Руководства, Инструкции, Бланки

План Учебного Занятия Образец img-1

План Учебного Занятия Образец

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Разработка лекционного занятия


Главная | О нас | Обратная связь

Разработка лекционного занятия

Лекция представляет собой систематическое, последовательное изложение преподавателем учебного материала, как правило, теоретического характера. Цель лекции – организация целенаправленной познавательной деятельности обучающихся по овладению программным материалом учебной дисциплины.

В ходе практики студент должен подготовиться и самостоятельно прочитать лекцию.

План работы магистранта по подготовке к проведению лекции включает в себя следующее:

· студент получает от преподавателя задание, в котором указывается тема занятия, дата, группа, в которой он его будет проводить,

· консультируется с преподавателем, изучает тему, подбирает литературу,

· определяет с преподавателем план лекции,

· составляет развернутый план лекции,

· после утверждения его у руководителя – осуществляет написание полного текста лекции языком письменной речи с обязательной формулировкой выводов по лекции,

· переводит материал лекции с языка письменной на язык устной речи

· осуществляет разработку сценария лекции, который отображается непосредственно в тексте лекции.

В сценарий лекции входит:

· время на изучение каждого вопроса и ответы на вопросы аудитории,

· выделение положений лекции, которые требуют дословного конспектирования,

· какие и когда используются схемы, плакаты, слады и др.,

· перечень примеров, задач, упражнений с указанием времени, когда они используются,

· перечень проблем, которые отводятся на самостоятельную работу.

Материалы лекции оформляются титульным листом. Образец оформления титульного листа приведен в Приложении Б.

Структура методической разработки лекции:

I. Титульный лист

III. Методические рекомендации по проведению лекции:

1) название лекции;

2) вид лекции - указывается в случае использования активных методов (технологий) обучения (так называемые нетрадиционные виды лекций: лекция-визуализация, лекция вдвоем, лекция пресс-конференция, лекция-беседа, лекция-дискуссия, лекция-консультация и т.д.);

4) продолжительность лекции: 2 часа;

5) место проведения: аудитория;

6) оснащение: методическое - схемы, видеофильмы, наглядные пособия, методическая разработка лекции; материально – техническое: таблицы, плакаты, оборудование и материалы, мультимедийные проекторы и др.;

7) план лекции. План лекции содержит следующие части: вводную часть (вступление), основную часть и заключение.

Вступление - часть лекции, цель которой - заинтересовать и настроить аудиторию на восприятие учебного материала. В его состав входят:

• формулировка темы лекции, характеристика ее профессиональной

значимости, новизны и степени изученности, цели лекции;

• изложение плана лекции, включающего наименования основных вопросов,

подлежащих рассмотрению на лекции;

• характеристика рекомендуемой литературы, необходимой для организации

самостоятельной работы студентов;

• ретроспекция-напоминание о вопросах, рассмотренных на прошлой лекции,

связь их с новым материалом, указание на его роль, место и значение в данной дисциплине, а также в системе других наук.

Основная часть- изложение содержания лекции в строгом соответствии с предложенным планом. Включает раскрывающий тему лекции концептуальный и фактический материал, его анализ и оценку, различные способы аргументации и доказательства выдвигаемых теоретических положений. Двухчасовая лекция обычно содержит не более 2-х, а четырехчасовая – не более 4-х вопросов.

Заключение - подведение общего итога лекции, повторение основных положений лекции, обобщение материала, формулировка выводов по теме лекции; ответы на вопросы студентов. Задания для самоподготовки.

Основные требования к лекции:

1. Высокий научный уровень излагаемой информации, имеющей, как правило, мировоззренческое значение.

2. Объем научной информации должен быть четко систематизирован и методически проработан.

3. Высказываемые суждения доказательны, аргументированы.

4. Лекционный материал должен быть доступен для понимания.

5. Вводимые термины и названия должны быть разъяснены.

6. Главные мысли и положения должны быть выделены, формулировки выводов четкие, лаконичные.

7. Студентам должна быть предоставлена возможность слушать, осмысливать и кратко записывать информацию.

8. Организация обратной связи на лекции (прямые вопросы к аудитории, совместное размышление вслух, письменный опрос и т.д.).

9. Использование дидактических материалов, средств наглядности (блок-схем, чертежей, таблиц, графиков, рисунков и т.п.).

Грубыми ошибками и недочетами при проведении занятий считаются:

1. Отсутствие планов-конспектов занятий.

2. Отсутствие освещения важных вопросов по теме занятия.

3. Изложение материала, при котором основная тема осталась нераскрытой.

4. Излишне конспективное изложение темы.

5. Ведение занятия под диктовку.

6. Слишком быстрое изложение темы, когда занятие заканчивается раньше положенного времени.

7. Слишком медленное изложение темы, когда занятие заканчивается позже положенного времени.

8. Грубые фактические ошибки при изложении темы.

9. Опора на устаревшие материалы, отсутствие современных точек зрения в изложении темы.

10. Нарушение этических норм.

Для оценки эффективности собственной педагогической деятельности практикант должен получить обратную связь от студентов. Для этого он должен оценить уровень их знаний по разобранным темам.

Студент анализирует свою лекцию и как минимум одну лекцию одногруппника по схеме, приведенной в Приложении В. Кроме того, дополнительно осуществляет рефлексию самостоятельно проведенного занятия по приведенным ниже вопросам :

1. Взаимодействие с аудиторией: удалось ли установить психологический контакт с аудиторией и эффективно работать со всеми студентами; возникли ли барьеры во взаимодействии и с чем это связано, что нужно сделать, чтобы не допускать этого в дальнейшем;

3. Что удалось из намеченного в ходе занятия;

4. Что не удалось в ходе занятия и почему, какие задачи не удалось решить (необходимо указать как внешние, так и внутренние причины неудач);

5. Допущенные ошибки, пути их устранения и предотвращения в будущем;

6. Профессионально-значимые качества, которые способствовали проведению занятия;

7. Профессионально-значимые качества, которых не хватало для максимально успешного проведения занятия;

8. Планируемые шаги по развитию профессионально-важных качеств и компетенций преподавателя;

9. Выводы: общая оценка успешности проведенного занятия, оценка успешности преподавательской деятельности.

В самоанализе ценно показать не только то, как студент добиваемся успеха, но и то, с какими проблемами столкнулся, какие решения оказались эффективными, а какие – менее эффективными, какие приемы можно включить в дальнейшем при прочтении лекций, а от каких необходимо отказаться.

Другие статьи

План учебного занятия

- обобщение и систематизация полученных знаний об основных методах производства строительно-монтажных работ,

-изучение особенностей процессов производства на сооружениях по укладке главного отводящего коллектора и главной канализационной насосной станции г.Калининграда,

-изучение принципов автоматизации и механизации производственных процессов ,

-знакомство с применением новых технологий при производстве работ на сооружении главной канализационной насосной станции и главного отводящего коллектора,

-закрепление знаний по разделу «Специальные строительные работы».

-воспитание интереса к изучаемой дисциплине. к избранной специальности,

-воспитание интереса к производственной деятельности,

-воспитание коллективизма, ответственности за принятое решение перед поставленными на производстве задачами,

-развитие логического мышления специалиста,

- воспитание инициативности, добросовестного и уважительного отношения к труду,

- воспитание бережного отношения студентов к природной среде;

- воспитание чувств гордости за родной край, край, в котором живешь;

- развитие познавательного интереса студентов к изучению производственных процессов и новых технологий строительного производства ;

- развитие познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей студентов;

- развитие умения анализировать и обобщать полученные знания,

-развитие конструкторских способностей,

-развитие технического мышления,

-развитие умения работать самостоятельно и в группе,

-развитие умения анализировать, обобщать, выделять главное, делать самостоятельные выводы,

-развитие речи и умения пользоваться техническим понятиями и определениями.

Методы и приемы

1. Организационный момент (приветствие, проверка явки студентов на занятие и готовности к занятию).

2. Формулирование темы и целей занятия.

3. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности студентов.

В рамках проекта «Реконструкция системы водоотведения и охраны окружающей среды города Калининграда» в районе поселка Космодемьянск ведется работа по укладке огромного канализационного коллектора протяженностью 15 км. и Главной канализационной насосной станции. Общая площадь объекта строительства составляет 1,5 га. Это объект начал разрабатываться в 80-е годы, но в начале 90-х строительство было заморожено. Спустя 15 лет его строительство возобновилось. Скажите. ребята, какая основная проблема существует при укладке трубопровода на территории Калининградской области?

Примерный ответ студентов:

Водонасыщенные грунты, высокий уровень грунтовых вод и необходимость их отвода для возможности производства работ по укладке трубопровода.

А какой наиболее распространенный способ отвода вод на территории Калининграда вам известен?

Примерный ответ студентов:

Метод иглофильтров с бурением скважин и применением насосов.

Есть ли у вас вопросы ,которые возникли при подготовке к этому занятию.

4. Повторение понятий об общих принципах производства строительно-монтажных работ.

А в чем отличие возобновленного строительства отводного коллектора и ГНС от того, которое было заморожено в начале 90-х годов.

Примерный ответ студентов:

Широко применяются новые технологии. Старый коллектор проектировался из железобетона, а в современный коллектор укладывается из пластиковых труб диаметром 2000мм. Кроме того, первоначально при строительстве главной канализационной насосной станции проектировались насосы сухого исполнения, т.е. находиться над уровнем принимаемых сточных вод. В настоящее время проект пересмотрен и решили запроектировать насосы погружного типа. т.е. будут находиться под уровнем принимаемых сточных вод.

А что такое насосы сухого исполнения и погружного типа.

Насосы сухого исполнения – это те. которые находятся над уровнем принимаемых сточных вод. а насосы погружного типа - это те. которые находятся под уровнем принимаемых сточных вод.

А почему стало возможным внести такие изменения?

Примерный ответ студентов:

Это позволили современные возможности автоматизации процессов производства. Так насосы по направляющим будут опускаться вниз и достигнув всасывающего трубопровода насосы фиксируются автоматически. Таким же способом можно их поднимать для ремонта.

5.Обсуждение отчетных докладов по экскурсии на производство и разбор практических ситуаций.

5.1. Просмотр презентаций студентов.

Пример презентации прилагается.

Выполнили студенты гр.В-31 Пашкевич Сергей и Сиверина Алиса.

5.2. Отчетные выступления студентов.

Пример отчетной работы прилагается в бумажном варианте:

Отчетная работа по экскурсии на объект «Строительство основного отводящего коллектора и Главной канализационной насосной станции» г.Калининграда.

Студентка гр.В-31 Лосинская Виктория.

Вопросы дискуссии после выступлений студентов

Какие проблемы города решает строительство главного отводящего ко лектора и главной канализационной насосной станции?

С помощью нового коллектора городская система водоотведения заработает в нормальном режиме, без перегрузок. Сократятся переливы сточных вод в Преголю, ручьи и озера. А в первой половине 2009 года войдет в эксплуатацию напорный коллектор с насосной станцией на Ялтинской, который заберет все стоки из восточного района Калининграда, где ведется большое строительство.

Первоочередная задача специалистов МУП «Водоканал» - обеспечить четыре основных переключения со старого на новый коллектор. С его использованием город избавится от аварийных сбросов сточных вод, подтоплений подвалов жилых домов и получит резерв по водоотведению на перспективу. А к 2012 в Калининграде планируется ввести в строй очистные сооружения по проекту «Реконструкция системы водоснабжения и охрана окружающей среды города Калининграда».

Какие строительные работы относятся к общестроительным, а какие к специальным?

Какие типы общестроительных и специальных работ вы увидели на объекте строительства главного коллектора и ГНС?

Какие типы сооружений вы увидели на строительстве объекта главного коллектора и ГНС?

Какие по назначению типы трубопроводов на строительстве Главной канализационной насосной станции вы можете выделить?

Как бы вы усовершенствовали работу на объекте строительства главного коллектора и ГНС?

Какие районы города будут подключены к строящемуся коллектору?

Какие меры по охране окружающей среды и территории города приняты при строительстве главной канализационной насосной станции?

Какие машины и механизмы используются на объекте строительства главного коллектора и ГНС?

Какие преимущества пластмассовых труб для укладки канализационного коллектора перед другими материалами труб ?

Какие методы производства пластмассовых труб вам известны?

Каким способом соединятся трубопроводы коллектора?

В каких местах по движению коллектора устанавливаются колодцы и камеры переключения?

6. Дискуссия по усовершенствованию процесса производства СМР на строительстве ГНС и главного отводного коллектора. Подготовленные студентами сообщения по новым технологиям.

Ребята, а чтобы вы усовершенствовали, какие известные вам новые технологии при производстве работ на объекте строительства главной насосной станции и укладке коллектора вы применили бы?

Ребята отвечают и выступают с мини сообщениями по новым технологиям.

6.1. Выступления студентов с краткими сообщениями о новых технологиях производства строительно-монтажных работ?

(Сообщения делаются на основе подготовленных к уроку рефератов, примеры рефератов прилагаются в электронном виде и в бумажном варианте)

Перечень рефератов в электронном виде:

«Работы по водопонижению ,организации поверхностного стока и водоотвода», Студенты Емельянчик Надежда, Танасов Александр.

«Работы по возведению сооружений способом «стена в грунте» Студенты Богданов Александр, Майстренко Ольга

Перечень рефератов в бумажном варианте:

«Современные землеройные машины» Студенты гр. В -31 Шумский Александр, Васильев Евгений.

«Новые технологии производства ПЭ-фасонных частей - «система спиролайн». Студент гр. В-31 Соловьев Игорь.

«Изготовление и установка пластиковых канализационных колодцев фирмы «Wawin» с применением новых технологий» Студенты гр. В-31Маврин Кирилл, Бондаренко Дмитрий.

Во время выступлений студентов, нескольким студентам предлагается решить кроссворды по пройденному материалу.

Пример кроссворда, выданного студенту.

Вопросы к кроссворду

План, составляющий по разбивочному чертежу.

Способность грунтов не пропускать воду.

Экскаватор, копающий от себя.

Верхний слой, подвергающийся ежегодному замерзанию и оттаиванию.

Грунты, содержащие лед.

Изверженные и осадочные породы с жесткой связью между зернами.

Воды, влияющие на грунт, также могут вызвать оползни.

Грунт, содержащий песок с глиной 10-30 %.

Грунты, обладающие свойством пластичности.

Грунты, содержащие песок.

Грунты, которые в течение многих лет не отстаивались.

Экскаватор, копающий на себя.

Какие отметки используют для определения высотных отметок.

Грунт, содержащий песок с глиной 3-10 %.

В зависимости от зернового состава их подразделяют на щебенистые или на гравийные.

Ответы к кроссворду

МГУ Мет рек педагогич ПРАКТИКА

/ ПУБЛИКАЦИИ / МГУ Мет рек педагогич ПРАКТИКА

3.7. Научная культура речи преподавателя. Доступный и ясный язык.

3.8.Использование приемов закрепления: повторение, вопросы на проверку внимания, усвоения, подведения итогов в конце вопроса, всей лекции.

3.9. Использование наглядных средств (раздаточный материал, записи или схемы на доске или флипчарте, плакаты), ТСО и аудиовизуальных дидактических материалов.

3.10. Насколько были учтены следующие требования к лекции:

* Нравственная сторона лекции и преподавателя;

* Информативность (современный научный уровень);

* Доказательность и аргументированность;

* Наличие достаточного количества ярких, убедительных примеров, фактов, обоснований, документов и научных доказательств;

* Эмоциональность формы изложения;

* Активность мышления слушателей;

* Четкая структура и логика последовательно излагаемых вопросов;

* Методическая обработка – выведение главных мыслей и положений, подчеркивание выводов, повторение их в различных формулировках.

IV. Руководство работой студентов

4.1. Мобилизация аудитории на восприятие материала. Мотивация (способы). Требование конспектировать. Контроль за работой.

4.2. Обучение студентов методике записи и помощь в этом: интонирование, быстрый или медленный темп, повтор, паузы, вычерчивание графиков, составление схем, таблиц, алгоритмов.

4.3. Актуализация опорных знаний и чувственного опыта.

4.4. Просмотр конспектов по ходу лекции, после или на семинарских и практических занятиях.

4.5. Использование приемов поддержания внимания – риторические вопросы. Диалог, шутки, ораторские приемы.

V. Лекторские данные

5.1. Знание предмета. Уверенность, убедительность.

5.2. Эмоциональность, голос, дикция, ораторское мастерство;

5.3. Культура и богатство речи, внешний вид; Уважительность речи по отношению к студентам;

5.4. Умение установить контакт, длительное время удерживать активное внимание всей аудитории;

5.5. Гармоничность жестикуляции движений, соответствие вербальной коммуникации.

VI. Результативность лекции

6.1. Информационная ценность материала;

6.2. Воспитательная ценность лекции (нравственный аспект);

6.3.Фасилитация. Мотивация студентов на саморазвитие и профессиональный рост;

6.4. Активность аудитории (все ли студенты слушали лекцию и конспектировали, задавали ли вопросы, проявляли интерес к содержанию лекции и др.);

6.5. Достижение дидактических целей.

Схема анализа семинарского занятия

Ф. И. О. преподавателя

Тип занятия (семинар, просеминар, спецсеминар, семинар-тренинг и т.п.)

Качество проведения организационного момента (четкость постановки цели занятия, активизация аудитории, постановка требований, ознакомление с планом работы).

Уровень руководства ходом семинарского занятия (умение регламентировать выступления, умение побуждать студентов к активному обсуждению, размышлениям; умение создавать проблемные ситуации, организовывать дискуссии; резюмирование выступлений, подведение итогов).

Использование активных методов и форм проведения занятий (дискуссий, диалогов, конференций, деловых игр, мозговых атак и др.).

Критерии оценки семинарского занятия

1. Целесообразность: постановка проблемы стремление связать теорию с практикой, использованием материала в будущей профессиональной деятельности.

2. Планирование: выделение главных вопросов, связанных с профилирующими дисциплинами, наличие новинок в списке литературы.

3. Организация семинара: умение вызывать и поддержать дискуссию, конструктивный анализ всех ответов и выступлений, заполненность учебного времени обсуждением проблем, поведение самого преподавателя.

4. Стиль проведения семинара: оживленный, с постановкой острых вопросов, возникающей дискуссией, или вялый, не возбуждающий ни мыслей, ни интереса.

5. Отношения преподаватель - студенты: уважительные, в меру требовательные, равнодушные, безразличные.

6. Управление группой быстрый контакт со студентами, уверенное поведение в группе. Разумное и справедливое взаимодействие со студентами или, наоборот, повышает тон, опирается в работе на лидеров, оставляя пассивными других студентов.

7. Замечания преподавателя: квалифицированные, обобщающие или нет замечаний.

8. Студенты ведут записи на семинарах: регулярно, редко, не ведут.

Схема самоанализа занятия

Для проведения самоанализа лекций или семинара студент-практикант использует вышеприведенные схемы анализа занятий. Вместе с тем, для более четкого и полного их анализа предлагается ответить на следующие вопросы:

1. Какое место данная лекция занимает в теме, разделе, курсе? Как она связана с предыдущими занятиями, на что опирается? Как данная лекция работает на последующие занятия, темы, разделы? В чем специфика данной лекции?

2. Дать характеристику реальных учебных возможностей обучающихся студентов. Какие особенности были учтены при планировании занятия?

3. Какие задачи решались на занятии? Учебные, воспитательные, развивающие? Учитывались ли особенности аудитории,

отдельных групп в их решении?

4. Является ли структура данного занятия рациональной при решении задач отдельных пунктов плана лекции, рационально ли распределено время, отведенное на все пункты плана? Были ли логические связи между этапами лекции?

5. На чем акцентировалось внимание: выделено ли главное на лекции?

6. Какое сочетание форм обучения выбрано для раскрытия материала, почему? Необходим ли дифференцированный подход к студентам?

7. Какое сочетание методов обучения и дидактических приемов выбрано для раскрытия материала? Обосновать выбор методов обучения.

8. Как организовать контроль за усвоением материала? Какие формы и методы этого контроля осуществлялись? Почему?

9. За счет чего обеспечивается высокая работоспособность студентов на протяжении всего занятия?

10. За счет чего на занятии поддерживалась добрая психологическая атмосфера общения? Как было реализовано воспитательное значение личности преподавателя?

11. Как и за счет чего обеспечивалось на занятиях рациональное использование времени?

12. Какие были продуманы запасные методические «ходы» на случай непредусмотренной ситуации?

13. Удалось ли реализовать все поставленные задачи? Если не удалось, то, какие, и почему? Когда педагог планирует выполнить нереализованные?

ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ ПЛАНА-КОНСПЕКТА ЛЕКЦИИ

по учебной дисциплине «Методика преподавания психологии»

На тему «ВУЗОВСКАЯ ЛЕКЦИЯ»

Дата проведения занятия 10. V. 2010 г Оценка: ______

Ф. И. О. студента _____ курса Подпись преподавателя__________

Цель: Сформировать у студентов знания о методике проведения лекционных занятий по психологии.

1. ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ И ЦЕЛИ ВУЗОВСКОЙ ЛЕКЦИИ

2. ТРЕБОВАНИЯ К ЛЕКЦИИ

4. ПЛАН-КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ

5. МЕТОДИКА ЧТЕНИЯ ЛЕКЦИИ

1. Буланова –Топоркова М.В. Педагогика и психология высшей школы. – Ростов-на-Дону: Феникс. - 1998

2. Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии. – М. Владос, 1999.

3. Карандашев В.Н. Методика преподавания психологии. – СПб. Питер, 2005.

4. Штокман Л.А. Вузовская лекция. – СПб. Питер, 2001.

ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ И ЦЕЛИ ВУЗОВСКОЙ ЛЕКЦИИ

Слово «лекция» имеет латинский корень, от латинского « Lection» - чтение. Лекция появилась в Древней Греции, получила свое дальнейшее развитие в Древнем Риме и в средние века.

Яркие страницы в историю развития лекционной формы обучения вписал основатель первого в России университета М.В. Ломоносов, по достоинству ценивший живое слово преподавателей, равно как и его знаменитые последователи М.В. Остроградский, В.О. Ключевской, Т.Н. Грановский. Их лекции были столь блестящи, что отодвинули на второй план учебник.

Основная цель лекции: формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала.

- формирование новых знаний и закрепление предыдущего материала;

- расширение кругозора по изучаемому предмету;

- актуализация опорных знаний и жизненного опыта;

- мотивация к учению и пробуждение интереса к предмету;

- формирование у студентов способностей учиться.

Роль лекционной формы занятий

А р г у м е н т ы п р о т и в:

1) Лекция приучает к пассивному восприятию чужих мнений, тормозит самостоятельное мышление. Чем лучше лекция, тем эта вероятность больше;

2) Лекция отбивает вкус к самостоятельным занятиям;

3) Лекции нужны лишь тогда, когда нет учебников или их мало;

4) Одни студенты успевают осмыслить, другие – только механически записать слова лектора;

5) Слабая обратная связь со студентами в виду моно логичности лекции.

А р г у м е н т ы з а:

1) Лекция – это творческое общение лектора с аудиторией, сотворчество, эмоциональное взаимодействие (расстановка акцентов, рассуждение, объяснение). Эмоциональная окраска лекции, сочетаясь с глубоким научным содержанием, создает гармонию мысл, слова и восприятия слушателями.

2) Лекция – весьма экономный способ получения в общем виде основ знаний за счет сконцентрированной подачи материала, построенного на основе переработки множества учебников, монографий, статей, практического опыта и других источников;

3) Лекция активизирует мыслительную деятельность, если хорошо понята и внимательно прослушана;

4) Лекция мотивирует студента к самостоятельному познанию, расширению своих знаний по предмету;

5) В учебном процессе складывается ряд ситуаций, когда лекционная форма обучения не может быть заменена никакой другой:

- при отсутствии учебников по новым складывающимся курсам лекция основной источник информации;

- новый учебный материал по конкретной теме не нашел еще отражения в существующих учебниках или некоторые его разделы устарели;

- отдельные темы учебной дисциплины особенно трудны для самостоятельного изучения и требуют методической переработки лектором;

- по основным проблемам курса существуют разноречивые концепции. Лекция необходима для их объективного освещения;

- лекция ничем не заменима в тех случаях, где особенно важно личное эмоциональное воздействие лектора на студентов с целью повлиять на формирование их взглядов.

ТРЕБОВАНИЯ К ЛЕКЦИИ

Нравственная глубина содержания лекции и нравственная позиция преподавателя;

Научность и информативность (современный научный уровень);

Доказательность и аргументированность;

Наличие достаточного количества ярких, убедительных примеров, фактов, обоснований, документов и научных доказательств;

Эмоциональность формы изложения;

Активизация мышления слушателей;

Постановка проблемных вопросов для размышления;

Четкая структура и логика раскрытия последовательно излагаемых вопросов;

Методическая обработка – выведение главных мыслей и положений, подчеркивание выводов, повторение их в различных формулировках;

Доступный и ясный язык;

Разъяснение вновь вводимых терминов и названий;

Использование по возможности и необходимости (целесообразности) аудиовизуальных дидактических материалов, а также наглядности (раздаточный материал, записи или схемы на доске или флипчарте, плакаты).

Вводная лекция - знакомит студентов с целью и назначением курса, его ролью и местом в системе учебных дисциплин. Дается краткий обзор курса (вехи развития данной науки, имена известных ученых и их вклад). В такой лекции ставятся научные проблемы, выдвигаются гипотезы, намечаются перспективы развития науки и ее вклада в практику. Теоретический материал целесообразно связать с практикой будущей работы специалиста. Рассказ об общей методике работы над курсом, требования к экзамену. Обзор литературы.

Обзорно -повторительная лекция - читается в конце раздела, курса. Отражает все теоретические положения, составляющие научно-понятийную основу данного раздела или курса, исключая детализацию и второстепенный материал. Это квинтэссенция курса.

Обзорная лекция – Цель ее – систематизация знаний на более высоком уровне. Материал, изложенный системно, лучше запоминается, допускает большее число ассоциативных связей. Рассматриваются также трудные вопросы экзаменационных билетов.

Классическая лекция - читается в высоком темпе (с листа). Студенты записывают основное (что успеют). Содержание лекций высоко научно, составлено из переработки множества источников (особенно монографий и статей). Емкий обзор литературы, изобилие фамилий, сравнительный анализ концепций, подходов, положений – все это характеризует классическую лекцию. Лекция по каждому блоку информации должна иметь проблемные вопросы. Предполагаются, что студенты в период самостоятельной работы должны дополнить, расширить конспект лекции, ответить на вопросы, восполнить то, что успели записать.

Лекция -объяснение – Это лекция информационного типа, на которой студентам вводится и объясняется готовая информация, подлежащая запоминанию. Она предполагает чтение лекции в умеренном темпе, за диктовку основных позиций (понятий, сущности феномена, его функций. структуры, факторов, особенностей и др..), разъяснение основных положений, четкую (однозначную) терминологию. Ответы на вопросы студентов по всему ходу лекций. Материал строится в основном на учебниках, дополнен монографиями и статьями.

Проблемная лекция. В отличие от информационной лекции, на проблемной новое знание вводится как неизвестное, которое необходимо «открыть». Создав проблемную ситуацию, преподаватель побуждает студентов к поиску решения проблемы, шаг за шагом подводя их к искомой цели. Теоретический материал дается в виде проблемной задачи. В ее условии имеются противоречия, которые надо обнаружить и разрешить. Процесс познания студентов при данной форме изложения информации приближается к поисковой, исследовательской деятельности. С помощью проблемной лекции обеспечивается развитие теоретического мышления, познавательного интереса к содержанию предмета, профессиональная мотивация, корпоративность.

Интерактивная лекция – предполагает постоянный диалог со студентами, постановку проблем, просьбу проиллюстрировать материал примерами, высказать собственное мнение, выдвинуть гипотезу, сделать вывод. Такая лекция чаще всего является проблемной по характеру. Как правило, на таких лекциях студенты очень хорошо запоминают материал.

Лекция – дискуссия – это комбинированный вариант проблемной и интерактивой лекций. Предполагает активное включение студентов в обсуждение материала и побуждение их к высказыванию альтернативных мнений. На основе противоречия мнений «рождается истина». Преподаватель подводит студентов к верному выводу.

Лекция -визуализация – возникла как результат поиска реализации принципа наглядности. Способствует более успешному восприятию и запоминанию учебного материала. Она представляет собой устную информацию, преобразованную в визуальную форму. Видеоряд, будучи воспринятым и осознанным, сможет служить опорой адекватных мыслей и практических действий. Это лекции с использованиемной техники, ТСО (компьютер, видео- или кинопроекторов, графопроектора, эпидиоскопа, диапроектора и др.

Основным видом лекции-визуализации является кино-лекция.

Варианты ее проведения различны . А) теория, а потом демонстрация визуальных средств; Б) Кино-демонстрация, а потом поясняющая, обобщающая информация или постановка проблемных вопросов; В)Чередование теории и демонстрации; Г)Демонстрация с одновременным комментированием.

Особым случаем лекции-визуализации является не демонстрация наглядного материала, а пробуждение у студентов ярких эмоционально окрашенных зрительных (а также аудиальных, тактильных и др.) образов, иллюстрирующих устную информацию.

Визуальные материалы на лекции-визуализации должны :

- обеспечить систематизацию имеющихся знаний (особенно схемы, модели и др.);

- усвоение новой информации;

- создание и разрешение проблемных ситуаций;

- подкреплять примерами теорию.

Формы наглядности могут быть :

натуральными (реальные люди, техника, приборы и др.), символическими (схемы, модели, логотипы, алгоритмы), изобразительными (плакаты, экранные средства, фото, рисунки).

В визуализированной лекции важны . определенная визуальная логика и ритм подачи материала, его дозировка, мастерство и стиль общения преподавателя с аудиторией, четкое планирование времени, разнообразие визуальных средств.

10. Лекция вдвоем – эта разновидность лекции-диспута является продолжением и развитием проблемного изложения материала в диалоге двух преподавателей. Здесь моделируются реальные ситуации обсуждения теоретических и практических вопросов двумя специалистами.

- диалог преподавателей демонстрировал культуру дискуссии, совместного решения проблемы;

- втягивал в обсуждение студентов, побуждал их задавать вопросы, высказывать свою точку зрения, демонстрировать отклик на происходящее.

Достоинства такой лекции :

актуализация имеющихся у студентов знаний, необходимых для понимания диалога преподавателей (ученых);

создается проблемная ситуация, развертывается система доказательств;

наличие двух источников заставляет сравнивать разные точки зрения, делать выбор, вырабатывать свой взгляд;

вырабатывается наглядное представление о культуре дискуссии, способах ведения диалога совместного поиска и принятия решений.

Требования к данному типу лекции:

- у преподавателей должна быть психологическая совместимость;

- развитые коммуникативные умения и толерантность;

- они должны иметь быструю реакцию и способность к импровизации.

11. Лекция - пресс-конференция. Назвав тему лекции, преподаватель просит студентов задавать ему письменно вопросы по данной теме. В течение 2-3 минут студенты формулируют наиболее интересующие их вопросы и передают преподавателю, который в течение 3-5 минут сортирует вопросы по их содержанию и начинает лекцию. Лекция излагается не как ответы на вопросы, а как связный текст, в процессе изложения которого формулируются ответы. В конце лекции преподаватель проводит анализ ответов как отражение интересов и знаний учащихся.

Такую лекцию можно проводить:

в начале темы с целью выявить потребности, круг интересов группы, установки, возможности;

в середине, когда она направлена на привлечение студентов к узловым моментам курса и систематизацию знаний;

в конце - для определения перспектив развития усвоенного содержания.

12. Интроспективная лекция – вариант обзорной или обзорно-повторительной лекции. Но материал рассматривается в обратной исторической хронологии исследования проблемы.

13. Лекция с заранее запланированными ошибками.

Предполагается, что такая лекция одновременно выполняет стимулирующую, контрольную и диагностическую функцию. Она призвана:

активизировать внимание студентов;

развивать их мыслительную деятельность;

формировать умения выступать в роли экспертов, рецензентов и др.

Дается в том случае, если материал студентам отчасти знаком. Перед студентами ставится задача по ходу лекции отмечать ошибки, фиксировать их на полях. В конце лекции их назвать и обосновать.

На таких лекциях слушатели могут запомнить ошибочную информацию. Поэтому к проведению таких лекций надо относиться осторожно.

4. ПЛАН-КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ

Должен быть легко читаемым;

Логично построенный план;

Иметь четкий понятийный аппарат (выделить в тексте);

Содержать лаконичный обзор литературы, взглядов, концепций;

Второстепенные сведения должны быть исключены или вынесены на отдельные листы, равно как и примеры;

Целесообразно построить план схематично (на 5- 7 страниц);

Отдельные блоки, понятия, функции и др. должны быть выделены в тексте (цветом, размером или расположением);

Запас информации должен быть, как минимум, двукратным;

Содержать проблемные вопросы для студентов;

Хорошо спланирован по времени.

4.2. Структура плана-конспекта

Время (2 или 4 часа)

План лекции (3-5 пунктов)

Список литературы 3-7 источников.

Конспект (содержание) материала по разделам.

Проблемные вопросы и комментарий к ним.

Содержательная структура плана-конспекта:

Введение (актуальность) – два-три абзаца.

Обзор литературы по теме, анализ концепций, подходов.

Рассмотрение сущности феномена (обязательно с понятийным аппаратом),

Функции, структура, факторы, условия, особенности, механизмы действия и др.

Отдельно на полях лекции дать методические указания . указать методы и методические приемы изложения материала, используемую наглядность, примеры и то, что надо дать студентам под запись и др.

МЕТОДИКА ЧТЕНИЯ ЛЕКЦИИ

Четкая структура лекции и логика изложения. Следование плану. Сообщение литературы к лекции, и ее краткий обзор. Доступность и разъяснение новых терминов и понятий. Доказательность и аргументированность. Выделение главных мыслей и выводов. Реализация дидактических принципов. Постоянный контакт с аудиторией. Изобилие примеров. Использование ТСО, доски, проблемных вопросов. Применение лектором опорных материалов: текст, конспект, отдельные записи, чтение без опорных материалов. Использование приемов закрепления: вопросов на проверку внимания, усвоения.

В содержании . Научность лекции и соответствие современному уровню развития науки, мировоззренческая сторона, наличие методических вопросов, правильная их трактовка. Активизация мышления путем выдвижения проблемных вопросов и разрешения противоречий в ходе лекции. Освещение истории вопроса, показ различных концепций, связь с практикой. Материал лекции намного шире, чем в учебнике. Связь с предыдущей темой и межпредметные связи.

Руководство работой студентов

Требование конспектировать. Осуществление контроля за выполнением заданий. Обучение студентов методике записи. Оказание им помощи в этом: интонирование, варьирование темпом чтения, повтор, паузы, записи на доске (текст, схемы, графики, алгоритмы и др.).

Просмотр конспектов: по ходу лекции, после или на семинарских и практических занятиях.

Использование приемов поддержания внимания – риторические вопросы или вопросы студентам (диалог), шутки, яркие примеры, ораторские приемы.

Знание предмета, эмоциональность, четкий и ясный голос, дикция, ораторское мастерство, культура речи, внешний вид, гармоничность жестикуляции и движений, умение установить контакт, уважительность речи по отношению к студентам, мажорный тон. Не сидеть перед аудиторией.

Информационная ценность, воспитывающее воздействие, достижение дидактических целей. мотивация на саморазвитие и профессиональный рост.

Оценка качества лекции

Узловыми критериями самооценки лекции являются: содержание, методика, руководство работой студента, НОТ, лекторские данные, результативность.

Контрольныевопросы студентам:

Каково место лекции в учебном процессе?

На чем строят свои доводы противники лекции?

В каких ситуациях лекционная форма организации учебного процесса е может быть заменена никакой другой?

Каковы критерии оценки качества лекции?

Назовите виды информационной лекции?

Что такое лекция-визуализация?

В чем методические особенности интерактивной лекции?

В чем преимущества «лекции вдвоем», и каковы ее особенности?

Какие личностные и профессиональные качества должен иметь лектор?

Наглядный материал к лекции

ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТА (выполняется на плакате или на доске)

Типы лекционных текстов