Руководства, Инструкции, Бланки

Руководство Органами Внешней Разведки Российской Федерации Осуществляет img-1

Руководство Органами Внешней Разведки Российской Федерации Осуществляет

Категория: Руководства

Описание

Служба внешней разведки РФ

Служба внешней разведки РФ

Внешняя разведка Российской Федерации как совокупность специально создаваемых государством органов – органов внешней разведки Российской Федерации – является составной частью сил обеспечения безопасности Российской Федерации и призвана защищать безопасность личности. общества и государства от внешних угроз с использованием определенных настоящим Федеральным законом методов и средств.

Разведывательная деятельность осуществляется органами внешней разведки Российской Федерации посредством:

  • добывания и обработки информации о затрагивающих жизненно важные интересы Российской Федерации реальных и потенциальных возможностях, действиях, планах и намерениях иностранных государств, организаций и лиц;
  • оказания содействия в реализации мер, осуществляемых государством в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации.

Разведывательная деятельность осуществляется на основе принципов:

  • разделения полномочий федеральных органов исполнительной власти. входящих в состав сил обеспечения безопасности Российской Федерации;
  • законности ;
  • уважения прав и свобод человека и гражданина;
  • подконтрольности Президенту Российской Федерации и Федеральному Собранию;
  • сочетания гласных и негласных методов и средств.

Целями разведывательной деятельности являются:

  • обеспечение Президента Российской Федерации, Федерального Собрания и Правительства Российской Федерации разведывательной информацией, необходимой им для принятия решений в политической, экономической, оборонной, научно-технической и экологической областях;
  • обеспечение условий, способствующих успешной реализации политики Российской Федерации в сфере безопасности;
  • содействие экономическому развитию, научно-техническому прогрессу страны и военно-техническому обеспечению безопасности Российской Федерации.

Общее руководство органами внешней разведки Российской Федерации осуществляет Президент Российской Федерации.

Разведывательная деятельность в пределах своих полномочий осуществляется:

  • Службой внешней разведки Российской Федерации – в политической, экономической, военно-стратегической, научно-технической и экологической сферах, в сфере шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи с использованием радиоэлектронных средств и методов за пределами Российской Федерации, а также в сфере обеспечения безопасности учреждений Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации, и командированных за пределы территории Российской Федерации граждан Российской Федерации, имеющих по роду своей деятельности допуск к сведениям, составляющим государственную тайну;
  • органом внешней разведки Министерства обороны Российской Федерации – в военной, военно-политической, военно-технической, военно-экономической и экологической сферах. Разведывательная деятельность органов Федеральной службы безопасности осуществляется во взаимодействии с органами внешней разведки Российской Федерации и в соответствии с Федеральным законом «О Федеральной службе безопасности».

Методы и средства разведывательной деятельности не должны причинять вред жизни и здоровью людей и наносить ущерб окружающей среде.

Костькова О.В. Административное право. 2010

Другие статьи

Органы обеспечения безопасности-органы внешней разведки

Органы обеспечения безопасности-органы внешней разведки

Органы обеспечения безопасности-органы внешней разведки

Органы внешней разведки в соответствии с Законом «О безопасности» включены в систему органов безопасности.

Органы внешней разведки согласно Федеральному закону от 10 января 1996 г. «О внешней разведке» (в ред. от 22 августа 2004 г.) осуществляют разведывательную деятельность посредством добывания и обработки информации о затрагивающих жизненно важные интересы Российской Федерации реальных и потенциальных возможностях, действиях, планах и намерениях иностранных государств, организаций и лиц; оказания содействия в реализации мер, осуществляемых в интересах безопасности Российской Федерации.

Разведывательная деятельность осуществляется Службой внешней разведки Российской Федерации и подразделениями, входящими в структуры других федеральных органов исполнительной власти. Осуществление разведывательной деятельности в пределах их полномочий возложено на подразделения и органы внешней разведки:

— Службы внешней разведки Российской Федерации — в политической, экономической, военно-стратегической, научно-технической и экологической сферах, в сфере шифровальной, засекреченной и иных видах специальной связи с использованием радиоэлектронных средств связи за пределами России, а также в части обеспечения безопасности учреждений и граждан Российской Федерации за рубежом и имеющих по роду своей деятельности допуск к сведениям, составляющим государственную тайну;

— Министерства обороны Российской Федерации — в военной, военно-политической, военно-технической, военно-экономической и экологической сферах;

— пограничных органов ФСБ России — в сфере охраны государственной границы России, ее исключительной экономической зоны и континентального шельфа.

Разведывательная деятельность органов ФСБ России осуществляется во взаимодействии с органами внешней разведки, которым в настоящее время передана часть функций упраздненного Федерального агентства связи и информации при Президенте РФ по использованию радиоэлектронных средств для получения разведывательной информации.

Общее руководство органами внешней разведки осуществляет Президент Российской Федерации. Особое место в системе разведывательных органов занимает возглавляемая директором Служба внешней разведки Российской Федерации, являющаяся своего рода высшим звеном системы внешней разведки.

Структура службы внешней разведки включает директора СВР России, директорат, группу консультантов, пресс-службу, бюро по связям с общественностью и средствами массовой информации, протокольный отдел. Руководство СВР России осуществляют также 5 заместителей директора, в том числе первый заместитель и заместители директора по кадрам, науке, по операциям и по материально-техническому обеспечению.

В центральном аппарате СВР России созданы управления: анализ информации, внешней контрразведки и управления оперативной техники, оперативные отделы по операциям, служба эксплуатации и обеспечения. При СВР России функционирует Академия Службы внешней разведки,

Для достижения постановленных целей органам внешней разведки, Российской Федерации представляются следующие полномочия;

— установление на конфиденциальной основе отношений сотрудничества с лицами, добровольно давшими на это согласие;

— осуществление мер по зашифровке кадрового состава и по организации его деятельности с использованием в этих целях иной ведомственной принадлежности;

— использование в целях конспирации документов, зашифровывающих личность сотрудников кадрового состава, ведомственную принадлежность подразделений, организаций, помещений и транспортных средств органов внешней разведки Российской Федерации;

— взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими контрразведывательную деятельность, и федеральными органами государственной охраны Российской Федерации;

— организация и обеспечение в пределах своей компетенции защиты государственной тайны в российских учреждениях, находящихся за пределами территории Российской Федерации;

— обеспечение безопасности сотрудников российских учреждений, находящихся за пределами территории Российской Федерации, и членов их семей в государстве пребывания;

— обеспечение безопасности командированных за пределы территории Российской Федерации граждан России, имеющих по роду своей деятельности допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, и находящихся с ними членов их семей;

— взаимодействие с разведывательными и контрразведывательными службами иностранных государств в порядке, установленном Законом «О внешней разведке»;

— создание специальных учебных заведений, учреждений по повышению квалификации, научно-исследовательских организаций и архивов, выпуск специальных изданий;

— обеспечение собственной безопасности, т.е. защита своих сил, средств и информации от противоправных действий и угроз;

— создание организационных структур (подразделений и организаций), необходимых для функционирования органов внешней разведки Российской Федерации, и ряд других.

За деятельностью органов внешней разведки Российской Федерации осуществляется парламентский контроль. Надзор за исполнением органами внешней разведки федеральных законов осуществляет Генеральный прокурор Российской Федерации и уполномоченные им прокуроры.

Федеральные органы государственной охраны входят в систему органов безопасности и обеспечивают безопасность объектов государственной охраны, осуществляемой на основе совокупности правовых, организационных, охранных, режимных, технических и иных мер.

Федеральный закон от 27 мая 1996 г. «О государственной охране» (в ред. от 7 мая 2002 г.) установил объекты государственной охраны, перечень органов, ее осуществляющих, и их полномочия.

Объектами государственной охраны являются:

Президент РФ, Председатель Правительства РФ, председатели Государственной Думы и Совета Федерации, председатели Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Генеральный прокурор РФ, а также главы иностранных государств и правительств и иные лица иностранных государств во время пребывания на территории Российской Федерации;

При необходимости по решению Президента РФ государственная охрана может быть предоставлена лицам, занимающим государственные должности Российской Федерации, и федеральным государственным служащим.

Охраняемыми объектами являются также здания, сооружения, в которых расположены федеральные органы государственной власти, прилегающие к ним территории и акватории, подлежащие защите в целях обеспечения безопасности объектов государственной охраны, a также здания, строения и сооружения, находящиеся в оперативном управлении федеральных органов государственной охраны.

Государственную охрану осуществляют федеральные органы государственной охраны, состоящие из Федеральной службы охраны Российской Федерации и Службы безопасности Президента. Эти органы создаются, реорганизуются и подчиняются непосредственно Президенту РФ

Федеральную службу охраны (ФСО России) возглавляет директор в ранге председателя государственного комитета Российской Федерации которого назначает и освобождает от должности Президент РФ. Первый заместитель директора ФСО России, командир Президентского полка назначаются Президентом по представлению директора ФСО России. В состав ФСО России входит Служба безопасности Президента РФ.

Штатную численность, смету расходов на ее содержание, размер окладов военнослужащим и гражданскому персоналу, размеры надбавок доплат и иных выплат устанавливает Президент РФ.

Федеральные органы государственной охраны комплектуются военнослужащими и гражданским персоналом из числа граждан России.

Военнослужащие, за исключением числа лиц, проходящих военную службу по призыву, — сотрудники ФСО России проходят службу в соответствии с воинскими законами, с учетом особенностей, обусловлен спецификой задач и обязанностей, на них возложенных. Сотрудники федеральных органов государственной службы при исполнении ими служебных обязанностей являются представителями власти и находятся под защитой государства.

На гражданский персонал распространяется действие федерального законодательства о труде и нормативно-правовых актов, устанавливающих особенности службы и работы в федеральных органах государственной охраны. Гражданскому персоналу запрещается заниматься предпринимательской деятельностью или совмещать службу или работу с другой оплачиваемой деятельностью.

В соответствии с Указом Президента РФ от 7 августа 2004 г. «Вопросы Федеральной службы охраны Российской Федерации» и во исполнении Федерального закона «О государственной охране» к основным обязанностям федеральных органов государственной охраны отнесены:

— выявление, предупреждение и пресечение противоправных посягательств на объекты государственной охраны и охраняемые объекты;

— организация и проведение охранных, режимных, технических иных мероприятий по обеспечению безопасности объектов государственной охраны;

— поддержание общественного порядка, необходимого для обеспечения безопасности объектов государственной охраны в местах их постоянного или временного пребывания, устранение обстоятельств, препятствующих осуществлению государственной охраны;

— обеспечение в необходимых случаях сопровождения или эскортирования автотранспортных средств, в которых следуют объекты государственной охраны;

— проведение шифровальных работ;

— организация и проведение на охраняемых объектах, а также в местах постоянного или временного пребывания объектов государственной охраны оперативно-технического, санитарно-гигиенического, экологического, радиационного и противоэпидемического контроля;

— осуществление во взаимодействии с органами федеральной службы безопасности мер по противодействию утечки информации по техническим каналам;

— осуществление внешних сношений со специальными службами, правоохранительными органами и организациями иностранных государств.

Для решения возложенных на них задач федеральным органам государственной охраны предоставлены следующие права:

— привлекать силы и средства обеспечения безопасности, необходимые для участия в подготовке и проведении охранных мероприятий;

— осуществлять оперативно-розыскную деятельность в соответствии с законодательством РФ;

— проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие их личность, производить при проходе (проезде) на охраняемые объекты и при выходе (выезде) с охраняемых объектов личный досмотр граждан, досмотр находящихся при них вещей, транспортных средств и провозимых на них вещей, в том числе с применением технических средств;

— производить документирование, фотографирование, звукозапись, кино- и видеосъемку фактов и событий;

— задерживать и доставлять в органы внутренних дел лиц, совершающих правонарушения в местах пребывания объектов охраны, и ряд других полномочий;

— разрешать сотрудникам хранение, ношение и использование оружия и специальных средств;

— использовать в целях конспирации документы, зашифровывающие личность сотрудников, ведомственную принадлежность их подразделений, помещений и транспорта.

В соответствии с законом контроль за деятельностью федеральных органов охраны осуществляет Президент и Федеральное Собрание Российской Федерации. Надзор за исполнением законов осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и уполномоченные им прокуроры. Бесплатная система онлайн-бронирования (записи) для любого бизнеса

Служба внешней разведки Российской Федерации

Служба внешней разведки Российской Федерации

В декабре 1991 года СВР России провозгласила себя официальной преемницей Первого главного управления КГБ СССР (ПГУ КГБ СССР) и Центральной службы разведки СССР (ЦСР СССР).

СВР России подчеркивает свою историческую роль [4] в качестве продолжательницы традиций специальных служб Советской России и Советского Союза. ВЧК СНК РСФСР — ГПУ НКВД РСФСР — МГБ — КГБ [5]. В результате распада СССР и создания Содружества Независимых Государств (СНГ ) встал вопрос о кардинальной реорганизации органов внешней разведки Российской федерации на базе упраздненной Центральной службы разведки СССР (ЦСР СССР).

После распада СССР на базе Центральной службы разведки СССР указом Президента РСФСР Бориса Ельцина № 293 от 18 декабря 1991 года [6] [7]. «в связи с ратификацией Верховным Советом РСФСР Соглашения о создании СНГ от 8 декабря 1991 года и в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» образована Служба внешней разведки ВР РСФСР (СВР РСФСР).

Согласно официальной версии СВР России [8]. Указом Президента РСФСР от 18 декабря 1991 года не была создана принципиально новая спецслужба новой России, а Центральная служба разведки СССР была всего лишь «переименована в Службу внешней разведки России».

С распадом СССР изменилось и название службы: СВР РСФСР стала называться СВР России. 26 декабря 1991 года Президент Российской Федерации подписал Указ № 316 от 26.12.1991 [9] о назначении первого директора СВР России. Им стал директор Центральной службы разведки СССР Евгений Примаков. которому было поручено в недельный срок представить президенту предложения о Положении о вновь созданной службе, её структуре и штатах.

13 января 1992 года Президент Российской Федерации подписал Указ № 15 [10] о назначении заместителей директора СВР России. Все заместители директора ЦСР СССР сохранили свои посты в новой структуре. К ним добавился Иван Гореловский, который в звании генерал-лейтенанта стал отвечать за административно-хозяйственную деятельность.

После этого служба внешней разведки ещё несколько раз переформировывалась: в Федеральную службу внешней разведки России (30.09.1992) [11]. в СВР при Президенте Российской Федерации (07.10.1992) [12]. а затем уже в СВР России в её нынешнем виде.

Указ № 293 от 18.12.1991 о создании СВР РСФСР (страница 1)

Указ № 293 от 18.12.1991 о создании СВР РСФСР (страница 2)

Указ № 316 от 26.12.1991 о назначении первого директора СВР России

Указ № 15 от 13.01.1992 о назначении заместителей директора СВР России (первая команда)

Законодательное регулирование Править

Первый полноценный федеральный закон «О внешней разведке» был принят в июле 1992 года.

В настоящее время деятельность СВР России строится на базе федерального закона «О внешней разведке» № 5-ФЗ от 10 января 1996 года (с изменениями, внесенными федеральными законами № 135 от 07.11.2000, № 86 от 30.06.2003, № 122 от 22.08.2004 и № 20 от 14.02.2007 [13] [14] .

В меньшей степени существование и деятельность СВР России, её структур и персонала строится на базе:

  • Федерального закона «Об обороне» № 61 от 31.05.1996 года [15]
  • Федерального закона «О статусе военнослужащих» № 76 от 27.05.1998 года (с изменениями, внесенными федеральными законами от 31.12.1999, 19.06.2000, 07.08.2000 et 21.12.2000) [16]
  • Федерального закона «О государственной тайне» № 5485-1 от 21.06.1993 года (с изменениями, внесенными федеральным законом № 133 от 06.10.1997)
  • Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» № 144 от 12.08.1995 года

Место СВР России в системе государственных органов России Править

Служба внешней разведки Российской Федерации является Федеральной службой. органом исполнительной власти России, руководство деятельностью которого, осуществляет непосредственно Президент Российской Федерации [17] .

Данный статус СВР России был установлен ещё Указом № 1185 от 07.10.1992 президента Бориса Ельцина [12] .

Внешняя разведка определяется законодательством как «составная часть сил обеспечения безопасности Российской Федерации», которая «призвана защищать безопасность личности, общества и государства от внешних угроз с использованием методов и средств», определённых федеральным законодательством.

СВР России наделена правом ведения оперативно-розыскной деятельности, в СВР России предусмотрена воинская служба.

Директор СВР России несёт персональную ответственность за объективность и достоверность разведывательной информации, добытой СВР России и докладываемой Президенту Российской Федерации.

Цели и задачи СВР России Править

Служба внешней разведки Российской Федерации (СВР России) предназначена для защиты безопасности личности, общества и государства от внешних угроз. СВР России осуществляет разведывательную деятельность в целях:

  • обеспечения Президента Российской Федерации, Федерального Собрания и Правительства разведывательной информацией, необходимой им для принятия решений в политической, экономической, военно-стратегической, научно-технической и экологической областях;
  • обеспечения условий, способствующих успешной реализации политики Российской Федерации в сфере безопасности;
  • содействия экономическому развитию, научно-техническому прогрессу страны и военно-техническому обеспечению безопасности Российской Федерации.

Для этого федеральным законом «О внешней разведке» Службе внешней разведки Российской Федерации предоставляются полномочия, включая конфиденциальное сотрудничество с лицами, давшими на это согласие.

В процессе разведывательной деятельности СВР России имеет право использовать гласные и негласные методы и средства, без причинения вреда жизни и здоровью людей и нанесения ущерба окружающей среде. Порядок использования этих методов и средств определяется законами и другими нормативными актами Российской Федерации.

Разведывательная информация предоставляется Президенту Российской Федерации, палатам Федерального Собрания, Правительству Российской Федерации и определяемым президентом Российской Федерации федеральным органам исполнительной и судебной власти, предприятиям, учреждениям и организациям.

Руководители СВР России несут персональную ответственность перед президентом Российской Федерации за достоверность, объективность разведывательной информации и своевременность её предоставления.

В соответствии с указом Президента Российской Федерации «О мерах по противодействию терроризму» от 15 февраля 2006 года был создан Национальный антитеррористический комитет (НАК), в состав которого вошел директор СВР России.

Общее руководство органами внешней разведки Российской Федерации (в том числе и СВР России) осуществляет Президент Российской Федерации.

В соответствии с законом «О внешней разведке» от 10 января 1996 года, сегодня построена организационная структура СВР России, включающая следующие оперативные, аналитические и функциональные подразделения (управления, службы, самостоятельные отделы).

В целом структура СВР России согласно информации с официального сайта выглядит следующим образом:

  • Директор СВР России
    • Группа консультантов
    • Коллегия
    • Первый заместитель директора СВР России
    • Статс-секретарь
    • Бюро по связям с общественностью и СМИ
    • Аппарат директора
      • Протокольный отдел
    • Заместитель директора по кадрам
    • Заместитель директора по науке
      • Управление НТР (научно-техническая разведка)
      • Управление опертехники
      • Управление информатики
      • Академия СВР
    • Заместитель директора по операциям
      • Оперативные отделы
    • Заместитель директора по материально техническому обеспечению
      • Служба эксплуатации и обеспечения
    • Управление анализа и информации
    • Управление внешней контрразведки
    • Управление экономической разведки

Функционирует и Коллегия СВР России, куда входят заместители Директора, начальники подразделений.

«Заслон» Править

Подразделение «Заслон» (ОСН «Заслон» СВР) было создано в структуре Центра собственной безопасности СВР России в 1997 году (в соответствии с секретным указом Президента Российской Федерации от 23.03.1997) и достигло оперативной готовности в 1998-м. В его состав вошли почти три сотни человек, ранее занимавшихся выполнением спецопераций за рубежом. Возглавил подразделение А. С. Колосов.

«Заслон» предназначен для силового реагирования на угрозы объектам Службы, дипломатическим миссиям России за рубежом и охраны руководителей СВР России и МИД России во время их визитов в «горячие точки».

В некоторых публикациях СМИ «Заслон» описывался как разведывательно-диверсионное подразделение, аналогичное существовавшему в Первом главном управлении КГБ СССР «Отдельному Учебному Центру» (ОУЦ, группа «Вымпел» ), так по сообщению газеты «Московский комсомолец »: «аналогичное подразделение уже существовало в Первом главном управлении КГБ СССР, однако во времена афганской войны оно стало выполнять несвойственные для разведки задачи и в 1983 году было выведено из состава ПГУ КГБ СССР, передано другому управлению комитета, а через несколько лет и вовсе распалось» [19] .

Однако директор СВР России Сергей Лебедев 20 декабря 2002 года в интервью ИА «Интерфакс» отрицал существование в СВР России разведывательно-диверсионных подразделений [20] .

По сообщениям NEWSru и других СМИ, в 2003 году «Заслон» использовался в Ираке и Иране [21] [22] [23]. Сотрудником «Заслона» назывался Олег Федосеев, один из трех работников посольства России в Ираке, похищенных и убитых в 2006 году [24] .

24 мая 2014 года в фотоальбоме Дмитрия Рогозина в Facebook появился отчет вице-премьера о поездке в Сирию, где он встретился с президентом Башаром Асадом. Среди кадров была опубликована фотография, на которой Рогозин среди бойцов группы «Заслон» [25]. "Позднее фотография была удалена со страницы Дмитрия Рогозина. Информация об операциях группы Заслон в Сирии появляются и в зарубежных источниках [26] .

По сведениям телеканала «Звезда» в начале апреля 2015 года бойцы российского «Заслона» эвакуировали американское посольство США в йеменской столице Сана [27] .

Российский институт стратегических исследований Править

Аналитическим центром СВР России являлся Институт стратегических исследований, образованный указом Президента РФ от 29 февраля 1992 года № 202 из бывшего НИИ разведывательных проблем Первого главного управления КГБ СССР. Имел статус войсковой части.

В 2009 году институт реорганизован и переподчинен Администрации Президента РФ.

Известные сотрудники Править

  • Васильев Игорь Владимирович — руководитель Росреестра
  • Груздев Владимир Сергеевич — губернатор Тульской области
  • Дмитриев Михаил Аркадьевич — бывший руководитель Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству
  • Ерин Виктор Фёдорович — бывший министр внутренних дел Российской Федерации
  • Иванов Сергей Борисович — руководитель Администрации Президента Российской Федерации
  • Корендясев Анатолий Александрович — депутат Госдумы 5 созыва
  • Нарышкин Сергей Евгеньевич — председатель Госдумы шестого созыва
  • Рапота Григорий Алексеевич — Государственный секретарь Союзного государства .
  • Чиркунов Олег Анатольевич — бывший губернатор Пермского края
  • Якунин Владимир Иванович — бывший президент ОАО «Российские железные дороги ».

См. также Править

  • Кокарев К. А. Советские спецслужбы и Восток // Азия и Африка сегодня. — 2014, № 5, с. 77.
  • Дегтярев К. Колпакиди А. Внешняя разведка СССР. — М. Яуза, Эксмо, 2009. — С. 273—282. — 736 с. — (Энциклопедия спецслужб). — 4000, экз. — ISBN 978-5-699-34180-1 .
  • Колпакиди А.И. Прохоров Д.П. Империя ГРУ. Очерки истории российской военной разведки. — М. ОЛМА-ПРЕСС, 2000. — Т. 1. — 462 с. — 15 000 экз. — ISBN 5-224-00600-7. 5-224-00766-6.
  • Колпакиди А.И. Прохоров Д.П. Империя ГРУ. Очерки истории российской военной разведки. — М. ОЛМА-ПРЕСС, 2000. — Т. 2. — 448 с. — 15 000 экз. — ISBN 5-224-00600-7. 5-224-00767-4.
  • Густерин П. У истоков советской разведки на Востоке // Азия и Африка сегодня. — 2012. — № 3 (656) .
  • Павел Густерин . Советская разведка на Ближнем и Среднем Востоке в 1920—30-х годах. — Саарбрюккен, 2014. — ISBN 978-3-659-51691-7 .