Руководства, Инструкции, Бланки

Обязательный Перечень Отдельных Видов Товаров Работ Услуг Образец img-1

Обязательный Перечень Отдельных Видов Товаров Работ Услуг Образец

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Включение дополнительного вида товаров (работ, услуг) в ведомственный перечень

Включение дополнительного вида товаров в ведомственный перечень

Как определить, необходимо ли тот или иной вид товара, работы, услуги включать в ведомственный перечень дополнительно?

Постановлением Правительства РФ от 2 сентября 2015 г. № 927 (далее – Постановление № 927) утверждены Правила определения требований к закупаемым федеральными государственными органами, органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, их территориальными органами и подведомственными им казенными и бюджетными учреждениями отдельным видам товаров, работ, услуг (в т. ч. предельных цен товаров, работ, услуг) (далее – Правила).

Данные Правила утверждены Правительством РФ во исполнение общих Правил определения требований к закупаемым заказчиками отдельным видам товаров, работ, услуг (в т. ч. предельных цен товаров, работ, услуг) (далее – Общие правила), утвержденных постановлением Правительства РФ от 2 сентября 2015 г. № 926 (далее – Постановление № 926), так как согласно пункту 2 Общих правил Правительство РФ, высшие исполнительные органы государственной власти субъектов РФ и местные администрации устанавливают применяемые государственными органами, органами управления государственными внебюджетными фондами, муниципальными органами, их территориальными органами и подведомственными им казенными и бюджетными учреждениями правила определения требований к закупаемым ими отдельным видам товаров, работ, услуг (в т. ч. предельные цены товаров, работ, услуг) для обеспечения соответственно федеральных нужд, нужд субъектов РФ и муниципальных нужд.

Таким образом, высшие исполнительные органы государственной власти субъектов РФ и местные администрации должны также установить применяемые государственными органами, органами управления государственными внебюджетными фондами, муниципальными органами, их территориальными органами и подведомственными им казенными и бюджетными учреждениями правила определения требований к закупаемым ими отдельным видам товаров, работ, услуг (в т. ч. предельные цены товаров, работ, услуг) для обеспечения соответственно нужд субъектов РФ и муниципальных нужд, как это сделало Правительство РФ в отношении федеральных государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, их территориальных органов и подведомственных им казенных и бюджетных учреждений, издав Постановление № 927.

Под видом товаров, работ, услуг в целях Общих правил понимаются виды товаров, работ, услуг, соответствующие шестизначному коду позиции по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности. утвержденному Приказом Росстандарта от 31 января 2014 г. № 14-ст (далее – Общероссийский классификатор).

Так, Общероссийским классификатором установлено, что вид товара, работы, услуги определяется по первым шести цифрам, например: ОКПД2 31.01.12 «Мебель деревянная для офисов». К данному виду относятся:

  • 31.01.12.110 «Столы письменные деревянные для офисов, административных помещений»;
  • 31.01.12.120 «Столы письменные деревянные для учебных заведений»;
  • 31.01.12.121 «Столы детские деревянные для дошкольных учреждений»;
  • 31.01.12.122 «Столы ученические деревянные для учебных заведений, включая школьные парты» и т.д.

Согласно абзацу 2 пункта 2 Правил ведомственный перечень отдельных видов товаров, работ, услуг, в отношении которых определяются требования к их потребительским свойствам (в т. ч. качеству) и иным характеристикам (в т. ч. предельные цены товаров, работ, услуг) (далее – ведомственный перечень) составляется по форме согласно приложению № 1 к Постановлению № 927 на основании обязательного перечня отдельных видов товаров, работ, услуг, в отношении которых определяются требования к их потребительским свойствам (в том числе к качеству) и иным характеристикам (в т. ч. предельные цены товаров, работ, услуг), предусмотренного Приложением № 2 к Постановлению № 927 (далее — обязательный перечень).

То есть, например, если в обязательный перечень включен такой вид товаров, как «Мебель деревянная для офисов» (ОКПД2 31.01.12), то в ведомственный перечень данный вид товаров также необходимо включить.

Согласно пункту 3 Правил отдельные виды товаров, работ, услуг, не включенные в обязательный перечень, подлежат включению в ведомственный перечень при условии, если средняя арифметическая сумма значений следующих критериев превышает 20 процентов:

а) доля оплаты по отдельному виду товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд за отчетный финансовый год (в соответствии с графиками платежей) по контрактам, информация о которых включена в реестр контрактов, заключенных заказчиками, и реестр контрактов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, федеральным государственным органом, органом управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, их территориальными органами и подведомственными им казенными и бюджетными учреждениями в общем объеме оплаты по контрактам, включенным в указанные реестры (по графикам платежей), заключенным соответствующими федеральными государственными органами, органами управления государственными внебюджетными фондами РФ, их территориальными органами и подведомственными им казенными и бюджетными учреждениями;

б) доля контрактов федерального государственного органа, органа управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, их территориальных органов и подведомственных им казенных и бюджетных учреждений на приобретение отдельного вида товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, заключенных в отчетном финансовом году, в общем количестве контрактов этого федерального государственного органа, органа управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и их территориальных органов и подведомственных им казенных и бюджетных учреждений на приобретение товаров, работ, услуг, заключенных в отчетном финансовом году.

Для того чтобы понять, как включаются дополнительные виды товаров, работ, услуг в ведомственный перечень, рассмотрим на примере такого вида товаров, как «Мебель металлическая для офисов» (ОКПД2 31.01.11). Данный вид товаров является отдельным видом товаров и, например, не включен в обязательный перечень, в отличии от вида товаров «Мебель деревянная для офисов» (ОКПД2 31.01.12).

Чтобы понять, необходимо ли (рассмотрим на примере федерального государственного органа) федеральному государственному органу включать такой вид товаров как «Мебель металлическая для офисов» (ОКПД 31.01.11) в ведомственный перечень, ему необходимо:

  1. Рассчитать за отчетный финансовый год (в соответствии с графиком платежей) долю оплаты федеральным государственным органом, органом управления государственными внебюджетными фондами РФ, их территориальными органами и подведомственными им казенными и бюджетными учреждениями по тем товарам, что относятся к виду «Мебель металлическая для офисов» (ОКПД 31.01.11), по контрактам, информация о которых включена в реестр контрактов, заключенных заказчиками, и реестр контрактов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, в общем объеме оплаты по контрактам включенным в указанные реестры (по графикам платежей), заключенным соответствующими федеральными государственными органами,органами управления государственными внебюджетными фондами РФ и их территориальными органами и подведомственными им казенными и бюджетными учреждениями.
    Вся оплата на приобретение товаров, работ, услуг за отчетный финансовый год рассчитывается как сумма расходов (средств, потраченных на приобретение товаров, работ, услуг) самого федерального государственного органа, его территориальных органов и подведомственных ему казенных и бюджетных учреждений за отчетный финансовый год (например, 100 000 000,00 руб.).
    Затем рассчитывается объем оплаты на приобретение конкретного вида товаров (в данном случае по виду «Мебель металлическая для офисов» (ОКПД2 31.01.11), как сумма расходов федерального государственного органа, его территориальных органов и подведомственных ему казенных и бюджетных учреждений потраченных на приобретение товаров, относящихся к виду «Мебель металлическая для офисов» (ОКПД2 31.01.11) (например, 15 000 000,00 руб.).
    Доля оплаты по виду товара «Мебель металлическая» (ОКПД 31.01.11) рассчитывается: (15 000 000,00 ? 100 000 000,00) ? 100% = 15%.
  2. Рассчитать долю контрактов федерального государственного органа, его территориальных органов и подведомственных ему казенных и бюджетных учреждений на приобретение тех товаров, что относятся к виду «Мебель металлическая для офисов» (ОКПД2 31.01.11), за отчетный финансовый год в общем количестве контрактов федерального государственного органа, его территориальных органов и подведомственных им казенных и бюджетных учреждений на приобретение товаров, работ, услуг за отчетный финансовый год.
    Общий объем контрактов, заключенных в отчетном финансовом году, рассчитывается как общее количество контрактов, заключенных федеральным государственным органом, его территориальными органами и подведомственными ему казенными и бюджетными учреждениями на приобретение товаров, работ, услуг в отчетном финансовом году (например, 3000 контрактов).
    Затем рассчитывается количество контрактов, заключенных в отчетном финансовом году федеральным государственным органом, его территориальными органами и подведомственными ему казенными и бюджетными учреждениями на приобретение товаров, работ, услуг в отчетном финансовом году на приобретение товаров, относящихся к виду товаров «Мебель металлическая для офисов» (ОКПД2 31.01.11) (например, 158 контрактов).
    Доля контрактов по виду товара «Мебель металлическая» (ОКПД2 31.01.11) рассчитывается: (158 ? 3000) ? 100% = 5,27%.
  3. Рассчитывается средняя арифметическая сумма значений критериев («доля оплаты» и «доля контрактов»): (15% + 5,27%) ? 2 = 10,14%.
  4. Так как 10,14 % < 20%, то федеральный государственный орган не включает в ведомственный перечень такой вид товаров как «Мебель металлическая» (ОКПД2 31.01.11).

Другие статьи

Об утверждении Ведомственного перечня отдельных видов товаров, работ, услуг, их потребительские свойства (в том числе качество) и иные характеристики

Об утверждении Ведомственного перечня отдельных видов товаров, работ, услуг, их потребительские свойства (в том числе качество) и иные характеристики (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) к ним

Дата начала приема заключений 26 июля 2016 г.

Дата окончания приема заключений 31 июля 2016 г.

Форма приема заключений письменный или электронный документ

Ответственный орган Управление по вопросам местного самоуправления поселков администрации города-курорта Кисловодска

Контактная информация: 357715, Ставропольский край, г. Кисловодск, п. Аликоновка, ул. Прямая, 6; факс 8(87937) 3-49-44, E-mail: Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.

Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра. ИЗВЕЩЕНИЕ
о проведениии независимой антикоррупционной экспертизы
проекта нармативного правового акта

УПРАВЛЕНИЕ ПО ВОПРОСАМ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПОСЕЛКОВ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА-КУРОРТА КИСЛОВОДСКА

Об утверждении Ведомственного перечня отдельных видов товаров, работ, услуг, их потребительские свойства (в том числе качество) и иные характеристики (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) к ним

В соответствии с частью 5 статьи 19 Федерального закона от 05 апреля 2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановлениями администрации города-курорта Кисловодска от 01.06.2016 № 523 «Об утверждении Требований к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок для обеспечения муниципальных нужд городского округа города-курорта Кисловодска, содержанию указанных правовых актов и обеспечению их исполнения», от 14.06.2016 № 624 «Об утверждении Правил определения требований к отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг) закупаемых органами местного самоуправления города-курорта Кисловодска, органами администрации города-курорта Кисловодска с правами юридического лица и подведомственные им муниципальными казенными и бюджетными учреждениями города-курорта Кисловодска»
1. Утвердить Ведомственный перечень отдельных видов товаров, работ, услуг, их потребительские свойства (в том числе качество) и иные характеристики (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) к ним в соответствии с приложением.
2. Разместить настоящее распоряжение в Единой информационной системе в сфере закупок (zakupki.gov.ru) в течении 7 рабочих дней со дня его принятия.
3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения оставляю за собой.
4. Настоящее распоряжение вступает в силу со дня его подписания.

Начальник Управления
поселков администрации
города-курорта Кисловодска А.А.Байрамуков

Оставьте свой комментарий Оставить комментарий от имени гостя

Результаты поиска

Постановление администрации Луганского сельского поселения Об утверждении Правил определения требований к закупаемым отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг) администрацией Луганского сельского поселения Джанкойского района Республики Крым и подведомственным им казенным и бюджетным учреждениям

Орган, разместивший правила нормирования:

Орган, утвердивший правила нормирования:

  • Размещено: 25.12.2016
  • Обновлено: 25.12.2016

Правила нормирования в сфере закупок Обсуждение

Постановление администрации Луганского сельского поселения Об утверждении нормативных затрат на обеспечение функций администрации Луганского сельского поселения Джанкойского района Республики Крым и подведомственных ей муниципальных казенных учреждений

Орган, разместивший правила нормирования:

Орган, утвердивший правила нормирования:

  • Размещено: 25.12.2016
  • Обновлено: 25.12.2016

Правила нормирования в сфере закупок Обсуждение

Постановление администрации Лобановского сельского поселения "Об утверждении нормативных затрат на обеспечение функций администрации Лобановского сельского поселения Джанкойского района Республики Крым и подведомственных ей муниципальных казенных учреждений"

Орган, разместивший правила нормирования:

Орган, утвердивший правила нормирования:

  • Размещено: 25.12.2016
  • Обновлено: 25.12.2016

Правила определения требований к отдельным видам товаров, работ, услуг Размещено

Об утверждении правил определения требований к закупаемым администрацией Варениковского сельского поселения Крымского района, подведомственными ей казенными учреждениями и бюджетными учреждениями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг).

Орган, разместивший правила нормирования:

Обязательный перечень отдельных видов товаров работ услуг образец

Постановление Правительства от 02.09.2015 №926 "Об утверждении Общих правил определения требований к закупаемым заказчиками отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг)"

В соответствии со статьей 19 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Правительство Российской Федерации п о с т а н о в л я е т :
1. Утвердить прилагаемые Общие правила определения требований к закупаемым заказчиками отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг).
2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2016 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации Д.Медведев

Федеральным законом предусмотрено, что Правительство устанавливает общие правила определения требований к закупаемым заказчиками отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг) (далее – Общие правила).

Подписанным постановлением утверждены эти Общие правила.

На основании Общих правил Правительство, высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Федерации и местные администрации устанавливают применяемые государственными органами, органами управления государственными внебюджетными фондами, муниципальными органами, их территориальными органами и подведомственными им казёнными и бюджетными учреждениями правила определения требований к закупаемым для обеспечения их нужд отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг) (далее – правила определения требований).

Правила определения требований предусматривают обязательный перечень отдельных видов товаров, работ, услуг, их потребительские свойства и другие характеристики (в том числе предельные цены) товаров, работ, услуг) и (или) обязанность государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами и муниципальных органов устанавливать значения их свойств и характеристик (ведомственный перечень).

Ведомственный перечень формируется с учётом обязательного перечня и утверждается государственными органами, органами управления государственными внебюджетными фондами и муниципальными органами в форме перечня отдельных видов товаров, работ, услуг, в отношении которых устанавливаются потребительские свойства (в том числе характеристики качества) и другие характеристики, имеющие влияние на цену отдельных видов товаров, работ, услуг.

Ведомственный перечень должен позволять обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводить к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или относятся к предметам роскоши в соответствии с российским законодательством.

Постановление вступает в силу с 1 января 2016 года.

Принятые решения направлены на реализацию Федерального закона в части нормирования закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в целях недопущения закупок товаров, работ, услуг с избыточными потребительскими свойствами. Эти решения направлены на повышение эффективности госзакупок и исключение возможности растраты бюджетных средств.

Служить бы рад, прислуживаться тошно /А. С. Грибоедов, "Горе от ума"/

Изучаю Общие правила определения требований к закупаемым заказчиками отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг).
Возник вопрос: в п. 11 указано:

11. Обязательными критериями отбора отдельных видов товаров, работ, услуг, применяемыми при формировании ведомственного перечня, одновременно являются:
а) доля расходов на закупку отдельных видов товаров, работ, услуг государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов, их территориальных органов и подведомственных им казенных и бюджетных учреждений в общем объеме расходов соответствующих государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов, их территориальных органов и подведомственных им казенных и бюджетных учреждений на приобретение товаров, работ, услуг ;
б) доля контрактов на закупку отдельных видов товаров, работ, услуг государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов, их территориальных органов и подведомственных им казенных и бюджетных учреждений в общем количестве контрактов на приобретение товаров, работ, услуг. заключаемых соответствующими государственными органами, органами управления государственными внебюджетными фондами, муниципальными органами, их территориальными органами и подведомственными им казенными и бюджетными учреждениями.


Предположим у какого-нибудь муниципального органа доля расходов на закупку мебели в общем объеме расходов на приобретение товаров, работ, услуг составляет 10 % (допустим, 100 000 руб. из 1 000 000 руб.), а доля контрактов на закупку мебели в общем количестве контрактов на приобретение товаров, работ, услуг составляет 1% (допустим, 1 контракт из 100).
Не могу понять: как увязаны эти два критерия?

Служить бы рад, прислуживаться тошно /А. С. Грибоедов, "Горе от ума"/

И еще: очевидно, что доля расходов на закупку одних и тех же товаров каждый год может различаться. Это я к тому, что ведомственный перечень придется ежегодно корректировать. Например, если в отчетном году доля закупок отдельного вида товаров была существенной, то, если учитывать критерии отбора, такой вид товаров должен попасть в ведомственный перечень на текущий год. Однако, уже в текущем году доля закупок этого же вида товаров может существенно сократиться. Так часто бывает при реализации государственных программ.
Например, в отчетном году субъект выделил муниципальному управлению образования значительные средства на приобретение автобусов для перевозки детей. Управление образования должно будет включить требования к закупаемым автобусам в ведомственный перечень, чтобы в следующем году соблюсти такие требования. А если в следующем году деньги на эти цели не выделят? Получится, что требования не пригодятся. Работа в холостую.

Служить бы рад, прислуживаться тошно /А. С. Грибоедов, "Горе от ума"/

Непонятно как формируется обязательный перечень в рамках муниципального образования! (то ли по указанным обязательным критериям, но в разрезе совокупных расходов всего муниципального образования, то ли вообще произвольно. и как этот перечень должен соотноситься с нормативными затратами??)

Алексеевич писал(а): Не могу понять: как увязаны эти два критерия?


В 927 ПП написано, что учитывается средне арифмитическая сумма значений этих критериев. видимо это они и имели ввиду под словом "одновременно" )

«Каждый день надо делать дело, которое тебя пугает» Элеонора Рузвельт

Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2016 г.
Т.е. правильно я понимаю, что в 2015 году на 2016 мы не делаем (поскольку постановление еще не вступило в силу), а делаем к конце 2016 на 2017, другими словами год еще спим спокойно или нет?
Основания вывода: нет пункта, аналогичного пункту 2 в 927 ПП.

Устанавливаем требования к закупкам товаров для госнужд

Устанавливаем требования к закупкам товаров для госнужд

В сфере закупок определение требований к отдельным видам товаров, работ, услуг для государственных нужд фактически представляет собой второй этап внедрения инструмента нормирования. В настоящей статье дан анализ положений нормативных актов, регулирующих этот вид нормирования.

Татьяна Васильевна СААКЯН. заместитель директора департамента бюджетной методологии Министерства финансов РФ

Нормативные затраты и требования к товарам, работам, услугам — два взаимосвязанных и дополняющих друг друга вида нормирования в сфере закупок. После определения конкретной продукции (и ее количества), которую необходимо закупить для обеспечения выполнения государственных и муниципальных функций, нужно выявить потребительские свойства (в том числе характеристики качества) и иные характеристики отдельных видов товаров, работ, услуг, имеющие влияние на цену отдельных видов товаров, работ, услуг, необходимых для государственных и муниципальных нужд. Это необходимо для исключения избыточных потребительских свойств, не обусловленных пригодностью продукции для эксплуатации и потребления в целях оказания государственных (муниципальных) услуг, выполнения функций органами власти. Данный тезис легко подтвердить, проиллюстрировав его простым примером.

С помощью установления нормативов количества и цены в рамках определения нормативных затрат становится возможным определить обоснованный объем и максимальную стоимость (в формате «не более») товаров, работ, услуг, планируемых к закупке. Очевидно, что для обеспечения выполнения функций государственному органу необходим служебный легковой автотранспорт. Превышение фактического количества автотранспортных средств над нормативным не позволит обосновать и, следовательно, осуществить их закупку [1].

При этом следует обратить внимание на то, что установление максимальной стоимости для указанной продукции само по себе не говорит о возможности ее закупки исключительно по такой цене, так как фактически она является предельной для группы товаров, а не ценой конкретной модели с известными характеристиками, в силу того что любая продукция имеет различные потребительские свойства, влияющие на ее цену. В рассматриваемом случае установление соответствующих ограничений применительно к комплектации автомобиля позволит обеспечить закупку автотранспортных средств в нужном объеме (если сама потребность обоснованна), но без избыточных потребительских свойств. В противном случае за потребительские свойства, в которых нет необходимости, пришлось бы переплатить, хотя общая стоимость приобретаемого товара оставалась бы в рамках установленной предельной цены.

Основные положения по установлению требований к продукции

Рисунок 1. Нормативные правовые (правовые) акты по нормированию закупок (в части требований к отдельным видам товаров, работ, услуг)

Как уже было сказано выше, второй вид нормирования представляет собой установление требований к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам (в том числе предельной цены товаров, работ, услуг) в целях исключения закупок продукции с избыточными потребительскими свойствами или предметов роскоши. Как и в случае с нормативными затратами, нормативные правовые (правовые) акты, регулирующие установление требований к отдельным видам товаров, работ, услуг, фактически представляют собой трехуровневую систему (рисунок 1 ). В отличие от нормативных затрат, которые применяются только к государственным органам, органам управления государственными внебюджетными фондами и муниципальным органам (включая их территориальные органы и подведомственные казенные учреждения), требования к товарам, работам, услугам распространяются также на бюджетные учреждения.

Во исполнение указанны­х на рисунке 1 норм Закона № 44‑ФЗ утверждено постановление Правительства РФ от 2 сентября 2015 года № 926 «Об утверждении Общих правил определения требований к закупаемым заказчиками отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг)» (далее — Общие правила). В соответствии с Общими правилами Правительство РФ, высшие исполнительные органы государственной власти субъектов РФ, местные администрации устанавливают правила определения требований к отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) для обеспечения соответственно федеральных нужд, нужд субъектов РФ и муниципальных нужд, применяемые к заказчикам, указанным в части 5 статьи 19 Закона № 44‑ФЗ.

Далее, во исполнение пункта 2 части 4 статьи 19 Закона № 44‑ФЗ указанные правила для федеральных нужд установлены постановлением Правительства РФ от 2 сентября 2015 года № 927 [2] (далее — Правила, Постановление № 927). Федеральные государственные органы и органы управления государственными внебюджетными фондами РФ (далее — органы) на основании Правил утверждают требования к закупаемым ими, их территориальными органами и подведомственными им казенными и бюджетными учреждениями отдельным видам товаров, работ, услуг, включающие перечень отдельных видов товаров, работ, услуг, их потребительские свойства (в том числе качество) и иные характеристики (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) (далее — Ведомственный перечень). Таким образом, требования к отдельным видам товаров, работ, услуг устанавливаются в виде Ведомственного перечня. Следует отметить, что установление требований ко всей номенклатуре закупаемых для общественных нужд товаров, работ, услуг является неэффективной мерой, поэтому нормированию должны подвергаться только отдельные виды [3] продукции.

Правительство РФ для обеспечения федеральных нужд определило отдельные виды товаров, работ, услуг, для которых нормирование обязательно (далее — Обязательный перечень) (таблица 1 ). Указанные виды обязательны для включения органами в Ведомственный перечень.

Таблица 1. Обязательный перечень товаров, работ, услуг для федеральных нужд

Мебель деревянная для офисов, административных помещений, учебных заведений, учреждений культуры и т. п.

Помимо обязательных отдельных видов товаров, работ, услуг включению в Ведомственный перечень дополнительно подлежат отдельные виды продукции, не включенные в Обязательный перечень, которые определяются органами самостоятельно в соответствии с Правилами. Данные виды товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд подлежат включению, если средняя арифметическая сумма значений следующих двух критериев, определенных Правительством РФ, превышает 20%, а именно:

доля расходов органа, его территориальных органов и подведомственных ему казенных и бюджетных учреждений на приобретение отдельного вида продукции за отчетный финансовый год в общем объеме их расходов на приобретение продукции в том же периоде;

доля контрактов органа, его территориальных органов и подведомственных ему казенных и бюджетных учреждений на приобретение отдельного вида продукции, заключенных в отчетном финансовом году, в общем количестве их контрактов, заключенных в отчетном финансовом году.

Следует отметить, что высшие исполнительные органы государственной власти субъектов РФ, местные администрации в правилах определения требований к отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг) для обеспечения соответственно нужд субъектов РФ и муниципальных нужд самостоятельно устанавливают такой порог. И он может отличаться от значения в 20%. При этом следует учитывать, что чем выше будет указанное значение, тем к меньшему количеству отдельных видов товаров, работ, услуг будут применяться обязательные требования.

Рисунок 2. Формирование Ведомственного перечня в соответствии с Постановлением № 927

Также в целях формирования Ведомственного перечня органы вправе определять дополнительные критерии отбора отдельных видов товаров, работ, услуг и порядок их применения. При этом указанные дополнительные критерии и порядок их применения не должны приводить к сокращению значения критериев, установленных Правительством РФ. Кроме того, органы при формировании Ведомственного перечня вправе включить в него дополнительно отдельные виды товаров, работ, услуг, не соответствующие критериям, установленным российским правительством. Таким образом, Ведомственный перечень состоит из отдельных видов товаров, работ, услуг (рисунок 2 ):

  • включенных в Обязательный перечень;
  • определяемых органами власти в соответствии с критериями и порядком их применения, установленными Правительством РФ и самими органами (в случае их установления);
  • определяемых органами власти по своему усмотрению и не соответствующих критериям, установленным правительством.

В отношении отдельных видов товаров, работ, услуг указываются потребительские свойства (в том числе качество) и иные характеристики (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) и их значение.

Правительство РФ в Обязательном перечне установило соответствующие характеристики, подлежащие нормированию в обязательном порядке, и их значения. При этом данный перечень содержит отдельные виды товаров, работ, услуг, значения характеристик по которым не установлены. В таком случае органы самостоятельно определяют значения таких характеристик и вправе дополнять характеристики (свойства) товаров, работ, услуг, включенных в обязательный перечень. Однако такие действия не должны приводить к необоснованным ограничениям количества участников закупки. У органов также есть право изменять значения количественных и (или) качественных показателей характеристик (свойств) товаров, работ, услуг, установленных Правительством РФ. При этом указанные значения должны быть обоснованы в Ведомственном перечне.

При формировании Ведомственного перечня органы должны учитывать следующие требования пункта 16 Общих правил:

значения характеристик (свойств) отдельных видов товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг), включенных в Обязательный перечень и закупаемых для руководителей казенных и бюджетных учреждений, не могут превышать (если установлено верхнее предельное значение) или быть ниже (если установлено нижнее предельное значение) значений указанных характеристик (свойств), установленных Правилами, для государственного гражданского служащего, замещающего должность руководителя (заместителя руководителя) структурного подразделения федерального государственного органа, относящуюся к высшей группе должностей гражданской службы категории «руководители»;

значения характеристик (свойств) отдельных видов товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг), включенных в Обязательный перечень и закупаемых для работников казенных и бюджетных учреждений, не являющихся их руководителями, не могут превышать (если установлено верхнее предельное значение) или быть ниже (если установлено нижнее предельное значение) указанных значений характеристик (свойств), установленных Правилами для государственного гражданского служащего, замещающего должность в федеральном государственном органе, относящуюся к категории «специалисты».

Ведомственный перечень формируется с учетом функционального назначения товара и должен содержать одну или несколько следующих характеристик в отношении каждого отдельного вида товаров, работ, услуг:

  • потребительские свойства (в том числе качество и иные характеристики);
  • иные характеристики (свойства), не являющиеся потребительскими свойствами;
  • предельные цены товаров, работ, услуг.
Ведомственный перечень: что включить?

Отдельные виды товаров, работ, услуг, содержащиеся в Обязательном перечне, можно условно разделить на несколько групп.

Отдельные виды товаров, работ, услуг, в отношении которых определены характеристики и их значения

Таблица 2. Вид продукции с установленной характеристикой и ее значением

В отношении вида продукции, указанного в таблице 2. Правительство РФ установило характеристики и их значение. Органы с учетом Правил могут:

  • изменить установленные правительством значения характеристики с обоснованием указанного изменения;
  • установить иные (дополнительные) характеристики данного вида продукции и определить их значения.

Аналогично орган вправе поступить и в отношении обязательного вида товаров, работ, услуг «Мебель для сидения с деревянным каркасом», код по ОКПД 36.11.12.

Отдельные виды товаров, работ, услуг, в отношении которых определены характеристики, но не по всем из них указаны значения

Таблица 3. Вид продукции с установленными характеристиками и значением по одной из них

Как видно из таблицы 3. в отношении вида продукции, указанного в ней, Правительством РФ установлены две характеристики, при этом значения установлены только по одной из них. В силу этого орган:

  • обязан установить значения характеристики «Материал (металл)»;
  • вправе изменить установленные Правительством РФ значения характеристики «Обивочные материалы» с обоснованием указанного изменения;
  • вправе установить иные (дополнительные) характеристики данного вида продукции и определить их значения.

Таблица 4. Иные виды продукции с установленными характеристиками и значениями по отдельным из них

Наименование отдельного вида товаров, работ, услуг

Установление значения характеристик,

Аппаратура передающая для радиосвязи, радиовещания и телевидения.

Пояснения по требуемой продукции: телефоны мобильные

Из примера видно, что из всего перечня закупаемых сетью данного органа товаров, работ, услуг в Ведомственный перечень попадают два отдельных вида продукции (выделены цветом), так как средняя арифметическая сумма определенных правительством критериев по указанным видам превышает 20%. При этом дополнительно включаемые в Ведомственный перечень отдельные виды товаров, работ, услуг должны отличаться от указанных в Обязательном перечне кодом в соответствии с ОКПД.

По определенным в соответствии с указанными выше критериями отдельным видам товаров, работ, услуг орган определяет характеристики, которые будут нормироваться, и/или предельную цену. По нашему мнению, нормировать следует только те характеристики, которые значительно влияют на цену продукции. По таким характеристикам орган устанавливает значения.

Группа вторая.Отдельные виды товаров, работ, услуг, не указанные в Обязательном перечне и не соответствующие критериям, утвержденным Правительством РФ.

Органы по своему усмотрению могут дополнительно включить в Ведомственный перечень отдельные виды продукции, не соответствующие обязательным критериям. Для такой продукции орган аналогично устанавливает характеристики и/или предельную цену и их значение.

Виды нормирования: связь нормативных правовых актов

При установлении значений потребительских свойств и иных характеристик (в том числе предельных цен) отдельных видов товаров, работ, услуг, включаемых в Ведомст­венный перечень, необходимо учитывать следующее. В соответствии с пунктом 5 Требований к определению нормативных затрат на обеспечение функций федеральных государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами РФ, в том числе подведомственных им казенных учреждений [4] (далее — Требования к определению нормативных затрат), органы разрабатывают и утверждают индивидуальные (установленные для каждого работника) и (или) коллективные (установленные для нескольких работников) формируемые по категориям или группам должностей (исходя из специфики функций и полномочий федерального государственного органа, должностных обязанностей его работников) нормативы.

  • количества абонентских номеров пользовательского (оконечного) оборудования, подключенного к сети подвижной связи;
  • цены услуг подвижной связи;
  • количества сим-карт;
  • цены и количества принтеров, многофункциональных устройств и копировальных аппаратов (оргтехники);
  • количества и цены средств подвижной связи;
  • количества и цены планшетных компьютеров;
  • количества и цены носителей информации;
  • количества и цены расходных материалов для различных типов принтеров, многофункциональных устройств, копировальных аппаратов (оргтехники);
  • перечня периодических печатных изданий и справочной литературы;
  • количества и цены транспортных средств;
  • количества и цены мебели;
  • количества и цены канцелярских принадлежностей;
  • количества и цены хозяйственных товаров и принадлежностей;
  • количества и цены материальных запасов для нужд гражданской обороны;
  • иных товаров и услуг.

Указанные нормативы должны использоваться при определении затрат на приобретение таких товаров, работ, услуг.

В Правилах установлено, что если Требования к определению нормативных затрат предусматривают определение соответствующих затрат с учетом категорий и (или) групп должностей работников, то и значения потребительских свойств и иных характеристик (в том числе предельных цен) отдельных видов товаров, работ, услуг, включаемых в Ведомственный перечень, в обязательном порядке устанавливаются также с учетом категорий и (или) групп должностей работников органа, его территориальных органов и подведомственных ему казенных и бюджетных учреждений. Примером могут служить следующие позиции из Обязательного перечня (таблица 8 ).

Таблица 8. Виды продукции, значения характеристик по которым определяются с учетом категорий и (или) групп должностей работников

Значения двух характеристик определены только для категорий и (или) групп должностей работников центрального аппарата органа и его территориальных органов

По указанным в таблице 8 отдельным видам товаров, работ, услуг с учетом положения пункта 5 Требований к определению нормативных затрат орган власти должен установить значения соответствующих характеристик (если они не установлены правительством) с учетом категорий и (или) групп должностей работников. Требования к отдельным видам товаров, работ, услуг, закупаемым казенными и бюджетными учреждениями, разграничиваются по категориям и (или) группам должностей работников указанных учреждений согласно штатному расписанию. Следует обратить внимание, что по отдельным позициям Обязательного перечня значения характеристик Правительством РФ не определены (см. п/п 1 таблицы 8), поэтому, как было отмечено выше, органы должны это сделать самостоятельно.

В Обязательном перечне значения характеристик установлены только для категорий и (или) групп должностей работников центрального аппарата органа и его территориальных органов. Поэтому орган для таких характеристик устанавливает значения для категорий и (или) групп должностей работников подведомственных казенных и бюджетных учреждений самостоятельно с учетом положений пункта 16 Общих правил, а также исходя из объема бюджетных ассигнований, предусмотренных ему как главному распределителю бюджетных средств на осуществление закупок. Кроме того, у органа есть право установить значения характеристик с учетом категорий и (или) групп должностей работников в отношении отдельных видов товаров, работ, услуг на основании собственного решения, даже если они не поименованы в пункте 5 Требований к определению нормативных затрат.

Также очень важно остановиться на такой части инструмента нормирования, как предельные цены. Они устанавливаются органами власти, если Требованиями к определению нормативных затрат установлены нормативы цены на соответствующие товары, работы, услуги. Цена единицы планируемых к закупке товаров, работ, услуг не может быть выше предельной цены товаров, работ, услуг, установленной в Ведомственном перечне.

Следует особо подчеркнуть, что установление предельной цены не должно являться основанием для приобретения заказчиком товаров, работ, услуг исключительно по такой цене, так как фактически она является предельной для группы товаров, работ, услуг, а не для конкретного товара, работы, услуги с конкретными характеристиками. Например, различные марки и модели имеют различные характеристики и цены. Предельные цены используются исключительно для планирования закупок.

В заключение необходимо отметить, что внедрение нормирования как элемента планирования закупок для государственных и муниципальных нужд является важным и необходимым шагом на пути к большей обоснованности бюджетных ассигнований, выделяемых на указанные цели, и к повышению эффективности их использования.

[1] Письмо Минфина России от 25 февраля 2015 года № 02-02-06/9388.

[2] Постановление Правительства РФ от 2 сентября 2015 года № 927 «Об утверждении Правил определения требований к закупаемым федеральными органами государственной власти, органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, их территориальными органами и подведомственными им казенными и бюджетными учреждениями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг)».

[3] Виды товаров, работ, услуг, соответствующие шестизначному коду позиции по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД).

[4] Утверждены постановлением Правительства РФ от 20 октября 2014 года № 1084.