Руководства, Инструкции, Бланки

Приказ Об Оптимизации Организационной Структуры Образец img-1

Приказ Об Оптимизации Организационной Структуры Образец

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Оптимизация организационной структуры

Оптимизация организационной структуры

В настоящее время многие компании испытывают потребность в изменении организационной структуры. Главными причинами проведения подобных преобразований являются желание приобрести новые активы или бизнес; стремление выделить и продать непрофильные активы; необходимость адекватно реагировать на постоянно обостряющуюся конкуренцию; потребность в повышении управляемости большим количеством бизнес-единиц и подразделений.

Конечно же, этот перечень далеко не исчерпывающий. Причем подразумевается, что современная компания представляет собой ряд взаимосвязанных юридических лиц, каждое из которых может заниматься несколькими видами коммерческой деятельности. То есть речь идет о холдинге, включающем в себя несколько бизнес-единиц.

Прежде чем говорить об оптимизации организационной структуры. необходимо разобраться, что именно мы собираемся совершенствовать. Структура - это расположение и связь частей, составляющих нечто целое. Структура организации - это совокупность ее составных элементов и связей между ними.

Услышав словосочетание «организационная структура предприятия». люди, как правило, мысленно рисуют некую схему с квадратиками-подразделениями и линиями, показывающими иерархию управления. Однако такое понимание оргструктуры - даже не верхушка айсберга, а всего лишь один из кусков льда на его верхушке.

Представление о структуре компании во многом зависит от того, под каким углом зрения оно рассматривается основные. Можно выделить три проекции:

структура по капиталу - взгляд владельцев бизнеса и стратегических инвесторов;

структура по управлению - взгляд топ-менеджмента;

структура по внутренним взаимодействиям - взгляд сотрудников компании.

Эти три проекции, будучи совмещены, дают нам достаточно полное представление о структуре компании. Каковы же объекты и связи между ними в каждой из указанных проекций? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо определить приоритеты собственников, менеджеров и работников.

Владельцев больше всего интересует прибыль, устойчивость и развитие бизнеса, а также защита своих интересов. Поэтому в структуру компании по капиталу входят физические и юридические лица, являющиеся собственниками компаний холдинга, а также сами бизнес-единицы. Эти объекты определяются в терминах организационно-правовой формы, наименования, уставного капитала (для юридических лиц). Связи отражают доли объектов в уставном капитале друг друга. Такая проекция позволяет получить представление о структуре собственности и уставном капитале компании, а, будучи дополнена информацией о видах деятельности каждого из объектов и их экономических показателях, дает возможность судить о бизнесе всего холдинга.

Топ-менеджмент отвечает за обеспечение эффективного управления, поэтому его представление об организационной структуре - это проекция системы управления предприятием. Руководитель должен знать ответы на вопросы: что происходит; кто за это отвечает; каковы предполагаемые или уже полученные результаты; какие ресурсы и в каком объеме необходимы для достижения поставленных целей? Таким образом, проекция системы менеджмента включает в себя как субъекты (должностные лица и подразделения), так и объекты управления (также должностные лица и подразделения) в рамках каждого юридического лица холдинга, причем связи между элементами указывают на их подчиненность. Кроме того, управленческая структура компании должна включать в себя перечень функций (либо бизнес-процессов), которые выполняет тот или иной элемент.

С точки зрения сотрудника наличие организационной структуры - это возможность получить четкие ответы на вопросы о должностных обязанностях и необходимых производственных контактах. Таким образом, структура компании по внутренним взаимодействиям описывает функциональные связи между подразделениями и сотрудниками в ходе осуществления бизнес-процессов.

Описанные выше проекции являются, по сути, последовательной детализацией организационной структуры. Сведения о каждой из проекций содержатся в документах компании, разумеется, если таковые имеются в наличии и доступны.

Проекция структуры организации

Документы, содержащие информацию о проекции

Положения о подразделениях, регламенты работы, должностные инструкции

Серьезные преобразования влекут за собой основательные издержки, причем как прямые, так и косвенные, связанные с недополучением прибыли из-за работы компании не в полную силу в период организационных изменений. Поэтому, перед тем как принять окончательное решение о проведении реорганизации, необходимо рассчитать, стоит ли овчинка выделки. Разумеется, величина расходов напрямую зависит от масштаба изменений.

Ведь одно дело из нескольких разнородных бизнесов создать вертикально интегрированный холдинг, и совершенно другое - ввести в штатном расписании одну-две новые позиции. Масштаб организационных изменений определяется задачей, которую предстоит решить.

Так, если крупной компании требуется привлечь стратегического западного инвестора, то необходимо, в частности, сделать структуру по капиталу максимально прозрачной, а это влечет за собой соответствующие организационные преобразования.

В случае внедрения корпоративной информационной системы следует предусмотреть изменения в штатном расписании. Если абстрагироваться от деталей, то, по сути, потребность в реорганизации объясняется необходимостью привести структуру компании в соответствие с осуществленными или предполагаемыми изменениями во внешней либо внутренней среде. Однако сводить все к реагированию на различные «раздражители» не стоит - в некоторых случаях речь может идти о повышении эффективности работы нормально функционирующей компании. Но на практике такое встречается редко: «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится». Совершенствование оргструктуры редко выступает в качестве единственного «лекарства от бизнес-болезни» - гораздо чаще оно является составной частью «комплексной терапии».

Речь идет о ряде условий и ограничений, которым должна соответствовать структура компании. Это требования можно с некоторой долей условности разделить на общие. которым оргструктура должна отвечать независимо от выполняемых ею задач, и специальные. определяемые целями реорганизации.

Если говорить об общих требованиях, то любая оргструктура, несомненно, должна быть:

  • прозрачной. т. е. понятной владельцам, менеджерам и сотрудникам;
  • хорошо управляемой. все административные воздействия осуществляются и анализируются точно своевременно;
  • гибкой. чтобы при необходимости компания могла быстро реагировать на изменения во внешней и внутренней среде;
  • рентабельной. затраты на поддержание такой структуры должны находиться в известном соответствии с финансовыми результатами хозяйственной деятельности компании.
Что касается специальных требований к организационной структуре, то они, как было сказано выше, определяются целями проводимых изменений. Некая компания А владеет контрольными пакетами акций ряда операционных фирм Bi. т. е. является финансовым холдингом. Владельцы хотят превратить его в единую операционную компанию и после преобразования продать ее. Причем заранее неизвестно, будет ли компания А продана полностью либо по частям. Конфигурация частей прогнозируется достаточно легко. Систему управления необходимо спроектировать таким образом, чтобы:

1) организация А из финансового холдинга превратилась в единую операционную компанию;

2) в случае продажи по частям оставшаяся часть А 1 и проданная - А 2 смогли бы функционировать независимо друг от друга без существенных организационных преобразований.

Эти условия являются специальными требованиями к организационной структуре.

Превращение финансового холдинга в единую операционную компанию - задача не из простых.

Дело не только в длительности процесса и различных юридических сложностях перехода на единую акцию, но и в создании системы управления, позволяющей руководить объединением компаний Bi.

Если же говорить об удовлетворении второму условию, то задача многократно усложняется. В качестве решения предложено объединение компаний Bi в дивизионы по территориальному принципу с созданием «центра тяжести» управления на уровне исполнительного аппарата дивизиона. Утверждение и контроль исполнения стратегических планов дивизионов предполагается вынести на уровень управления компанией в целом. Таким образом, если будет продан один из дивизионов, система управления компанией А 1 практически не изменится, а в системе компании А 2 изменения будут незначительны.

Следует, однако, помнить, что даже спроектированная оптимальным образом организационная

структура окажется нежизнеспособной, если сотрудники компании недостаточно квалифицированы и не мотивированы к достижению поставленных целей.

Процесс усовершенствования организационной структуры компании либо группы компаний состоит из трех этапов, на каждом из которых выполняется ряд работ:

2) разработка новой оргструктуры;

3) осуществление необходимых преобразований.

При этом в зависимости от масштабов изменений указанные процедуры могут выполняться итеративно. Рассмотрим подробнее каждый из этапов.

Цели проведения организационной диагностики - это выявление и формализация существующих проблем в оргструктуре компании, первичный анализ причин их возникновения и путей устранения.

Как правило, при инициировании процесса реорганизации проблемы, требующие решения, уже определены, но причины, их вызывающие, еще не установлены. Для их выявления используются следующие инструменты:

  • анализ организационной структуры и штатного расписания . в ходе которого исследуется рациональность существующей схемы управления и штатный состав компании;
  • изучение организационно-функциональной модели . результатом которого становятся выводы о рациональности распределения функций по подразделениям и сотрудникам. При этом, как правило, анализируются положения о подразделениях, должностные инструкции и другая регламентная документация;
  • оценка персонала . предусматривающая изучение ключевых компетенций работников и их соответствие предъявляемым компанией требованиям.
Результатом диагностики становится документ, в котором фиксируются выявленные в организационной структуре проблемы, причины их возникновения, рекомендации по устранению.

Разработка новой оргструктуры

Задачей данного этапа является создание модели целевого состояния организации, которая была бы наиболее адекватна новым условиям функционирования. Целевое состояние оргструктуры находит свое отражение в проектах организационной структуры, штатного расписания (опционально - с расстановкой сотрудников), организационно-функциональной модели; плане проведения изменений; перечне регламентирующих документов, которые необходимо разработать либо изменить с учетом внедрения новой оргструктуры.

Непосредственное наполнение данных документов, являющихся результатом сложной и кропотливой аналитической работы специалистов, существенным образом зависит от целей проведения преобразований и организационных проблем, которые необходимо решить. Разумеется, проект новой организационной структуры должен пройти стадию утверждения, в ходе которой всесторонне изучаются достоинства и недостатки разработанного документа.

Проведение организационных изменений - это, пожалуй, наиболее критичная стадия процесса, потому что именно от грамотности внедрения новой оргструктуры зависит успех всего мероприятия.

А, как известно, плохая реализация способна загубить самую лучшую идею.

Существует ряд принципов, опираясь на которые можно эффективно и качественно провести процесс организационных преобразований.

Воля руководства к проведению изменений. Как показывает практика, успешная реорганизация подразумевает деятельное участие в процессе высших должностных лиц компании. Внешняя и внутренняя PR-кампания. Большинство людей воспринимают изменения негативно, во всяком случае поначалу. Поэтому среди сотрудников необходимо вести «просветительскую» работу, разъясняя положительные моменты преобразований, рассеивая сомнения и устраняя недопонимание со стороны персонала. Кроме того, если реорганизация затрагивает подразделения, контактирующие с контрагентами компании, необходимооповестить последних о текущих изменениях.

Обучение персонала. Если преобразования связаны с изменением функций или порядка взаимодействия сотрудников (это наиболее типичный случай), необходимо заранее организовать обучение персонала работе в новых условиях. Следует переработать или создать новые должностные инструкции и регламенты работы, провести соответствующие тренинги, при необходимости - профессиональную пере-или подготовку.

Последовательность. Не все проекты по оптимизации организационной структуры доводятся до конца. Причины бывают разные: нехватка ресурсов, недовольство персонала, принятие «половинчатых» решений и т. п. По сути, такая ситуация означает провал проекта, поскольку результат достигнут не был: нельзя перепрыгнуть пропасть на 99%!

Такая сложная процедура, как изменение организационной структуры, подлежит серьезному анализу с точки зрения оценки его эффективности. Однако определить экономический результат проведенных изменений достаточно сложно, прежде всего потому, что зачастую он рассчитывается не напрямую, а косвенным образом. Допустим, некий холдинг хочет привлечь крупные инвестиции на зарубежных финансовых рынках. Для этого, в частности, он перестраивает структуру по капиталу таким образом, чтобы сделать ее максимально прозрачной для инвесторов. В данном случае изменение структуры организации - это средство для достижения цели более высокого уровня, нежели просто получение экономического эффекта. Кроме того, формирование более прозрачной структуры по капиталу - всего лишь одно из необходимых, но не достаточных для привлечения инвестиций условий. Как в этом случае прогнозировать экономический эффект?

Могут произойти какие-либо внешние изменения, которые сведут на нет проведенные преобразования. Допустим, компания планировала укрупнение в результате присоединения нескольких аналогичных фирм, но в процессе реорганизации был принят закон, запрещающий подобные сделки. Или же при внедрении организационных изменений внезапно обнаруживается, что в компании нет ни персонала, ни управленческой команды, которые способны эффективно работать в новых условиях. Исходя из вышесказанного следует признать, что прогнозирование экономического эффекта от структурных преобразований «в лоб», напрямую - занятие сложное и трудоемкое.

Рекомендуется оценивать проект организационных изменений по двум критериям: степени соответствия поставленной задаче (можно использовать экспертные оценки, проводить бенчмаркинг, формировать имитационные модели) и рентабельности затрат.

Оценить проект таким образом проще, чем прогнозировать экономический эффект: наилучшим вариантом будет тот, при котором задача решается полностью и с минимальными затратами.

Другие статьи

Оптимизация организационной структуры

Оптимизация организационной структуры

Познакомьтесь с примером отчёта по результатам организационной диагностики - первого этапа разработки и внедрения новой организационной структуры.

П од организационной структурой мы понимаем систему распределения функций, полномочий и ответственности, выраженную в организации взаимодействия между позициями и должностями в компании. Основное назначение организационной структуры в том, чтобы упорядочить и узаконить необходимые процессы, обеспечить устойчивость и автоматизм в выполнении операций.

Практически любая компания имеет свою организационную структуру. Она может быть формализована в регламентирующих документах в средних и крупных компаниях, в небольших же организациях, как правило, сотрудники просто знают, кто за какой фронт работы отвечает. По мере роста и развития организации структура устаревает, становится костной и часто не учитывает происходящие в компании изменения, сдерживая ее развитие.

Семь случаев, когда требуется оптимизация организационной структуры
  1. Функциональная замкнутость отделов. Внешне это выгладит как проблема с коммуникацией, когда сотрудники и руководители разных отделов не могут договориться по текущим и принципиальным вопросам, отсутствует даже регламентированная помощь и поддержка. Складывается ощущение, что подразделения живут сами по себе, замкнуто и самодостаточно. Топ-менеджменту компании приходится вмешиваться и постоянно организовывать взаимодействие между отделами, разрешать возникающие конфликты.
  2. Слишком разросшийся штат сотрудников, как правило, демонстрирует господство структуры над функцией, ради которой подразделение было создано.
  3. Непрозрачность. У руководителей и сотрудников нет однозначной ясности в понимании, кто за какие результаты отвечает и какими полномочиями обладает. Многое происходит или не происходит в компании «по умолчанию». Как следствие возможно дублирование или игнорирование некоторых необходимых функций.
  4. Одна из причин систематического неисполнения решений - это несоответствие уровня полномочий и ответственности у руководителей .
  5. Бюрократизация. культ процедур в ущерб целям компании, организационные проволочки.
  6. Несоответствие формальной и неформальной структуры (часто бывает в периоды бурного роста компаний).
  7. В компании разработана новая стратегическая цель. которая не может быть достигнута при старой структуре.
Подводные камни во внедрении новой орг.структуры

Казалось бы, разработка организационной структуры – это несложная управленческая операция. Необходимо нарисовать новые квадратики-департаменты, проставить между ними новые стрелочки – взаимодействия, утвердить у генерального директора, подписать приказ и, по идее, все должно заработать. Но, несмотря на приказы и регламентирующие документы, новая структура редко начинает работать эффективно до тех пор, пока не будут достигнуты действительные договоренности между менеджерами.

Многие забывают, что изменение организационной структуры часто влечет за собой передел власти и влияния в компании, возможности управлять и распоряжаться ресурсами. Эта интервенция по сути своей исключительно конфликтна, болезненна, поскольку затрагивает интересы очень многих ключевых руководителей. Именно поэтому зачастую правильно спроектированные оргструктуры терпят фиаско и лишь приумножают проблемы организации. Мы считаем, что ключевым фактором успеха во внедрении новой организационной структуры является достижение договоренностей между менеджерами. Новая конфигурация ответственности и полномочий должна быть результатом договоренности, разделяться сотрудниками и признаваться ими справедливой.

Как мы проводим работу по оптимизации организационной структуры Исходя из потенциальной конфликтности, работу по оптимизации организационной структуры мы проводим исключительно в формате стратегической сессии, поскольку, по нашему убеждению, никакие другие формы работы не смогут принести необходимого в этом случае эффекта и результата. В ходе стратегической сессии по разработке организационной структуры мы решаем следующие содержательные задачи.
  • Диагностика сложившейся ситуации: природа неудовлетворенности существующей структурой, выявление организационных сложностей и конфликтных ситуаций, ролевых и позиционных конфликтов.
  • Разработка или воспроизведение стратегической цели и стратегий, прояснение перспективных целей и задач.
  • Выявление или перепросмотр основных и вспомогательных бизнес-процессов, ведущих к достижению целей, определение зон ответственности и границ полномочий ключевых фигур.
  • Разработка новой оргштатной схемы, достижение договоренностей относительно новой конфигурации ответственности и полномочий руководителей в связи с требованиями стратегии или перспективных задач.
  • Фиксация основных принципов новой организационной структуры.
  • План мероприятий по доработке и внедрению структуры в практику организации.
Зачем нужны консультанты?
  • Консультанты могут выступить как профессиональные и непредвзятые фасилитаторы, которые обеспечивают безопасный и эффективный режим разрешения сложных конфликтов и достижения договоренностей.
  • Консультанты могут выступить в качестве экспертов по организационному проектированию при решении нестандартных и сложных задач.
  • Даже если макет орг.структуры уже есть, консультанты могут помочь на этапе ее внедрения.

Приказ № 63 от 28 мая 2008 г

№ 63 от 28 мая 2008 г. - Об оптимизации организационно - функциональной структуры ОАО "РЖД" в области организации, оплаты и мотивации труда

№ 63 от 28 мая 2008 г. - Об оптимизации организационно - функциональной структуры ОАО "РЖД" в области организации, оплаты и мотивации труда

В целях оптимизации организационно-функциональной структуры и
проведения единой политики в области организации, оплаты и
мотивации труда работников ОАО "РЖД" приказываю.
1. Образовать с 1 июля 2008 г. в аппарате управления ОАО
"РЖД", структурное подразделение - Департамент по организации,
оплате и мотивации труда.
2. Установить, что Департамент по организации, оплате и
мотивации труда находится в непосредственном ведении
вице-президента ОАО "РЖД" по управлению персоналом и специальным
программам.
3. Возложить на Департамент по организации, оплате и мотивации
труда выполнение следующих основных функций:
разработка, совершенствование и внедрение положений об оплате
труда работников ОАО "РЖД", негосударственных образовательных
учреждений и учреждений здравоохранения ОАО "РЖД" и систем
стимулирования;
участие в разработке отраслевого тарифного соглашения по
организациям железнодорожного транспорта и коллективного договора
ОАО "РЖД";
организация работы по вопросам тарифного и технического
нормирования, а также регулирования заработной платы, рабочего
времени и времени отдыха.
4. Установить штатную численность Департамента по организации,
оплате и мотивации труда в количестве 21 единицы, в том числе за
счет передачи штатной численности из Департамента планирования и
бюджетирования в количестве 17 единиц.
5. Возложить на старшего вице-президента ОАО "РЖД" по
экономике и финансам курирование Департамента по организации,
оплате и мотивации труда по вопросам регулирования рабочего
времени, совершенствования организации, оплаты и мотивации труда
работников ОАО "РЖД".
6. Вице-президенту Корнилову Г.В. и начальнику Департамента
управления персоналом Васиной Л.И. представить в недельный срок
предложения о кандидатуре начальника Департамента по организации,
оплате и мотивации труда.
7. Установить, что Центр организации труда и проектирования
экономических нормативов - филиал ОАО "РЖД" находится в
непосредственном ведении Департамента по организации, оплате и
мотивации труда.
8. Начальнику Департамента планирования и бюджетирования
Рящину И.П. представить в 2-недельный срок в Департамент по
организационно-штатным вопросам предложения о пересмотре структуры
и функций Департамента планирования и бюджетирования в связи с
реализацией мероприятий, предусмотренных настоящим приказом.
9. Начальнику Департамента по организации, оплате и мотивации
труда представить в установленном порядке в 2-недельный срок с
даты назначения проекты штатного расписания и положения о
Департаменте по организации, оплате и мотивации труда.
10. Начальнику Департамента по организационно-штатным вопросам
Костенец И.А. представить в установленном порядке на утверждение:
перечень изменений, вносимых в штатное расписание аппарата
управления ОАО "РЖД";
предложения о внесении изменений в приказ ОАО "РЖД" от 9
сентября 2005 г. N 140 "О структуре управления ОАО "РЖД" и
распределении обязанностей между президентом, первым
вице-президентом, старшими вице-президентами, вице-президентами и
отдельными членами правления ОАО "РЖД", вытекающих из настоящего
приказа.
11. Начальнику Департамента управления делами Ивашкину А.Г.
выделить служебные помещения для размещения работников
Департамента по организации, оплате и мотивации труда.
12. Генеральному директору Центральной станции связи Маневичу
П.Ю. обеспечить Департамент по организации, оплате и мотивации
труда соответствующей телефонной и факсимильной связью.
13. Директору Административно-хозяйственного управления Шутюку
С.В. обеспечить Департамент по организации, оплате и мотивации
труда необходимой мебелью и оборудованием.
14. Начальнику Департамента здравоохранения Краевому С.А.
обеспечить медицинским обслуживанием работников Департамента по
организации, оплате и мотивации труда.
15. Вице-президенту Корнилову Г.В. начальникам Департамента
управления персоналом Васиной Л.И. и Департамента планирования и
бюджетирования Рящину И.П. обеспечить в соответствии с
законодательством Российской Федерации и коллективным договором
открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
соблюдение трудовых прав и гарантий работников в связи с
реализацией мероприятий, предусмотренных настоящим приказом.

Президент
ОАО "РЖД"
В.И.Якунин

__________________
Если не можете скачать файл. / Наше приложение ВКонтакте / Какими программами открывать скачанное? | Распоряжения