Руководства, Инструкции, Бланки

Как Правильно Делать Отчет По Практике Образец img-1

Как Правильно Делать Отчет По Практике Образец

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Главные правила, как делать отчеты начальству

Главные правила, как делать отчеты начальству

Независимый директор, Украина

Плохой отчет может стоить вам взбучки от начальства или даже карьеры. Хотите не просто сохранить голову на совещании, а выйти из кабинета руководства победителем? Сергей Бурых рассказывает, как залезть в голову босса, и делится готовым шаблоном для успешного отчета.

Из диалога на отчете:
Босс, - Каким методом вы изучаете рынок?
Ответ, - Методом перманентного сканирования!

Доклад руководителю, или Как залезть в голову своего босса

Доклад руководителю ? это стресс для любого работника, даже если отчеты и носят регулярный характер. Проведение отчета в виде устного доклада при помощи заранее подготовленного и выученного рассказа на пять-десять минут ? это способ рассказать о вашей работе боссу и скорректировать тактику и планы работы в соответствии с целями и стратегией, носителем которых является ваш руководитель.

С помощью отчета работник и руководитель получают необходимую им информацию, которая нужна для анализа, планирования деятельности и оценки деятельности как сотрудника, так и подразделения. Особая роль здесь отводится сбытовым подразделениям, как центрам прибыли предприятия.

Контроль деятельности сотрудников сбыта позволяет руководителю своевременно принимать меры для координации работы своих подчиненных и рационально распределять имеющиеся в наличии ресурсы. Простой отчет об объемах продаж не может удовлетворять руководителя, ибо количественные показатели не отражают всех аспектов торговой деятельности. Применение для контроля только этих показателей снижает эффективность управления, так как руководство узнает об упущенных продажах уже тогда, когда перспективные сделки сорвалась, а выход на новые территориальные рынки замедлился, и у потенциальных клиентов сложилось негативное впечатление о продукции компании.

Неправильная подготовка сотрудника к отчету лишает руководителя достоверной и актуальной информации для принятия решения, а также вызывает в процессе доклада массу наводящих и уточняющих вопросов. Это еще больше усугубляет ситуацию, так как мысль докладчика сбивается, и его память лихорадочно начинает искать ответы на заданные вопросы.

Специалисты рекомендуют правильно составить отчет о своей работе и с этой целью всегда иметь план доклада. Советуют также подготовить шаблон, в который впоследствии заносить актуальные результаты и данные.

Первые трудности при подготовке шаблона доклада возникают из-за влияния личности руководителя, уровня его личной подготовки, степени делегирования полномочий подчиненным, да и просто способности держать в памяти ранее полученную информацию. Тут обычно подчиненные и начинают оправдывать свой провальный доклад попаданием «шлеи под мантию».

Вспомним всем известное «первое правило» подчиненного ? начальник всегда прав. Не руководитель подстраивается под ваше видение структуры доклада, а вы подстраиваетесь под его требования.

А как влезть в голову босса, спросите вы?

Есть такой способ и без хирургического вмешательства! Вам понадобится немного времени, внимания, аналитического мышления и современный гаджет в виде диктофона или мобильного телефона с такой функцией. И, если повезет, то за один-два отчета вы запишете видение вашего босса на план доклада.

Для написания приведенного ниже шаблона устного доклада понадобилось всего один раз провести запись на диктофон отчет региональных менеджеров внешнеторгового направления у руководителя предприятия. Повезло и в том, что раздраженный очередным докладом босс в течение пяти минут рассказывал, что он хотел бы услышать от своих специалистов.

Предлагаемый вариант шаблона доклада содержит два раздела и до трех уровней детализации каждого из них, что позволяет, при необходимости, либо сократить, либо увеличить его информативность. Каждый регион разрабатывается как отдельный проект с учетом человеческих и финансовых ресурсов. В третьем разделе отмечены ряд правил, которые необходимо учесть при подготовке и проведении процедуры отчета. Но, если после неоднократных попыток обобщить видение босса в достаточно стройную структуру шаблона, это вам не удается, все равно необходимо составить план доклада по своему разумению, а потом вносить в него коррективы.

Шаблон доклада может иметь примерно следующий вид:

1. Текущий проект 1. Дать оценку состояния выполнения ранее поставленных задач и планируемых действий:

1.1. Указать приближение или отдаление от планируемого результата.

1.2. Отметить обстоятельства, указывающие на достижение результата или на отдаление от него.

1.3. Изложить предпринимаемые системные действия.

1.4. Сделать выводы по результату действий и перспективе работы.

2. При наличии договоренности по поставкам или проявлении конкретного интереса покупателем, изложить информацию:
  • Краткую историю предыдущих поставок (в том числе за предыдущие годы)
  • Количество продукции в перспективной поставке
  • Модели (номенклатура)
  • Условия поставки
  • Условия оплаты
  • Итоги согласование цен
3. Доложить:

3.1. План действий по поставкам:

  • Сроки поставки
  • Сроки изготовления
  • Согласованность модельного ряда с возможностями производства
  • Даты (в том числе планируемые) проведения переговоров и/или подписания документов (перечень лиц и документов)
  • Последовательный план действий (пошагово и со сроками)
  • Изложить альтернативные планы действий

3.2. Анализ регионального рынка (корректная его проработка, и при необходимости, продолжение работы на нем)

4. Предоставить формальное подтверждение выводов по перспективе проекта или планируемых действий и доложить о наличии:

4.1. Документарного подтверждения:

  • Наличие контракта и/или спецификаций (подписанных или нет)
  • Наличие заявки (письменный запрос)
  • Протокола намерений
  • Гарантийного (электронного или обычного) письма

4.2. Внятного устного подтверждения намерений покупателя:

  • Полученного в процессе переговоров при личной встрече
  • Полученного в процессе телефонных переговоров
5. Сделать обобщающие выводы по проекту (корректная его оценка). 2. Новый проект 1. Дать оценку новому рынку:

1.1. Изложить повод (следствие каких действий) возникновения активного интереса на этом рынке и его реальность.

1.2. Дать корректную оценку региональному рынку и его перспективности:

  • Емкость рынка
  • Историю поставок продукции (или аналогов) на этот рынок (если были, то когда и кем)
2. Изложить:

2.1. Факты, подтверждающие реальный интерес на новом рынке к продукции вашего предприятия:

2.2. План действий на этом рынке:

  • Количество продукции в перспективной поставке
  • Модели (номенклатура)
  • Планы проведения выставок, переговоров и/или подписания документов (перечень лиц, участвующих с обеих сторон и документов, планируемых к подписанию)
  • Последовательный план действий (пошагово и со сроками)
3. Особые требования

Доклад должен быть корректным:

  • Информация должна иметь формальное подтверждение
  • Отсутствие фантазий и домыслов
  • Объективно оценивать происходящее
  • Осмысленное изложение
  • Тактические (детальные) подробности работы ? должны быть опущены
  • Детализация доклада (кто и с кем встречался, кому и сколько раз звонил, послал писем и с кем общался) ? только после инициации вопроса руководителем
  • Избегать ответов из серии ? «мяч на их стороне»

Рекомендуется начинать доклад с текущих проектов, где особенно уделить внимание ходу выполнения задач и сроков, поставленных или одобренных боссом при предыдущих встречах. Если вам удастся получить одобрение или положительную эмоцию у руководителя по первой части, то вторая часть ? предложения по новым проектам, не останутся без его внимания и могут тут же получить продолжение.

Уважаемые сообщники, я понимаю, что рискую навлечь на себя волну негодования и упрёков в проф. компетенции, но. Я во всём согласен с Сергеем, лет этак 20 тому назад - респект, а живём мы уже в третьем тысячилетии и практика вертикализации отчётности - удел госструктур (правила игры у них такие). А ныне любая ИС легко затачивается под любую систему отчётности в соответствующих контурах (их иногда называют модулями). Допустим вы - финансовый директор и вам необходимо отчитаться, внепланово, перед акционерами по 'фондоотдачи' (ну есть в совете такая зануда). И ЧО? Мне мытарить менеджеров на предмет 'иди туда не зная куда. '. Нормальный фин.директор поднимает 'пласт', и 'варганит' для особо любопытствующих отчёт по упомянутой фондоотдачи. Если он, директор, не находит сам необходимых ему данных в соответствующих полях и столбцах - притензии к нему, директору: 'Что ж ты, брат? Тут внедренцы полгода тусовались, а ты?'. Но такое встречается крайне редко. Обычно вызывается системный администратор, аналитик, архитектор и пр. с вопросом: 'Интерфейс у нас тут путанный, разъясни, будь другом, не могу найти связь с тем-то и тем-то, а заодно - где цифири генерируются. '. И всё - час приятного назидания с пояснениями и 'рыба' готова. Далее - профессионализм директора (артезтизм - приветствуется) и акционерам с приблудным кредититорам всё понятно даже без 'доходчивой' формы. Скажите: 'Так не бывает!'. Да, так не бывает, так - ЕСТЬ.И последнее - отчёты 'департамента сбыта' уже генерируются в контурах планирования закупок гаек, болтов, солярки, фонда зар.платы и пр. Простите, но на фига '2. Новый проект 1. Дать оценку новому рынку: 1.1. Изложить повод (следствие каких действий) возникновения активного интереса на этом рынке и его реальность. 1.2. Дать корректную оценку региональному рынку и его перспективности: Емкость рынкаИсторию поставок продукции (или аналогов) на этот рынок (если были, то когда и кем)'. Видимо необходимо быть очень ограниченным в способностях к освоению программы начального среднего образования чтобы не считать это с монитора. Система управления - это система принятия решений, а не система отчётности. Каждый делает своё дело, а результаты на портале. Если кому-то чё-то там не хватает - интерфейсик поменять минутка.Да, общих законов не существует (гравитация в ускорителях - тю - тю), но каменный век-то закончился не потому что закончились камешки.

Александр Дунаев пишет:Да, общих законов не существует (гравитация в ускорителях - тю - тю), но каменный век-то закончился не потому что закончились камешки. Александр Дунаев пишет:Если он, директор, не находит сам необходимых ему данных в соответствующих полях и столбцах - притензии к нему, директору: 'Что ж ты, брат? Пишут, что неандертальцы были креативнее (по модному), чем кроманьонцы, но выжили последние. А вам знакома ситуация, где есть компьютеры и программы генерирующие отчеты, пачка форм для заполнения, все это оформляется, пересылается в управляющую компанию, а потом следует звонок, что необходимо предоставить сводный отчет или выборку за такой-то период. И поднимаются все отчеты и данные, которые уже есть в системе у запрашивающего, и толпа людей снова готовит 'пищу для ума' владельцу или генеральному. Кто из менеджеров нижнего звена сможет сказать на вопрос генерального директора, - а у вас есть все в компьютере, ищите сами? Как долго такой человек проработал? Александр Дунаев пишет:Простите, но на фига Не 'на фига', а просто так хочет босс - НАДО и всёооо. А за рецензию, спасибо!

Наталья Черентаева Нач. отдела, зам. руководителя, Нижний Новгород 16 августа 2013, 15:11

Вот эту фразу:[I]'Не руководитель подстраивается под ваше видение структуры доклада, а вы подстраиваетесь под его требования'[/I]надо бы заглавными буквами написать!)Начальник не всегда прав), но в данном случае - он ваш клиент. И еще хорошо бы вспомнить, как обещали добросовестно работать при приеме на работу)).Тут, конечно, можно и 'добросовестную' оплату указать, но это будет уже другая тема).

Наталья Черентаева Нач. отдела, зам. руководителя, Нижний Новгород 16 августа 2013, 15:13

Сергей Бурых пишет:Не 'на фига', а просто так хочет босс - НАДО и всёооо. Очень точный ответ. )

Уважаемые сообщники, я понимаю, что рискую навлечь на себя волну негодования и упрёков в проф. компетенции, но. Я во всём согласен с Сергеем, лет этак 20 тому назад - респект, а живём мы уже в третьем тысячилетии и практика вертикализации отчётности - удел госструктур (правила игры у них такие). А ныне любая ИС легко затачивается под любую систему отчётности в соответствующих контурах (их иногда называют модулями). Допустим вы - финансовый директор и вам необходимо отчитаться, внепланово, перед акционерами по ''фондоотдачи'' (ну есть в совете такая зануда). И ЧО? Мне мытарить менеджеров на предмет ''иди туда не зная куда. ''. Нормальный фин.директор поднимает ''пласт'', и ''варганит'' для особо любопытствующих отчёт по упомянутой фондоотдачи. Если он, директор, не находит сам необходимых ему данных в соответствующих полях и столбцах - притензии к нему, директору: ''Что ж ты, брат? Тут внедренцы полгода тусовались, а ты?''. Но такое встречается крайне редко. Обычно вызывается системный администратор, аналитик, архитектор и пр. с вопросом: ''Интерфейс у нас тут путанный, разъясни, будь другом, не могу найти связь с тем-то и тем-то, а заодно - где цифири генерируются. ''. И всё - час приятного назидания с пояснениями и ''рыба'' готова. Далее - профессионализм директора (артезтизм - приветствуется) и акционерам с приблудным кредититорам всё понятно даже без ''доходчивой'' формы. Скажите: ''Так не бывает!''. Да, так не бывает, так - ЕСТЬ.И последнее - отчёты ''департамента сбыта'' уже генерируются в контурах планирования закупок гаек, болтов, солярки, фонда зар.платы и пр. Простите, но на фига

''2. Новый проект
1. Дать оценку новому рынку:

1.1. Изложить повод (следствие каких действий) возникновения активного интереса на этом рынке и его реальность.

1.2. Дать корректную оценку региональному рынку и его перспективности:

Емкость рынка
Историю поставок продукции (или аналогов) на этот рынок (если были, то когда и кем)''.
Видимо необходимо быть очень ограниченным в способностях к освоению программы начального среднего образования чтобы не считать это с монитора.
Система управления - это система принятия решений, а не система отчётности. Каждый делает своё дело, а результаты на портале. Если кому-то чё-то там не хватает - интерфейсик поменять минутка.
Да, общих законов не существует (гравитация в ускорителях - тю - тю), но каменный век-то закончился не потому что закончились камешки.

Александр Дунаев пишет: Да, общих законов не существует (гравитация в ускорителях - тю - тю), но каменный век-то закончился не потому что закончились камешки. Александр Дунаев пишет: Если он, директор, не находит сам необходимых ему данных в соответствующих полях и столбцах - притензии к нему, директору: ''Что ж ты, брат? Пишут, что неандертальцы были креативнее (по модному), чем кроманьонцы, но выжили последние. А вам знакома ситуация, где есть компьютеры и программы генерирующие отчеты, пачка форм для заполнения, все это оформляется, пересылается в управляющую компанию, а потом следует звонок, что необходимо предоставить сводный отчет или выборку за такой-то период. И поднимаются все отчеты и данные, которые уже есть в системе у запрашивающего, и толпа людей снова готовит ''пищу для ума'' владельцу или генеральному. Кто из менеджеров нижнего звена сможет сказать на вопрос генерального директора, - а у вас есть все в компьютере, ищите сами? Как долго такой человек проработал? Александр Дунаев пишет: Простите, но на фига Не ''на фига'', а просто так хочет босс - НАДО и всёооо. А за рецензию, спасибо!

Наталья Черентаева Нач. отдела, зам. руководителя, Нижний Новгород 16 августа 2013, 15:11

Вот эту фразу: ''Не руководитель подстраивается под ваше видение структуры доклада, а вы подстраиваетесь под его требования'' надо бы заглавными буквами написать!) Начальник не всегда прав), но в данном случае - он ваш клиент. И еще хорошо бы вспомнить, как обещали добросовестно работать при приеме на работу)). Тут, конечно, можно и ''добросовестную'' оплату указать, но это будет уже другая тема).

Наталья Черентаева Нач. отдела, зам. руководителя, Нижний Новгород 16 августа 2013, 15:13

Сергей Бурых пишет: Не ''на фига'', а просто так хочет босс - НАДО и всёооо. Очень точный ответ. )

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи

Другие статьи

Отчет по практике - Работа психолога в детском саду

Отчет по практике - Работа психолога в детском саду - файл 1.doc


^ 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МУНИЦИПАЛЬНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

«ДЕТСКИЙ САД № 1» ЗАТО Г.ФОКИНО
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 1» основано на муниципальной собственности с правом оперативного управления имуществом и финансируется собственником полностью.

Учреждение является некоммерческой организацией.

Учреждение в своей деятельности подотчетно Отделу образования администрации города Фокино и Отделу по управлению муниципальным имуществом администрации города Фокино.

Место нахождения Учреждения:

Юридический адрес: Российская Федерация, Приморский край, г. Фокино, улица Центральная, 6.

Учреждение является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс. лицевой счет в органах казначейства, печать установленного образца, бланки со своим наименованием.

Учредителем и собственником имущества Учреждения является муниципальное образование города Фокино. От имени муниципального образования права собственника осуществляет администрация города Фокино в лице комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Фокино.

Целью создания Учреждения является оказание населению города Фокино в возрасте от 2-х до 7 лет услуг по предоставлению общедоступного дошкольного образования и услуг по содержанию детей в учреждении в соответствии с муниципальным заданием.

Основными задачами Учреждения являются:

- охрана жизни и укрепление здоровья детей;

- обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей;

- осуществление необходимой коррекции отклонений в развитии ребенка;

- приобщение детей к общечеловеческим ценностям;

- взаимодействие с семьей для оказания помощи в воспитании детей, обеспечения полноценного развития ребенка.

Учреждение в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, Законом РФ «Об образовании», Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, нормативными правовыми актами Российской Федерации, муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления и собственным Уставом.

В настоящее время в МДОУ «Д/С № 1» система набора и подбора кадров как таковая отсутствует. Прием работников осуществляется традиционными способами, такими как объявления в периодической печати. Некоторая часть работников принимается по рекомендации уже работающих в Учреждении.

Списочный состав работников детского сада включает более 50 человек.

Комплектование работников Учреждения осуществляется в соответствии со структурой и штатным расписанием Учреждения. Работники Учреждения принимаются на работу по трудовому договору. Для осуществления дополнительных образовательных услуг, в том числе платных, могут привлекаться лица на основе гражданско-правовых договоров. На лиц, работающих в Учреждении, распространяется законодательство о труде Российской Федерации.

На педагогическую работу принимаются лица, имеющие необходимую профессионально-педагогическую квалификацию, соответствующую требованиям квалификационной характеристики по должности и полученной специальности, подтвержденную документами об образовании.

Порядок оплаты труда работников Учреждения определяется мэром города Братска. Минимальный размер заработной платы должен быть не менее установленного законодательством Российской Федерации.

Работники Учреждения имеют право пользоваться льготами и несут обязанности в соответствии с действующим законодательством, трудовым договором, локальными нормативными правовыми актами.

Аттестация сотрудников Учреждения проводится в соответствии с общим порядком, предусмотренным для проведения аттестации служащих учреждений, организаций и предприятий, находящихся на бюджетном финансировании.

Меры по охране труда, технике безопасности, производственной санитарии и гигиены применяются в соответствии с нормативами и порядком, установленным законами Российской Федерации, а также локальными нормативами.

Работники Учреждения поощряются за добросовестный и безупречный труд, а также несут материальную и дисциплинарную ответственность за недобросовестное выполнение трудовых обязанностей, предусмотренных должностной инструкцией, трудовым договором в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Работники Учреждения подлежат обязательному социальному и медицинскому страхованию, имеют право на пенсионное обеспечение и другие социальные льготы.

Учреждение ведет бухгалтерскую, статистическую отчетность и осуществляет учет Финансово-хозяйственной деятельности в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Учреждение вправе передать обязанности по ведению учета финансово-хозяйственной деятельности, бухгалтерской и статистической отчетности централизованной бухгалтерии отдела образования администрации города Фокино.

Организационная структура МДОУ «Д/С №1» представлена на рис.1


^ Рис.1 Организационная структура Детского сада №1 г. Фокино
Учреждение возглавляет заведующая, прошедшая соответствующую аттестацию. Заведующая учреждения осуществляет свою деятельность на основе принципа единоначалия и обеспечивает выполнение возложенных на Учреждение задач, несет персональную ответственность за деятельность Учреждения.

Заведующая действует на основании заключенного с ним трудового договора, законодательства Российской Федерации, а также других обязательных для него нормативных правовых актов.

Заведующая осуществляет текущее руководство деятельностью Учреждения, она подотчетна в своей деятельности начальнику отдела образования администрации города Фокино.

Родительский комитет Учреждения представляет интересы родителей воспитанников и других физических и юридических лиц перед администрацией Учреждения.

Родительский комитет Учреждения избирается сроком на один год. В состав родительского комитета входят родители учащихся по 1 человеку от группы. Выборы представителей в родительский комитет Учреждения проходят открытым голосованием на групповых родительских собраниях. Родительский комитет Учреждения избирает из своего состава председателя, который руководит работой родительского комитета.

Заседания родительского комитета Учреждения проводятся по мере необходимости в соответствии с планом работы, но не реже одного раза в квартал.

На заседаниях родительского комитета ведутся протоколы, которые подписываются председателем и секретарем родительского комитета.

Решения родительского комитета, принятые в пределах его полномочий, доводятся до сведения всех заинтересованных лиц.

Трудовой коллектив составляют все работники Учреждения. Полномочия трудового коллектива Учреждения осуществляются общим собранием членов трудового коллектива. Собрание считается правомочным, если на нем присутствуют не менее половины работников Учреждения. Решение общего собрания принимается открытым голосованием. Решение общего собрания считается принятым, если за него проголосовало не менее половины присутствующих и является обязательным для исполнения всеми членами трудового коллектива Учреждения.

Общее собрание трудового коллектива собирается по мере необходимости, но не реже 1 раза в полугодие.

Работа с детьми требует от воспитателя большого напряжения сил и энергии, поэтому в коллективе особенно важны доброжелательность, тактичность и уважительная требовательность среди всех участников педагогического процесса. Руководитель, проявляющий уважительное отношение к личности каждого педагога, учитывающий склонности, интересы, возможности в сочетании с разумной требовательностью, добивается значительно больших результатов, чем тот, который жестко придерживается авторитарных методов управления. Один из наилучших способов повысить интерес к работе и создать слаженную команду — это уважение к людям и делегирование им ответственности и полномочий.

Руководитель должен четко владеть ситуацией и быть проводником нового.

^ 2 РАБОТА ПСИХОЛОГА В ДЕТСКОМ САДУ № 1

ЗАТО Г.ФОКИНО
В школах, а затем и в детских садах психологи появились еще в восьмидесятых годах. Но до сих пор не перестали считаться «новшеством».

Основная задача психолога в детском саду №1 - сделать жизнь ребенка удобной, комфортной, прежде всего с точки зрения детской психики, общих и индивидуальных особенностей ее развития. Педагог-психолог помогает воспитателю и родителям ребенка найти и объяснить скрытые причины некоторых детских неудач, поступков и особенностей поведения. Этот специалист обязан не «упустить» малыша, трудности которого находятся «на грани нормы», чтобы вместе с родителями и другими коллегами помочь ему справиться с ними еще до школы.

Для того чтобы решать все эти задачи, педагог-психолог проводит свою работу по нескольким направлениям (рис.2).

^ Рис. 2. Основные направления работы психолога в детском саду

Консультации бывают двух видов:

- те, которые планирует сам психолог;

- по «запросу родителей».

Первые - психолог проводит в течение года по темам, которые, по его мнению, актуальны для конкретного детского сада, возрастной группы и контингента родителей. К ним же относятся консультации, которые психолог дает воспитателям. На них специалист, как правило, обращает внимание на особенности развития детской психики, связанные с ними изменения в поведении и эффективность усвоения детьми знаний.

В начале года психолог приглашал родителей малышей на собрание, посвященное проблеме адаптации ребенка к детскому саду.

Консультации «по запросу» - любые проблемы, которые волнуют близких малыша. И это необязательно вопросы, связанные с развитием ребенка или его поведением. К психологу обращаются по множеству поводов, когда поведение ребенка выходит за рамки обычного, любое беспокойство родителей, связанное с детским садом, должно быть исчерпано, так как оно непременно отразится на ребенке, на его отношении к воспитателю и посещению сада.

Диагностика. В течение всего учебного года психолог детского сада №1 проводит так называемую психолого-педагогическую диагностику. Она включает в себя контроль над усвоением знаний, умений и навыков детьми разных возрастных групп в соответствии с программой, по которой работает детский сад. На основании этих данных проводится анализ работы педагогического коллектива.

То есть три раза в течение года каждому ребенку предлагаются задания, которые позволяют судить о том, насколько он усваивает программу. Если результаты показывают, что малыш «не справляется», плохо себя ведет, не владеет навыками самообслуживания в соответствии с возрастом, психолог проводит дополнительные исследования на зрелость основных психических процессов, обеспечивающих всю вышеописанную деятельность. И если на этом уровне выявляются проблемы, выходящие за рамки нормы, специалист направляет родителей с ребенком либо к неврологу, либо к нейро-психологу, либо к невропатологу.

Также в течение года психолог изучает отношения в детском коллективе, выявляет лидеров, тех, с кем «никто не дружит», помогает воспитателю планировать работу по улучшению взаимоотношений между детьми.

Помимо плановой диагностики проводятся и «ситуативные» исследования.

Например, появились у ребенка страхи. Психолог с помощью специальных тестов может выявить причину. Развелись родители - то, как перенес или переносит это ребенок, можно выявить при помощи специальных методик. Отдельный вид диагностики, которую проводит педагог-психолог, - это комплексная оценка готовности ребенка к школе.

^ Коррекционная работа. Дети - все разные. Один ребенок развивается быстрее, другой медленнее. Психические процессы тоже формируются скачкообразно. И порой бывает, что развитие какой-то психической функции нужно чуть-чуть подтолкнуть, чтобы наладилось нормальное усвоение знаний или поведение. С этой целью психолог планирует и проводит с ребенком коррекционные занятия. Предварительно он обязательно ставит в известность родителей. Потому что успеха можно добиться только при абсолютном единстве требований и доверии. Также любая травмирующая ситуация, которая повлекла за собой изменения в поведении ребенка, например, он стал писаться после совместного просмотра с папой фильма «Мумия», тоже требует проведения с малышом серии коррекционных занятий.

^ Развивающие занятия. Каждый новый учебный год педагог-психолог выбирает для себя направление, на которое он в течение года будет делать основной акцент. Например, в этом году наиболее актуальной для него представляется тема формирования межличностных отношений в детском коллективе и навыков общения у дошкольников. Исходя из выбранной темы, психолог планирует развивающие занятия, на которых будет учить малышей общаться, вместе играть, решать конфликты, избегать ссор. «Отработав» это направление, психолог может взять новое, а может продолжать исследования по данной теме в дальнейшем.
^

3 ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПСИХОЛОГА

Для определения уровня умственного развития и предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста были использованы стандартизованные диагностические методики. К данным методикам относятся:

- «Учебная деятельность» (автор - Л.И. Цеханская) (Приложение 1).

Методика выявляет уровень овладения элементами учения, доступными дошкольникам: умение подчинять свои действия правилу, слушать и последовательно выполнять указания взрослого. Ребенку дается задание - составить узор под диктовку взрослого путем соединения расположенных рядами фигурок с соблюдением заранее заданных правил.

- «Эталоны» (автор - О.М. Дьяченко) (Приложение 2).

Методика нацелена на диагностику уровня развития восприятия и содержит задачи, требующие соотнесения формы предметов с заданными образцами (эталонами). Детям предлагается отметить изображения предметов, соответствующие каждому эталону.
^

- «Перцептивное моделирование» (автор - В.В. Холмовская) (Приложение 3).


Методика выявляет степень овладения зрительным синтезом - объединением элементов в целостный образ - и характеризует уровень развития восприятия и наглядно-образного мышления. Она требует от ребенка построения в умственном плане геометрических фигур (кругов и квадратов) из нескольких частей. Не имея возможности выполнять практические пробы, он должен найти такое сочетание этих частей - фигурок различной геометрической формы, которое привело бы к получению круга или квадрата.
^

- «Схематизация» (автор - Р.И. Бардина).


Методика направлена на выявление уровня развития высших форм образного мышления, содержит задачи на использование схематических и условных изображений при ориентировке в пространственной ситуации. Ребенку предлагают отыскать «путь» в разветвленной системе дорожек, пользуясь обозначением этого пути при помощи линейной схемы и условного изображения в виде системы ориентиров.
^

- «Систематизация» (автор - Н.Б. Венгер).


Методика направлена на оценку овладения элементами логического мышления. Она содержит задачи на размещение элементов в матрице, составленной по двум признакам и представляющей собой «логическое умножение» классификации геометрических фигур по форме на их сериацию по величине. Детям предлагается найти места отдельных элементов в этой матрице.

Использование данных диагностических методик позволяет психологу наиболее полно определить готовность ребенка к школьному обучению.

Однако, анализируя результаты выполнения детьми заданий стандартизованных методик, психолог учитывает, что готовность к школе определяется не только общим интеллектуальным развитием, но и следующими показателями:

- желание идти в школу, основанное не на внешних атрибутах, а на понимании познавательного значения школьной учебы;

- умение принимать школьную задачу, т.е. выделять в учебных заданиях не их внешнюю (сюжетную или игровую) форму, а то, чему нужно научиться;

- умение действовать по заданному взрослыми правилу, слушать и последовательно выполнять его указания (что непосредственно зависит от уровня развития произвольности поведения).

Психолог оценивает отношение ребенка к взрослому как к учителю, указания которого обязательны, и хотя бы первоначальные навыки совместной деятельности со сверстниками. Пятилетних детей, не обладающих этими качествами, лучше рекомендовать перевести в подготовительную группу детского сада, а с шестилетними детьми со слабой готовностью к школе, находящимися в подготовительной группе, следует проводить специальную воспитательную работу.

Рассматривая проблему готовности ребенка старшего дошкольного возраста к школьному обучению, психолог учитывает, что показатели готовности не могут быть строго одинаковыми для любых условий.

Состав этих показателей зависит от возраста ребенка и, главное, от особенностей организации жизни детей в первых классах той школы, в которую будет поступать ребенок.

В условиях ЗАТО г. Фокино, с учетом, того, что выбор школ ограничен (в городе существует 3 школы с углубленным изучением различных предметов) психолог по итогам проведенной диагностики в беседе с родителями ребенка рекомендует учебное заведение, наиболее соответствующее способностям данного ребенка.

Приложение 1 Методика «Учебная деятельность»


Направлена на выявление конкретных умений, служащих предпосылками учебной деятельности: умения подчинять свои действия определенному правилу, слушать и точно выполнять указания взрослого.


Тетрадь, состоящая из четырех страниц. На каждой странице изображены 3 ряда мелких геометрических фигур размером 2 x 2 мм. Верхний ряд состоит из треугольников, средний - из кружков, нижний - из квадратов. Фигурки верхнего и нижнего рядов расположены друг под другом, среднего - в промежутках между ними (рис. 1 б). В верхней части первой страницы расположена, кроме того, короткая полоска из этих фигур, на которой дан образец узора (рис. 1 а).

^ Рис. 1. Материал для заданий методики «Учебная деятельность»

(а - образец узора для первой страницы, б - материал для выполнения заданий)
Детям предлагается нарисовать несколько узоров под диктовку, соединяя геометрические фигуры по трем определенным правилам. Первая страница предназначена для того, чтобы дети познакомились с правилами и научились рисовать под диктовку взрослого.

Инструкция


Детям говорится: «Мы будем учиться рисовать узор. У вас на листочке нарисованы ряды треугольников, квадратов и кружков. Вы будете соединять треугольники и квадраты, чтобы получился узор. Надо внимательно слушать и делать то, что я буду говорить. У нас будут такие три правила:

1) два треугольника, два квадрата или квадрат с треугольником можно соединять только через кружок;

2) линия узора должна идти только вперед;

3) каждое новое соединение надо начинать с той фигурки, на которой остановилась линия, тогда линия будет непрерывной и в узоре не получится промежутков. Посмотрите на листочке, как можно соединить треугольники и квадраты. (Внимание детей обращается на образец.) Теперь учитесь соединять сами. Посмотрите на нижнюю полоску. Соедините два квадрата, квадрат с треугольником, два треугольника, треугольник с квадратом».

В процессе обучения дети производят 4 соединения, а взрослый проверяет выполнение задания и в случае необходимости исправляет ошибки и объясняет ребенку, в чем тот ошибся. После этого детям говорится: «Теперь вы будете рисовать на другом листочке. Вы должны внимательно слушать и соединять те фигуры, которые я буду называть, но не забывайте о правилах. (Правила соединения повторяются.) Если ошибетесь, то не исправляйте ошибку, а начинайте со следующей фигурки». Взрослый диктует детям последовательность соединения фигурок медленно, но не повторяя одно и то же дважды. После первой серии следуют вторая и третья, которые отличаются только характером узора (рис. 2).

Ошибки могут быть двух типов. Первый тип связан с неточным выполнением предписаний диктанта: неправильно выбраны элементы соединения, некоторые соединения повторяются, наблюдается пропуск отдельных элементов. Ошибки второго типа допускаются за счет нарушения правил: соединение фигур, минуя кружок, «разрывы» между соединениями, соединение фигур, находящихся одна под другой.

^ Рис. 2. Образцы правильного выполнения заданий методики «Учебная деятельность» (а - вводная серия, б - первая серия, в - вторая серия, г - третья серия)
Данная методика выявляет продвижение ребенка в овладении предпосылками учебной деятельности, которое выражается в постепенном совершенствовании необходимых для выполнения задания умений. Для более дифференцированной характеристики таких умений необходимо обратиться к анализу допущенных ребенком ошибок.
^

Количественная оценка результатов


Каждое правильное соединение оценивается в два балла. Правильным считается соединение, соответствующее диктанту. Штрафные очки (по одному) начисляются за лишние соединения, не предусмотренные диктантом (кроме находящихся в начале и в конце узора, т.е. предваряющих диктант и следующих за ним), а также за «разрывы» между правильными соединениями (пропуски «зон» соединения).

Все остальные виды ошибок не учитываются вовсе, так как их наличие автоматически снижает количество начисляемых баллов. Реальное количество баллов в каждой серии будет равно разнице между набранными и штрафными баллами. Максимальное количество баллов в каждой серии - 24, а за выполнение всего задания - 72.

Методика «Эталоны»

Направлена на диагностику уровня овладения действием отнесения свойств предмета к заданному эталону.


Тетрадь из 4 страниц, на каждой из которых расположены 16 картинок, изображающих различные предметы (рис. 1), а также фигурки-эталоны, которые должны быть использованы ребенком для анализа форм предметов, нарисованных на картинках.

Рис. 1. Таблица рисунков для четырех заданий методики «Эталоны»
Наборы картинок на всех страницах одинаковые, но на каждой странице под картинками изображена лишь одна из следующих четырех фигур-эталонов:


Инструкция


Детям даются тетрадки и говорится: «Рассмотрите внимательно на этой странице все картинки (столбик за столбиком) и фигурку под ними. Выберите те картинки, которые больше всего похожи на эту фигурку, и поставьте под такими картинками крестики. Когда вы отметите все картинки, похожие на фигурку, переверните страницу и на следующей странице тоже отметьте картинки, которые похожи уже на другую фигурку, на ту, которая нарисована под ними. Так вы должны отметить фигурки на всех четырех страницах».

Во время выполнения задания необходимо обратить внимание детей на анализ формы фигурок-эталонов, чтобы избежать случайного выбора картинок. («Внимательно смотрите на фигурку под картинками».)

Правильно отмеченные картинки:


^

Количественная оценка результатов


Максимальный балл (по всем 4 страницам) - 32 балла. Ошибками считаются неправильно отмеченная картинка и неотмеченная нужная картинка. Реальный балл равен разности между максимальным баллом и количеством ошибок (за каждую ошибку вычитается 1 балл).
^

Качественный анализ результатов

  • 1-й тип. Дети с синкретической ориентировкой. На основе выделения одной детали или, наоборот, без учета характерных деталей контура дети ошибочно относят весь предмет в целом к какому-либо из эталонов. Так, например, изображения гитары или груши относятся к эталону, имеющему форму угла, на основании одной детали - выемки сбоку. Или, наоборот, гитара относится к эталону конусообразной формы на основании общего направления линии контура, без учета характерных деталей.

  • 2-й тип. Дети со смешанной ориентировкой, которая меняется в зависимости от сложности объекта. Простые объекты, детали которых находятся внутри общего контура (например, ботинок, голова собаки), дети безошибочно относят к нужному эталону. При анализе объектов с выступающими за контур деталями (например, корзинка с ручкой) проявляется синкретический тип ориентировки.

  • 3-й тип. Дети с адекватной ориентировкой: при анализе формы предмета они ориентируются на соотношение общего контура и отдельных деталей, что позволяет им безошибочно сопоставить предмет с эталоном. Дети с таким типом ориентировки могут допустить лишь 1-2 случайные ошибки.

Приложение 3
^ Методика «Перцептивное моделирование»

Направлена на выявление уровня развития перцептивных действий моделирующего типа. В методику входят задания, требующие «конструирования» фигуры определенной формы из заданных элементов.


Тетрадь, состоящая из 15 страниц. Первые три страницы - А, Б, В- включают три вводных задания. В верхней части страницы дается изображение фигуры (круга или квадрата), разделенной пунктирными линиями на несколько частей. Ниже располагается в один ряд избыточное количество фрагментов этой фигуры, из которых дети должны выбрать только те, которые при соединении дадут фигуру-образец (рис. 1).

На остальных страницах фигуры-образцы даны в нерасчлененном виде. На нечетных страницах (задания 1, 3, 5, 7, 9, 11) в качестве образца выступает круг (рис. 2), а на четных (задания 2, 4, 6, 8, 10, 12) - квадрат (рис. 3). Во всех заданиях детям предлагаются наборы из шести деталей, но сложность меняется в зависимости от количества частей, из которых складывается образец: в 1-4-м заданиях достаточно двух деталей, в 5-8-м требуются три детали, в 9-12-м фигура составляется уже из четырех частей.

Инструкция


Перед началом работы каждому ребенку предлагается тетрадь. Взрослый говорит: «Здесь изображен круг, разделенный на две части. Под ним несколько фигурок разной формы. Найдите среди них те, из которых сложен образец, и отметьте их крестиком».

Взрослый просматривает сделанные детьми пометки и в случае необходимости указывает на ошибки. «На следующей странице квадрат. Он разделен на 4 части. Найдите эти части среди фигурок, изображенных ниже. Эти части также обозначьте крестиками. (Снова проверяется выполнение.) На третьей странице снова круг, но он складывается из трех частей. Найдите их и обозначьте крестиками. Укажите карандашом, на какое место в круге надо положить эти части».

^ Рис. 1. Материал для вводных заданий методики «Перцептивное моделирование» (страницы тетради А, Б, В)

^ Рис. 2. Материал для нечетных заданий методики «Перцептивное моделирование» (наборы фигур к заданиям 1, 3, 5, 7, 9, 11; а - образец ко всем нечетным заданиям)


^ Рис. 3. Материал для четных заданий методики «Перцептивное моделирование» (наборы фигур к заданиям 2, 4, 6, 8, 10, 12; б - образец ко всем четным заданиям)

Так как целостные фигуры здесь разделены пунктирными линиями на части, это помогает детям соотнести их с изображенными ниже, найти идентичные и правильно отметить их карандашом. На этапе вводных заданий А, Б, В взрослый может помогать правильно отбирать и соотносить части с образцом.

В основных заданиях дети должны самостоятельно расчленять фигуры в представлении, для чего необходимо соотносить образцы с теми частями, которые изображены под ними.

Перед первым основным заданием говорится: «Теперь вы знаете, что такой круг или квадрат можно сложить из нескольких частей: двух, трех или четырех. Эти части нарисованы внизу. А теперь откройте следующую страницу. Найдите фигуры, из которых можно сложить точно такой круг. Поставьте на эти фигуры крестики. На следующих страницах делайте так же: находите и отмечайте части, из которых получается целый круг или квадрат, нарисованный сверху». Никаких других дополнительных указаний не дается.
^

Количественная оценка результатов


За каждую правильно решенную задачу дается количество баллов, соответствующее числу элементов, из которых должен быть сложен образец. Так, за правильное решение задач 1-4 дается по два балла, 5-8 - по 3 балла, 9-12 - по 4 балла. Ошибочным считается решение, когда хотя бы одна деталь выбрана неправильно. Максимальное количество баллов - 36.
^

Качественный анализ результатов

  • 1-й тип. Дети обнаруживают полную неспособность к выполнению моделирующих перцептивных действий, их решения носят случайный характер. При решении большинства задач они создают комбинации элементов, которые не соответствуют форме фигуры образца.

  • 2-й тип. Дети правильно решают только те задачи, которые предполагают сочетание не более чем двух элементов. В остальных случаях они составляют либо неадекватные сочетания, либо подбирают элементы, сходные по своей форме с фигурой-образцом.

  • 3-й тип. Дети в достаточной мере владеют всей системой операций, необходимых для выполнения моделирующего перцептивного действия, однако само действие еще недостаточно точно и гибко. Допускаются такие ошибки в решении задач, которые приводят к выбору элементов, дающих не идентичную, а лишь похожую на образец фигуру. При этом типе работы могут встречаться и грубые ошибки, носящие случайный характер.

  • 4-й тип. Характерна высокая степень овладения моделирующими перцептивными действиями, хотя и возможны некоторые неточности в решениях, не зависящие от сложности задач.
Правильные ответы к задачам методики «Перцептивное моделирование»