Руководства, Инструкции, Бланки

Возражение На Акт Проверки Счетной Палаты Образец img-1

Возражение На Акт Проверки Счетной Палаты Образец

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Вас проверяет Счетная палата

Вас проверяет Счетная палата

Вас проверяет Счетная палата

Все учреждения сталкивались с разнообразными проверками. Чего ожидать тем, кому предстоит ревизия, проводимая контролерами Счетной палаты Российской Федерации и контрольно-счетными органами субъектов РФ? Об этом расскажет А.В. Бликанов, ведущий специалист Контрольно-счетной палаты Кабардино-Балкарской Республики.

Сроки, объемы и способы проведения комплексных ревизий и тематических проверок устанавливает Счетная палата Российской Федерации (ст. 15 Закона от 11 января 1995 г. N 4-ФЗ “О Счетной палате Российской Федерации“ (далее - Закон)). Их прописывают в программе предстоящей проверки. Рассмотрим основные направления, которыми могут заинтересоваться проверяющие.

Проверка сметы доходов и расходов

В смете доходов и расходов приводятся направления ассигнований в структуре классификации расходов бюджетов Российской Федерации. При проверке правильности составления и утверждения сметы необходимо руководствоваться требованиями статей 161 и 221 Бюджетного кодекса, статьи 298 Гражданского кодекса, приказами Минфина России от 10 февраля 2006 г. N 25н (далее - Инструкция N 25н) и от 8 декабря 2006 г. N 168н “Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации“.

В ходе проверки правильности составления сметы доходов и расходов ревизоры выясняют, отражены ли в ней все доходы учреждения, получаемые как из бюджета и территориальных государственных внебюджетных фондов, так и от осуществления предпринимательской и иной приносящей доход деятельности (в том числе доходы от оказания платных услуг, другие доходы, получаемые от использования государственной или муниципальной собственности, закрепленной за учреждением на праве оперативного управления).

На данном этапе проверки ревизоры исследуют также, выполняет ли учреждение требования нормативно-правовых актов в части обоснованности расчетов к смете доходов и расходов и утверждения сметы, правомерности внесенных в нее изменений (на основании какого документа, когда и кем утверждены).

Анализ исполнения сметы

Здесь исследуют своевременность получения от распорядителя средств бюджета уведомлений о бюджетных ассигнованиях, лимитах бюджетных обязательств и объемов финансирования, своевременность и правильность отражения их в учете.

Проверка исполнения сметы доходов и расходов учреждений осуществляется как по кассовым, так и по фактическим расходам.

Следует иметь в виду, что в соответствии с Инструкцией N 25н учет кассовых расходов ведется по кодам классификации операций сектора государственного управления, а фактических - по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации и по кодам экономической классификации.

При анализе исполнения сметы доходов и расходов также проверяют выполнение основных показателей деятельности учреждения (объем работы, койко-дни, дето-дни, количество врачебных посещений, число учащихся и т.п.).

Основными направлениями ревизии могут быть нижеследующие статьи.

Статья 210 “Оплата труда и начисления на оплату труда“. В ходе проверки правильности ведения учета и расходования средств на оплату труда необходимо руководствоваться нормативными документами, регламентирующими оплату труда работников в бюджетной сфере, нормативными документами и указаниями вышестоящей организации, приказами, распоряжениями, положениями проверяемого учреждения.

Статья 300 “Поступление нефинансовых активов“. В данном случае устанавливают:

- целесообразность использования средств на предметы снабжения и расходные материалы;

- правильность расходования средств на приобретение оборудования и инвентаря (в том числе мягкого);

- соответствие произведенных расходов утвержденным объемам бюджетных ассигнований и ЛБО по соответствующему коду бюджетной классификации Российской Федерации;

- полноту оприходования и правильность списания оборудования и инвентаря, нематериальных активов;

- правильность расходования средств на приобретение продуктов питания и обоснованность их списания;

- правильность расходования средств на приобретение горюче-смазочных материалов, соблюдение при их списании “Норм расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте“, утвержденных Министерством транспорта России 29 апреля 2003 г. (руководящий документ N Р 3112194 - 0366-03);

- соблюдение порядка закупки товаров и услуг.

Помимо этого при проверке бюджетных средств на приобретение оборудования и прочего имущества ревизоры исследуют, используется ли данное оборудование по целевому назначению. Не уйдет от внимания инспекторов и законность предоставления такого имущества в аренду.

Статья 310 “Увеличение стоимости основных средств“ в части капитальных вложений. При анализе расходов на проведение капитального строительства и капитального ремонта проверяются следующие документы:

- проектно-сметная документация (кем разработана и утверждена, правильно ли применены коэффициенты пересчета сметной стоимости СМР, а также лимитированных затрат (плановые на копления, накладные расходы, затраты на возмещение дополнительных затрат в зимнее время); - договоры подряда (правильность оформления и соблюдение условий договоров);

- лицензии подрядчиков на осуществление деятельности (строительства, строительно-монтажных работ);

- акты о приемке выполненных работ (ф. КС-2);

- справка по оплате стоимости выполненных строительно-монтажных работ за месяц и с начала года в текущих ценах (ф. КС-3);

договоры на поставку оборудования в соответствии со спецификацией проектно-сметной документации;

- накладные на отпуск материалов по заявкам подрядчиков.

В ходе проверки устанавливают, насколько правильно и обоснованно учреждение списало бюджетные средства за выполненные работы, материалы для строительных работ. При необходимости производится обмер фактически выполненных работ с составлением промежуточного акта.

При наличии в смете учреждения подстатей 241 “Безвозмездные и безвозвратные перечисления государственным и муниципальным организациям“ и 242 “Безвозмездные и безвозвратные перечисления организациям, за исключением государственных и муниципальных организаций“ проверяется полнота и своевременность поступления, законность, эффективность и целевое использование данных средств.

Подстатьи 310 “Увеличение стоимости основных средств“, 320 “Увеличение стоимости нематериальных активов“, 340 “Увеличение стоимости материальных запасов“. При анализе расходов по указанным статьям проверяют порядок отнесения имущества к той или иной группе объектов нефинансовых активов, оприходования, списания, начисления амортизации, проведения инвентаризации, начисления налогов. Ревизоры изучают правильность отнесения расходов учреждения по оплате договоров на приобретение или создание подрядным способом объектов, относящихся к нематериальным активам, которые не имеют материально-вещественной структуры и на которые оформлены документы, подтверждающие исключительное право учреждения на них.

Подробно
При проверке целевого использования средств в учреждениях здравоохранения в обязательном порядке осуществляют контроль за целевым использованием средств территориального государственного фонда обязательного медицинского страхования.

Заметим, указания по обеспечению целевого и рационального использования средств системы обязательного медицинского страхования утверждены приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 9 декабря 1999 г. N 105 “Об обеспечении рационального использования средств системы обязательного медицинского страхования“.

Проверка целевого использования бюджетных средств

В данном случае необходимо иметь в виду, что приказом Минфина России от 26 апреля 2001 г. N 35н утверждена Инструкция о порядке применения органами Федерального казначейства мер принуждения к нарушителям бюджетного законодательства Российской Федерации. В соответствии с ней нецелевое использование средств бюджета выражается в виде:

- использования средств бюджета на цели, не предусмотренные бюджетной росписью и лимитами бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год;

- использования средств бюджета на цели, не предусмотренные в утвержденных сметах доходов и расходов на соответствующий финансовый год;

- использования средств бюджета на цели, не предусмотренные договором (соглашением) на предоставление бюджетных кредитов или бюджетных ссуд;

- использования средств бюджета, полученных в виде субсидий или субвенций, на цели, не предусмотренные условиями их предоставления;

- иных видов нецелевого использования средств бюджета, установленных бюджетным законодательством.

Средства, выделяемые из бюджета в порядке сметного финансирования деятельности учреждений, являются бюджетными вплоть до их фактического использования и подлежат контролю как с точки зрения целевого использования, так и с точки зрения процедуры финансирования.

Выводы об использовании бюджетных средств делаются на основании анализа данных о финансировании, выписок из лицевых счетов, первичных документов (чеки, платежные поручения, приходные и расходные ордера и т.п.), регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности.

Проверка организации и ведения бухгалтерского учета и достоверности представляемой отчетности
На данном этапе проверяют, выполняются ли требования Инструкции N 25н в части разграничения учета средств, получаемых из бюджета и из внебюджетных источников, правильно ли присвоены коды вида деятельности.

В ходе проверки организации бухгалтерского учета изучают структуру бухгалтерской службы, формы и методы ведения бухгалтерского учета. При этом выясняется: соблюдает ли учреждение требование законодательства о подчинении главного бухгалтера непосредственно руководителю; утверждены ли должностные инструкции для работников бухгалтерии; распределены ли служебные обязанности в бухгалтерии по функциональному признаку. Также проверяется наличие и соблюдение утвержденного руководителем графика документооборота, применение унифицированных форм финансовой, учетной и отчетной бухгалтерской документации, ведение предусмотренных нормативными документами регистров бухгалтерского учета. Исследуются правильность и своевременность оформления журнала-ордера, оборотных ведомостей и соответствие итогов оборотов и остатков, приведенных в них, данным синтетического учета, соответствие остатков на начало года остаткам в регистрах учета за предыдущий год. Кроме того, контролеры проверят, как хранятся вышеперечисленные документы текущего года и прошлых лет.

Инспекторы могут изучить и правильность оформления первичных документов (правильность заполнения реквизитов, наличие исправлений, не оговоренных в установленном порядке, подлинность подписей должностных и материально ответственных лиц, правильность подсчетов в документах, достоверность первичных документов).

Достоверность хозяйственных операций, отраженных в первичных документах, при необходимости может быть установлена путем проведения встречных проверок контрагентов учреждения.

Оформление результатов проверки

К сожалению, сроки подготовки актов ревизии законодательно не определены. На практике они составляют от полутора до двух недель.

Акт ревизии состоит из вводной и описательной частей. Первая должна содержать: тему ревизии; дату и место составления акта; сведения о том, кем и на каком основании проведена проверка (номер и дата выдачи удостоверения), ссылку на плановый характер ревизии, на задание; проверяемый период и сроки проведения ревизии; полное наименование и реквизиты учреждения, ИНН; ведомственную принадлежность и наименование вышестоящей организации; сведения об учредителях; основные цели и виды деятельности учреждения; сведения об имеющихся лицензиях; перечень и реквизиты всех счетов в кредитных учреждениях, перечень лицевых счетов, открытых в органах казначейства; сведения о том, кто в проверяемый период имел право первой подписи и кто являлся главным бухгалтером, кем и когда проводилась предыдущая ревизия и какие меры приняты по ее результатам.

В описательную часть акта входят разделы, соответствующие вопросам, прописанным в программе проверки. Здесь должна присутствовать такая информация: характер нарушения, когда и какими распоряжениями оно обусловлено, чем вызвано (объяснение руководителя проверяемого учреждения в дополнение к акту), последствия нарушения, какая сумма нецелевого использования и санкций возмещена в процессе проверки (если возмещение производилось), какие меры приняты для устранения нарушения до окончания проверки. Заметим, при ссылке на какую-либо статью ЭКР инспекторы должны указать не только код статьи, но и его точное наименование.

В обязательном порядке делают ссылки на соответствующие нормативные документы, которые нарушены или не соблюдены, и на внутренние документы учреждения, подтверждающие достоверность сделанных в акте записей (приказы, распоряжения руководителя (его заместителей), выполнение которых привело к нецелевому использованию средств бюджета).

Сведения о нарушениях отражаются в акте отдельно по каждому факту нарушения с обязательным приложением к нему заверенных копий документов, которые подтверждают факт нецелевого использования бюджетных средств.

Должностные лица учреждения вправе ознакомиться с актом в течение одного-трех дней. Если они не согласны с фактами, изложенными в акте, то могут подписать его со своими замечаниями. Замечания могут быть сформулированы сразу при ознакомлении с актом или направлены в адрес Счетной палаты в течение пяти рабочих дней. При несогласии должностного лица подписать акт даже с замечаниями контролеры фиксируют отказ с обязательным указанием даты, времени, обстоятельств отказа и данные свидетелей.

Датой окончания проверки считается дата принятия решения по результатам проверки коллегией Счетной палаты, которой направляется отчет о проверке за подписью аудитора Счетной палаты. Рассмотрев все материалы, коллегия может:

- принять решение о завершении проверки либо о продолжении ревизии с утверждением программы дополнительной углубленной проверки;

- выслать учреждению представление для принятия мер по пресечению выявленных нарушений, возмещению причиненного ущерба и привлечению к ответственности виновных лиц (ст. 23 Закона). Представление должно быть рассмотрено в указанный в нем срок (если же срок не указан - в течение 20 дней со дня получения). О принятом решении и мерах по его реализации следует уведомить Счетную палату;

- при выявлении на проверяемых объектах нарушений ведения хозяйственной, финансовой, коммерческой и иной деятельности, наносящих государству прямой непосредственный ущерб и требующих в связи с этим безотлагательного пресечения, а также в случаях умышленного или систематического несоблюдения порядка и сроков рассмотрения представлений Счетной палаты, создания препятствий для проведения контрольных мероприятий Счетная палата имеет право давать администрации проверяемых учреждений обязательные для исполнения предписания (ст. 24 Закона);

- направить результаты ревизии в вышестоящую организацию;

- направить материалы в правоохранительные органы;

- направить материалы по итогам контрольных мероприятий в налоговую инспекцию (в соответствии с Соглашением о порядке взаимодействия между Счетной палатой и Министерством Российской Федерации по налогам и сборам от 10 июля 2001 г. N 01-810/15 и БГ-16-06/70).

Обратите внимание: Счетная палата не вправе применять к учреждению санкции. Кодекс об административных правонарушениях в данном случае предусматривает лишь возможность наложения штрафа за невыполнение вынесенных Счетной палатой распоряжений, требований, предписаний, представлений (п. 1 ст. 19.4, п. 1 ст. 19.5, ст. 19.6 КоАП РФ). Однако в любом случае такие дела рассматривает суд (п. 1 ст. 23.1 КоАП РФ), Счетная палата может только составлять протоколы об административных правонарушениях (п. 5 ст. 28.3 КоАП РФ). Правда, при неоднократном неисполнении или ненадлежащем исполнении предписаний ревизоров коллегия Счетной палаты может принять решение о приостановлении всех видов финансовых платежных и расчетных операций по счетам проверяемых учреждений (ст. 24 Закона), предварительно получив согласие Государственной Думы.

Заметим, законодательство не предусматривает возможности обжалования актов (отчетов), решений Счетной палаты в административном порядке. Отменить предписание или внести в него изменения может только коллегия Счетной палаты (ст. 24 Закона). Что касается судебного обжалования, то отменить можно только предписание. Обращаться к служителям Фемиды за отменой представлений, распоряжений о проведении проверки зачастую бывает бессмысленно (постановление ФАС Московского округа от 18 января 2005 г. по делу N КА-А40/12501-04).

ведущий специалист Контрольно-счетной палаты
Кабардино-Балкарской Республики

“Бюджетный учет“, N 6, июнь 2007 г.

ВНИМАНИЕ! Сообщения на сайте не проходят предварительную модерацию.
Если вы являетесь автором какого-либо материала - пишите на ящик ruman988@yandex.ru для восстановления законности!

Другие статьи

Судебные решения

Докладчик: Угланова М.А. Федеральный судья: Икусова Г.В.

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

03 августа 2011 года Судебная коллегия по гражданским делам

Орловского областного суда в составе:

председательствующего Саниной Л.Л.

судей Углановой М.А. Капустянской М.М.

при секретаре Шалаевой И.В.

в открытом судебном заседании в помещении Орловского областного суда слушала гражданское дело по кассационной жалобе Управления по муниципальному имуществу г. Мценска на решение Мценского районного суда Орловской области от 29 июня 2011 года, которым постановлено:

«В удовлетворении заявленных требований Управления муниципального имущества г. Мценска Орловской области об оспаривании акта проверки органа местного самоуправления отказать за необоснованностью».

Заслушав дело по докладу судьи областного суда Углановой М.А. судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Управление по муниципальному имуществу г. Мценска обратилось в суд в порядке ст.254 ГПК РФ с заявлением об обжаловании действия (бездействия) органа местного самоуправления в лице председателя контрольно - счетной палаты г. Мценска, выразившегося в издании акта проверки Управления.

В обоснование заявленных требований указало, что при проведении проверки председателем Контрольно - счетной палаты г. Мценска Управления по муниципальному имуществу г. Мценска был не соблюден Регламент контрольно-счетной палаты, что привело к нарушению процедуры проверки и изданию незаконного акта проверки, а именно в нарушение указанного Регламента контрольные мероприятия в 2011 году в отношении Управления по муниципальному имуществу проводились в отсутствие распоряжения председателя Контрольно- счетной палаты о проведении контрольного мероприятия. Перед проведением проверки работниками Контрольно-счетной палаты не была составлена программа проверки и рабочий план, в котором должны быть указаны: тема, вопросы проверки, объекты контроля, сроки и этапы проверки, основные нормативные акты, используемые при проверке.

Считая проведенную проверку незаконной, уточнив требования, просили признать незаконным акт проверки Контрольно -счетной палаты Управления по муниципальному имуществу г. Мценска в связи с нарушением процедуры проверки.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В кассационной жалобе Управление по муниципальному имуществу г. Мценска просит решение суда отменить как незаконное, постановленное с нарушением норм материального и процессуального права.

Указывает, что проверяющим органом была нарушена процедура проверки, установленная регламентом Контрольно-счетной палаты, что привело к изданию незаконного акта проверки.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей Управления Муниципального имущества г. Мценска по доверенности Кузьмину И.В. Хомченко Ю.В. поддержавших доводы жалобы, возражения председателя Контрольно-счетной палаты г. Мценска Филипповой И.Н. судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Из материалов дела видно, что Контрольно - счетная палата <адрес> является контрольным органом муниципального образования - городской округ <адрес> и действует на основании Положения «О Контрольно - счетной палате г. Мценска», утвержденного решением Мценского городского Совета народных депутатов от 15 декабря 2005 года №76/74-ГС.

Контрольно - счетная палата формируется Мценским городским Советом народных депутатов, подотчетна и подконтрольна ему и работает в соответствии с Регламентом, утвержденным решением Мценского городского Совета от <дата> №-ГС (л.д.23-33).

В соответствии с планом деятельности контрольно - счетной палаты <адрес> на 2011 год, утвержденным решением Мценского городского Совета народных депутатов от <дата> №-ГС, в январе 2011 планировалось проведение проверки в Управлении по муниципальному имуществу г. Мценска (л.д.21)

О проведении проверки председателем Контрольно счетной палаты было издано распоряжение о проведении проверки в Управлении по муниципальному имуществу г. Мценска порядка отражения в бюджетном учете операций с объектами в составе имущества казны Контрольно -счетной палатой г. Мценска, о чем был уведомлен начальник управления (л.д.74,75).

08.04.2011года по результатам проверки был составлен акт (л.д. 18-20). Акт проверки и возражения Управления по муниципальному имуществу г Мценска по акту были направлены председателю Мценского городского Совета народных депутатов, главе <адрес> и прокурору Мценской межрайонной прокуратуры для принятия мер в установленном законом порядке.

Таким образом, суд первой инстанции, не установив нарушений Регламента деятельности контролирующего органа, при проведении проверки порядка отражения в бюджетном учете операций с объектами в составе имущества казны Управлением по муниципальному имуществу г. Мценска, и принимая во внимание, что сам акт проверки носил информационный характер, фиксировал нарушения и не привел к нарушению законных прав и интересов Управления по муниципальному имуществу г. Мценска и его сотрудников, а также не повлек для них никаких неблагоприятных последствий, обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований о признании акта Контрольно-счетной платы г. Мценска от 08.04.2011года по результатам проверки Управления по муниципальному имуществу г. Мценска незаконным.

Довод кассационной жалобы заявителя в той части, что судом не принято во внимание то, что проверяющим органом была нарушена процедура проверки, установленная Регламентом Контрольно-счетной палаты, что привело к изданию незаконного акта проверки, не может повлечь отмену решения суда, поскольку указанный довод являлся предметом рассмотрения в суде первой инстанции, где ему дана надлежащая оценка с учетом представленных доказательств.

Поскольку судом правильно определены юридически значимые обстоятельства, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Мценского районного суда Орловской области от 29 июня 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления по муниципальному имуществу г. Мценска об отмене решения – без удовлетворения.

Счетная палата РФ проводит проверку организации

Бухгалтерская пресса и публикации 2008 Вопросы бухгалтеров - ответы специалистов 2008 Бухгалтерские статьи и публикации 2007 Вопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам 2007 Публикации из бухгалтерских изданий 2006 Вопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006 Публикации из бухгалтерских изданий Вопросы бухгалтеров - Ответы специалистов . Счетная палата РФ проводит проверку организации. В какие сроки организации должны быть предъявлены результаты проверки? Должны ли руководители организации подписывать акт проверки либо они могут отказаться от его подписания? Вправе ли организация представить возражения на акт проверки и в какой срок? Можно ли обжаловать вынесенные по итогам проверки акты или действия Счетной палаты? ("Финансовые и бухгалтерские консультации", 2006, N 5)

"Финансовые и бухгалтерские консультации", 2006, N 5

Вопрос: 1. Каковы процедура проверки, проводимой Счетной палатой Российской Федерации, и взаимоотношения проверяемого предприятия и контролеров? В частности, какие существуют нормативно установленные сроки для предъявления проверяемому предприятию результатов проверки, должны ли должностные лица предприятия подписывать акт (отчет) проверки либо они могут отказаться от его подписания? Вправе ли проверяемое предприятие представить свои возражения по поводу акта (отчета) проверки и в какой срок?

2. Можно ли обжаловать в суде либо ином органе вынесенные по итогам проверки акт, отчет, представление, предписание, иные акты или действия Счетной палаты?

Ответ: 1. Взаимоотношения Счетной палаты и проверяемого предприятия. Правовое положение Счетной палаты установлено Федеральным законом от 11 января 1995 г. N 4-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" (далее - Закон). Однако Законом не определена процедура проведения Счетной палатой контрольных мероприятий, в частности сроки проведения проверок, права проверяемых лиц, возможность обжалования актов (отчетов) проверок и т.п.

В соответствии со ст. 15 Закона сроки, объемы и способы проведения комплексных ревизий и тематических проверок устанавливает Счетная палата, и такие вопросы, как правило, определяются в программе предстоящей проверки. Вместе с тем согласно ст. 11 Закона внутренние вопросы деятельности Счетной палаты, а именно: распределение обязанностей между ее аудиторами, функции и взаимодействие структурных подразделений аппарата Счетной палаты, порядок ведения дел, подготовки и проведения мероприятий всех видов и форм контрольной и иной деятельности, определяются Регламентом Счетной палаты, который утвержден Постановлением Коллегии Счетной палаты (Протокол от 24 марта 1998 г. N 9 (122)).

Согласно разделу 5.2 Регламента общие требования к проведению и оформлению результатов контрольных мероприятий определяются Регламентом и внутренними нормативными документами Счетной палаты.

В случае выявления на проверяемых объектах и (или) в представленных документах нарушений законодательства инспекторы оформляют акты о выявленных нарушениях. Акт может оформляться на проверку в целом или на ряд взаимосвязанных фактов, а при необходимости - на один конкретный факт. Сведения и информация, которые должны быть отражены в акте (отдельные перечни при оформлении акта на контрольное мероприятие в целом и на один конкретный факт), указаны в Регламенте.

Статья 5.2.2 Регламента предусматривает возможность ознакомления ответственных должностных лиц проверяемых предприятий с актами по результатам проверок. Срок, отведенный для ознакомления, крайне мал - не более суток. Лишь в отдельных случаях (большой объем и особая сложность) на изучение акта отводится до трех суток.

Если должностное лицо проверяемого предприятия не согласно с фактами, изложенными в акте, оно вправе подписать акт со своими замечаниями. Они могут быть сформулированы сразу при ознакомлении с актом или направлены в адрес Счетной палаты в течение пяти рабочих дней.

Регламент позволяет ответственному должностному лицу снять копии с акта, за исключением случаев, когда он содержит секретные сведения.

При несогласии должностного лица подписать акт даже с замечаниями контролеры фиксируют отказ в акте с обязательным указанием даты, времени, обстоятельств отказа и свидетелей. Также в документ заносится период, в течение которого не получен ответ должностного лица на предложение подписать акт.

Следует иметь в виду: Регламент запрещает вносить какие-либо изменения в подписанный инспекторами акт на основании замечаний ответственных должностных лиц, а также знакомить их с проектами готовящихся актов.

Сроки подготовки актов Регламентом не установлены.

По результатам контрольного мероприятия оформляется отчет за подписью аудитора Счетной палаты, где указываются все необходимые сведения и обстоятельства. Все отчеты в обязательном порядке представляются в Коллегию Счетной палаты в десятидневный срок с момента подписания последнего акта в рамках контрольного мероприятия.

Датой окончания проверки считается дата принятия решения по результатам проверки Коллегией Счетной палаты. Рассмотрев все материалы, Коллегия может утвердить либо не утвердить отчет. Кроме того, Коллегия уполномочена принять решение о завершении проверки либо продолжить мероприятие с утверждением программы дополнительной углубленной ревизии.

В случае утверждения отчета Коллегия может принять решение о направлении:

- предписаний или принятии иных мер в соответствии с полномочиями Счетной палаты, включая, при необходимости, обращение в Государственную Думу с предложением согласовать меры по приостановлению финансовых платежных и расчетных операций по счетам предприятия, учреждения или организации;

- материалов в правоохранительные органы.

На заседании Коллегии Счетной палаты могут присутствовать только руководители проверяемых предприятий, иные лица такого права лишены.

В соответствии с Соглашением о порядке взаимодействия между Счетной палатой и Министерством Российской Федерации по налогам и сборам от 10 июля 2001 г. N 01-810/15 и БГ-16-06/70 "Счетная палата Российской Федерации при выявлении фактов уклонения от уплаты налогов и сборов физическими или юридическими лицами направляет материалы по итогам контрольных мероприятий в МНС России для принятия по ним решений в соответствии с законодательством Российской Федерации".

Согласно ст. 23 Закона Счетная палата направляет руководителям проверяемых предприятий, учреждений и организаций представления для принятия мер по устранению выявленных нарушений, возмещению причиненного государству ущерба и привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении законодательства Российской Федерации и бесхозяйственности. Представление должно быть рассмотрено в указанный в нем срок, если же срок не указан - в течение 20 дней со дня получения. О принятом по представлению решении и мерах по его реализации Счетную палату следует уведомить незамедлительно. Заметим, что не предусмотрено какого-либо срока для вступления представления в силу либо его обжалования.

При выявлении на проверяемых объектах нарушений в хозяйственной, финансовой, коммерческой и иной деятельности, наносящих прямой непосредственный ущерб государству и требующих в связи с этим безотлагательного пресечения, контрольный орган полномочен направлять администрации проверяемых предприятий, учреждений и организаций обязательные для исполнения предписания. Аналогичным образом Счетная палата действует в случаях умышленного или систематического несоблюдения порядка и сроков рассмотрения ее представлений, а также при создании препятствий для проведения контрольных мероприятий.

В то же время Закон не закрепляет за Счетной палатой каких-либо полномочий самостоятельно накладывать санкции на проверяемые предприятия и их должностных лиц. КоАП РФ предусматривает для Счетной палаты только возможность наложения санкций за невыполнение вынесенных ею распоряжений, требований, предписаний, представлений (п. 1 ст. 19.4, п. 1 ст. 19.5 и ст. 19.6). Однако в любом случае такие дела рассматривает суд (п. 1 ст. 23.1 КоАП РФ), Счетная палата вправе лишь составлять протоколы об административных правонарушениях (абз. 3 п. 5 ст. 28.3 КоАП РФ).

Только в случаях неоднократного неисполнения или ненадлежащего исполнения данных предписаний Коллегия Счетной палаты может принять решение о приостановлении всех видов финансовых платежных и расчетных операций по счетам проверяемых предприятий, учреждений и организаций (ст. 24 Закона), предварительно получив согласие Государственной Думы.

2. Возможность обжалования актов (отчетов), решений Счетной палаты в административном или судебном порядке. Закон о Счетной палате не предусматривает возможности обжалования актов (отчетов), решений либо действий Счетной палаты в административном порядке, например, в Коллегии либо у председателя Счетной палаты. Должностному лицу проверяемого предприятия Регламент позволяет лишь выразить несогласие с фактами, изложенными в акте, и приложить к нему свои замечания.

При необходимости отменить предписание или внести в него изменения может только Коллегия Счетной палаты (ст. 24 Закона). Вместе с тем Регламент предусматривает процедуру отмены предписания Коллегией, если суд примет такое решение. Впрочем, Коллегия вправе его обжаловать.

Что касается судебного обжалования, то напрямую Закон допускает обжалование лишь предписания (ст. 24 Закона). В связи с этим суды зачастую отказывают заявителям в требовании о признании недействительными и отмене, например, представлений, распоряжений о проведении проверки, действий аудиторов Счетной палаты, связанных с выдачей удостоверений инспекторам на право ее проведения.

Так, в Постановлении от 18 января 2005 г. по делу N КА-А40/12501-04 ФАС Московского округа указал, что "оспариваемым представлением Счетной палаты заявителю разъясняются положения федерального законодательства, дается анализ финансово-экономического состояния предприятия, предлагается совершить юридически значимые действия для устранения выявленных нарушений, возместить ущерб.

Поэтому оспариваемое представление не подпадает под признаки ненормативного акта, не является актом государственного органа, содержащим властно-распорядительные указания и затрагивающим права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со ст. 24 Федерального закона от 11 января 1995 г. N 4-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" законодатель предусмотрел возможность обжалования в судебном порядке предписания, а не представления".

ФАС Московского округа в Постановлении от 16 декабря 2004 г. по делу N КА-А40/11468-04 прямо указал, что "данный спор не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, поскольку оспариваемые действия и распоряжение связано с внутренней работой самой Счетной палаты РФ, что и предусмотрено Федеральным законом "О Счетной палате Российской Федерации" и ее Регламентом.

Выводы суда обоснованы, поскольку распоряжение о проведении проверки издано на основании вышеприведенных актов и не нарушает права и интересы пароходства. То обстоятельство, что предприятие в период проведения проверки обязано создать необходимые условия проверяющим для выполнения служебных обязанностей, не может свидетельствовать о нарушении прав предприятия. Эта обязанность вытекает из Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации", который должен соблюдаться".

Кроме того, как подчеркнул ФАС Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 25 сентября 2003 г. по делу N А19-16319/02-12-Ф02-3086/03-С2, Закон о Счетной палате "не предусматривает возможность опровержения сведений, содержащихся в отчетах по итогам проведения ревизий или проверок, а также в представлениях и предписаниях Счетной палаты в порядке, установленном гражданским законодательством".

Наравне с этим судебная практика допускает представление в суд в качестве доказательств по делу актов проверки Счетной палаты. Так, в Постановлении от 26 апреля 2004 г. по делу N А05-4114/03-169/17 ФАС Северо-Западного округа отметил следующее: "Довод подателя жалобы о том, что акт проверки Счетной палаты Российской Федерации необоснованно принят судом в качестве допустимого доказательства, является несостоятельным, поскольку результаты проверки, изложенные в этом акте, никем из ответчиков не опровергнуты".

Несмотря на отрицательную судебную практику, авторы считают возможным обжаловать в суде не только предписание, но и иные акты, а также действия и бездействие должностных лиц Счетной палаты. Условием для такого обжалования и удовлетворения иска судом является нарушение актами, отчетами, представлениями либо действиями должностных лиц Счетной палаты прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций. Такой вывод вытекает из ст. ст. 13 и 16 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также из ст. 46 Конституции РФ, которая гласит: "Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд".

Ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными (ст. 13 ГК РФ). При этом убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием (ст. 16 ГК РФ).

Таким образом, если в представлении Счетной палаты (возможность оспаривания которого не предусмотрена) содержится требование к предприятию о незамедлительном принятии мер по устранению выявленных нарушений, возмещению причиненного государству ущерба и привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении законодательства и бесхозяйственности, исполнение такого представления в случае оспаривания фактов нарушения и нанесения ущерба государству либо бесхозяйственности будет явно нарушать права и законные интересы предприятия. Тем более что за неисполнение распоряжений, требований, предписаний и представлений Счетной палаты предприятие и его должностные лица могут быть привлечены к административной ответственности.

Юрист компании "ФБК"

Юрист компании "ФБК"

Подписано в печать