Руководства, Инструкции, Бланки

Образец Письма В Трудовую Инспекцию О Выполнении Предписания img-1

Образец Письма В Трудовую Инспекцию О Выполнении Предписания

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Как составить акт исполнения предписаний

Как составить акт исполнения предписаний

Составляйте акт исполненияпредписаний на специально предназначенном для этого бланке. Бланк акта, как правило, состоит из тех же пунктов, что и само предписание, и отражает информацию по итогам проверки. Заполните в соответствующих графах адрес обьекта, по которому проводилось инспектирование. В этом пункте помимо фактического адреса укажите также банковские реквизиты владельца предприятия.

Следующим этапом будет заполнение пункта о проверяющей комиссии. Опишите фамилии, имена и отчества участников проверки выполненных предписаний. и занимаемые ими должности.

Далее следует указать перечень выполненных работ, которые должны были быть проведены в соответствии с предписанием. При его составлении ориентируйтесь на каждый пункт составленного ранее списка действий, оценивайте их полноту и качество выполнения.

В следующем пункте опишите невыполненные работы, или другие действия, которые должны были быть осуществлены на момент проверки. При этом учтите обьективность невыполнения данных действий, бывают моменты, когда решающую роль могли сыграть неожиданные обстоятельства, их еще называют форс-мажорными.

Итогом акта исполненияпредписаний являются штрафные санкции, которые будут применены к организации вследствие невыполнения требуемых действий. Заполните пункт о финансовых взысканиях, или иных мерах, которые предусмотрены в рамках законодательства для данных видов нарушений.

Составляйте данный документ в трех экземплярах, первый передается в организацию, которая осуществляет проверку, второй — вручается представителю инспектируемого предприятия, третий остается непосредственно у председателя проверочной комиссии. Если представитель организации, в действии которой были обнаружены и зафиксированы нарушения, отказывается принять данный акт, отправьте документ заказным почтовым отправлением с уведомлением. Получение извещения о доставке письма адресату, заверенное его подписью, означает его осведомленность о результатах проверки.

Видео

Другие статьи

О признании предписания незаконным - Жалобы на неправомерные действия (бездействие) должностных лиц, государственных и муниципальных служащих - судья

о признании предписания незаконным

Дело № 2-1972/12 г.

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

д.м.г Подольский городской суд Московской области в составе:

председательствующий Митрофанова Т.Н.

при секретаре Суторминой И.М.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ОАО «Машиностроительный завод «ЗиО-Подольск» о признании предписания незаконным

ОАО «Машиностроительный завод «ЗиО-Подольск» (ОАО «ЗиО-Подольск» ) обратилось в суд с заявлением, просит признать незаконным и не подлежащим исполнению предписание главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в <адрес> № от д.м.г

Свои требования мотивирует тем, что предписание не основано на законе.

Заявитель – представитель ОАО «ЗиО-Подольск» по доверенности ФИО4 в судебное заседание явился, требования поддержал.

Заинтересованное лицо - представитель государственной инспекции труда в <адрес> по доверенности ФИО5 в судебное заседание явилась, с требованиями не согласна, представлен отзыв (лд 39-40).

Суд, выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, находит требования подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст. 356 ТК РФ «в соответствии с возложенными на нее задачами федеральная инспекция труда реализует следующие основные полномочия:

осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

анализирует обстоятельства и причины выявленных нарушений, принимает меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан;

осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации рассмотрение дел об административных правонарушениях;

направляет в установленном порядке соответствующую информацию в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, правоохранительные органы и в суды;

проверяет соблюдение установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;

обобщает практику применения, анализирует причины нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, готовит соответствующие предложения по их совершенствованию;

анализирует состояние и причины производственного травматизма и разрабатывает предложения по его профилактике, принимает участие в расследовании несчастных случаев на производстве или проводит его самостоятельно;

принимает необходимые меры по привлечению в установленном порядке квалифицированных экспертов в целях обеспечения применения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, относящихся к охране здоровья и безопасности работников во время их работы, а также получения информации о влиянии применяемых технологий, используемых материалов и методов на состояние здоровья и безопасность работников;

запрашивает у федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, органов прокуратуры, судебных органов и других организаций и безвозмездно получает от них информацию, необходимую для выполнения возложенных на нее задач;

ведет прием и рассматривает заявления, письма, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях их трудовых прав, принимает меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав;

осуществляет информирование и консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

информирует общественность о выявленных нарушениях трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, ведет разъяснительную работу о трудовых правах граждан;

готовит и публикует ежегодные доклады о соблюдении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в установленном порядке представляет их Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации;

проверяет соблюдение требований, направленных на реализацию прав работников на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также порядка назначения, исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателей;

иные полномочия в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации».

На основании ст. 357 ТК РФ «государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право:

в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения проверки организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей - физических лиц;

запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;

изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлять соответствующий акт;

расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;

предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;

направлять в суды при наличии заключений государственной экспертизы условий труда требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда;

выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда;

запрещать использование средств индивидуальной и коллективной защиты работников, если такие средства не соответствуют обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и государственным нормативным требованиям охраны труда;

составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве».

В силу ст. 382 ТК РФ «индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами».

На основании ст. 392 ТК РФ «работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки».

В судебном заседании установлено, что в ГИТ в <адрес> с

заявлением о нарушении своих трудовых прав обратились: д.м.г – ФИО6 (лд 61), д.м.г – ФИО7 (лд 63), д.м.г – ФИО8 (лд 65), д.м.г – ФИО9 (лд 67).

д.м.г ГИТ в <адрес> составлен акт проверки

соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (лд 46-50).

д.м.г ГИТ в <адрес> в адрес генерального директора

ОАО «Машиностроительный завод «ЗиО-Подольск» ФИО10 внесено предписание №, которым предписано устранить нарушение ст. 117, ст. 127 ТК РФ. начислить и выплатить денежную компенсацию работникам ФИО8, уволенному д.м.г, за период работы электросварщиком на автоматических и полуавтоматических машинах под слоем флюса с д.м.г по д.м.г, ФИО9, уволенному д.м.г за период работы шлифовщиком абразивными кругами сухим способом с д.м.г по д.м.г, ФИО6, уволенному д.м.г, за период работы электросварщиком ручной сварки с д.м.г по д.м.г. ФИО7, уволенному д.м.г, за период работы электросварщиком ручной сварки с д.м.г по д.м.г, за все неиспользованные дополнительные отпуска, продолжительность которых установлена Списком производств цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденный постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от д.м.г – от 6 до 12 рабочих дней с зависимости от вида работы, исчисляется сверх установленной продолжительности ежегодного основного оплачиваемого отпуска (лд 43-45).

В соответствии со ст. 356, 357 ТК РФ ГИТ в <адрес> в

случае выявления нарушений трудовых прав граждан принимает меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав.

Процессуальной формой восстановления нарушенного права граждан является предписание, предъявляемое работодателю и обязательное для исполнения. В данном случае формой восстановления нарушенного трудового права ФИО8, ФИО9. ФИО6, ФИО7 явилось предписание от д.м.г

В силу положений ст. 353-356, 382 ТК РФ федеральная инспекция труда,

территориальным органом которой является государственная инспекция труда, относится к органам исполнительной власти и уполномочена осуществлять государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового прав, но не является органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

В соответствии с положениями абз. 1 и 6 ст. 357 ТК РФ

государственные инспекторы труда при осуществлении государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также о восстановлении нарушенных прав работников.

При этом положениями абз. 12 этой нормы предусмотрено, что в случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросам, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению.

Таким образом, по смыслу положений абз. 1, 6 и 12 ст. 357 ТК РФ в их

взаимосвязи, при реализации контрольно-надзорных функций в области трудового законодательства государственные инспекторы труда наделены полномочиями по выдаче работодателям предписаний, подлежащих обязательному исполнению.

При таких обстоятельствах доводы представителя заявителя о том, что

обратившиеся в ГИТ в <адрес> лица не являются их работниками, а лицами, ранее состоявшими с ними в трудовых правоотношениях, в связи с чем ГИТ не предоставлено право рассмотрения их заявления, основаны на неправильном толковании норм законодательства.

Как указывает представитель ГИТ в <адрес>, работнику

гарантируется восстановление нарушенного трудового права независимо от сроков совершения работодателем правонарушения и его обнаружения, что соответствует ст. 2, 17, 18 Конституции РФ, возлагающих на государственные органы обязанность по защите трудовых прав работников, не ограничивая возможность восстановления нарушенного права каким-либо сроком. Тогда как для судебной защиты трудовых прав законодательством установлены укороченные сроки. В свою очередь, для восстановления нарушенного трудового права работника в административном порядке, т.е. путем обращения в ГИТ, сроки законодательством не установлены. Поэтому работники могут требовать рассмотрения своего заявления ГИТ независимо от сроков совершения работодателем правонарушения.

Доводы представителя ГИТ в <адрес> о том, что они не являются органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спора, в связи с чем установленный для суда срок исковой давности не должен применяться, суд находит несостоятельными.

По мнению суда, предписания по трудовым спорам инспектор труда

выдает с целью защиты нарушенного права работника. Для защиты этого права самим работником Трудовым кодексом Российской Федерации установлен трехмесячный срок. Таким образом, действуя в интересах работника, инспектор труда, также как и сам работник, должен соблюдать установленные сроки для рассмотрения трудового спора.

При таких обстоятельствах предписание ГИТ в <адрес> является неправомерным, заявленные требования – подлежащими удовлетворению.

В соответствии с ч. 2 ст. 357 ТК РФ «в случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение десяти дней со дня его получения работодателем или его представителем».

Оспариваемое предписание вынесено д.м.г

В течение установленного законом срока ОАО «ЗиО-Подольск» обратилось в Нагатинский районный суд <адрес> с заявлением о признании указанного предписания незаконным.

Определением Нагатинского районного суда <адрес> от д.м.г

заявление возвращено в связи с неподсудностью спора суду и разъяснено право на обращение в Подольский городской суд (лд 9).

Указанное определение получено заявителем д.м.г (лд 10),

заявление подано в Подольский городской суд д.м.г (лд 2), в связи с чем срок на обращение в суд заявителем не пропущен и оснований для его восстановления не имеется.

Руководствуясь ст. 356-357, 382 ТК РФ, ст. 194-199, 254-258 ГПК РФ суд

Признать незаконным и не подлежащим исполнению предписание главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в <адрес> № от д.м.г

Решение может быть обжаловано в Мособлсуд в апелляционном порядке течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме с подачей жалобы через Подольский городской суд.

Председательствующий судья: Т.Н.Митрофанова

Восстановление на работе по предписанию трудовой инспекции

Восстановление на работе по предписанию трудовой инспекции

Была нарушена процедура моего увольнения по сокращению. Подала жалобу в инспекцию по труду. Есть предписание восстановить на работе. Приказ еще не отменен, но в личной беседе с директором показана адская перспектива моего выхода - последует либо увольнение по собственному желанию, либо статья. Сегодня испекло 2 месяца после моего увольнения. Могу ли я не дожидаясь письменного приглашения на прежнюю работу (со дня на день), трудоустроиться в другое место?

Адвокат Горобец Игорь Юрьевич

Позвоните сейчас и получите
предварительную консультацию:

8-912-343-72-22
8 (3532) 29-61-71

В соответствии со ст. 353 ТК РФ федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В силу ст. 354 ТК РФ федеральная инспекция труда - единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти. уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда).

В соответствии со ст. 357 ТК РФ государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право:

предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.

В силу ст. 394 ТК РФ в случае признания увольнения незаконными работник должен быть восстановлен на прежней работе органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спор.

Орган, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, принимает решение о выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула или разницы в заработке за все время выполнения нижеоплачиваемой работы.

По заявлению работника орган, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, может ограничиться вынесением решения о взыскании в пользу работника компенсаций.

В случае признания увольнения незаконным орган, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, может по заявлению работника принять решение об изменении формулировки основания увольнения на увольнение по собственному желанию.

В силу ст. 395 ТК РФ при признании органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спор, денежных требований работника обоснованными они удовлетворяются в полном размере.

Согласно ст. 396 ТК РФ решение о восстановлении на работе незаконно уволенного работника, о восстановлении на прежней работе работника подлежит немедленному исполнению.При задержке работодателем исполнения такого решения орган, принявший решение, выносит определение о выплате работнику за все время задержки исполнения решения среднего заработка или разницы в заработке.

В соответствии со ст. 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.

Таким образом, рекомендуем Вам обратиться в трудовую инспекцию за получением предписания о восстановлении на работе, получении компенсации по ст. 396 ТК РФ. После восстановления на работе написать заявление на увольнение по собственному желанию, согласовать с работодателем дату увольнения и искать иную работу.

Визит трудовой инспекции

Самое читаемое Визит трудовой инспекции

Любой работодатель должен быть готов к тому, что рано или поздно его посетит трудовая инспекция. К сожалению, в сложившейся ситуации, которая характеризуется массовыми сокращениями персонала, нежданный визит может произойти в любой момент. Поговорим о том, по какому поводу может прийти инспектор, в чем заключаются его полномочия и каковы действия работодателя при проведении контрольных мероприятий.

Законодательство предоставляет трудовой инспекции широкие контрольно-надзорные полномочия в сфере трудовых отношений. Подробно они описаны в гл. 57 Трудового кодекса РФ. Так, трудовые инспекторы имеют право проводить проверки и обследования, запрашивая при этом у работодателей документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций (ст. ст. 356, 357 ТК РФ). Трудовая инспекция также является органом, уполномоченным на рассмотрение дел об административных правонарушениях. Это означает, что при обнаружении каких-либо нарушений в сфере труда инспектор может привлечь работодателя к административной ответственности в установленном законом порядке.

Трудовая инспекция проводит как плановые, так и внеплановые проверки (ст. 7 Федерального закона от 08.08.2001 N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)", далее - Закон N 134-ФЗ).
Существуют ограничения на плановые "трудовые" проверки: их можно проводить не чаще, чем один раз в два года, а субъектов малого предпринимательства - не ранее чем через три года с момента государственной регистрации (п. 4 ст. 7 Закона N 134-ФЗ).
Что касается внеплановых проверок, то они могут проводиться в связи:
- с жалобами работников на нарушения их прав и законных интересов действиями (бездействием) работодателей;
- с получением иной информации, подтверждаемой документами и иными доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков нарушений в сфере труда или угрозы наступления таких нарушений.

Внепланово проверяется также исполнение работодателями ранее выданных предписаний. Такие проверки носят целевой характер и направлены на контроль исполнения работодателем требований об устранении выявленных нарушений.

Пример 1. В октябре 2007 г. государственными инспекторами по охране труда Кировской области проведено несколько внеплановых проверок, в ходе которых установлено, что из 12 ранее выданных предписаний выполнены полностью 4, остальные предписания исполнены частично или вообще не выполнялись. Из 253 выявленных нарушений законодательства об охране труда устранены 158. За допущенные нарушения законодательства об охране труда виновные лица были привлечены к административной ответственности в виде штрафа

Гострудинспекция проводит как самостоятельные проверки, так и взаимодействует с иными контрольными органами. По информации Роструда, в 2007 г. доля таких проверок в общем объеме составила до 30%. Следует отметить, что чаще всего совместные проверки проводятся с органами прокуратуры и соцстраха.

Основанием для проведения проверки служит распоряжение (приказ) государственного инспектора по труду.
В распоряжении указываются:
1) номер и дата распоряжения (приказа) о проведении мероприятия по контролю;
2) наименование органа государственного контроля (надзора);
3) фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), уполномоченного на проведение мероприятия по контролю;
4) наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, в отношении которых проводится мероприятие по контролю;
5) цели, задачи и предмет проводимого мероприятия по контролю;
6) правовые основания проведения мероприятия по контролю, в том числе нормативные правовые акты, обязательные требования которых подлежат проверке;
7) дата начала и окончания мероприятия по контролю.

Распоряжение должно быть подписано руководителем территориальной трудовой инспекции или его заместителем и заверено гербовой печатью.
Пункт 5 данного перечня указывает на то, что круг полномочий трудового инспектора при конкретной проверке определяется в самом распоряжении. Например, если предмет проверки - соблюдение порядка выплаты заработной платы (так называемая тематическая проверка), то проверять соблюдение норм охраны труда инспектор не вправе. Это прямо вытекает из ст. 8 Закона N 134-ФЗ, в которой установлен запрет на проверку выполнения норм, не относящихся к цели визита, и требование о представлении документов, информации, образцов (проб) продукции, если они не относятся к предмету проверки.

Если же в распоряжении указано, что проверка включает мероприятия по надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства в целом (включая законодательство об охране труда), это означает, что трудовой инспектор проводит комплексную проверку у работодателя. При этом не имеет значения, какая проводится проверка - плановая или внеплановая. Заметим, что плановые проверки обычно носят комплексный характер.
Решение об объеме проводимых мероприятий принимается должностными лицами трудовой инспекции по своему усмотрению. Так, если жалоба работника дает основание предполагать, что на предприятии имеют место массовые нарушения трудового законодательства, то государственный инспектор по труду имеет полное право назначить комплексную проверку соблюдения требований трудового законодательства.

Справка. Проверка по соблюдению трудового законодательства практически никогда не назначается в отношении конкретного работника, поскольку установить неправомерность (или правомерность) действий работодателя по отношению к отдельному работнику (или группе работников) можно, лишь изучив документы предприятия в целом. Так, проверить, действительно ли имело место опоздание работника, в связи с чем на него наложили взыскание, можно, лишь изучив Правила внутреннего трудового распорядка организации, в которых устанавливается время начала и окончания рабочего дня.
Кроме того, зачастую работники желают сохранить анонимность своего обращения в трудовую инспекцию. Статья 358 ТК РФ защищает их желание и запрещает инспекторам труда разглашать данные об источнике жалобы, если проверка в компании проводится связи с обращением работника.
Поэтому трудовые инспекторы, как правило, назначают комплексные проверки и запрашивают всю документацию, которая так или иначе связана с соблюдением работодателем прав и законных интересов работников.

Итак, проверка начинается с предъявления трудовым инспектором распоряжения (приказа) о проведении проверки и своего служебного удостоверения.
Ответственные сотрудники компании, в которой проводится проверка, должны прежде всего проверить соответствие фамилий инспекторов, указанных в распоряжении, их служебным удостоверениям. Мероприятие по контролю может проводиться только тем должностным лицом, которое указано в распоряжении (приказе) о проведении мероприятия по контролю (п. 2 ст. 7 Закона N 134-ФЗ).
Закон N 134-ФЗ устанавливает, что трудовой инспектор не вправе проводить плановую проверку в отсутствие должностных лиц или работников проверяемых юридических лиц или индивидуальных предпринимателей либо их представителей (абз. 3 ст. 8 Закона N 134-ФЗ). В то же время Трудовой кодекс РФ дает инспектору возможность не уведомлять о своем присутствии работодателя или его представителя, если считает, что такое уведомление может нанести ущерб эффективности контроля (ст. 360 ТК РФ). Эта коллизия норм законодательства решается в пользу Трудового кодекса, поскольку положение ст. 360 ТК РФ полностью соответствует ст. 12 Конвенции МОТ N 81 .
--------------------------------
Конвенция Международной Организации Труда N 81 об инспекции труда в промышленности и торговле (Женева, 11 июля 1947 г.) // Бюллетень международных договоров. - 2002. - N 2.

Более того, инспектор имеет право прийти с проверкой в любое время суток (абз. 2 ч. 1 ст. 357 ТК РФ). Это важно для предприятий, работающих в три смены.

Продолжительность проверки не должна превышать один месяц (п. 3 ст. 7 Закона N 134-ФЗ). Она может быть продлена еще на один месяц, если имеется значительный объем мероприятий по контролю или есть необходимость проведения специальных исследований (испытаний), экспертиз и т.п. Для продления срока проверки трудовой инспектор должен обратиться с соответствующим мотивированным предложением к руководителю территориальной инспекции по труду (или его заместителю), после чего издается соответствующее распоряжение, которое предъявляется работодателю.

В процессе проверки инспектор имеет право запрашивать любые документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций (ст. 357 ТК РФ), но, как уже говорилось, только в пределах цели визита.

Запрашиваемые документы должны быть представлены проверяющему в подлинниках. Однако ст. 8 Федерального закона N 134-ФЗ запрещает изымать оригиналы документов, относящихся к предмету проверки. Следовательно, работодатель обязан представить проверяющему подлинники запрошенных документов для ознакомления, но, если инспектор имеет намерение оставить их у себя, работодатель вправе ему отказать, представив надлежаще заверенные копии. Все документы и копии должны представляться инспектору без взимания какой-либо платы.

Работодатель не вправе игнорировать законные требования инспектора по труду. Отказ представить запрашиваемые документы расценивается как необоснованное воспрепятствование мероприятиям по контролю (ст. 17 Закона N 134-ФЗ) и влечет административную ответственность в виде предупреждения или штрафа до 2000 руб. (ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ).

В то же время Закон N 134-ФЗ предоставляет работодателю следующие права при проведении мероприятий по контролю.

Фрагмент документа. Статья 13 "Права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении мероприятий по контролю" Закона N 134-ФЗ
1. Должностные лица и (или) представители юридического лица и индивидуальные предприниматели и (или) их представители при проведении мероприятий по контролю имеют право:
- непосредственно присутствовать при проведении мероприятий по контролю, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
- получать информацию, предоставление которой предусмотрено настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами;
- знакомиться с результатами мероприятий по контролю и указывать в актах о своем ознакомлении, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органов государственного контроля (надзора);
- обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органов государственного контроля (надзора) в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

По результатам проверки инспектор составляет акт по установленной форме. В преамбуле этого акта в обязательном порядке должно быть отражено, когда, где, кем и на каком основании проводилась проверка, а также указаны сведения о представителях работодателя, присутствовавших при проверке. В самом акте фиксируются результаты проверки. Если было выявлено нарушение, то указывается, в чем оно выразилось и кто несет ответственность за его совершение. Например, за нарушение порядка хранения и ведения трудовых книжек ответственность несет сотрудник, уполномоченный приказом руководителя компании. Как правило, это специалист кадровой службы. При отсутствии такого приказа ответственность несет руководитель компании. Заметим, что административному штрафу могут быть одновременно подвергнуты и работодатель (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель), и виновное должностное лицо.
--------------------------------
См. Приказ Роструда от 10.12.2004 N 47 "Об утверждении форм документов".

Если в ходе проверки нарушений не выявлено, данный факт также отмечается в акте. По ее окончании проверяющий обязан сделать запись в журнале учета мероприятий по контролю, который ведет работодатель, внести в акт сведения о дате и номере записи в журнале, а если журнал отсутствует - проставить отметку об этом в акте.

Справка. Ведение журнала учета мероприятий по контролю не является обязательным, поэтому санкций за отсутствие этого документа не предусмотрено. Однако в интересах работодателя - вести такой журнал, поскольку он поможет доказать неправомерность плановой проверки, если она будет назначена раньше предусмотренного законом срока.

Установленной формы вышеуказанного журнала не предусмотрено, однако в п. 5 ст. 9 Закона N 134-ФЗ перечислено, какие сведения о проведенном мероприятии по контролю инспектор обязан указать в журнале:
- наименование органа государственного контроля (надзора), дату и время проведения мероприятия;
- правовые основания, цели, задачи и предмет мероприятия по контролю;
- выявленные нарушения, составленные протоколы об административных правонарушениях, выданные предписания.

В журнале обязательно должна быть отмечена фамилия, имя, отчество, должность и подпись лица, осуществившего мероприятие по контролю. Если инспекторов было несколько, подпись проставляет каждый из них. Поэтому работодатель должен предусмотреть в журнале нужное количество граф для заполнения, а также прошить его, пронумеровать и скрепить своей печатью.

Составленный акт должен быть представлен для ознакомления и подписи представителю работодателя, а также лицам, участвовавшим в проверке. Отказ любого из перечисленных лиц ознакомиться и подписать документ отражается в акте (п. 1 ст. 9 Закона N 134-ФЗ). К акту могут прилагаться копии документов, письменные объяснения опрошенных в ходе проверки работников, а также должностных лиц, ответственных за выявленные нарушения.
Акт составляется в двух экземплярах, один из которых вручается работодателю под расписку лично или направляется в его адрес по почте заказным письмом с уведомлением о вручении. Уведомление приобщается к экземпляру акта, остающемуся в деле инспекции по труду, как доказательство соблюдения процедуры ознакомления с актом о результатах проверки.

Последствия для компании

Непосредственно после составления акта о выявленных нарушениях (если, конечно, они были выявлены) инспектор обязан сразу же составить протокол об административном правонарушении (п. 1 ст. 28.5 КоАП РФ). Впрочем, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела или данных о работодателе, в отношении которого возбуждается дело об административном правонарушении, протокол может быть составлен в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения (п. 2 ст. 28.5 КоАП РФ).

Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола об административном правонарушении (пп. 3 п. 4 ст. 28.1 КоАП РФ).
Кроме того, инспектор выдает предписание об устранении выявленных нарушений. В нем указываются конкретные нарушения со ссылкой на Трудовой кодекс РФ или иные нормативно-правовые акты, содержащие нормы трудового права, а также срок устранения нарушений.

После того как протокол составлен, он должен быть направлен должностному лицу, уполномоченному рассматривать дело об административном правонарушении. На это отводится трое суток начиная с момента составления протокола (п. 1 ст. 28.8 КоАП РФ). Однако административные дела о "трудовых" правонарушениях рассматривают сами инспекторы, которые и проводили проверку (пп. 3 п. 1 ст. 22.2 КоАП РФ). Срок рассмотрения - 15 дней (п. 1 ст. 29.6 КоАП РФ). В определенных случаях этот срок может быть продлен, но не более чем на один месяц (п. 2 ст. 29.6 КоАП РФ). Но все же большинство дел о правонарушениях в сфере труда рассматривается в день составления протокола.

Трудовой инспектор должен рассмотреть возбужденное им дело об административном правонарушении в обычном порядке (ст. 29.7 КоАП РФ) и в результате вынести постановление о назначении административного наказания либо о прекращении производства по делу (например, если инспектор сочтет нарушение незначительным).

Постановление вручается работодателю под расписку или высылается в его адрес в течение трех дней со дня вынесения.

В соответствии со ст. 361 ТК РФ работодатель имеет право обжаловать решение государственного инспектора по труду:
1) руководителю соответствующей территориальной инспекции;
2) главному государственному инспектору труда Российской Федерации;
3) в судебном порядке.
Эта норма фактически воспроизводит положения пп. 3 п. 1 ст. 30.1 КоАП, которая указывает, что постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, обжалуется в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в суде по месту нахождения ответчика.

Предписание является по сути ненормативным правовым актом. Оно может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии (ст. 30.3 КоАП РФ). Жалоба может быть подана через инспектора, который вынес постановление по делу. Получив жалобу, он обязан в течение трех суток со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами дела в соответствующий суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу. Впрочем, жалоба может быть подана заявителем и самостоятельно (ст. 30.2 КоАП РФ).

Справка. Прибегая к судебному обжалованию, работодатели весьма часто допускают ошибки в определении подведомственности дела об обжаловании постановления трудовой инспекции и обращаются с соответствующими заявлениями в арбитражные суды, тогда как ВАС РФ неоднократно выносил определения об отказе в удовлетворении заявления об оспаривании предписания государственного инспектора труда ввиду неподведомственности .
--------------------------------
См. например, Определение ВАС РФ от 15.09.2008 N 11355/08 по делу N А72-7286/07-5/41.

Арбитражному суду подведомственны жалобы на постановления по делам об административных правонарушениях, которые допущены организациями и предпринимателями в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности. В рассматриваемых случаях правонарушения допускаются в сфере трудовых отношений, что к указанным видам деятельности не относится. Таким образом, если предписание инспектора касалось нарушений в организации труда, не затрагивало производственный процесс и не препятствовало осуществлению хозяйственной деятельности, арбитражный суд посчитает жалобу компании вне своей компетенции.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагается (п. 5 ст. 30.2 КоАП РФ).
Сроки рассмотрения жалобы - 10 дней с момента ее поступления в суд. Судья единолично рассматривает жалобу и по итогам рассмотрения выносит соответствующее решение.
Если работодатель сумел доказать свою правоту, судья выносит решение об отмене постановления и прекращении производства по делу.

Пример 2. ООО ПКФ "Авто" обратилось в суд с заявлением об оспаривании предписания N 15090 от 5 сентября 2007 г. государственного инспектора труда в Смоленской области в части, касающейся отмены приказа об увольнении работника Лыкошева В.Л. и выплаты ему заработной платы за время вынужденного прогула.

Из материалов дела усматривается, что 28 июля 2007 г. Лыкошев В.Л. не вышел на работу. 30 июля 2007 г. он явился на предприятие, и у него было затребовано объяснение по поводу неявки на работу 28 июля 2007 г. Давать объяснения Лыкошев В.Л. отказался, о чем был составлен соответствующий акт.

31 июля 2007 г. охранник Лыкошев В.Л. к суточному дежурству в 9.00 часов не приступил, прибыв на предприятие в 14 часов 30 минут. Ему было предложено дать объяснения по поводу неявки на работу 28 июля и 31 июля 2007 г. Он ответил отказом, о чем вновь был составлен акт. Приказом от 31 июля 2007 г. N 31-к Лыкошев В.Л. был уволен на основании пп. "а" п. 6 ст. 81 ТК РФ, то есть за прогул.

Государственный инспектор труда в Смоленской области Корнеев Н.С. по результатам проверки по заявлению Лыкошева В.Л. от 5 сентября 2007 г. вынес предписание N 15090, где в п. п. 1 и 2 содержалось требование отменить приказ об увольнении работника Лыкошева В.Л. и возместить ему заработок за время вынужденного прогула. В указанной части предписания инспектором указывалось на нарушение порядка увольнения, которое заключалось в преждевременном принятии решения об увольнении работника, до совершения им 2-дневного прогула.

Принимая решение по делу, суд, руководствуясь ст. 193 ТК РФ, пришел к правильному выводу о том, что у государственного инспектора труда не имелось достаточных оснований для вынесения предписания о восстановлении Лыкошева В.Л. на работе и выплате ему заработной платы за время вынужденного прогула. В данном случае право работника на предоставление работодателю объяснения не было нарушено. Работодателем также не допущено существенного нарушения порядка увольнения, влекущего признание увольнения работника незаконным, так как прогул подразумевает отсутствие работника на рабочем месте более 4 часов подряд без уважительной причины, и для его увольнения не обязательно ждать, когда период прогула достигнет 2 рабочих дней.

Если доводы работодателя суд сочтет неубедительными, то жалоба останется без удовлетворения, а постановление - без изменения.

Возможны и иные варианты:
- постановление может быть изменено судьей;
- постановление может быть отменено и возвращено на новое рассмотрение инспектору.

Если работодатель не удовлетворен решением судьи, то у него есть возможность дальнейшего обжалования.

Особо следует остановиться на административном приостановлении деятельности как виде административного наказания, налагаемого по результатам проверки трудовой инспекции. Административное приостановление деятельности работодателя на срок до 90 суток предусмотрено ст. 5.27 КоАП РФ. Оно применяется судом в тех случаях, когда деятельность предприятия влечет угрозу жизни и здоровью людей.
Если инспектор при проверке обнаруживает соответствующие обстоятельства, он составляет протокол о временном запрете деятельности (ст. 27.16 КоАП РФ) и немедленно направляет его судье. Это мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, применяемая до вынесения решения судом. Срок временного запрета деятельности не должен превышать пяти суток (ст. 27.17 КоАП РФ). За это время судья должен рассмотреть направленные материалы.

Пример 3. В марте 2007 г. в Ряжском районном суде Рязанской области с участием представителей Рязанской транспортной прокуратуры и Государственной инспекции труда в г. Москве рассмотрены материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ в отношении Рязанского отделения Московской железной дороги ОАО "Российские железные дороги" (далее - МЖД ОАО "РЖД").
Судом установлено, что в феврале 2007 г. государственным инспектором труда в г. Москве в отношении этого предприятия составлен протокол об административном правонарушении, в котором отражены выявленные факты грубого нарушения законодательства о труде, выразившиеся в эксплуатации находящегося в неудовлетворительном техническом состоянии здания ремонтных мастерских. Здание неизвестного года постройки находится в ветхом состоянии, имеет значительную просадку фундамента, сквозные вертикальные и поперечные трещины кирпичной кладки несущих стен, что могло привести к нарушению нормальной эксплуатации ремонтных мастерских. Кроме того, на это здание администрация Рязанского отделения МЖД ОАО "РЖД" не смогла предъявить государственному инспектору труда документацию на здание. Техническое состояние эксплуатируемого здания представляло непосредственную угрозу жизни и здоровью работников ремонтных мастерских. Это обстоятельство привело к решению государственного инспектора труда принять меры к приостановке работы на данном объекте.

Заслушав заключения государственного инспектора труда и старшего помощника Рязанского транспортного прокурора, суд пришел к выводу, что указанные в заключениях нарушения законодательства об охране труда, допущенные должностными лицами Рязанского отделения МЖД, угрожают жизни и здоровью работающих и могут привести к тяжелым последствиям.

Суд постановил признать ОАО "РЖД" в лице Ряжской дистанции пути Московско-Рязанского отделения МЖД виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, и принял решение о приостановке эксплуатации производственного здания ремонтных мастерских на срок до 90 (девяноста) суток .

Еще один вид наказания, который может последовать в результате проведения проверки, - дисквалификация. В соответствии с ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет. Административное наказание в виде дисквалификации назначается только судьей.

Пример 4. Мировому судье Октябрьского района г. Кирова был направлен протокол об административном правонарушении по ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ в отношении руководителя ООО "Хлебный город" Елькина В.В. в связи с тем, что в организации имеется задолженность по заработной плате. С учетом того, что за аналогичное административное правонарушение Елькин был ранее подвергнут административному наказанию, 11 мая 2007 г. мировой судья вынес постановление о назначении Елькину административного наказания в виде дисквалификации сроком на 1 год .
--------------------------------
http://www.kirov.rostrud.info/os_pok/otch/git2_2007/.

Данные виды административных наказаний (приостановление деятельности и дисквалификация) отличаются от процедуры наложения штрафа. Кроме того, негативные правовые последствия у них также намного серьезнее. Поэтому работодателю важно вовремя реагировать на предписания трудового инспектора и уделять достаточное внимание вопросам соблюдения законности в сфере труда.

Автор: С.Россол Корпоративный консультант Адвокатского бюро Калинина В.М. Ю.Романова Консультант по вопросам трудового права Адвокатского бюро Калинина В.М.

Последние статьи