Категория: Руководства
В июле 1940 года на Московском авиационном карбюраторном заводе N33 было создано конструкторское бюро (КБ-2) [1]. которое начало заниматься разработкой агрегатов непосредственного впрыска (НВ) топлива в цилиндры авиационных моторов. Его начальником был назначен заместитель главного конструктора завода Семён Ариевич Косберг.
13 октября 1941 года карбюраторный завод был эвакуирован в город Бердск. где были продолжены разработка агрегатов непосредственного впрыска [2]. Директором предприятия стал С.А. Косберг.
В 1946 году предприятие было переведено в Воронеже. Впоследствии оно было переименовано в КБХА.
Создание ракетного двигателя РД0105Для выведения трёх первых искусственных спутников Земли были использованы двухступенчатые ракеты-носители Р-7. Тем не менее, для достижения второй космической скорости необходимо было применить третью ступень. Двигатель (РД0105) для неё разрабатывался в ОКБ-154 (КБХА), которое смогло выполнить поставленную задачу за 9 месяцев [3]. Двигатель получил внутрифирменное название РО-5.
2 января 1959 года двигатель РД0105 в составе третьей ступени позволил автоматической межпланетной станции «Луна-1 » [4] [5] впервые в мире достичь второй космической скорости. При этом сам двигатель стал первым в мире двигателем, который запускался в космическом пространстве. 4 января 1959 года станция «Луна-1» пролетела на расстоянии 5—6 тысяч км от лунной поверхности и стала первым искусственным спутником Солнца [6] .
14 сентября 1959 года двигатель РД0105 использовался в составе третьей ступени для вывода в космическое пространство станции «Луна-2» [5] [7]. которая впервые в мире достигла лунной поверхности и доставила на неё вымпел с изображением Государственного герба СССР.
4 октября 1959 года двигатель РД0105 использовался в составе третьей ступени для вывода в космическое пространство станции «Луна-3»
КБХА разрабатывало и производило жидкостные ракетные двигатели с 1954 года. из которых около 30 выпускало серийно, например, для ракетоносителей «Луна », «Восток », «Молния », «Восход », «Союз », «Протон » и др.
В 1960-1980-ые годы для ракетно-космического комплекса «Энергия-Буран» сотрудниками КБХА были впервые в России созданы ядерный ракетный двигатель, мощный газодинамический лазер и кислородно-водородный жидкостный ракетный двигатель.
Современный периодЗдание КБХА в Воронеже (2008)
22 декабря 2015
После публикаций об оборонных предприятиях Омска и Кургана пришла очередь еще одного завода. Точнее, его составляющей. Речь идет об АО «Конструкторское бюро химавтоматики» (АО КБХА) — российском предприятии ракетно-космической промышленности, выпускающей двигатели для ракет-носителей "Протон-К", "Протон-М", "Союз-2-1б", "Ангара". А также для целого ряда МБР, до сих пор стоящих на вооружении ВС РФ.
Вообще, КБХА состоит из двух частей, или, как их называют сотрудники предприятия, "площадок". Основная площадка — это сам завод. И есть еще испытательный комплекс (ИК), который находится в отдалении от основного производства по вполне понятным причинам. И вот об испытательном полигоне речь и пойдет.
Что такое испытательный комплекс? Это целая система, завод в заводе, если хотите. Двигатель прибывает на ИК в разобранном виде. По частям. И каждый узел проходит свои испытания. Гидравлические, динамические, климатические и прочие в соответствии с регламентом. Далее двигатель проходит сборку, а затем огневые испытания. Об этих испытаниях обычно знает полгорода, слышно.
После огневых испытаний двигатель моют (спиртом!) от остатков гептила и прочих удовольствий, производят термовакуумную сушку и отправляют на окончательную сборку и доводку обратно на основную площадку. А уже потом заказчику.
Я это все расписал, чтобы подчеркнуть значимость ИК. Испытания — одна из самых ответственных процедур. А на самом испытательном комплексе не все гладко и прекрасно.
До начальной точки отсчета (сентябрь 2015) на ИК работало около 2 000 человек. Именно с сентября 2015 года и начала происходить цепочка событий, которая и вызывает озабоченность. Все началось после очередного неудачного запуска "Протона". Был уволен руководитель предприятия Владимир Сергеевич Рачук, руководивший заводом с 1993 года и, по мнению ветеранов КБХА, фактически спасший завод в 90-е.
И, по озвученной Дмитрием Рогозиным программе омоложения кадров, на должность директора КБХА был назначен Алексей Васильевич Камышев, человек действительно молодой для такой должности, и, как это сегодня принято, "эффективный менеджер".
Вызывает удивление тот факт, что карьера Алексея Васильевича проходила настолько далеко от производства, насколько это было возможно. Судите сами.
С 1997 по 2000 гг. работал специалистом отдела ценных бумаг, специалистом по работе с акциями, специалистом по привлечению клиентов, начальником отдела активно-пассивных операций, а затем заместителем управляющего Воронежского филиала ОАО «Уралвнешторгбанк».
В 2000—2002 годах занимал ряд ключевых позиций в сфере управления финансами крупных региональных предприятий Воронежской области. Каких позиций, на каких предприятиях? Данные в открытом доступе отсутствуют.
В 2002 году он был назначен на должность первого заместителя директора «Воронежсвязьинформ» — филиала ОАО «ЦентрТелеком». Затем занимал должности первого заместителя директора Воронежского филиала ОАО «ЦентрТелеком» и заместителя директора Воронежского филиала ОАО «ЦентрТелеком» по экономике и финансам.
В марте 2009 года Алексей Камышев был назначен заместителем генерального директора — финансовым директором ОАО «ЦентрТелеком». А в 2011 — директором.
И в октябре 2015 года господин Камышев стал исполнительным директором КБХА. Стоит ли с этим поздравлять коллектив, пока не понятно. С одной стороны, директор на предприятии такого плана — это больше финансист и хозяйственник.
Есть и положительная новость. В том же октябре на должность генерального конструктора КБХА был назначен Виктор Дмитриевич Горохов, ведущий специалист, "человек-ЖРД", отец РД-0124 и крупнейший на сегодняшний день специалист по ракетным двигателям в мире. Вот с этим назначением завод можно и нужно поздравить.
Но возникает реальное опасение: а будет ли кому претворять в жизнь разработки и проекты Горохова?
В следующем году КБХА реально рискует остаться без испытательного комплекса. Точнее, комплекс пока на месте останется, а вот специалисты.
В разговоре с несколькими сотрудниками разных отделов ИК я узнал, что за прошлый год средняя зарплата по заводу была 30 тысяч рублей. В 2015 — 21 тысяча. Что такое "средняя зарплата", думаю, объяснять не надо. Сложно сказать, какая цифра стоит в ведомости у директора, это, сами понимаете, тайна, а вот за инженера ИК я могу сказать. Распечатки видел. От 15 до 18 тысяч. И это, замечу, инженер. Просто работник, который подключает шланги-провода, получает еще меньше. Но я говорил с инженерами, потому работяг оставлю в стороне.
Инженер, который испытывает узлы ракеты-носителя и выносит заключение об их пригодности за 18 тысяч. Мы хотим, чтобы "Протоны" не падали?
Здесь дело не в том даже, что у людей нет совести и желания делать свою работу. И совесть есть, и желание есть. Но жить тоже надо. Я понимаю, почему каждый из моих собеседников имел вторую работу. Один в торговом центре, почти по специальности (хорошо устроился, как сказали коллеги), второй "бомбила" в частном такси на своем авто, третий. третий возит по ночам проституток. И получает в 3 раза больше, чем на заводе. И реально считает, что надо (пока дети в вузах учатся) по-хорошему сделать основным этот позорноватый, но доходный способ заработка.
Но после ночной смены каждый из них возвращается на свое рабочее место. Пока еще возвращается.
"Раньше были премии за успешное выполнение плана. 0,8 от зарплаты. Теперь все, премий нет, и сказали, что не будет. Денег нет. До недавнего времени спасали переработки. Тут дело такое: мы за день можем толково испытать один узел. Бывают ситуации, когда надо два. Нереально в рабочий день, мы ж все-таки по регламенту работаем. Значит, надо задерживаться. Или выходить в выходные. Теперь сказали, что с переработками все. И как жить прикажете?"
"Эффективные менеджеры" в управлении придумали шедевральный способ, как сэкономить денег. Две смены. Как в старые времена, когда завод так и работал. Если человек выходит посменно, то ни о какой доплате за переработку речь не идет. Но встает вопрос, где взять специалистов еще на одну смену?
Выход нашли оригинальный, но граничащий с идиотизмом. В отделах, в которых в конкретный момент нет испытаний (такое случается регулярно), людям предложено либо брать отпуск без сохранения содержания, либо. идти в другой отдел. Временно. Там пройти обучение у специалистов с тем, чтобы на время "завала по работе" обеспечить выполнение испытаний.
"Вот я работаю за 15. Приходит ко мне Семеныч, и стоит, смотрит, как я работаю, но за свои 18. Я отработал, ушел. А он, значит, во вторую смену начинает вроде как делать мою работу. А утром я прихожу, и все начинаю заново проверять, потому как из него такой же гидравлик, как из меня огневик. А мне это надо? Они вроде как сэкономили и человека не выгнали. Но я же сам из этого дурдома сбегу рано или поздно. Надо понимать, что когда я испытываю узел от начала и до конца, я потом свою подпись ставлю за то, что я его испытал. И он за меня не распишется. И я за него. Дурдом, короче, и бред. "
Но самое главное, вот если мой собеседник реально плюнет и уйдет на сторону, что дальше? А дальше будут огневые испытания в отделе у Семеныча. И Семеныч пойдет испытывать движок. Кто будет тогда в любую из смен испытывать гидравлику?
Про качество испытаний при подобном замещении даже заикаться не стану. За подобную ротацию, даже за саму идею, надо кнутом бить и на Восточный ссылать. Бетонщиком.
Новое руководство клятвенно обещает поднять среднюю зарплату по заводу аж до 31 тысячи рублей. За счет увольнений. Увольнять, понятное дело, будут не помощников заместителей директора по финансам. Хотя каждый заместитель директора имеет 2-3 помощника. "Эффективных управленцев" сокращать никак нельзя. Они же ум и сердце завода.
Вот только кем они будут управлять через полгода, совсем непонятно.
Увольнять собираются ремонтников, строителей, эксплуатационщиков. Тех, кто за копеечные зарплаты поддерживает в рабочем состоянии здания, построенные в конце 50-х годов. Действительно, зачем их содержать? Вылетит стекло в крыше цеха, чтобы на голову не капало, рабочие не развалятся, полиэтиленчиком сами затянут. И трубы заварят. И краны поменяют. И снег почистят. Они же рабочие, вот пусть и работают.
А испытания. ну так им же зарплату за испытания и платят.
Снабженцев, понятное дело, тоже уберут. Зачем они? Все, что надо, закажете, мы вам привезем. Не приведи господи, ИК копеечку лишнюю потратит без согласования. А то, что везти можно бог весть сколько поданные заявки — ничего. Ничего, что за последние 3 года ни одного из заказанных взамен вышедших из строя стендовых приборов не привезли? Ничего. Работают ведь. А с приборами и дурак сможет.
На одной из страниц официального сайта КБХА есть такая информация
( http://www.kbkha.ru/?p=131 ).
Управление реконструкции и ремонта в настоящее время занимается реализацией проекта по реконструкции и техническому перевооружению стендово-испытательной и производственной базы и опытного производства в рамках "Федеральной космической программы России на 2006-2015 годы"
Данным проектом предусмотрены:
— реконструкция существующих зданий и сооружений на площадке ЗРД;
— техническое перевооружение действующих производств на площадках ЗРД и ИК;
строительство новых зданий и сооружений на площадках ЗРД и ИК.
Проведение работ по реконструкции и техническому перевооружению стендово-испытательной и производственной базы и опытного производства позволит:
— повысить уровень автоматизации и механизации производства;
— повысить производительность труда, качество и надежность продукции;
— сократить цикл производства и снизить себестоимость продукции.
Вот это список того, что сделано не было, в том, что касается ИК. НЕ реконструировано, НЕ перевооружено, НЕ повышено. Ничего НЕ сделано.
КБХА — уважаемое (пока еще) в городе предприятие. С историей. Славной историей. "Восток", "Восход", "Энергия". Но что будет, если доведенные до крайности классные специалисты уйдут? Кто в итоге будет собирать двигатели для ракет и кто их будет испытывать? Молодежь уже не заманишь. Какой молодой специалист пойдет на такую зарплату? Вообще-то, идут, но ненадолго. Чтобы было от чего оттолкнуться. И немногие. За сумму большую, чем 15-18 тысяч, можно спокойно работать с меньшей ответственностью, чем в КБХА.
"Я тут позвонил на один заводик. Им энергетик нужен. Спросили, где работаете? В КБХА. Сколько времени? Столько-то. 40 тысяч вас устроит? Думаю. "
Он еще думает. Что тут можно сказать?
У нас много красивых слов говорится о возрождении военно-промышленного комплекса. О повышении внимания, о создании достойных условий. Но, к сожалению, очень часто слова не несут за собой дела.
Спутники продолжают сходить с орбит, и мы сожалеем об этом. Ракеты-носители не выполняют своих функций. Мы негодуем по этому поводу. Правительство предпринимает определенные шаги, увольняет одних и назначает других. "Эффективных менеджеров". Молодых, и возможно, вполне понимающих в менеджменте.
Вот еще бы они понимали, как может работать инженер-испытатель РД за свою зарплату. Как он может на нее жить. Но с высоты своих окладов — вряд ли.
А "Протоны" будут падать и дальше, по всей видимости.
Автор: Роман Скоморохов
На испытательном комплексе Конструкторского бюро химавтоматики (г. Воронеж) успешно завершена серия первых огневых испытаний высокочастотного ионного электроракетного двигателя. Этот двигатель – совместная разработка КБХА и Московского авиационного института (МАИ). Испытания успешно проведены на специальном вакуумном стенде и подтвердили соответствие параметров двигателя характеристикам, заложенным в техническом задании.
Работы с двигателем продолжаются: запланировано проведение серии новых огневых испытаний для наработки ресурса и проверки стабильности подтвержденных характеристик при длительной эксплуатации.
Создание электроракетных двигателей было начато на предприятии в 2012 году. К разработке ионного электроракетного двигателя коллектив приступил после того, как КБХА выиграло в 2013 году конкурс Министерства образования и науки РФ на получение субсидий для реализации комплексных проектов по организации высокотехнологичного производства. Предприятие вошло в число победителей с проектом «Создание высокотехнологичной производственно-испытательной базы для разработки, стендовой отработки и промышленного производства электроракетных двигателей нового поколения». Цель государственной поддержки также – развитие кооперации производственных предприятий, российских высших учебных заведений и государственных научных учреждений, именно поэтому у каждого избранного проекта два исполнителя: в частности, творческим партнером КБХА стал НИИ прикладной механики и электродинамики МАИ.
В отличие от жидкостных ракетных двигателей (ЖРД), разработкой которых специалисты КБХА занимаются уже более полувека, электроракетные двигатели в последние годы стали новым направлением работ на предприятии. Предназначенные для использования в составе космических аппаратов, они могут способствовать решению широкого круга задач: коррекции и стабилизации рабочей орбиты спутников, их выводу с низких на высокие орбиты, а также осуществлению полетов в дальний космос.
Воронеж. 22.06.2015. ABIREG.RU – После увольнения Владимира Рачука с должности генерального директора – генерального конструктора воронежского ОАО «Конструкторское бюро химавтоматики» (КБХА) руководство предприятием временно возложено на его первого заместителя Виктора Волгина, сообщили на предприятии. Пресс-секретарь предприятия Александр Кажикин не стал официально комментировать кадровую перестановку. Напомним, что об увольнении Владимира Рачука с руководящей должности ранее сообщил глава Роскосмоса Игорь Комаров. Он связал это решение с недавним аварийным запуском ракеты-носителя «Протон-М», причиной которого стал конструктивный дефект рулевого двигателя третьей ступени аппарата (разработка КБХА). Сам господин Рачук комментировать эту информацию отказался. Он сообщил, что сейчас находится в Москве и времени на общение с прессой у него нет. Напомним, что срок полномочий Владимира Рачука на посту генерального директора – генерального конструктора КБХА истек в конце апреля. До нынешнего момента не было известно, планирует ли совет директоров предприятия продлевать с ним трудовые отношения. Сообщалось, что до следующего заседания совета господин Рачук останется в статусе исполняющего обязанности главы КБХА. Напомним, что авария ракеты-носителя «Протон-М» с мексиканским спутником связи «МекСат-1» произошла утром 16 мая. По данным Роскосмоса, на 497-й секунде полета была зафиксирована нештатная работа двигателей третьей ступени аппарата. Авария произошла на высоте 161 км. Третья ступень, разгонный блок и космический аппарат практически полностью сгорели в атмосфере. В Роскосмосе уточняют, что спутник и его запуск были застрахованы заказчиком. Воронежское ОАО «Конструкторское бюро химавтоматики» – современное научно-производственное объединение по проектированию, изготовлению и испытанию жидкостных ракетных двигателей («Союз-2», «Ангара»). Соучредителями предприятия являются ГКНПЦ имени Хруничева (79,32%) и Росимущество (20,68%). По итогам 2014 года выручка КБХА составила 2,972 млрд рублей, чистая прибыль – 19,67 млн рублей.
Скопировать ссылку: КомментарииКомментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.
Другие материалы рубрикиФинуправляющий заявит в полицию о преднамеренном банкротстве владельца застройщика воронежского ЖК «Северная корона»
Мэр воронежского Борисоглебска Андрей Пищугин сложил полномочия ради полноценного пятилетнего срока
ABIREG.TV – Воронежские власти, бизнес и общественность определили общие задачи по улучшению экологии региона
«РЖД» наконец нашли подрядчика на строительство мостов на воронежском участке железной дороги в обход Украины
Российский союз перфораторов расширился за счет включения новых компаний из Белгорода, Санкт-Петербурга, Крыма – итоги слета в Воронеже
Воронежская область получит 324 млн рублей на лекарства в 2017 году
На новеньких платных парковках в Курске не работает или вообще отсутствует почти две трети паркоматов – ОНФ
Мусор в «движке» Воронежского мехзавода мог «запороть» очередной пуск «Протон-М» с американским спутником – ТАСС
Экс-глава Тамбова Юрий Рогачев стал фигурантом двух уголовных дел о скандальном мошенничестве на ремонте дорог
Регистрация компании:
Фирма ОАО КБХА зарегистрирована 28 января 1992 года. Регистратор – Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по крупнейшим налогоплательщикам по Воронежской области.
Организационно-правовая форма:
Открытые акционерные общества
Классификация по ОКОГУ:
Хозяйственные общества, образованные из государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий
Вид собственности:
Федеральная собственность
ОГРН: 1043600062725
ИНН: 3665046177
КПП: 366501001
ОКПО: 29691226
Отзывов на данную компанию не найдено.
Телефон: (4732) 63-36-80, (4732) 34-65-65
Факс: (4732) 34-65-71
E-mail: cadb@comch.ru
Веб-сайт: —
Адрес: 394006, г. ВОРОНЕЖ, ул. ВОРОШИЛОВА, д. 20
Компания зарегистрирована 28 января 1992 года (Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по крупнейшим налогоплательщикам по Воронежской области). Полное название: "КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО ХИМАВТОМАТИКИ", ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО, ОГРН: 1043600062725, ИНН: 3665046177. Регион: Воронежская область, г. Воронеж. Фирма ОАО КБХА расположена по адресу: 394006, г. ВОРОНЕЖ, ул. ВОРОШИЛОВА, д. 20. Основной вид деятельности: "Научные исследования и разработки / Научные исследования и разработки в области естественных и технических наук". Отрасль: "Научные учреждения отраслевого профиля".
Если вы считаете, что информация о компании, размещенная на этой странице устарела, неверна или каким-то образом ущемляет ваши права — сообщите нам об этом по адресу support@querycom.ru — и мы примем необходимые меры.
Заказать бизнес-анализ Бизнес-анализ по компании включает:Регистрация на «Кверикоме»
Оформите подписку на наш проект, и вы получите доступ к информации по 5,5 миллионам фирм и организаций.