обоснованным. Иначе возникнет ситуация, в которой заказчик, обязанный компенсировать эти издержки, даже при отсутствии своего желания будет вынужден получить от подрядчика приобретенные последним материалы или результат незавершенной работы. Если заказчик не сделает этого, то у подрядчика возникнет неосновательная выгода.

Конечно, подрядчик после прекращения договора не всегда сможет реализовать приобретенные материалы по той цене, по которой он их приобрел. Может не компенсировать полностью его издержек и продажу результата незавершенной работы.

Представляется обоснованным, чтобы перечисленные экономические потери подрядчика в случае отказа заказчика от договора в связи с объективным увеличением сметы компенсировал заказчик. Таким образом, речь должна идти о компенсации заказчиком только тех издержек подрядчика, которые последний не сможет возместить за счет приобретенных им для выполнения работы материалов или созданного им результата незавершенной работы. Если же перечисленное имущество соглашается получить сам заказчик, то он должен компенсировать издержки подрядчика в полном объеме.

В отношении второго элемента цены работы – вознаграждения подрядчика может быть отмечено следующее. В рассматриваемых случаях приводящие к увеличению сметы обстоятельства возникают объективно. Поэтому, если заказчик отказывается от исполнения договора по причине несогласия на увеличение сметы, вряд ли обосновано возлагать на него обязанность уплатить подрядчику какое-либо вознаграждение за выполненную часть работы. Думается, что интересы сторон будут уже в достаточной степени сбалансированы за счет возложения на заказчика обязанности по компенсации указанных издержек подрядчика.

Предложенный выше подход к ситуациям объективного увеличения цены работы позволил бы не только унифицировать их правовое регулирование, но и исключил бы возможность возникновения неопределенности в развитии подрядного правоотношения. Ведь сейчас ГК РФ допускает вариант, когда заказчик не соглашается с превышением сметы, однако от договора не отказывается. В этом случае подрядчику останется либо выполнить работу по первоначальной цене (очевидно, с невыгодой для себя) либо потребовать расторжения договора в судебном порядке в связи с существенным изменением обстоятельств (ст. 451 ГК РФ). Непонятно, для чего создавать такие сложности для добросовестного подрядчика, если речь идет о ситуации, когда заказчик по существу не возражает против прекращения договора, не соглашаясь на вызванное объективными обстоятельствами увеличение сметы.

Как было отмечено выше, в настоящее время закон возлагает на подрядчика обязанность своевременно предупредить заказчика о возникновении обстоятельств, влекущих увеличение сметы, только при необходимости проведения дополнительных работ. Однако вряд ли будет правильным считать, что такое предупреждение не должно быть сделано подрядчиком и в случае увеличения сметы по причине возрастания стоимости предоставленных им материалов, оборудования и.т.д. Иначе заказчик может оказаться в положении, когда он, независимо от своего мнения, будет обязан оплатить существенно увеличившуюся цену работы.

Поэтому может быть сделан вывод о том, что предупреждение подрядчика об обстоятельствах, влекущих объективное увеличение сметы, должно являться своевременным, как это и сказано в законе (абз. 2 п. 5 ст. 709 ГК РФ). При этом под своевременностью предупреждения справедливо понимать его предварительный характер, т.е. подрядчику следует сделать данное предупреждение в разумный срок до начала выполнения им соответствующих дополнительных работ, использования возросших в цене материалов, оборудования и т.д. [1, с. 58–59]. Кроме того, нужно признать, что предупреждение подрядчика о превышении сметы должно быть обоснованным, т.е. быть обусловленным объективными факторами, влекущими увеличение цены работы.

С учетом высказанных соображений, представляется целесообразным внесение изменений в п. 5 и 6 ст. 709 ГК РФ, направленных на унификацию содержащихся в них правил.

  1. Брагинский М.И. Витрянский В.В. Договорное право. М.:Статут, 2005. Кн. 3: Договоры о выполнении работ и оказании услуг. 1053 с.
  2. Гражданское право: учебник для вузов под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М. Проспект, 1997. Ч. 2. 784 с.
  3. Иоффе О.С. Обязательственное право // Избр. тр. в 4 т. СПб. Юрид. центр Пресс, 2004. Т. 3. 837 с.
  4. Комментарий к Гражданскому Кодексу РСФСР / 1964 г. под ред.Е.А.Флейшиц и О.С.Иоффе. М. Юрид. лит. 1970. 824 с.
  5. Комментарий к Гражданскому Кодексу РФ части второй (постатейный) / под ред. О.Н. Садикова. М.:Изд. группа ИНФРА-М, 1996. 800 с.
  6. Советское гражданское право: учебник для вузов / под ред. О.А. Красавчикова. М. Высш. шк. 1985. Т. 2. 544 с.
  1. Braginskij M.I. Vitrjanskij V.V. Dogovornoe pravo. M.:Statut, 2005. Kn. 3: Dogovory o vypolnenii rabot i okazanii uslug. 1053 s.
  2. Grazhdanskoe pravo: uchebnik dlja vuzov pod red. A.P. Sergeeva, Ju.K. Tolstogo. M. Prospekt, 1997. Ch. 2. 784 s.
  3. Ioffe O.S. Objazatel’stvennoe pravo // Izbr. tr. v 4 t. SPb. Jurid. centr Press, 2004. T. 3. 837 s.
  4. Kommentarij k Grazhdanskomu Kodeksu RSFSR / 1964 g. pod red.E.A.Flejshic i O.S.Ioffe. M. Jurid. lit. 1970. 824 s.
  5. Kommentarij k Grazhdanskomu Kodeksu RF chasti vtoroj (postatejnyj) / pod red. O.N. Sadikova. M.:Izd. gruppa INFRA-M, 1996. 800 s.
  6. Sovetskoe grazhdanskoe pravo: uchebnik dlja vuzov / pod red. O.A. Krasavchikova. M. Vyssh. shk. 1985. T. 2. 544 s.

Increase in price of work per a conractor’ agreement

A.V. Nikitin . Ural State Law Academy, 21, Komsomolskaya st. Ekaterinburg, 620137, e-mail: alexey-nikitin@mail.ru

This article discusses the possible reasons for the increase in the price of the contractor’s agreement, among which are the causes of an objective nature. These reasons arise due to circumstances beyond the control of the parties to the contract.

Cases of objective exceeded estimates, depending on its causes can be classified into two groups:

  1. due to the need for additional works;
  2. due to the increased value of contractor-provided materials and equipment, as well as third party services provided by him. The Civil Code differentiates the options named, given that the firm or rough estimates.

The need for the differentiation of legal regulation is not entirely clear. Exceedances of the estimates above are objective, therefore, is not associated with any omissions on the part of the contractor. Meanwhile, the differentiation leads to quite significant differences in the rights and obligations of the parties to the agreement. In case of disagreement with the above rough estimates due to the need for additional works customer is entitled to withdraw from the contract, the contractor may require payment of the price for executed piece of work. On the right of the contractor in such a situation, to withdraw from the contract if the customer does not agree to increase the estimate said nothing in the law. On the contrary, when the price of work due to increasing cost of materials etc. the law says that when the customer does not agree to such excess, the contractor has the right to demand termination of the agreement in court. The law says nothing about the right of the customer to refuse the contract, nor on its obligation to pay the price for your part of the job. Not mentioned and that the contractor shall promptly notify the customer on the occurrence of the circumstances entailing increased estimates.

It appears that due to the similarity of their situations to unify the law for both solid and the approximate prices. As a solution to this situation might be proposed the following approach. Because of the increasing in the price in the first place, the contractor should know reasonably with the duty to inform the customer about the need to exceed estimates (the firm –in all cases, the approximate-with substantial excess). Disagreement on such excess is regarded as a form of non-performance of the contract.

Keywords: contractor’s agreement, price (cost estimate), exceeding estimates, notice to the customer

Ключевые слова: договор подряда, цена работы (смета), превышение сметы, предупреждение заказчика

А.В. Никитин . Соискатель кафедры гражданского права, Уральская государственная юридическая академия, 620137, г. Екатеринбург, ул. Комсомольская, 21, e-mail: alexey-nikitin@mail.ru