Руководства, Инструкции, Бланки

Руководство По Эвакуации Населения В Военное Время img-1

Руководство По Эвакуации Населения В Военное Время

Категория: Руководства

Описание

Защита населения путем эвакуации

Защита населения путем эвакуации. (Тема 12)

Объединенный учебно-методический центр по ГО ЧС Тюменской области
Тема 12
«ЗАЩИТА
НАСЕЛЕНИЯ
ПУТЕМ
ЭВАКУАЦИИ»

Учебные цели
1. Изучить основные понятия. принципы и способы проведения
эвакуации населения
2. Ознакомить обучаемых со структурой и задачами эвакоорганов
3. Показать особенности проведения эвакуации в военное время
при стихийных бедствиях, авариях и катастрофах
Учебные вопросы
ОРГАНИЗАЦИЯ ЭВАКУАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ.
ЭВАКУАЦИОННЫЕ КОМИССИИ, ИХ ЗАДАЧИ,
СОСТАВ И ПОРЯДОК СОЗДАНИЯ.
ПЛАНИРОВАНИЕ ЭВАКОМЕРОПРИЯТИЙ.
ПРОВЕДЕНИЕ ЭВАКУАЦИИ
В ПЕРИОД УГРОЗЫ

ЛИТЕРАТУРА:
Закон РФ «О Гражданской обороне» № 28-ФЗ от 12.02.1998г.
Закон РФ «О промышленной безопасности опасных производственных
объектов» № 116-ФЗ от 21.07.1997г.
Закон РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера» № 68-ФЗ от
21.12.1994г.
Постановление Правительства РФ № 794 от 30.12.2003г.
«О единой государственной системе предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций».
Постановление Правительства РФ № 547 от 04.09.2003г. «О подготовке
населения в области защиты от ЧС природного и техногенного
характера».
Постановление Правительства РФ № 303 от 22.06.2004г. «О порядке
эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в
безопасные районы»
Руководство по организации планирования, обеспечения и проведения
эвакуации населения в военное время (утверждено Министром по
делам ГО и ЧС 31.12.1996г.).
Руководство по эвакуации населения в чрезвычайных ситуациях
природного и техногенного характера (ВНИИ ГОЧС, Москва, 1996г)..
Учебное пособие «Организация и планирование эвакуации в мирное и
военное время» (отдел оперативного планирования ГУ ГОЧС,г. Тюмень.
1998г.)
Справочно-методическое пособие по планированию эвакуационных
мероприятий на территории Тюменской области (отдел оперативного
планирования ГУ ГОЧС, г. Тюмень,1999г.)

УЧЕБНЫЙ ВОПРОС
Организация эвакуации населения.
Эвакуационные комиссии, их задачи, состав и
порядок создания.
Планирование эвакомероприятий.
Проведение эвакуации в
нападения противника и в ЧС.
период
угрозы

ЭВАКУАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ
– комплекс мероприятий по
организованному вывозу населения из зон ЧС или вероятной ЧС
природного
и
техногенного
характера и его кратковременному
размещению в заблаговременно
подготовленных
по
условиям
первоочередного
жизнеобеспечения безопасных (вне зон
действия поражающих факторов
источника ЧС) районах – далее
безопасные районы.

Учебные вопросы
Упреждающая (заблаговременная) проводится на основании краткосрочного
прогноза возникновения ЧС на период от нескольких десятков минут до
нескольких суток, который может уточняться в течение этого срока.
Экстренная (безотлагательная) эвакуация населения проводится в
случае возникновения ЧС

Эвакуация из зон ЧС
рабочих, служащих,
студентов, учащихся
средних специальных
учебных заведений
и ПТУ организуется
по предприятиям
и организациям.
Эвакуация остального
населения не занятого в
производстве и сфере
обслуживания – по месту
жительства через ЖЭО.

ОСОБЕННОСТИ ЭВАКОМЕРОПРИЯТИЙ
В ВОЕННОЕ ВРЕМЯ
Проведение эвакуационных мероприятий по
вывозу населения категорированных городов
и размещению его в загородной зоне является
основным
способом его защиты от
современных средств поражения .

ЭВАКУАЦИИ ПОДЛЕЖАТ:
ПОДЛЕЖАТ:
ЭВАКУАЦИИ
Работники расположенных
расположенныхвв населенных
населенныхпунктах
пунктах
Работники
организаций,переносящих
переносящихпроизводственную
производственную
организаций,
деятельностьвввоенное
военноевремя
время ввзагородную
загородную зону,
зону, аа
деятельность
такженеработающее
неработающеечлены
члены семей
семей указанных
указанных
также
работников
работников
Нетрудоспособноеиине
незанятое
занятоеввпроизводстве
производстве
Нетрудоспособное
население
население
Материальные иикультурные
культурныеценности
ценности
Материальные

Рассредоточение – это комплекс мероприятий по
организованному
вывозу
(выводу)
из
категорированных городов и размещению в «ЗЗ» для
проживания и отдыха рабочих и служащих ОЭ и членов
их семей, производственная деятельность которых в
военное время будет продолжаться в этих городах.
Рассредоточиваемые
рабочие
и
служащие
размещаются
в
ближайших
к
границам
категорированного города районах «ЗЗ» вблизи
железнодорожных, автомобильных и водных путей
сообщения.
При невозможности совместного размещения члены
семей
указанных
работников
размещаются
в
ближайших к этим
районам населенных пунктах
загородной зоны.

Население, эвакуируемое в безопасные районы,
размещается
в
жилых,
общественных
и
административных зданиях независимо от формы
собственности и ведомственной принадлежности в
соответствии с законодательством РФ.
(ст. 22 «Правила эвакуации населения,
материальных и культурных ценностей
в безопасные районы»)

Администрация пунктов посадки
(высадки) населения, погрузки
(выгрузки) материальных и
культурных ценностей на
транспорт

Примерная схема организации эвакуационной комиссии
административно-территориального образования
Начальник ГО
административно-территориального образования
Председатель комиссии
Члены комиссии
Зам.
председателя
комиссии
сотрудники администрации,
органов образования
и социального обеспечения,
военных комиссариатов,
транспортных органов,
органов здравоохранения,
внутренних дел
Секретарь
комиссии
ГРУППЫ
Учета
эваконаселения
Учет, прием и
размещение
эваконаселения
в безопасных районах
Обеспечение
эвакомероприятий
эвакотранспортной

Примерная схема организации приемной эвакуационной
комиссии административно-территориального образования
Начальник ГО
административного района (города)
Председатель комиссии
Заместитель
председателя
комиссии
Члены комиссии
представители органов местного самоуправления,
транспортных органов, военных комиссариатов,
органов социального обеспечения,руководители
предприятий торговли и питания
органов здравоохранения и внутренних дел
Секретарь
комиссии
Группы
Встречи, учета
эваконаселения
и информации
размещения населения
Дорожного и транспортного
обеспечения

Планирование
эвакомероприятий
Планирование
эвакомероприятий
осуществляют
эвакокомиссии при участии штабов (Управлений)
ГОЧС, органов исполнительной власти, а также
объектов экономики.

План эвакуации в ЧС природного и техногенного характера
АДМИНИСТРАТИВНО - ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
порядок приведения эвакуационных комиссий в готовность;
порядок оповещения населения о начале эвакуации;
численность эваконаселения с разбивкой по категориям;
районы размещения эваконаселения;
сроки выполнения эвакуационных мероприятий;
маршруты вывоза (вывода) населения;
порядок развертывания СЭП,пропускная способность, закрепленные за ними ОЭ;
порядок вывоза населения транспортом из зон ЧС;
пункты посадки населения на транспорт, пункты высадки в безопасных районах;
организация обеспечения общественного порядка и регулирования дорожного
движения на маршрутах эвакуации;
организация комплексной разведки (инженерной, радиационной, химической и
биологической);
организация защиты населения в местах сбора и на маршрутах эвакуации;
порядок вывоза эваконаселения из ППЭ на границах зоны ЧС к местам размещения
в безопасных районах;
порядок размещения эваконаселения в безопасных районах и его первоочередного
жизнеобеспечения;
санитарно - противоэпидемические и лечебно - эвакуационные мероприятия;
порядок управления эвакуацией населения;
организация информации и инструктирования населения в ходе эвакуации.

ПРИЛОЖЕНИЯ (КАРТЫ, СХЕМЫ, ГРАФИКИ, РАСЧЕТЫ):
расчет населения, подлежащего эвакуации;
распределение предприятий, организаций и учреждений по
СЭП, пунктам
посадки и местам размещения в безопасных
районах;
потребность и возможности транспорта, его распределение по
эваконаправлениям и маршрутам для вывоза населения;
дислокация СЭП, исходных пунктов эвакуации пешим порядком,
станций (пристаней) посадки и высадки населения;
состав эвакуационных органов и сроки их приведения в
готовность;
схема оповещения руководителей предприятий и населения о
начале эвакуации;
организация связи;
карта размещения эвакуированного населения в безопасных
районах.

Район размещения эвакуируемого населения на карте
Масштаб 1:200000
административные границы;
прогнозируемые границы зон действия поражающих факторов источника ЧС (радиоактивного
загрязнения, химического заражения, сейсмически опасных районов, зоны распространения селей,
лавин, зоны затопления);
маршруты эвакуации населения (для пешего выхода и с использованием транспортных
средств) количество транспорта на каждом маршруте, численность выводимого (вывозимого)
населения, промежуточные пункты эвакуации;
закрепленные за объектами, учреждениями и организациями населенные пункты: условный
номер объекта, количество эвакуируемых, плотность эваконаселения ( в кв.м площади
капитальных зданий и сооружений, предназначенных для размещения эваконаселения), например,
30 7.000
5.0
станции (пункты), пристани высадки, численность высаживаемого населения, например,
5. 1500;
маршруты вывоза прибывающего по эвакуации населения от пунктов высадки и ППЭ до мест
размещения.
Текстовая часть:
организация управления и связи в ходе эвакуации;
порядок информации и инструктирования населения.
Приложения:
расчет населения подлежащего эвакуации;
распределение предприятий, организаций, учреждений по СЭП, пунктам высадки и местам
размещения в безопасных районах;
карты (планы) городов (населенных пунктов) и административных районов с указанием
маршрутов эвакуации и справочными данными по эвакуации.

Район размещения эвакуируемого населения на карте
Масштаб 1. 100000 :
границы населенных пунктов (городов), административных районов;
основные маршруты (улицы), выходящие из населенного пункта (города),
маршруты подхода к объектам;
дислокация СЭП с указанием их номеров и номеров закрепленных за ними
предприятий, учреждений, организаций и численности эвакуируемого
населения;
станции (пункты, пристани) посадки на транспорт с указанием количества
транспортных средств и численности отправляемых людей;
исходные пункты на маршрутах эвакуации пешим порядком, контрольнопропускные пункты и посты регулирования на всех маршрутах.

В текстовой части Плана эвакуации и рассредоточении в военное время
объекта экономики указываются:
порядок оповещения рабочих, служащих и членов семей о начале эвакуации и их
инструктирования;
численность рабочих, служащих и членов семей, подлежащих эвакуации;
СЭП, за которым закреплён объект или который развёртывает его. Время
развёртывания СЭП и прибытия на него рабочих и служащих, а также членов семей;
порядок подготовки документов и минимально необходимых грузов к эвакуации,
погрузки на транспортные средства и разгрузки в пунктах эвакуации;
порядок хранения документов, оборудования и имущества, вывозимых в пункт
эвакуации и остающихся в месте постоянной дислокации;
маршрут (маршруты) эвакуации, ППЭ, пункты посадки, высадки;
пункты размещения эвакуируемых в безопасной (загородной) зоне;
начальники эшелонов, старшие автомобильных колонн и другие должностные
лица, ответственные за организацию вывоза (вывода) в безопасную зону;
порядок размещения в безопасной (загородной) зоне рабочих, служащих и членов
их семей;
организация защиты людей в местах сбора, на маршрутах эвакуации и в районах
размещения в безопасной (загородной) зоне;
порядок первоочередного жизнеобеспечения людей в местах их размещения в
безопасной (загородной) зоне;
организация управления и связи в ходе проведения эвакуации и в безопасной
(загородной) зоне.

В АДМИНИСТРАТИВНОМ РАЙОНЕ:
количество прибывающего эваконаселения с разбивкой по категориям;
наименования прибывающих по эвакуации объектов экономики;
здания и сооружения, планируемые для размещения эваконаселения;
порядок размещения эваконаселения;
пункты высадки и их оборудование;
ПЭП, их дислокация, порядок приведения в готовность, пропускная способность;
порядок и сроки доставки эваконаселения в пункты размещения;
порядок оповещения должностных лиц, ответственных за размещение и
обеспечение эваконаселения;
организация первоочередного жизнеобеспечения эваконаселения в пунктах
(районах) размещения;
организация управления и связи в ходе эвакуации;
порядок инструктирования и информации местного и прибывающего по эвакуации
населения.
Разрабатываемые в плане данные представляются с разбивкой по городам
(поселкам) и сельским населенным пунктам.
К плану прилагается карта и расчет размещения эваконаселения по
населенным пунктам.

В ОРГАНАХ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ:
организация оповещения о начале эвакуации и времени прибытия
эваконаселения;
организация управления и связи в ходе эвакуации;
количество прибывающего эваконаселения с разбивкой по
категориям;
служебные, административные, культурно-бытовые и другие
здания, планируемые для размещения эвакуируемого населения;
порядок развертывания ПЭП;
порядок и сроки доставки эваконаселения с ПЭП в места
размещения, транспорт, выделяемый для эвакуации;
организация первоочередного жизнеобеспечения эваконаселения в
пунктах размещения;
порядок
инструктирования
и
информации
местного
и
прибывающего по эвакуации населения.
К плану прилагается карта и расчет размещения эваконаселения
по населенным пунктам.

Проведение эвакуации в период угрозы
нападения противника и в ЧС
О времени явки на СЭП эвакуируемое население оповещается через
объекты экономики, учреждения, учебные заведения, ЖЭО и т.д.
Каждый гражданин обязан знать, когда и на какой СЭП ему надо явиться.
Эвакуируемое население обязано взять с собой документы, личные вещи
с расчетом на длительное пребывание в «ЗЗ» (не более 50 кг. ручной
клади на одного взрослого человека), продукты питания на
2–3
суток.
К установленному сроку эваконаселение самостоятельно на городском
транспорте, работающем в этот период круглосуточно, прибывает на
СЭП.
РЭН
заканчивается
с
вывозом
(выводом)
всего
населения
категорированного города, за исключением работающей смены.
Эвакуация материальных и культурных ценностей в безопасные
районы осуществляется транспортными средствами федеральных
органов исполнительной власти, органов исполнительной власти
субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, в
ведении которых находятся данные материальные и культурные
ценности
/ст.11, 12 Правила эвакуации/.

Объединенный учебно-методический центр по ГО ЧС Тюменской области
Тема 12
«ЗАЩИТА
НАСЕЛЕНИЯ
ПУТЕМ
ЭВАКУАЦИИ»

online

Другие статьи

Руководство по эвакуации населения в военное время

/ Лекции ГОЧС / Эвакуация для объектов / Эвакуация

и ликвидации последствий стихийных бедствий

Руководство

по организации планирования, обеспечения

и проведения эва­куации населения

в военное время

Настоящее Руководство определяет основные принципы и требо­вания по организации планирования, обеспечения и проведения эва­куации населения в военное время; перечень, структуру эвакуацион­ных органов и их задачи; министерства (ведомства),органы управ­ления и службы по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуа­циям, ответственные за организацию, обеспечение и осуществление эвакуационных мероприятий.

Руководство предназначено для использования в практической работе руководящим составом органов исполнительной власти адми­нистративно-территориальных образований Российской Федерации, ми­нистерств (ведомств), эвакуационных органов, органов управления ГОЧС, служб ГО и объектов экономики, в компетенцию которых входит обеспечение защиты населения в чрезвычайных ситуациях военного времени.

Руководство подготовлено сотрудниками Департамента мероприя­тий защиты населения и территорий МЧС России Ткачевым Ю.И.,Ламановым М.М.,Матвеевой Л.П. под общей редакцией генерал-майора Дзыбова М.М. Техническое редактирование и подготовка к изданию руководства выполнены сотрудниками Всероссийского научно-исследо­вательского института по проблемам гражданской обороны и чрезвы­чайных ситуаций Семеновым В.В. и Золотухиным А.В.

С О Д Е Р Ж А Н И Е

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ. ПРИНЦИПЫ ЭВАКУАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ. 4

2.ЭВАКУАЦИОННЬЕ ОРГАНЫ, ИХ СТРУКТУРА И ЗАДАЧИ. 11

3.ПЛАНИРОВАНИЕ ЭВАКУАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ. 18

4.ПРОВЕДЕНИЕ ЭВАКУАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ. 28

5.ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭВАКУАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ. 35

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ТЕРМИНЫ И

ОПРЕДЕЛЕНИЯ. ПРИНЦИПЫ ЭВАКУАЦИИ

1.1.В условиях неполной обеспеченности защитными сооружени­ями рабочих, служащих и остального населения городов, отнесенных к группам по гражданской обороне, и других населенных пунктов, являющихся вероятными объектами поражения потенциального против­ника*, проведение эвакуационных мероприятий по вывозу (выводу) населения этих городов и размещений его в загородной зоне являет­сяосновным (необходимым) способом его защиты от современных средств поражения.

1.2.В целях организованного проведения эвакуационных мероп­риятий вмаксимально сжатые (короткие) сроки планирование и всес­торонняя подготовка их производятся заблаговременно (в мирное время), а осуществление —в период перевода гражданской обороны с мирного на военное положение, при угрозе применения потенциальным противником средств поражения или в условиях начавшейся войны (вооруженного конфликта).

Эвакомероприятия планируются и осуществляются в целях:

-снижения вероятных потерь населения категорированных горо­дов и сохранения квалифицированных кадров специалистов;

-обеспечения устойчивого функционирования объектов экономи­ки, продолжающих свою производственную деятельность в военное время;

- обеспечения условий создания группировок сил и средств гражданской обороны в загородной зоне для ведения аварийно-спаса­тельных и других неотложных работ в очагах поражения при ликвида­ции последствий применения потенциальным противником современных средств поражения.

* в дальнейшем города, отнесенные к группам по гражданской обороне, и другие населенные пункты, являющиеся вероятными объек­тами поражения потенциального противника (имеющие объекты особой важности или железнодорожные станции 1-й категории по гражданской обороне, расположенные в зонах возможных сильных разрушений, в приграничных зонах или в зонах возможного катастрофического за­топления —4-х часового добегания волны прорыва плотины гидротех­нического сооружения), из которых планируется проведение эвакомероприятий, будут называться "категорированными городами"

1.3.Загородная зона —это территория в пределах администра­тивных границ субъектов Российской Федерации, расположенная вне зон возможных разрушений, возможного опасного радиоактивного заг­рязнения, возможного опасного химического заражения, возможного катастрофического затопления, вне приграничных районов, заблагов­ременно подготовленная для размещения эвакуируемого населения по условиям его первоочередного жизнеобеспечения.

1.4.Эвакуация населения —это комплекс мероприятий по орга­низованному вывозу всеми видами имеющегося транспорта и выводу пешим порядком населения из категорированных городов и размещению его в загородной зоне.

1.5.Эвакуации подлежат рабочие и служащие с неработающими членами семей объектов экономики, деятельность которых в соот­ветствии с мобилизационными планами не прекращается в военное время и может быть продолжена на новой базе, соответствующей их производственному профилю и расположенной в загородной зоне, крайне необходимое оборудование и документы, без которых невоз­можно возобновление деятельности на новой базе, рабочие и служа­щие с неработающими членами семей объектов экономики, прекращаю­щих свою деятельность в военное время, а также нетрудоспособное и не занятое в производстве население.

1.6.Рассредоточение —это комплекс мероприятий по организо­ванному вывозу (выводу) из категорированных городов и размещение в загородной зоне для проживания и отдыха рабочих и служащих объ­ектов экономики, производственная деятельность которых в военное время будет продолжаться в этих городах.

1.7.Рассредоточению подлежат рабочие и служащие:

– уникальных (специализированных) объектов экономики, для продолжения работы которых соответствующие производственные базы в загородной зоне отсутствуют или располагаются в категорирован­ных городах;

– организаций, обеспечивающих производство и жизнедеятель­ность объектов категорированных городов (городских энергосетей, объектов коммунального хозяйства, общественного питания, здраво­охранения, транспорта и связи, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления).

1.8.Рассредоточиваемые рабочие и служащие размещаются в ближайших к границам категорированных городов районах загородной зоны вблизи железнодорожных, автомобильных и водных путей сообще­ния.

В целях обеспечения организованной доставки рабочих смен в категорированный город на работу и обратно в загородную зону на отдых в срок, не превышающий суммарно 4-х часов, в исключительных случаях по решению Начальника гражданской обороны субъекта Рос­сийской Федерации —Руководителя органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации разрешается размещать их в зонах возможных слабых разрушений.

Районы размещения рассредоточиваемых рабочих и служащих в загородной зоне оборудуются противорадиационными и простейшими укрытиями.

1.9.Одновременно с рассредоточением рабочих и служащих в те же населенные пункты загородной зоны эвакуируются неработающие и не занятые в производстве в военное время члены их семей.

При невозможности их совместного размещения из-за ограничен­ной емкости жилого фонда и фонда общественных и административных зданий соответствующих населенных пунктов члены семей рассредото­чиваемых рабочих и служащих размещаются в других населенных пунк­тах загородной зоны на том же эвакуационном направлении.

1.10.Наибольшая работающая смена (НРС) объектов, продолжаю­щих работу в военное время в категорированных городах,должна бытьобеспечена защитными сооружениями, отвечающих нормам проектирования инженерно-технических мероприятий гражданской обороны.

1.11.В зависимости от масштабов, особенностей возникновения и развития военных действий (вооруженного конфликта), конкретных условий обстановки возможно проведение следующих видов эвакуации населения:

общая эвакуация —проводится на территории страны или на территории нескольких субъектов Российской Федерации и предпола­гает вывоз (вывод) всех категорий населения, за исключением нет­ранспортабельных больных, обслуживающего их персонала и лиц, име­ющих мобилизационные предписания;

частичная эвакуация —проводитсядо начала общей эвакуации при угрозе воздействия современными средствами поражения потенци­ального противникабез нарушения действующих графиков работы транспорта. При частичной эвакуации вывозится нетрудоспособное и не занятое в производстве и в сфере обслуживания население (сту­денты, учащиеся школ-интернатов и профессионально-технических училищ, воспитанники детских домов, ведомственных детских садов и других детских учреждений, пенсионеры, содержащиеся в домах инвалидов и престарелых, —совместно с преподавателями, обслуживающим персоналом и членами их семей);

эвакуация населения из районов приграничной зоны —планиру­ется и осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с оперативными планами коман­дования приграничных военных округов и пограничных войск;

эвакуация населения из населенных пунктов, расположенных в зоне возможного катастрофического затопления в пределах 4-х часо­вого добегания волны прорыва плотины гидротехнического сооружения —проводится заблаговременно при объявлении общей эвакуации или эвакуации из приграничной зоны. Из населенных пунктов, располо­женных в зоне возможного катастрофического затопления за предела­ми 4-х часового добегания волны прорыва, эвакуация проводится при непосредственной угрозе затопления.

1.12.Эвакуационные мероприятия осуществляются по решению Президента Российской Федерации или Начальника Гражданской оборо­ны Российской Федерации —Председателя Правительства Российской Федерации и в отдельных случаях, требующих принятия немедленного решения, по решению Начальников гражданской обороны субъектов Российской Федерации с последующим докладом по подчиненности.

1.13.Ответственность за организацию планирования, обеспече­ния, проведения эвакуации населения и его размещение в загородной зоне возлагается на Начальников Гражданской обороны:

на территории субъектов Российской Федерации и входящих в их состав административно-территориальных образований —на соответс­твующих руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;

в отраслях и на объектах экономики —на их руководителей.

Всестороннее обеспечение эвакуационных мероприятий организу­ют соответствующие службы гражданской обороны, министерства (ве­домства), объекты экономики независимо от форм собственности во взаимодействии с органами исполнительной власти субъектов Рос­сийской Федерации, органами местного самоуправления.

1.14.Планирование, обеспечение и проведение эвакомероприятий осуществляется исходя из принципанеобходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся собственных сил и средств.

При недостаточности собственных сил и средств предусматрива­ется привлечение сил и средств вышестоящих органов исполнительной власти в установленном порядке.

1.15.Эвакуационные мероприятия планируются и осуществляются попроизводственно-территориальному принципу. в соответствии с которым рассредоточение и эвакуация рабочих, служащих и неработающих членов их семей организуются и проводятся по объектам эконо­мики,а эвакуация остального населения, не занятого в произ­водстве, —по месту жительства через жилищно-эксплутационные ор­ганыпо территориальному принципу.

1.16.Эвакуация населения планируется и осуществляетсяком­бинированным способом. обеспечивающим всжатые (короткие) сроки вывоз в загородную зону части эваконаселения всеми видами имеюще­гося транспорта независимо от форм собственности, не занятого во­инскими и другими особо важными перевозками по мобилизационным планам, содновременным выводом остальной его части пешим поряд­ком.

При этом предусматривается максимальное использование всех возможностей транспорта.

Численность населения, вывозимого транспортом, определяется эвакокомиссиями в зависимости от наличия транспорта, состояния дорожной сети, ее пропускной способности и других местных усло­вий.

В первую очередь транспортом вывозятся:

население, которое не может передвигаться пешим порядком (беременные женщины, женщины с детьми до 14лет, больные, находя­щиеся на амбулаторном лечении, мужчины старше 65лет и женщины старше 60лет);

рабочие и служащие свободных смен объектов, продолжающих ра­боту в военное время в категорированных городах;

сотрудники органов государственного управления, важнейших научно-исследовательских учреждений (НИУ) и конструкторских бюро (КБ).

Остальное население планируется выводить пешим порядком. Работающие смены объектов, продолжающих производственную де­ятельность в категорированных городах, с момента начала эвакомероприятий остаются на своих рабочих местах в готовности к укрытию в защитных сооружениях.

Рассредоточение их в загородную зону осуществляется после завершения эвакуации по прибытии свободных (отдыхающих) рабочих смен из загородной зоны.

1.17.Размещение эваконаселения в загородной зоне планирует­ся, как правило, на территории своей республики, края, области, с учетом местных условий.

Размещение на территории соседних субъектов Российской Феде­рации допускается только по согласованию с администрацией этих субъектов.

Каждому объекту экономики заблаговременно (в мирное время) определяется база и назначается (выделяется) район (пункт) разме­щения в загородной зоне. Районы размещения эваконаселения в заго­родной зоне согласовываются с органами военного управления (шта­бами военных округов) и мобилизационными подразделениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

1.18.Выбор районов размещения эвакуируемого населения осу­ществляется эвакуационными комиссиями и органами управления ГОЧС субъектов Российской Федерации на основе сравнительной оценки: возможностей по удовлетворению потребностей населения по нормам военного времени в жилье, защитных сооружениях, воде и других ви­дах первоочередного жизнеобеспечения; условий для создания груп­пировок сил Гражданской Обороны, предназначенных для ведения спа­сательных и других неотложных работ в очагах поражения; возможностей дорожно-транспортной сети; возможностей выполнения работ по форсированной подготовке простейших защитных сооружений и жилья в ходе перевода гражданской обороны с мирного на военное время за счет местных ресурсов.

1.19. Районы размещения рабочих, служащих и неработающих членов их семей объектов экономики, переносящих свою производс­твенную деятельность в загородную зону, выделяются за районами размещения рассредоточиваемых рабочих и служащих объектов, про­должающих свою деятельность в категорированных городах и оборуду­ются в инженерном отношении (противорадиационными и простейшими укрытиями).

1.20.Районы размещения рабочих, служащих и неработающих членов их семей объектов экономики, переносящих свою производс­твенную деятельность в загородную зону, выделяются за районами размещения рассредоточиваемых рабочих и служащих объектов, про­должающих свою деятельность в категорированных городах и оборуду­ются в инженерном отношении (противорадиационными и простейшими укрытиями).

1.21.Население, эвакуируемое из зон возможного катастрофи­ческого затопления, размещается в ближайших населенных пунктах на не затапливаемой территории.

1.22.Весь жилой фонд и фонд зданий общественного и адми­нистративного назначения с момента объявления эвакуации передают­ся в распоряжение начальников гражданской обороны субъектов Рос­сийской Федерации — руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Эвакуируемое население размещается в общественных и адми­нистративных зданиях (санаториях, пансионатах, домах отдыха, детских оздоровительных лагерях и т. д. ),жилых домах независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности, в отапливае­мых домах дачных кооперативов и садоводческих товариществ на ос­новании ордеров (предписаний), выдаваемых органами местного само­управления (приложение 1).

1.23.При переработке и корректировке планов эвакуации смена районов размещения допускается только в исключительных случаях.

1.24.Размещение эвакуируемых граждан Российской Федерации на территориях стран-участниц Содружества Независимых Государств и других сопредельных стран производится при наличии соответству­ющих межгосударственных договоренностей.

Территория Российской Федерации также может быть использова­на для размещения эвакуируемого населения из других государств на основе норм международного права, условиях двусторонних и многос­торонних договоренностей.

1.25.Министерства (ведомства) организуют руководство плани­рованием, обеспечением и проведением эвакуации своих центральных аппаратов, согласовывают планы эвакуационных мероприятий крупных подведомственных объектов экономики, организуют материально-тех­ническое обеспечение эвакомероприятий.

2.ЭВАКУАЦИОННЫЕ ОРГАНЫ, ИХ СТРУКТУРА И ЗАДАЧИ

2.1.Для непосредственной подготовки, планирования и прове­дения эвакуационных мероприятий решениями Начальников Гражданской обороны территориальных и отраслевых (объектовых) органов управ­ления создаются эвакуационные органы, которые работают во взаимо­действии с соответствующими органами управлениями ГОЧС и службами гражданской обороны.

Заблаговременно (в мирное время) формируются (создаются) следующие эвакоорганы:

эвакуационные комиссии —республиканские, краевые, област­ные, городские, районные в городах и других населенных пунктов и объектовые; эвакуационные комиссии министерств (ведомств) и организаций;

сборные эвакуационные пункты (СЭП) —городские и объектовые;

эвакоприемные комиссии —при органах местного самоуправления;

промежуточные пункты эвакуации (ППЭ);

приемные эвакуационные пункты (ПЭП);

оперативные группы (ОГ) — по организации вывоза эваконаселения;

группы управления на маршрутах пешей эвакуации ;

администрации пунктов посадки (высадки) населения на транспорт (с транспорта).

2.2.Эвакуационные органы в практической деятельности руко­водствуются федеральным законом "О гражданской обороне", другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Ру­ководством, нормативными актами органов исполнительной власти и рекомендациями соответствующих органов управления ГОЧС.

2.3.Территориальные эвакуационные и эвакоприемные комиссии возглавляются заместителями руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуп­равления, отраслевые (объектовые) эвакуационные комиссии —замес­тителями руководителей отраслей (объектов) экономики.

В состав эвакуационных и эвакоприемных комиссий назначаются лица руководящего состава администраций (департаментов, управле­ний, служб, отделов), транспортных органов, органов народного об­разования, социального обеспечения, здравоохранения, внутренних дел, связи, представители военных комиссариатов, мобилизационных подразделений органов исполнительной власти, органов управления ГОЧС.

Лица (военнообязанные), имеющие мобилизационные предписания, в состав Эвакуационных органов не назначаются. Основными задачами эвакуационных комиссий являются:

– организация разработки и корректировки планов эвакуации на своем уровне и в подведомственных звеньях;

– организация и контроль за всесторонним обеспечением эваку­ационных мероприятий;

– организация и контроль за своевременным комплектованием, качественной подготовкой эвакуационных органов;

– организация и контроль за подготовкой и проведением эваку­ационных мероприятий.

Примерные схемы организации эвакуационных комиссий админист­ративно-территориальных образований и их задачи приведены в при­ложениях 2, 3и 4.

2.4.В составе эвакуационной комиссии объекта экономики соз­даются группы: оповещения и связи, учета эваконаселения и информа­ции, организации сбора и отправки населения, а также группа начальников сборных эвакопунктов, начальников эвакуационных эшело­нов, старших по автомобильным и пешим колоннам.

Численность и состав эвакокомиссии министерства (ведомства) определяются руководителем министерства (ведомства) с учетом ко­личества подведомственных объектов и численности эвакуируемых ра­бочих, служащих и членов их семей.

Примерная схема организации эвакокомиссии объекта экономики приведена в приложении 5,ее основные задачи —в приложении 6.

2.5.Сборные эвакуационные пункты (СЭП) предназначаются для сбора, учета эвакуируемого населения, организованной отправки его в загородную зону и создаются на базе одного предприятия (учрежде­ния. организации).Располагаются СЭП вблизи пунктов посадки на транспорт и в начале маршрутов пешей эвакуации, как правило, в зданиях общественного назначения. Каждый СЭП обеспечивается связью с районной эвакокомиссией, пунктом посадки (станцией, прис­танью),исходным пунктом на маршруте пешей эвакуации, эвакоорганами в загородной зоне. Ему присваивается номер и за ним закреп­ляются автомобильный транспорт, расположенные вблизи защитные со­оружения и соответствующие объекты экономики, рабочие и служащие которых с членами семей и остальное население будет эвакуировать­ся через данный СЭП.

Приписка населения к СЭП производится из расчета 4000–5000 человек на один пункт, количество транспортных средств, подавае­мых на СЭП, определяется в соответствии с численностью приписан­ного населения. Примерная структура рабочего аппаратаСЭП :

– начальник и его заместитель;

– группа регистрации и учета;

– группа формирования эвакуационных эшелонов (пеших колонн);

– комната матери и ребенка;

– пост (группа) охраны общественного порядка;

На каждом СЭП в состав групп регистрации и формирования ко­лонн включаются представители эвакокомиссии объектов, приписанные к данному пункту. Основные задачиСЭП :

– поддержание связи с эвакокомиссией города (района), объек­тами, приписанными к СЭП, транспортными органами, исходными пунк­тами маршрутов пешей эвакуации, информирование их о времени прибытия населения на СЭП и времени отправления его в загородную зо­ну;

– контроль за своевременной подачей транспортных средств, организацией отправки эваконаселения в загородную зону;

– ведение учета эвакуируемого населения, вывозимого всеми видами транспорта и выводимого пешим порядком, и представление в установленном порядке и сроки донесений в эвакокомиссию города (района);

– оказание необходимой медицинской помощи больным во время нахождения их на СЭП;

– обеспечение соблюдения населением общественного порядка и укрытие его в защитных сооружениях по сигналам гражданской обороны.

Примерная схема организации СЭП приведена в приложении 7.

2.6.Промежуточные пункты эвакуации (ППЭ ) предназначаются для кратковременного размещения эваконаселения за пределами зон возможных разрушений (заражений, загрязнений) в ближайших насе­ленных пунктах загородной зоны, заблаговременно подготовленных в инженерном отношении, вблизи железнодорожных, автомобильных и водных путей сообщения; для перерегистрации, проведения (при не­обходимости) дозиметрического и химического контроля, санитарной обработки населения и отправки его в места постоянного размещения в загородной зоне. При необходимости на ППЭ производится также обмен или специальная обработка одежды и обуви.

– организация встречи пеших и автомобильных колонн, эвакуа­ционных эшелонов (поездов, судов) и временное размещение прибыв­шего эваконаселения в ближайших населенных пунктах загородной зо­ны;

– согласование с эвакоприемными комиссиями районов загород­ной зоны графиков движения транспортных средств, организация по­садки и отправки эваконаселения в конечные пункты его размещения в загородной зоне транспортом, а также пешим порядком;

– организация оказания медицинской помощи заболевшим из чис­ла прибывшего эваконаселения,

– обеспечение поддержания общественного порядка в районе пункта и укрытие населения, находящегося на ППЭ, по сигналам гражданской обороны:

– своевременные доклады начальнику маршрута пешей эвакуации и эвакоприемным комиссиям соответствующих районов загородной зоны о времени прибытия, количестве прибывшего эваконаселения и отп­равке его в конечные пункты размещения в загородной зоне.

Примерная схема организации ППЭ приведена в приложении 8.

2.7.Для обеспечения управления движением пеших колонн и поддержания порядка на маршрутах решением администрации города (района) назначаются начальники маршрутов пешей эвакуации и группы управления .

В состав группы управления входят представители основных предприятий и организаций, персонал которых выводится по данному маршруту, представители органов местного самоуправления районов загородной зоны, по территориям которых проходят маршруты.

Основные задачигруппы управления :

– организация движения пеших колонн на маршруте;

– подготовка и поддержание маршрута в исправном состоянии;

– регулирование движения и организация охраны общественного порядка;

– ведение радиационной, химической и инженерной разведки на маршруте;

– оказание медицинской помощи заболевшим в пути следования. В целях обеспечения необходимой слаженности в работе группа управления делится на звенья (отделения) связи, учета прохождения колонн, обеспечения движения, регулирования движения и охраны об­щественного порядка, медицинской помощи.