Руководства, Инструкции, Бланки

Как Заполнять Бланк Огэ По Литературе img-1

Как Заполнять Бланк Огэ По Литературе

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Как заполнять бланк огэ по литературе

Краткая инструкция для участников ОГЭ

Краткая инструкция для участников экзамена,
зачитываемая им перед началом экзамена

1. Организаторы раздали Вам бланки ответов «АВ» и «С». (ПРИМЕЧАНИЕ: На экзамене по литературе выдаются только именные бланки С.) Убедитесь. что на бланках «АВ» и «С», которые Вам выдали, указаны Ваши фамилия, имя, отчество и правильные данные документа, удостоверяющего личность. Если Вы обнаружили ошибку, обратитесь к организатору в аудитории.

2. Внимательно послушайте правила заполнения бланков ответов.

3. Заполнять бланки нужно качественной черной гелевой ручкой.

4. Подробная инструкция по выполнению экзаменационной работы и оформлению ответов содержится в контрольно-измерительных материалах. Прослушайте информацию об общих моментах при заполнении бланков ответов. (ПРИМЕЧАНИЕ: В КИМ по литературе содержатся только задания типа С.)

a. Каждое задание типа А отмечено номером, состоящим из буквы «A» и номера. Например, «А1». Под номером задания расположены пять клеточек (номера указаны по краям бланка «АВ»). После выполнения задания необходимо выбрать номер правильного ответа и поставить крестик в клеточку с номером выбранного варианта ответа. Если Вы ошиблись, то крестик необходимо заштриховать, сделав из крестика «черный квадрат», как показано в образце отмены метки на бланке. После этого поставить крестик в нужную клеточку. Во избежание ошибок лучше сначала записать номера ответов на черновике.

b. На задания типа В ответы вы должны сформулировать самостоятельно в краткой форме. На бланке ответов каждое задание имеет свое обозначение, в которое входит порядковый номер задания, например, В4. При выполнении заданий типа В запишите ваш ответ в бланке ответов «АВ» справа от номера задания, начиная с первой клетки. Каждый символ должен быть вписан в отдельную клеточку. Разрешается использовать только печатные буквы. Образцы написания приведены на бланке над полями ответов на задания типа В. Если вы ошиблись, исправленный ответ запишите поверх ошибочного более жирно или зачеркните неправильный ответ и напишите правильный в оставшихся клетках.

При записи ответов на задания типа В на экзаменах по математике, химии, биологии запятые не используются. При записи ответов на задания типа В на экзамене по русскому языку слова или числа при перечислении отделяйте запятыми. Каждую запятую ставьте в центр отдельной клеточки. При записи ответов типа В пробелы не используются.

c. Каждое задание типа С отмечено номером, состоящим из буквы «С» и номера. Например, «С2». Для записи ответов на задания типа «C» выдается именной бланк (именные бланки) ответов «С». При выполнении заданий этой части в один любой бланк ответов С под кодом выполняемого вами задания занесите ответ. Писать нужно понятно. Почерк должен быть аккуратным и разборчивым. Если Вам не хватило места на выданном бланке (выданных бланках) ответов «С», то Вам необходимо обратиться к организатору в аудитории, который выдаст Вам дополнительный бланк ответов «С».

Исправления в записях крайне нежелательны.

5. Обращаю Ваше внимание, что ЗАПРЕЩАЕТСЯ писать на оборотной стороне бланков ответов «С». Оборотная сторона бланков ответов не обрабатывается и не проверяется!

6. При заполнении бланка ответов «C» нельзя выходить за прямоугольную рамку. нужно отступать от рамки 2-3 миллиметра.

7. Если при заполнении бланков ответов у Вас возникнет какое-либо сомнение, то поднимите руку и к Вам подойдет организатор, который скажет, как поступить, но организаторы не отвечают на вопросы, связанные с содержанием заданий.

8. Напомню основные правила экзамена:

Во время экзамена ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

  • брать варианты КИМ с края стола до объявления начала экзамена;
  • умышленно портить бланки;
  • переговариваться;
  • вставать с места без разрешения организатора;
  • меняться вариантами КИМ и бланками ответов;
  • вставать с места после окончания выполнения заданий (без разрешения организатора);
  • оставлять себе (не сдавать организатору) бланки ответов, черновики, варианты КИМ;
  • пользоваться мобильными телефонами, а также любыми другими техническими средствами и дополнительными материалами, кроме разрешенных:

- На экзамене по русскому языку участникам разрешается пользоваться орфографическими словарями, принесенными самостоятельно, с момента написания черновика изложения и до окончания экзамена.

- На экзамене по математике участникам разрешается пользоваться линейкой, справочными материалами, подготовленными предметной комиссией Санкт-Петербурга и включенными в КИМ.

- На экзамене по химии участникам разрешается пользоваться непрограммируемым калькулятором, принесенным самостоятельно, а также Периодической системой химических элементов Д.И. Менделеева, таблицей растворимости солей, кислот и оснований в воде, электрохимическим рядом напряжений металлов, включенными в КИМ.

- На экзамене по литературе при выполнении обеих частей экзаменационной работы участникам разрешается пользоваться полными текстами художественных произведений, а также сборниками лирики. Художественные тексты не предоставляются индивидуально каждому экзаменуемому. Экзаменуемые по мере необходимости работают с текстами за отдельными столами, на которых данные тексты размещены. Одновременно за столами с книгами могут находиться не более трех участников. Каждый экзаменуемый имеет возможность обращаться к художественным текстам не более 4 раз по 10 минут (40 минут в течение экзамена). Во время работы с текстами организатор делает отметку на черновике участника экзамена с указанием времени обращения к книгам.

При нарушении данных требований и отказе в их выполнении участник удаляется с экзамена.

В случае удаления с экзамена Вы можете подать апелляцию о нарушении процедуры проведения экзамена.

9. Во время проведения экзамена Вы можете предъявить претензию по содержанию задания или полиграфическому качеству своего КИМ, для этого необходимо обратиться к организатору.

10. Во время проведения экзамена Вы можете по уважительной причине покинуть аудиторию (только в сопровождении одного из организаторов в аудитории либо в сопровождении дежурного по этажу), для выхода из аудитории Вам необходимо обратиться к организатору. В этом случае Вы должны сдать ответственному организатору бланки ответов, черновики и вариант КИМ, ответственный организатор проставит метку «Факт выхода из аудитории» на Вашем бланке ответов «АВ».

11. Сейчас Вам необходимо расписаться на бланке ответов «AB» в специальном прямоугольном поле для подписи. (ПРИМЕЧАНИЕ: на экзамене по литературе расписаться необходимо на бланке «С».)

12. Организаторы раздадут Вам варианты КИМ для выполнения заданий. Вариант КИМ должен быть на крае Вашего стола, только после объявления начала экзамена Вы должны взять вариант КИМ и начать работу.

13. По окончании экзамена (до выхода из пункта проведения экзамена) Вы можете подать апелляцию о нарушении процедуры проведения экзамена. Апелляция не принимается: по вопросам содержания и структуры КИМ; по вопросам, связанным с нарушением участником экзамена инструкции по заполнению бланков ответов. Для подачи апелляции Вы должны обратиться к ответственному организатору в аудитории или руководителю пункта проведения экзамена.

14. Результаты экзамена Вы можете получить в Вашем образовательном учреждении. После получения результатов экзамена Вы можете подать апелляцию о несогласии с выставленными баллами (отметкой), для этого Вам необходимо обратиться непосредственно в Конфликтную комиссию в течение 2 рабочих дней после официального объявления результатов экзамена.

Другие статьи

Программа кружка по литературе по подготовке к ОГЭ - Литература на 5 - Солнечный свет

Программа кружка по литературе по подготовке к ОГЭ ” Литература на 5″

Разработал учитель русского языка и литературы

Кузнецова Юлия Борисовна

Программа кружка «Литература на 5» для 8 – 9 классов является авторской. Она направлена на успешную сдачу выпускниками 9 классов экзамена по литературе. Сегодня это актуальный вопрос, ведь литература привлекает многих учащихся, являясь интересным предметом, поэтому выпускники выбирают её для сдачи на итоговой аттестации. Программа составлена на основе ФГОС, Примерной программы по литературе. В соответствии с современными требованиями к знаниям, умениям и навыкам подобрано учебное содержание, позволяющее учащимся более глубоко усвоить содержание художественных текстов, научиться анализировать их, писать подробное сочинение (200 слов) и строить сравнительную характеристику текстов.

Программа рассчитана на 35 часов, 1 час в неделю. Содержание программы направлено на освоение обучающимися тем, необходимых для успешного прохождения ОГЭ, на формирование базовых знаний и базовых компетентностей. Рабочая программа «Литература на 5» включает темы, необходимые для успешного прохождения ГИА. Программа состоит из трёх разделов: « Учимся писать сочинение объёмом не менее 200 слов»( 19 часов), «Учимся создавать краткий аргументированный ответ на вопрос»( 7 часов), « Сравнительная характеристика двух произведений»( 8 часов) и два часа отводится на сдачу пробного экзамена.

При составлении программы кружка учитывалась логика построения курса литературы в 8- 9 классах. Работа над сочинением (часть С) проводится в I полугодии, так как требует большой подготовки и умения «видеть текст насквозь». Здесь важно не только прочитать произведение, но и знать историю его создания, тему и идею, композицию, уметь находить художественный образ и давать ему характеристику, уметь читать язык художественного произведения и многое другое. Здесь решаются более сложные задачи: углубление знаний по истории и теории литературы, прививаются навыки работы со сложными литературоведческими терминами, повышается общая речевая культура и, конечно же, продолжается работа над жанром и стилем сочинения. Чтобы написать сочинение так, как надо, стоит познакомить с типичными ошибками, которые допускают учащиеся. Прежде всего, стоит избегать пересказа и изложения ненужной информации. Текст должен быть четко построен и доводы, представленные в качестве подтверждения точки зрения, аргументированы. Учащемуся следует придерживаться следующего плана сочинения: вступление – формулировка проблемы; основная часть – аргументация своей точки зрения относительно проблемы сочинения; заключение – краткий вывод по тексту.

Работа над 2 частью экзаменационной работы отнесена во II полугодие, она предусматривает работу над заданиями, где нужно создавать развернутые рассуждения о тематике, лирическом герое, образах стихотворения; проблематике фрагмента эпического произведения. Здесь важно отлично уметь в нескольких предложениях выразить суть. Лить воду нельзя! Следующее задание – развернутое сопоставление анализируемого произведения с художественным текстом, приведенным для сопоставления. Нужно уметь сравнивать как эпические, так и лирические произведения, знать способы сравнения лирических и эпических текстов.

Структура теста ОГЭ по литературе:0-6 баллов – 2;7-13 баллов – 3;14-18 баллов – 4;19-23 баллов – 5.

· качественная подготовка учащихся к ОГЭ;

· обобщить и углубить знания по темам: «Художественно – выразительные средства русского языка», напомнить основные теоретико-литературные понятия: тема, проблема, идея, осмысление, представление автора; мотив, образ; лирический герой, душевное состояние лирического героя, настроение лирического героя; выяснить алгоритм работы при сопоставлении текстов (внимательно прочитайте задание, выделите в формулировке главные слова, вспомните литературоведческие понятия, которые требуются для выполнения задания, найдите в текстах основания для сравнения, постройте сравнительную характеристику).

· создать условия для овладения обучающимися умениями свободно пользоваться сводом литературных терминов и понятий.

· выяснить направления литературы (реализм, сентиментализм, классицизм и романтизм) и их особенности и отличительные черты.

· повторить жанры фольклора, литературные роды и жанры ( эпос, лирика, драма )

· работать с понятиями проза и поэзия. Выяснить основы стихосложения.

· учить при написании сочинения, опираясь на авторскую позицию, формулировать свою точку зрения,

аргументировать свои тезисы, опираясь на литературные произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее двух стихотворений). Учить использовать теоретико – литературные понятия для анализа произведения, продумывать композицию сочинения.

Направлять на чёткий и разборчивый почерк, соблюдая нормы речи.

· Создание условий для учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся, а также их самостоятельной работы по подготовке к ГИА.

Требования к уровню подготовки

Личностные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению.

Метапредметные: самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками.

Предметные:знать/ понимать/ уметь

1. Сравнивать тексты по указанному в задании направлению анализа.

2. Строить сравнительную характеристику.

3. Знать содержание и проблематику произведения в целом (или особенности творчества поэта).

4. Понимать проблематику предложенного для сопоставления текста.

5. Давать содержательное обоснование для сопоставления.

6. Приводить убедительные аргументы.

7. Учитывать при ответе позицию автора (при анализе стихотворений – авторский замысел).

8. Формулировать собственную обоснованную позицию (если этого требует специфика конкретного задания).

9. Не подменять рассуждение пересказом текста.

10. Владеть теоретико-литературными понятиями.

11. Оформлять ответ в соответствии с речевыми нормами.

Из Древнерусской литературы. « Слово о полку Игореве». Темы для сочинений.

1.Почему «Слово о полку Игореве» завершается прославлением русских князей?

2. Что сближает «Слово о полку Игореве» с фольклорными произведениями и чем можно объяснить эту близость?

3.Как раскрывается патриотическая тема в «Слове о полку Игореве»?

4.Как связаны восход солнца на небе и возвращение князя Игоря в русскую землю?

5.Каково авторское отношение к князю Игорю (По «Слову о полку Игореве»)?

6.Каковы нравственные уроки неудачного похода князя Игоря? (По «Слову о полку Игореве»)

7.Какое значение имеет «плач Ярославны» для понимания основной идеи «Слова о полку Игореве»?

8.Образ автора в «Слове о полку Игореве».

9.Образ Русской земли в «Слове о полку Игореве».

Работа с текстом, создание текста сочинения

Из русской литературы 18 века.

Михаил Васильевич Ломоносов. Оды

Ода на день восшествия на Всероссийский Престол Её Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года. Стихотворение “Я знак бессмертия себе воздвигнул…”

В чём смысл финальной части оды?

Державин Г.Р. Особенности лирики поэта.

Стихотворение “Властителям и судиям”

Стихотворение “Река времён в своем стремленьи…” Анализ стихов.

Работа с текстом, создание текста сочинения

Из русской литературы первой половины 19 века.

Крылов И.А. Басни. Темы для сочинений.

Басня “Волк на псарне”

Басня “Листы и корни”

Басня “Осёл и Соловей” Истории создания басен, язык, СХВ.

Образы из мира природы и их роль в баснях И.А. Крылова. (На примере одной-двух басен по Вашему выбору.)

Кого и за что высмеивает И.А. Крылов в своих баснях? (На примере не менее двух басен по Вашему выбору.)

Мастерство И.А. Крылова в создании басенных образов. (На примере не менее двух басен по Вашему выбору.)

Почему басни И.А. Крылова с течением времени не теряют своей актуальности? (На примере не менее двух басен по Вашему выбору.)

Как в баснях И.А. Крылова отражается народная мудрость? (На примере не менее двух басен по Вашему выбору.)

Работа с текстом, написание сочинения

Д.И. Фонвизин «Недоросль». Темы для сочинений.

1.В чём смысл названия комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»?

2. Как в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» раскрывается тема воспитания?

3. Какие авторские идеалы нашли воплощение в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»?

4. Какие качества объединяют Скотинина, Простакову и Митрофана?

5. Каков смысл иносказания Стародума: «по большой прямой дороге никто почти не ездит, а все объезжают крюком, надеясь доехать поскорее»? 6. Какова роль положительных персонажей в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»?

7. Каково значение последнего явления в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»?

8. Каковы представления Стародума о службе Отечеству?

9. Каковы цели и средства сатиры в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»?

10. Можно ли считать Стародума выразителем авторских идей? 11. Черты нравственного идеала в образе Софьи.

12. Что могло дать основание писателю В.Ф. Одоевскому назвать пьесу «Недоросль» «трагедией»?

13. Что общего и различного в характерах г-жи Простаковой и Митрофана?

Работа с текстом, создание сочинения (на выбор).

Н. М. Карамзин « Бедная Лиза». Темы для сочинений.

1.Как в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» раскрывается тема социального неравенства?

2.Какие нравственные проблемы ставит Н.М. Карамзин в повести «Бедная Лиза»?

3. Каким предстаёт повествователь в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»?

4.Каково отношение автора повести к Эрасту? 5.Почему повесть Н.М. Карамзина называется «Бедная Лиза»?

6.Что позволяет отнести повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» к сентиментализму?

Работа с текстом, создание сочинения ( на выбор)

А.С. Грибоедов « Горе от ума». Темы для сочинений.

1. В чём заключается сложность и противоречивость характера Софьи? 2. В чём суть противопоставления Чацкого и Репетилова? 3. В чём Чацкий принципиально противоположен Молчалину? 4. В чем, с вашей точки зрения, заключается современность звучания комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»?

5. Значение женских образов в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

6. Каким предстает консервативное московское дворянство в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»?

7. Каковы причины столкновения Фамусова и Чацкого? 8. Какое содержание вкладывают в понятие «ум» герои комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»?

9. На каких принципах строятся взаимоотношения людей в «фамусовском обществе»? 10. Особенности языка комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

11. Почему А.С. Грибоедов изменил первоначальное название своей комедии «Горе уму» на «Горе от ума»?

12. Почему именно Молчалин становится избранником Софии? 13. Почему финал комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» принято считать открытым?

14. Почему Чацкому так трудно поверить в то, что Софья выбрала Молчалина? 15. Против чего и во имя чего борется Чацкий? 16. Тема ума и безумия в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

17. Что объединяет представителей фамусовского общества?

Создание текста, написание сочинения ( на выбор)

Жуковский В.А. Баллада “Лесной царь”, стихотворение “Море”, стихотворение “Невыразимое”, баллада “Светлана”

Как сюжет баллады В.А. Жуковского «Светлана» связан с её основной идеей – «верой в Провиденье»?

Почему, размышляя над вечными законами жизни, В.А. Жуковский обращается к миру природы? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору.)

Романтические мотивы в балладах В.А. Жуковского (На примере одной из баллад по Вашему выбору.)

1.Как соотносится реальное и фантастическое в балладе В.А. Жуковского «Светлана»?

2.Как сюжет баллады В.А. Жуковского «Светлана» связан с её основной идеей – «верой в Провиденье»?

3.Какие ценности прославляются в стихотворении «Море» В.А. Жуковского?

4.Какие черты романтизма присутствуют в поэзии В.А. Жуковского? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору.)

5.Почему В.А. Жуковского называют родоначальником русского романтизма? (На примере не менее двух произведений по Вашему выбору)

6.Почему лирику В.А. Жуковского относят к романтической поэзии? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору.)

6. Почему, размышляя над вечными законами жизни, поэт обращается к миру природы? (По лирике В.А. Жуковского.)

7.Романтические мотивы в балладах В.А. Жуковского (На примере одной из баллад по Вашему выбору.)

8.Черты романтизма в балладах В.А. Жуковского. (На примере не менее двух баллад по Вашему выбору.)

Элементы сочинения, анализ текстов

Пушкин А.С « Евгений Онегин». Темы для сочинений.

В чём проявляется противоположность натур Онегина и Ленского? 2. В чём смысл противопоставления Онегина и Ленского в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»?

3. В чём состоит особенность авторского отношения к Ленскому? 4. Изображение петербургской жизни в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

5. Как в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» раскрывается проблема нереализованных возможностей личности?

3. Каковы причины и последствия дуэли Онегина с Ленским? 4. Можно ли назвать Онегина и Ленского друзьями? 5. Почему А.С.Пушкин называет Татьяну своим «милым идеалом»? 6. Почему В.Г. Белинский назвал Евгения Онегина «эгоистом поневоле»? 7. Почему отношения Татьяны и Онегина складываются драматически?

8. Почему судьба Владимира Ленского сложилась трагически? 9. Почему Татьяна, всё ещё любя Онегина, отвергает его ухаживания в финале романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»?

10. Что сближает и что различает автора и его героя в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»?

Написание сочинения ( на выбор)

А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Темы для сочинений.

Как в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка» раскрывается тема семьи?

Как в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка» решается проблема чести и долга?

Какие авторские идеалы нашли отражение в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка»?

Каковы важнейшие черты личности Савельича? Почему роман А.С. Пушкина называется «Капитанская дочка»?

Почему русский бунт в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка» назван «бессмысленным» и «беспощадным»?

Чем интересна личность Пугачева автору и главному герою романа «Капитанская дочка»?

Написание сочинения ( на выбор)

А.С.Пушкин «Цыганы». Темы для сочинений.

1. В чём противоположны жизненные позиции Алеко и старого цыгана? 2. Каково значение образа старого цыгана в поэме А.С. Пушкина «Цыганы»?

3. Почему Алеко не смог ужиться в цыганском таборе? 4. Тема любви в поэме А.С. Пушкина «Цыганы».

Написание сочинения ( на выбор)

Лирика А.С. Пушкина. Темы для сочинений.

В чем своеобразие свободолюбивой лирики А.С. Пушкина? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору.)

2. Как в лирике А.С. Пушкина развивается тема свободы? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору.)

3. Как в лирике А.С. Пушкина раскрывается тема дружбы? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору.)

4. Как в лирике А.С. Пушкина раскрывается тема любви? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору.)

5. Как в творчестве А.С. Пушкина отобразилось расставание поэта с романтизмом? (На примере не менее двух произведений по Вашему выбору.)

6. Как меняется понимание А.С. Пушкиным идеи свободы? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору)

7. Какие «чувства добрые» пробуждает пушкинская лирика? (На примере не менее 2 стихотворений по выбору учащегося.)

8. Какие особенности творчества А.С. Пушкина позволили современнику назвать его «властителем дум века»? (На примере не менее двух произведений по Вашему выбору)

9. Каким предстаёт лирический герой любовной поэзии А.С. Пушкина? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору)

10. Какой смысл вкладывает А.С. Пушкин в понятие «свобода»? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору.)

11. Мир природы в лирике А.С. Пушкина. (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору.)

12. Тема Лицея и лицейского братства в произведениях А.С. Пушкина. (На примере не менее двух произведений по Вашему выбору)

13. Человек и природа в лирике А.С. Пушкина. (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору)

Написание сочинения (на выбор)

Лермонтов М.Ю. « Герой нашего времени». Темы для сочинений.

1Своеобразие характера Печорина. Доказывает ли Печорин своей жизнью мысль о счастье как о «насыщенной гордости»?

2. Как проявляется характер Печорина во взаимоотношениях с Мери?

3. Какие черты личности Печорина проявляются в истории его отношений с Верой? 4. Какой смысл вкладывает М.Ю. Лермонтов в название своего романа «Герой нашего времени»?

5. Какую роль в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» играют женские образы?

6. Кого можно назвать фаталистом в главе «Фаталист»? 7. Почему дуэль Печорина и Грушницкого оказалась неизбежной? 8. Почему Печорин одинок и несчастлив? 9. Своеобразие характера Печорина. 10. Тема дружбы и особенности её звучания в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

М.Ю. Лермонтов « Мцыри». Темы для сочинений.

Как в исповеди Мцыри проявляются его представления об истинных ценностях жизни? (По поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри».)

2. Как в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» раскрывается тема жизни и смерти?

3. Как в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» проявляются важнейшие черты романтизма?

4. Как смысл эпиграфа к поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» связан с образом главного героя?

По поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Темы для сочинений.

1. Как в произведениях М.Ю. Лермонтова раскрывается тема русской истории? (На примере стихотворения «Бородино» и поэмы «Песня… про купца Калашникова».)

2. Каково отношение автора поэмы к Калашникову и Кирибеевичу? (По поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»).

3. Образ Кирибеевича в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня… про купца Калашникова».

Элементы сочинения, анализ текстов

М.Ю. Лермонтов. Лирика. Темы для сочинений.

В чём заключается своеобразие патриотизма М.Ю. Лермонтова? (На примере не менее 2 стихотворений по выбору учащегося.)

2. В чём своеобразие лирического героя поэзии М.Ю. Лермонтова? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору.)

3. Как в лирике М.Ю. Лермонтова проявляется отношение поэта к Богу? (На примере не менее 2 стихотворений по выбору учащегося.)

4. Как в лирике М.Ю. Лермонтова раскрывается тема поэта и поэзии? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору.)

5. Как в лирике М.Ю. Лермонтова раскрывается тема предназначения поэта и его трагической судьбы? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору.)

6. Как в лирике М.Ю. Лермонтова проявляется трагизм его мировоззрения? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору.)

7. Как в лирике М.Ю. Лермонтова связаны тема любви и мотив одиночества? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору.)

8. Как связаны в поэзии М.Ю. Лермонтова размышления о творчестве и тема одиночества? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору.)

Гоголь Н.В. « Мёртвые души», « Шинель», « Ревизор». Темы для сочинений.

В чем своеобразие жанра «Мертвых душ» Н.В.Гоголя?

2. В чём состоит своеобразие финала первого тома поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души»?

3. В чём схожи и чем различаются Коробочка и Плюшкин? 4.В чём схожи и чем различаются помещики Манилов и Ноздрёв? 5.Женские образы в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души».

6. Как «Повесть о Капитане Копейкине» связана с общей проблематикой поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души»?

7. Как в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души» раскрывается внутренняя сущность Чичикова?

8. Как в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души» реализуется принцип «смеха сквозь слезы»?

9. Как в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души» представлена тема «мёртвых» и «живых» душ?

10. Как проявляется характер Чичикова в общении с помещицей Коробочкой? 11. Какие человеческие пороки обличает Н.В. Гоголь в поэме «Мертвые души»?

12. Каким предстает в поэме Н.В. Гоголя “Мертвые души” губернский город?

13. Каким предстаёт Чичиков в сценах покупки мёртвых душ? 14. Какова роль «лирических отступлений» в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»?

15. Каково отношение автора к главному герою поэмы «Мёртвые души»?

16. Образ Плюшкина и его роль в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души».

17. Почему «Мертвые души» Н.В. Гоголь назвал поэмой?

18. Почему афера Чичикова закончилась разоблачением? 19. Почему наибольшие затруднения при покупке мёртвых душ Чичиков испытывает с Коробочкой и Ноздрёвым? 20. Почему помещиков, которых посещает Чичиков, можно назвать «мёртвыми душами»? 21. Почему только два героя «Мёртвых душ» Н.В. Гоголя имеют биографию?

22. Сатирическое изображение чиновников в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души».

23. Тема дороги в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души».

Почему повесть Н.В. Гоголя называется «Шинель»?

Каково отношение Н.В. Гоголя к главному герою повести «Шинель»?

Каким предстаёт мир чиновничества в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»?

Каково значение немой сцены в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»?

Сопоставьте стихотворение «Море» В.А. Жуковского с приведённым ниже стихотворением Ф.И. Тютчева «Море и утёс». Чем различается изображение моря в этих произведениях?

Сопоставьте стихотворение А.С. Пушкина «К морю» со стихотворением А.Н. Апухтина «Прощание с деревней», приведённым ниже. В обоих произведениях звучит тема прощания. В чём различие этих прощаний? Сопоставьте стихотворение А.С. Пушкина «К Чаадаеву» со стихотворением М.Ю. Лермонтова «Прощай, немытая Россия…». В чём Вам видятся различия в настроении лирических героев этих произведений?

Сопоставьте стихотворение В.А. Жуковского «Невыразимое» со стихотворением Ф.И. Тютчева «Silentium». Какие идеи сближают эти стихотворения?

Сопоставительный анализ текстов, (на выбор) заполнение бланков

Пробный экзамен по литературе.

“Ода на день восшествия на Всероссийский престол Её Величества государыни Елисаветы Петровны, 1747 года”

Стихотворение “Я знак бессмертия себе воздвигнул…”

Стихотворение “Властителям и судиям”

Стихотворение “Река времён в своем стремленьи…”

Повесть “Бедная Лиза”

Басня “Волк на псарне”

Басня “Листы и корни”

Басня “Осёл и Соловей”

Баллада “Лесной царь”

Комедия “Горе от ума”

Стихотворение “Вакхическая песня”

Стихотворение “Зимнее утро”

Стихотворение “Зимняя дорога”

Стихотворение “К***” (“Я помню чудное мгновенье…”)

Стихотворение “К морю”

Стихотворение “К Чаадаеву” (сайт “Литература для школьников”)

Стихотворение “На холмах Грузии лежит ночная мгла…”

Стихотворение “Не пой, красавица, при мне…”

Стихотворение “Песнь о вещем Олеге”

Стихотворение “19 октября” (“Роняет лес багряный свой убор..”)

Стихотворение “Я вас любил, любовь ещё быть может…”

Стихотворение “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…”

“Повести Белкина”: Выстрел. Метель. Гробовщик. Станционный смотритель. Барышня-крестьянка

Роман “Евгений Онегин”

Роман “Капитанская дочка”

Стихотворение “Бородино” (сайт “К уроку литературы”)

Стихотворение “Дума” (сайт “К уроку литературы”)

Стихотворение “И скучно и грустно”

Стихотворение “Когда волнуется желтеющая нива…”

Стихотворение “Нет, не тебя так пылко я люблю…”

Стихотворение “Молитва” (“В минуту жизни трудную…”) (сайт “К уроку литературы”)

Стихотворение “Поэт” (“Отделкой золотой блистает мой кинжал”) (сайт “К уроку литературы”)

Стихотворение “Смерть поэта” (сайт “К уроку литературы”)

Стихотворение “Три пальмы” (сайт “К уроку литературы”)

Поэма “Мцыри” (сайт “К уроку литературы”)

Поэма “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”

Роман “Герой нашего времени”

Комедия “Ревизор” (сайт “К уроку литературы”)

Поэма “Мёртвые души”

Пьеса “Свои люди – сочтёмся!”

Сборник “Записки охотника”

Повесть “Вешние воды”

Повесть “Первая любовь”

Стихотворение “Весенняя гроза”

Стихотворение “Есть в осени первоначальной…”

Стихотворение “Ещё шумел весёлый день…”

Стихотворение “Как хорошо ты, о море ночное…”

Стихотворение “С поляны коршун поднялся…”

Стихотворение “Чародейкою Зимою…”

Стихотворение “Ещё весны душистой нега…”

Стихотворение “Ласточки пропали…”

Стихотворение “На заре ты её не буди…”

Стихотворение “Учись у них – у дуба, у берёзы…”

Стихотворение “Душно! Без счастья и воли…”

Стихотворение “Железная дорога”

Сказка “Дикий помещик”

Сказка “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил” (сайт “К уроку литературы”)

Сказка “Премудрый пискарь”

Рассказ “Мальчик у Христа на ёлке”

Повесть “Бедные люди”

Повесть “Белые ночи”

Рассказ “Кавказский пленник”

Рассказ “Смерть чиновника”

Рассказ “Толстый и тонкий”

Стихотворение “О, весна без конца и без краю…”

Стихотворение “О доблестях, о подвигах, о славе…”

Стихотворение “О, я хочу безумно жить…”

Стихотворение “Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче”

Стихотворение “Хорошее отношение к лошадям”

Стихотворение “Край любимый! Сердцу снятся…”

Рассказ “Судьба человека”

Поэма “Василий Тёркин”

Рассказ “Матрёнин двор”

Методическое обеспечение программы.

Приёмы и методы организации учебных занятий: репродуктивный, частично – поисковый, проблемный, словесный, наглядный, практический, исследовательский, проектный. Техническое оснащение: компьютер, интерактивная доска, принтер, ксерокс.

Методическое оснащение: книги для успешной сдачи ОГЭ: Литература. Диагностические работы. ФГОС, 2016 г. Новикова Л.В. – пособие составлено для того, чтобы помочь учащемуся развить практические навыки при работе с экзаменационными вопросами. ОГЭ 2016. Литература. Типовые тестовые задания, 2016 г. Кузанова О.А. – в брошюру включены 12 заданий с ответами, необходимых для подготовки к ГИА по литературе. ОГЭ 2015. Литература, 2016 г. Ерохина Е.Л. – комплект типовых заданий по литературе. ОГЭ-2016. Литература. 20 вариантов экзаменационных работ для подготовки к основному государственному экзамену в 9 классе, 2015 г. – Зинина Е.А. Фёдоров А.В. – пособие для подготовки к ГИА, содержит 20 заданий по литературе. Интернет – источники: сайт «Решу ОГЭ»: литература, сайт

« Незнайка», « Учитель словесности»: подготовка к ОГЭ по литературе и другие.

Формы подведения итогов работы по каждому разделу.

По первому разделу программы «Сочинение 200 слов» в качестве зачётной работы дети пишут сочинение по предложенным темам. ( на выбор) Всё, как на экзамене.

По второму разделу ученики пишут краткий аргументированный ответ на предложенный вопрос.

По третьему разделу учащиеся сравнивают два произведения и пишут ответ на вопрос.

В, общем, сдают экзамен!

1. Универсальный справочник по подготовке к ОГЭ.

1.Подготовка к ОГЭ в 2016 году. Литература. Диагностические работы. ФГОС, 2016 г. Новикова Л.В. – пособие составлено для того, чтобы помочь учащемуся развить практические навыки при работе с экзаменационными вопросами.

2.ОГЭ 2016. Литература. Типовые тестовые задания, 2016 г. Кузанова О.А. – в брошюру включены 12 заданий с ответами, необходимых для подготовки к ГИА по литературе.

3.ОГЭ 2015. Литература, 2016 г. Ерохина Е.Л. – комплект типовых заданий по литературе.

4.ОГЭ-2016. Литература. 20 вариантов экзаменационных работ для подготовки к основному государственному экзамену в 9 классе, 2015 г. – Зинина Е.А. Фёдоров А.В. – пособие для подготовки к ГИА, содержит 20 заданий по литературе.