Руководства, Инструкции, Бланки

Как Пишется Репортаж Образец img-1

Как Пишется Репортаж Образец

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Репортаж как особый жанр тв определение репортажа

Репортаж как особый жанр тв определение репортажа

Журналистский материал о событии. Так определяет понятие репортажа словарь русского языка. Происходит от французского reportage – сообщать, латинская основа – reporto – передавать. Важнейшая черта репортажа как информационного жанра – оперативность. Еще более сущностный признак – корреспондент обязательно должен быть очевидцем события, на первый план обязательно выходит личностное восприятие, отбор фактов и деталей.

Репортажность – имманентное свойство телевидения вообще, исходя из этого, репортаж – ведущий жанр тележурналистики. Именно репортажи информационных и информационно-аналитических программ определяют лицо того или иного телеканала.

Из чего складывается хороший телесюжет?

Вы не поверите. Самое главное — это информационный повод.(Тот самый информационный повод, набивший оскомину нашим студентам на занятиях по теории журналистики. Главные принципы-то работы одни, что у пишущих журналистов, что у снимающих! — прим. авт.) .

Второе — видео. Если для корреспондента газеты основным рабочим инструментом печатное слово, а для радийщика — звук, то в распоряжении тележурналиста самый оперативный и достоверный инструмент: картинка.

Третье. Интершум. То, что еще называют английским словом «лайф». Да, это и есть жизнь, в которую каждый из нас погружен. Это шум улицы, звуки природных явлений, работающих станков, поля боя, гул толпы. Поэтому не снимайте чиновника в его кабинете за столом, а вытащите на объект, который он курирует: на стройку, автотрассу, в школу, парк. Интершум — мощное средство создания в материале эффекта присутствия на месте.

Четвертое — синхрон .Синхрон — то же, что интервью. Но в телевизионном интервью звук и видеоряд должны быть синхронны по отношению друг к другу. Зритель не только слушает, он еще и видит артикуляцию губ говорящего. Телевизионное интервью это «синхрон », а смысл этого термина в отличие от простого интервью обременен необходимостью синхронизации аудио- и видеоматериала.

Пятое — это текст. «Говорящие головы», дикторы, читающие новости с суфлера, ушли в прошлое. И, надо думать, навсегда. Сегодня большинство ведущих телевидения сами пишут (а многие и редактируют) то, что будут говорить в кадре. И, хотя мы не газетчики, но работать со словом тоже надо уметь.Подводка — информация ведущего программы, предваряющая видеосюжет. Очень часто состоит из одного–двух коротких предложений, предельно кратко сообщающих о происшедшем с последующей формулой типа «Подробности — в репортаже нашего корреспондента», или «С места событий — наш корреспондент».

Шестое — stand-up. корреспондент в кадре. Этот прием — главное доказательство того, что репортер работал на месте события. Осутствие стенд-апов является признаком невысокого профессионализма телевизионщиков.

Событийный (новостной) репортаж

Жанр, который можно считать как достаточно простым, так и предельно сложным в исполнении. Событийный сюжет не требует, как правило, особых изысков в исполнении.

Оптимальный набор: картина места происшествия, синхрон участника и (или)синхрон эксперта ,stand-up на фоне места происшествия с деталями, четко фиксирующими присутствие корреспондента на этом месте. Однако исполнение достаточно простого по форме сюжета обременено рядом проблем. Первая – возможность предельно быстрого прибытия группы на место происшествия, наличие возможности съемок и получения информации (скажем, имеют место запреты каких-либо должностных лиц – милиции, спецслужб и т.п. Хотя их можно обходить, об этом ниже).

Другая не менее важная проблема – возможность передачи материала в свою редакцию к необходимому времени накануне выпуска.

Наиболее классический новостной репортаж через призму названных выше структурных элементов может выглядеть так:

? stand-up с началом рассказа о событии;

? закадровый текст с продолжением рассказа корреспондента;

? синхрон действующего лица, эксперта, комментатора, свидетеля и т.д. (возможны 2–3 синхрона);

? закадровый текст, в котором заканчивается изложение основной информации;

? stand-up с выводами и прогнозами.

Естественно, эта схема в значительной степени приблизительна

Другие статьи

План написания Репортажа Я не заю как написать репортаж и с чего начать

План написания Репортажа Я не заю как написать репортаж и с чего начать. Попунктно распишите пожалуста

Елена Шелудяк Ученик (151) 1 год назад

репортаж – это хроника события, подробное и красочное описание происходящего. Среди главных требований к этому жанру – динамичность и наглядность. Чтобы освоить этот жанр, старайтесь почаще рассказывать окружающим о событиях, свидетелем которых вы являлись. Их реакция на ваш рассказ поможет вам определить ваши сильные и слабые стороны. При этом следите за тем, чтобы не идти на поводу у своей фантазии или эмоций - не искажайте факты.

Жанр репортажа наиболее распространен в телевизионной журналистике. Это спортивные репортажи, репортажи с места происшествия, репортажи с каких-то праздничных мероприятий и т. д. Вот пример репортажа с футбольного матча:
Встреча варваров и лесорубов

27 апреля в субботу на Республиканском стадионе состоялось открытие 9-го Чемпионата России по американскому футболу. Впервые Дзержинск стал центром открытия официального Чемпионата. На поле встретились московская команда под названием «Варвары» и команда «Лесорубы» из города Дзержинска.

Для того, чтобы наши читатели поняли суть игры и могли себе представить, что происходило в этот день на стадионе, мы расскажем вкратце общие правила этого экзотического вида спорта.

В каждой команде на поле одновременно может находиться 11 человек (замены не ограничены). Играют овальным кожаным мячом яйцевидной формы 72х54см, весом 400гр. В концах игрового поля устанавливаются Н-образные ворота, штанги которых расположены за игровым полем. По всей длине поле размечается поперечными линиями на расстоянии 10 ярдов друг от друга. Игрок одной команды должен занести мяч за последнюю зону соперника, и его коллеги ему помогают, отталкивая от него соперников. Игроки второй команды пытаются отобрать мяч.
------------------------------------
Вернёмся к матчу. На трибунах в этот день болело около 2,5 тысяч зрителей, многие из которых скандировали: «Варвары, вперёд!». Веселая группа девушек-болельщиц без устали размахивала плакатами, на которых было написано название их любимой группы. Все были уверены, что кишиневские «Варвары» станут победителями, и на протяжение первого тайма им действительно удалось сдерживать натиск соперников и они даже стали лидировать. К концу тайма «Варвары получили» 12 очков, в то время как их противники - всего 6.

Однако, к концу второго тайма стало заметно, что ребята из Ужгорода собрались с силами и решили во что бы то ни стало выиграть этот матч. Так и случилось. Игра закончилась со счётом 14:12 в пользу «Лесорубов». Представьте себе, сколько эмоций это вызвало у зрителей, особенно юных! Но не стоит унывать, ведь наша команда проиграла всего только на два очка. А это значит, что единственная в Молдове команда по американскому футболу сможет всё-таки вывести свою страну в первые строчки Чемпионата Украины. Давайте поддержим их в качестве болельщиков 11 мая на Республиканском стадионе!

Репортаж – один из самых живых и оперативных жанров в журналистике. В нем рассказывается о событии, свидетелем которого стал сам журналист. Настоящий профессионал при этом обязательно отследит развитие события, определит его ключевые моменты и зафиксирует мнения участников и очевидцев. Однако собрав весь объективный материал, начинающий журналист может столкнуться с проблемой. Как начать репортаж?
Как начать репортаж

Инструкция
1.Жанр репортажа хорош тем, что форма его написания совершенно свободна. Самый распространенный способ – хронологический. В таком случае репортаж начинается с поэтапного фиксирования события. Некоторые журналисты даже любят указывать точное время того или иного момента. Например: «11:00. На церемонию открытия бизнес-центра прибыл глава самоуправления города».
2.Начать репортаж можно и с перечисления самой важной информации – где, когда и какое событие произошло, кто из влиятельных людей, депутатов или руководителей разных уровней на нем присутствовал. Такое начало подходит для репортажа об официальном и серьезном событии.
3.Совсем другого плана может быть начало репортажа о поездке на соревнования с молодежной командой. В таком случае очень важно передать не только объективную информацию, но и настрой команды, атмосферу, царящую среди молодежи. Для такого репортажа может подойти такое начало: «День соревнований для молодежной команды по тимбилдингу начался очень рано. Но этому обстоятельству молодые спортсмены были даже рады».
4.Еще один из способов начать репортаж – оттолкнуться от фотографии, сделанной на описываемом событии. Репортаж без репортажного снимка существовать не может. Задача этого кадра, или целой серии фотографий, отразить действительность таким образом, чтобы читатель максимально проникся событием. Выберите наиболее яркий и информативный снимок и начните писать репортаж. Например: «Самого крепкого рукопожатия президента футбольного клуба нашего города удостоился голкипер победившей команды. Но это случилось вечером, на церемонии награждения. А начался день с…»

Пример аналитического репортажа

Пример аналитического репортажа.

Репортаж - это сообщение факта, развернутая передача события, в которой ярко выступает личность автора. Репортаж должен быть динамичным.

- привлекает внимание к событию,

- пробуждает интерес или сочувствие.

- подтверждает реальность происходящего: вводит прямую речь, выражает собственное отношение к сообщаемому, подробно описывает какие-то моменты, рассуждает вместе с читателями газеты.

Информационный репортаж - репортер сообщает о факте, событии и не пытается обобщать то, о чем рассказывает. Может дать сжатую оценку, высказать свое отношение к тому, что увидел или узнал.

Репортаж-«раздумье» - автор не только сообщает факты, но и передаёт личное отношение к ним.

Аналитический репортаж - автор анализирует событие со всех сторон, привлекая к этому людей, имеющих прямое отношение к происходящему, такое изложение способствует тому, что читатели сами сопоставляют факты, обобщают их.

Исторический репортаж - сообщается о событии давно прошедшем. В подобных репортажах можно обнаружить черты перечисленных выше разновидностей, но то, что речь идет о событии, при котором автор непосредственно не присутствовал, обусловливает особую специфику репортажа.

Криминальный репортаж подходит под определение информационный.

Как работать над репортажем

Автор должен быть свидетелем, непосредственным участником события - подбирает материал на месте, записывая детали, которые затем помогут восстановить последовательность события, отмечая собственные впечатления от увиденного и услышанного, собирая сведения у лиц, участвующих в нем.

Тема репортажа - любое событие из любой области жизни: политической, культурной, спортивной. Это может быть событие, происходящее в отдельном коллективе, и событие, известное во всем мире. При выборе темы автор ориентируется на то, является ли она общественно-значимой, способна ли заинтересовать широкий круг читателей своей занимательностью, необычностью, своеобразием.

Раскрытие темы репортажа.

- указание места , где происходит событие. Место может быть названо под заголовком репортажа, как главное уточнение документального факта, в виде суммирующего лида, а затем в тексте дается описание этого места, иногда несколько раз и с разных позиций. Если автор в своем репортаже ведет рассказ не из одного места, а из нескольких, то все они указываются в тексте.

- указание времени , когда происходило или происходит событие, и сколько оно длилось или длится. Прямое указание времени встречается тогда, когда это принципиально важно для раскрытия темы. В других же случаях время можно узнать из каких-либо побочных деталей, но оно, тем не менее, указывается.

- условия , в которых разворачивается действие или которые привели к данным событиям.

Например, схематично деление темы можно представить: Крым – Севастополь – уникальные памятники, секретные объекты – войсковая часть и т.д.

Последующее всегда идет за предыдущим.

В тексте могут быть использованы лирические отступления, рассуждения, автор разворачивает тему вокруг чего-то.

Описание свойств – способ наиболее подробного, тщательного показа предмета речи, в том числе события.

Заголовок помогает объединить весь текст репортажа.

Композиция репортажа - три части: лид (введение), основная часть, концовка.

Введение (зачин) - небольшой по объему элемент текста, который выполняет одну из следующих задач:

1) введение в тему;

2) название темы;

3) описание места действия;

4) описание характера или свойств действия;

5) авторская оценка события;

6) постановка вопросов, ответ на которые будет дан в последующем тексте.

Основные функции зачина – привлечение внимания читателей и переход к основной части – рассказу о том, как происходило событие.

В основной части обязательно должен быть свой сюжет, вокруг которого организуется весь материал. Поскольку темой репортажа может стать только то, что обязательно имеет событийность, в основной части идет последовательное изложение события, для этого чаще всего используется повествование. Шаг за шагом автор рассказывает нам о том, свидетелем чего он был на протяжении какого-то времени.

Концовка занимает один последний абзац. Очень редко концовка как вывод, заключительная фраза отсутствует в репортаже, тогда создается впечатление, что рассказ о событии может быть продолжен, дополнен новыми деталями.

Язык репортажа сочетает в себе элементы всех стилей: разговорного, публицистического, книжного.

Ни один репортаж не обходится без имен собственных, служащих для конкретизации, усиления достоверности описываемого. Имена собственные используются для названий мест, откуда ведется репортаж, или как-то связанных с темой, для названия лиц, участвующих в репортаже, организаций, также непосредственно связанных с содержанием темы.

Пример аналитического репортажа.

Автор: В. Каркавцев :

ДИГГЕРЫ НА ДНЕ МОСКВЫ

Шестнадцатый год Вадим Михайлов спускается в московские подземелья. Он встречался с бомжами и полуметровыми крысами, видел уникальные памятники и двери в секретные объекты. Оттуда, снизу, он не устает повторять: «Проснитесь, люди. Под вами – экологическая мина».

Здесь нет времени. День? Ночь? Время определяется по яркости фонарика: садятся батарейки – бегом наверх. Без света тут делать нечего. Мы идем по подземной Неглинке, расталкивая бахилами мутный поток. Стоп. Что-то там объясняет наш гид.

Вот эта керамическая труба – скорее всего «неучтенный» сток. В прошлом веке за канализацию надо было платить приличные деньги. Поэтому многие московские домовладельцы прокладывали такие вот пиратские трубы и сбрасывали нечистоты тайком. Да это еще что. Свои подземные ходы были и у содержателей притонов. Явится туда купчик – напоят, гирькой по голове, оберут до нитки, а труп в Неглинку.

Вадим Михайлов – фанатик. Шестнадцатый год он ползает по московским подземельям, ориентируется тут не хуже, чем в лабиринтах арбатских переулков. Странное хобби: темнота, нечистоты, дурной воздух, да и небезопасно. «Мне, когда худо наверху – быстрее в колодец». Зачем? Этот вопрос заводит Вадика с пол-оборота.

Ну разве не ясно? Подземная Москва превращается в клоаку. Вы не замечали легкое движение воздуха летними вечерами?

Это поднимаются с глубины миазмы. А вода? Ребята Вадима однажды выловили рыбу-мутанта с рогами на голове. У себя под ногами мы закладываем страшную экологическую мину. А уникальные памятники? Подземелья Кремля? Библиотека Ивана Грозного, которая, по преданиям, покоится где-то здесь? Старинные ходы петровских времен? Все это может быть утрачено, если подземный город станет одной большой помойкой. Но есть еще и другое: в подземелья столицы беспрепятственно проникают бомжи – любой фанатик может учинить диверсию.

Наша цель, – горячится Михайлов, – сколотить универсальную бригаду, куда бы вошли экологи, археологи, спасатели, чтоб она могла заниматься и исследованиями, и ликвидацией подземных аварий, и тушением пожаров на коммуникациях.

А в первую очередь надо составить экологическую карту подземного города.

Пока это красивая мечта, никем практически не поддержанная. Ученые копают свое, метрополитен возится со своим хозяйством. «Водоканал» – со своим. А между тем подземный мир Москвы – единый организм, и деление его на сферы влияния весьма условно.

– Рыбы-мутанты: это так, мелочь, – делятся впечатлениями диггеры. – Мы видели жуткие подземные комарники. Во время одного из спусков на Диму Силантьева напала огромная крыса – около полуметра, не считая хвоста. Трудно даже представить, какую заразу может принести наверх вся эта живность.

Хлюпанье наших бахил эхом разносится над сводами Неглинки. Крепко строили предки, почти два века отслужило подземное жерло – до сих пор ни трещинки в подземной кладке.

Лишь кое-где сквозь боковые трубы дотянулись сюда мощные корни деревьев. Еще остановка – лопата-«дуршлаг» у стены, ломики, топчан. Ага: хозяйство кладоискателей. В историческом слое, по которому мы бредем, современные старатели добывают монеты и украшения. Кто такие, часто ли здесь бывают? Во всяком случае, после этой остановки невольно начинаешь озираться – встречаться тут с незнакомцами неохота.

Подземная Москва хранит немало тайн – от древнейших времен до сегодняшних бомжатников. Не однажды диггеры Вадима наталкивались на замурованные штольни – по их предположениям, там покоятся несчастные дети 37-го года. Где-то под нашими ногами сокрыт во тьме секретный бункер Берии. Бог весть, что таят в себе доселе охраняемые сретенские каменоломни. Наверное, кое-какие из тайн, связанные с современными спецобъектами, нам и не следует знать. Но уж во всяком случае представлять, насколько опасен в экологическом смысле подземный город, москвичи имеют право. Это право команда Михайлова готова отстаивать. Мы видели, как она умеет работать в экстремальных ситуациях, какова здесь дисциплина и выучка.

Пока, однако, этот опыт остается невостребованным.

Основы журналистики в школе - Пишем репортаж (Советы начинающим репортерам)

Пишем репортаж (Советы начинающим репортерам)

Репортаж является одним из наиболее излюбленных и востребованных жанров в школьной газете. Но у репортажа, как и у любого другого жанра, есть свои особенности и специфика, которыми нельзя пренебрегать.

К сожалению, именно об этом школьники забывают, когда начинают писать в этом жанре. В результате приходится читать репортажные тексты, созданные по принципу «что вижу, о том и пишу». Так, например, репортаж об экскурсии в зоопарк может начинаться длинным описанием того, как журналисты стояли на остановке, ожидая опаздывающих товарищей, и ехали в автобусе. А репортаж о городском празднике в детской газете нередко предваряет сообщение о том, чем журналистка занималась накануне, от кого и как узнала о предстоящем событии, во сколько проснулась, как позавтракала, как добиралась, как сдавала одежду в гардероб и повстречала знакомых.

При этом само событие, описание которого и является целью репортажа, уходит на второй план. Читатель, ожидавший узнать подробности о прошедшем событии, будет обманут в своих ожиданиях, разочарован и, скорее всего, даже не дочитает текст до конца. В конечном итоге, кого волнует, как Маша Н. позавтракала и как Катя и Настя ехали в автобусе?

Чтобы избежать этой ошибки, начинающему журналисту прежде, чем сесть за написание материала, и даже прежде, чем приступить к сбору информации, к непосредственному наблюдению за событием, имеет смысл задать себе вопросы: «Зачем я пишу этот репортаж? Кто его будет читать? О чем я хочу рассказать читателю?» И если вам все равно, будут читать ваш текст или нет, забудьте о журналистике. Пишите «в стол». Для потомков. Может быть, они поймут и оценят. А репортаж является информационным жанром, моментальным откликом на событие, которое интересно совершенно конкретному читателю. И он (читатель) хочет узнать подробности именно об этом событии, а не о вас лично.

Профессионализм репортера проявляется в умении отличить «говорящие» детали от ненужных подробностей. «Говорящие детали» - это те, которые помогают ярче высветить событие, описать в красках и в лицах саму атмосферу происходящего, его масштаб, значимость, добавить в описание ярких красок для придания наглядности, заострить внимание на каких-то деталях, эпизодах.

Основная задача репортера - дать читателю возможность увидеть описываемое событие глазами очевидца, т. е. создать «эффект присутствия». А для этого нужно не только наглядно описать какое-то событие, но и описать его так, чтобы вызвать сопереживание читателя. Вот для этого и нужны детали: чтобы передать свое ощущение динамики события («картинка в движении»), чувств и эмоций, которые эти события вызывают.

В описании события не бойтесь использовать глаголы настоящего времени. Именно они в сочетании с яркими деталями, красками, эмоциями помогают передать динамику события и создать эффект присутствия.

А еще репортер должен уметь оперировать цифрами, фактами, обращаться за комментариями к участникам или организаторам события, включать в репортаж элементы интервью.

Не знаете, с чего начать репортаж, чтобы не описывать длинные и ненужные подробности своей личной жизни? Начните с лида. «Жесткого» — коротко (в одном-двух предложениях) ответьте на вопросы: «что», «где», «когда», спустив ответы на вопросы: «как», «почему» и «кто» в описательную часть. «Мягкого» — если хотите поиграть с новостью. Но не увлекайтесь, играя: лид — это всего лишь один небольшой вводный абзац, а не страница текста!

Многие начинающие журналисты ошибочно считают, что репортаж можно писать только о каком-то прошедшем мероприятии. Это не совсем так. Информационным поводом для репортажа могут послужить посещение кабинета стоматолога, ветеринарной клиники, детского дома, школьной столовой во время перемены, репетиции школьного театра, молодежной тусовки. Ищите темы, интересные вашему читателю! И не забывайте сопровождать ваши репортажи фотографиями, которые выгодно дополнят ваш текст.

Комментарии

Виды репортажа

Виды репортажа.

Наиболее распространенный вид репортажа – оперативно отражает общественно значимые события, которые излагаются в хронологической последовательности. К основным признакам событийного репортажа можно отнести оперативность и актуальность. Первое качество проявляется в том, что событийный репортаж – это всегда моментальный и даже сиюминутный отклик на происходящее. Поэтому именно данной разновидности репортажа особенно характерно хронологическое следование за событием, точное указание места и времени действия, за счет чего и создается «эффект присутствия». Предметом репортажного описания выступает событие, которое происходит на глазах репортера и находит свое наглядное отображение в тексте как результат непосредственно авторских наблюдений. С точки зрения актуальности событийный репортаж всегда посвящен общественно значимой теме.

Таким образом, можно отметить, что в основе событийного репортажа, с одной стороны могут лежать события, требующие своего оперативного освещения, а с другой – те из них, которые нуждаются в проникновении во внутреннюю суть. Но и в том, и в другом случае требуется отбор наиболее ярких и значимых элементов события, а также показ их через динамичное действие или через описание внутренней напряженности. Особенно важным является создание «эффекта присутствия» – читатель должен видеть глазами автора, сопереживать вместе с ним, наглядно представлять время и место репортажного действия. Средства, с помощью которых достигается этот эффект, разнообразны:

- Использование ярких деталей и подробностей – через подобного рода содержательные элементы можно описывать различные предметы или объекты материального мира, давать характеристики поведения людей, обрисовывать внешнюю обстановку события и т.д.

- Использование речевых стратегий – мини-диалоги, мини-интервью, реплики и т.д. помогают воспроизвести в репортаже речь действующих героев, тем самым внося в ткань репортажа живые голоса реально существующих людей.

2. Аналитический (проблемный)

Нередко рамки чисто информационного репортажа оказываются тесными для автора. Он не ограничивается воссозданием картины события, а стремится подвергнуть его анализу, сопоставляет факты, исследует их связи, изучает причины и следствия. Данный вид репортажа ориентирован не только на описание одномоментного события, но и на выяснение причин его возникновения и развития, «несет в себе элементы анализа события, авторские обобщения и выводы. Для этого автор вправе привлекать дополнительные факты, цифры, обращаться к другим событиям. Такой материал близок к корреспонденции. С помощью проблемного репортажа журналисты поднимают актуальные экономические, научные, другие вопросы, заостряя на них внимание для дальнейшего более серьезного изучения. Большие возможности дает этот вид жанра для критики недостатков» [2, с. 221] .

Поэтому в данной разновидности репортажа мы наблюдаем симбиоз различных жанровых элементов. В аналитическом репортаже могут присутствовать зарисовочные элементы (описание места действия, характеристика его участников), информационные (факты, цифры, свидетельства), аналитические (оценка, комментарий, прогноз). Все эти разнородные элементы, как правило, объединяются единой темой, которая раскрывается автором в логической последовательности. Движение темы разворачивается по схеме: тезис – аргумент – вывод. Поэтому в аналитическом репортаже автору важнее всего показать логику развития события, все предшествующие и сопутствующие факты и случаи, которые в той или иной степени могут пролить свет на жизненную ситуацию.

Для раскрытия сути той или иной проблемы журналист может рассмотреть не одно, а несколько однородных событий, происшедших в разное время и в разных местах, но обусловленных одними и теми же причинами. Поэтому в аналитическом репортаже возможны временные и пространственные смещения. Динамика повествования может быть достигнута за счет развертывания авторских мыслей, суждений и версий, а также показа внутренних движущих сил проблемы. В отличие от других разновидностей, в аналитическом репортаже факты даются в обобщенном виде, как некий итог уже осмысленных автором данных.

По своему функциональному назначению эту разновидность репортажа можно разделить на специальный и расследовательский. В этих случаях на первое место репортер выдвигает описание интересной жизненной ситуации: «Это может быть рассказ о буднях рабочего коллектива, научной лаборатории и т. д. Такие материалы планируются редакцией заранее, они не столь оперативны, как событийные. Автор в этом случае выстраивает материал по своему усмотрению» [2, с. 221]. Поэтому главное здесь не оперативный повод, а раскрытие и познание новых и неизвестных сторон жизни социума.

- Специальный репортаж готовится в тех случаях, когда та или иная ситуация или проблема требует от репортера тщательного и всестороннего изучения. Как правило, специальные репортажи пишутся на самые актуальные и общественно значимые темы. Чтобы выделить из числа многочисленных событий самое интересное, необходимо особое репортерское чутье. При этом, как отмечают, теоретики, специальный репортаж должен оправдывать свое название. Поэтому стоит задуматься: можно ли именно из того события сделать репортаж с ремаркой «специальный»: «Не всякое событие достойно освещения в репортаже. Критерий выбора события – его актуальность, общественная значимость. Рассказ репортера должен раскрыть читателю какую-то новую сторону действительности, процесса ее изменения» [4, с. 187] .

Итак, в основе специального репортажа всегда должна лежать актуальная тема. Важнее не оперативная подача фактов, а, скорее, их актуальность и значимость для общественности.

- В репортаже-расследовании. в отличие от специального репортажа, главный акцент делается на самом процессе познания репортером ситуации. При этом здесь многое зависит от той роли, которую выбирает журналист. Как правило, в таких репортажах используют метод «включенного наблюдения». Именно с этой целью меняют профессию или же активно включаются в различного рода эксперименты. Родоначальниками метода «смены профессии» в российской журналистике были Л. Рейнснер и М.Кольцов. Репортаж - расследование, по мнению исследователей, это динамическое описание полосы препятствий, преодолеваемой журналистом в поиске информации, которую пытаются скрыть.

Данный вид репортажа ориентирован не на подробное освещение события, а на его детальный комментарий: «Комментированный репортаж – это комбинация двух жанров с ответом на вопрос «почему?» (так называемая объясняющая журналистика). Он строится на трех элементах: 1) информация, 2) интерпретация, 3) мнение. Как правило, имеет интригующее начало» [4, с. 215]. Пользуясь элементами комментария, репортер может разъяснить или растолковать читателям суть события, то есть вычленить из происходящего самое главное, но не интерпретировать его глубоко, с привлечением дополнительных аргументов, без которых невозможен серьезный анализ, а дать простор для размышления и воображения самим читателям.

В репортаже-комментарии могут использоваться следующие виды комментария:

- Расширенный комментарий – пространное разъяснение факта. - Синхронный комментарий – разъяснение фактов до мельчайших подробностей. - Комментарий специалиста – факт комментируется профессионалом, более компетентным человеком; полярный комментарий-толкование, разъяснение факта различными специалистами.

Во всех этих случаях репортажный комментарий должен быть обязательно соотнесен с описываемым событием или с тем или иным документом, человеческим поступком, жизненной ситуацией. Итак, можно отметить, что репортаж как жанр периодической печати требует особой структурной строгости и цельности воплощения итогов наблюдения (помимо исходного требования фиксации непосредственных наблюдений очевидца или участника события). Кроме того, жанр репортажа требует достаточно четкой фокусировки точки зрения наблюдателя, искусного отбора и взаимоподчинения деталей наблюдения с одновременной передачей «сиюминутных» ощущений и ассоциаций наблюдателя-автора. Все это делает репортаж уникальнейшим способом выражения журналистской мысли.

5. «Репортер меняет профессию»

В основе этого репортажа лежит «включенное наблюдение», когда сотрудник редакции на время меняет профессию. Делает это, главным образом, для того, чтобы глубже вникнуть в суть происходящего в той или иной области человеческого бытия. Кроме того, включенное наблюдение позволяет, во-первых, собирать образные детали о людях, местах и событиях, во-вторых, проверять информацию или впечатления полученные от других людей, в-третьих, получать доказательства (свидетельства), которые невозможно найти другим способом, в-четвертых, восстанавливать событие для читателей и радиослушателей. Фотоаппарат и магнитофон, весьма полезные инструменты для точного фиксирования происходящего.

Журналисты – репортеры меняют профессию уже давно. С тех пор кем только они не становились: униформистами в цирке, продавцами, бомжами, заключенными… И все же это очень опасный вид репортажа. Прежде всего, необходимо согласовать возможность включенного наблюдения с руководством редакции, затем обеспечить безопасность источникам информации или тем, кто оказывал помощь, и позаботиться о собственной безопасности. Наконец, надо проконсультироваться с юристом. Но репортер часто работает на грани "фола", а то и прямо нарушает закон. Между тем конституция Российской Федерации провозглашает право каждого (в том числе и журналиста) искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

Внимание! Все материалы, размещенные на сайте, выпущены в печатной форме и защищены законодательством об авторском праве Республики Беларусь. Полнотекстовое использование (перепечатка) материалов сайта допускается только с согласия издателя (ЧУП "Паркус плюс"), цитирование в научных целях допускается без согласия, но при обязательном указании автора статьи и источника цитирования.

Последние новости