Руководства, Инструкции, Бланки

Проведение Электронного Аукциона По 223 Фз Пошаговая Инструкция img-1

Проведение Электронного Аукциона По 223 Фз Пошаговая Инструкция

Категория: Инструкции

Описание

Как провести электронный аукцион в соответствии с 223-ФЗ - пошаговая инструкция - видео на

Как провести электронный аукцион в соответствии с 223-ФЗ - пошаговая инструкция

Конкурс по 223-ФЗ Проведение открытых и закрытых конкурсов по 223-ФЗ. Как провести конкурс для заказчиков по 223-ФЗ. Лекция будет интересна и опытным закупщикам, и только начинающим работать по 223-ФЗ.

Спикер: Бубнова Яна Владимировна

Дата проведения вебинара:

Программа вебинара:
- законодательные требования к проведению аукциона
- возможные типы аукциона
- заключение договора по итогам аукциона
- аукцион в электронной форме по 223-ФЗ

Please enable JavaScript to view the comments powered by Disqus.

Смотрите так же:

Copyright © Криворукий.Ру 2014-2015 - Делай с нами, делай как мы, делай лучше нас - своими руками!

Авторизация

Другие статьи

ЭТП АКД: Всё, что вы хотели узнать об аукционе по 223-ФЗ, но боялись спросить

Всё, что вы хотели узнать об аукционе по 223-ФЗ, но боялись спросить Всё, что вы хотели узнать об аукционе по 223-ФЗ, но боялись спросить Вступление

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Федеральный закон № 223-ФЗ, Закон о закупках) заказчики должны разработать и утвердить положение о закупке, которое является основным документом, регламентирующим закупочную деятельность заказчика (далее – Положение о закупке).

Федеральный закон № 223-ФЗ устанавливает ряд требований к Положению о закупке, одним из которых является определение порядка проведения аукциона. При проведении аукциона необходимо учитывать не только общие требования Федерального закона № 223-ФЗ, но и положения, закрепленные в статьях 447-449 Гражданского кодекса РФ.

В соответствии с Гражданским кодексом РФ аукцион относится к торгам (ч.4 ст.447 ГК РФ), Закон о закупках содержит следующее определение аукциона: «Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее низкую цену договора или, если при проведении аукциона цена договора снижена до нуля и аукцион проводится на право заключить договор, наиболее высокую цену договора» (ч. 2 ст. 3 Федерального закона № 223-ФЗ). В то же время, в соответствии с ч. 4 ст. 447 ГК РФ, выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену. При этом при проведении аукциона, в случае осуществления закупок Заказчики должны руководствоваться «специальным законом» - Федеральным законом №223-ФЗ.

Оглавление 1. Планирование закупок

Требования к форме и содержанию плана закупок установлены постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2012 года № 932 «Об утверждении правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг) и требований к форме такого плана» (далее - 932 ПП РФ). План составляется, подписывается руководителем организации и публикуется в Единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – ЕИС, Официальный сайт) до 31 декабря года, предшествующего планируемому в соответствии с постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2012 г. № 908 «Об утверждении Положения о размещении на официальном сайте информации о закупке» (далее – 908 ПП РФ).

Информация, включаемая в план закупок

Закупки, которые будут осуществляться в планируемом году должны включаться в план в соответствии с формой, определенной 932 ПП РФ, пример приведен ниже.

В соответствии с правилами составления плана закупок товаров (работ услуг), в план закупок не включаются закупки:


  • составляющие государственную тайну;
  • определенные решением Правительства РФ в соответствии с постановлением Правительства РФ от 14 июня 2012 г. № 591 «Об утверждении правил подготовки и принятия актов Правительства РФ об определении конкретной закупки, перечней и (или) групп товаров, работ, услуг, сведения о которых не составляют государственную тайну, но не подлежат размещению на официальном сайте».

Заказчик вправе не включать в план закупок, закупки, стоимость которых не превышает сто тысяч рублей или пятьсот тысяч рублей (если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более чем пять миллиардов рублей).

Стоит отметить, что некоторые Заказчики не включают в план закупок и не публикуют информацию о закупках, содержащих коммерческую тайну, хотя законного основания для этого нет.

Внесение изменений в план закупок, порядок опубликования плана закупок, изменений в план закупок

В соответствии с п. 8 932 ПП РФ корректировка плана закупок может осуществляться в следующих случаях:

  • изменение потребности в товарах (работах, услугах), в том числе сроков их приобретения, способа осуществления закупки и срока исполнения договора;
  • изменения более чем на 10 процентов стоимости планируемых к приобретению товаров (работ, услуг);
  • в иных случаях, установленных Положением о закупке и другими документами заказчика.

«Иные случаи», как правило, устанавливаются Положением о закупке Заказчика или другими локальными актами, например, положением о планировании в организации. Важно отметить, что в указанных локальных актах организации при установлении порядка планирования закупок нужно предусмотреть возможность удаления из плана закупок информации, в случае отмены закупки, а также добавления информации в случае непредвиденных обстоятельств, в результате которых появилась необходимость в закупке (например, выдача предписания Госпожнадзора об устранении нарушений, которое влечет закупку оборудования и т.п.)

В соответствии с п. 14 908 ПП РФ в течение 10 календарных дней с даты утверждения плана или внесения в него изменений на официальном сайте публикуются план закупки и перечень изменений (отдельный документ!), т.е. при изменении плана закупок на официальном сайте нужно публиковать два документа: новый план закупок и документ, содержащий перечень изменений.

Внесение изменений в план закупки в случае проведения аукциона осуществляется в срок не позднее размещения на Официальном сайте извещения и документации о закупке или вносимых в них изменений.

При этом важно определить, что мы считаем днем внесения изменений. Если днем внесения изменений мы считаем момент принятия решения о внесении изменений (утверждение руководителем изменений), то схема опубликования в ЕИС будет выглядеть следующим образом: изменяем информацию в плане закупок, утверждаем у руководителя, и в течение 10 дней с момента «внесения изменений» публикуем эти изменения на Официальном сайте. Фактически получается, что исходя из буквального толкования положений закона, мы можем объявить аукцион с момента утверждения изменений руководителем, а опубликовать изменения в плане закупок в ЕИС позже.

2. Разработка документации

Положением о закупке должен предусматриваться порядок проведения аукциона. Большинство организаций работают по положениям, которые были разработаны по аналогии с Федеральным законом от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – 94-ФЗ) (в настоящее время государственные закупки регулируются нормами Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»). Такие аукционы предусматривали порядок подачи заявок участниками в 2-х частях. 1 часть заявки содержала перечень предлагаемых товаров или согласие участников выполнить указанные Заказчиком в документации работы, оказать услуги, затем осуществлялись непосредственно торги, по итогам которых выбирался победитель (участник аукциона, предложивший наиболее низкую цену договора или, если при проведении аукциона цена договора снижена до нуля и аукцион проводился на право заключить договор, наиболее высокую цену договора) и только потом Заказчик получал 2-е части заявок, в которых содержалась информация о самом участнике аукциона. Процедурно это усложненный аукцион. Заказчики, которые самостоятельно разрабатывали свои положения о закупках, руководствуясь 223-ФЗ при его разработке предусмотрели более простой порядок проведения аукциона. Такой порядок предусматривает подачу участником заявки, в которой будет содержаться полная информация о поставляемых товарах (работах, услугах), а также информация о поставщике.

Заказчик разрабатывает документацию об аукционе в соответствии с Положением о закупке и публикует информацию о закупке в ЕИС. Такая информация включает в себя:

  • извещение о закупке;
  • документацию о закупке;
  • проект договора.

При этом Заказчик, в случае если закупка «попала» в перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 12.06.2012 г. №616 «Об утверждении перечня товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме» (далее – 616 ПП РФ) (см. Таблицу 1), должен осуществлять такую закупку в электронной форме. 616 ПП РФ не распространяется на закупки:

  • составляющие государственную тайну или по такой закупке принято решение Правительства;
  • осуществляемые у единственного поставщика (включая закупки до 100/500 тысяч рублей);
  • вследствие аварийной ситуации, непреодолимой силы, необходимости срочного медицинского вмешательства, чрезвычайных ситуаций, а также угрозы их возникновения.

Таблица 1. Перечень товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме

Заказчик в Положении о закупке может предусмотреть перечень закупок в соответствии с которым он будет осуществлять закупки в электронной форме, не предусмотренные ПП РФ №616. Стоит отметить, что проведение закупок в электронной форме значительно экономит время Заказчиков на проведение процедуры и такой порядок рекомендательно предусматривать в Положении о закупке.

Важно заметить, что понятие «электронная форма» не определено в рамках Федерального закона №223-ФЗ, и, если будут приняты изменения в указанный в Закон о закупках, то с момента вступления изменений в силу закупкой в электронной форме будет считаться «закупка, проведение которой обеспечивается электронной площадкой на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в порядке, установленном положением о закупке» - прочитайте статью "Что день грядущий нам готовит: о некоторых изменениях в 223-ФЗ" >>

Порядок подготовки документации о закупке

В соответствии с Федеральным законом №223-ФЗ Заказчиком в извещении о закупке в обязательном порядке должны быть предусмотрены следующие сведения:

  • способ закупки (открытый конкурс, открытый аукцион или иной предусмотренный Положением о закупке способ);
  • наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона заказчика;
  • предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг;
  • место поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;
  • сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота);
  • срок, место и порядок предоставления документации о закупке, размер, порядок и сроки внесения платы, взимаемой заказчиком за предоставление документации, если такая плата установлена заказчиком, за исключением случаев предоставления документации в форме электронного документа;
  • место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки.

Заказчик помимо обязательных сведений может указывать иные сведения. Так, например, в извещение о закупке необходимо предусмотреть возможность заказчика отказаться от проведения аукциона (см. ниже).

Документация о закупке в обязательном порядке должна содержать следующие сведения:

  • установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика;
  • требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;
  • требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик;
  • место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги;
  • сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота);
  • форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги;
  • порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей);
  • порядок, место, дата начала и дата окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
  • требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям;
  • формы, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке;
  • место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки;
  • критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке;
  • порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

Порядок опубликования документации на Официальном сайте, электронной площадке

Извещение о проведении аукциона размещается не менее чем за 20 дней до дня окончания подачи заявок на участие в аукционе (ч.5 ст.4 Закона №223-ФЗ). Это минимальный срок, отводимый на подачу заявок участниками закупок, максимальный срок законодателем не регламентируется. Извещение может формироваться заказчиком на электронной торговой площадке с последующей публикацией на Официальном сайте. Большинство электронных торговых площадок обеспечивают автоматическую выгрузку в ЕИС, заказчику необходимо только подписать выгруженные документы электронной подписью.

Внесение изменений в извещение и документацию

Изменения, вносимые в извещение о закупке, документацию о закупке, размещаются заказчиком в ЕИС не позднее чем в течение 3 трех дней со дня принятия решения о внесении указанных изменений.

При внесении изменений в извещение и документацию о закупке, если они внесены заказчиком позднее, чем за 15 дней до даты окончания подачи заявок, срок подачи заявок должен быть продлен так, чтобы со дня размещения в ЕИС внесенных изменений до даты окончания подачи заявок такой срок составлял не менее чем 15 дней. Заказчик может предусмотреть больший срок подачи заявок.

Срок подачи заявок заканчивается 3 октября 2014 года, изменения размещены в ЕИС 1 октября 2014 года, следовательно самый ранний срок окончания подачи заявок (после продления срока подачи заявок) 16 октября 2014 года 18:00 (если рабочее время Заказчика заканчивается в 18:00 (ч.1 ст.194 ГК РФ)).

Предоставление разъяснений документации об аукционе

Заказчик должен определить форму, порядок, дату начала и дату окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке (п.10 ч.10 ст.4 Федерального закона №223-ФЗ). Разъяснения положений документации размещаются заказчиком в ЕИС не позднее чем в течение 3 дней со дня предоставления указанных разъяснений (ч.11 ст.4 Закона о закупках).

В соответствии с п.6 ч.9 ст.4 Федерального закона 223-ФЗ Заказчиком определяется срок, место и порядок предоставления документации о закупке, размер, порядок и сроки внесения платы за документацию. При этом в случае предоставления документации в форме электронного документа плата за предоставление документации не взимается. В случае, если заказчик предоставляет документацию на бумажном носителе он может взимать плату, в данном случае Заказчик должен определить в документации размер, сроки и порядок внесения такой платы.

Отказ от проведения аукциона

В соответствии с ч.3 ст. 448 ГК РФ, если иное не предусмотрено в законе или в извещении о проведении торгов, организатор открытых торгов, сделавший извещение, вправе отказаться от проведения аукциона в любое время, но не позднее чем за 3 дня до наступления даты его проведения. В Федеральном законе №223-ФЗ такое положение не предусмотрено, следовательно, заказчик может предусмотреть это в извещении.

3. Порядок подачи заявок участниками

Как правило, при проведении аукциона, прием заявок участников осуществляется программными средствами электронных торговых площадок, т.е. заказчику не нужно собственноручно регистрировать поступающие заявки. После окончания срока подачи заявок следующим этапом является этап рассмотрения заявок, где заказчик определяет, лиц которые будут допущены к следующему этапу проведения аукциона, где определяется победитель закупки.

4. Рассмотрение заявок

Заказчик рассматривает заявки на предмет соответствия поставляемых товаров, работ, услуг требованиям документации, соответствие участников закупки требованиям законодательства, Положения о закупке и документации о закупке. По итогам рассмотрения заявок заказчик определяет участников допущенных и не допущенных к участию в аукционе. Все участники, допущенные к участию в аукционе в назначенное время подают ставки (в соответствии с шагом аукциона, установленным Положением о закупке, документацией и регламентом электронной площадки, на которой работает заказчик). Победителем аукциона признается участник, предложивший наиболее низкую цену договора или, если при проведении аукциона цена договора снижена до нуля и аукцион проводится на право заключить договор, наиболее высокую цену договора.

5. Порядок составления протоколов в рамках проведения аукциона

В зависимости от порядка составления протоколов, установленного Положением о закупке составляются и размещаются на Официальном сайте протоколы, составляемые в ходе проведения закупки. Как правило, в рамках проведения аукциона составляются протокол рассмотрения заявок (в котором содержится информация о допуске/ не допуске участника к аукциону) и непосредственно протокол проведения аукциона, в котором содержится информация о победителе аукциона и его предложении. При этом стоит обратить внимание, что законодательством о закупке не установлена форма и требования к содержанию протокола, за исключением наличия информации об объеме, цене закупаемых товаров, работ, услуг, сроков исполнения договора (ч. 5 ст. 4 Федерального закона №223-ФЗ) и сроков его размещения.

6. Заключение Договора

Порядок заключения договоров поставки товаров, выполнения работ (договор подряда), оказания услуг определяется Гражданским кодексом РФ, с учетом требований Федерального закона №223-ФЗ. Прочитайте статью "Составляем Договор по 223-ФЗ" >>

По результатам процедуры аукциона заказчик обязан заключить договор с победителем. В соответствии со ст. 448 ГК РФ поставщик вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заказчика заключить договор, а также о возмещении убытков, причиненных уклонением от его заключения, в случае если заказчик уклонился от подписания договора. Также нужно помнить, что в случае если предметом аукциона было право на заключение договора, такой договор должен быть подписан сторонами в срок, указанный в извещении или, если такой срок не установлен извещением о закупке - не позднее 20 дней после проведения самого аукциона и оформления протокола. Договор может быть заключен, как в электронной форме, так и в бумажной. Многие заказчики заключают договоры одновременно в электронной и бумажной форме.

В проект договора, размещаемый в ЕИС включаются цена, предложенная победителем и другие условия. Стоит отметить, что законодатель определяет право заказчика изменять условия договора, как при его заключении, так и в ходе исполнения, не конкретизируя, какие условия могут меняться. При этом важно заметить, что в случае если заказчик меняет существенные условия договора, контролирующие органы при проверке могут «усмотреть» «широту дискреционных полномочий».

В случае если победитель аукциона уклонился от заключения договора, такой участник включается заказчиком в реестр недобросовестных поставщиков (постановление Правительства РФ от 22 ноября 2012 года № 1211 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».). При этом стоит отметить, что это обязанность, а не право заказчика. В случае, если Положением о закупке заказчика предусмотрена возможность заключения договора с участником, занявшим «второе место», после победителя, заказчик имеет право заключить такой договор с указанным лицом, по цене, предложенной таким лицом.

7. Порядок включения информации в ежемесячные отчеты

По итогам проведенного аукциона, в случае заключения договора информация о заключенном договоре и его стоимости включается в отчет о закупке, формируемый заказчиками ежемесячно и размещаемыми в ЕИС до 10 числа месяца, следующего за отчетным. Информация о заключенном договоре включается в отчет «Сведения о договорах, заключенных заказчиком по результатам закупки товаров, работ, услуг».

В случае если в соответствии с Положением о закупке по результатам проведенного аукциона договор заключается с «единственным поставщиком» (случай, когда подана одна заявка, аукцион признан несостоявшимся и закупка осуществляется «у единственного поставщика») такая информация включается в отчет «Сведения о договорах, заключенных заказчиком по результатам закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика)». Данный случай не совсем корректно отражает информацию о проведенной закупке, более того неоправданно увеличивает количество неконкурентных закупок, которые Заказчик должен уменьшать. Стоит отметить, что на сегодняшний день большинство Заказчиков работают в соответствии Положениями о закупках, которые были подготовлены по нормам 94-ФЗ, отсюда и возникла путаница с включением информации в ежемесячные отчеты.

Социально активный? Лайкни!

Открытый конкурс по 44-ФЗ: пошаговая инструкция

Открытый конкурс по 44-ФЗ: пошаговая инструкция

Приведем пошаговую инструкцию по проведению открытого конкурса по Закону № 44-ФЗ, а также шаблоны и образцы документов, необходимых для проведения этой процедуры.

Открытый конкурс – это конкурентный способ закупки, при котором извещение о закупке и конкурсная документация размещаются в ЕИС. Тем самым заказчик сообщает о закупке широкому кругу лиц и предъявляет единые требования к участникам закупки.

Открытый конкурс считается приоритетным способом определения поставщика по Закону № 44-ФЗ. Заказчик может проводить закупки открытым конкурсом, если они не являются исключением из общего правила, которое содержится в части 2 статьи 48 Закона № 44-ФЗ.

Поэтому проще будет сказать, когда открытый конкурс не используют. Его нельзя проводить :

  • Во-первых. если объект закупки находится в аукционном перечне распоряжения от 21 марта 2016 г. № 471-р. В таком случае закупку нужно проводить только электронным аукционом.
  • Во-вторых. когда необходимо закупить технически сложные, инновационные, высокотехнологичные или специализированные товары, работы и услуги, или когда планируют заключить контракт на работы по сохранению культурных и исторических памятников, реставрации редких и ценных документов, музейных экспонатов. Для таких закупок надо выбирать конкурс с ограниченным участием.
  • В-третьих. если цель, для которой проводят закупку, и информация о товаре – государственная тайна, или же если необходимо заключить контракт на проведение выставки, когда требуются услуги по страхованию, перевозке и охране ценностей, в том числе, культурных и исторических. Эти основания требуют закрытых процедур определения поставщика .

В остальных случаях заказчик может проводить открытый конкурс. При этом следует помнить, что в Законе № 44-ФЗ прописаны нормы о праве заказчика в том или ином случае проводить, например, запрос котировок, запрос предложений или закупку у единственного поставщика. Так, например, перечень случаев, когда заказчик вправе определить поставщика неконкурентным способом, содержит в себе часть 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. Вы можете воспользоваться такими правами.

Преимущества и недостатки открытого конкурса

Если для электронного аукциона решающим и определяющим будет фактор низкой цены, то при открытом конкурсе большее значение придают не цене закупаемого, а квалификации участников закупки и качественным характеристикам.

Если же говорить о преимуществах этого способа закупки, то кроме квалификации и качества, следует отметить то, что какие-то функции по проведению закупки можно передать специализированной организации. Важно еще и то, что конкурс не проводится на электронной площадке, как аукцион, а значит, его минуют технические сбои на электронной торговой площадке. Открытый конкурс как способ закупки накладывает на заказчика более высокую ответственность (по сравнению с тем же электронным аукционом) за проведение процедуры.

Говоря о недостатках открытого конкурса, отметим главные минусы – это сложная и многоэтапная процедура и, как результат, высокая вероятность ошибок заказчика и конкурсной комиссии.

Правительство утвердило Правила оценки заявок и окончательных предложений участников закупки в постановлении от 28 ноября 2013 г. № 1085. По этому документу выявляют лучшие из предложений в закупках и используют критерии, по которым оцениваются заявки. Приложение к постановлению содержит пределы минимума и максимума значимости критериев, руководствуйтесь ими при оценке заявок.

Стоимостные критерии – это, прежде всего, цена контракта, или, например, связанные с эксплуатацией товара расходы.

Нестоимостные – такие характеристики объекта закупки, как качество и функциональность.

Извещение о проведении открытого конкурса

Прежде всего, внесите закупку в план закупок, предусмотрите ее в плане-графике и обоснуйте.

Разместите в ЕИС извещение о проведении открытого конкурса. Сделайте это не позже, чем за 20 дней до того, как будут вскрываться конверты с заявками на участие в конкурсе, или откроется доступ к электронным заявкам на такое участие. Закон № 44-ФЗ дает право заказчику охватить более широкую аудиторию: заказчик может публиковать извещение об открытом конкурсе в СМИ или в интернете. Это дополнительное право, оно не обязательно, а извещение в ЕИС – обязательно.

Имейте в виду, что если на сайте ЕИС произошел технический сбой или ведутся плановые регламентные работы и это не позволяет вам известить участников о закупке, то надо дождаться, пока проблемы будут устранены и опубликовать извещение, как только появится такая возможность. Не забывайте, что при ЕИС функционирует горячая линия техподдержки. куда можно обратиться при возникновении неполадок.

Содержание извещения об открытом конкурсе

Что должно содержать в себе такое извещение? Самое важное, что в нем вы указываете:

  • Условия контракта, количественные и другие характеристики объекта закупки;
  • НМЦК;
  • Где, когда и как можно получить конкурсную документацию;
  • Как подать заявку на участие в конкурсе и какие документы участник должен предоставить;
  • Когда закончится подача заявок;
  • Где и когда распечатаете конверты с заявками (откроете доступ к электронным заявкам);
  • Куда вносить обеспечение заявки на участие;
  • Какие законодательные запреты и ограничения для участников существуют именно на эту закупку;
  • Какие приоритеты и преференции установили на эту закупку.
Внесение изменений в извещение о закупке

Закон № 44-ФЗ позволяет вам изменять извещение о проведении открытого конкурса. Но ни в коем случае нельзя менять сам объект закупки и увеличивать обеспечение заявок в размере.

Вносить изменения в извещение разрешается не позже, чем за 5 дней до конца срока подачи заявок на участие. У вас есть один день на то, чтобы внести эти изменения в размещенное в ЕИС извещение, после того, как вы решили это сделать.

Обратите внимание, что между днем, когда внесли изменения и днем, когда подача заявок закончится, должен оставаться временной интервал – не меньше 10 рабочих дней. Поэтому продлите его при необходимости. Когда изменения в извещение вносите по конкретному лоту, продлевайте срок подачи заявок только по этому лоту.

Размещение конкурсной документации в ЕИС

Одновременно разместите в ЕИС конкурсную документацию и проект контракта (но не раньше размещения извещения). В конкурсной документации должна содержаться та же информация, плюс к этому обязательно включите в нее:

  • Название и описание того, что закупаете, с обоснованием НМЦК
  • Валюту, в которой считаете цену контракта, и которой будете рассчитываться с победителем. Если валюта иностранная, то с курсом Банка России по ней в отношении рубля
  • Ваши требования к тому, что должна содержать заявка, как быть оформлена и что включать в себя. Не забудьте про инструкцию по ее заполнению. Помните, что вы не должны требовать от участников того, что так или иначе может ограничить их участие в закупке
  • Сведения о том, что и как вы можете изменить в условиях контракта
  • Порядок и сроки разъяснений конкурсной документации
  • Информацию о том, как и по каким критериям, с какой значимостью, будете оценивать заявки на участие
  • Сведения о том, как и когда можно отзывать заявки и вносить в них изменения
  • Размер обеспечения заявки и условия банковской гарантии. Имейте в виду, что банковская гарантия должна действовать дольше, чем действует контракт хотя бы на один месяц;
  • Информацию о возможности отказаться от исполнения контракта в одностороннем порядке.

Как составить, опубликовать и изменить документацию открытого конкурса - читайте в разъяснении.

Все требования к объекту закупки оформите в техническом задании. Нельзя требовать от участников открытого конкурса того, что не предусмотрел Закон № 44-ФЗ. В частности, запрещено предъявлять требования к деловой репутации или опыту работы участника, или же выставлять требования к наличию финансовых, трудовых, производственных ресурсов.

Имейте в виду, что по письменному запросу участника вы обязаны предоставить конкурсную документацию. На это вам отпущено два дня после того, как вы получили такое заявление. Предоставить ее вы можете либо в бумажном виде, либо в электронном, в зависимости от того, как вы это предусмотрели в извещении о закупке. Если в извещении указано, что за документацию на бумажном носителе требуется плата, высылайте документы после того, как будет подтвержден факт оплаты.

Внесение изменений в конкурсную документацию

В конкурсную документацию тоже можно вносить изменения. Делайте это так же, не позже, чем за 5 дней до конца срока подачи заявок на участие. Но, как и с извещением, недопустимо менять объект закупки и увеличивать размер обеспечения заявки.

После того, как решили изменить конкурсную документацию, разместите в течение одного дня изменения в ЕИС, два рабочих дня вам дается на то, чтобы уведомить заказными письмами или электронными документами участников об изменениях. И тех же 10 рабочих дней в этом случае требует Закон № 44-ФЗ для, того чтобы продлить срок окончания подачи заявок.

Изменения по конкретным лотам продлевайте опять же только применительно к конкретным лотам.

Что касается разъяснений по конкурсной документации, то запросы, которые поступили позже, чем за 5 дней до окончания подачи заявок, вы имеет право игнорировать и не отвечать на них. В течение одного дня, как отправите такое разъяснение участнику, разместите его в ЕИС, с предметом запроса и вашим ответом, но не указывая заявителя. Суть конкурсной документации ваши разъяснения менять не должны, помните об этом!

Прием заявок участников

Все заинтересованные в закупке подают заявки на участие, укладываясь в сроки и соблюдая формы из извещения о закупке и конкурсной документации. Заявка может быть в письменной форме, и тогда она должна быть запечатана в конверт, либо в электронной форме, если это предусмотрено конкурсной документацией. В типовой конкурсной документации можете привести примерную форму заявки.

Заявка участника должна содержать:

  • Его наименование, место нахождения для юрлиц и место жительства для физлиц, почтовый адрес, ФИО, паспортные и контактные данные. Необходимы сведения об учредителях, членах коллегиального исполнительного органа, ИНН (если есть);
  • Выписку из ЕГРЮЛ или ЕГРИП (можно – ее нотариально заверенную копию). Получена она должна быть не раньше, чем за полугода до размещения в ЕИС извещения о закупке;
  • Копию паспорта, других удостоверяющих личность документов, если участник – физлицо, но не ИП;
  • Если участник – иностранное лицо, то заверенный перевод на русский язык документов о регистрации;
  • Копию решения о назначении (избрании) руководителя;
  • Доверенность от имени участника открытого конкурса на соответствующие полномочия;
  • Документы, которые свидетельствуют, что участник вправе заключить контракт. Это может быть тот же паспорт для физлиц, либо учредительные документы – для юрлиц;
  • Предложение по цене, если предмет закупки – товар, то с указанием его страны происхождения;
  • Декларацию о том, что участник не подвергается процедуре ликвидации или приостановления деятельности, у него нет задолженности по налогам и сборам, и он не состоит в реестре недобросовестных поставщиков. Кроме этого надо подтвердить, что с заказчиком у участника нет конфликта интересов, а руководитель, главбух или члены исполнительного органа не привлекались к уголовной ответственности;
  • Если закупка проводится для малого бизнеса и некоммерческих организаций – декларация о принадлежности субъекта к этим категориям. Для учреждений уголовно-исполнительной системы или организаций инвалидов – документы или копии документов об их принадлежности к таким субъектам;
  • Если закупка проводится в рамках национального режима – документы, что участник соответствует установленным условиям, ограничениям и запретам;
  • Платежное поручение с отметкой банка (или копия, заверенная банком), как факт внесения обеспечения заявки на участие, или банковская гарантия, включенная в реестр банковских гарантий.

Требовать от участника чего-то иного, сверх того, что требует часть 2 статьи 51 Закона № 44-ФЗ заказчику нельзя. Все листы письменной заявки должны быть прошитыми и пронумерованными. Это рекомендовано, но не обязательно, так как не будет основанием для отказа в допуске к закупке. Проверяйте в ней опись составляющих документов, следите, чтобы она была скреплена печатью и подписана участником закупки.

Регистрируйте по дате и времени поступления каждый полученный в срок конверт с заявкой. Нельзя отказывать в регистрации заявке в конверте, на котором отсутствуют сведения о заявителе.

Прекратите прием заявок в день, когда намечено вскрытие конвертов или открытие доступа к электронным заявкам. Сделайте это непосредственно до начала рассмотрения. Все поступившие с опозданием конверты с заявками на участие, не вскрывайте и возвратите, если на конверте есть обратный почтовый адрес. Тот же порядок и для электронных заявок, которые поступили позже срока – не открывайте к ним доступ .

Вскрывать конверты и открывать доступ к электронным заявкам следует публично, в указанное в конкурсной документации время. При этом необходимо вести аудиозапись процедуры. Участники открытого конкурса имеют право присутствовать при вскрытии – предоставьте им такую возможность. Они вправе также вести аудио- и видеозапись процедуры, не препятствуйте им в этом .

Сообщите перед вскрытием конвертов участников, что они могут изменить или же отозвать свои заявки. Предупредите их, что они не вправе подавать более двух заявок. Если последнее произошло – верните подобные заявки без рассмотрения.

Распечатывая конверт, оглашайте данные каждого участника, место, дату и время происходящего и наличие информации, предусмотренной конкурсной документацией, а также условия исполнения контракта, которые указаны в заявке.

Ведите протокол вскрытия конвертов и открытия доступа к заявкам в электронной форме. Все члены конкурсной комиссии должны подписать его. На следующий рабочий день разместите протокол в ЕИС.

Рассмотрение и оценка заявок

Теперь у вас есть 20 дней, чтобы подвести итоги – рассмотреть и оценить все поданные заявки. Если закупка проводится в сфере науки, культуры, искусства, можете продлить срок, увеличив его максимум еще до 10 рабочих дней. Однако если воспользуетесь таким правом, не забудьте уведомить об этом участников открытого конкурса через ЕИС, в течение одного рабочего дня после того, как приняли решение о продлении срока.

Решение о допуске или отклонении каждой заявки конкурсная комиссия принимает общим голосованием, исходя из:

  • Соответствия требованиям конкурсной документации;
  • Достоверности информации из документов и добросовестности участника;
  • Обоснования предложенной участником цены контракта (в рамках мер по антидемпингу).

Отстраняйте от участия на любом этапе, если обнаружите недостоверные сведения. Но если в конкурсной документации вы предусмотрели, что незначительные ошибки и формальные несоответствия учитывать не будете, такие ошибки допустимы.

Заявки, которые соответствуют требованиям конкурсной документации, оценивайте по критериям. Каждой заявке присваивайте порядковый номер, по нисходящей выгодности условий контракта: заявке с лучшими условиями присвойте первый номер. Если таких несколько – присвойте первый номер той, что поступила раньше заявок с аналогичными условиями. Победителем становится тот, кому присваивается первый номер.

Любой участник конкурса, (даже тот, кто подал единственную заявку на участие), имеет право на обжалование результатов конкурса. Будьте готовы к тому, чтобы грамотно аргументировать ФАС России, почему вы отклонили того или иного участника конкурса.

Зафиксируйте результаты рассмотрения и оценки заявок в протоколе. Составьте его в двух экземплярах, один – храните у себя, второй, вместе с проектом контракта, передайте победителю открытого конкурса в течение 3 рабочих дней со дня подписания протокола.

Подписать его должны все члены конкурсной комиссии на следующий день после рассмотрения и оценки. В следующий после подписания рабочий день – разместите протокол в ЕИС.

Закон № 44-ФЗ дает всем участникам закупки право обращаться к заказчику для разъяснения результатов открытого конкурса. Сделать они это могут в любое время после того, как вы разместили протокол в ЕИС. Вы, в свою очередь, обязаны ответить на каждый запрос в течение двух рабочих дней после того, как он поступил.

Заключение контракта по результатам открытого конкурса

Не раньше, чем через 10 дней и не позже, чем через 20 дней после размещения в ЕИС протокола рассмотрения и оценки заявок заключите контракт с победителем открытого конкурса.

Если победитель уклонился от заключения контракта, вы должны заключить его с участником, которому присвоен второй порядковый номер, если он дает на это согласие.

Храните не меньше 3 лет после того как провели открытый конкурс:

  • Протокол вскрытия конвертов и протокол рассмотрения и оценки заявок;
  • Все заявки на участие;
  • Конкурсную документацию, изменения, внесенные в нее, и ее разъяснения;
  • Аудиозапись процедур.
Признание конкурса несостоявшимся

Открытый конкурс надо признать несостоявшимся если:

  • Все заявки отклонены;
  • Подана только одна заявка, которая соответствует требованиям из конкурсной документации;
  • Вы рассмотрели заявки, и только одна из них соответствует требованиям из конкурсной документации.

В двух последних случаях необходимо согласование с ФАС России, после чего можно заключить контракт с соответствующим требованиям участником, как с единственным поставщиком.

Если же не было подано ни одной заявки, все заявки вы отклонили или участник со вторым порядковым номером отказался заключать контракт – начинайте все снова и проводите повторный конкурс.

При повторном конкурсе вы:

  • Имеете право увеличить НМЦК, но не больше чем на 10%;
  • Должны пролонгировать срок исполнения контракта на необходимый для проведения повторного конкурса срок;
  • Не имеете права менять объект закупки (количество товара, объем работы или услуги), требования к участникам закупки, условия контракта из первоначальной конкурсной документации.

Повторный конкурс проводите в том же порядке, что и первый. А если и он не состоится в силу тех же причин, то в этом случае Закон № 44-ФЗ дает вам право провести запрос предложений или любым другим способом, который используется в контрактной системе.