Руководства, Инструкции, Бланки

Руководство Негосударственными Образовательными Учреждениями Осуществляется img-1

Руководство Негосударственными Образовательными Учреждениями Осуществляется

Категория: Руководства

Описание

Особенности государственной регистрации негосударственных образовательных учреждений

Особенности государственной регистрации негосударственных образовательных учреждений Особенности государственной регистрации негосударственных образовательных учреждений

Кузовкина И. Ю.,
главный специалист-эксперт
отдела по делам некоммерческих организаций
Главного управления Министерства юстиции
Российской Федерации по Свердловской области

Сегодня поднимаются вопросы, связанные с коренными преобразованиями в экономике и политике, формированием принципиально новых взаимоотношений между государством и обществом, и решать их предстоит совместными усилиями, учитывая интересы сторон. В обществе возникают новые потребности: возможность вариативности образования, возможность соответствовать уровню международного стандарта, в связи с чем увеличивается количество создаваемых образовательных учреждений с различными профилями обучения.

Действующее законодательство Российской Федерации в области образования распространяется на все образовательные учреждения независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности.

В соответствии со ст. 11.1 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (далее – Закон «Об образовании») государственные и негосударственные образовательные организации могут создаваться в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации для некоммерческих организаций. Статьей 12 Закона «Об образовании» установлено, что образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.

Исходя из анализа норм Закона «Об образовании» понятие «образовательное учреждение» не следует рассматривать как организационно-правовую форму юридических лиц.

Следовательно, образовательные организации могут создаваться в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации для некоммерческих организаций, одной из которых являются негосударственные образовательные учреждения (частные учреждения) (далее – НОУ).

Порядок создания и деятельности таких учреждений определяется Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – ФЗ «О некоммерческих организациях»).

С учетом норм ст. 9 ФЗ «О некоммерческих организациях» частным учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником (гражданином или юридическим лицом) для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Такое учреждение подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» с учетом установленных ФЗ «О некоммерческих организациях» особенностей, затрагивающих порядок государственной регистрации некоммерческих организаций.

Решение о государственной регистрации НОУ принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере регистрации некоммерческих организаций – Минюстом России, его территориальными органами (далее – уполномоченный орган).

На основании принимаемого уполномоченным органом решения о государственной регистрации регистрирующий орган (ФНС России, ее территориальные органы) в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» осуществляет внесение в Единый государственный реестр юридических лиц соответствующих сведений.

Можно выделить специфические признаки НОУ:
1) цель деятельности – удовлетворение образовательных потребностей граждан;
2) не основано на членстве;
3) не обладает правом собственности на переданное учредителем имущество;
4) полностью или частично финансируется собственником их имущества;
5) при недостаточности денежных средств учреждения субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения несет собственник его имущества;
6) управление учреждением и его имуществом осуществляется лицами, назначенными учредителем (учредителями), как правило, это единоличный исполнительный орган.

Деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов. Для негосударственных образовательных учреждений типовые положения об образовательных учреждениях выполняют функции примерных.

Обязательным учредительным документом НОУ является устав, утвержденный учредителями.

Устав НОУ, наряду со ст. 14 ФЗ «О некоммерческих организациях», содержащей общие требования к учредительным документам для некоммерческой организации, должен включать положения, предусмотренные ст. 13 Закона «Об образовании», поскольку данный вид учреждения осуществляет образовательную деятельность и регулируется специальным законом.

В ст. 13 Закона «Об образовании» определяются обязательные условия к уставу образовательного учреждения.

Остановимся на некоторых из них.

Учредитель
Учредителем НОУ могут выступать юридические и (или) физические лица. Учредителями – физическими лицами могут являться как российские, так и иностранные граждане.

Законом «Об образовании» допускается и совместное создание образовательных учреждений. Если образовательное учреждение создается организацией или гражданином (субъектами частной собственности), то это будет частное образовательное учреждение. Статья 15 ФЗ «О некоммерческих организациях» предусматривает категории российских граждан и организаций, а также и иностранных, которые не могут выступать учредителями (участниками) некоммерческих организаций, в т. ч. образовательных учреждений.

Наименование
Согласно п. 1 ст. 4 ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация имеет наименование, содержащее указание на ее организационно-правовую форму и характер деятельности.

Как было указано ранее, НОУ создаются в целях удовлетворения образовательных потребностей общества, т. е. основным видом их деятельности является образовательная деятельность, что должно быть отражено в наименовании НОУ.

Что касается организационно-правовой формы, то п. 3 ст. 2 ФЗ «О некоммерческих организациях» предусматривает создание некоммерческих организаций в форме частных учреждений.

В соответствии с п. 3 ст. 12 Закона «Об образовании» образовательные учреждения могут быть негосударственными (частными). С учетом вышеизложенного, в наименованиях образовательных учреждений допускается использование как слова «частное», так и слова «негосударственное» учреждение.

Место нахождения
В соответствии со ст. 13 Закона «Об образовании» в уставе НОУ обязательно должно указываться место нахождения (юридический и фактический адрес) образовательного учреждения. Поскольку юридический и фактический адреса не всегда совпадают, в уставе указываются оба адреса.

Порядок управления образовательным учреждением
В соответствии со статьей 36 Закона «Об образовании» руководство негосударственным образовательным учреждением осуществляет непосредственно его учредитель или по его поручению попечительский совет, формируемый учредителем.

Правомочия попечительского совета и система внутреннего управления негосударственным образовательным учреждением, а также процедура назначения или выборов руководителя указанного образовательного учреждения и правомочия данного руководителя определяются учредителем (попечительским советом) этого образовательного учреждения по согласованию с педагогическим коллективом и фиксируются в уставе негосударственного образовательного учреждения. При этом должны соблюдаться положения, закрепленные в гл. 5 «Управление некоммерческой организацией» ФЗ «О некоммерческих организациях».

Структура финансовой и хозяйственной деятельности образовательного учреждения В соответствии со ст. 39 Закона «Об образовании» имущество принадлежит образовательной организации на праве оперативного управления.

Следует отметить, что устав образовательного учреждения в обязательном порядке должен содержать запрет на совершение сделок, возможными последствиями которых является отчуждение или обременение имущества, закрепленного за образовательным учреждением, или имущества, приобретенного за счет средств, выделенных этому учреждению собственником образовательного учреждения, за исключением случаев, если совершение таких сделок допускается федеральными законами.

НОУ может быть собственником имущества в соответствии с законодательством России. Статья 47 Закона «Об образовании» устанавливает право на осуществление приносящей доход деятельности образовательного учреждения, а также правила реализации этого права.

Ранее в указанной статье говорилось о предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Однако внесенные в 2010 г. изменения, вступившие в силу 1 января 2011 г. не выделяют предпринимательскую деятельность, а говорят в целом о деятельности, приносящей доход.

Между тем предпринимательская деятельность – это самостоятельная деятельность, осуществляемая на свой риск, направленная на систематическое получение прибыли (ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, далее – ГК РФ). Такая деятельность является одним из видов деятельности, приносящей доход, поэтому изменения в статье нельзя толковать как запрещение образовательным учреждениям заниматься предпринимательской деятельностью.

Вместе с тем в соответствии со ст. 50 ГК РФ, ст. 24 ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь в том случае, если она служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в учредительных документах некоммерческих организаций.

Согласно п. 1 ст. 47 Закона «Об образовании» образовательное учреждение вправе вести приносящую доход деятельность, предусмотренную его уставом, постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствует указанным целям.

Таким образом, некоммерческие организации, в частности НОУ, вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь при соблюдении вышеуказанных условий.

Согласно ст. 298 ГК РФ, если в соответствии с учредительными документами частного учреждения ему предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение частного учреждения и учитываются на отдельном балансе.

Следует отметить, что в соответствии с п. 2 ст. 46 Закона «Об образовании» платная образовательная деятельность НОУ не рассматривается как предпринимательская, если получаемый от нее доход полностью идет на возмещение затрат на обеспечение образовательного процесса (в том числе на заработную плату), его развитие и совершенствование в данном образовательном учреждении.

Кроме вышерассмотренных положений устав НОУ в обязательном порядке должен содержать и иные положения, предусмотренные ст. 13 Закона «Об образовании». При отсутствии таковых уполномоченным органом будет принято решение об отказе в государственной регистрации НОУ.

В заключение хотелось бы отметить, что НОУ играют немалую роль в сохранении высокой ориентированности россиян на получение образования, о чем свидетельствует статистика.

В 2011 г. Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области были приняты решения о государственной регистрации при создании 50 НОУ, что составило 13,4% общего числа зарегистрированных некоммерческих организаций, в 1-м полугодии 2012 г. было зарегистрировано 27 НОУ – 12,6% общего числа зарегистрированных некоммерческих организаций.

По состоянию на 01.07.2012 в ведомственном реестре зарегистрированных некоммерческих организаций Свердловской области содержатся сведения в отношении 529 НОУ (всего некоммерческих организаций – 7264).

Также по этой теме:

Другие статьи

Образовательные учреждения и их типы

Образовательные учреждения и их типы. Все темы данного раздела:

Основные категории педагогики
Обучение – специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, результатом которого является усвоение знаний, умений и навыков, фо

Педагогический процесс.
Педагогический процесс - специально организованное взаимодействие старшего (обучающего) и младшего (обучаемого) поколений с целью передачи старши

Методы и формы организации учебной деятельности.
В структуре процесса обучения можно выделить: 1. формы, направленные преимущественно на теоретическую подготовку учащихся; 2. формы, направленны

Особенности и признаки лекционно-практической системы обучения
Лекция - это основная форма передачи большого объема систематизированной информации как ориентировочной основы для самостоятельной работы студентов (занимает 90 минут) Практическое занятие

Методы организации и осуществления учебной деятельности
Методы подразделяют по источникам передачи и характеру восприятия информации на: - словесные, - наглядные - практические (С. И. Перовский, Е. Я. Голант). В завис

Основные принципы обучения.
Процесс обучения призван осуществлять образовательную, воспитательную и развивающую функции. Образовательная функция – усвоение личностью научных знаний, формирование системы специальных и

Основные принципы и задачи непрерывного образования
В основе функционирования непрерывного образования лежат следующие принципы, определяющие его специфику: гуманизма, демократизма, мобильности, опережения, открытости, непрерывности.

Сущность, структура и функции процесса обучения.
Сущность процесса обучения - это - целенаправленный педагогический процесс, который активизирует деятельность, развивает творческие навыки учащихс

Функции процесса обучения.
Воспитательная функция. Воспитывающий характер обучения – отчетливо проявляющаяся закономерность, действующий непреложно в любые эпохи и в любых условиях. Воспитательная фун

Структура процесса обучения.
Процесс обучения имеет четкую структуру. Ее ведущим элементом является цель. Помимо общей и главной цели – передачи детям совокупности знаний, умений и навыков, развития умс

Сущность воспитания в структуре образовательного процесса
Образование – это процесс передачи накопленных поколениями знаний и культурных ценностей. В системе образования всех уровней и видов происходит накопление интеллектуального и н

Обучение
Методы обучения подразделяют по доминирующим средствам на: - словесные, - наглядные; - практические. Их классифицируют также в зависимости от основных

Методы стимулирования
Стимулировать - значит побуждать, давать импульс, толчок мысли, чувству и действию. Определенное стимулирующее действие уже заложено внутри каждого метода. Но есть методы, главное назначение которы

Коллектив, как объект и субъект воспитания.
Процессы развития личности и коллектива неразрывно связаны друг с другом. Развитие личности зависит от развития коллектива, его уровня развития, структуры сложившихся в нем деловых и межличностных

Разработка теории коллектива в трудах отечественных педагогов.
С первых лет создания советской школы одной из центральных ее задач было создание самодеятельного сплоченного коллектива школьников. В «Основных принципах единой трудовой школы» подчеркивалось, что

Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности
Семья является фундаментальной социальной ячейкой общества. От ее морального и физического здоровья зависит эффективность воспитания. Здоровая семья всецело связа

Дошкольное образование
Российские дошкольные образовательные учреждения в своей деятельности руководствуются Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, принятым в 1995 г. В соответствии с Типовому положе

Среднее (школьное) образование
Общее среднее образование является центральным звеном системы образования в Российской Федерации которое включает в себя: средние общеобразовательные школы; школы с углубленным изучением отдельных

Среднее профессиональное образование
Среднее профессиональное образование направленно на подготовку специалистов-практиков по более чем 280 специальностям и реализуется по двум основным профессиональным образовательным программам: баз

Высшее профессиональное образование
В зависимости от числа направлений обучения студентов вузы делятся на университеты, академии и институты. Выпускники вузов могут иметь квалификацию: бакалавр, дипломированный специалист, магистр по

Основные проблемы системы образования
1. недостаточное финансирование учреждений высшего, среднего и начального профессионального образования (бюджетное финансирование осуществляется в лучшем случае на 40-50%); 2. плохое матер

Наталия Богачкина - Педагогика

Наталия Богачкина - Педагогика. Шпаргалка 72. Система образования в Российской Федерации и органы управления образованием

Система общего образования - это совокупность учреждений дошкольного воспитания, общеобразовательных школ, школ-интернатов, детских домов, учреждений по воспитательной работе с детьми, а также все учреждения высшей школы и среднего профессионального образования.

Система управления образованием выполняет функции регулирования, координации и контроля на федеральном, региональном и местном уровнях.

Все органы управления образованием подчинены Министерству общего и профессионального образования РФ, включая подведомственные им образовательные учреждения.

Государственные органы управления осуществляют лицензирование и аккредитацию как государственных, так и негосударственных образовательных учреждений, обосновывают целевые финансовые и другие затраты на нужды развития региональных систем образования, прямое финансирование деятельности образовательных учреждений, разрабатывают нормативы их финансирования, формируют структуры образовательных систем, разрабатывают перечень профессий и специальностей, по которым в стране ведется профессиональное обучение.

Государственные органы управления устанавливают порядок аттестации педагогических работников и требования к их образовательному цензу. Кроме того, они выполняют контрольному функции за исполнением законодательных актов, образовательных стандартов, бюджета.

Все органы управления образованием подконтрольны Министерству общего и профессионального образования РФ, включая подведомственные им образовательные учреждения.

Управление государственным и муниципальным образовательным учреждением осуществляет администратор, который нанимается, назначается или избирается на руководящую должность в соответствии с уставом образовательного учреждения.

Общее руководство государственным, муниципальным образовательным учреждением осуществляет представительный орган - совет образовательного учреждения, который формируется в соответствии с уставом образовательного учреждения.

Руководство негосударственным образовательным учреждением осуществляет его учредитель или по согласованию с ним попечительский совет, формируемый учредителем. Устав закрепляет структуру внутреннего управления, процедуру назначения или выбора руководителя.

В новых условиях в области управления предполагается расширить права муниципальных органов и отдельных образовательных учреждений на основе автономии образовательных учреждений и усиления общественных компонентов контроля и управления.

73. Образовательные учреждения, их типы и организационная структура

В современной России система образования включает государственные, межгосударственные и негосударственные (частные, общественные и религиозные) учебные заведения.

Существующая школа представляет следующую систему: общеобразовательная школа, средние профессиональные учебные заведения и высшие специальные школы.

1. Общеобразовательная школа имеет следующую структуру: начальная школа (1-3-е и 1-4-е классы); основная школа (1-9-е классы); старшая школа (10-11-е классы); гуманитарные гимназии (1 - 11 классы), работающие по разноуровневым и общеразвивающим программам.

2. Профессиональные учебные заведения: специализированные лицеи, техникумы, колледжи (5-12-е, 1 -12-е, 9-12-е, 10-12-е классы), где осуществляется профессиональная подготовка при дифференциации поуровневой подготовки специалиста по принципу непрерывного образования: школа - лицей (техникум, колледж) - вуз.

3. Школы-интернаты, лесные, санаторные школы (1-9-е, 1 - 11-е классы) для детей с отклонениями в здоровье, в физическом и психическом развитии, с различными проблемами в семье.

4. Учебные заведения, дающие дополнительное образование: центры творчества, спортивные, музыкальные, художественные школы, коррекционно-развивающие центры, центры для одаренных детей.

5. Частные учебные заведения общего и коррекционного типа, для особо одаренных детей, где учителя работают по авторским программам развития ребенка. Это программы профессионального и жизненного ориентирования.

6. Религиозные учебные заведения: воскресные школы, епархиальные гимназии, духовные академии.

Современная школа связана с большим количеством разнообразных организаций: органами социальной защиты семьи и детей; правовыми органами; попечительскими советами; спонсорскими организациями; учебно-производственными базами и комбинатами; внешкольными детскими центрами досуга и творчества; учреждениями культуры (как то кинотеатры, театры, музеи, клубы, библиотеки); территориальными детскими учреждениями; медицинскими детскими учреждениями; дошкольными учреждениями воспитания детей; неформальными фондами (Детским фоном, Фондом мира); специальными школами и студиями.

Управление учебно-воспитательными учреждениями осуществляют Министерство образования, областные, городские, районные отделы образования.

Внутришкольное руководство всем учебно-воспитательным процессом осуществляют директор школы, завучи, педагогический совет, классные руководители.

74. Модели организации общеобразовательных учреждений

В настоящее время наблюдаются тенденция к расширению разнотипных школ и их структурное разнообразие. Эта тенденция основана на различии склонностей и способностей учащихся, которые на более поздних ступенях обучения в школе проявляются достаточно четко. Нецелесообразно обучение всех одинаково и по одним программам. Вот почему в различных странах, в том числе и в России, существует разветвленная сеть различных типов со своеобразной внутренней структурой.

Закон об образовании Российской Федерации позволяет коллективу школы самому выбрать учебный план и определить тип школы.

Это может быть общеобразовательная школа общего типа, школа с углубленным изучением ряда предметов, это может быть гимназия, лицей, колледж или частная школа. Допускается открытие классов коррекции для ослабленных детей и детей, отстающих в развитии.

Разрешается вводить дополнительные платные услуги (изучение иностранного языка, музыкальные кружки, спортивные секции, ритмику, шахматы и т. д.).

Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации подготовлен ряд законодательных актов, регулирующих деятельность гимназий, лицеев, колледжей, различного рода частных школ и т. д. Выпущено положение о таких школах, их правах и обязанностях, порядке их открытия, аттестации, аккредитации и лицензирования.

Важно остерегаться необоснованных решений по проведению конкурсных экзаменов при приеме в старшие классы, стремлений превратить альтернативную школу в единственную возможность получения полноценного школьного образования.

Рассматривая пути модернизации современного школьного образования, необходимо обратить внимание на соотношение обязательных и необязательных изучаемых предметов. Увлечение уменьшением обязательных предметов привело к резкому снижению качества образования. От такой практики отказались уже многие развитые страны, так во Франции на обязательные предметы отводится 70–90 % учебного времени, в США - 70 %, в Англии - 75–85 % ит.д.

Право на открытие того или иного вида учебного заведения предоставлено местным органам власти, органам народного образования.

В структуре общего образования современной России можно выделить и инновационные школы - это школы, работающие в инновационном режиме, в которых активно ведется экспериментально-исследовательская работа или создаются, внедряются, используются новшества, не характерные для традиционно работающих школ, как писал Андреев. Среди них можно выделить авторские школы 1980-1990-х гг. В. А. Караковского, А. А. Тубельского, В. С. Библера.

75. Планирование работы в школе

Многие неудачи в работе школы можно объяснить ошибками в организации деятельности.

Наиболее распространенными ошибками являются:

1) нечеткое планирование работы;

2) неумение руководителя школы четко определить обязанности;

3) перегрузка членов коллектива разными поручениями, собраниями, дежурствами;

4) отсутствие системы работы по изучению основ НОТ;

5) неопытность в руководстве хозяйственной деятельностью школы.

Планирование - подготовительный этап каждого управленческого цикла.

В практике работы школы имеют место следующие виды планирования:

1) перспективный план работы школы на З-5 лет;

2) план учебно-воспитательной работы школы (годовой);

3) графический план организационной, методической и внеклассной работы (на четверть);

4) план-график внутришкольного контроля (на четверть);

5) планы общественных организаций.

Сроки планирования определяются целями. Перспективный план согласуется с планами местного муниципального управления и составляется на 1 января текущего года. Годовые планы составляются в мае-июне, утверждаются педагогическими советами в конце августа. Изменение плана в течение года происходит в крайних случаях, о каждом изменении ставится в известность педагогический коллектив.

В перспективном плане указываются:

1) рост контингента учащихся по годам, количество классов и примерное финансирование;

2) потребность в учителях разной квалификации;

3) перспективный график повышения квалификации учителей и различные семинары;