Категория: Руководства
форма обучения: заочная
финансовая основа обучения: бюджетная и внебюджетная
Область профессиональной деятельности бакалавров включает:
дома народного творчества, школы народной культуры, клубные учреждения, студии, общеобразовательные учреждения, учреждения дополнительного и профессионального образования, государственные, общественные и коммерческие организации, оказывающие поддержку развитию народного художественного творчества
Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются:
Виды профессиональной деятельности:
История любительского театрального творчества, Театральная педагогика и организация студийного театрального процесса, Режиссура, История театра, Актерское мастерство, Сценическая речь, Вокал, Художественное оформление спектакля, Сценическое движение, Грим, Сценография и костюм, Музыкальное оформление спектакля, Методика преподавания спецдисциплин, Теория и история народной художественной культуры, Мировая художественная культура, Педагогика народного художественного творчества, Организация и руководство народным художественным творчеством, и др.
Телефоны для справок:
Знаете другие профессии, подходящие для этой специальности? Сообщите нам!
Эта специальность в других учебных заведениях
28 специальностей: бакалавриат, специалитет, магистратура
Основные отрасли: «изобразительное и прикладные виды искусств», «культуроведение и социокультурные проекты», «образование и педагогические науки», «сервис и туризм», «средства массовой информации и информационно-библиотечное дело»
66 специальностей: бакалавриат, специалитет, магистратура
Основные отрасли: «изобразительное и прикладные виды искусств», «культуроведение и социокультурные проекты», «образование и педагогические науки», «сервис и туризм», «сценические искусства и литературное творчество»
Онлайн тесты ЕГЭ
Профильный модуль: «Руководство любительским театром» (бакалавр)
Форма обучения: очная.
Срок обучения: 4 года.
Бакалавр по направлению подготовки «НХК» включает следующие виды профессиональной деятельности:
В процессе обучения студенты изучают комплекс общеобразовательных, специальных и профессиональных дисциплин в следующих областях:
Область профессиональной деятельности профильного модуля «Руководство любительским театром»:
Условия приема и экзаменационные требования
На отделение принимаются лица с законченным средним или средне- специальным образованием, имеющие опыт работы в художественной самодеятельности или любительском театре. Поступающие должны иметь широкие знания в области культуры, искусства, литературы, иметь необходимый комплекс способностей к театральной режиссуре и актерскому мастерству.
1. Экзамен по специальности
Программа подготовки бакалавра в области народной художественной культуры нацеливает студентов на овладение компетенциями в соответствии с задачами профессиональной деятельности на основе глубокого, всестороннего изучения народной культуры, образования, теории, истории и практики театрального дела, понимания специфики их применения в любительских театральных коллективах.
Выпускники программы готовятся к педагогической, художественно-творческой, методической, организационно-управленческой, культурно-просветительной деятельности в этнокультурных центрах, домах народного творчества, центрах фольклора, клубных учреждения; студиях, коллективах, любительских объединениях народного художественного творчества; общеобразовательных учреждениях, учреждениях дополнительного и профессионального образования.
51.03.02 НХК, Руководство любительским театром ( переходный для 2-4 курсов) З/О
Кафедра театрального творчества и экранных искусств
Данная методическая разработка призвана помочь студентам заочного отделения в их самостоятельной работе в межсессионный период. Она включает в себя содержание занятий первого курса, основные требования к их выполнению, темы контрольной работ, практические задания, требования к итоговому экзамену первого семестра, литературу, а также методические рекомендации.
Работа предназначена для студентов ОГИИК, направления «Народная художественная культура», квалификации «руководитель любительского театра».
Развитие любительского театрального искусства в нашей стране, требует подготовки режиссера, способного руководить работой театрального коллектива на всех ступенях его развития - от студии до самого высокого в творческом и организационном отношении вида театрального коллектива – любительского театра, студии.
Большое значение в процессе воспитания и обучения режиссера имеет идейное и художественное качество драматического материала. Содержание упражнений, этюдов, отрывков из драматических произведений, пьес для учебных и дипломных спектаклей должно способствовать пониманию студентами задач театрального искусства в формировании высоких нравственных качеств человека.
Одним из основных принципов формирования будущего специалиста является органическая связь предметов "Режиссура" и "Мастерство актера". Освоение элементов внутренней техники актерского мастерства подготавливает студентов к будущей самостоятельной работе с актерами. Учитывая специфику работы режиссера в театральном коллективе, студенты должны проявить особое внимание к методике учебно-воспитательной работы с актерами.
Для режиссера необходимо развивать творческое воображение и фантазию, в которых образное и действенное начало слиты воедино.
Профессиональному росту студента-режиссера способствует неразрывная связь теории и практики, которые выражаются количеством проб и выходов на сценическую площадку.
Процесс воспитания и обучения режиссера включает следующие основные этапы.
1. Изучение теоретических основ режиссуры.
2. Освоение элементов внутренней техники актерского мастерства.
3. Работу над режиссерскими упражнениями, этюдами, отрывками и
4. Работу над инсценированными рассказами и отрывками из пьес.
5. Режиссерский анализ пьесы.
6. Создание режиссерского замысла и постановочного плана.
7. Работу с актерами над образами в процессе создания спектакля.
8. Работу с художником и композитором (над музыкальной партитурой
9. Работу по созданию световой и звуко-шумовой партитуры.
Учеба завершается постановкой студентами-выпускниками дипломного
В задачу первого года обучения входит комплексное овладение элементами внутренней техники актера, реализованными в действии, на основе учения К.С. Станиславского и В. И. Немировича–Данченко.
Главная педагогическая задача первого курса – выявление индивидуальности каждого студента во всех аспектах его личности: гражданской и творческой направленности, индивидуальных особенностей, природных способностей. Недопустимой представляется унификация студентов, стирание особенностей личности каждого. Поэтому учебный процесс должен быть организован так, чтобы свободно проявлялась человеческая сущность каждого студента. Это необходимо и для того, чтобы по окончании учебного года определить возможность дальнейшего обучения студента по избранной им профессии.
Право на профессию определяет и способность жить в коллективе: самоотверженно, активно трудиться для других. Основное ядро коллектива формируется, как правило, на первом курсе, чтобы к старшим курсам стать крепким человеческим, рабочим содружеством.
Таким образом, главная учебно-творческая проблема первого года обучения – выявить в студентах способность к активному восприятию. Восприятию окружающей жизни, искусства, литературы в широком смысле слова и восприятию сценического события, предлагаемых обстоятельств – в узком, профессиональном смысле.
Первое, яркое, предельно эмоциональное не придуманное, а максимально естественное и неповторимо личное восприятие – вот на чем основывается учебный процесс.
Профессиональной базой первого курса является «школа» т. е. технология актерского мастерства и режиссерского искусства. Приучаясь к систематической и разнообразней работе над собой, студенты обретают потребность к самовоспитанию, тогда можно говорить о пробуждении профессионального самосознания.
Каждый год студенты два раза приезжают на сессию, где они работают под руководством преподавателя и выполняют учебную программу, утвержденную на кафедре. В перерывах между сессиями учеба заключается в выполнении контрольных работ и в самостоятельных поисках в театральной самодеятельности, которая рассматривается как учебно-производственная практика.
Цель контрольных работ:
1. Углубление знаний по теории и практике пройденной в период
сессии программы. Этому способствует изучение литературы и записей
2. Подготовка творческих возможностей студента к следующей сессии
(упражнения, этюды и отрывки разрабатываются студентом самостоятельно.
На сессию он должен привезти уже обработанный материал, черновые наброски последующей работы).
Контрольные и курсовая работы высылаются на кафедру для проверки в сроки, указанные в учебном графике.
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ.
I. Введение в специальность.
II. Упражнения и этюды по предмету «Актерское мастерство»:
1. Этюды на основе автобиографического материала или наиболее ярких, запомнившихся жизненных событий.
2. Упражнения на режиссерскую фантазию (выполнение заданного
действия в различных предлагаемых обстоятельствах, создание этюда на
3. Комплексные этюды на элементы внутренней и внешней техники.
4. Упражнения на организацию сценического пространства (студенту
предлагается расположить на сцене мебель, вещи, детали внешнего оформления - ширмы, двери, сукна, окна - с целью создания обстановки, в которой должно проходить или произошло определенное действие).
5. Этюды на создание сценической атмосферы. Образное видение заданного события заставит студента организовать пространство в соответствии со своим замыслом, ввести дополнительные средства выразительности - музыкальное, шумовое и световое оформление. В результате этой подготовительной работы студент должен найти мотив для появления в данном этюде человека,(этюд должен быть без слов).
6. Этюды на предлагаемые обстоятельства автора (по мотивам или
сюжету песни, басни, рассказа или произведения живописи).
III. Основные принципы воспитания и обучения актера по системе К. С. Станиславского:
1. Упражнения, воспитывающие у студента умение логически и последовательно действовать в данных предлагаемых обстоятельствах для достижения цели.
2. Упражнения, которые помогают осваивать элементы актерского
мастерства: освобождение мышц, действие, «если бы» предлагаемые обстоятельства, воображение, сценическое внимание, чувство правды, логика и последовательность, вера и сценическая наивность, эмоциональная память, общение, темпо-ритм, характерность, мизансцена.
3. Этюды, выражающие сложные факты и события.
При подготовке к зимней сессии студенты выполняют первую контрольную работу.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 1 (1 семестр)
Теоретические вопросы (изложить тезисно):
1. Театр как вид искусства. Его особенности и отличия от других
видов искусства. Общественная роль театра.
2. Роль драматургии в театральном искусстве.
3. Режиссер в театре. Его функции. Специфика режиссерской работы
в любительском театре.
4. Этика К.С. Станиславского. Ее особенности в любительском театре.
Для правильного, понимания основных принципов театра необходимо исходить из положений эстетики, рассматривающей искусство, как специфическую форму отражения действительности, как особую форму общественного сознания и человеческой деятельности, в которой органически сочетается образное познание мира с творческим подходом этапа познания. Важно отметить эстетические предпосылки, обусловливающие значение искусства, его связи с политикой и моралью. Следует остановиться на теоретических принципах системы К.С.Станиславского, которые выражают стремление к подлинной художественной правде.
В решении этих вопросов художественного творчества Станиславский исходит из того, что театр - искусство, отражающее жизнь, но при этом не механически копирующее, а дающее художественный синтез процессов и явлений.
При изучении материала по первому вопросу следует определить место театра среди других видов искусства и определить особенности, отличающие его от литературы, живописи, музыки и архитектуры.
Рассматривая театр как особый вид искусства, нужно остановиться на принципе коллективности в творческом процессе и творческой атмосфере, при которой принципиальная, квалифицированная, доброжелательная критика, высокая требовательность к самому себе и окружающим становятся законом творчества, следуя которому каждый член коллектива отдает частицу себя для осуществления идейно-художественных целей большого коллектива. Следует отметить и такие особенности театрального искусства:
- сценическое действие - главное художественное средство театра;
- актер - центральная фигура театра;
- сила воздействия театрального искусства на зрителя;
- современность и театр.
Отвечая на вопрос о роли драматургии в театральном искусстве, нужно исходить из признания главенствующей роли драматурга в театре, где мастерство режиссера заключается в умении раскрыть идейный замысел драматурга с помощью всех сценических средств.
Для освещения раздела о роли и значении режиссера в постановке спектакля студент должен знать специфику искусства театра и функции режиссера как "толкователя" пьесы (педагога-воспитателя, организатора-постановщика). Здесь важно отметить значение мировоззрения режиссера для его творчества.
Вопрос об эстетических принципах любительского театра должен выявить Ваше понимание значения коллективного характера сценического искусства, отношения актера к коллективу и, наоборот, коллектива к одному актеру.
Здесь же определите связь этики с мировоззрением художника, с идейными целями его искусства.
Какое значение Вы придаете артистической этике в работе Вашего коллектива. Приведите примеры, подтверждающие мысли о значении артистической этики и дисциплины.
В конце работы укажите, какой литературой Вы пользовались.
1) Подготовить и показать на контрольном уроке упражнения, смысл которых - научиться работать с воображаемыми предметами.
2) Подготовить 2-3 упражнения по элементам внутренней техники актерского мастерства и.провести их с группой (слуховое внимание, зрительное, обонятельное и осязательное внимание, концентрированное внимание) ;
3) Представить тему этюда, над которым будете работать в период
Упражнения и этюды должны включать в себя хорошо Вам знакомые жизненные действия, факты - и события, до мельчайших подробностей известные физические действия, связанные с ощущением тяжести, температуры, цвета, звуков и т. д.
Исполнители этюдов и упражнений должны последовательно проживать все моменты действий, чтобы их поступки и пристройки стали до конца продуктивными и целесообразными. При любом исполнении упражнения- или этюда не демонстрируйте действие, а пытайтесь исследовать каждую ступень его до тех пор, пока Вы не начнете действовать с легкостью, непринужденностью, при минимальной затрате физических сил. Необходимо проделать путь от сознательного овладения логикой и последовательностью действия до подсознательного его выполнения.
К. С. Станиславский считал, что упражнения на память физических действий имеют такое же значение для драматического актера, как вокализы для певца, гаммы для пианиста и экзерсисы для танцора.
Второй пункт предполагает проведение занятий по тренингу психотехники с членами театрального коллектива, участником или руководителем которого является студент-заочник.
На занятиях под руководством преподавателей в процессе сессии он имеет возможность проверить и уточнить свои педагогические возможности.