Руководства, Инструкции, Бланки

Регистрация Контракта На Сайте Госзакупок По 44 Фз Инструкция img-1

Регистрация Контракта На Сайте Госзакупок По 44 Фз Инструкция

Категория: Инструкции

Описание

Регистрация контракта на сайте госзакупок по 44 фз инструкция

ФЗ-44. О последовательности проведения госзакупок

Михаил Чернышов: Опыт показывает, что подавляющее число работников, ответственных за проведение закупок, до сих пор плохо "ориентируются" в положениях Федерального закона от 5 апреля 2013 года N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - 44-ФЗ).

Михаил Чернышов: Опыт показывает, что подавляющее число работников, ответственных за проведение закупок, до сих пор плохо "ориентируются" в положениях Федерального закона от 5 апреля 2013 года N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - 44-ФЗ). Поэтому в данной статье будет приведён определённый, если так можно выразиться, путеводитель по этому закону, чтобы количество ошибок у тех, кто только начинает заниматься закупками, было как можно меньше.

Вначале несколько советов, как прочитать положения закона.

В тексте 44-ФЗ много ссылок, большинство из которых оправданы, иначе просто нельзя было стройно изложить его положения. Но у всех есть такой инструмент, как компьютер. Если вы встретили ссылку и не можете удержать в своей памяти те или иные положения, тогда вставьте ссылку в электронной версии теста закона в нужное место (а если необходимо, то и несколько раз), чтобы получить общую картину.

Практика показывает, что методически неправильно читаются изменения в законе. Все, как правило, "загружают" в свой компьютер новую редакцию 44-ФЗ и считают это достаточным. А надо поступить по-другому. Советую отпечатать положения того закона, которым вносятся изменения в 44-ФЗ, а потом "пройти" по тесту 44-ФЗ, сличая отпечатанный текст с внесенными изменениями в 44-ФЗ.

Приведу два примера. В последнее время часто обращаются с вопросом о порядке толкования совокупного годового объема закупок. Это положение внесено в статью 3, часть 16 закона. Но почему-то пропускают еще одно изменение. Оно внесено в статью 112, часть 30, в которой совершенно чётко записано, что в совокупный годовой объём закупок не включаются закупки, извещения о которых размещены до даты вступления в силу 44-ФЗ. Всегда советую читать положения статьи до конца и обязательно читать главу 8 "Заключительные положения".

С чего же начинать закупку? Представьте себе, что вы решили купить себе квартиру через риэлтерское агентство. Кто будет определять требования к квартире? Конечно, вы, как заказчик. Вы же определите, по какой цене вы хотите купить квартиру. Следовательно, на первом этапе закупок необходимо определиться с требованиями к закупаемым товарам, работам или услугам. Основные положения по этому вопросу отражены в статье 33 закона. Но толковать положения статьи надо шире. Надо помнить, всё, что мы покупаем, должно отвечать национальным стандартам и национальной системе лицензирования РФ.

Обратите внимание, в статье 33, часть 1 есть такие положения: "1) описание объекта закупки должно носить объективный характер", "2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании".

За понятием "объективный характер" стоит очень много. Обеспечить выполнение этого требования можно только в одном случае, если при описании требований к товарам, работам и услугам руководствоваться положениями национальной системы стандартизации РФ.

Во втором же абзаце первой части статьи речь напрямую идет о новой системе стандартизации РФ: "в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании".

В связи со сказанным, надо изучить систему стандартизации РФ. Базовым по этому вопросу является Федеральный закон 27 декабря 2002 года N184-ФЗ "О техническом регулировании".

Основные положения национальной системы стандартизации заключаются в следующем.

1. Отменено обязательное изготовление продукции в соответствии с ГОСТами. Теперь производитель может изготавливать продукцию в соответствии с ГОСТР добровольно. Госстандарт РФ Постановлением от 30 января 2004 г. N4 "О национальных стандартах Российской Федерации", признал национальными стандартами действующие государственные и межгосударственные стандарты, введённые в действие до 1 июля 2003 г. для применения в Российской Федерации. Таким образом, если продукция изготавливается по ГОСТу, вступившему в силу до 1 июля 2003 г. то её можно купить, только по наименованию ГОСТР без дополнительных обоснований.

2. На смену ГОСТР (ГОСТ) постепенно приходят технические регламенты. Во исполнение требований технических регламентов теперь производитель должен зарегистрировать свою продукцию и получить сертификат или декларацию на право производства в специальном органе по сертификации. Перечень продукции, подлежащей обязательному декларированию или сертифицированию, определён Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2009 г. N982. Требования постановления распространяются и на товары иностранного производства. Если в переходный период технического регламента нет, то продукция проверяется на соответствие нескольким российским ГОСТР. Подлинность деклараций и сертификатов можно проверить на сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии: http://www.gost.ru

3. При разработке проектно-сметной документации необходимо руководствоваться положениями Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений". Строительные нормативы федерального значения разрабатывает и устанавливает только ФГУ Федеральный центр ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов (ФЦЦС), региональные строительные нормативы разрабатывают региональные центры ценообразования в строительстве (РЦЦС). Сайт федерального центра: http://www.faufccs.ru/

Разработка технического задания должна закончиться определением начальной (максимальной) цены контракта. Порядок определения цены контракта регламентируется в дополнение к статье 22 44-ФЗ Приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 N567.

На втором этапе следует составить проект контракта. В соответствии с требованиями 44-ФЗ на сайте госзакупок должна быть составлена библиотека проектов контрактов. До готовности такой библиотеки можно пользоваться библиотеками проектов контрактов субъектов РФ.

Из указанных библиотек необходимо выбрать приемлемый для конкретной закупки вариант и актуализировать его в соответствии с условиями предстоящей закупки. Но делать это надо осмысленно и опираясь на положения Гражданского кодекса РФ. Всегда советую обучаемым сверить содержание проекта контракта со следующими статьями: поставка товаров - статьи 506-534; выполнение работ - статьи 702-729; оказание услуг - статьи 779-783.

Гражданской кодекс юристы называют экономической конституцией России. Именно Гражданский кодекс регламентирует отношения между заказчиком и поставщиком, хотя некоторые положения и отражены в 44-ФЗ. Это, прежде всего, статьи 34 и 94, 95, 96, в которых приводятся основные требования к содержанию контакта, а также порядок его исполнения, изменения, расторжения.

У заказчиков часто возникают вопросы о порядке оплаты по цене запасной части к технике, оборудованию, единицы работы или услуги исходя из объёма фактически поставленных запасных частей, выполненной работы или оказанной услуги. Эти положения отражены в статье 42 закона "Извещение об осуществлении закупки".

Разработанное техническое задание и проект контракта необходимо согласовать с должностными лицами организации, после чего получить разрешение от руководителя на разработку закупочной документации.

Важно согласовать порядок платежей с финансовой службой и бухгалтерией организации. Надо знать, что бухгалтерский учёт в казённых и бюджетных учреждениях осуществляется по статьям КОСГУ (кодов операций сектора государственного управления). Поэтому оплата может быть только по статьям, по которым есть бюджетные ассигнования.

Часто задают вопрос о том, что финансовый орган настаивает, чтобы в контракте по итогам закупок оставался размер налога на добавленную стоимость (НДС) в размере 18%. Такое требование является незаконным. Многие участники закупок работают по упрощённой системе налогообложения. Такое право юридическим лицам (как правило, субъекты малого предпринимательства) предоставлено государством. Да, они получат дополнительный доход, но, повторяю, такая льгота предоставлена государством. Платит налог не заказчик, а получатель денежных средств и цена контракта для него не меняется.

На третьем этапе заказчик выбирает способ определения поставщика. Распоряжением Правительства РФ от 31.10.2013 N2019-р установлен перечень товаров работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме. Подчеркиваю, что этот перечень является обязательным, но 44-ФЗ разрешает проводить аукцион в электронной форме и по товарам, работа и услугам, которые не входят в указанный перечень (статья 59).

Если же требуется определить победителя по нескольким критериям, то необходимо проводить конкурс. Законом расширены способы открытого и закрытого конкурсов. Если необходимо проверить квалификацию поставщика, исполнителя, то заказчик может провести конкурс с ограниченным участием. Дополнительные требования к таким участникам регламентируются статьей 31 закона и Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N1089. Правила определения победителя при проведении открытого конкурса регламентируется статьей 32 закона и Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N1085. Причиной проведения двухэтапного конкурса, как правило, является отсутствие у заказчика чёткого представления о предмете закупок.

При небольших ценах (не выше 500 000 руб.) закупки могут осуществляться способом запроса котировок (статьи 72-82). Хочется обратить внимание читателей на несколько особенностей при применении такого способа определения поставщика.

В законе записано, что "заказчик ВПРАВЕ осуществлять закупки путём проведения запроса котировок. >>. Этот означает, что если необходимо определить поставщика по нескольким критериям, то заказчик вправе провести конкурс, а если убедиться в надежности поставщика - то аукцион в электронной форме и на меньшую, чем 500000 руб. цену. Если цена не выше 500000 руб. а товары, работы, услуги входят в перечень закупок по электронному аукциону, то можно провести запрос котировок. При запросе котировок, как и при аукционе в электронной форме, единственным критерием оценки является цена.

Применение такого способа определения поставщика, как запрос предложений, для многих заказчиков ограничено. Он применяется только при признании повторного конкурса или электронного аукциона не состоявшимися в соответствии с частью 4 статьи 55 и частью 4 статьи 71 закона.

Четвертый этап сводится к разработке закупочной документации: конкурсной, аукционной, извещения о запросе котировок, запроса предложений.

Всегда советую провести классификацию содержания документации: сколько составных частей она условно включает, какие требования к заказчикам являются общими и какие частными в зависимости от избранного способа определения поставщика, что требует заказчик представить в составе заявки участнику и как будет оцениваться его заявка, какие цели необходимо ставить перед комиссией во время заседаний.

В закупках участвует две стороны: заказчик и участник закупок. Следовательно, документация должна включать:

1. Условия проведения закупки и требования, которые предъявляет заказчик к закупаемым товарам, работам, услугам и поставщикам и исполнителям таких товаров, работ, услуг.

2. Формы документов заявки участника закупки.

Требования к закупаемым товарам и услугам, как уже отмечалось, излагаются в техническом задании и проекте контракта.

Общие требования к поставщикам при всех способах определения поставщика (исполнителя) приведены в статье 31 закона. Частные требования приведены в соответствующих статьях по каждому способу определения поставщика: конкурс - статьи 50, 51; аукцион в электронной форме - статьи 64, 66; запрос котировок - статьи 42, 73; запрос предложений - статья 83.

Хочу обратить особое внимание на формы документов, который представляет в составе заявки участник закупки. Заказчику надо помнить два условия. Первое - формы документов заявки участника (кроме аукциона в электронной форме) разрабатывает заказчик. Второе - правильно разработанные документы заявки участника являются главным условием получения конкретной, а неоднозначно составленной заявки участника.

Обращаю внимание, что если при описании требований к закупаемым новым машинам и оборудованию применяются понятия "Товарный знак" и "Эквивалент", то в форме заявки участника надо дать две формы согласия участника. Причём, при поставке эквивалента участник обязан указать конкретные характеристики машин, оборудования. Если же понятия "Товарный знак" и "Эквивалент" заказчиком не применяются, то участник обязан указать конкретные показатели поставляемых товаров. На практике же бывает так, что участники повторяют техническое задание заказчика. Такие заявки следует отклонять.

При запросе котировок участник при закупке товаров во всех случаях обязан указать конкретные характеристики товаров, а при закупке работ и услуг указывает только своё согласие выполнить работы или услуги.

Заказчик, после размещения информации о проведении закупки, имеет право вносить изменения в извещение и документацию. Закон не регламентирует количество таких изменений, ограничение есть только одно: запрещается менять объект закупки. Теперь и при запросе котировок можно отменить закупку в установленные сроки, что регламентируется статьей 36 закона.

Пятый этап сводится к вскрытию конвертов поступивших заявок (открытию доступа к поданным в виде электронных документов заявкам), рассмотрению и оценке заявок при проведении конкурса, запроса котировок, запроса предложений. При проведении аукциона в электронной форме этот этап включает рассмотрение первых частей заявок, проведение аукциона на электронной площадке, оценку вторых частей заявок участников.

Всегда обращаю внимание на то, что к каждому заседанию комиссии члены комиссии, и особенно председатель комиссии, должны готовиться. Председателю комиссии советую писать конспект с указанием тех положений закона, которые он обязан назвать перед тем, как приступить к вскрытию первого конверта.

Каждый раз важно понимать, какую цель должна достичь комиссия в результате заседания по вскрытию конвертов. Конечно, в законе так вопрос не ставится, но из положений закона можно однозначно сделать выводы, что комиссия обязана обеспечить публичность вскрытия конвертов, огласить состав поступивших в заявке документов, огласить предложение каждого участника по объекту закупки. По результату вскрытия конвертов участники не отстраняются, в протокол вносятся все подавшие заявки участники.

Если подана одна заявка или в результате промежуточных этапов конкурса, аукциона в электронной форме в итоговом протоколе осталась одна заявка, заказчик обязан обратиться в контрольный орган для согласования возможности заключения контракта с единственным поставщиком (исполнителем). Но обращаться в контрольный орган надо только после того, как комиссия проведёт все процедуры и оформит протоколы по рассмотрению документов единственного участника закупки.

В заключение советую всех закупщикам вести базу данных нормативных правовых актов, которые приняты в дополнение к 44-ФЗ.

Похожие записи

Другие статьи

Правила госзакупок по 44-ФЗ: последние изменения, разъяснения, практика применения - Центр повышения квалификации - Лидер

КУРС ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «ПРАВИЛА ГОСЗАКУПОК ПО 44-ФЗ: ПОСЛЕДНИЕ ИЗМЕНЕНИЯ, РАЗЪЯСНЕНИЯ, ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ» Курс проводится для:
  • Руководителей и специалистов органов власти, государственных учреждений, отвечающих за осуществление закупок; членов комиссий заказчика, работников контрактной службы (контрактных управляющих); руководителей и специалистов тендерных отделов, юридических отделов и отделов продаж компаний-заказчиков
Программа курса: ЧАСТЬ 1. ПРАВИЛА ГОСЗАКУПОК ПО 44-ФЗ: ПОСЛЕДНИЕ ИЗМЕНЕНИЯ, РАЗЪЯСНЕНИЯ, ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ
  • Новые правила (с 01.01.2016): обоснования закупок товаров, работ и услуг (ПП РФ от 05.06.2015 № 555); формирования, утверждения и ведения плана закупок для федеральных нужд (ПП РФ от 05.06.2015 № 552); составления плана-графика закупок (ПП РФ от 05.06.2015 № 553 и № 554).
  • Применения новых классификаторов ОКПД2 ОКВЭД2 в закупках.
  • Особенности планирования закупок заказчиками, получающими господдержку (249-ФЗ от 13.07.2015)
  • Совместные конкурсы и аукционы (ПП РФ от 09.06.2014 № 533)
  • Преференции для отдельных видов поставщиков
  • Дополнительные требования к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг (ПП РФ от 04.02.2015 № 99).
  • Запрет на закупки у офшорных компаний (227-ФЗ от 13.07.2015)
  • Порядок банковского сопровождения контрактов по 44-ФЗ (ПП РФ от 02.04.2015 № 308).
  • Обеспечение заявок и исполнения контрактов. Условия банковской гарантии. Реестр банковских гарантий. Антидемпинговые меры при проведении конкурсов и аукционов.
  • Порядок реструктуризации задолженности по банковской гарантии (ПП РФ от 28.04.2015 № 405 и от 18.03.2016 N 211)
  • Регламентация процедур определения поставщиков в электронной форме (законопроект № 623906-6)
  • Последние разъяснения ведомств по применению нормативных актов в сфере закупок.
  • 2. Правоприменительная и административная практика, проблемные ситуации определения поставщиков (подрядчиков) по 44-ФЗ
    • Открытый конкурс: извещение; конкурсная документация; рассмотрение и оценка заявок; последствия признания конкурса несостоявшимся
    • Конкурс с ограниченным участием.
    • Электронный аукцион: правила документооборота, извещение о проведении электронного аукциона; порядок рассмотрения заявок; последствия признания электронного аукциона несостоявшимся; новый аукционный перечень (Распоряжение Правительства от 21.03.2016 N 471-р)
    • Особенности закрытого конкурса и аукциона
    • Запрос котировок: требования, порядок проведения; рассмотрение и оценка заявок; последствия признания запроса котировок несостоявшимся
    • Запрос предложений
    • Закупки у единственного поставщика: практика применения 140-ФЗ от 04.06.2014
    • Порядок согласования заключения контракта с единственным поставщиком (Приказ МЭР от 31.03.2015 № 189)
    3. Государственный (муниципальный) контракт
    • Предмет и условия контракта, субъектный состав
    • Форма и стороны контракта
    • Существенные условия контракта (позиция Минэкономразвития РФ)
    • Исполнение контракта: приемка и экспертиза результатов исполнения контракта
    • Изменение условий контракта
    • Расторжение контракта: условия расторжения контракта, порядок
    • Ответственность заказчика и подрядчика по госконтракту: условия, порядок применения
    • Удержание денежных средств (штрафных санкций) из окончательной оплаты по контракту
    • Отчетность по контракту
    4. Электронный документооборот в контрактной системе. ЕИС госзакупок в 2016 году
    • Элементы ЕИС, системы и подсистемы ЕИС (ПП РФ от 23.01.2015 № 36)
    • Размещение на официальном сайте информации о закупках
    • Идентификационный код закупки
    • Правила и порядок функционирования ЕИС
    5. Практика контроля работы с поставщиками / подрядчиками: разъяснения ФАС России
    • Требования к участникам закупок и критерии оценки заявок (предложений) участников закупок.
    • Техническое задание: рекомендации по подготовке. Правила и ограничения при описании объекта закупки и пр
    6. Споры между субъектами правоотношений в сфере госзакупок: досудебное урегулирование, судебная практика
    • Механизмы досудебного урегулирования споров
    • Способы и порядок обжалования действий (бездействия) заказчика, уполномоченных органов, членов закупочных комиссий, сотрудников контрактных служб
    • Особенности урегулирования отдельных видов споров и конфликтных ситуаций (обжалование планов-графиков заказчиков и завышенных НМЦК; практика противодействия сверхкоротким срокам поставок в закупочной документации и пр.)
    • Практика рассмотрения в судах спорных ситуаций в связи с закупками по 44-ФЗ (оплата товаров, не предусмотренных контрактом; включение НДС в цену контракта; односторонний отказ от исполнения контракта; повторные торги и пр.)
    7. Административные правонарушения в сфере закупок по 44-ФЗ
    • Состав и виды административных правонарушений в сфере госзакупок.
    • Порядок привлечения к административной ответственности за правонарушения в сфере госзакупок
    • Производство по делам об административных правонарушениях в сфере закупок
    • Обжалование судебных решений
    • Перспективы введения уголовной ответственности за преступления в сфере госзакупок (законопроект № 740713-6)
    ЧАСТЬ 2. ЗАКУПКИ ПО 223-ФЗ. НОВЫЕ ПРАВИЛА, ПРАКТИКА, СПОРНЫЕ ВОПРОСЫ 8. Изменения в законодательстве о закупках по 223-ФЗ
    • Особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства (СМСП) в закупках по 223-ФЗ (ПП РФ от 11.12.2014 № 1352). Особенности проведения закупок, в которых участниками закупок являются только СМСП
    • Требования к участникам закупок. Установление приоритета товаров российского происхождения, работ (услуг), выполняемых российскими лицами
    • Планировании закупок и корректировка плана закупки (с учетом норм 249-ФЗ от 13.07.2015)
    • Описание показателей объекта закупок на основании норм законодательства о техническом регулировании и стандартизации (ФЗ № 104 от 05.04.2016)
    • Заключение и изменение договоров: порядок применения договоров «с пролонгацией», рамочных договоров. Риски неисполнения договоров
    • Обязанность заказчиков, подпадающих под действие 223-ФЗ, с 01.01.2016 размещать в реестре договоров на официальном сайте информацию об исполнении, расторжении договоров, основаниях расторжения, подтверждающие документы, а также копии заключенного договора (ПП РФ от 31.10.2014 № 1132)
    9. Неоднозначность трактовок в законодательстве о закупках отдельными видами юридических лиц
    • Проблемы 223-ФЗ в правоприменительной практике (электронная форма закупки, нормы-принципы, отчетность по закупкам, режим конфиденциальной информации и др.).
    • Какие виды сделок подпадают, а какие не подпадают под действие 223-ФЗ
    • «Дробление» закупок: сложные вопросы
    • Закупки у единственного поставщика (в т. ч. закупки «малого объема», закупки на суммы более 100 / 500 т.р.)
    • Оспаривание условий документации о закупке (требований к участникам закупки, критериев оценки и сопоставления заявок участников закупки, описания объекта закупки, формулировки условий в проекте договора). Толкование судами понятия «сведения о начальной цене договора». Раскрытие информации о бенефициарах (Письмо Минэкономразвития от 12.08.2015 N Д28и-2421).
    • Внесудебный порядок отмены (аннулирования) результатов торгов: основные проблемы правоприменения.
    • Споры в связи с осуществлением закупок по 223-ФЗ: (аренда, купля-продажа недвижимости и др.); расторжения контрактов (договоров); возможности рассмотрения споров в связи с закупками в третейских судах; включения в цену контракта НДС; по поводу ограничения конкуренции; и пр.
    • Признание судом недействительными торгов, проводимых в рамках закупочной деятельности: основания; лица, которые вправе заявлять соответствующие требования; последствия. Применение последствий недействительности исполненного сторонами договора, заключенного в соответствии с 223-ФЗ
    • Ответы на вопросы, практические рекомендации
    10. Административная ответственность за нарушение 223-ФЗ
    • Основания привлечения к административной ответственности.
    • Практика привлечения к административной ответственности.

    В стоимость обучения входит.

    • Методический материал, обеды, кофе-паузы.
    • Размещение в 2-местных номерах «Стандарт» в Отелях «Аврора»; «Понтос»; «Эмеральд» (по желанию участников, за дополнительную плату, могут быть забронированы одноместные номера, доплата за одноместное размещение 14000 руб.)
    • Полный пансион (завтрак, обед, ужин) по системе «Шведский стол»
    • Пользование бассейном
    • Wi-Fi на всей территории отеля

    По окончании обучения выдается: Удостоверение о повышении квалификации в объёме 144 часов

    В стоимость не включен проезд до Отеля!

    Закрытие регистрации происходит за 4 недели до начала

    Записаться на мероприятие: