Руководства, Инструкции, Бланки

Штатное Расписание Учебного Заведения Образец img-1

Штатное Расписание Учебного Заведения Образец

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Штатное расписание учебно-вспомогательного персонала высшего учебного заведения

Штатное расписание учебно-вспомогательного персонала высшего учебного заведения

27 Декабря 2016

Основное количество изменений, связанных с УСН в 2017 году, предусмотрено Федеральным законом от 03.07.2016 N 243-ФЗ. Начнем с хороших новостей.

Согласно ст. 5 и 14 Закона № 212‑ФЗ предприниматели обязаны уплачивать страховые взносы по двум основаниям – за себя и за наемных работников (при их наличии). Если у предпринимателя есть наемные работники, то страховые взносы с выплат, производимых в их пользу, он должен уплачивать в общем порядке. Иначе обстоит ситуация, если у предпринимателя отсутствуют наемные работники.

Выплачивая работникам премии, организация рискует столкнуться с претензиями налоговых инспекторов, которые нередко исключают эти суммы из состава расходов на оплату труда, учитываемых для целей налогообложения прибыли либо исчисления базы по единому «упрощенному» налогу. При этом контролеры ссылаются на непроизводственный характер затрат и, как следствие, несоблюдение условий признания расходов, установленных п. 1 ст. 252 НК РФ. Чем руководствоваться при решении вопроса о возможности уменьшить налоговую базу на сумму расходов по выплате премий и как обезопасить себя от налоговых доначислений? Давайте разбираться.

26 Декабря 2016

Большинство работников трудятся пять дней в неделю по восемь часов. И немудрено, что они физически не успевают сходить в поликлинику, ЖЭК, к ребенку в школу – ведь часы работы этих учреждений практически такие же. Писать отгул на целый день из‑за родительского собрания не очень хочется, чаще всего работники просто отпрашиваются с работы. В связи с этим у работодателя возникает много вопросов: как быть с оплатой времени отсутствия, как его учитывать, нужно ли оформлять и т. д. Читайте статью – и найдете ответы на названные и некоторые другие вопросы.

Сокращение работников – достаточно трудоемкая процедура: нужно соблюдать достаточно большое количество ограничений, а также правила увольнения, установленные Трудовым кодексом. В данной статье расскажем о рисках работодателя, который решил проводить данную процедуру, и покажем те «узкие места», где чаще всего совершаются ошибки.

Другие статьи

Изменение штатного расписания в учреждении

Вносим изменения в штатное расписание учреждения Форма штатного расписания

В соответствии с подпунктом 4 пункта 3 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2013 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательные учреждения должны вести штатное расписание.

Штатное расписание – это организационно-распорядительный документ, в котором отражаются:

  • структура образовательного учреждения;
  • штатный состав и количество штатных единиц по каждой должности (профессии, специальности);
  • размеры тарифных ставок (окладов) в соответствии с должностями и квалификацией;
  • возможные надбавки для каждой из должностей.

Для удобства составления штатного расписания предусмотрена унифицированная форма № Т-3, состоящая из десяти граф, утвержденная постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. № 1 .

Отметим, что при необходимости учреждение вправе вносить дополнительные реквизиты в данную форму, а вот удаление уже существующих граф не допускается (постановление Госкомстата России от 24 марта 1999 г. № 20 ). Вносимые изменения в штатное расписание в учреждении должны быть оформлены соответствующим организационно-распорядительным документом учреждения. Итак, форма № Т-3 имеет следующие графы:

  • графа 1 – наименование структурного подразделения (например, бухгалтерия, отдел кадров, строительный факультет);
  • графа 2 – код структурного подразделения (поможет определить место отдела в общей структуре образовательного учреждения);
  • графа 3 – должность (специальность, профессия), разряд, класс (категория) квалификации (например, главный бухгалтер, специалист по кадрам, профессор, доцент, старший преподаватель, ассистент);
  • графа 4 – число штатных единиц по должностям, профессиям или специальностям;
  • графа 5 – месячная заработная плата по тарифной ставке (окладу) в зависимости от системы оплаты труда, принятой в образовательном учреждении в соответствии с действующим законодательством РФ, а также коллективными, трудовыми договорами, соглашениями и локальными нормативными актами учреждения;
  • графы 6–8 – стимулирующие и компенсационные надбавки, а также иные поощрительные выплаты, премии. Например, доплата за секретность, за должность, за работу во вредных условиях или в районах Крайнего Севера (можно устанавливать в рублях, процентах или коэффициентах);
  • графа 9 – сумма должностного оклада и надбавок, то есть общая сумма по каждой должности (в рублях за месяц);
  • графа 10 предназначена для разного рода примечаний (при их отсутствии она остается незаполненной).

Каждой должности должен соответствовать только один размер оклада. Однако, согласно статье 132 Трудового кодекса РФ, заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда. То есть не ограничивается максимальным размером. Значит, зарплата в учреждении должна устанавливаться дифференцированно и зависеть от норм Трудового кодекса РФ.

Штатное расписание может состоять из нескольких листов. Унифицированная форма № Т-3 предусматривает подписи руководителя кадровой службы и главного бухгалтера. При этом подписи ставятся только на последнем листе в соответствующей строке.

Печать на утвержденном штатном расписании ставить не надо. Оформленное штатное расписание утверждается приказом (распоряжением). Его подписывает руководитель учреждения или уполномоченное на это лицо. Отметим, что даты составления, утверждения и вступления в силу штатного расписания могут не совпадать.

Внесение изменений

Работодатель вправе принять решение о внесении изменения в штатное расписание учреждения. Коррективы вносятся в следующих случаях:

  • меняется состав сотрудников учреждения;
  • формируются новые отделы и (или) подразделения или происходит сокращение уже имеющихся;
  • исключаются старые должности и вводятся новые или происходит их переименование;
  • изменяются тарифные ставки (оклады), надбавки, премии;
  • по другим причинам.

Учреждение вправе как полностью заменить действующее штатное расписание (утвердить новое), так и оформить приказ на внесение соответствующих изменений.

Таким образом, работодатель может иметь одно штатное расписание на протяжении всей деятельности учреждения и только приказами регулировать, например, количество должностей или структурных подразделений.

Учтем, что изменения и дополнения, внесенные в установленном порядке в штатное расписание учреждения, доводятся до сведения работников. Только после этого они вносятся в трудовые книжки на основании приказа (распоряжения) или иного решения работодателя.

Важно!
Штатные расписания учреждения по месту его разработки и (или) утверждения хранятся бессрочно. Так прописано в подпункте «а» статьи 71 раздела 1.2 «Организационные основы управления» Перечня типовых управленческих архивных документов, утвержденного приказом Минкультуры России от 25 августа 2010 г. № 558 .

Штатное расписание образец образовательного учреждения - обмен файлов

Cправочная система госфинансы рекомендации ответы

Для этого следует издать приказ, ознакомить с ним работника, а также отразить вдолжностной аннотации и втрудовом договоре дополнительные обязанности. Должны ли они дублировать друг друга либо должны отличаться? Чем отличаются в муниципальном экономном учреждении штатное расписание и.В трудовом законодательстве под штатным расписанием понимают утверждаемый собственником имущества предприятия, управляющим либо.Подскажите пожалуйста можно ли в муниципальном учреждении(поликлиника) ввести.Квалификационные свойства должностей работников образования одного.N 505 об утверждении правил оказания платных.желаете получить доступ ко всем материалам? N 181 пункт 16 реальных правил изложен в новейшей редакции 16.

Таким образом, назначениеконтрактнымуправляющим бухгалтера является легитимным иобоснованным сточки зрения принципа ответственности закона ( ). Контрактным управляющим может быть назначен хоть какой сотрудник учреждения, владеющий особыми познаниями в области закупок. В уставах городских и городских образовательных учреждений и негородских образовательных организаций указываются перечень платных образовательных услуг и порядок их предоставления. Обратимся кквалификационному справочнику должностей управляющих, профессионалов идругих служащих, который утвержден. необходимо отразить вдолжностных инструкциях изакрепить втрудовых договорах дополнительные обязанности.

Локальные акты доу социальная сеть работников

Перечисляется информация об этих услугах, определяется порядок заключения договоров и др. Правилами регулируются дела, возникающие меж потребителем и исполнителем при оказании платных образовательных услуг в сфере дошкольного и общего образования. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (роскомнадзором), эл фс77-58365 от г.Чем регламентировано их сходство либо отличие? Компания гарант и ее партнеры являются участниками русской ассоциации правовой инфы гарант. Тарификационные списки, штатная расстановка (штатный перечень, штатное замещение) представляет собой документ, который отражает, какие единицы в штатном расписании заняты, с указанием ф. Штатная расстановка (штатный перечень, штатное замещение) представляет собой документ, который отражает, какие единицы в штатном расписании заняты, с указанием ф.

Штатное расписание образец образовательного учреждения

Добавлен: 23 Окт 2016 от: n2b.v1rtus

Об утверждении типовых штатных расписаний государственных образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образов

Приказ Министра образования Правительства МО от 07.11.2011 N 2866 "Об утверждении типовых штатных расписаний государственных образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования Московской области, подведомственных Министерству образования Московской области"

Документ по состоянию на август 2014 г.

В целях упорядочения штатных расписаний государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования Московской области, подведомственных Министерству образования Московской области (далее - образовательные учреждения), в части реализации ими основных профессиональных образовательных программ, усиления их организующей роли в повышении эффективности работы, усиления контроля за целевым и рациональным использованием бюджетных средств образовательными учреждениями и в соответствии с письмом Комитета по труду и занятости населения Московской области от 28.02.2011 N Р-09-01-14/820 "О примерных типовых штатных расписаниях" приказываю:

1. Утвердить прилагаемые:

Типовое штатное расписание руководящих работников, административно-хозяйственного, учебно-вспомогательного и младшего обслуживающего персонала государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования Московской области, реализующих основные профессиональные образовательные программы гуманитарного и экономического профилей;

Типовое штатное расписание руководящих работников, административно-хозяйственного, учебно-вспомогательного и младшего обслуживающего персонала государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования Московской области, реализующих основные профессиональные образовательные программы педагогического профиля;

Типовое штатное расписание руководящих работников, административно-хозяйственного, учебно-вспомогательного и младшего обслуживающего персонала государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования Московской области, реализующих основные профессиональные образовательные программы технического профиля;

Типовое штатное расписание руководящих работников, административно-хозяйственного, учебно-вспомогательного и младшего обслуживающего персонала государственных образовательных учреждений начального профессионального образования Московской области.

2. Управлению финансирования образования при формировании бюджетных средств на финансирование государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования Московской области, реализующих основные профессиональные образовательные программы, руководствоваться пунктом 1 настоящего приказа.

3. Руководителям образовательных учреждений сформировать штатные расписания образовательных учреждений в пределах общего фонда заработной платы с учетом пункта 1 настоящего приказа.

4. Признать утратившим силу приказ Министерства образования Московской области от 08.06.2009 N 1348 "Об утверждении примерных типовых штатных расписаний государственных образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования Московской области, подведомственных Министерству образования Московской области".

5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя министра образования Правительства Московской области Картушина Ю.В. заместителя министра образования Правительства Московской области Ахренова В.Н. заместителя министра образования Правительства Московской области Суздальцеву Л.Н.

6. Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2011 года.

Министр образования Правительства
Московской области
Л.Н. Антонова

Утверждено
приказом министра
образования Правительства
Московской области
от 7 ноября 2011 г. N 2866

Утверждено
приказом министра
образования Правительства
Московской области
от 7 ноября 2011 г. N 2866

ТИПОВОЕ ШТАТНОЕ РАСПИСАНИЕ РУКОВОДЯЩИХ РАБОТНИКОВ, АДМИНИСТРАТИВНО-ХОЗЯЙСТВЕННОГО, УЧЕБНО-ВСПОМОГАТЕЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ОБСЛУЖИВАЮЩЕГО ПЕРСОНАЛА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ОСНОВНЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

Утверждено
приказом министра
образования Правительства
Московской области
от 7 ноября 2011 г. N 2866

ТИПОВОЕ ШТАТНОЕ РАСПИСАНИЕ РУКОВОДЯЩИХ РАБОТНИКОВ, АДМИНИСТРАТИВНО-ХОЗЯЙСТВЕННОГО, УЧЕБНО-ВСПОМОГАТЕЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ОБСЛУЖИВАЮЩЕГО ПЕРСОНАЛА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ОСНОВНЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

Утверждено
приказом министра
образования Правительства
Московской области
от 7 ноября 2011 г. N 2866

ТИПОВОЕ ШТАТНОЕ РАСПИСАНИЕ РУКОВОДЯЩИХ РАБОТНИКОВ, АДМИНИСТРАТИВНО-ХОЗЯЙСТВЕННОГО, УЧЕБНО-ВСПОМОГАТЕЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ОБСЛУЖИВАЮЩЕГО ПЕРСОНАЛА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Штатное расписание - Студопедия

Штатное расписание

Инструктор по труду

В специальных (коррекционных) общеобразовательных школах и школах-интернатах количество ставок воспитателей устанашшвается ис­ходя из количества групп. Наполняемость групп определяется постанов­лением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2000 г. № 212 «О внесении изменений и дополнений в Типовое положение о специ­альном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающих­ся, воспитанников с отклонениями в развитии».

Количество ставок учителей в специальном (коррекционном) обра­зовательном учреждении устанавливается исходя из количества классов и количества часов, предусмотренных учебным планом.

В настоящее время в Министерстве создана рабочая группа по подго­товке примерных штатов образовательных учреждений различных типов и видов. Надеемся, что до завершения подготовки методических реко­мендаций в помощь руководителям образовательных учреждений по фор­мированию штатных расписаний направляемые материалы могут быть использованы в работе специальных (коррекционных) образовательных учреждений.

Письмо Министерства образования Российской Федерации

от 24.04.2000 № 27/640-2

Органы управления образованием субъектов Российской Федерации

В связи с поступающими в Министерство запросами из субъектов Российской Федерации о наполняемости классов, групп (в том числе специальных классов (групп) для детей со сложными дефектами) и групп продленного дня в специальных (коррекционных) образовательных уч­реждениях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в разви­тии Министерство разъясняет следующее.

В пункте 3 Изменений и дополнений, которые вносятся в Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учрежде-

нии для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, ут­вержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2000 г. № 212, установлена предельная наполняемость классов, групп, групп продленного дня в специальных (коррекционных) обра­зовательных учреждениях, которую следует рассматривать как максималь­ную. Увеличение ее повлечет за собой ухудшение качества образователь­ного процесса и, соответственно, нарушение прав детей с отклонения­ми в развитии на получение образования. При наличии необходимых условий и средств возможно комплектование классов, групп и групп продленного дня с меньшей наполняемостью, так как это не приведет к ухудшению качества образовательного процесса.

Письмо Министерства образования Российской Федерации

от 19.04.2000 № 27/938-6

Органы управления образованием субъектов Российской Федерации

О проведении итоговой аттестации за 1999/2000 учебный

год выпускников специальных (коррекционных)

образовательных учреждений I- VII вида

Министерство рекомендует провести итоговую аттестацию за 1999/ 2000 учебный год выпускников специальных (коррекционных) образо­вательных учреждений I—VII вида и специальных (коррекционных) клас­сов при образовательных учреждениях за основную школу по математи­ке и русскому языку (диктант или изложение по решению педагогичес­кого совета образовательного учреждения) письменно и одному из выб­ранных обучающимися предметов устно.

Тексты письменных экзаменационных работ, вопросы и задания би­летов к устному экзамену составляются методическими объединениями учителей образовательных учреждений и утверждаются методическим советом органа управления образования, являющегося учредителем дан­ного учреждения.

За среднюю (полную) школу обязательными являются экзамены по русскому языку (изложение) и математике (алгебра и начала ана­лиза) письменно. Кроме того, сдаются устные экзамены по трем лю­бым учебным предметам (по выбору обучающихся). Тексты письмен­ных экзаменационных работ и вопросы к устным экзаменам составля­ются органами управления образованием субъектов Российской Фе­дерации с обязательным привлечением специалистов коррекиионной педагогики.

Приказ Минобразования России

О создании Научно-методического совета по специальному образованию Минобразования России

В целях совершенствования системы специального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья

1. Создать Научно-методический совет по специальному образованию
Минобразования России.

2.1. Положение о Научно-методическом совете по специальному об­
разованию Минобразования России (приложение 1).

2.2. Состаа Научно-методического совета го специальному образова­
нию Минобразования России (приложение 2).

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на замес­
тителя министра Е. Е. Чепурных.

Первый заместитель министра А. Ф. Киселев

Письмо Министерства образования Российской Федерации

от 28.06.2000 № 27/1012-6

Органы управления образованием субъектов Российской Федерации

Об итогах Всероссийской конференции

«Компенсирующее и коррекционно-развивающее обучение:

опыт, проблемы, пути решения»

г. Москва, 15-16 февраля 2000 г.

В работе конференции приняли участие 196 человек— представители органов управления образованием, педагогических вузов, институтов повышения квалификации, дошкольных, специальных (коррекционных), общеобразовательных и профессиональных учреждений, диагностичес­ких и реабилитационных центров, Института коррекиионной педагоги­ки Российской академии образования, ведущих педагогических изда­тельств и средств массовой информации из 33 субъектов Российской Федерации. С докладами и сообщениями на пленарном заседании и двух секциях «Организационно-управленческие аспекты компенсирующего и коррекционно-развивающего обучения» и «Психолого-методические ас­пекты компенсирующего и коррекционно-развивающего обучения» вы­ступили 42 человека. Кроме того, был организован «круглый стол» по обсуждению актуальных проблем обучения и воспитания детей с задерж-

кой психического развития и группы риска. По итогам конференции была принята резолюция.

Министерство образования рекомендует органам управления образо­ванием субъектов Российской Федерации обеспечить реализацию пунк­тов 1—10 указанной резолюции.

Резолюция Всероссийской конференции

Общественный и экономический кризис, который переживает стра­на, сопровождается резким снижением показателей здоровья и социаль­ной защищенности детей. В столь сложных условиях особого внимания требуют дети и подростки с нарушениями психического развития, дети из неблагополучных семей и семей эмигрантов, беженцев, яиц, не име­ющих определенного места жительства и работы.

Дети с ослабленным соматическим и психоневрологическим здоро­вьем, из неблагополучной социальной и микросоциальной среды, недо­статочно подготовленные к обучению в школе, н первую очередь испы­тывают трудности в освоении учебного материала, в адаптации к школе и нередко в подростковом возрасте пополняют группу риска.

Не все школы оказались готовы к работе с данными категориями детей, и поэтому в отдельных регионах страны возрастает количество неуспевающих и второгодников, начиная с первых классов; увеличива­ется «отсев» из школы, растет уровень психологического неблагополу­чия подростков.

На основе положений Конвенции ООН «О правах ребенка», Закона Российской Федерации «Об образовании», Федеральной программы раз­вития образования, Типового положения о специальном (коррекцион-ном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, Примерного положения о классе (классах) компенсирующего обучения, Министерством образования Российской Федерации опрелелены основные подходы к созданию системы помощи детям с проблемами в развитии и трудностями в обучении.

Одним из таких подходов является дальнейшее развитие систем кор-рекционно-развивающего и компенсирующего обучения, которые на­целены на создание наиболее адекватных педагогических условий для детей с трудностями обучения, обусловленными задержкой психичес­кого развития, и детей группы риска. В этих условиях требуются повы­шенное внимание к вопросам охраны здоровья обучающихся, личност-но-ориентированный подход в учебно-воспитательном процессе, актив­ная дифференцированная помощь спеииал истов (психологов, логопе­дов, дефектологов, медиков), их комплексное психолого-педагогичес­кое и медико-социальное изучение и сопровождение развития ребенка.

Участники конференции отмечают, что социальная и педагогическая значимость данной проблемы привлекла широкий круг научных иссле­дователей и практических работников (методистов, психологов, педаго­гов, дефектологов). Создаются новые адаптированные и модифицируют­ся действующие программы дошкольного, начального общего и основ­ного общего образования. Издаются специально разработанные пособия и рабочие тетради по подготовке к школе и для учащихся I—II классов коррекиионно-развиваюшего обучения (авторы С. Г. Шевченко, Р.Д.Три-гер, Г.М.Капустина и др.).

Использование современных организационных форм, методов, тех­нологий коррекиионно-развииающего образования обеспечивает за­метную положительную динамику в развитии детей, успешности их обучения и адаптации к школе. Решающую роль здесь имеет смещение акцента на более раннюю диагностику и коррекцию, а также профи­лактику возникновения школьных проблем еще в дошкольных учреж­дениях.

Улучшился информационный обмен опытом по проблемам коррек-ционно-развивающего образования (открыта постоянно действующая рубрика -аКоррекционно-развивающсе обучение» в еженедельном при­ложении «Начальная школа» к газете «Первое сентября», подключились другие приложения этой газеты («Психолог», «Математика» и др.).

На основе региональных программ развития образования разрабаты­ваются новые концепции образования в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях и в условиях общеобразовательных учреж­дений; а также внедряются вариативные модели и технологии обучения детей с трудностями в обучении, обусловленными задержкой психичес­кого развития, и детей группы риска.

Однако, наряду с положительными тенденциями, в коррекционно-развиваюшем и компенсирующем обучении остаются актуальными на­учные и практические проблемы, обозначенные на 2-й Всероссийской конференции 16 — 18 апреля 1997 г.

Для их решения необходимы специально разработанные федераль­ные и региональные комплексные программы, соответствующая мате­риально-техническая база, создание развивающей среды, что, в свою очередь, требует иных учебных пособий, квалифицированных специа­листов в области специальной педагогики и психологии, социальной реабилитации, учителей нового типа для работы в классах коррекпион-но-развивающего и компенсирующего обучения.

С учетом состоявшегося обсуждения участники конференции счита­ют, что основными задачами на федеральном уровне являются:

1. Дальнейшее совершенствование нормативной правовой базы ком­пенсирующего и коррекционно-развивающего образования (Управле­ние специального образования Минобразования России), для чего не­обходимо:

— пересмотреть Примерное положение о классах компенсирующего
обучения с учетом современных требований и региональных положений
о классах коррекиионно-развивающего обучения;

— создать и утвердить специальный государственный образователь­
ный стандарт для детей с задержкой психического развития с учетом
перехода общеобразовательной школы на 12-летний срок обучения;

— разработать и обсудить варианты учебного плана основного общего
образования для специальных (коррекционных) учреждений VII вида и
классов для детей с задержкой психического развития с учетом перехода
общеобразовательной школы на 12-летний срок обучения;

— рекомендовать включение в штатное расписание общеобразова­
тельного учреждения ставок учителя-дефектолога из расчета 1 ставка на
4—5 классов 1 ступени начального общего образования и 5—8 классов II
ступени основного общего образования;

— составить примерный перечень должностных обязанностей учите­
ля-дефектолога общеобразовательного учреждения.

2. Научная разработка и реализация различных вариативных подходов
к компенсирующему и коррекционно-развивагошему образованию, из­
мерителей успешности обучения детей (ИКП РАО, ИПКиПРНО МО).

3. Разработка развивающих, коррекционно-развивающих и компен­
сирующих программ обучения как в дошкольном, начальном общем,
основном общем, так и в начальном профессиональном и среднем про­
фессиональном образовании (ИКП РАО, ИПКиПРНО МО).

4. Разработка программно-методического обеспечения обучения де­
тей и подростков с задержкой психического развития, с трудностями в
обучении и группы риска на ступени основного общего образования (ИКП
РАО, ИПКиПРНО МО).

5. Разработка учебных планов н технологий допрофессионального и
начального профессионального образования детей е трудностями в обу­
чении, детей группы риска (Управление специального образования
Минобразования России, ИКП РАО, ИПКиПРНО МО).

На региональном уровне:

1. Разработка модели комплектования классов компенсирующего обу­
чения и классов коррекционно-развивающего обучения (в т.ч. психоло­
го-медико-педагогическими консилиумами образовательных учреждений
и межшкольными психолого-медико-педагогическими консилиумами,
создаваемыми при строгом соответствии требованиям утвержденного
приказом Минобразования России Положения о ПМПК)'.

2. Объединение усилий и создание условий для согласованности дей­
ствий различных ведомств, структур и организаций субъекта Федера­
ции, решающих проблемы компенсирующего и коррекционно-развива-
ющего образования (органов управления образованием, образователь­
ных учреждений, ПМПК, ПМС-центров, центров реабилитации и со­
циальной помощи, учебно-методических центров, институтов повыше­
ния квалификации работников образования, факультетов специальной
педагогики и психологии педагогических вузов).

3. Проектирование развивающей среды с учетом специфики школы,
района, города и региона в целом.

4. Мониторинг образовательной ситуации в субъекте Федерации и
анализ эффективности деятельности новых моделей компенсирующего
и ко рр е к цион но-развивающего образования.

5. Мониторинг системы лечебно-оздоровительной и проф ^тактичес­
кой работы в условиях образовательных учреждений.

6. Консолидация сил специалистов в сфере разливающего, коррекци-
он но -развивающего и компенсирующего обучения и реабилитации де­
тей и подростков.

7. Формирование единого информационного поля сторонников раз-
виваюшего, компенсирующего, коррекционно-развивающет образова­
ния и реабилитационной педагогики в регионе (посредством «круглых
столов», научно-практических конференций, дополнительного образо­
вания обучающихся, работы с их семьями, со студентами-вол он те рам и,
через средства массовой информации и др.).

8. Разработка оптимальных технологий подготовки, переподготовки и
повышения квалификации специалистов компенсирующего и коррек-

ционно-развивающего образования в парадигме личностно-профессио­нального роста. Включение системы дополнительного профессиональ­ного образования в подготовку кадров для специального, коррекцион-но-развивающего и компенсирующего образования. Организация спе­циализации студентов факультетов специальной педагогики и психоло­гии педагогических вузов по проблемам компенсирующего и коррекци-он но-развивающего обучения.

9. Разработка оптимальных технологий подготовки, переподготовки и
повышения квалификации специалистов ПМПК, ПМС-центров, цент­
ров реабилитации и социальной помощи, учебно-методических центров
в парадигме личностно-профессионального роста.

10. Организация непрерывного профессионального образования пе­
дагогов, психологов, логопедов, специальных педагогов, медицинских
работников и методистов (через систему повышения квалификации,
постоянно действующие семинары, «школы мастерства», консультации
и т.п.).

Министерство образования Российской Федерации при организации классов компенсирующего обучения и классов коррекционно-развива­ющего обучения рекомендует использовать Концепцию коррекционно-развиваюшего обучения и Типовое положение о классах коррекционно-развиваюшего обучения г. Москвы, разработанные Московским комите­том образования совместно с Институтом коррекционной педагогики РАО*.

Классы коррекционно-развивающего обучения являются новой фор­мой дифференциации образования, позволяющей решать задачи свое­временной активной помощи детям с трудностями в обучении и адапта­ции к школе.

Классы коррекционно-развивающего обучения сохраняют непрерыв­ность реабилитационного пространства на основе интеграции дошколь­ных, школьных, внешкольных учреждений, УПК, ПТУ.

Классы коррекционно-развивающего обучения могут быть организо­ваны во всех видах общеобразовательных учреждений, располагающих специально подготовленными для данной работы кадрами, необходи­мым научно-методическим обеспечением, соответствующей материаль­ной базой для организации учебного процесса и лечебно-профилакти­ческой помоши данной категории детей и подростков.

Классы коррекционно-развивающего обучения открываются прика­зом директора школы на основании заключения на каждого ребенка пси­холого-медико-педагогического консилиума школы, психолого-медико-педагогической консультации (ПМПК) муниципалитета, округа о не­обходимости данного типа обучения.

Дети, поступающие в школу из коррекционно-развивающих групп для детей с ЗПР дошкольных учреждений, зачисляются в классы кор-рекционно-развиваюшего обучения без дополнительного обследования на основании ранее существующего медико-педагогического заклю­чения.

Зачисление в указанные классы производится только с согласия ро­дителей (лиц, их заменяющих) на основании заявления.

В необходимых случаях.

Коррекционно-развивающий процесс регламентируется Типовым базисным учебным планом образовательного учреждения с классами коррекционно-развивающего обучения, утвержденными для них програм­мами Министерством образования Российской Федерации (Программы специальных (коррекшгонных) образовательных учреждений VII вида и классов коррекционно-развивающего обучения в общеобразовательной школе: начальные классы. — М. Просвещение. — 1996 г.), на основной ступени —программами для общеобразовательных школ, адаптирован­ными к особенностям психофизического развития ребенка и согласо­ванными с методическими службами.

Анализ эффективности работы и перспектив развития классов КРО и общеобразовательных школах г. Москвы в 1995 — 2000 гг. показывает, что Концепция коррекционно-развивающего обучения и Положение о классах коррекшюнно-развивающего обучения, разработанные Московским комитетом образования и Институтом коррекционной педагогики РАО, позволяют сохранить непрерывность образовательного и реабилитаци­онного пространства благодаря направленности на раннюю диагности­ку, коррекцию и комплексный подход, путем организации взаимодей­ствия образовательных учреждений и Центров психолого-педагогичес­кой поддержки, обеспечивающих диагностику и консультирование ро­дителей и педагогов.

о классах коррекционно-развивающего обучения в общеобразовательных учреждениях г. Москвы

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Классы коррекционно-развивающего обучения создаются в общеобра­
зовательных учреждениях в соответствии с концепцией коррекционно-развива­
ющего обучения, утвержденной коллегией Министерства образования РФ, ру­
ководствуются в своей деятельности Законом Российской Федерации «Об об­
разовании» и настоящим Типовым положением.

1.2. Классы коррекционно-развивающего обучения являются новой формой
дифференциации образования, позволяющей решать задачи своевременной
активной помощи детям с трудностями в обучении и адаптации к школе.

1.3. Классы коррекционно-развивающего обучения сохраняют непрерывность
реабилитационного пространства на основе интеграции дошкольных, школьных,
внешкольных учреждений, УПК, ПТУ.

1.4. Деятельность классов коррекционно-развивающего обучения строится в
соответствии с принципами гуманизации, свободного развития личности и обес­
печивает адаптивность и вариативность системы образования.

1.5. Цель организации указанных классов — создание в общеобразователь­
ных учреждениях целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагоги­
ческие условия для детей с трудностями в обучении в соответствии с их возраст­
ными и индивидуально-типологическими особенностями, состоянием соматичес­
кого и нервно-психического здоровья. В данной системе строго определяются и

логически взаимодействуют диагностике-консультативное, коррекционно-развива-ющее, лечебно-профилактическое, социально-трудовое направления деятельности.

Система работы в классах коррекционно-рээвивающего обучения направ­лена на компенсацию недостатков дошкольного развития, восполнение пробе­лов предшествующего обучения, преодоление негативных особенностей эмо­ционально-личностной сферы, нормализацию и совершенствование учебной де­ятельности учащихся, повышение их работоспособности, активизацию позна­вательной деятельности.

Целенаправленная работа по формированию общих способностей к учению, коррекции индивидуальных недостатков развития, а также лечебно-профилак­тическая работа должна обеспечить выполнение детьми с трудностями в обу­чении Федерального образовательного стандарта требований к знаниям и уме­ниям обучающихся.

Важнейшей задачей является охрана и укрепление физического и нервно-психического здоровья детей указанной категории, а также их социально-трудо­вая адаптация.

II. ОРГАНИЗАЦИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ КЛАССОВ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮШЕГО ОБУЧЕНИЯ

11.1. Классы коррекционно-развивающего обучения могут быть организова­
ны во всех видах общеобразовательных учреждений, располагающих специально
подготовленными для данной работы кадрами, необходимым научно-методи­
ческим обеспечением, соответствующей материальной базой для организации
учебного процесса и лечебно-профилактической помощи данной категории де­
тей и подростков.

11.2. Классы коррекционно-развивающего обучения открываются приказом
директора школы на основании заключения на каждого ребенка психолого-меди­
ко-педагогического консилиума школы, психолого-медико-педагогической консуль­
тации (ПМПК) муниципалитета, округа о необходимости данного типа обучения.

Дети, поступающие в школу из коррекционно-развивэющих групп дошколь­ных учреждений, зачисляются в классы коррекционно-развивающего обучения без дополнительного обследования на основании ранее существующего меди­ко-педагогического заключения.

Зачисление в указанные классы производится только с согласия родителей (лиц, их заменяющих) на основании заявления.

11.3. Классы коррекционно-развивающего обучения открываются преимуще­
ственно на ступени начального общего образования в начале первого или второ­
го года обучения и функционируют до IX класса включительно. На ступени основ­
ного общего образования классы коррекционно-развивающего обучения могут
быть открыты в дневных школах не позднее V-VI, а в вечерних — VII классов.

11.4. Обучение в коррекционно-развивающих классах первой ступени про­
должается 3-5 лет, в зависимости от потенциальных возможностей развития и
успешности обучения ребенка. Продление сроков обучения возможно только по
заключению психолого-медико-педагогической консультации или медико-педа­
гогической комиссии индивидуально на каждого обучающегося.

Н.5. В классы коррекционно-развивающего обучения принимаются дети, испы­тывающие трудности в обучении и школьной адаптации вследствие различных биологических и социальных причин (проявления легких остаточных нарушений функций головного мозга, функциональная незрелость центральной нервной системы, незрелость эмоционально волевой сферы по типу психофизического

инфантилизма, соматическая ослабленность, церебрастенические состояния, а также педагогическая запущенность вследствие неблагоприятных социальных условий предшествующего развития ребенка).

Трудности, которые испытывают эти дети, могут быть обусловлены как не­достатками внимания, эмоционально-волевой регуляции, самоконтроля, низким уровнем учебной мотивации и общей познавательной пассивностью (т.е. сла­бостью регуляционных компонентов учебно-познавательной деятельности), так и недоразвитием отдельных психических процессов— восприятия, памяти, мыш­ления, негрубыми недостатками речи, нарушениями моторики в виде недоста­точной координации движений, двигательной расторможенностью, низкой ра­ботоспособностью, ограниченным запасом знаний и представлений об окружа­ющем мире, несформированностью операциональных компонентов учебно-по­знавательной деятельности.

Приему в указанные классы не подлежат дети, имеющие выраженные от­клонения в развитии (умственная отсталость, грубые нарушения речи, зрения, слуха, двигательной сферы, выраженные нарушения общения в форме раннего детского аутизма).

11.6. При положительной динамике развития и успешном усвоении учебной
программы по решению психопого-медико-педагогического консилиума обуча­
ющиеся коррекционно-развивающих классов могут быть переведены в обыч­
ные классы с согласия самих обучающихся и их родителей (лиц, их заменяющих).

11.7. Обучающиеся, проявляющие особые склонности и способности к от­
дельным учебным дисциплинам, могут посещать уроки в общеобразователь­
ном классе, а также факультативные занятия.

11.8. Наполняемость классов коррекционно-развивающего обучения 9-12
человек.

Н.Э. Распорядок дня для обучающихся в указанных классах устанавливается с учетом повышенной утомляемости контингента обучающихся. Целесообразна работа этих классов в первую смену по режиму продленного дня с организацией дневного сна (до III класса включительно), трехразового литания, необходимых оздоровительных мероприятий.

Детям И подросткам со сниженной работоспособностью при наличии выра­женных невротических расстройств, аффективном поведении организуется ин­дивидуальный щадящий режим (снижение объема заданий, дополнительный день отдыха в течение недели) и обязательная лечебная психотерапевтическая помощь (специалисты могут привлекаться по договору).

Для обучающихся в коррекционно-развивающих классах I ступени вводится дополнительное каникулярное время в феврале месяце продолжительностью в 7 календарных дней,

11.10. Для организации и проведения специалистами различных профилей
комплексного изучения детей, испытывающих трудности в обучении и адапта­
ции к школьной жизни, в общеобразовательном учреждении приказом директо­
ра может создаваться психолого-медико-педагогический консилиум. В его со­
став входят заместитель директора по учебно-воспитательной работе, опытные
учителя, работающие с этой категорией детей, детский психиатр, дефектолог,
учитель-логопед, психолог. Специалисты, не работающие в данном учрежде­
нии, привлекаются для работы в консилиуме по договору,

11.11. В задачи консилиума входят:

• изучение личности ребенка, выявление уровня и особенностей развития познавательной деятельности, памяти, внимания, работоспособности, эмоцио­нально-личностной зрелости, уровня развития речи;

• выявление резервных возможностей ребенка, разработка рекомендаций
учителю для обеспечения обоснованного дифференцированного подхода в про­
цессе обучения и воспитания;

• выбор оптимальной для развития ученика учебной программы и типа шко­
лы при отсутствии положительной динамики в обучении (в течение одного года
пребывания ученика в указанном классе);

• определение путей интеграции детей в соответствующие классы, работа­
ющие по основным образовательным программам, при положительной дина­
мике и компенсации недостатков развития;

• профилактика физических, интеллектуальных и психологических перегрузок,
эмоциональных срывов, организация лечебно-оздоровительных мероприятий;

• подготовка подробного заключения о состоянии развития и здоровья обу­
чаемого для представления в психолого-медико-педагогическую консультацию.

11.12. При отсутствии в школах указанного консилиума его функции могут выполнять психологические службы округа (муниципалитета), реабилитацион­ные центры (компенсцентры) для детей и подростков, психопого-медико-педа-гогическиеконсультации.

111. ОРГАНИЗАЦИЯ КО РРЕКЦ И ОН НО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

111.1. Коррекционно-развивающий образовательный процесс регламентиру­
ется Типовым базисным планом образовательного учреждения с классами кор-
рекционно-раэвивающего обучения, утвержденными для них программами Ми­
нистерства образования Российской Федерации, программами для массовых
классов, адаптированными к особенностям психофизического развития ребен­
ка и согласованными с методическими службами.

Обучение организуется как по специальным учебникам для этих классов, так и учебникам массовых классов в зависимости от уровня развития обучаю­щихся. Решение по этому вопросу принимает учитель,

111.2. Фронтальное коррекционно-развивающее обучение осуществляется
учителем на всех уроках и должно обеспечить усвоение учебного материала в
соответствии с государственным образовательным стандартом,

111.3. Основными задачи коррекционно-развивающего обучения являются:

• активизация познавательной деятельности учащихся;

• повышение уровня их умственного развития;

• нормализация учебной деятельности;

• коррекция недостатков эмоционально-личностного и социального развития;

111.4. Для учащихся, не усваивающих учебную программу на уроке, организу­
ются индивидуальные и групповые коррекционные занятия, которые имеют как
общеразвивающуЮ, так и предметную направленность. Для их проведения ис­
пользуются часы школьного компонента, а также консультативные часы групп
продленного дня. Продолжительность таких занятий не превышает 30 мин, на­
полняемость групп не превосходит 4—5 человек.

111.5. Для оказания логопедической помощи в штаты образовательного уч­
реждения с классами коррекционно-развивающего обучения вводится должность
логопеда из расчета на группу с наполняемостью не менее 15-20 человек с на­
рушениями речи.

111.6. Обучающиеся, имеющие речевые нарушения, получают логопеди­
ческую помощь на специально организуемых логопедических занятиях

индивидуально и группами из 4-6 человек, а также в подгруппах из 2-3 че­ловек.

111.7. При проведении уроков трудового и профессионального обучения класс делится на 2 группы, начиная с V класса.

Ш.8. Содержание трудового и профессионального обучения определяется исходи из региональных, местных условий, состояния здоровья обучающихся и осуществляется на основе вариативных профилей труда, включая в себя подго­товку для индивидуально-трудовой деятельности.

III.9. Вопрос о формах итоговой аттестации, ее организации решается Де­партаментом образования.

ШЛО. Выпускники девятого класса, успешно освоившие курс основной шко­лы, получают документ установленного образца.

IV. КАДРОВОЕ, МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И ФИНАНСОВОЕ

IV. В классах коррекционно-развивающего обучения работают учителя, вос­питатели и специалисты, имеющие опыт работы в образовательном учрежде­нии и прошедшие специальную подготовку.

IV.2. Для организации самоподготовки обучающихся в режиме продленного дня одновременно с воспитателями привлекаются учителя-предметники. Целе­сообразность такой работы, ее форма и продолжительность определяются пси­холого-медико-педагогическим консилиумом.

IV.3. В необходимом случае для работы с обучающимися классов коррекци­онно-развивающего обучения привлекаются специалисты, не работающие в данном образовательном учреждении, по договору (врач-психоневролог и дру­гие специалисты).

IV.4. При наличии в школе более трех классов такого типа может рассматри­ваться вопрос о введении в штатное расписание образовательных учреждений дополнительно ставки специалистов: педагога-психолога, социального педаго­га, дефектопога и др.

IV.5. Классным руководителям классов коррекционно-развивающего обуче­ния производится доплата за классное руководство в полном обьеме.

IV.6. Педагогическим работникам, специалистам классов коррекционно-раз­вивающего обучения устанавливается надбавка в 20% к ставкам заработной платы и должностным окладам. Руководителям школ при наличии более 3-х классов, создавшим необходимые условия для их функционирования, может быть установлен 15-процентный размер надбавки.

IV.7. Для работы данных классов оборудуются помещения, приспособлен­ные для занятий, отдыха, дневного сна, физкультурно-оздоровительной и ле­чебно-профилактической работы.

Рекомендации по отбору детей в классы коррекционно- развивающего обучения

В классы коррекиионно-развивающего обучения принимаются дети, испытывающие трудности в обучении и школьной адаптации вследствие различных биологических и социальных причин (проявления легких ос­таточных нарушений функций головного мозга, функциональная незре­лость центральной нервной системы, незрелость эмоционально-волевой сферы по типу психофизического инфантилизма, соматическая ослаб-

ленность, цсребрастенические состояния, а также педагогическая запу­щенность вследствие неблагоприятных социальных условий предшеству­ющего развития ребенка).

Основным медицинским показанием к отбору детей в классы коррек­иионно-развивающего обучения является диагноз задержки психического развития конституционального, соматогенного, психогенного или цереб­рально-органического происхождения, включающий как различные ва­рианты синдрома психического инфантилизма (гармонический, дисгар­монический, органический), так и нейродинамические и энцефалопати-ческие расстройства, недостаточность отдельных корковых функций.

Приему в указанные классы подлежат дети с нарушением работоспо­собности, повышенной истощаемостью по типу стойкого астенического синдрома как в рамках соматогенной задержки психического развития, так и вследствие:

астенических состояний при хронических заболеваниях внутренних органов, аллергических заболеваниях, склонности к частым респира­торным заболеваниям, хронических тонзиллитах и других заболеваниях;

астено-невротических состояний соматогенной и церебрально-орга­нической природы (нарушения сна, аппетита, вегетососудистая дисто-ния), синдрома истинной невропатии;

невротических и неврозоподобных состояний (страхи, тики, легкое заикание, не требующие обучения в речевой школе, ночной энурез);

церебрастенических состояний (компенсированная и суб ком пеней ро-еанная гидроцефалия, иеребро-эндокринные состояния, посттравмати­ческая церебрастения) без грубых нарушений интеллектуального развития.

Показанием для обучения в данных классах являются нарушения учеб­ной деятельности (негрубыс расстройства школьного поведения, учеб­ной мотивации и др.) в рамках задержки психического развития психо­генного происхождения, а также при:

патологическом формировании личности по типу аффективной воз­будимости, психастении, неустойчивости, истероидности, дисгармони­ческого инфантилизма;

педагогической запущенности детей, обусловленной воспитанием в неблагоприятной микросоциальной среде;

некоторых психических заболеваниях в стадии ремиссии (шизофре­ния, эпилепсия) без явлений деменции и выраженных расстройств по­ведения.

В классы коррекционно-развивающего обучения принимаются дети, страдающие негрубой церебральной патологией в виде задержки психи­ческого развития церебрально-органического генеза, а также остаточ­ных явлений рез и дуально-орган и чес ко го поражения головного мозга в рамках ММД, ведущих к стойким трудностям в усвоении учебного мате­риала; легкими проявлениями речевых и двигательных нарушений це-ребрально-органической природы, не требующих обучения а специ­альных учреждениях; проявлениями гипердинамического синдрома.

Трудности, которые испытывают эти дети, могут быть обусловлены как недостатками внимания, эмоционально-волевой регуляции, само­контроля, низким уровнем учебной мотивации и общей познавательной пассивностью (т.е. слабостью регуляционных компонентов учебно-по-знавательной деятельности), так и недоразвитием отдельных психичес­ких процессов — восприятия, памяти, мышления, негрубыми недостат-

ками речи, нарушениями моторики в виде недостаточной координации движений, двигательной расторможенностью, низкой работоспособно­стью, ограниченным запасом знаний и представлений об окружающем мире, информированностью операциональных компонентов учебно-познавательной деятельности.

Не подлежат приему в указанные классы дети, имеющие выраженные отклонения в развитии (умственная отсталость, эпилептическая или ши­зофреническая деменцня, грубые нарушения речи, зрения, слуха, двига­тельной сферы, выраженные нарушения общения в форме раннего детс­кого аутизма). Дети, страдающие различными видами слабоумия, значи­тельным снижением зрения, слуха, выраженными нарушениями речи, двигательной сферы, выраженными проявлениями синдрома раннего дет­ского аутизма, могут быть направлены в специальные образовательные учреждения (классы, группы) коррекционного характера. Нежелательно направление в данные классы детей с выраженными психопатоподобны­ми расстройствами (стойкой выраженной аффективной возбудимостью, значительной расторможен ностью и агрессивностью, нарушением влече­ний), судорожными пароксизмами, дневными энурезом и энкопрезом. В этих случаях показано обучение ребенка на дому при динамическом наблю­дении психоневрологом, обеспечивающим медикаментозную коррекцию.

для классов коррекций и но-развивающего обучения в общеобразовательных учреждениях г. Москвы 1997/98 уч. год

Количество часов в неделю, по классам

Учебный план для классов коррекционно-развивающего обучения общеобразовательных учреждений построен с учетом программных, ме­тодических и дидактических разработок Института коррекционной пе­дагогики для фронтальной работы учащихся этих классов, а также с уче­том необходимости осуществления допрофесеиональной подготовки де­тей, имеющих трудности в обучении, что отражено в региональном «По­ложении о классах коррекционно-развивающего обучения в общеобра­зовательных учреждениях г. Москвы». Часы базового компонента в па­раллели VII—V1I1 классов превышают на 1 час объем максимальной обя­зательной учебной нагрузки. Перегрузки учащихся VTI—VIII классов можно избежать, либо интегрируя отдельные предметы, либо перенеся 1 час допрофесеиональной подготовки на вторую половину дня, с учетом воз­можностей учреждения.

По данному плану могут обучаться дети как седьмого, так и восьмого года жизни, обнаружившие на момент приема в школу недостаточную

функциональную готовность к обучению или испытывающие трудности в обучении и школьной адаптации.

В нем учитываются специфические трудности детей в обучении рус­скому языку, в связи с чем предусмотрено в базовом компоненте уве­личение числа часов на русский язык и литературу с V по VII класс по сравнению с региональным базисным планом. В начальных классах введен специально разработанный интегрированный курс «Ознаком­ление с окружающим миром и развитие речи», позволяющий на дос­тупном ребенку материале вести работу по обогащению знаниями и представлениями об окружающей действительности, по обогащению словарного запаса, развитию монологической речи. Содержание обу­чения по данному курсу включает работу по коррекции зрительного восприятия, памяти, мыслительных процессов учащихся, формиро­ванию обшеинтеллектуальных умений (анализа, сравнения, обобще­ния, группировки, классификации). Одновременно предполагается, что развитием культуры речи учителя будут заниматься на каждом уроке.

При изучении математики в начальной школе может быть использо­ван как традиционный курс, так и курс «Математика и конструирова­ние», если в школе есть для этого необходимые условия (учебники, ме­тодические пособия и подготовленные учителя).

Учитывая, что основной целью обучения является активизация по­знавательной деятельности, коррекция эмоционально-личностной сфе­ры, пристальное внимание должно быть уделено изобразительному ис­кусству, музыке, ритмике. Школа, исходя из своих возможностей, сама решает вопрос о распределении часов на указанные дисциплины. При этом нужно в обязательном порядке сохранить их перечень.

Предлагаемый учебный план предусматривает от 3 до 5 часов школь­ного компонента, который в этих классах должен использоваться на груп­повые (не более 3 человек) и индивидуальные занятия (не более 30 ми­нут). Не допускается введение школьного компонента на проведение новых курсов для всего класса и перераспределение этих часов между паралле­лями.

Данный план является типовым, поэтому школа может выбрать и один из четырех вариантов базисного плана первой ступени.

Базисный учебный план с классами коррекционно-развивающего обучения предусматривает использование программно-методических материалов, разработанных Институтом коррекционной педагогики РАО, и направлен на активное обновление содержания образования, повы­шение его уровня, создания стандарта требований к знаниям учащихся, выделение обязательного базового и вариативного школьного компо­нентов.

Выбор варианта учебного плана зависит от специфики комплектова­ния класса,

1-й вариант' предназначен для комплектования детьми, присту­пившими к обучению в 7-летнем возрасте в условиях массовой школы,

1 Приведен в соотвегстпии с Базисным учебным планом обшеобразователь­ных учреждений РФ, утвержден МО РФ (см.; Программы специальных (коррек-ционных) образовательных учреждений и классов коррекц и о и но-развивающего обучения. — М. Просвещение. — 1996).

не усвоившими знания и умении в объеме требований программы I класса, хотя им оказывалась необходимая помощь специалистами школы, и пе­реведенными в связи с этим в систему коррекционно-развивающего обучения во II класс.

Этот вариант комплектования в настоящее время шире других рас­пространен в стране, благодаря его демократическим и гуманистичес­ким исходным позициям.

Отставание в формировании школьно-значимых навыков и умений наиболее ярко проявляется у детей на этапе систематического их обуче­ния, легче и правильнее диагностируется. Отставание в развитии детей становится понятным и учителям, и родителям, что побуждает их ока­зывать детям необходимую помощь.

Учебный план 1-го варианта обучения рассчитан на три учебных года (2, 3, 4). Школьный компонент составляет 3—4 часа в неделю во втором, третьем и четвертом классах.

Примерный учебный план классов коррекционно-развивающего обучения (1-й вариант) 1

Количество уроков в неделю, по классам

1 Учебный план рассчитан на 6-дневную учебную неделю или на 5-дневную с 6-м развивающим днем.

На русский язык и литературу отводится 8 часов.

J Предмет "Окружающий мир» проводится во II классе по 2 часа п неделю, 1 час дополнительно берется на развитие речи из 9 часов русского языка, отведен­ных Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений РФ (только во II классе).

' Окружающий мир в III классе (1 час) вводится за счет одного часа «Введе­ние в историю*.

2-й вариант предназначен для комплектования детьми, присту­пившими к обучению в массовой школе в 6-летнем возрасте и не усво­ившими программу, а также для 7-летних детей, ранее не обучавшихся, но обнаруживших низкий уровень готовности к школьному обучению.

Преимуществом этого варианта комплектования является то, что дети оказываются диагностированы в более раннем, по сравнению с первым вариантом, возрасте и направлены своевременно в систему кор-ре к ц ион но-развивающего обучения. Адекватные их особенностям усло­вия обучения позволяют избегать (или свести к минимуму) негативное воздействие на формирование личности ребенка стойких неуспехов в учении.

Примерный учебный план классов коррекцио и но -развивающего обучения

Количество уроков в неделю, по классам

1 Предмет «Окружающий мир» проводится во 11 классе по 2 часа в неделю,
I час дополнительно берется на развитие речи из 9 часов русского языка, отведен­
ных Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений РФ (только
во II классе).

2 Ритмика проводится за счет использования часов вариативной части Базис­
ного плана.

4-й вариант предназначен для детей, посещающих комплекс «Дет­ский сад-школа*. Обучение и воспитание детей по этому варианту рас­считано на 10—12 лет и состоит из трех ступеней.

0 — коррекционно-развивающие группы для детей с ЗПР в детском
саду массового типа для детей 5—6 лет с наполняемостью до !0 человек;
группы кратковременного пребывания;

1 — начальная школа, обеспечивающая полноценное усвоение ос­
новных базисных предметов и коррекцию индивидуальных недостат­
ков психофизического развития учашихся младшего школьного воз­
раста;

II — основная школа включает V—IX классы.

Воспитание и обучение детей на нулевой ступени призвано обеспе­чить (главную адаптацию детей к обучению в школе, повысить уровень их общего развития, необходимого для полноценной учебной деятель­ности в начальной школе, реализовать преемственность дошкольного и школьного обучения.

Отбор предметов и включение их в образовательные области Базис­ного учебного плана осуществлен с учетом возможностей коррекции тех или иных познавательных процессов, не формирующихся у детей к на­чалу школьного обучения в традиционных условиях воспитания в до­школьных учреждениях массового типа.

Первые два года, направленные на развитие 5—6-летнего ребенка и коррекцию его индивидуальных негативных особенностей, он находится в условиях детского сада. Если в первый и второй годы коррекционно-развивающие занятия проводит в первую половину дня педагог-дефек-толог (а все другие — воспитатель во второй половине дня), то на третий год (I класс начальной ступени школы) учебный процесс организует учитель массовой школы. Это позволяет осуществлять преемственность между педагогом-дефектологом и учителем начальных классов, который затем на следующий год со своим классом переходит в школу, составля­ющую единый комплекс с детским садом.

План рассчитан на пятидневную учебную неделю с развивающим днем (продолжительность занятий — 25 минут, урока — 40 минут).

Важной особенностью учебного плана в V—IX классах является выде­ление 4—5 часов на коррекционную индивидуальную и групповую рабо­ту с учащимися, допускается наполняемость групп до 5 — 6 человек на занятие длительностью 30 — 35 минут.

Важное значение для социальной адаптации, нормализации учебной деятельности учащихся имеют уроки технологии, которые не могут в начальной школе заменяться другими дисциплинами. В старших классах предусматриваются по 4 — 5 часов для организации углубленной профес­сиональной подготовки школьников.

Примерный вариант учебного плана трудового обучения предназна­чен для изучения программы трудового обучения в V —IX классах КРО, которая представляет собой часть содержания образовательной области «Технология», включенной в базисный учебный план общеобразователь­ных учебных учреждений России.

Основной целью трудового обучения является формирование лично­сти, ориентированной на труд в новых экономических условиях; изуче­ние общих осноа технологической деятельности и направлений ее со­вершенствования.

Тематический план трудового обучения в V—IX классах КРО

Разделы (р) и темы (т)