Руководства, Инструкции, Бланки

Инструкция По Охране Труда Специалиста По Гражданской Обороне img-1

Инструкция По Охране Труда Специалиста По Гражданской Обороне

Категория: Инструкции

Описание

Обучение по гражданской обороне (го) и чс

Курсы гражданской обороны Описание курса

Продолжительность курса: 72 часа

Удостоверение действует 5 лет

Гражданская оборона (ГО) — это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие них.

Центр «Аттэк» проводит курсы обучения гражданской обороне, цель которых:

  • ознакомление с методами защиты от опасностей, возникающих в результате чрезвычайных ситуаций или в условиях военных действий;
  • изучение способов оказания первой помощи постадавшим;
  • знакомство со средствами индивидуальной и коллективной защиты и изучение правил их эксплуатации.

Помимо знакомства с теорией курс обучения предполагает наработку практических навыков, необходимых для проведения аварийно-спасательных работ и защиты населения от чрезвычайных ситуаций.

По завершении курса гражданской обороны вы получите удостоверение о повышении квалификации, действительное следующие 5 лет.

Кому необходимо обучение по курсу

Обучение гражданской обороне и защите населения от чрезвычайных ситуаций необходимо:

  • Руководитель организации;
  • Уполномоченные за ГОЧС:
    • Ответственный за ГО и ЧС в организации;
    • Председатели и члены комиссий ГО;
    • Руководители спасательных служб;
    • Руководители и работники эвакуационных органов.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 10.07.1999 № 782, в каждой организации должен быть сотрудник или структурное подразделение, исполняющие функции уполномоченного на решение задач в области ГО и ЧС.

В соответствии с п. 4 Постановления Правительства РФ от 02.11.2000 № 841 «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны» — обучение по гражданской обороне является обязательным и руководители должны проходить его не реже 1 раза в 5 лет

В соответствии с п. 4 Постановления Правительства РФ от 04.09.2003 № 547 "О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера — обязательное повышение квалификации в области защиты от чрезвычайных ситуаций для руководителей организаций и уполномоченных работников не реже одного раза в 5 лет.

В каждой организации обязательное обучение должны пройти 2 сотрудника :

  1. руководитель организации (т. е. юридического лица).
  2. уполномоченный на решение задач в области ГО и защиты населения и территорий от ЧС.

Руководитель организации не может выполнять функции уполномоченного за ГО и ЧС.

Невыполнение требований норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и нарушение правил гражданской обороны в соответствии со статьями 20.6 и 20.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) влечет за собой составление предписания об устранении выявленных нарушений и наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц в размере от 5 000 до 20 000 рублей;
  • на юридических лиц — от 50 000 до 200 000 рублей.
Также Вы можете пройти у нас следующие курсы:

Желаете заказать данную услугу?

Для этого необходимо оставить заявку. В течение 5 минут наши сотрудники свяжутся с Вами и предоставят предложение (расчет).

У вас остались вопросы?

Наши сотрудники с удовольствием на них ответят. Позвоните нам по телефонам ниже или закажите обратный звонок - мы свяжемся с Вами в течение 5 минут.

Другие статьи

Учебный центр

Учебный центр

У нас повышают квалификацию и проходят профессиональную переподготовку сотрудники и специалисты предприятий различных сфер деятельности:


Наши основные направления: Обучение по пожарной безопасности Самара, аттестация рабочих мест Самара, безопасность и охрана труда Самара, Плакаты по пожарной безопасности Самара, охрана труда предприятия Самара, проведение аттестации рабочих мест в Самаре, Обучение по пожарной безопасности Самара, охрана труда инструктажи Самара, федеральная инспекция труда Самара, стенды по пожарной безопасности Самара,

АНО ДПО «Поволжский центр охраны труда»
Адрес: г. Самара, ул. 22 Партсъезда, 39
www.trudsamara.ru

Тел: (846) 972-49-33
Тел: (846) 203-84-26
Тел: (846) 997-10-47
Т/ф: (846) 997-00-27
Тел: (846) 997-00-29

ИНСТРУКЦИЯ по охране труда для участников - Дня Гражданской обороны

Охрана труда

ИНСТРУКЦИЯпо охране труда для участников "Дня Гражданской обороны"

1.1 Разработку и организацию мер безопасности при подготовке и проведении мероприятий Дня ГО обеспечивают руководящий состав и учителя школы, а также командиры невоенизированных формирований.

1.2 Изучение порядка и безопасность действий, настоящей инструкции с учащимися, постоянным составом работников учебного заведения и личным составом невоенизированных формирований организовывает как руководитель гражданской защиты учебного заведения сам руководитель учебного заведения, а занятия - начальник штаба и учитель «Основ защиты Отечества»;

1.3 Проверку наличия, укомплектованности и исправности используемых при проведении Дня ГО имущества, техники, наглядных пособий осуществляет начальник штаба учебного заведения;

1.4 Обеспечение безопасности, контроль за соблюдением учащимися мер безопасности, пресечение действий учащихся, создающих предпосылку к травматизму во время проведения Дня ГО, осуществляют руководители подразделений.

1.5 Во время проведения Дня ГО возможно действие опасных факторов - падение, особенно на лестницах;

2.Требования безопасности перед началом проведения Дня ГО.

2.1 Заместитель начальника ГО (заместитель директора по АХЧ) организовывает силами работников проверку учебного заведения территории, здания учебного заведения:

-техническое состояние перил, лестничных маршей, дверных коробок, остекление окон, дверей и т. п.;

-состояние путей эвакуации, чтобы они не были загромождены и захламлены, запоров на дверях запасных выходов;

2.2 Учитель «Основ защиты Отечества» проверяет:

- наличие и исправность необходимого снаряжения, приборов; - подготавливает под руководством начальника штаба необходимые документы.

2.3 Руководители подразделений напоминают учащимся о правилах поведения и действий во время проведения Дня ГО.

3.Требования безопасности во время проведения Дня ГО.

3.1. Все участники учебно-воспитательного процесса, услышав условный сигнал, обязаны:

- по команде руководителя подразделения (учителя) выйти из класса, кабинета и т. д. без толкания, в соответствии с Инструкцией по безопасной эвакуации согласно указанного на плане эвакуации пути следования, выходят (при этом учитель проверяет отсутствие в помещении людей и закрывает дверь) в заранее определенное безопасное место, принимая меры безопасности при движении по лестничным переходам и территории учебного заведения;

-во время эвакуации не должны создавать давку или «пробки» в дверях или лестничных переходах при пожаре, угрозе взрыва или заражения СДЯВ и в других чрезвычайных ситуациях, предусмотренных вводными Дня ГО;

3.2 Руководитель подразделения охраны общественного порядка выставляет охрану на входах учебного заведения согласно заранее определенной схемы расстановки постов охраны.

3.3 По прибытии в заранее определенное безопасное место руководитель подразделения, командир невоенизированного формирования:

Занимает определенное планом учений место;

Сверяет списочный состав с фактическим наличием учащихся, членов команды; докладывает Руководителю Дня ГО о наличии личного состава и о готовности к выполнению учения.

3.4 Руководитель Дня ГО согласно разработанному плану учений ставит задачу каждому руководителю подразделения, командирам невоенизированных формирований и подает им команду для выполнения поставленной задачи;

3.5 При проведении Дня ГО запрещается:

-участникам учебно-воспитательного процесса приносить с собой петарды и другие

-трогать и подбирать незнакомые предметы, по внешнему виду напоминающие

Пиротехнические и другие взрывные устройства;

-пользоваться неисправным инструментом и приспособлениями;

-Руководителям подразделений, командирам невоенизированных формирований:

-размещать людей в местах работы и движения техники, возле линий электропередачи;

-применять, не предусмотренные планом проведения Дня ГО пиротехнические, осветительные и другие средства для имитации учебной обстановки;

-разводить костры для имитации очагов пожара самостоятельно и в неустановленных местах;

3.6 В целях обеспечения медицинской безопасности на Дне ГО необходимо:
-проводить тщательную разведку мест предстоящих работ по выполнению плановых мероприятий;

-при имитации учебной обстановки не создавать предпосылок к травмированию участников Дня ГО, нарушению правил общей, пожарной и электробезопасности.

4.1 Руководитель Дня ГО подводит итоги учений;

4.2 Участникам учений необходимо неукоснительно выполнять команды, распоряжения и указания Руководителя Дня ГО и его заместителей, начальника штаба ГО, классных руководителей, командиров формирований.

5.Требования безопасности в аварийных ситуациях

Участники учений принимают меры по безопасности, сообщают своему руководителю о создавшейся аварийной обстановке, при необходимости, оказывают помощь пострадавшим и действуют по командам руководителей подразделений и командиров невоенизированных формирований.

Инструкцию разработал преподаватель:

Специалист службы Охраны труда:

ИНСТРУКЦИЯ по охране труда для участников "Дня Гражданской обороны" - 4.0 out of 5 based on 1 vote

Обязателен ли в организации специалист по пожарной безопасности?

Обязателен ли в организации специалист по пожарной безопасности?

У меня вопрос: "Обязательны ли в организации такие штатные единицы, как специалист по пожарной безопасности, специалист по чрезвычайным ситуациям и специалист по гражданской обороне?". Если да, то можно ли эти обязанности возложить на одного специалиста и назвать его должность "Специалист по охране труда, по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям"? В организации 170 человек.

По организации ГО и ЧС:

Согласно ст. 12 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" органами, осуществляющими управление гражданской обороной, в том числе являются структурные подразделения (работники) организаций, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны, создаваемые (назначаемые) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Положение о создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны утверждено Постановлением Правительства РФ от 10.07.1999 N 782 .

Согласно пп. 2, 4-6 Положения структурные подразделения (работники) по гражданской обороне создаются (назначаются) в организациях независимо от их организационно-правовой формы с целью управления гражданской обороной в этих организациях. Количество работников в структурном подразделении по гражданской обороне или отдельных работников по гражданской обороне в составе других подразделений организации определяется исходя из следующих норм:

а) в организациях, отнесенных в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, с количеством работников до 500 человек - 1 освобожденный работник, от 500 до 2000 человек - 2 - 3 освобожденных работника, от 2000 до 5000 человек - 3 - 4 освобожденных работника, свыше 5000 человек - 5 - 6 освобожденных работников;

б) в организациях, не отнесенных к категориям по гражданской обороне, с количеством работников свыше 200 человек - 1 освобожденный работник;

в) в организациях, не отнесенных к категориям по гражданской обороне, с количеством работников до 200 человек - работа по гражданской обороне может выполняться в установленном порядке по совместительству одним из работников организации.

По пожарной безопасности:

Все работодатели обязаны обучать сотрудников мерам пожарной безопасности (абз. 4 ч. 2 ст. 37 Закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ ). Обучение должно проводиться по специальным программам, требования к которым определяет МЧС России (приказ МЧС России от 12 декабря 2007 г. № 645 ).

Основными видами обучения сотрудников мерам пожарной безопасности являются:

• противопожарный инструктаж;

• изучение минимума пожарно-технических знаний.

Об этом говорится в пункте 4 Норм пожарной безопасности, утвержденных приказом МЧС России от 12 декабря 2007 г. № 645.

Противопожарный инструктаж разрабатывает и проводит руководитель организации или уполномоченный им сотрудник по специальным программам (п. 6 Норм пожарной безопасности, утвержденных приказом МЧС России от 12 декабря 2007 г. № 645). Чтобы назначить ответственного сотрудника за организацию противопожарных инструктажей, издайте приказ.

Что касается вопроса: кто должен заниматься рассмотренными выше вопросами, то отметим, что данный вопрос находится в компетенции работодателя .

В обязанности специалиста по охране труда данная функция не входит (см. Приказ Минздравсоцразвития России от 17.05.2012 N 559н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов, осуществляющих работы в области охраны труда" (Зарегистрировано в Минюсте России 13.06.2012 N 24548)).

Также отметим, что Приказом Минтруда России от 28.10.2014 N 814н утвержден профессиональный стандарта "Специалист по противопожарной профилактике" (Зарегистрировано в Минюсте России 21.11.2014 N 34822). То есть это может быть специально обученный сотрудник.

По общему правилу, названия должностей работодатель определяет по собственному усмотрению .

Но если с выполнением работ по определенным должностям или профессиям трудовое законодательство связывает предоставление компенсаций и льгот (досрочную пенсию, дополнительный отпуск) либо устанавливает какие-либо ограничения, то наименования таких должностей и профессий, требования к квалификации должны соответствовать квалификационным справочникам, профтандартам. Указанное соответствие должно наблюдаться как в трудовом договоре с сотрудником, где будет указана его должность (выполнение работ по профессии), так и в штатном расписании организации.

Следует отметить, что произвольное наименование должностей может создать для организации определенные сложности. Согласно Федеральному закону от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" каждая организация обязана провести специальную оценку условий труда своих работников. Это касается всех организаций независимо от их вида, организационно-правовой формы, формы собственности. При проведении специальной оценки необходимо будет отразить не только наименование должности, но и ее код по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (п. 2 ст. 18 Закона), а если должность не предусмотрена ни одним из ЕКС, то исполнить данное требование Вам будет сложно. По представлению организации, проводящей специальную оценку условий труда, вероятнее всего, придется переименовывать соответствующую должность.

Такой должности как «специалист по охране труда, по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям» ни ЕКС, ни классификатор не содержат.

В обязанности специалиста по охране труда можно включить обязанности по противопожарной безопасности. При этом, если такой специалист уже у Вас работает, то это будет расширением трудовой функции. В таком случае работодателю необходимо получить письменное согласие сотрудника на выполнение дополнительной работы, пересмотреть должностной оклад или установить доплату.

Что касается обязанностей по гражданской обороне, то, как и указывалось выше: должность должна быть в штатном расписании. Но так как у Вас работает менее 200 человек, то такие обязанности могут быть возложены на, например, специалиста по охране труда в порядке совместительства.

26577 4 Специалист гражданской обороны 2 2149

42555 2 Инженер по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям 2 2149

Подробности в материалах Системы Кадры:

1. Ситуация: Является ли изменением трудовой функции расширение обязанностей в рамках занимаемой сотрудником должности

Ответ на данный вопрос зависит от того, входят новые обязанности в объем ранее закрепленных функциональных обязанностей сотрудника или нет.

Трудовая функция – работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации либо конкретный вид поручаемой сотруднику работы (абз. 3 ч. 2 ст. 57 ТК РФ ). Трудовая функция определяется либо трудовым договором. либо должностной (производственной) инструкцией сотрудника (ст. 9 ТК РФ ). Степень конкретизации обязанностей и отражения трудовой функции работников законодательство не устанавливает. Данный вопрос работодатель решает по своему усмотрению.

Поэтому если при расширении обязанностей сотрудника новые (расширенные) обязанности укладываются в тот функционал, который закреплен в трудовом договоре (инструкции), то смены трудовой функции не происходит. Если же новые обязанности выходят за рамки установленных, и требуется внесение изменений в трудовой договор (инструкцию), то расширение будет являться изменением трудовой функции, даже если эти обязанности увеличиваются в пределах той же должности (профессии).

Если расширение обязанностей приводит к изменению трудовой функции, то работодателю необходимо получить письменное согласие сотрудника на выполнение дополнительной работы, пересмотреть должностной оклад или установить доплату.

заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости

С уважением и пожеланием комфортной работы, Светлана Горшнева,

эксперт Системы Кадры

Пожалуйста, оцените полученный ответ, проставив под ним в Системе соответствующее количество звездочек от 1 до 5.
Это поможет нам убедиться, что ответ Вами получен и не требует дополнительных пояснений.
Если уточнения все-таки понадобятся, то Вы можете оставить свои комментарии там же – в форме оценки.
Если Вы хотите изменить оценку, то нажмите на крестик рядом со «Спасибо за оценку» и поставьте новую.
Ответ на Ваш вопрос подготовлен в соответствии с правилами работы экспертной поддержки Системы Кадры.

Приказ от 26 августа 1996 г

Приказ от 26 августа 1996 г. N 563 о введении в действие положения об организации работы по охране труда в системе мчс россии проведенные в региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ

ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И

ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

ПРИКАЗ от 26 августа 1996 г. N 563

О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ

ПО ОХРАНЕ ТРУДА В СИСТЕМЕ МЧС РОССИИ


Проведенные в региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным

ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, штабах (управлениях) по делам

гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, учреждениях, подведомственных МЧС России,

соединениях и воинских частях гражданской обороны проверки соблюдения законодательства об

охране труда и анализ поступающей по этому вопросу статистической отчетности показали, что в

работе по обеспечению безопасности труда гражданского персонала имеются существенные


Организация этой работы в системе МЧС России не в полной мере отвечает требованиям

Основ законодательства Российской Федерации об охране труда, другим нормативным правовым

актам по этому вопросу. Количество несчастных случаев из года в год увеличивается. Некоторые

руководители не принимают действенных мер по предупреждению травматизма, самоустраняются от

руководства службой охраны труда, не уделяют должного внимания проведению обучения,

инструктажей по охране труда на рабочих местах. Зачастую эта работа ведется формально. Имеются

факты неисполнения постановлений Минтруда России.


Недостаточно эффективно действует механизм общественного контроля со стороны

уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессионального союза или трудового

коллектива, совместных комитетов (комиссий) по охране труда. Распределение функций между

структурными подразделениями учреждений и предприятий, обеспечивающих выполнение

обязанностей работодателя по обеспечению охраны труда, не проведено.


В целях выполнения требований нормативных правовых актов по охране труда и коренного

улучшения работы по обеспечению безопасности труда гражданского персонала и военнослужащих,

привлекаемых для работы в учреждениях и на предприятиях, подведомственных МЧС России, а

также обязательств, принятых в Отраслевом (тарифном) соглашении между ЦК профсоюза

работников государственных учреждений и общественного обслуживания Российской Федерации,

МЧС России и Минтрудом России на 1995 - 1996 годы, и Постановления Минтруда России от 30

октября 1995 г. N 59 "Об утверждении Примерного положения о службе охраны труда федерального

органа исполнительной власти" приказываю:


1. Утвердить и ввести в действие Положение об организации работы по охране труда в МЧС

России (Приложение N 1).


Далее для краткости будет именоваться Положение.


2. Заместителям Министра, начальникам департаментов, управлений и самостоятельных

отделов МЧС России, начальникам региональных центров по делам гражданской обороны,


Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.


чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, штабов (управлений) по

делам гражданский обороны и чрезвычайным ситуациям, поисково - спасательных служб,

предприятий и учреждений, подведомственных МЧС России, командирам соединений и воинских

частей гражданской обороны организовать работу по охране труда в соответствии с Положением,

указанным в пункте 1 настоящего Приказа.


3. Начальникам региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным

ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, региональных поисково - спасательных

служб, предприятий и учреждений, подведомственных МЧС России, командирам соединений и

воинских частей гражданской обороны:


применять Межотраслевые нормативы численности работников службы охраны труда на

предприятии, утвержденные Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 10

марта 1995 г. N 13, при определении и обосновании необходимой численности работников служб

охраны труда (приложение N 2) ;


до 1 декабря 1996 года представить в Организационно - мобилизационное управление МЧС

России предложения по созданию структурных подразделений или включению специалистов по

охране труда в штаты и штатные расписания с обоснованием численности по форме, приведенной в


4. Начальнику Организационно - мобилизационного управления Пантеленко В.Г. совместно с

Управлением главной инспекции обобщить предложения и до 1 февраля 1997 г. доложить

мероприятия по их реализации.


5. Приказ довести до заместителей Министра, начальников департаментов, управлений и

самостоятельных отделов МЧС России, начальников региональных центров по делам гражданской

обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, штабов

(управлений) по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, поисково - спасательных

служб, предприятий и учреждений, подведомственных МЧС России, командиров соединений и

воинских частей гражданской обороны в соответствии с порядком, установленным Приказом МЧС

России от 30 сентября 1994 г. N 602.


6. Контроль за выполнением настоящего Приказа оставляю за собой.


Первый заместитель Министра


Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.


к Приказу МЧС России


от 26 августа 1996 г. N 563


^ ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ОХРАНЕ ТРУДА В МЧС РОССИИ


Разработано в соответствии с Отраслевым (тарифным) соглашением, заключенным между

Центральным комитетом профсоюза работников государственных учреждений и общественного

обслуживания Российской Федерации, Министерством Российской Федерации по делам

гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и

Министерством труда Российской Федерации, а также Примерным положением о службе охраны

труда федерального органа исполнительной власти, утвержденного Постановлением Минтруда

России от 30 октября 1995 г. N 59.


1. Положение об организации работы по охране труда в МЧС России разработано исходя из

того, что в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране труда

(статья 8) на федеральные органы исполнительной власти возложено управление охраной труда в

отрасли (ведомстве) специально создаваемой службой охраны труда.


2. Настоящим Положением определяется порядок организации работы по охране труда

гражданского персонала, а также военнослужащих Войск гражданской обороны Российской

Федерации, привлекаемых для работы в центральном аппарате Министерства, в региональных

центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий

стихийных бедствий, штабах (управлениях) по делам гражданской обороны и чрезвычайным

ситуациям, поисково - спасательных службах, учреждениях и на предприятиях, подведомственных


3. Руководство охраной труда в МЧС России осуществляется Управлением главной инспекции,

в состав которого входят специалисты по охране труда.


4. Управление главной инспекции осуществляет руководство и координацию работ в области

охраны труда при повседневной деятельности трудовых и воинских коллективов, а также при их

участии в ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и последствий


5. Управление главной инспекции осуществляет свою деятельность по вопросам охраны труда

во взаимодействии с органами государственного управления охраной труда Российской Федерации,

Всероссийской государственной экспертизой условий труда, федеральными органами надзора,

объединениями профессионального союза и работодателей, департаментами, управлениями и

отделами МЧС России, уполномоченными органами трудового коллектива .


6. На основе настоящего Положения в региональных центрах по делам гражданской обороны,

чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, штабах (управлениях) по

делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, учреждениях и на предприятиях, военно -


Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.


учебных заведениях, подведомственных МЧС России, соединениях и воинских частях гражданской

обороны (далее именуются организации) разрабатываются положения о службе охраны труда с

учетом специфики их деятельности.


7. Основными задачами Управления главной инспекции в области охраны труда являются:


разработка предложений по отраслевой политике в области создания благоприятных условий и

охраны труда работников на рабочих местах, предупреждению производственного травматизма и


обеспечение функционирования служб охраны труда в системе МЧС России;


координация деятельности служб охраны труда в организациях;


участие в разработке и реализации федеральных целевых, научно - технических и отраслевых

программ, направленных на создание здоровых и безопасных условий труда работников;


организация обучения и проверки знаний по охране труда руководителей и специалистов

органов управления системы МЧС России;


контроль за состоянием охраны труда в организациях.


8. Управление главной инспекции в соответствии с возложенными на него задачами:


осуществляет разработку предложений по формированию в системе МЧС России политики в

области охраны труда, направленной на обеспечение здоровых и безопасных условий труда


осуществляет организационно - методическое руководство службами охраны труда


участвует в подготовке предложений в проекты законодательных и иных нормативных

правовых актов Российской Федерации по охране труда и в разработке проектов отраслевых

нормативных правовых актов по охране труда;


организует разработку и утверждение в установленном порядке отраслевых правил, типовых

инструкций и других отраслевых нормативных правовых актов по охране труда;


организует разработку отраслевых программ первоочередных мер по улучшению условий и

охраны труда, предложений для включения их в соответствующие федеральные программы;


участвует в определении основных направлений научных исследований по охране труда,

подготовке предложений для включения в ведомственные планы научно - исследовательских и

опытно - конструкторских работ по охране труда;


участвует по согласованию с объединением работодателей и профессионального союза в

коллективно - договорном процессе при обсуждении вопросов охраны труда;


анализирует состояние условий и охраны труда, причины производственного травматизма и

профессиональной заболеваемости в организациях, подготавливает предложения по их


участвует в расследовании несчастных случаев при гибели на производстве 5 и более

работников и по соглашению с руководителями организаций - в расследовании групповых

несчастных случаев, несчастных случаев с возможным инвалидным исходом и несчастных случаев со

смертельным исходом, происшедших в структурных подразделениях Министерства и


Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.


подведомственных МЧС России учреждениях и предприятиях в соответствии с Положением о

порядке расследования и учета несчастных случаев на производстве;


осуществляет контроль за устранением причин и условий, способствовавших нарушениям

требований по охране труда, подготавливает предложения об ответственности руководителей,

должностных лиц и работников организаций, допустивших указанные нарушения;


анализирует практику работы по предоставлению льгот и выплат компенсаций работникам за

тяжелые работы и работы с вредными или опасными условиями труда и участвует в установленном

порядке в подготовке предложений по ее совершенствованию;


организует обучение и проверку знаний по охране труда руководителей и специалистов;


организует совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и

органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации аттестацию рабочих мест и

сертификацию производственных объектов на соответствие требованиям безопасности;


с участием структурных подразделений Министерства подготавливает и представляет

руководству Министерства ежегодный доклад о состоянии и мерах по улучшению условий и охраны


9. Начальник Управления главной инспекции:


руководит работой специалистов в области охраны труда Управления главной инспекции и

осуществляет координацию работы служб охраны труда в подведомственных Министерству

учреждениях и на предприятиях, Войсках гражданской обороны Российской Федерации,

представляет Министерство (по поручению) в государственных и иных органах Российской

Федерации при рассмотрении вопросов охраны труда;


вносит руководству Министерства предложения о признании утратившими силу приказов и

указаний МЧС России, если они противоречат действующему законодательству об охране труда;


ходатайствует в установленном порядке перед руководством Министерства о поощрении

специалистов по охране труда Министерства, активно участвующих в работе по повышению

безопасности и улучшению охраны труда, а также о привлечении к ответственности виновных в

нарушении законодательных и иных нормативных правовых актов об охране труда;


вносит на рассмотрение коллегии и руководства Министерства предложения по

предупреждению травматизма и профзаболеваний, а также важных проблем по охране труда в

системе МЧС России;


запрашивает в структурных подразделениях Министерства и организациях информацию, а

также документы по вопросам, относящимся к вопросам охраны труда.


10. Специалистам по охране труда предоставляется право:


беспрепятственно посещать организации, подведомственные МЧС России, осматривать

производственные, служебные, бытовые и складские помещения, знакомиться с статистическими

отчетами и другими документами по вопросам охраны труда;


представительствовать по поручению руководства Министерства в государственных и иных

органах Российской Федерации при рассмотрении вопросов охраны труда.


Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.


^ Функции подразделений МЧС России


в области организации работы по охране труда


11. Департамент научно - технический:


обеспечивает по заданию руководства Министерства планирование и организацию

выполнения НИОКР по разработке отраслевых программ по улучшению условий и охраны труда,

отраслевых правил и типовых инструкций по охране труда, а также организационно - методических

документов (положений, методических указаний, рекомендаций), отраслевых стандартов системы

стандартов безопасности труда;


участвует в подготовке предложений по проблемным вопросам, требующим научных

исследований, для включения их в федеральные программы по улучшению условий и охраны труда;


осуществляет нормативно - методическое обеспечение проведения работ по обязательной

сертификации производственных объектов и средств производства на соответствие требованиям


координирует деятельность ВНИИ ГОЧС по разработке отраслевых нормативных правовых

актов, содержащих государственные нормативные требования по охране труда в Российской


12. Департамент финансово - экономический:


финансирует за счет бюджетных ассигнований МЧС России содержание органов охраны труда,

мероприятия по улучшению условий и охраны труда, компенсационные выплаты за несчастные

случаи, происшедшие при исполнении работниками договорных обязательств;


участвует в разработке нормативных документов по образованию фондов охраны труда на

федеральном и ведомственном уровнях.


13. Департамент материально - технического обеспечения и вооружения:


организует закупку и обеспечивает приобретение штатной техники, средств малой механизации,

приборов радиационно - химического контроля, специальной одежды, специальной обуви и других

средств индивидуальной защиты по заявкам соответствующих подразделений МЧС России в


14. Департамент войск и сил:


организует охрану труда в Войсках гражданской обороны Российской Федерации и поисково -

спасательных службах МЧС России;


организует контроль за состоянием учебно - материальной базы;


организует обеспечение пожарной техникой и оборудованием;


руководит противопожарными службами и контролирует состояние противопожарной защиты

в Войсках гражданской обороны Российской Федерации.


15. Управление кадров:


организует обучение (повышение квалификации) специалистов по охране труда в системе МЧС


Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.


16. Организационно - мобилизационное управление:


осуществляет методическое руководство организациями по предоставлению работникам

компенсаций и льгот за тяжелые, вредные и опасные условия труда (дополнительного отпуска,

сокращенного рабочего дня, повышенных тарифных ставок (окладов), доплат за неблагоприятные


контролирует соблюдение законодательства о труде;


участвует в разрешении трудовых споров, возникающих между работником и организацией по

вопросам применения законодательных и иных нормативных актов о труде, коллективного договора

и других соглашений о труде, а также условий трудового договора (контракта);


организует метрологическое обеспечение вооружения и техники, а также метрологическое

обслуживание средств измерений, используемых в сети наблюдения и лабораторного контроля для

диагностики и лечения больных, а также обеспечивающих охрану труда и технику безопасности при

эксплуатации объектов гостехэнергонадзора.


17. Медицинское управление:


контролирует организацию функционирования комнат психологической разгрузки работников;


контролирует качество приготовления пищи и санитарное состояние в столовых центрального


осуществляет санитарный надзор за условиями труда работников центрального аппарата


организует медицинское обследование военнослужащих и гражданского персонала,

выполняющих служебные задания в районах чрезвычайных ситуаций, с целью последующего

предоставления мероприятий по медицинской реабилитации.


18. Хозяйственное управление:


осуществляет содержание территорий, зданий, служебных и санитарно - бытовых помещений

Министерства в соответствии с санитарно - гигиеническими нормами и правилами;


обеспечивает специальной одеждой, специальной обувью, средствами индивидуальной

защиты, смывающими средствами и инвентарем в соответствии с установленными нормами и

сроками работников центрального аппарата МЧС России и работников, занятых обслуживанием

территорий, зданий, коммунальных сооружений, служебных и санитарно - бытовых помещений,

находящихся в пользовании МЧС России;


заключает договора с лечебными и оздоровительными учреждениями о порядке и условиях

медицинской реабилитации работников МЧС России;


координирует работу эксплуатационной комендатуры, которая непосредственно:


контролирует выполнение требований безопасности и охраны труда при проектировании,

строительстве и реконструкции административных зданий и коммунальных сооружений,

находящихся в пользовании МЧС России;


осуществляет приемку в эксплуатацию новых или реконструируемых административных зданий

и коммунальных сооружений, находящихся в пользовании МЧС России, только после оформления


Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.


организует работу по охране труда работников эксплуатационной комендатуры и привлекаемых

контрагентов в соответствии с Рекомендациями по организации работы службы охраны труда на

предприятии, в учреждении и организации, утвержденными Постановлением Минтруда России от

30 января 1995 г. N 6.


19. Государственная экспертиза проектов МЧС России:


осуществляет экспертизу градостроительной документации и проектов строительства

потенциально опасных объектов промышленности, энергетики и транспорта с точки зрения их

соответствия требованиям действующих нормативных документов в области защиты населения и

территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; экспертизу проектов

строительства, осуществляемого за счет средств МЧС России, с точки зрения соответствия проектных

решений требованиям общестроительных нормативных документов и нормативных документов по

охране труда; экспертизу проектов строительства сооружений, регламентируемых специальными

нормами (пунктов управления административно - хозяйственной деятельностью в чрезвычайных

ситуациях); экспертизу деклараций безопасности промышленных объектов.


^ Организация работы по охране труда


в региональных центрах по делам гражданской


обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации


последствий стихийных бедствий, штабах (управлениях)


по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям,


поисково - спасательных службах, в учреждениях


и на предприятиях, военно - учебных заведениях,


подведомственных МЧС России, Войсках гражданской


обороны Российской Федерации


20. Службы охраны труда организуются в составе органов управления с непосредственным

подчинением руководству организаций.


21. Работники служб охраны труда в своей деятельности руководствуются законодательными и

иными нормативными правовыми актами по охране труда Российской Федерации, коллективным

договором (соглашением по охране труда), нормативной документацией организации.


22. Численность работников служб охраны труда организации определяется в соответствии с

Межотраслевыми нормативами численности работников службы охраны труда на предприятии,

утвержденными Постановлением Минтруда России от 10 марта 1995 г. N 13. Данные нормативы

численности применяются в организациях МЧС России независимо от их производственно -

хозяйственной деятельности с численностью от 50 и более работающих. В обособленных


Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.


производственных структурах численностью от 100 человек и более численность работников службы

охраны труда рассчитывается отдельно для каждой единицы.


23. Положения об организации работы служб охраны труда в организациях (далее - положения)

разрабатываются на основе Рекомендаций по организации работы службы охраны труда на

предприятии, в учреждении и организации, утвержденных Постановлением Минтруда России от 30

января 1995 г. N 6.


24. В положениях учитываются требования основных нормативных правовых актов об охране


по разработке и утверждению стандартов предприятия системы стандартов безопасности труда,

инструкций по охране труда для работников и на отдельные виды работ (Постановление

Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. N 937 "О государственных нормативных

требованиях по охране труда в Российской Федерации");


по взаимодействию с другими службами организации, совместным комитетом (комиссией) по

охране труда, уполномоченным (доверенным) лицом по охране труда профессионального союза или

трудового коллектива (Постановления Минтруда России от 8 апреля 1994 г. N 30 "Об утверждении

Рекомендаций по организации работы уполномоченного (доверенного) лица по охране труда

профессионального союза или трудового коллектива" и от 12 октября 1994 г. N 64 "О Рекомендациях

по формированию и организации деятельности совместных комитетов (комиссий) по охране труда,

создаваемых на предприятиях, в учреждениях и организациях с численностью работников более 10


по разработке задач, функций, прав работников службы охраны труда (Постановление Минтруда

России от 30 января 1995 г. N 6 "Об утверждении Рекомендаций по организации работы службы

охраны труда на предприятии, в учреждении и организации");


по определению конкретных функций для каждого структурного подразделения организации.


^ Основные обязанности работодателей


в организации работы по вопросам охраны труда


25. Региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и

ликвидации последствий стихийных бедствий осуществляют методическое руководство службами

охраны труда в подведомственных им организациях, а также контроль за соответствием условий и

охраны труда требованиям нормативных документов.


26. Руководитель организации (командир воинской части):


определяет должностным лицам и специалистам конкретные обязанности по вопросам охраны


работу службы охраны труда;


своевременное и качественное обучение, инструктаж работников и проверку знаний

работниками норм, правил и инструкций по охране труда;


Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.


разработку мероприятий по вопросам охраны труда для включения в коллективный договор,

соглашение по охране труда;


безопасную эксплуатацию производственных зданий, сооружений, оборудования, а также

эффективную работу средств коллективной и индивидуальной защиты;


условия труда на рабочих местах требованиям соответствующих нормативных актов об охране


режим труда и отдыха работников, установленный действующим законодательством;


специальной одеждой, специальной обувью, средствами индивидуальной защиты,

смывающими и обезвреживающими средствами в соответствии с установленными нормами

работников, занятых на производстве с вредными или опасными условиями труда, а также на

работах, связанных с загрязнением;


эффективный контроль за уровнем воздействия вредных или опасных производственных

факторов на здоровье работников;


заключение трудового договора (контракта) с работниками, указывая в нем достоверные

характеристики условий труда, компенсации и льготы, предоставляемые работникам за тяжелые

работы и работы с вредными и опасными условиями труда;


необходимые меры по сохранению жизни и здоровья работников при возникновении

аварийных ситуаций, в том числе надлежащие меры по оказанию первой помощи пострадавшим;


обязательное страхование работников от временной нетрудоспособности вследствие

заболевания, а также от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;


санитарно - бытовое и лечебно - профилактическое обеспечение работников;


планирование необходимых средств для проведения мероприятий по улучшению условий

труда, предупреждению несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;


возмещение вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо

иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей;


расследование и учет несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве;


перечни (списки) профессий, должностей и работ, в соответствии с которыми работники

должны проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в

течение трудовой деятельности) медицинские осмотры;


перечни (списки) профессий, должностей и работ, в соответствии с которыми на основании

действующего законодательства работникам представляются компенсации и льготы за тяжелые,

вредные и опасные условия труда;


перечень профессий и видов работ, на которые разрабатываются инструкции по охране труда;


перечень работ с тяжелыми и вредными или опасными условиями труда, на которых

запрещается применение труда лиц в возрасте до 21 года;


Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.


перечень работ с тяжелыми, вредными или опасными условиями труда, на которых запрещается

применение труда женщин детородного возраста;


перечни работ с повышенной опасностью, выполнение которых требует дополнительного

обучения и проверки знаний;


перечень постоянных рабочих мест, подлежащих обязательной аттестации по условиям труда и

сертификации производственных объектов;


программы проведения вводного инструктажа по охране труда со всеми вновь принимаемыми


состав и графики работы комиссии по проверке знаний руководителей и специалистов

организации и подведомственных структур, а также работников, к которым предъявляются

дополнительные требования по охране труда;


положение об организации деятельности совместных комитетов (комиссий) по охране труда;


инструкции по охране труда для работников по профессиям.


27. Обязанности должностных лиц по охране труда определяются в должностных инструкциях

начальником (командиром воинской части) в соответствии с Положением об охране труда и с учетом

выполняемых ими задач.


Начальник Управления главной


инспекции МЧС России


к Приказу МЧС России


от 26 августа 1996 г. N 563


^ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ РАСЧЕТА НЕОБХОДИМОЙ ЧИСЛЕННОСТИ


РАБОТНИКОВ СЛУЖБЫ ОХРАНЫ ТРУДА


Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.


N Наименование факторов Единицы Числовые Норматив Решение

п/п измере- значения числен- Минис-

ния факторов ности терства

1 Штатная численность граж- чел.

данского и личного состава

2 Численность работников, чел.

занятых на тяжелых, опас-

ных и связанных с вредными

условиями труда работах

3 Количество самостоятельных ед.

ных подразделений, подве-

4 Расстояние (удаленность) км

их от органов управления


ИТОГО численность с учетом коэффициентов удаления


подразделений друг от друга (1,2 или 1,4):


организации Начальник финансового органа


(командир части) ______________ ____________________________


(подпись, (подпись, фамилия)


Исполнитель ___________________ ____________________________


(подпись, фамилия, (подпись, фамилия)


Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ

ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И

ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

ПРИКАЗ от 26 августа 1996 г. N 563

О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ

ПО ОХРАНЕ ТРУДА В СИСТЕМЕ МЧС РОССИИ


Проведенные в региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным

ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, штабах (управлениях) по делам

гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, учреждениях, подведомственных МЧС России,

соединениях и воинских частях гражданской обороны проверки соблюдения законодательства об

охране труда и анализ поступающей по этому вопросу статистической отчетности показали, что в

работе по обеспечению безопасности труда гражданского персонала имеются существенные


Организация этой работы в системе МЧС России не в полной мере отвечает требованиям

Основ законодательства Российской Федерации об охране труда, другим нормативным правовым

актам по этому вопросу. Количество несчастных случаев из года в год увеличивается. Некоторые

руководители не принимают действенных мер по предупреждению травматизма, самоустраняются от

руководства службой охраны труда, не уделяют должного внимания проведению обучения,

инструктажей по охране труда на рабочих местах. Зачастую эта работа ведется формально. Имеются

факты неисполнения постановлений Минтруда России.


Недостаточно эффективно действует механизм общественного контроля со стороны

уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессионального союза или трудового

коллектива, совместных комитетов (комиссий) по охране труда. Распределение функций между

структурными подразделениями учреждений и предприятий, обеспечивающих выполнение

обязанностей работодателя по обеспечению охраны труда, не проведено.


В целях выполнения требований нормативных правовых актов по охране труда и коренного

улучшения работы по обеспечению безопасности труда гражданского персонала и военнослужащих,

привлекаемых для работы в учреждениях и на предприятиях, подведомственных МЧС России, а

также обязательств, принятых в Отраслевом (тарифном) соглашении между ЦК профсоюза

работников государственных учреждений и общественного обслуживания Российской Федерации,

МЧС России и Минтрудом России на 1995 - 1996 годы, и Постановления Минтруда России от 30

октября 1995 г. N 59 "Об утверждении Примерного положения о службе охраны труда федерального

органа исполнительной власти" приказываю:


1. Утвердить и ввести в действие Положение об организации работы по охране труда в МЧС

России (Приложение N 1).


Далее для краткости будет именоваться Положение.


2. Заместителям Министра, начальникам департаментов, управлений и самостоятельных

отделов МЧС России, начальникам региональных центров по делам гражданской обороны,


Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.


чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, штабов (управлений) по

делам гражданский обороны и чрезвычайным ситуациям, поисково - спасательных служб,

предприятий и учреждений, подведомственных МЧС России, командирам соединений и воинских

частей гражданской обороны организовать работу по охране труда в соответствии с Положением,

указанным в пункте 1 настоящего Приказа.


3. Начальникам региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным

ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, региональных поисково - спасательных

служб, предприятий и учреждений, подведомственных МЧС России, командирам соединений и

воинских частей гражданской обороны:


применять Межотраслевые нормативы численности работников службы охраны труда на

предприятии, утвержденные Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 10

марта 1995 г. N 13, при определении и обосновании необходимой численности работников служб

охраны труда (приложение N 2) ;


до 1 декабря 1996 года представить в Организационно - мобилизационное управление МЧС

России предложения по созданию структурных подразделений или включению специалистов по

охране труда в штаты и штатные расписания с обоснованием численности по форме, приведенной в


4. Начальнику Организационно - мобилизационного управления Пантеленко В.Г. совместно с

Управлением главной инспекции обобщить предложения и до 1 февраля 1997 г. доложить

мероприятия по их реализации.


5. Приказ довести до заместителей Министра, начальников департаментов, управлений и

самостоятельных отделов МЧС России, начальников региональных центров по делам гражданской

обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, штабов

(управлений) по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, поисково - спасательных

служб, предприятий и учреждений, подведомственных МЧС России, командиров соединений и

воинских частей гражданской обороны в соответствии с порядком, установленным Приказом МЧС

России от 30 сентября 1994 г. N 602.


6. Контроль за выполнением настоящего Приказа оставляю за собой.


Первый заместитель Министра


Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.


к Приказу МЧС России


от 26 августа 1996 г. N 563


^ ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ОХРАНЕ ТРУДА В МЧС РОССИИ


Разработано в соответствии с Отраслевым (тарифным) соглашением, заключенным между

Центральным комитетом профсоюза работников государственных учреждений и общественного

обслуживания Российской Федерации, Министерством Российской Федерации по делам

гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и

Министерством труда Российской Федерации, а также Примерным положением о службе охраны

труда федерального органа исполнительной власти, утвержденного Постановлением Минтруда

России от 30 октября 1995 г. N 59.


1. Положение об организации работы по охране труда в МЧС России разработано исходя из

того, что в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране труда

(статья 8) на федеральные органы исполнительной власти возложено управление охраной труда в

отрасли (ведомстве) специально создаваемой службой охраны труда.


2. Настоящим Положением определяется порядок организации работы по охране труда

гражданского персонала, а также военнослужащих Войск гражданской обороны Российской

Федерации, привлекаемых для работы в центральном аппарате Министерства, в региональных

центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий

стихийных бедствий, штабах (управлениях) по делам гражданской обороны и чрезвычайным

ситуациям, поисково - спасательных службах, учреждениях и на предприятиях, подведомственных


3. Руководство охраной труда в МЧС России осуществляется Управлением главной инспекции,

в состав которого входят специалисты по охране труда.


4. Управление главной инспекции осуществляет руководство и координацию работ в области

охраны труда при повседневной деятельности трудовых и воинских коллективов, а также при их

участии в ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и последствий


5. Управление главной инспекции осуществляет свою деятельность по вопросам охраны труда

во взаимодействии с органами государственного управления охраной труда Российской Федерации,

Всероссийской государственной экспертизой условий труда, федеральными органами надзора,

объединениями профессионального союза и работодателей, департаментами, управлениями и

отделами МЧС России, уполномоченными органами трудового коллектива .


6. На основе настоящего Положения в региональных центрах по делам гражданской обороны,

чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, штабах (управлениях) по

делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, учреждениях и на предприятиях, военно -


Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.


учебных заведениях, подведомственных МЧС России, соединениях и воинских частях гражданской

обороны (далее именуются организации) разрабатываются положения о службе охраны труда с

учетом специфики их деятельности.


7. Основными задачами Управления главной инспекции в области охраны труда являются:


разработка предложений по отраслевой политике в области создания благоприятных условий и

охраны труда работников на рабочих местах, предупреждению производственного травматизма и


обеспечение функционирования служб охраны труда в системе МЧС России;


координация деятельности служб охраны труда в организациях;


участие в разработке и реализации федеральных целевых, научно - технических и отраслевых

программ, направленных на создание здоровых и безопасных условий труда работников;


организация обучения и проверки знаний по охране труда руководителей и специалистов

органов управления системы МЧС России;


контроль за состоянием охраны труда в организациях.


8. Управление главной инспекции в соответствии с возложенными на него задачами:


осуществляет разработку предложений по формированию в системе МЧС России политики в

области охраны труда, направленной на обеспечение здоровых и безопасных условий труда


осуществляет организационно - методическое руководство службами охраны труда


участвует в подготовке предложений в проекты законодательных и иных нормативных

правовых актов Российской Федерации по охране труда и в разработке проектов отраслевых

нормативных правовых актов по охране труда;


организует разработку и утверждение в установленном порядке отраслевых правил, типовых

инструкций и других отраслевых нормативных правовых актов по охране труда;


организует разработку отраслевых программ первоочередных мер по улучшению условий и

охраны труда, предложений для включения их в соответствующие федеральные программы;


участвует в определении основных направлений научных исследований по охране труда,

подготовке предложений для включения в ведомственные планы научно - исследовательских и

опытно - конструкторских работ по охране труда;


участвует по согласованию с объединением работодателей и профессионального союза в

коллективно - договорном процессе при обсуждении вопросов охраны труда;


анализирует состояние условий и охраны труда, причины производственного травматизма и

профессиональной заболеваемости в организациях, подготавливает предложения по их


участвует в расследовании несчастных случаев при гибели на производстве 5 и более

работников и по соглашению с руководителями организаций - в расследовании групповых

несчастных случаев, несчастных случаев с возможным инвалидным исходом и несчастных случаев со

смертельным исходом, происшедших в структурных подразделениях Министерства и


Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.


подведомственных МЧС России учреждениях и предприятиях в соответствии с Положением о

порядке расследования и учета несчастных случаев на производстве;


осуществляет контроль за устранением причин и условий, способствовавших нарушениям

требований по охране труда, подготавливает предложения об ответственности руководителей,

должностных лиц и работников организаций, допустивших указанные нарушения;


анализирует практику работы по предоставлению льгот и выплат компенсаций работникам за

тяжелые работы и работы с вредными или опасными условиями труда и участвует в установленном

порядке в подготовке предложений по ее совершенствованию;


организует обучение и проверку знаний по охране труда руководителей и специалистов;


организует совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и

органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации аттестацию рабочих мест и

сертификацию производственных объектов на соответствие требованиям безопасности;


с участием структурных подразделений Министерства подготавливает и представляет

руководству Министерства ежегодный доклад о состоянии и мерах по улучшению условий и охраны


9. Начальник Управления главной инспекции:


руководит работой специалистов в области охраны труда Управления главной инспекции и

осуществляет координацию работы служб охраны труда в подведомственных Министерству

учреждениях и на предприятиях, Войсках гражданской обороны Российской Федерации,

представляет Министерство (по поручению) в государственных и иных органах Российской

Федерации при рассмотрении вопросов охраны труда;


вносит руководству Министерства предложения о признании утратившими силу приказов и

указаний МЧС России, если они противоречат действующему законодательству об охране труда;


ходатайствует в установленном порядке перед руководством Министерства о поощрении

специалистов по охране труда Министерства, активно участвующих в работе по повышению

безопасности и улучшению охраны труда, а также о привлечении к ответственности виновных в

нарушении законодательных и иных нормативных правовых актов об охране труда;


вносит на рассмотрение коллегии и руководства Министерства предложения по

предупреждению травматизма и профзаболеваний, а также важных проблем по охране труда в

системе МЧС России;


запрашивает в структурных подразделениях Министерства и организациях информацию, а

также документы по вопросам, относящимся к вопросам охраны труда.


10. Специалистам по охране труда предоставляется право:


беспрепятственно посещать организации, подведомственные МЧС России, осматривать

производственные, служебные, бытовые и складские помещения, знакомиться с статистическими

отчетами и другими документами по вопросам охраны труда;


представительствовать по поручению руководства Министерства в государственных и иных

органах Российской Федерации при рассмотрении вопросов охраны труда.


Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.


^ Функции подразделений МЧС России


в области организации работы по охране труда


11. Департамент научно - технический:


обеспечивает по заданию руководства Министерства планирование и организацию

выполнения НИОКР по разработке отраслевых программ по улучшению условий и охраны труда,

отраслевых правил и типовых инструкций по охране труда, а также организационно - методических

документов (положений, методических указаний, рекомендаций), отраслевых стандартов системы

стандартов безопасности труда;


участвует в подготовке предложений по проблемным вопросам, требующим научных

исследований, для включения их в федеральные программы по улучшению условий и охраны труда;


осуществляет нормативно - методическое обеспечение проведения работ по обязательной

сертификации производственных объектов и средств производства на соответствие требованиям


координирует деятельность ВНИИ ГОЧС по разработке отраслевых нормативных правовых

актов, содержащих государственные нормативные требования по охране труда в Российской


12. Департамент финансово - экономический:


финансирует за счет бюджетных ассигнований МЧС России содержание органов охраны труда,

мероприятия по улучшению условий и охраны труда, компенсационные выплаты за несчастные

случаи, происшедшие при исполнении работниками договорных обязательств;


участвует в разработке нормативных документов по образованию фондов охраны труда на

федеральном и ведомственном уровнях.


13. Департамент материально - технического обеспечения и вооружения:


организует закупку и обеспечивает приобретение штатной техники, средств малой механизации,

приборов радиационно - химического контроля, специальной одежды, специальной обуви и других

средств индивидуальной защиты по заявкам соответствующих подразделений МЧС России в


14. Департамент войск и сил:


организует охрану труда в Войсках гражданской обороны Российской Федерации и поисково -

спасательных службах МЧС России;


организует контроль за состоянием учебно - материальной базы;


организует обеспечение пожарной техникой и оборудованием;


руководит противопожарными службами и контролирует состояние противопожарной защиты

в Войсках гражданской обороны Российской Федерации.


15. Управление кадров:


организует обучение (повышение квалификации) специалистов по охране труда в системе МЧС


Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.


16. Организационно - мобилизационное управление:


осуществляет методическое руководство организациями по предоставлению работникам

компенсаций и льгот за тяжелые, вредные и опасные условия труда (дополнительного отпуска,

сокращенного рабочего дня, повышенных тарифных ставок (окладов), доплат за неблагоприятные


контролирует соблюдение законодательства о труде;


участвует в разрешении трудовых споров, возникающих между работником и организацией по

вопросам применения законодательных и иных нормативных актов о труде, коллективного договора

и других соглашений о труде, а также условий трудового договора (контракта);


организует метрологическое обеспечение вооружения и техники, а также метрологическое

обслуживание средств измерений, используемых в сети наблюдения и лабораторного контроля для

диагностики и лечения больных, а также обеспечивающих охрану труда и технику безопасности при

эксплуатации объектов гостехэнергонадзора.


17. Медицинское управление:


контролирует организацию функционирования комнат психологической разгрузки работников;


контролирует качество приготовления пищи и санитарное состояние в столовых центрального


осуществляет санитарный надзор за условиями труда работников центрального аппарата


организует медицинское обследование военнослужащих и гражданского персонала,

выполняющих служебные задания в районах чрезвычайных ситуаций, с целью последующего

предоставления мероприятий по медицинской реабилитации.


18. Хозяйственное управление:


осуществляет содержание территорий, зданий, служебных и санитарно - бытовых помещений

Министерства в соответствии с санитарно - гигиеническими нормами и правилами;


обеспечивает специальной одеждой, специальной обувью, средствами индивидуальной

защиты, смывающими средствами и инвентарем в соответствии с установленными нормами и

сроками работников центрального аппарата МЧС России и работников, занятых обслуживанием

территорий, зданий, коммунальных сооружений, служебных и санитарно - бытовых помещений,

находящихся в пользовании МЧС России;


заключает договора с лечебными и оздоровительными учреждениями о порядке и условиях

медицинской реабилитации работников МЧС России;


координирует работу эксплуатационной комендатуры, которая непосредственно:


контролирует выполнение требований безопасности и охраны труда при проектировании,

строительстве и реконструкции административных зданий и коммунальных сооружений,

находящихся в пользовании МЧС России;


осуществляет приемку в эксплуатацию новых или реконструируемых административных зданий

и коммунальных сооружений, находящихся в пользовании МЧС России, только после оформления


Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.


организует работу по охране труда работников эксплуатационной комендатуры и привлекаемых

контрагентов в соответствии с Рекомендациями по организации работы службы охраны труда на

предприятии, в учреждении и организации, утвержденными Постановлением Минтруда России от

30 января 1995 г. N 6.


19. Государственная экспертиза проектов МЧС России:


осуществляет экспертизу градостроительной документации и проектов строительства

потенциально опасных объектов промышленности, энергетики и транспорта с точки зрения их

соответствия требованиям действующих нормативных документов в области защиты населения и

территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; экспертизу проектов

строительства, осуществляемого за счет средств МЧС России, с точки зрения соответствия проектных

решений требованиям общестроительных нормативных документов и нормативных документов по

охране труда; экспертизу проектов строительства сооружений, регламентируемых специальными

нормами (пунктов управления административно - хозяйственной деятельностью в чрезвычайных

ситуациях); экспертизу деклараций безопасности промышленных объектов.


^ Организация работы по охране труда


в региональных центрах по делам гражданской


обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации


последствий стихийных бедствий, штабах (управлениях)


по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям,


поисково - спасательных службах, в учреждениях


и на предприятиях, военно - учебных заведениях,


подведомственных МЧС России, Войсках гражданской


обороны Российской Федерации


20. Службы охраны труда организуются в составе органов управления с непосредственным

подчинением руководству организаций.


21. Работники служб охраны труда в своей деятельности руководствуются законодательными и

иными нормативными правовыми актами по охране труда Российской Федерации, коллективным

договором (соглашением по охране труда), нормативной документацией организации.


22. Численность работников служб охраны труда организации определяется в соответствии с

Межотраслевыми нормативами численности работников службы охраны труда на предприятии,

утвержденными Постановлением Минтруда России от 10 марта 1995 г. N 13. Данные нормативы

численности применяются в организациях МЧС России независимо от их производственно -

хозяйственной деятельности с численностью от 50 и более работающих. В обособленных


Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.


производственных структурах численностью от 100 человек и более численность работников службы

охраны труда рассчитывается отдельно для каждой единицы.


23. Положения об организации работы служб охраны труда в организациях (далее - положения)

разрабатываются на основе Рекомендаций по организации работы службы охраны труда на

предприятии, в учреждении и организации, утвержденных Постановлением Минтруда России от 30

января 1995 г. N 6.


24. В положениях учитываются требования основных нормативных правовых актов об охране


по разработке и утверждению стандартов предприятия системы стандартов безопасности труда,

инструкций по охране труда для работников и на отдельные виды работ (Постановление

Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. N 937 "О государственных нормативных

требованиях по охране труда в Российской Федерации");


по взаимодействию с другими службами организации, совместным комитетом (комиссией) по

охране труда, уполномоченным (доверенным) лицом по охране труда профессионального союза или

трудового коллектива (Постановления Минтруда России от 8 апреля 1994 г. N 30 "Об утверждении

Рекомендаций по организации работы уполномоченного (доверенного) лица по охране труда

профессионального союза или трудового коллектива" и от 12 октября 1994 г. N 64 "О Рекомендациях

по формированию и организации деятельности совместных комитетов (комиссий) по охране труда,

создаваемых на предприятиях, в учреждениях и организациях с численностью работников более 10


по разработке задач, функций, прав работников службы охраны труда (Постановление Минтруда

России от 30 января 1995 г. N 6 "Об утверждении Рекомендаций по организации работы службы

охраны труда на предприятии, в учреждении и организации");


по определению конкретных функций для каждого структурного подразделения организации.


^ Основные обязанности работодателей


в организации работы по вопросам охраны труда


25. Региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и

ликвидации последствий стихийных бедствий осуществляют методическое руководство службами

охраны труда в подведомственных им организациях, а также контроль за соответствием условий и

охраны труда требованиям нормативных документов.


26. Руководитель организации (командир воинской части):


определяет должностным лицам и специалистам конкретные обязанности по вопросам охраны


работу службы охраны труда;


своевременное и качественное обучение, инструктаж работников и проверку знаний

работниками норм, правил и инструкций по охране труда;


Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.


разработку мероприятий по вопросам охраны труда для включения в коллективный договор,

соглашение по охране труда;


безопасную эксплуатацию производственных зданий, сооружений, оборудования, а также

эффективную работу средств коллективной и индивидуальной защиты;


условия труда на рабочих местах требованиям соответствующих нормативных актов об охране


режим труда и отдыха работников, установленный действующим законодательством;


специальной одеждой, специальной обувью, средствами индивидуальной защиты,

смывающими и обезвреживающими средствами в соответствии с установленными нормами

работников, занятых на производстве с вредными или опасными условиями труда, а также на

работах, связанных с загрязнением;


эффективный контроль за уровнем воздействия вредных или опасных производственных

факторов на здоровье работников;


заключение трудового договора (контракта) с работниками, указывая в нем достоверные

характеристики условий труда, компенсации и льготы, предоставляемые работникам за тяжелые

работы и работы с вредными и опасными условиями труда;


необходимые меры по сохранению жизни и здоровья работников при возникновении

аварийных ситуаций, в том числе надлежащие меры по оказанию первой помощи пострадавшим;


обязательное страхование работников от временной нетрудоспособности вследствие

заболевания, а также от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;


санитарно - бытовое и лечебно - профилактическое обеспечение работников;


планирование необходимых средств для проведения мероприятий по улучшению условий

труда, предупреждению несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;


возмещение вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо

иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей;


расследование и учет несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве;


перечни (списки) профессий, должностей и работ, в соответствии с которыми работники

должны проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в

течение трудовой деятельности) медицинские осмотры;


перечни (списки) профессий, должностей и работ, в соответствии с которыми на основании

действующего законодательства работникам представляются компенсации и льготы за тяжелые,

вредные и опасные условия труда;


перечень профессий и видов работ, на которые разрабатываются инструкции по охране труда;


перечень работ с тяжелыми и вредными или опасными условиями труда, на которых

запрещается применение труда лиц в возрасте до 21 года;


Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.


перечень работ с тяжелыми, вредными или опасными условиями труда, на которых запрещается

применение труда женщин детородного возраста;


перечни работ с повышенной опасностью, выполнение которых требует дополнительного

обучения и проверки знаний;


перечень постоянных рабочих мест, подлежащих обязательной аттестации по условиям труда и

сертификации производственных объектов;


программы проведения вводного инструктажа по охране труда со всеми вновь принимаемыми


состав и графики работы комиссии по проверке знаний руководителей и специалистов

организации и подведомственных структур, а также работников, к которым предъявляются

дополнительные требования по охране труда;


положение об организации деятельности совместных комитетов (комиссий) по охране труда;


инструкции по охране труда для работников по профессиям.


27. Обязанности должностных лиц по охране труда определяются в должностных инструкциях

начальником (командиром воинской части) в соответствии с Положением об охране труда и с учетом

выполняемых ими задач.


Начальник Управления главной


инспекции МЧС России


к Приказу МЧС России


от 26 августа 1996 г. N 563


^ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ РАСЧЕТА НЕОБХОДИМОЙ ЧИСЛЕННОСТИ


РАБОТНИКОВ СЛУЖБЫ ОХРАНЫ ТРУДА


Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.


N Наименование факторов Единицы Числовые Норматив Решение

п/п измере- значения числен- Минис-

ния факторов ности терства

1 Штатная численность граж- чел.

данского и личного состава

2 Численность работников, чел.

занятых на тяжелых, опас-

ных и связанных с вредными

условиями труда работах

3 Количество самостоятельных ед.

ных подразделений, подве-

4 Расстояние (удаленность) км

их от органов управления


ИТОГО численность с учетом коэффициентов удаления


подразделений друг от друга (1,2 или 1,4):


организации Начальник финансового органа


(командир части) ______________ ____________________________


(подпись, (подпись, фамилия)


Исполнитель ___________________ ____________________________


(подпись, фамилия, (подпись, фамилия)


Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.