Категория: Руководства
Тема 1.16
Основы организации гражданской обороны на предприятии, в организации, в учебном заведении
Система гражданской обороны на объекте создаётся с целью разработки и осуществления мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций техногенного характера, а также защиты сотрудников, материальных ценностей и окружающей среды от опасностей чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
1.1. Функции организации в области ГОВ области гражданской обороны организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации:
Кроме того, организации, имеющие потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующие их, а также имеющие важное оборонное и экономическое значение или представляющие высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время,
Начальником ГО объекта является его руководитель. Он несёт полную ответственность за организацию, состояние и постоянную готовность системы ГОЧС на подчинённом ему объекте. В пределах своих полномочий и в установленном порядке он имеет право:
Для организации и выполнения мероприятий ГО на объекте создаются (рис. 1.1):
Рис. 1.1. Структура системы гражданской обороны на объекте
Количество и состав формирований зависят от масштаба производства и численности рабочих и служащих на объекте. В учебных заведениях формирования ГО (спасательные группы, посты радиационного и химического наблюдения, группы охраны общественного порядка, звенья по обслуживанию убежищ и укрытий) комплектуются из числа преподавателей, обслуживающего персонала и студентов.
Данные органы организуют и проводят работу на основе решения начальника ГО объекта.
Работу штаба ГО возглавляет начальник штаба. являющийся первым заместителем начальника ГО объекта. Начальник штаба ГО несёт полную ответственность за выполнение возложенных на штаб задач.
1.3. Основные документы по организации ГО на объекте и их содержаниеПорядок подготовки к ведению и ведения гражданской обороны в организации утверждается руководителем этой организации в соответствии с Положением об организации и ведении гражданской обороны в организации.
Ведение гражданской обороны в организации (на предприятии) осуществляется на основе Плана гражданской обороны организации (предприятия) (рис. 1.2).
Рис. 1.2. Основные документы по организации и ведению гражданской обороны на объекте
Положение об организации и ведении гражданской обороны в организацииВ Положении обозначаются задачи ГО объекта.
Выписка из Положения, содержащая обязанности по ГО рабочих, служащих и руководителей структурных подразделений, доводится до персонала и является составной частью должностных инструкций сотрудников подразделений.
План ГО объектаПлан работы ГО объекта на мирное время является основным рабочим документом штаба ГО. Он должен содержать:
В качестве приложений к Плану работы ГО объекта разрабатываются:
Обучение населения защите от ЧС осуществляется в рамках единой системы подготовки населения, основы которой изложены в Постановлении Правительства РФ от 2 ноября 2000 г. №841 "Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны". В соответствии с требованиями данного документа перед обучаемыми ставятся задачи:
Лица, подлежащие обучению, подразделяются на следующие группы :
Важной задачей штаба ГО является обучение и подготовка персонала объекта к действиям в ЧС. Процесс обучения является многоуровневым. Он включает в себя:
При приёме на работу производится вводный инструктаж. В этих целях штабом ГО объекта разрабатывается специальное пособие (инструкция вводного инструктажа). Изучение инструкции может проводиться рабочими и служащими непосредственно в подразделении в течение первой недели после трудоустройства. Руководители отдельных служб и подразделений проходят обучение в штабе ГО объекта. Повторные инструктажи с рабочими и служащими проводятся по правилам и в сроки, установленные для инструктажей по технике безопасности.
Выводы по первому учебному вопросу1. На каждом предприятии, в организации, учреждении, учебном заведении создаётся своя, объектовая система ГОЧС. Она является элементом системы РСЧС, системы гражданской обороны Российской Федерации и предназначна для разработки и осуществления мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций техногенного характера, а также защиты сотрудников, материальных ценностей и окружающей среды от опасностей чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
Функции и задачи объектовых систем ГОЧС определены законодательством Российской Федерации.
2. Систему ГОЧС на предприятии (в учреждении, учебном заведении) возглавляет руководитель предприятия (учреждения, учебного заведения), который является начальником гражданской обороны предприятия (учреждения, организации, учебного заведения) и несёт полную ответственность за организацию и проведение мероприятий гражданской обороны на предприятии (в учреждении, учебном заведении).
3. Помимо начальника гражданской обороны, в структуру системы ГОЧС на объекте входят штаб ГО объекта (возглавляется начальником штаба ГО объекта - первым заместителем начальника ГО объекта), эвакуационная комиссия при начальнике ГО объекта, службы ГОЧС объекта, а также формирования ГО объекта.
4. Основными документами по гражданской обороне, разрабатываемыми на предприятии (в организации, учреждении, учебном заведении) являются Положение об организации и ведении гражданской обороны в организации и План гражданской обороны объекта.
5. Подготовка населения, в том числе студентов образовательных учреждений профессионального образования, в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций осуществляется на основе Постановлении Правительства РФ от 2 ноября 2000 г. №841 "Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны".
Защита населения и территорий при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера и опасностей возникающих при военных действиях — является актуальной проблемой государства и общества.
Катастрофы и стихийные бедствия являются постоянно действующими факторами на развитие экономики и политическую ситуацию. Крупнейшие аварии и катастрофы причиняют больший и часто невосполнимый ущерб окружающий среде. Экономические затраты на ликвидации их последствий достигают сотен миллиардов долларов.
Для России защита населения и территорий от ЧП актуальная по ряду причин:Актуальная проблема государства и общества — защита населения и территорий при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, а также от опасностей, возникающих при военных действиях или вследствие их.
По мере развития общества и НТП возрасла роль государства в обеспечении защиты населения и территорий от стихийных бедствий, катарстроф и техногенных аварий. Для успешной борьбы с этими опасными явлениями необходима целенаправленная государственная политика. С этой целью во всем мире создано и активно функционирует большое число международных и государственных организаций, предназначенных для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Их задача обеспечить национальную безопасность государства и его жителей. Созданная в России Единая государственная система предупреждения и ликвидации ситуаций (РСЧС ) удачно вписалась в систему государственного управления и стала востребована обществом.
Развитие РСЧС имеет большую историю и включает несколько этапов. Защита гражданского населения в ходе вооруженной борьбы всегда была одной из важнейших задач. В России пристальное внимание вопросам защиты населения на государственном уровне прежде всего при ведении военных действий стало уделяться уже в ходе Гражданской войны.
Гражданская оборонаГражданская оборона представляет собой систему мероприятий по подготовке к защите и защите населения, материальные и культурных ценностей на территории РФ от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В 1932 году создана местная противоздушная оборона (МПВО). Основная задача МПВО — сведение к минимуму возможных потерь и разрушений и защита населения и территорий от воздействия обычных средств поражения (авиация).
Во время ВОВ МПВО выполняла следующие задачи:Создание МВПО обеспечило в годы ВОВ успешную защиту населения и объектов народного хозяйства.
В 1961 году в связи с появлением ядерного оружия защита населения и территорий стала еще более актуальной задачей. МПВО было преобразовано в граждансную оборону. Система гражданской обороны должна была обеспечить надлежащую защиту населения и территорий от поражающих факторов нового оружия массового поражения.
До 1986 года задачами МПВО-ГО было:Предупреждение и ликвидация ЧП природного и техногенного характера в мирное время как задача перед гражданской обороной не ставились.
Начиная с 1974 года гражданская оборона начала принимать участие в решении задач мирного времени (тушение лесных поражов, предупреждение стихийных бедствий и крупных аварий).
В 1986 году случилась катастрофа на Чернобыльской АЭС. Она принесла много человеческих жертв. Система граждаской обороны не была готова к решению таких задач и было принято решение о реорганизации системы гражданской обороны.
Поскольку предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций связана с проблемами национальной безоспасности в 1990 году был создан Российский корпус спасателей. в 1991 году преобразован в Государственный комитет РСФСР по чрезвычайным ситуациям. После ряда преобразований в 1994 году был преобразован в Министрество Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС) .
Реально задачи защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера начали решаться после принятия 18 апреля 1992 г. Правительством РФ Постановления “О создании Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях”, которая в 1995 г. после принятия федерального закона “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера” была преобразована в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).
Таким образом, МЧС России решала проблемы организации защиты населения и террриторий в ЧС различного характера, а РСЧС была ориентирована на решение зазадч защиты от ЧС природного и техногенного характера. За гражданской обороной была сохранена функция планирования и выполнения мероприятий по защите населения и территорий при угрозе и в случае нападения противника, предупреждение и ликвидации чрезвычайных ситуаций военного времени.
Гражданская оборонаГражданская оборона — система мероприятий по подготовке к защите и защите населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий (ФЗ «О гражданской обороне» от 12.02.98 г.).
В современных условиях гражданская оборона является одним из важных элементов национальной безопасности России, обеспечения выживаемости государства в военное время.
С 1992 г. в России начался новый этап развития гражданской обороны. Впервые принятый федеральный закон «О гражданской обороне» определил основные ее задачи:При ведении военных действий гражданская оборона и Вооруженные силы имеют фактически одну общую цель — совместное обеспечение защиты тыла страны, который в широком понимании представляет всю, не занятую противником и не входящую в зону военных действий территорию государства с его людскими и материальными ресурсами. Но, в отличие от Вооруженных сил, гражданская оборона применяет в целях снижения людских и материальных потерь чисто гражданские, присущие ей одной, большей частью пассивные методы и средства.
Общее руководство гражданской обороной Российской Федерации осуществляет правительство, которое обеспечивает проведение единой государственной политики в вопросах гражданской обороны. Непосредственное управление гражданской обороной возложено на МЧС России. Принятые министерством в пределах своих полномочий решения обязательны для органов государственной власти, субъектов Российской Федерации, местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от принадлежности и форм собственности, а также должностных лиц и граждан.
Структура гражданской обороны на объекте экономикиГражданская оборона на объекте экономики организуется с целью защиты персонала и проживающего вблизи объекта экономки населения от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и военного характера.
Начальником ГО объекта экономики служит его руководитель. Он несет ответственность за организацию ГО на своем объекте и постоянную готовность ее сил и средств к проведению спасательных и других неотложных работ. Начальник ГО объекта подчиняется соответствующим должностным лицам ведомства, в ведении которого находится объект, а в оперативном отношении — вышестоящему начальнику ГО по месту расположения объекта. На крупных предприятиях предусматривается штатный заместитель начальника ГО, который в мирное время является основным организатором всех ее подготовительных мероприятий.
Приказом начальника ГО назначаются заместители по рассредоточению и эвакуации рабочих и служащих, инженерно-технической части и материально-техническому снабжению.
Заместителем начальника ГО объекта по рассредоточению и эвакуации обычно назначается заместитель руководителя по общим вопросам. Он является председателем эвакуационной комиссии, обязанности которого следующие: разработка плана рассредоточения рабочих и служащих, организация подготовки мест в загородной зоне и перевозка туда людей, доставка рабочих смен к месту работы, руководство службой общественного порядка.
Заместителем начальника ГО по инженерно-технической части — главный инженер предприятия, который непосредственно руководит основными службами (аварийно-технической, противопожарной, убежищ и укрытия), а также осуществляет техническое руководство аварийно-спасательными и другими неотложными работами.
Заместителем начальника ГО по материально-техническому снабжению — заместитель руководителя объекта по этим вопросам. Он руководит службой материально-технического снабжения.
На всех объектах создаются штабы по делам ГО и ЧС, которые комплектуются из должностных лиц. Начальник штаба ГО, являясь заместителем начальника ГО объекта, имеет право от его имени отдавать приказы и распоряжения. Он организует устойчивое управление и систему оповещения, разведку, текущее и перспективное планирование, боевую подготовку личного состава формирований, контролирует выполнение всех мероприятий ГО.
ГО организуется на всех объектах народного хозяйства. К объектам народного хозяйства относятся промышленные и сельскохозяйственные предприятия, учебные заведения, учреждения, организации.
Начальником ГО объекта народного хозяйства является его руководитель. Он несет ответственность за организацию ГО на своем объекте и постоянную готовность ее сил и средств к проведению спасательных и других неотложных работ (СиДНР).
Начальник ГО объекта подчиняется соответствующим должностным лицам ведомства, в ведении которого находится объект, а в оперативном отношении — вышестоящему начальнику ГО по месту расположения объекта.
На крупных предприятиях, как правило, предусматривается штатный заместитель начальника ГО, который в мирное время
является основным организатором всех ее подготовительных мероприятий.
Кроме штатного заместителя, приказом начальника ГО назначаются заместители по рассредоточению и эвакуации рабочих и служащих, инженерно-технической части и материально- техническому снабжению. В отличие от штатного заместителя, они не освобождаются от выполнения своих основных обязанностей.
Заместителем начальника ГО объекта по рассредоточению и эвакуации назначается обычно заместитель руководителя по общим вопросам. Являясь, как правило, председателем эвакуационной комиссии, он разрабатывает план рассредоточения рабочих, служащих и их семей, организует подготовку мест в загородной зоне, перевозку туда людей, а также доставку рабочих смен к месту работы, руководит службой охраны общественного порядка.
Заместителем начальника ГО по инженерно-технической части назначается главный инженер предприятия. Он непосредственно руководит службами аварийно-технической, противопожарной, убежищ и укрытий, а также осуществляет техническое руководство СиДНР.
Заместителем начальника ГО по материально-техническому снабжению назначается заместитель (помощник) директора по этим вопросам. Он руководит службой материально-технического снабжения.
На всех объектах, как правило, создаются штабы ГО, которые комплектуются из должностных лиц. Численность штатных работников штаба определяется ведомством, в ведении которого находится объект.
В состав штаба ГО крупного объекта входят: начальник штаба и его заместители (помощники) по оперативно-разведывательной части, боевой подготовке, жилому сектору- В него могут входить и различные специалисты, и представители общественных организаций. На небольших объектах штабы ГО комплектуются из штатных работников и должностных лиц, не освобожденных от их основных обязанностей.
Должность начальника штаба ГО объекта обычно предусмотрена в штатном расписании предприятия. Являясь первым заместителем начальника ГО, начальник штаба имеет право от его имени отдавать приказы и распоряжения. Он организует устойчивое управление и надежно действующую систему оповещения, разведку, текущее и перспективное планирование, боевую подготовку личного состава формирований, осуществляет контроль за выполнением всех мероприятий ГО.
Для решения задач, возлагаемых на ГО, на объектах, располагающих соответствующей базой, создаются следующие службы: оповещения и связи, охраны общественного порядка, противопожарная, медицинская, аварийно-техническая, убежищ и
Служба охраны общественного порядка создается на базе подразделений ведомственной охраны во главе с ее начальником.
На нее возлагается: обеспечение надежной охраны объекта, поддержание общественного порядка при возникновении
чрезвычайной ситуации и во время проведения спасательных и других неотложных работ, наблюдение за режимом светомаскировки.
Служба убежищ и укрытий организуется на базе отделов капитального строительства и жилищно-коммунального. Эта служба занимается разработкой плана размещения рабочих и служащих в защитных сооружениях, организацией строительства, обеспечением готовности убежищ и контролем за правильностью их эксплуатации, участвует в спасательных работах.
Служба противорадиационной и противохимической защиты (ПР и ПХЗ) создается на базе химических и центральных заводских лабораторий. Она осуществляет мероприятия по защите рабочих и служащих, источников водоснабжения, пищеблоков, складов продовольствия от радиоактивных и отравляющих веществ, организует и подготавливает противорадиационные и противохимические формирования и учреждения, осуществляет контроль за состоянием индивидуальных и коллективных средств защиты и специальной техники, организует работу поста радиационного и химического наблюдения (РХН) и осуществляет дозиметрический контроль за облучением и заражением личного состава, проводит мероприятия по ликвидации радиоактивного и химического заражения.
Противопожарная служба организуется на базе подразделений ведомственной пожарной охраны. Она разрабатывает противопожарные мероприятия и осуществляет контроль за их проведением, локализует и тушит пожары, оказывает помощь службе ПР и ПХЗ в дезактивации и дегазации участков заражения.
Аварийно-техническая служба организуется на базе производственного и технического отделов. Она разрабатывает и проводит предупредительные мероприятия, повышающие устойчивость основных сооружений, специальных инженерных сетей и коммуникаций, неотложные работы по локализации и ликвидации аварий на них, разборку завалов и спасение людей.
Медицинская служба организуется на базе медицинских пунктов, медсанчастей и поликлиник. Она обеспечивает постоянную готовность медицинских формирований, составляет и проводит санитарно-гигиенические и профилактические мероприятия, оказывает медицинскую помощь пострадавшим и эвакуирует их в лечебные учреждения, обеспечивает медобслужи- вание семей работающих в местах их рассредоточения.
Транспортная служба создается на базе транспортных отделов и гаражей объектов. Она разрабатывает и осуществляет мероприятия по обеспечению перевозок, связанных с эвакуацией рабочих, служащих и доставкой их к месту работы; организует подвоз сил и средств к очагу поражения для перевозок рабочих, служащих, эвакуации пораженных, а также для других целей ГО.
Служба материально-технического снабжения организуется на базе отдела материально-технического снабжения объекта. Задачами этой службы являются: разработка плана материально-технического снабжения, своевременное обеспечение формирований всеми видами оснащения, организация ремонта техники и различного имущества, подвоз его к участкам работ, хранение и учет, обеспечение продовольствием и предметами первой необходимости рабочих и служащих на объекте и в местах рассредоточения.
Служба энергоснабжения и светомаскировки создается на базе отдела главного энергетика. Начальник службы — главный энергетик объекта. Служба разрабатывает мероприятия, обеспечивающие бесперебойную подачу газа, топлива и электроэнергии на объект, проводит оснащение уязвимых участков энергетических сетей различного рода системами и средствами защиты и неотложные аварийно-восстановительные работы на них, планирует мероприятия по светомаскировке и первоочередным восстановительным работам.
В зависимости от специфики объекта и наличия базы могут создаваться и другие службы, например защиты продовольствия и воды, животных и т. д. Количество служб определяется начальником ГО объекта. На небольших объектах народного хозяйства службы ГО не создаются, их обязанности выполняют отделы данного объекта (отдельные лица), которые руководят созданными формированиями ГО (командами, звеньями, постами).