Категория: Бланки/Образцы
Схема предложения – это не очередной каприз преподавателей. Благодаря ей можно лучше понять структуру и специфику предложения и быстрее его разобрать. Однако не все ученики знают, как составить схему предложения, считая это занятие бесполезным. А ведь любая схема - это наглядность, которая позволяет понять суть. А поняв её, можно применять эту схему к другим предложениям, а значит, можно избежать ошибок на письме в будущем.
Составляем схему предложенияПеред тем как составить графическую схему предложения, необходимо начать с определения того, какими членами предложения являются слова. В первую очередь, следует определить подлежащее и сказуемое, которые и составляют его грамматическую основу. Затем следует распределить остальные слова по членам предложения, только при этом нужно учесть, что каждый из них относится к подлежащему или сказуемому. К подлежащему относятся определения, к сказуемому - дополнение и обстоятельство. Также следует учесть, что некоторые слова к членам предложения не относятся: союзы, междометия, вставные и вводные конструкции. Может быть и так, что несколько слов вместе являются одним членом предложения: причастные и деепричастные обороты. После проведенного разбора у вас будет начальная схема предложения, из которой нужно только убрать слова и оставить линии, которыми подчёркнуты члены предложения.
Составляем схему сложного предложенияЕсли с простым предложением все довольно легко, то сложное многих ставит в тупик. И большинство школьников задаются вопросом о том, как составить схему сложного предложения. Если это сложносочиненное предложение, то на схеме следует отразить все предикативные части, имеющиеся в нем. После этого обе части нужно выделить квадратными скобками, а между ними поставить знак препинания и союз, соединяющий их: [], и []. Если предложение сложное бессоюзное, то также разбираем по отдельности каждую из его частей, а затем выделяем их в квадратные скобки.
Если вам нужно разобрать сложноподчиненное предложение, то в этом случае следует показать все взаимосвязи между частями. Здесь следует учесть, что та часть, которой подчиняются, является главной, та, которая подчиняется, - это придаточная. Таким образом, главная обозначается квадратными скобками, в то время как придаточная - круглыми: [], (который. ). Изучив материал, вы легко сможете составлять схемы предложений, а они подскажут, как правильно расставлять запятые, и вы сможете избежать многих пунктуационных ошибок.
Ещё больше интересного
На уроках русского языка в пятом классе вы знакомитесь с предложениям и, в которых есть прямая речь. Они состоят из слов автора и непосредственно самой прямой речи. Например:
"Завтра на урок к нам придет ветеран", - сообщил учитель.
В этом предложении первая часть, заключенная в кавычки - прямая речь, а вторая - слова автора. Прямая речь в схеме выражается буквой П, слова автора - буквой а. Напишите букву А заглавной, если слова автора стоят в начале предложения и пишутся с большой буквы. К указанному ранее предложению вы должны составить следующую схему. "П", - а.
При изучении простых и сложных предложений вы тоже имеете дело со схемами. Так, если предложение простое, т.е. состоит из одной грамматической основы, то схема будет следующая: [-=]. квадратными скобками обозначают границы предложений, а одной и двумя линиями - главные члены предложения(одной линией - подлежащее, а двумя - сказуемое).Если в предложении два однородных подлежащих или сказуемых, составьте такие схемы:
[-, -=].
[-=, =].
При составлении схемы к сложным предложениям не забывайте о том, что предложения бывают сложными союзными (сложносочиненными и сложноподчиненными) и бессоюзными. В таких предложениях несколько частей, это должно найти отражение в схеме. Например, вам нужно составить схему к такому сложному предложению:
К нам приехали родственники из Самары, и мы отправились показывать им достопримечательности нашего города.
У вас должно получиться следующее:[=-], и [-=].В этом предложении две грамматической основы. Это отображено в схеме квадратными скобками. В первом простом, которое входит в состав сложного, сказуемым является слово "приехали", а подлежащим - слово "родственники". Соответственно во втором подлежащее - "мы", составное сказуемое - "отправились показывать".
Знайте, что если вы составляете схемы к сложноподчиненному предложению, в котором есть главные и придаточные предложения, вам понадобятся не только квадратные скобки(как в предыдущих предложениях), но и круглые. Придаточные предложения, которые зависят от главных, к которым можно поставить вопрос, в схемах выражены круглыми скобками. Например, вам нужно составить схему к такому сложноподчиненному предложению:
Учитель сказал нам, чтобы мы поторапливались.В этом предложении главной частью является первая, а придаточной - вторая. Она присоединяется при помощи союза. Вы должны составить следующую схему. [-=],(чтобы ).Составляйте схемы к предложениям. Это поможет вам грамотно расставлять знаки препинания.
February 8, 2016
Схемы предложений в русском языке необходимы для объяснения постановки знаков препинания. Также они незаменимы при анализе данной синтаксической единицы, особенно если речь идет о сложном предложении. Прямая речь вызывает трудности почти у каждого школьника. Если на этапе изучения этой темы научиться составлять соответствующее графическое объяснение – совершенно не возникнет проблем в пунктуации. Разберем, что представляет собой схема предложения, пример простого рассмотрим, всех типов сложных, а также единиц с прямой речью. Это поможет наиболее глубоко вникнуть в тему.
Что включает в себя схема предложенияДля начала разберемся, что такое схема предложения и для чего она нужна. Многие считают этот элемент синтаксического разбора лишь прихотью преподавателя, не имеющим никакого смысла. Это не так. Правильно составленное графическое начертание поможет в дальнейшем анализе синтаксической единицы.
Что же должно быть указано при составлении схемы?
Также стоит сказать, что графическое отображение предложения принято заключать в скобки. В них заключается каждое простое предложение. В квадратные скобки заключаются собственно простые предложения и они же в составе сложносочиненного и бессоюзного. Если речь идет о сложноподчиненной синтаксической конструкции, то главная ее часть заключается в квадратные скобки, а придаточная - в круглые.
Чем осложняется предложениеКак говорилось выше, схема простого предложения может включать осложняющие его элементы. Перечислим их, приведем примеры.
Схема разбора предложения простого будет нагляднее на примере. Составим ее и дадим полную характеристику синтаксической единицы. "Мы, хромая, подошли к ветхому дому, прятавшемуся среди пышущей зелени".
Для начала необходимо определить грамматическую основу, от этого зависит как характеристика, так и схема предложения. Пример – простое двусоставное предложение с основой "мы подошли". Вносим основу в схему.
Далее необходимо посмотреть, осложнена ли синтаксическая единица. По наличию знаков препинания можно смело сказать – да. Здесь имеется обособленное одиночное деепричастие "хромая" и причастный оборот "прятавшемуся среди пышущей зелени". Эти элементы и отражаем в схеме.
[-,|Д|, = Х,|П.О.|]. Вот схема предложения, пример которого мы привели в начале раздела. Однако, следует оговориться, что академически она составлена верно, но некоторые преподаватели могут вносить свои требования. Например, независимо от однородности, вписывать все второстепенные члены предложения. Схема тогда разрастается и становится громоздкой. Хотя, порой это необходимо на начальном этапе изучения синтаксиса.
Сложносочиненное предложениеТеперь разберем, что представляют в графическом отображении сложные предложения. Единственная трудность в составлении их схем – определить границы простых частей. Кроме того, необходимо хорошо знать разницу между сложносочиненным и сложноподчиненным предложениями, потому что схемы их кардинально различны. Для начала разберем первый тип. Определим отличительные черты всех схем:
Разберем, что представляет собой схема предложения. Пример такой: "Дождик уже заканчивался, и на небе, блестя неяркими лучами, выглядывало солнышко, дающее надежду на хороший день".
Для начала докажем, что перед нами сложносочиненное предложение. Первая часть имеет предикативную основу "дождик закончился"; вторая – "выглядывало солнышко". Между частями стоит соединительный союз "и", сочинительный. В данном случае он передает значение последовательности событий. Первая часть, хоть и распространенная, ничем не осложнена. Вторая осложнена деепричастным и причастным оборотами. Они обязательно будут внесены в схему. [- =], и […,|Д.О.|,= -,|П.О.|]. Сделаем пояснение: необходимо было в начале второй части поставить многоточие, так как деепричастный оборот расположен в середине (перед ним обстоятельство места "на небе").
Сложноподчиненное предложениеСложноподчиненное предложение имеет совершенно иную схему, ее отличия в следующем:
Разберем конкретные примеры: "Через несколько минут исчезли все домики, которые еще недавно казались сказочными избушками, стоящими на зеленом лугу".
Главную часть от придаточной отличает два аспекта: во-первых, от нее задается вопрос к придаточным, во-вторых, она не содержит в составе союза. Соответственно, первое простое предложение именно такое. Заключаем его в квадратные скобки. Второе же предложение – придаточное: в его составе союз (в данном случае союзное слово). Также именно к нему задаем вопрос от слова главной части: "избушки (какие?) которые недавно казались…". Придаточная часть осложнена причастным оборотом. Схема будет такой: [= -], (которые = Х,|П.О.|).
Другой пример: "Дача, где мы отдыхали летом, располагалась в живописном месте, окруженном богатым лесом".
В данном предложении сложность в том, что придаточное «разрывает» главное. В придаточной части есть осложнение – причастный оборот. Схема будет такой: [-, (где - =), = Х,|П.О.|].
Прямая речь в конце предложенияЧто представляет собой схема предложения с прямой речью? Как известно, такая синтаксическая единица состоит из собственно чужой речи и слов автора. В зависимости от того, как расположены по отношению друг к другу эти части, и будет выглядеть схема. Скобки квадратные у каждой составляющей единицы – они равноправны.
В предложении: Он сказал: «Пойдем поговорим с глазу на глаз» сначала идут слова автора, а потом прямая речь. Схема будет выглядеть так: [А]: «[П.Р]», так как данная конструкция передает непосредственную речь человека, в конце предложения нередки вопросительные и восклицательные знаки, которые обязательно должны отражаться в схеме.
Примеры: Девушка, повернувшись, спросила: «Который час?». Обратим внимание, что слова автора в данном случае осложнены одиночным обособленным деепричастием. [-,|Д|,=]: «[П.Р.?]».
Юрий громко крикнул: «Спускайся вниз!». [А]: «[П.Р.]!».
Прямая речь в середине предложенияСхема предложения с прямой речью, стоящей в середине, будет такой:
Она встала и громко сказала: «Я не хочу участвовать в этом беспределе!» - после этого покинула гостиную.
[А: [«П.Р.!»] - а].
Обратим внимание, что после прямой речи слова автора необходимо писать с маленькой буквы.
Также, если вопросительного либо восклицательного знака не требуется, после прямой речи ставится запятая.
Пример: Маша прочитала: «Вытирайте ноги», - и вошла в прихожую. [А: «[П.Р.]», - а].
Прямая речь в начале предложенияПрямая речь может начинать предложение. В таком случае схема такая:
«Послушай тихую музыку», - сказал композитор и начал наигрывать неторопливую мелодию.
Если прямая речь представляет собой восклицательное или побудительное предложение – запятая не нужна:
«Можно войти?» - послышалось за дверью. «[П.Р.?]» - [а].
«Мы будем пытаться снова и снова!» - подбадривал меня тренер. «[П.Р.!]» - [а].
Теперь вы знакомы с основными типами предложений и их схемами.
При составлении схемы предложения все его члены записываются с помощью условных обозначений. Вместо подлежащего рисуется прямая линия, вместо сказуемого - два параллельные линии. Волнистая линия символизирует определение, а пунктирная - дополнение. С помощью точек и тире изображается обстоятельство, а если эти "точки и тире" заключены в вертикальные чёрточки, то это уже - деепричастный оборот. Волнистая линия между вертикальными чёрточками - это причастный оборот.
Однородные члены предложения в схеме рисуются в виде кружков.
Что бы указать синтаксическую роль однородных членов, внутри кружков можно нарисовать соответствующие линии: пунктирные или волнистые и т.д. Обобщающие слова можно обозначить кружком, в центре которого располагается точка или квадратиком.
автор вопроса выбрал этот ответ лучшим
Чтобы составить схему предложения с однородными членами предложения, нужно сделать следующее:
Например, в предложении: "На поляне росли красные, жёлтые, голубые цветы" однородными определениями будут все имена прилагательные (подчёркиваем волнистой линией). А в предложении: "Во дворе стоял могучий и раскидистый клён и ронял свои листья на землю" два ряда однородных членов: однородные сказуемые (стоял и ронял листья - две черты) и однородные определения (могучий и раскидистый - волнистая линия).
Например, схема предложения с рядами однородных членов: "Самое главное - читать, вникать в написанное долго и кропотливо"
С однородными членами предложения схема предложения может иметь несколько вариантов.
В начале предложения расположены однородные члены предложения, затем идет обобщающее слово. Схема будет выглядеть вот так: 1)О,О, О-- обобщ. слово. ( Обобщающее слово обозначается кружком с точкой внутри,но я не могу это отобразить).
В поле, в роще, в кустах-- повсюду слышались птичьи голоса.
2)Обобщающее слово может быть перед перечислением однородных членов, тогда рисуем вот такую схему:
Обоб.слово: О, О, О--.
Мы спорили обо всем: об искусстве, религии, науке--и так и не пришли к общему мнению.
3) После обобщающего слова могут употребляться вводные слова: как-то, а именно,например.Перед этими словами ставится запятая,после них -- двоеточие.
Обобщ. слово, например: О, О, О--.
Обобщ.слово, а именно: О, О, О --.
Люди испытали на себе многие стихийные бедствия,как-то. пожары,наводнения, засуху.
4) После перечисления однородных членов предложения перед обобщающим словом могут употребляться вводные слова: словом, одним словом, короче говоря и т.п. Тогда тире ставится перед вводным словом, а после него --запятая.
Среди птиц насекомых, в сухой траве-- словом, повсюду чувствовалось дыхание приближающейся осени.
Составляя схему предложения, его члены обозначаются различными условными знаками, которые мы рассмотрим ниже:
Используя схему ниже, очень легко составить предложение, содержащее однородные члены, и наоборот, с готового предложения составить правильную схему. Кроме условных обозначений, не стоит забывать и об разделительных знаках, союзах, а также интонации.
В схемах предложения однородные члены обозначаются кружком. Внутри круга при помощи графического обозначения можно указать, какими членами предложения являются однородные слова.
Также часто в схемах можно встретить указание союзов, которые идут перед однородными членами предложения и определяю ту или иную пунктуацию.
При составлении предложения с однородными членами важно помнить, что:
-однородные члены предложения связаны с одним и тем же словом
-однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос
При составлении схем каждая часть предложения обозначается определенными фигурами, соответствующими знаками препинания и в них присутствует соединяющая частица ( и, или, но, а).
В нашем случае интересуют однородные члены. значит схемы рисуются с кружками.
ПРОСТЫЕ И СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Цели: раскрыть структурные различия простых и сложных предложений; показать, что сложные предложения представляют собой единое целое и характеризуются интонационной законченностью; учить грамотно ставить знаки препинания между частями сложного предложения; читать и составлять схемы простых и сложных предложений, подбирать свои примеры к заданным схемам.
I. Синтаксическая разминка.
Предложения записаны на доске.
Начертите схему, дайте характеристику.
2. Летом пчелы гудят в листве, собирают с цветков душистый мед.
3. Летом пчелы гудят в листве и собирают с цветков душистый мед.
– Что соединяет союз и в предложении?
– Какое предложение называется простым?
– Сколько мыслей выражает одно простое предложение?
II. Объяснение нового материала, с. 92–93.
III. Записать предложения на доске и в тетрадях, начертить схемы, дать характеристики.
1. Дверь каморки растворилась, и показался Герасим.
2. Девочка смотрела вслед улетающей птице, и слезы капали у нее из глаз.
3. Таял последний снег, текли ручьи.
4. Дикий виноград обрамляет окно, оно выглядит очень уютно.
– Расскажите, что вы узнали о сложном предложении? о роли союза и.
IV. Образование бессоюзных и союзных сложных предложений из двух простых.
1. Ул_тают жур_вли. Ни_кие осенние обл_ка зав_лакивают небо. 2. С неба свет лился пр_мыми потоками. В_ршины леса казались выпуклыми. 3. Был август. На бере_ках в_сели первые пож_лтевшие листья.
V. Составить предложения к тем схемам, которые обозначают сложные предложения.
VI. Проверочная работа. (Знаки препинания не поставлены).
в а р и а н т I
1. Луна сильно светила и озаряла гору. (В. Гаршин.)
2. Пришла весна закапали сосульки.
3. Командир стоит и конь под ним не шелохнется. (Б. Житков.)
4. Однажды я спускался к морю и увидел маленького пингвиненка. (Н. Снегирев.)
в а р и а н т II
1. Замолкнут и заснут дневные птицы и звери. (И. Соколов-Микитов).
2. Ночь прошла под большой чистой луной и к утру лег первый мороз. (М. Пришвин.)
3. Поезда еще не было слышно и мальчик огорчился. (А. Платонов.)
4. Звучит музыка и на арену цирка выходят два слона.
К л ю ч. в. I – 2, 3. в. II – 2, 3, 4.
Домашнее задание. самостоятельно составить 4–5 сложных предложений, начертить схемы.