Руководства, Инструкции, Бланки

Образовательная Программа Дпо Образец img-1

Образовательная Программа Дпо Образец

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Разработка программ ДПО

Разработка программ ДПО

Разработка программ ДПО

Программы дополнительного профессионального образования - доверяют профессионалам!

Благодаря сформированному профессорско-преподавательскому составу ФГБОУ ДПО "ИРДПО", а также на основе взаимодействия с преподавателями других вузов (при проведении сетевого, дистанционного обучения, а также других совместных проектов) институт оказывает услуги по разработке и написанию программ дополнительного профессионального образования в соответствии с действующей нормативно-правовой базой и существующими требованиями к оформлению программ ДПО ( В данное время на основе собственных разработок имеется возможность профессиональной разработки программ ДПО в соответствии с современными требованиями законодательства, ФГОСами, Профстандартами по следующим направлениям: педагогика, психология, конфликтология, медиация, экономика ).

Зачем заказывать разработку программы ДПО?

Данная услуга возникла спонтанно, но уже приобрела популярность и становится востребованной. При проведении семинаров ФГБОУ ДПО "ИРДПО" не однократно экспертам приходилось разъяснять и на примерах моделировать и создавать программы к уже существующим курсам повышения квалификации или приводить программы ДПО к современным требованиям для наших слушателей (руководители образовательных организаций, руководители учебно-методических центров и др.).

ФГБОУ ДПО "ИРДПО" проводит специализированный семинар

Чего стоит популярное требование описать компетенции, которыми овладеет слушатель программы ДПО. Какое количество компетенций перечислить? В одном случае встречается программа повышения квалификации рассчитанная на 30 ак.часов и в ней 24 компетенции описаны. это не вполне соответствует действительности. А в другом случае программа повышения квалификации (72 ак.часа), а компетенций всего четыре. Да и виды компетенций вызывают не мало вопросов - где их брать, какие включать, какие не включать в программу.

Специалистами и экспертами ФГБОУ ДПО "ИРДПО" успешно разработаны программы повышения квалификации в сферах: охраны труда, педагогики, психологии, медиации, юриспруденции, управления социальными процессами и др.

( В данное время на основе собственных разработок имеется возможность профессиональной разработки программ ДПО в соответствии с современными требованиями законодательства, ФГОСами, Профстандартами по следующим направлениям: педагогика, психология, конфликтология, медиация, экономика ).

Если у Вас возникают вопросы по разработке, подготовке и написанию программ ДПО, напишите через форму Обратной связи на портале ДПО

Также Вы можете посетить специализированный семинар очно или в форме вебинара, который ежемесячно проводит ИРДПО:

Методика разработки образовательных программ на основе профессиональных стандартов с целью использования их для проведения профессионально-общественной аккредитации

Постановлением Правительства Российской Федерации № 295 от 15 апреля 2014 принята государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы, одной из задач которой является формирование системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров, включая развитие региональных систем непрерывного образования.
Для активизации процесса, Министерством образования и науки России в адрес органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования, направлены методические рекомендации по стимулированию и поддержке непрерывного образования в субъектах Российской Федерации (письмо от 26 декабря 2013 г. № АК-3076/06, письмо от 23 января 2014 № ДЛ-28/06); разрабатывается концепция непрерывного образования взрослых.
В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» система образования создает условия для непрерывного образования посредством реализации основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ, предоставления возможности одновременного освоения нескольких образовательных программ, а также учета имеющихся образования, квалификации, опыта практической деятельности при получении образования. Таким образом дополнительное профессиональное образование (далее – ДПО) является основной составляющей системы непрерывного образования взрослых.
1 июля 2013 года утвержден приказ Минобрнауки России № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» (далее – Порядок), которым предусматривается разработка новых процедур организации ДПО, оценки качества программ ДПО, новые формы регламентирующих и методических документов.
В целях реализации Порядка подготовлены и направлены во все организации разъяснения об особенностях законодательного и нормативного правового обеспечении в сфере дополнительного профессионального образования (письма от 8 октября 2013 г. № 06-731; от 20 мая 2014 г. № АК-1427/06) и рекомендации «О документах о квалификации» (письмо от 2 сентября 2013 г. № АК-1879/06 ).
Премьер-министром Дмитрием Медведевым подписано распоряжение от 31 марта 2014 года №487-р «Об утверждении комплексного плана мероприятий по разработке профессиональных стандартов». Планом предусмотрены мероприятия направленные на создание условий для координации деятельности работодателей, образовательных организаций, профсоюзов, государственных органов власти по выработке основных направлений политики в сфере развития профессиональных квалификаций, в том числе на основе разработки профессиональных стандартов, повышения эффективности подготовки кадров, внедрения независимой оценки квалификаций.
Все эти вопросы предполагается обсудить совместно с представителями Министерства образования и науки Российской Федерации, Рособрнадзора, Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Агентства по контролю качества образования и развитию карьеры в г. Москве на семинаре по теме:

Методика разработки образовательных программ на основе профессиональных стандартов с целью использования их для проведения профессионально-общественной аккредитации


В программу включены следующие темы:

  • Концепция развития непрерывного образования взрослых;
  • Современная нормативная правовая база и методическое обеспечение ДПО;
  • Основные направления государственной политики в сфере ДПО;
  • Особенности лицензирования дополнительных профессиональных программ (ДПП);
  • Профессионально-общественная аккредитация ДПП;
  • Общественная аккредитация образовательных организаций, реализующихДПП;
  • Оценка качества ДПО, включая внутренний мониторинг качества; Проект системы внутреннего мониторинга качества ДПО;
  • Опыт работы общественных и некоммерческих организаций в сфере оценки качества ДПО. Государственно-частное партнерство. Государственно-общественные объединения образовательных учреждений (СРО), реализующих программы ДПО;
  • Разработка профессиональных образовательных стандартов;
  • Макеты ДПП профессиональной переподготовки и программ повышения квалификации;
  • Вопросы признания документов установленного образца;
  • Практика разработки содержания ДПП повышения квалификации преподавателей вузов с учетом перечня новых компетенций проектов профессиональных стандартов «Преподаватель» и «Руководитель». Разработка и апробация рекомендаций по организации и осуществлению образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, учитывающих требования нового законодательства.
Заинтересовались? Оставьте заявку на сайте института Заявка или напишите через Обратную связь о своем желании принять участие в семинаре

Другие статьи

Уральский федеральный университет: Дополнительное профессиональное образование

Абитуриентам Сотрудникам Выпускникам Работодателям Дополнительное профессиональное образование

Университет, согласно лицензии, осуществляет дополнительное профессиональное образование по лицензированным:

  • программы профессиональной переподготовки;
  • программам дополнительного образования;
  • программы повышения квалификации.

К профессиональной переподготовке относятся программы объемом не менее 250 часов, дающие право на получение диплома установленного образца о профессиональной переподготовке (с правом ведения нового вида профессиональной деятельности).

К программам повышения квалификации относятся программы объемом не менее 16 часов. По окончании программы выдается удостоверение/ сертификат УрФУ установленного образца.

5 МБ, *.pdf (Размещен 25.12.2015)

2 МБ, *.pdf (Размещен 12.11.2015)

Нормативная документация

Об особенностях законодательного и нормативного правового обеспечения в сфере ДПО

975 кБ, *.pdf (Размещен 23.09.2015)

по разработке основных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ с учетом существующих профессиональных стандартов

2 МБ, *.pdf (Размещен 23.09.2015)

по реализации ПК в сфере закупок

5 МБ, *.pdf (Размещен 23.09.2015)

по организации итоговой аттестации

Нормативная поддержка ДПО - Союз ДПО

This Is A Custom Widget

This Sliding Bar can be switched on or off in theme options, and can take any widget you throw at it or even fill it with your custom HTML Code. Its perfect for grabbing the attention of your viewers. Choose between 1, 2, 3 or 4 columns, set the background color, widget divider color, activate transparency, a top border or fully disable it on desktop and mobile.

This Is A Custom Widget

This Sliding Bar can be switched on or off in theme options, and can take any widget you throw at it or even fill it with your custom HTML Code. Its perfect for grabbing the attention of your viewers. Choose between 1, 2, 3 or 4 columns, set the background color, widget divider color, activate transparency, a top border or fully disable it on desktop and mobile.

Нормативная поддержка ДПО Нормативная правовая база ДПО

Указ Президента Российской Федерации «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» потребовал модернизации нормативной правовой базы системы дополнительного профессионального образования, обеспечивающей соответствие качества российского образования меняющимся запросам населения и перспективным задачам развития российского общества и экономики. Изменения в нормативной правовой базе нацелены на создание условий повышения квалификации и профессиональной переподготовки любому гражданину на протяжении всей жизни. Работодатели получат кадры с современными компетенциями, с позитивными трудовыми установками, с опытом практической деятельности.

Новый Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273, принятый 29 декабря 2013 г. и вступающий в силу с 1 сентября 2013 г. отменяет или вносит изменения в действующую нормативную правовую базу в образовании. В планах Министерства образования и науки Российской Федерации предусмотрена разработка более 100 нормативных правовых актов, необходимых для реализации Федерального закона, в том числе в сфере дополнительного профессионального образования.

Ключевые изменения дополнительного профессионального образования, изложенные в статье 76 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», относятся к следующим положениям:

  • организации, осуществляющие образовательную деятельность, приобретают большую самостоятельность при реализации дополнительных профессиональных программ (ДПП);
  • изменение структуры программ дополнительного профессионального образования;
  • отмена разграничения дополнительных профессиональных программ по часам;
  • отмена документов государственного образца, выдаваемых по результатам успешного освоения дополнительных профессиональных программ;
  • расширение участия обучающихся по основным образовательным программам среднего профессионального и высшего образования в формировании своего образовательного вектора.

Приказом Минобрнауки России от 14 января 2013 г. № 9 создана комиссия Министерства образования и науки Российской Федерации по развитию дополнительного образования. Одной из задач комиссии является совершенствование законодательной базы в сфере дополнительного профессионального образования. Сформированные из экспертов рабочие группы комиссии приступили к разработке подзаконных актов.

Основным документом в сфере ДПО согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» будет являться «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам», но он рамочный и определяет основные требования к структуре, условиям реализации, результатам обучения, оценке качества освоения дополнительных профессиональных программ.

Выступление З.А. Лалаевой на научно-практическом семинаре в рамках проекта Министерства образования и науки РФ «Разработка научно-методического, нормативного и организационно-методического обеспечения дополнительного профессионального образования и дополнительного образования взрослых как составляющих непрерывного образования» в мае 2015 г.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Формирование профессиональной компетентности волонтеров-лидеров в сфе

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Формирование профессиональной компетентности волонтеров-лидеров в сфере первичной профилактики зависимостей»

Россия сегодня переживает сложный период: затянувшиеся социально-экономические преобразования, разрушение стереотипов поведения, утрата идеалов и ценностей. Это является одной из причин пессимизма, разочарования, неуверенности людей в завтрашнем дне. Среди разных возрастных групп подростковый контингент оказался наиболее интолерантным к негативным социально-стрессовым воздействиям. Не обладая жизненными навыками, не умея выбирать эффективные способы снятия психологического напряжения, подростки не справляются с многочисленными проблемами. Это приводит к дезадаптивному, саморазрушающему поведению, в том числе, злоупотреблению наркотиками и другими психоактивными веществами. Превентивная деятельность в современных условиях оказалась крайне затруднительной и малоэффективной.

В связи с этим особую актуальность приобретает проблема формирования и развития у подростков личностных ресурсов, стратегий и навыков поведения, способствующих здоровому образу жизни и препятствующих злоупотреблению наркотическими веществами. Необходимым является внедрение в учебно-воспитательный процесс общеобразовательных учреждений инновационных психологических технологий предупреждения подростковой и юношеской наркомании, исследование эффективности методов и приемов профилактики наркотизации.

Цель программы – формирование у слушателей теоретических знаний и практических умений в области первичной профилактики зависимостей. Развитие умений и навыков разработки, организации и реализации профилактических программ в молодежной и подростковой среде.

Основные задачи программы.

- актуализация и систематизация знаний слушателей в области профилактической деятельности;

- ознакомление слушателей с основными и альтернативными формами и методами профилактической работы;

- формирование системы знаний и умений в области профилактической деятельности через процесс социального проектирования.

Слушатель, освоивший программу, должен:

1. Обладать профессиональными компетенциями, включающими в себя способность:

  1. креативного мышления и построения учебно-воспитательного процесса;
  2. действовать в соответствии со стандартами, принятыми в данной сфере деятельности;
  3. добиваться результатов в работе, путем реализации социально значимых проектов;
  4. иметь опыт работы с подростками и молодежью;
  5. получать и адекватно интерпретировать информацию о психологических факторах зависимого поведения;
  6. обладать личностной и социальной компетентностью, предполагающей приверженность здоровьесберегающему стилю жизни.
  1. формирования молодежных социальных инициатив, волонтерской активности.

Метапрофессиональные качества. развиваемые в рамках образовательной программы: коммуникабельность, креативность, социальная мобильность и педагогическая рефлексия, толерантность и эмпатия.

Особенности образовательной программы и форм учебной работы слушателей

Программ рассчитана на 72 часа, которые обеспечиваются аудиторно и дистанционно. Реализация программы построена на использовании активных методов обучения, совместной творческой деятельности преподавателя и слушателей.

Аудиторные часы предусматривают лекционные, практические занятия, которые реализуются посредством проведения как групповых, так и индивидуальных форм работы. На лекциях, построенных в форме проблемного изложения, раскрываются основные теоретические положения курса. Практические занятия нацелены на закрепление теоретических знаний по профилактике зависимостей в подростковой и молодежной среде, полученных на лекционных занятиях. Для установления доверительных отношений с окружающим миром и людьми, выработки навыка открытого обсуждения, честного спора, дискуссии, хорошо подходят тренинговые занятия. Тренинг строится по блочной структуре: информация, взаимодействие, восприятие. В ходе занятия участники находят свое место в групповом решении, при необходимости берут на себя лидирующую роль, адекватно оценивают ситуацию.

1 блок: обмен информацией, умение ее обрабатывать;

2 блок: стратегия совместных действий, умение отстаивать свою точку зрения, умение признать ошибочность своего решения,

3 блок: умение понимать внутренний мир другого человека, его действия, его психологические особенности, которые отражаются в поведении, развитие уважения к другим.

Команда дистанционного обучения

Руководитель проекта дистанционного обучения (ДО) осуществляет общее руководство программой

Куратор курса организует процесс обучения; обеспечивает взаимодействие слушателей курса с преподавателями и другими членами команды ДО.

Системный администратор обеспечивает стабильную работу системы ДО и осуществляет техническую поддержку.

Преподаватели курса консультируют по всем вопросам; помогают при подготовке заключительной презентации по теме проекта участника; осуществляют экспертную оценку.

Команда ДО взаимодействует со слушателями в течение всего курса посредством: электронной почты, скайпа.

Преимущества дистанционного обучения:

Самостоятельное изучение материала через интернет со своего рабочего места или с домашнего компьютера в удобное для Вас время в рамках структурированного, но гибкого личного расписания.

Консультации высококвалифицированных преподавателей и экспертов в течение всего периода обучения.

Возможность дистанционной работы над проектом в команде совместно с другими слушателями курса.

Индивидуальный доступ в систему под личным паролем.

На заключительном этапе слушатели представляют результат работы в рамках курса ДО, а преподаватель курса и приглашенные эксперты оценивают и комментируют презентации.

Предполагаются формы отчетности в виде написания, реализации и защиты проекта по профилактике зависимостей в подростковой и молодежной среде.

Обучение по данной программе дает возможность:

  1. Повышение уровня знаний, умений и навыков волонтерских команд по формированию ЗОЖ и первичной профилактики зависимостей в подростковой и молодежной среде;
  2. Сформированность мотивов участия в волонтерской деятельности;
  3. Через реализацию программы планируется увеличение числа волонтеров-лидеров, работающих по программе первичной профилактики зависимости в подростковой и молодежной среде, минимум на 20% в результате усвоения знаний на уровне применения интерактивных методов работы.
  4. Увеличение количества специалистов ОУ и представителей общественных организаций, работающих с волонтерами по первичной профилактике зависимостей.
  5. Активное использование интерактивных форм и методов в работе по формированию ЗОЖ и профилактике зависимостей.

Принципы реализации программы:

1. Открытость системы - участником движения может стать любой студент, независимо от социального статуса, опыта, предшествующего вхождению в программу, способностей и интересов. Единственное условие для студентов - соблюдать принципы, сформулированные в программе.

2. Развитие движения по принципу «step-by-step » (след в след). Во-первых, этот принцип определяет то, как растет и развивается подростковая группа. Приток новых членов движения осуществляется за счет неформального общения и поиска единомышленников среди собственного окружения. Во-вторых, движущей силой является инициатива подростковой группы. Это значит, что по мере роста группового потенциала инициатива и ответственность постепенно передаются от координатора и взрослых участников проекта.

3. Принцип активной позиции участников. Участвовать в программе не значит просто «принадлежать к определенной группе подростков». Участие предполагает наличие собственного личного вклада в поддержку и развитие движения.

4. «Не навреди» - поскольку программа сориентирована на работу с рядом «небезопасных» тем, необходимо обеспечить психологическую и личную безопасность участника и его окружения.

5. Ориентация на желания и потребности - самый трудный для взрослых принцип. Взрослый человек гораздо сильнее, чем ребенок, находится в плену стереотипов. Ориентируясь в работе на желания подростка, мы создаем условия для его внутреннего роста.

6. Принцип прав и ответственности участников - и подростки, и взрослые участники программы обладают равными правами. Это значит, что все имеют возможность проявлять инициативу, высказывать свое мнение, в равной степени нести ответственность за результаты работы.

Принципы важны потому, что обеспечивают условия для свободы и творчества и не позволяют участникам относиться к программе лишь с потребительских позиций.

Формы и методы работы: реализация содержания курса осуществляется посредством лекционных занятий, практических работ в групповой и индивидуальной формах обучения, а также консультирование по средствам Интернета (скайп, электронная почта).

Итоговая аттестация предполагает написание, реализацию и защиту слушателем социального проекта (акции) и успешное овладение слушателем знаниями, умениями, навыками в рамках данного курса, а так же способность решать социально-значимые проблемы через проектную деятельность.

«Формирование профессиональной компетентности волонтеров-лидеров

в сфере первичной профилактики зависимостей»

Цель программы - сформировать у слушателей профессиональные компетенции в сфере первичной профилактики зависимостей.

Категория слушателей. педагоги-психологи, педагоги общего, профессионального и дополнительного образования, воспитатели, специалисты по работе с молодежью, социальные работники, преподаватели ВУЗов, руководители волонтерских отрядов, активисты волонтерского движения и др.

Форма обучения: без отрыва от работы

Срок обучения: 72 ауд.часов

Режим занятий: 4 ауд.часов в день

3. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 1. Социально-психологический тренинг «Эффективное общение».

Формирование и развитие навыков эффективных коммуникаций, овладение приемами поведения, способствующими конструктивному общению, научиться четко и ясно формулировать свои мысли, добиваясь нужного эффекта; развить коммуникативные навыки лидера и руководителя.

Тема 2. Основы волонтерской деятельности.

Дать базовую информацию о волонтёрском движении, рассказать специфику волонтёрского движения. История профилактической работы волонтеров в России и за рубежом. Нормативно-правовые аспекты волонтерства и профилактики. Деятельность добровольческих организаций по профилактике зависимости.

Тема 3. Эффективное целеполагание волонтерской деятельности.

Как ставить цель, решать проблемы и принимать решения. Понятие группового давления и принятия собственного решения. Уверенное поведение в трудных жизненных ситуациях. Тренинг ассертивного поведения в ситуациях психологического давления и манипуляции. Тренинг психической саморегуляции в профилактике рискового поведения среди учащихся. Навыки избегания рискованных ситуаций.

Тема 4. Актуальность профилактики аддиктивного поведения в подростковой и молодежной среде

Методология и механизмы реализации образовательной программы. Особенности профилактики зависимостей в подростковой и молодежной среде: виды, стратегии и направления. Факторы риска и факторы защиты от формирования аддиктивных форм поведения. Современные подходы в профилактике социально значимых заболеваний. Модели профилактики. Сферы профилактической деятельности. Современные образовательные программы профилактики социально значимых заболеваний. Обзор программ профилактики в школьном и подростковом возрасте. Программы развития подросткового волонтерского движения по первичной профилактике. Организация профилактической помощи при работе в образовательных учреждениях.

Тема 5. Социальные конфликты: понятие, стратегии решения.

Понятие конфликт. Виды, функции, стадии протекания конфликта, стратегии решения. Специфика конфликтов и пути их решения. Конструктивный выход и решения конфликтов и конфликтных ситуаций.

Тема 6. Основы медицинской подготовки.

Основы оказание первой медицинской помощи (остановка кровотечения, помощь при ушибах, вывихах, переломах, обмороке и т.д.). Справочная информация об медицинских учреждения.

Тема 7. Построение профилактической работы с детьми, подростками и студентами с учетом возрастных, социально-педагогических особенностей.

Возрастные и социально-педагогические особенности подростков и молодежной среде. Интерактивные технологии ведения профилактической работы в подростковой и молодежной среде. Тренинг как наиболее эффективная форма ведения профилактической работы среди подростков и молодежи. Основные методы и приемы интерактивного взаимодействия («ледоколы», разминки, метод групповой дискуссии, мозговой штурм, ролевые игры). Обучение подростков и молодежи навыкам конструктивного общения и ведения дискуссии. Ролевые игры и особенности их проведения.

Тема 8. Коллективно-творческие дела – мероприятия направленные на проявление творческих особенностей детей.

Организации досуговой деятельности детей в коллективе. Театральное и сценическое творчество. Художественное и декоративно- прикладное творчество. Здоровьесберегающие и спортивные кружки и секции. Предметные и интеллектуальные кружки.

Тема 9. Зависимость: психологические, медицинские, социальные и юридические аспекты.

Понятие о зависимости. Факторы риска зависимости. Социальный статус зависимого в современном мире. Социально-психологический, медицинский, юридический аспект зависимости. Зависимость в различных научно-теоретических походах. Статистика распространения зависимости в РФ. Психологическая характеристика зависимости.

Тема 10. Формы и возможности организации досуга детей через танцевальную и игровую деятельность.

Теоретические основы организации досуговой деятельности. Формы и возможности организации досуга с учетом возрастных особенностей. Виды деятельности организации досуга детей.

Тема 11. Основы проектной деятельности. Принципы и технологии социального проектирования

Представление о проектной деятельности. Социальное проектирование. Субъекты и объекты социального проектирования. Структура и содержание социального проекта (актуальность, цели, задачи, механизмы реализации, ресурсы и т.д.). Изучение технологии подготовки и реализации социального проекта.

Тема 12. Социально-психологический тренинг по эффективному взаимодействию в коллективе.

Работа лидера волонтеров на мотивацию детей, подростков и молодежи к здоровому образу жизни через проектную деятельность. Подготовка молодёжных лидеров для работы в среде сверстников. Концепция образовательной программы по подготовке волонтеров по принципу «Равный обучает равного».

Тема 13. Перспективы развития волонтерской деятельности до 2020 года

Проблемы развития волонтерского движения в России. Развитие механизмов поддержки добровольчества. О развитии волонтерской деятельности молодежи. Концепция социально-экономического развития России (до 2020 г.).

Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации. Молодежный проект «Доброволец России» реализуемый в рамках Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации.

Вопросы для контроля и самоконтроля

  1. Нормативно-правовые аспекты волонтерства и профилактики.
  2. Деятельность добровольческих организаций по профилактике зависимости.
  3. Понятие и характеристика зависимого поведения.
  4. Динамика основных видов зависимости.
  5. Описать психологические особенности личности, склонной к формированию аддикций.
  6. Дать психологическую характеристику подросткового и юношеского возраста.
  7. Особенности профилактики зависимостей в подростковой и молодежной среде
  8. Современные подходы и принципы профилактики зависимости.
  9. Социально-психологический, медицинский, юридический аспект зависимости.
  10. Концепция профилактики зависимости в образовательной среде.
  11. Описать принципы и технологии разработки социального проекта.
  12. Описать критерии эффективности программ профилактики.
  13. Развитие волонтерской деятельности молодежи.
  14. Формы и возможности организации досуга с учетом возрастных особенностей детей.
  15. Описать перспективы развития волонтерской деятельности до 2020 года.

4. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА И ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  1. Подростковый и юношеский возраст как «зона риска» для различных девиаций.
  2. Психологические особенности личности, склонной к формированию аддикций.
  3. Факторы защиты и факторы риска в различных возрастных группах.
  4. Волонтерство как одно из направлений альтернативно профилактической деятельности.
  5. Технологии организации волонтерской деятельности.
  6. Основные подходы к формированию календаря профилактических мероприятий и составлению плана альтернативных профилактических мероприятий.
  7. Осознание собственных ценностей и целей. Анализ личностных ресурсов организатора волонтеров.
  8. Технологии организации группового взаимодействия (ролевые игры и тренинги).
  9. Подготовка молодёжных лидеров для работы в среде сверстников.

5. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Слушатель, освоивший программу, должен:

1. Обладать профессиональными компетенциями, включающими в себя способность:

  1. креативного мышления и построения учебно-воспитательного процесса;
  2. действовать в соответствии со стандартами, принятыми в данной сфере деятельности;
  3. добиваться результатов в работе, путем реализации социально значимых проектов;
  4. иметь опыт работы с подростками и молодежью;
  5. получать и адекватно интерпретировать информацию о психологических факторах зависимого поведения;
  6. обладать личностной и социальной компетентностью, предполагающей приверженность здоровьесберегающему стилю жизни.
  1. формирования молодежных социальных инициатив, волонтерской активности.
  1. интернет технологиями, способностью подготовки мультимедийных презентаций;
  1. современными образовательными технологиями (социального проектирования, интерактивного взаимодействия, психической саморегуляции, навыками эффективной коммуникации и ассертивного поведения, справляться с конфликтными ситуациями и ситуациями стресса);
  2. быть способным донести до обучающихся и их родителей ценности социально-ответственного поведения и толерантного отношения к зависимостям людей и их ближайшему окружению.
  1. организовывать профилактические мероприятия с обучающимися и их родителями/законными представителями (мониторинговые, интрерактивные, тренинговые и проектные технологии);
  2. применять личностные и профессиональные качества эффективного консультанта;
  3. формировать и развивать добровольческое движение в ученической и преподавательской среде, ориентированное на здоровый образ жизни.
  1. психолого-педагогические особенности несовершеннолетних и молодежи;
  2. обладать знаниями по блоку общепсихологических дисциплин (психология развития и возрастная и социальная психология), общепедагогических дисциплин, а также специальных дисциплин (общие вопросы медицины, общие вопросы наркологии, психиатрии);
  3. выявлять признаки формирования аддиктивного (зависимого) поведения и наркотической зависимости в целях предотвращения употребления психоактивных веществ среди подростков и молодежи;
  4. использовать основные теоретические положения психологии зависимости;
  5. определять основные виды и степень выраженности зависимого поведения.

6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

6.1. Рекомендуемая литература

  1. Всеобщая Декларация Прав Человека (1948 г.);
  2. Международная Конвенция о Правах Ребенка (1989 г.);
  3. Всеобщая Декларация Добровольцев (принята на XVI Всемирной конференции Международной Ассоциации Добровольческих усилий (Амстердам, январь, 2001 г.,
  4. Международный Год Добровольцев) при поддержке Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций и Международной Ассоциации Добровольческих Усилий (IAVE);
  5. Конституция РФ (ч. 4 и 5 ст. 13, ч. 2 ст.19, ст. 30);
  6. Гражданский кодекс РФ (ст. 117);
  7. Федеральный законы от 19 мая 1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», от 28 июня 1995 г. № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»,
  8. Федеральный закон от 11 августа 1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»,
  9. Федеральный закон от 4 апреля 2005 № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации»;
  10. Положение об Общественной молодежной палате при государственной Думе Федерального Собрания РФ от 10 июня 2005 № 1979-IV ГД.
  1. Айвазова, А. В. Психологические аспекты зависимости / А.В. Айвазова. — СПб. Речь, 2003.
  2. Актов, А.Ю. Психотерапевтический метод контраддиктивной стимуляции. Лечение игровой зависимости / А.Ю. Актов. — СПб. 2004.
  3. Анцыферова, Л.И. Личность в трудных жизненных условиях, переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая зашита / Л.И. Анцыферова // Психологический журнал, 1995. – №1. – С. 3 – 19.
  4. Бачков, И. В. Основы технологии группового тренинга / И.В.Бачков. — М. Ось – 89, 1999.
  5. Белоусова, 3. К. Гиренко, С.П. Проблемы виктимного поведения личности. уч. пособие. Запорожский гос. ун-т – Запорожье, 1996.
  6. Березин, С.В. Лисецкий, К.С. Назаров, Е.Л. Психологии наркотической зависимости и созависимости: монография. — М. МПА, 2001.
  7. Битенский, В.С. Психологические факторы в развитии токсикомании у подростков / В.С. Битенский, А.Е. Личко, Б.Г. Херсонский. // Психол. журнал, 1991. – Т. 12. – С. 36 – 38.
  8. Битти, М. Алкоголик в семье, или преодоление созависимости / М. Битти. – М. Физкультура и спорт, 1997.
  9. Бухарова, Э.А. Личностные особенности и специфика прогностической деятельности больных с аноректическим и булимическим поведением / Э.А. Бухарова, А.Э. Узелевская, В.Д. Менделевич, И.В. Боев // Материалы Всеросс. симпозиума «Психосоматические расстройства, системный подход». – Курск, 2001. – С. 60 – 62.
  10. Буянов, А.М. Феномен взаимозависимости в семьях алкоголиков / А.М. Буянов. – М. 1994.
  11. Дереча, В.Л. Человек в поисках острых ощущений. О видах и механизмах личностной зависимости / В.Л. Дереча. — Оренбург, 2001.
  12. Емельянова, Е.В. Кризис в созависимых отношениях. Принципы и алгоритмы консультирования / Е.В. Емельянова. — СПб. Речь, 2004.
  13. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Психотерапия зависимостей: Метод сказкотерапии / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. — СПб. Речь, 2002. – С. 176.
  14. Змановская, Е.В. Девиантология (психология отклоняющегося поведения) / Е.В. Змановская — М. Академия, 2003.
  15. Короленко, Ц.П. Дмитриева Н.В. Факторы, способствующие развитию химических аддикций / Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриева // Психологические и социокультурные аспекты профилактики нарко-алкогольной зависимости: сб. научных трудов / под. ред. М.С. Яницкого. – Кемерово, 2000. С. 88 – 97.
  16. Красноперова, Н.Ю. Пищевая зависимость как форма аддиктивного поведения / Н.Ю. Красноперова, О.Л. Красноперов. // Актуальные вопросы пограничных и аддиктивных состояний. – Томск; Барнаул, 1998. – С. 36.
  17. Красноперова, Н.Ю. Психологический портрет пациента с аддиктивным поведением / Н.Ю. Красноперова, О.Л. Красноперов. – Барнаул, 2000.
  18. Кулаков, С.Л. Психотерапия и психопрофилактика аддиктивного поведения у подростков / С.Л.Кулаков. — М. СПб. 1996.
  19. Полищук, Ю. И. Влияние деструктивных религиозных сект на психическое здоровье и личность человека / Ю.И. Полющук // Журнал практического психолога — М. Фолиум, 1997. – № 1. – С. 38 – 39.
  20. Психология и лечение зависимого поведения / Под ред. С. Даулинга; Пер.с англ. Р.Р.Муртазина. — М. Независимая фирма «Класс», 2000.
  21. Социальные нормативы и нормы. Распоряжение Правительства РФ от 3 июля 1996 г. № 1063-р.
  22. Федоренко, Л.Г. Психологическое здоровье в условиях школы: Психопрофилактика эмоционального напряжения / Л.Г. Федоренко. – СПб. КАРО, 2003. – 208 с.
  1. Абабков, В. А. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии / В.А. Абабков, М. Перре. — СПб. Речь, 2004.
  2. Айви, А. Психологическое консультирование и психотерапия / А. Айви, М. Айви, Л. Саймен-Даунинг. — М. Психотерапевтический колледж, 1999.
  3. Алдер, X. НЛП, наука и искусство достижения совершенства / Х. Адлер. — Минск. «Издатель В.П. Ильин», 1998.
  4. Алдер, Х. НЛП, современные психотехнологии / Х. Адлер. — СПб. Питер, 2000.
  5. Александров, А.А. Личностно-ориентированные методы психотерапии / А.А. Александров. – СПб. Речь, 2000.
  6. Александровский, Ю. А. Пограничные психические расстройства / Ю.А. Александровский. — М. Медицина, 1993.
  7. Альберта, Р. Самоутверждающее поведение, Распрямись, выскажись, возрази! / Р. Альберта, М. Эммонс. — СПб. Академический проект, 1998.
  8. Альтшулер, В. К. Патологическое влечение к алкоголю, вопросы клиники и терапии / В.К. Альтшулер. — М. Издательский дом «Имидж», 1994.
  9. Андреас, К. Сердце разума / К. Андреас, С. Андреас. — М. «Независимая ассоциация психологов-практиков», 1999 г.
  10. Андреас, К. Сущностная трансформация / К. Андреас, Т. Андреас. — Воронеж. НПО «МОДЭК», 1999 г.
  11. Андроникова, О.О. Методика исследования склонности к виктимному поведению / О.О. Андроникова // Материалы III Межрегиональной научно-практической конференции, 7—18 декабря 2003 года. — М. 2003.
  12. Анохин, П.К. Очерки по физиологии функциональных систем / П.К. Анохин. — М. Медицина, 1975.
  13. Анюта, И.П. Биологические механизмы зависимости от психоактивных веществ (патогенез): Лекции по наркологии / под. ред. И.Н.Иванца. — М. 2000.
  14. Арестом, О.М. Коммуникация в компьютерных сетях, психологические детерминанты и последствия / О.М. Арестом, Л.И. Бабанин, А.Е. Войскунский // Вестник МГУ, Сер. 14. Психология. 1996. № 4.
  15. Бадхен, А. Новая психология и духовное измерение / А. Бадхен, В. Каган. — СПб. Гармония, 1995.
  16. Белкин, Р.С. Криминалистическая энциклопедия / Р.С. Белкин. — М. БЕК, 1997.
  17. Белорусов, В.А. Феномен «кодирования» / В.А. Белорусов. // Журнал практического психолога. — М. Фолиум, 1998. № 3.
  18. Береза, В.Я. Факторы питания и стресса в развитии ожирения (гигиенические аспекты) / В.Я. Береза. // Вопросы питания. 1983. № 5. С.9 –13.
  19. Березин, С.В. Психология ранней наркомании / С.В. Березин, К.С. Лисецкий. – Самара. Изд-во «Самарский университет», 2000.
  20. Берн, Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных / Э.Берн. — СПб. МФИН, 1992.
  21. Берн, Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры / Э. Берн. — СПб. Москва. АСТ. «Университетская книга», 1998.
  22. Букановская, Т.И. Эмоциональное переживание и психологическая защита в структуре синдрома зависимости у больных опийной наркоманией / Т.И. Букановская // Вопросы наркологии. – 1992. – Щ 5/4. – С. 157-161.
  23. Буркин, М.М. Наркомания и токсикомания / М.М. Буркин // Введение в наркологию. – Петрозаводск. Карелия, 1999.
  24. Буркин, М.М. Пьянство и алкоголизм / М.М. Буркин, С.В. Горанская. // Введение в наркологию. – Петрозаводск. Карелия, 1999 .
  25. Бухарова, Э.А. Особенности самооценки и образа «Я» у девушек с нарушениями пищевого доведения: Конгресс по детской психиатрии / Э.А. Бухарова, В.Д. Менделевич. — М. 2001. – С. 173–174.
  26. Бэндлер, Р. Из лягушек в принцы / Р. Бэндлер, Д. Гриндер – Новосибирск. изд-во Новосибирского ун-та, 1992.
  27. Вагин, И. Мастер-класс Игоря Вагина, Лучшие психотехники / И.Вагин. — СПб. Питер, 2005.
  28. Вагин, И. Психология жизни и смерти / И. Вагин. — СПб. 2002.
  29. Вайсе, Дж. Как работает психотерапия. Процесс и техника / Дж.Вайсе. — М. Класс, 1998.
  30. Валков, Е.В. Основные модели контроля сознания (реформирования мышления) / Е.В.Валков // Журнал практического психолога. М. Фолиум, 1996. – № 5. – С. 86-95.
  31. Васильева, О.С. Здоровый образ жизни – теоретические представления и реальная ситуация / О.С. Васильева, Е.В. Журавлева // Школа здоровья, 1999. – № 2. – С.16-21.
  32. Василюк, Ф.Е. Психология переживания / Ф.Е. Василюк. — М. изд-во МГУ, 1984.
  33. Войскунский, А.Е. Исследования Интернета в психологии / А.Е. Войскунский // Интернет и российское общество / под ред. И. Семенова. – М. 2002. – С. 235-250.
  34. Войскунский, А.Е. Психологические исследования феномена Интернет-аддикции / А.Е. Войскунский / Тезисы докладов 2-й Российской конференции по экологической психологии. – М. Экопсицентр РОСС, 2000. – С. 251-253.
  35. Волков А.М. Деятельность, структура и регуляция / А.М. Волков, Ю.В. Микодзе, Т.Н. Солнцева. — М. МГУ, 1987.
  36. Волков, Е.Н. Методы вербовки и контроля сознания в деструктивных культах / Е.Н. Волков // Журнал практического психолога. – М. Фолиум, 1996. – № 3. – С. 78 – 82.
  37. Горьковская, И.А. Влияние семьи на формирование делинквентности у подростков / И.А. Горьковская // Психол. журнал, 1994. – № 2. – С.57– 65.
  38. Гребнев, С.А. Психология и психотерапия алкогольной зависимости / С.А. Гребнев. — Екатеринбург изд-во Урал. ун-та, 1998.
  39. Григорьев, Ю.И. Некоторые аспекты правового обеспечения формирования валеологического пространства в образовании / Ю.И. Григорьев, И.Ю. Григорьев, Л.Б. Истомина // Формирование валеологического пространства в образовательной системе Российской Федерации: тезисы науч.-практ. конф. – Липецк, 2001. – С.18–20.
  40. Гульдан В.В. Подросток-наркоман и его окружжение / В.В. Гульдан, О.Л. Романова // Вопросы психологии, 1993. – № 2. – С. 26–31.
  41. Дворкин, Л.Л. Сектоведение. Тоталитарные секты, опыт систематического исследования / Л.Л. Дворкин. — Нижний Новгород, 2000.
  42. Динамическая психиатрия / пер. с нем. Г.Амман. — СПб. изд. Психоневрологического НИИ им. В.М.Бехтерева, 1995.
  43. Доценко, Е.Л. Психология манипуляции, феномены, механизмы и защита / Е.Л. Доценко. — СПб. Речь, 2003.
  44. Дресвянников В.Л. Особенности аддиктивного поведения у психических больных на модели алкогольной аддикции / В.Л. Дресвянников, В.Я. Семке, Е.И. Терентьев. // Актуальные проблемы современной психиатрии и психотерапии. – Новосибирск, 1996. – С. 27–32.
  45. Жичкина, Л.Е. Особенности социальной перцепции в Интернете / Л.Е. Жичкина // Мир психологии, 1999. – № 3.
  46. Журбин, В.И. Понятие психологической защиты в концепциях 3. Фрейда и К. Роджерса / В.И.Журбин // Вопросы психологии, 1990. – № 4. – С. 14–22.
  47. Зайцев, В.В. Как избавиться от пристрастия к азартным играм / В.В. Зайцев, А.Ф. Шайдулина. — СПб. Нева, 2003.
  48. Зимбардо, Ф. Застенчивость / Ф.Зимбардо. — М. Педагогика, 1994.
  49. Зимбардо, Ф. Социальное влияние / Ф. Зимбардо, М. Ляйпне. — СПб. Изд-во «Питер», 2000.
  50. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Практикум по креативной терапии / Т. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Грабенко. — СПб. Речь, 2001.
  51. Иванец, Н.Н. Лекции по наркологии / Н.Н. Иванец. — М. Медпрактика, 2000.
  52. Казаин, Э.М. Основы индивидуального здоровья человека / Э.М. Казаин, И.Г. Блинова, Н.А. Литвинова. – М. Изд-во «Владос», 2000. – 346 с.
  53. Короленко, Ц.П. Личность и алкоголь / Ц.П. Короленко, В.Ю. Завьялов. – Новосибирск. Наука, 1990.
  54. Короленко, Ц.П. Социодинамическая психиатрия / Ц.П. Короленко, К.В. Дмитриева. — М. «Академический проект»; Екатеринбург. «Деловая книга», 2000.
  55. Короленко, Ц.П.Семь путей к катастрофе. Деструктивное поведение в современном мире / Ц.П. Короленко, А.П. Донских. – Новосибирск. Наука, 1990.
  56. Крылов, В.И. Клинико-психопатологический анализ синдромов нервной анорексии и нервной булимии при пограничных нервно-психических заболеваниях / В.И. Крылов // Обзор психиатрии и мед. психологии. 1993. – № 2. – С. 87– 89.
  57. Крылов, В.И. Нервная булимия, клиника, диагностика, систематика / В.И. Крылов // Обзор психиатрии и мед. психологии, 1992. – № 3. – С. 27–35.
  58. Курек, Н.С. Нарушения психической активности и злоупотребление психоактивными веществами в подростковом возрасте / Н.С. Курек. — СПб. 2001.
  59. Курек, Н.С. Особенности эмоционального общения подростков, больных токсикоманией, с родителями / Н.С. Курек // Вопр. наркологии, 1992. – №1. – С. 39–43.
  60. Курек, Н.С. Эмоциональное общение матери и дочери как фактор формирования аддиктивного поведения в подростковом возрасте / Н.С. Курек // Вопр. психологии, 1997. – Т. 2. – С. 48–60.
  61. Лазарус, А. Мысленным взором. Образы как средство психотерапии / А. Лазарус. — М. Независимая фирма «Класс», 2000.
  62. Ларионов, А.В. Наркомания. Мифы. Смысл. Причины. Терапия / А.В. Ларионов. – Екатеринбург, 1997.
  63. Леонова, Л.Г. Вопросы профилактики аддиктивного поведения в подростковом возрасте / Л.Г. Леонова, К.Л. Бочкарева. – НГУ. Новосибирск, 1998.
  64. Леонтьев, А.Я. Проблемы развития психики / А.Я. Леонтьев. — М. МГУ, 1979.
  65. Лисецкий, К.С. Психология и профилактика ранней наркомании / К.С. Лисецкий, И.А. Мотынга. – Самара, 1996.
  66. Макаров, В.В. Транзактный анализ — восточная версия / В.В. Макаров, Г.А. Макарова. — М. Академический проект, 2002.
  67. Максимова, Т.М. Современное состояние, тенденции и перспективные оценки здоровья населения / Т.М. Максимова. – М. ПЕРСЭ, 2002. – 192 с.
  68. Малкина-Пых, М.Г. Возрастные кризисы: Справочник практического психолога / М.Г. Малкина-Пых. — М. Эксмо, 2004.
  69. Менделевич В.Д. Наркотическая зависимость как семейный аддиктивный паттерн / В.Д. Менделевич, Б.Д. Менделевич. // Современные проблемы клинической и социальной психиатрии: тезисы докладов респ. конференции / Казань, 1999. – С. 99—101.
  70. Менделевич, В.Д. Психология девиантного поведения / В.Д. Менделевич. — М. Медпресс, 2001.
  71. М етодическое руководство по медицинской профилактике / под ред. В.Н. Муравьева. – Ставрополь, 2007.
  72. Мизерене, Р.В. Психическая зависимость от еды как объект психотерапии / Р.В. Мизерене // Вестник гипнологии и психотерапии, 1993. – № 2.
  73. Муздыбаев, К. Стратегии совладания с жизненными трудностями: Теоретический анализ / К. Муздыбаев // Журнал социологии и социальной антропологии, 1998.
  74. О наркотических средствах и психотропных веществах. Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ.
  75. О развитии физической культуры и спорта на 2003-2006 годы. Решение Казанского Совета народных депутатов от 3 декабря 2002 г. № 6-13.
  76. О физической культуре и спорте в Российской Федерации. Федеральный закон от 29 апреля 1999 г. № 80-ФЗ.
  77. Об ограничении курения табака. Федеральный закон от 10 июля 2001 г. № 87-ФЗ.
  78. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-1.
  79. Панкратов, А. Н. Манипуляции в общении и их нейтрализация / А.Н. Панкратов. — М. Изд-во Института Психотерапии, 2000.
  80. Пезеткиан, Н. Психосоматика и позитивная психотерапия / Н.Пезеткиан. — М. Медицина, 1996.
  81. Перлз, Ф. Опыты психологии самопознания (практикум по гештальттерапии) / Ф. Перлз, В. Хефферлт, П. Гудмэн. — М. Гиль-Эстель, 1993.
  82. Петровский, А. В. Проблема развития личности с позиций социальной психологии / А.В. Петровский // Вопросы психологии, 1986. – №4. – С. 39–45.
  83. Петровский, А.В. Краткий психологический словарь / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. — М. Просвещение, 1985.
  84. Практика и теория индивидуальной психологии / пер. с нем. А. Адлер. — М. Фонд «За экономическую грамотность», 1995.
  85. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании / под ред. С.В. Березин, К.С. Лисецкий, К.Б. Орешникова. — М. Изд-во Института Психотерапии, 2000.
  86. Психологические особенности наркоманов периода взросления (опыт комплексного экспериментально-психологического исследования) / под ред. С.В. Березин, К.С. Лисецкий. – Самара. Изд-во «Самарский университет», 1998.
  87. Психология господства и подчинения: Хрестоматия / сост. А.Г. Чернявская. — Минск. Харвест, 1998.
  88. Пути и методы предупреждения подростковой и юношеской наркомании / под ред. С.В. Березин, К.С. Лисецкий, К.Б. Орешникова. – Самара. Изд-во «Самарский университет», 1999.
  89. Рид, Д. Как люди попадают в культы: Пер. с англ. — СПб. 1997.
  90. Романова, О.Л. Культурологические аспекты антинаркотического воспитания / О.Л. Романова, И.В. Иванникова. // Вопросы психологии, 1993. – № 3. – С.47–53.
  91. Ромек, В. Тренинг уверенности в межличностных отношениях / В. Ромек. – СПб. Речь, 2005.
  92. Ротенверг, В.С. Поисковая активность и адаптация / В.С. Ротенверг, В.В. Артавский. – М. Наука, 1984.
  93. Свит, К. Соскочить с крючка / К.Свит. – СПб. 1997.
  94. Семпси, Дж. Псибернетическая психология: обзор литературы по психологическим и социальным аспектам многопользовательских сред (MUD) в киберпространстве // Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А.Е. Войскунского. – М. 2000. – С. 77– 99.
  95. Сирота, Н.А. Эффективные программы профилактики зависимости от наркотиков и других форм зависимого поведения / Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский. – Казань. Центр инновационных технологий, 2005. – 192 с.
  96. Таланов, В.Л. Справочник практического психолога / В.Л. Таланов, И.Г. Малкина-Пых. — М. Эксмо, 2002.
  97. Тарабрима, Н.В. Синдром посттравматических стрессовых нарушений, современное состояние и проблемы / Н.В. Тарабрима, Е.О. Лазебная. // Психологический журнал, 1992. – Т. 13. – № 2. – С. 14 – 29.
  98. Тригуб, Н.А. Формирование здорового образа жизни у подростков / Н.А. Тригуб. // Здоровый образ жизни подрастающего поколения: Проблемы. Поиски. Решения. – Казань. Карпол, 1999. – С.26 – 29.
  99. Феномен зависимости от Интернета // Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А.Е. Войскунский. – М, 2000. – С. 100-131.
  100. Фрейд, 3. Избранное / З. Фрейд. — М. Внештортиздат, 1989. – С. 448.
  101. Фромм, Э. Душа человека / Э.Фромм. — М. «Республика», 1992.
  102. Хекхаузен, X. Мотивация и деятельность / Х. Хекхаузен. — М. Педагогика, 1986.
  103. Христенко, В.Е. Психология поведения жертвы / В.Е. Христенко. – Ростов-н/Д. Феникс, 2004.
  104. Целиком, В.В. Групповое мышление как механизм влияния на личность в деструктивном культе / В.В. Целиком // Журнал практического психолога. – М. Фолиум, 1997. – № К – С. 98 – 101.
  105. Целиком, В.В. Психологические механизмы влияния на личность в культе / В.В. Целиком // Журнал практического психолога. – Москва. Фолиум, 1996. – № 5. – С. 71 – 75.
  106. Цукерман, Е.М. Психология саморазвития / Е.М. Цукерман. – М.; Рига: ПЦ «Эксперимент», 1996.
  107. Чалдини, Р. Психология влияния / Пер. с англ. Е. Волков. — СПб. Питер Ком, 1999.
  108. Чарлтон, Э. Основные принципы обучения здоровому образу жизни / Э. Чарлтон // Вопросы психологии, 1997. – № 2. – С.3 – 14.
  109. Шапарь, В.Б. Психология религиозных сект / В.Б. Шапарь. — Минск. Харвест, 2004.
  110. Шатров, А.В. Формирование у детей и подростков социальных установок на негативное отношение к употреблению наркотиков и связанному с ним образу жизни и поведению / А.В. Шатров, Н.С. Шоётова. – Казань, 2003. – 92 с.
  111. Штайнер, К. Игры, в которые играют алкоголики / пер. с англ. Г. Пимочкиной. — М. Апрель-Пресс, Изд-во Эксмо, 2003.
  112. Эйдемиллер Э.Г. Психология и психотерапия семьи / Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис — СПб. ЗАО Изд-во «Питер», 1999.
  113. Юнг, К. Г. Собрание сочинений. Психология бессознательного / пер. с нем. — М. Канон, 1994.
  114. Юнг, К.Г. Проблемы души нашего времени / пер. с нем. — М. «Прогресс», «Универс», 1993.
  115. Янг, К.С. Диагноз — Интернет-зависимость / К.С. Янг // Мир Интернет, 2000. – № 2. С. 24 – 29.

6.2. Информационное обеспечение дисциплины

Институт психологии РАО www.pirao.ru