Руководства, Инструкции, Бланки

Что Было Одним Из Последствий Проведения Руководством Ссср Политики Нового Мышления В Период Перестройки img-1

Что Было Одним Из Последствий Проведения Руководством Ссср Политики Нового Мышления В Период Перестройки

Категория: Руководства

Описание

Перестройка и «новое мышление» во внешней политике СССР - Студопедия

Перестройка и «новое мышление» во внешней политике СССР

Изменения во внутриполитической жизни страны, начавшиеся весной 1985 года, затронули сферу внешнеполитической деятельности советского государства. Страна приступила к реформам, имея непростое наследие в сфере внешней политики. Период от середины 70-х до середины 80-х годов ознаменовался в отношениях между Востоком и Западом "вторым изданием холодной войны".

Требовалось пересмотреть основы политического мышления, воспринимавшего мир через призму конфронтационного подхода, делившего его на две общественно-политические системы, обреченные в своих отношениях на вечный антагонизм. Таким образом, начал создаваться новый внешнеполитический курс советского государства. В основу его легла философско-политическая концепция, получившая название нового политического мышления. Эта концепция исходила из тезиса о многообразном, но взаимозависимом и целостном мире.

Отсюда провозглашалась невозможность решения международных проблем силовыми методами. Вместо баланса сил универсальным способом решения международных вопросов объявлялся баланс интересов, который составляется на основе приоритета общечеловеческих ценностей над классовыми. Советское руководство попыталось предать этим идеям вид философской основы новой внешнеполитической доктрины, осознавая реальность угрозы ядерного самоуничтожения человечества. Тезис о невозможности победы в ядерной войне стал как бы материальной основой нового политического мышления.

В результате нового внешнеполитического курса советские войска были выведены из Афганистана, нормализованы отношения с Китаем. Заключенные с США договоры об уничтожении ракет средней и меньшей дальности, о сокращении стратегических вооружений означали начало принципиально новой тенденции к сокращению ядерного оружия. Идеи нового политического мышления воплощались в практику международных отношений, способствовали их оздоровлению. Начался энергичный диалог между СССР и рядом стран Азии: Индией, Японией, Южной Кореей.

Сферой повышенного внимания советской внешней политики оставался европейский континент. Многочисленные-двусторонние встречи советских лидеров с руководителями европейских государств - Великобритании, ФРГ, Франции, Италии - создали благоприятные условия для решения стоящих задач. Советский Союз выдвинул концепцию создания "общеевропейского дома", предполагая, что ее реализация позволит преодолеть последствия конфронтационной политики на континенте, объединить усилия европейцев в решении экономических, социальных и политических проблем, существующих в Европе.

В 1990 году состоялась общеевропейская встреча в верхах, на и порой была принята Хартия для новой Европы, документ, открывший новую страницу в истории континента. Он провозгласил окончание эры конфронтации и раскола Европы, подтвердил стремление европейских государств строить свои отношения на основе твердой приверженности демократии, базирующейся на принципах свободы и прав человека, процветании через экономическую свободу и социальную справедливость, равной безопасности для всех стран.

Подписание парижской Хартии было бы невозможно без радикального обновления советской внешней политики. Верность Советского Союза принципам нового политического мышления подтвердили события, развернувшиеся в странах Восточной Европы в г «39 году. Здесь на протяжении нескольких месяцев произошла смена всех руководящих политических структур, отразившая стремление народов данных стран к радикальному обновлению общественных отношений. Это был протест против ангоритарных режимов, против насилия бюрократии, против экономической неэффективности, стагнации, снижения уровня жизни. В Гюльшинстве восточноевропейских стран в результате указанных событий к власти пришли оппозиционные коммунистам силы, поставившие вопрос не только о смене власти, но и об изменении общественного строя. Итогом происходящих событий стало объединение I германии, прекращение существования Совета Экономической Взаимопомощи, организации Варшавского договора.

Коренное оздоровление международных отношений, переход к новому периоду в мировой истории - периоду длительного мира и более полной свободы - отвечали жизненным интересам нашей страны. Произошло сокращение армии и ее вооружения. Осуществлен вывод поиск из Чехословакии, Германии, Венгрии, Монголии. Наша страна не стала производить химическое оружие. Началось сокращение оборонного комплекса и перевод его потенциала на мирные нужды.

Однако, несмотря на серьезный поворот от конфронтации к сотрудничеству между государствами и впервые официально признанный отказ от идеи мировой революции, новое политическое мышление складывалось постепенно и еще медленнее переводилось на язык конкретных политических инициатив. В 1988-1989 гг. идеологические принципы стали оказывать все меньшее влияние на внешнюю политику нашей страны. Рядом смелых инициатив наша страна взломала лед международной конфронтации и выступила лидером в процессе глобальных изменений международных отношений, а также окончания холодной войны.

Другие статьи

Перестройка и новое мышление во внешней политике СССР

Перестройка и новое мышление во внешней политике СССР

Советское руководство оказалось вынужденным в очередной раз сменить свои стратегические ориентиры во внешней политике в целях смягчения международной напряженности. Данные изменения совпали со сменой высшего руководства в СССР. Первоначально новый советский лидер М. С. Горбачев ставил своей целью добиться очередного потепления климата международных отношений, без принципиальных изменений самого внешнеполитического курса. Тем не менее, обстоятельства сложились таким образом, что с 1987 года был провозглашен переход к «новому политическому мышлению». Правящая советская элита заявила о приверженности принципам коллективной безопасности и уважении суверенного права народов на выбор собственных путей развития. В 1987 г. руководители сверхдержав подписали договор об уничтожении ракет средней дальности. В 1989 г. СССР вывел войска из Афганистана. В том же году началась нормализация отношений с Китаем. СССР отказался от подавления «бархатных» революций 1989 г. в странах Восточной Европы, с территорий которых стали выводиться советские войска. «Холодная война» постепенно приближалась к своему завершению. Распад СССР в 1991 году фактически означал окончание «холодной войны». Крушение Советского Союза и образование СНГ знаменовали начало российской внешней политики.

В течение 1989-1991 годов по странам Восточной Европы прокатилась лавина революционных преобразований. Рухнули сложившиеся здесь за послевоенные десятилетия авторитарно-бюрократические режимы. События развивались не только стремительно, но и отличались радикальностью результатов. Они втянули в свою орбиту Польшу и Венгрию, ГДР и Чехословакию, Болгарию и Румынию, а также Югославию. Создав качественно новый политический ландшафт в этих странах, события изменили расстановку сил на европейском континенте, затронули блоковую систему отношений на мировой арене, оказали воздействие на перестроечные процессы в Советском Союзе, повлияли на состояние дел в коммунистическом движении.

Революции, начавшиеся в 1989 г. стали следствием глубокого экономического, политического и духовного кризиса, который десятилетиями переживали государства Восточной Европы. Доказательство тому - перманентно возникавшие в 50 - 80-х годах острые общественно-политические конфликты в странах региона. Таким образом, революции конца 80-х - начала 90-х гг. явились результатом, прежде всего, их собственного внутреннего развития.

Авторитарно-бюрократические режимы повсеместно стали препятствием на пути экономического и технического прогресса своих государств, тормозом интеграционных процессов. Результатом был застой, который на фоне быстрого развития остального мира стал перерастать в отставание, в откат назад, особенно заметный в новых отраслях и прогрессивных технологиях. Уже к концу 70-х годов наметилась тенденция к превращению стран социализма во второстепенное экономическое и социально-политическое объединение на мировой арене. Сильные позиции удерживались только в военно-стратегической области, и то в основном благодаря военному потенциалу СССР. Именно перспектива такого превращения побудила руководство ряда стран приступить к экономическим и политическим реформам. Однако попытки их осуществления в рамках авторитарно-бюрократических режимов не затрагивали базисных структур и способствовали лишь дискредитации идей реформирования общества. Фактический провал этих попыток подвел общественность названных стран к осознанию невозможности преодоления усиливавшегося всестороннего кризиса без полного устранения сложившейся системы власти и управления.

Другим мощным катализатором революционных Перемен в странах Восточной Европы явился национальный фактор. Его проявление сильно варьировалась в разных государствах и зависело от национальных традиций, характера предшествовавшего, то есть, довоенного, политического режима, уровня развития национально-освободительного движения против фашизма в годы второй мировой войны, обстоятельств прихода к власти коммунистических партий. Субъективной предпосылкой революций стала монополия политической власти правивших режимов. Их неподотчетность народу разрушающе воздействовала на моральные и деловые качества руководящего слоя восточноевропейских стран. Он получал ряд необоснованных привилегий, погружался в коррупцию, злоупотребления властью. Неслучайно, что правящая элита этих государств явилась объектом для всесторонней критики.

Начавшаяся в 1985 г. перестройка в СССР послужила стимулом для идеологических и политических перемен. Происходит быстрая политизация различных слоев населения, ведущая к выработке новых взглядов, к осознанию реальностей на ином качественном уровне.

События в Польше и Венгрии приняли эволюционный по своей форме характер, а именно - переход правивших компартий к парламентской модели развития, к признанию альтернативных политических сил. Такому исходу предшествовала долгая политическая борьба, как в руководствах партий, так и за их пределами. В Польше благодаря наличию столь мощного оппозиционного движения как «Солидарность» и реальному присутствию в общественно-политической жизни католической церкви с ее моральным авторитетом возобладала компромиссная линия. Именно по инициативе правившей Рабочей партии (ПОРП) 6 февраля 1989 г. открылись заседания «круглого стола», за которым встретились представители власти и оппозиции. Весной 1989 г. аналогичные заседания начались в Венгрии. Достигнутые там соглашения ставили задачу формирования институтов парламентской демократии, правового государства, коренной реорганизации Венгерской социалистической партии (ВСРП).

Ситуации, сложившиеся в Болгарии, Чехословакии и ГДР, имела много общего. Известную однотипность им придала позиция руководства партий, которые либо вообще отказывались идти на реформы (как, например, в ГДР), либо имитировали действия по их проведению. Стратегические линии партий уже не соответствовали происходящим в обществе процессам. Повсеместно, начиная с 1988 г. стали возникать неформальные организации. Так, в Болгарии появился «Независимый союз по охране прав человека», экологическое общество, «Движение 24 мая». Однако болгарское руководство расценило их как антикоммунистические и ответило репрессивными мерами.

Характерной особенностью Чехословакии было наличие в ее общественной жизни политической оппозиции, которая в начале 1989 г. перешла к решительным действиям. Их проявлением стали демонстрации в Праге и ряде других городов.

Свою специфику имело и внутриполитическое положение в Германской Демократической Республике (ГДР). Она заключались в том, что многие граждане, утратив надежды на изменения в стране, стали переселяться в соседнюю демократическую германскую страну (ФРГ). Выезд принял массовые формы, несмотря на репрессии властей и тотальную слежку. Революционные процессы, охватившие восточноевропейские государства, свидетельствовали об общем кризисе их авторитарно-бюрократических режимов. Начало им положили события в ГДР. Под давлением массовых демонстраций глава германской социалистической партии Э. Хонеккер был освобожден от занимаемых им постов. 9 ноября 1989 г. новое руководство разрешило свободный переход в Западный Берлин.

Внутренние противоречия в Болгарии, где отсутствовали традиции массовой оппозиции существовавшему режиму, прорвались на Пленуме Болгарской компартии, который 10 ноября 1989 г. отстранил Генерального секретаря Т. Живкова от руководства страной. Последовавшее включение в революционный процесс широких масс, начавшееся формирование политических партий и течений придало событиям характер демонтажа прежней системы власти.

«Бархатная революция» в Чехословакии началась с разгона студенческой демонстрации в Праге 17 ноября 1989 г. Действия полиции вызвали забастовку студентов, а с 21 ноября в столице начались массовые демонстрации. В тот же день был создан «Гражданский форум», объединивший все оппозиционные силы в чешских землях, и «Общество против насилия» в Словакии. Новое правительство возглавил М. Чалфа. Президентом страны был избран В. Гавел. В отличие от ГДР, Болгарии и Чехословакии, где преобразования не сопровождались кровопролитием и проходили в цивилизованных формах, в Румынии они приняли другой характер. Революция началась с карательных действий правительственных войск, подавивших оружием выступление в городе Темишоара. 20 декабря 1989 г. волнения перекинулись в столицу страны - Бухарест. Последующие дни сопровождались ожесточенными столкновениями демонстрантов с силами госбезопасности. Массовое движение возглавил Фронт национального спасения. Арестованные им бывший президент Н. Чаушеску и его жена были преданы суду военного трибунала и расстреляны.

В результате революций в странах Восточной Европы власть партийно-государственного аппарата перешла к демократическим представительным органам управления. Провозглашались политические права и свободы граждан.

Пришедшие к власти правящие элиты добились проведения свободных выборов, завершившихся повсеместно поражением партии коммунистической направленности. Завоевать симпатии избирателей не удалось и возрожденным социал-демократическим и социалистическим партиям. Более популярными оказались лозунги «христианского социализма», с которыми выступали христианско-демократические партии, связанные с католической или протестантской церквами.

Изменения политической системы были закреплены в новых конституциях, восстановивших традиционный для европейской цивилизации принцип разделения власти на исполнительную, законодательную и судебную.

Революции конца 80-х-начала 90-х годов были в основном мирными. Однако в ходе революционных событий обострились межнациональные противоречия. Чехам и словакам удалось договориться, и с 1 января 1993 г. на месте Чехословакии возникло два государства - Чехия и Словакия. Конфликт же между народами Югославии принял вооруженный характер. Летом 1991 г. начался распад федеративного государства. Республики Словения, Хорватия, Босния и Герцеговина провозгласили свою независимость. В составе Югославии остались лишь Сербия и Черногория. Национальные проблемы в этой стране вылились в самый кровавый после окончания второй мировой войны конфликт в Европе.

Революционные преобразования привели к изменениям во внешнеполитической ориентации восточноевропейских государств. Все международные организации, созданные этими странами при участии Советского Союза, в том числе Совет экономической взаимопомощи (СЭВ) и Организация Варшавского договора (ОВД), были распущены. В восточноевропейском регионе формируется новая система безопасности. Венгрия, Польша и Чехословакия договорились с СССР о полном выводе с их территории советских войск. Все настойчивее стали выдвигаться требования присоединения к экономическим и политическим союзам стран Запада (в частности Европейскому Союзу, НАТО). «Железный занавес», разделявший Европу все годы «холодной войны», быстро разрушался. Кульминацией этого процесса стало объединение, а точнее присоединение ГДР к ФРГ. Таким образом, в ходе событий 1989 - 1991 гг. произошло крушение социалистической системы, создавшее качественно новую политическую и социально-экономическую ситуацию на европейском континенте.

Концепция «нового» политического мышления была выдвинута: И

Перестройка в СССР (1985-1991 гг.)

1.К какому периоду относится проведение политики перестройки в СССР:

1.1953-1964 гг. 2. 1965-1985 гг. 3.1985-1991 гг. 4. 1992-1999 гг.

2. Какое из названных событий произошло раньше, чем другие:

1.избрание М.Горбачева президентом СССР

2. принятие Декларации о государственном суверенитете России

3. образование ГКЧП

4.авария на Чернобыльской АЭС

3. День независимости РФ 12 июня связан с принятием Декларации о государственном суверенитете России:

1. в 1980 г. 2. в 1985 г. 3. в 1990 г. 4 в 1995 г.

4. С каким годом в период перестройки в СССР связан переход к реформе политической системы:

1. 1980 г. 2. 1988 г. 3. 1992 г. 4. 1998 г.

5.Даты 1991 г. и 1993 г. объединяют то, что они относятся:

1. к проведению радикальной экономической реформы

2. к смене руководителя государства

3. к возникновению политических кризисов в стране

4. к началу и окончанию Афганской войны

6.Концепция «нового» политического мышления была выдвинута:

1.И. Сталиным 2. Н. Хрущевым 3. Л.Брежневым 4. М.Горбачевым

7.Какое из названных событий произошло, когда руководителем СССР был М.Горбачев?

1. Карибский кризис 2. создание СЭВ 3. запуск первого искусственного спутника Земли

4. авария на Чернобыльской АЭС

8. Важным политическим событием СССР в конце 80-х годов стало:

1.начало реабилитации репрессированных 2. заключение Федеративного договора РФ

3.начало работы Государственной Думы 4. проведение съездов народных депутатов СССР

9.Имена С. Шаталина и Г.Явлинского связаны:

1. с провозглашением курса СССР на перестройку

2. с подписанием Беловежского соглашения

3. с проведением радикальной экономической реформы

4. с разработкой программы «500 дней»

10. Одним из первых проявлением сепаратистских тенденций в СССР в конце 80-х гг. было:

1.принятие поправок Конституции СССР и закону о выборах

2. образование Совета Федерации из 15 президентов союзных республик

3. проведение референдума сохранение СССР

4. принятие акта о независимости Литвы

11. Произведение, каких авторов, запрещенных ранее к изданию, были опубликованы в СССР в период перестройки:

а. И. Броцкого б. С.Михалкова в. В. Войновича г.В.Распутина д. В.Набокова е. М.Шолохова

Укажите верный ответ:

а,в,д 2.б,г,е 3. б,д,е 4.г,д,е

12. Проявление понятие «многопартийность» в СССР связано с проведением реформ в политической сфере в период, когда руководителем страны был:

1. Н.Хрущев 2. Л. Брежнев 3. М. Горбачев 4. Б. Ельцин

13. Политика руководства СССР, проводившаяся во второй половине 80-х гг. получила название:

1. «оттепель» 2. «застой» 3. «перестройка» 4. «разрядка»

14.Появившаяся в СССР в конце 80-х годов понятие «дезинтеграция» было связано:

1.с введением частной собственности 2. с формированием многопартийности

3. с расколом в КПСС 4. с постепенным распадом союзного государства

15. Понятие «индивидуальная, трудовая деятельность» связано с проведением экономической реформы:

1. «оттепели» 2. «стагнации» 3. «перестройки» 4. 1990-х годов

16. Какие из названных понятий связанны с проведением в СССР политики перестройки:

А. ресталинизация Б. гласность В. чековая приватизация Г. многопартийность

Д. «оттепель» Е. децентрализация

Укажите верный ответ:

1.а,б,в 2.в,г,д 3.а,д,е 4.б,г,е.

17. Политики перестройки в середине 1980-х годов была направлена на:

1.совершенствование обновление системы социализма

2. приватизацию государственной собственности

3. реформирование КПСС

4. продолжение реабилитации ранее осужденных людей

18.Ново-Огаревский процесс имел целью:

1. разработку новой Конституции СССР 2. подготовку Федеративного договора

3. ликвидацию союза СССР 4. подготовка нового союзного договора

19.Закон 1989 года о развитии сельского хозяйства предоставлял гражданам право:

1. брать землю в аренду на 50 лет 2.сдавать полученную продукцию государству

3. продавать полученную землю 4. распоряжаться землей независимо от местных Советов

20. Принятие Декларации о суверенитете РСФСР произошло в период:

1. «оттепели» 2. «застоя» 3. «перестройки» 4. 1990-х гг.

21. С именем С. Шаталина и Г.Явлинского в период перестройки в СССР была (о) связана(о):

1. разработка курса ускорение социально-экономического развитие страны

2. создание программы ликвидации межнациональных конфликтов

3. учреждение Съезда народных депутатов

4. разработка программы «500 дней»

22. Какие из названных мер относятся к политическим реформам периода перестройки:

А. отмена 6-й статьи Конституции СССР Б. прекращение деятельности народных депутатов

В. формирование многопартийности Г. принятие новой Конституции

Д. проведение выборов в Советы на альтернативной основе

Е. ликвидация системы Советов

Укажите верный ответ:

1. б,в,г 2.а,в,д 3.г,д,е 4.а,б,г

23. Какие изменения в работу предприятия в СССр внес приняты в 1987 году «закон о государственном предприятии»:

А. ликвидация отраслевых министерств

Б. полный хозрасчет

В. запрещение самостоятельно выходить на внешний рынок

Г. самофинансирование и самоокупаемость

Д. продажа предприятий в частную собственность

Укажите верный ответ:

1.а,б,в 2.в,г,д 3.г,д,е 4.б,г,е

24. Одним из последствий проведение внешней политики СССР на основе «нового политического мышления» стало:

1. достижение военно-стратегического паритета «СССР-США»

2. усиление позиции СЭФ и ОВД в мировой экономике и политики

3. улучшение отношение со странами Запада

4. увеличение помощи странам «третьего мира»

25.Что было причиной резкого сокращения производства в промышленности и в сельском хозяйстве СССР к началу 1990-х годов:

1. упразднение отраслевых министерств

2. приватизация государственной собственности

3. запаздывание и непоследовательность экономических реформ М.Горбачева

4. массовые протесты населения против проведения реформ

26. Одним из последствий проведения политики гласности в период перестройки было:

1 обновление официальной прежней идеологии

2. получение каждым гражданином любой информации

3. столкновение в обществе идейных различных позиций

4. возвращение к ресталинизации

27. Прекращение деятельности СЭВ и ОВД стало следствием:

1. принятия резолюции ООН 2. проведение референдумов в странах Восточной Европы

3. выступления ГКЧП 4. распада социалистической системы в Восточной Европе

28. К итогам политики «нового мышления» в период перестройки в СССР относится:

1. усиление напряженности международных отношений

2. наращивание гонки ядерных вооружений в мире

3.усиление оборонной мощи СССР

4. укрепление стабильности на международной арене

29. вывод советских войск из Афганистана в конце 80-х годов было осуществлен в связи:

1. с решением ООН

2. с проведением политики «нового мышления»

3. с успешным выполнением «интернационального долга» СССР

4. с решением 20 съезда КПСС

30. какие из названных положений относятся к причинам перехода руководства СССР к политике перестройки:

а. децентрализация системы управления хозяйством

б.технологическое отставание ряда отраслей хозяйства

в. строительство крупнейших гидроэлектростанций

г. падение темпов производства

д. выдвижение в СССР в 1980-е годы программы мира

е. неэффективность директивного механизма хозяйствования

Укажите верный ответ:

1.а,в,д 2.б,в,д 3.б.г,е 4.г,д,е.

Новое политическое мышление - это философия внешней политики СССР периода перестройки

Новое политическое мышление - это философия внешней политики СССР периода перестройки. Горбачев Михаил Сергеевич

Уже более тридцати лет прошло с тех пор, как великую страну СССР возглавил Горбачев. Его основной тезис «новое политическое мышление» – это уже ныне анахронизм, непонятный молодому поколению. А ведь эта фраза воспринималась населением Союза очень позитивно. Люди жаждали перемен, им импонировал М. С. Горбачёв, выгодно отличающийся от остальной партийной элиты. А что из этого вышло, каждый видит своими глазами в реальной жизни.

Предыстория

Чтобы понять, почему концепция нового политического мышления была позитивно воспринята народом, следует изучить сложившуюся к этому моменту политическую обстановку. Кратко ее можно описать следующим образом:

  • Мир разделен на части.
  • Его развитие строится на противопоставлении двух систем: капиталистической и социалистической.
  • Люди на планете исповедуют различные системы ценностей, что противоестественно.
  • Но наше пространство имеет тенденцию к объединению, названную глобализацией.

Внутри страны люди испытывали некоторое недовольство элитой, вызванное несправедливым перераспределение ресурсов. Советское правительство вынуждено было много денег тратить на обороноспособность государства, поддержку условных союзников, в ущерб развитию производств, ориентированных на потребительский рынок. Население с завистью взирало на качество и количество товаров в западных странах. Руководство СССР не могло или не желало организовать своим гражданам таковое изобилие.

Новое политическое мышление – это перемены

Суть идеи состояла в следующем. До середины двадцатого века человечество развивалось в рамках регионов. У каждого была собственная идеология, ценности, материальные ресурсы. Но цивилизация не может застыть в одном положении, она динамична. Потому пришло время глобальных перемен. М. С. Горбачёв предложил идею приоритетности общечеловеческих ценностей над остальными, то есть классовыми, государственными, национальными и другими. Все человечество – это единый организм, зачем его делить на части? С учетом того, что пропаганда западных ценностей была к тому времени успешной, советская общественность с большим воодушевлением восприняла логику генсека. Люди считали, что новое политическое мышление – это открытие границ, свобода путешествий, новые технологии и товары, которыми без ограничений станут пользоваться люди. Многим импонировала мысль о свободе слова, понимаемая в том смысле, что высказываться можно будет в любом ключе. Дело в том, что в СССР культивировалась застойная, отжившая свое идеология, критиковать которую было опасно. Люди стремились к иному устройству общества, не подумав, сколько потребуется сил и средств на перестройку.

Основные принципы

Необходимо отметить, что концепция нового политического мышления полностью ломала основы мироустройства, указанные выше. Система, вероятно, действительно становилась регрессивной, не способствовала развитию человечества. Об этом нынче спорят ученые и политологи. Мы лишь констатируем, основные принципы новой идеологии сводились к следующему:

  • мир следует признать единым и взаимозависимым, отказавшись от деления на два лагеря;
  • универсальным способом решения международных вопросов признавался баланс интересов (а не сил, как прежде);
  • нужно отказаться от принципа пролетарского интернационализма, заменив его приоритетом общечеловеческих ценностей.

Как видите, новое политическое мышление – это полнейший переворот в восприятии планеты не только представителями социалистической системы, но и капиталистической. Лагерь стран, возглавляемый СССР, открывался прежним конкурентам. На уровне руководства снимались все запреты, полностью менялись принципы взаимодействия с иными странами и обществами. Если проще, достижения нового политического мышления сводились к тому, что теперь на планете нет враждующих сторон. Все страны должны строить взаимоотношения на основе баланса интересов.

Перестройка кратко

Заявленная Горбачевым идея выглядела очень привлекательно и красиво. В своей книге, посвященной данной теме, он обещал, что от принципиальных основ советской власти отступать государство не станет. Все социальные принципы будут сохранены. Но для того чтобы страна могла конкурировать с соседями по планете необходимо серьезно изменить экономику. Перестройка (кратко) заключалась в том, что необходимо сменить политический курс. Для этого:

  • создать иную законодательную базу;
  • ввести в управленческий состав новых, молодых, прогрессивных специалистов;
  • перестроить систему регулирования производством.

То есть плановую экономику следует сменить рыночной. А это означало, что в торговых и экономических отношениях у СССР уже не будет приоритетов. Ранее связи строились в основном со странами социалистического лагеря. Теперь все партнеры объявлялись равными. Отношения с каждой регулировались только взаимными интересами.

Смена идеологии

Наверняка читатель знает: в СССР существовала четкая и строгая система исторических и идейных приоритетов. Население воспитывалось на идеалах революции, социальной справедливости, идее конфронтации с капиталистической системой. Была выстроена историческая теория, которая вольно трактовала фактологию, скрывая неугодные эпизоды из прошлого государства. Новое политическое мышление Горбачёва освободило страну от этих своеобразных оков. Это привело к переосмыслению прошлого. На свет стали вытаскиваться и всячески внедряться в массовое сознание ранее утаиваемые исторические факты. Политические и культурные деятели реабилитировались, появлялись новые передачи, политологи, корреспонденты. Страна привыкала к гласности. О ней много говорил Горбачев, подчеркивая, что ничего более скрывать мы не намерены. Однако в политической элите не все поддерживали такое направление развития страны.

В 1987 году на Пленуме ЦК КПСС против Горбачева выступил Ельцин. Тогда он занимал пост секретаря Московского горкома партии. Суть его выступления практически никто не понял. Партийные товарищи осудили его поведение, не являющееся нормой, для тогдашней номенклатуры и лишили должности. Однако, как показало время, Ельцин оказался очень дальновидным политиком. Понимая, что страну ждут серьезные потрясения, он ушел в оппозицию, как нынче принято говорить. Идеи нового политического мышления в тот период раскололись на радикальные (Ельцин) и консервативные (Лигачев). Эти два лагеря жестко боролись между собой за влияние на массы. В таком состоянии страна вошла в период демократизации. Политическую систему, основанную на гегемонии одной партии, ломали и перестраивали. Возникали новые общественные движения. Но это еще не была полная многопартийная система. От лидерства КПСС официально отказались. Власть передали в местные органы самоуправления. В ВС СССР предложили выдвигать кандидатов от профсоюзов, общественных организаций, комсомола. То есть, постепенно подводили общество к более гибкой многопартийной системе.

Изменения во внешней политике

Перестройка в стране довольно серьезно пошатнула отношение к ней во всем мире. С одной стороны, «цивилизованное человечество» приветствовало эти процессы. Политика нового политического мышления партнерами воспринималась, как окончание давления СССР на союзников. Ведь ранее приходилось согласовывать с Москвой любое более-менее важное решение. Страны Запада говорили о торжестве демократии, считая СССР тоталитарным и отсталым государством. С другой стороны, либерализация экономики нашей державы позволяла глобальным корпорациям пользоваться ресурсами, ранее для них недоступными. Руководство страны этому не препятствовало. Горбачев искренне считал, что так будет лучше для населения. Обладающие огромным опытом корпорации придут в страну и построят предприятия – вещал он на встречах и съездах. Кардинально перестраивалась внешняя политика. Новое политическое мышление Михаила Сергеевича затронуло в первую очередь страны соцлагеря. Они почувствовали, что рука Кремля ослабла, и потянулись на Запад.

Популярность М. С. Горбачева

Следует сказать несколько слов о причине успешности этого лидера. Он демонстрировал народу ранее невиданную демократичность. Ходил по улицам, заглядывал в магазины, разговаривал с простыми людьми. Ранее генсеки так себя не вели. Они были некими небожителями, по мнению простых граждан. Михаил Сергеевич не считал зазорным или стыдным ездить по всей стране, чтобы объяснить людям суть нового политического мышления. Этот подкупало наивных в целом людей. Они не понимали, что их ведут к большой катастрофе. Но стоит ли осуждать тех, кто долгое время жил в «тепличных условиях». В СССР государство заботилось о том, чтобы у людей были кров и еда. Пусть не такие красивые, как на Западе, но в достатке и у всех.

«Сто сортов колбасы»

Невозможно говорить о перестройке и не вспомнить этого популярного тезиса. Он оказался настолько живучим, что и нынче поминается при обсуждении данной темы. Дело в том, что в СССР было очень сложно с продовольствием. Чтобы купить мясо, приходилось выстаивать многочасовые очереди. А Горбачев пообещал, что новое политическое мышление поможет исправить ситуацию. В каждом магазине будет «сто сортов колбас». Он, кстати, оказался прав. Нынче в супермаркетах есть все, чего душе угодно. Только счастливее ли стали люди? Да и согласился ли народ на перестройку, если бы понимал, через что придется пройти.

Результаты нового мышления

Самым страшным (по другому мнению прогрессивным) итогом перемен стал развал Союза. Пятнадцать республик обрели самостоятельность. О том, как и почему таковое стало возможным, политологи ломают копья до сих пор. Одни называют Горбачева предателем, другие говорят, что он был прав на сто процентов. Это называется политическим плюрализмом. Никто не может запретить думать и вещать. Люди действительно получили свободу слова, потеряв при этом мощную, великую державу.

Международные итоги

На карте мира появились новые государства и горячие точки, к сожалению. До сих пор коллективный запад уверен, что одержал победу над СССР в холодной войне, противостоянии идеологий. Новое мышление привело к тому, что весь мир (включая Северную Корею) стал капиталистическим. Кроме того, из Восточной Европы были выведены советские войска. Делалось это стремительно, непродуманно. Миллионы граждан в одночасье остались без доходов и возможности найти работу. Для Европы одним из главных итогов явилось воссоединение Германии, на которое руководство Союза согласилось без всяческих условий. Новая политика предполагала, что враждовать не с кем, весь мир един. Раздел политического пространства планеты привел к тому, что коллективный Запад поглотил страны Восточной Европы, начав их развал. Первой пострадала Югославия, подвергшись агрессии НАТО.

Заключение

Об итогах перестройки написано много. Однако оценить ее комплексно пока не представляется возможным. Благодаря разрушению одного из полюсов тогдашней политической системы планета стоит на грани гибели. Капиталистическая система, выиграв глобальное противостояние, оказалась несостоятельной. Кризис 2008 года это явно продемонстрировал. В то же время нельзя не признать некоего позитива произошедших изменений. Мир действительно глобален, един. И теперь каждый человек волен выбирать, как и где ему жить. Но перед человечеством стоит важнейший вопрос, каким путем идти дальше. Юбилейная сессия Генассамблеи ООН показала политическим элитам и населению, что проблемы у нас общие. И решать их придется вместе, хотя есть силы, не желающие уступать давно потерянное лидерство. Они, воспользовавшись итогами перестройки, натворили много бед (согласно цитате В. В. Путина). Это тоже итого нового политического мышления М. С. Горбачева. И он еще не окончательный.