Категория: Бланки/Образцы
Хотим высказать искреннюю благодарность руководителю психологической службы школы Наталье Феликсовне, классному руководителю 2 "Б" Елене Владиславовне и воспитателю Лидии Владимировне за внимание, чуткость и профессиональное мастерство, благодаря которым наш ребёнок, психологически травмированный предыдущим педагогом (Мазурина С. Е.), почти безболезненно влился в коллектив нового класса. Такие специалисты, уважительно и с теплотой относящиеся к детям, конструктивно взаимодействующие с родителями. Далее ›
Огромное спасибо психологу школы Наталье Феликсовне Кацевич за понимание, терпение, отзывчивость и душевность. Она очень хороший специалист, очень любит детей. Наше общение было очень важным для меня. Спасибо за задания. Коля делал кроссворды и очень радовался, когда угадывал слова. С уважением, Ольга Демидова, мама из 3А.
Я вижу, что положительных отзывов намного больше, чем отрицательных, и это несомненный факт. Мы ни сколько не жалеем, что учились в "Школе Сотрудничества" все начальные классы (по рабочим обстоятельствам пришлось покинуть ее и переехать за границу). Расскажу подробнее: 1. Всех волнует директор - с него (а в данной случае с нее) начинается школа. И за это Татьяне Викторовне большое человеческое спасибо! Сразу видно, как пристрастно она подбирает персонал - это отражается буквально в каждом кабинете. Далее ›
Спешу поделиться с Вами важной новостью. Моя дочь Самара окончила у вас 9 класс и переехала в Англию. Через 5 месяцев обучения ей предложили перескочить 11 класс и сразу пойти учиться на Диплом IB (international baccalaureate). Это такая двухлетняя программа, очень распространенная в Англии и, соответственно, в бывших колониях, которая по окончании позволяет поступить практически в любой университет мира без каких-либо дополнительных экзаменов или курсов. Мы, конечно, очень рады, что Самара после. Далее ›
Мой парень-восьмиклассник сегодня 2 сентября проснулся в 6 утра и заторопился в школу. Вот, никогда даже не мечтала, чтобы подросток в самом сложном возрасте так спешил учиться. Мои личные воспоминания прямо обратные, для меня 1 сентября был днем траура. Так, что поздравляю учителей, которые смогли создать школу, которую даже пубертатные подростки хотят посетить. С профессиональным праздником учителей, детей и родителей.
Мы сбежали из обычной школы, подвывая от ужасов современного образования. А вот в этой частной школе нам хорошо - классы маленькие, к экзаменам мальчишку готовят персонально и подробно, учителя, дети и даже родители, что называется "наши люди", с которыми и я с удовольствием "побалакаю" и сын встречается со "своими" даже в выходные. Не наобщались, видно. С другой стороны и некогда им, наверное, кружки, факультативы, уроки, волейбол-футбол. Я уже не понимаю, как он все успевает, но пока вроде ничего, тянет на 4-5 даже по здешним строгим меркам.
Без дураков - хорошая школа, при всех сложностях, которые есть в нашем образовании, я бы поставила не меньше 5. Детей в классах мало, не более 12 человек, много заслуженных учителей, много кружков и секций, которые входят в программу. Гуляют с ними, кормят отлично, медицина на высшем уровне. Ну, и если не все идет гладко, то будут помогать и заниматься, на факультативах заниматься. Повторюсь - у нас не все всегда идеально, но за желание помогать ребенку я поставила бы всем пять.
Я закончила эту школу в 2002 году, рада, что училась именно там. Отличный преподавательский состав, администрация школы. Всегда вежливые, заботливые, всегда помогут. Я уже закончила университет и сейчас работаю. Могу сказать, что от Школы у меня остались самые теплые воспоминания. Самое замечательное, что там сейчас учится моя сестра, и я вижу, что ничего не изменилось - все также замечательно!
Если учесть, что образование в нашей стране больше не будет бесплатным, то лучше выбирать школу, которая давно частная и работает за деньги и при этом с положительной репутацией, когда даже госшколы о ней плохого не говорят.
Я закончила эту школу в 2002 году, рада, что училась именно там. Отличный преподавательский состав, администрация школы. Всегда вежливые, заботливые, всегда помогут. Я уже закончила университет, и сейчас работаю. Могу сказать, что от Школы у меня остались самые теплые воспоминания. Самое замечательное, что там сейчас учится моя сестра, и я вижу, что ничего не изменилось - все также, замечательно!
Уважаемая администрация школы! Я работал в школе в сентябре месяце этого года, на должности сотрудника охраны, после чего уволился. Школа хорошая, учителя грамотные. Но есть одно пятно на коллективе школы, это Гончаренко Александр Николаевич, начальник службы безопасности школы. После увольнения заработную плату за месяц, он мне так и не отдал. Это у него уже не первый случай. Не верьте его лживым обещаниям. Я считаю таким людям не место в учебном заведении. С уважением Евграфов Валерий Анатольевич.
Уважаемая администрация школы! Сделайте что-нибудь для того, чтобы в вашу школу можно было записать детей хотя бы за год. Это недопустимо, чтобы в дорогой частный детсад надо было записываться за 2 года, а в школу за год мест уже не было! Либо делайте дополнительные наборы! В нашей стране уже ни в хорошие государственные ни в негосударственные школы не попадешь. Где же забота о детях? Петр Елтищев.
Сама несколько лет назад была в ситуации, когда выбирала школу для своего будущего первоклассника. Хотелось "самого" и достойного, и лучшего, и была готова платить за частную школу. Выбрала Школу Сотрудничества. Все прекрасно на этапе знакомства. Вас встретят хорошо, покажут и расскажут, и многое, конечно, потенциально порадует. По факту, классы, как обещано 12 человек, хорошее питание, достаточно педагогов вокруг. Только я выбрала забрать ребенка после 2х лет обучения в начальной школе (надо было. Далее ›
Не так уж и ругаю, и очень многим довольна, но моя оценка после 3-х лет скорее удовлетворительно с минусом, чем хорошо. В школе много хорошего: небольшие классы, питание, программа, внешкольные мероприятия. Только если вам интересны детали, то вас многое расстроит. За 15 минут не всякий может успеть съесть свой обед, туда же входит время на помыть руки и отнести посуду. Ваши занятия в спорт или муз. школе не позволят воспользоваться большей частью внешкольной программы. Особенно когда Вы поймете. Далее ›
Хотим высказать искреннюю благодарность руководителю психологической службы школы Наталье Феликсовне, классному руководителю 2 "Б" Елене Владиславовне и воспитателю Лидии Владимировне за внимание, чуткость и профессиональное мастерство, благодаря которым наш ребёнок, психологически травмированный предыдущим педагогом (Мазурина С. Е.), почти безболезненно влился в коллектив нового класса. Такие специалисты, уважительно и с теплотой относящиеся к детям, конструктивно взаимодействующие с родителями. Далее ›
Огромное спасибо психологу школы Наталье Феликсовне Кацевич за понимание, терпение, отзывчивость и душевность. Она очень хороший специалист, очень любит детей. Наше общение было очень важным для меня. Спасибо за задания. Коля делал кроссворды и очень радовался, когда угадывал слова. С уважением, Ольга Демидова, мама из 3А.
Я вижу, что положительных отзывов намного больше, чем отрицательных, и это несомненный факт. Мы ни сколько не жалеем, что учились в "Школе Сотрудничества" все начальные классы (по рабочим обстоятельствам пришлось покинуть ее и переехать за границу). Расскажу подробнее: 1. Всех волнует директор - с него (а в данной случае с нее) начинается школа. И за это Татьяне Викторовне большое человеческое спасибо! Сразу видно, как пристрастно она подбирает персонал - это отражается буквально в каждом кабинете. Далее ›
Спешу поделиться с Вами важной новостью. Моя дочь Самара окончила у вас 9 класс и переехала в Англию. Через 5 месяцев обучения ей предложили перескочить 11 класс и сразу пойти учиться на Диплом IB (international baccalaureate). Это такая двухлетняя программа, очень распространенная в Англии и, соответственно, в бывших колониях, которая по окончании позволяет поступить практически в любой университет мира без каких-либо дополнительных экзаменов или курсов. Мы, конечно, очень рады, что Самара после. Далее ›
Мой парень-восьмиклассник сегодня 2 сентября проснулся в 6 утра и заторопился в школу. Вот, никогда даже не мечтала, чтобы подросток в самом сложном возрасте так спешил учиться. Мои личные воспоминания прямо обратные, для меня 1 сентября был днем траура. Так, что поздравляю учителей, которые смогли создать школу, которую даже пубертатные подростки хотят посетить. С профессиональным праздником учителей, детей и родителей.
Мы сбежали из обычной школы, подвывая от ужасов современного образования. А вот в этой частной школе нам хорошо - классы маленькие, к экзаменам мальчишку готовят персонально и подробно, учителя, дети и даже родители, что называется "наши люди", с которыми и я с удовольствием "побалакаю" и сын встречается со "своими" даже в выходные. Не наобщались, видно. С другой стороны и некогда им, наверное, кружки, факультативы, уроки, волейбол-футбол. Я уже не понимаю, как он все успевает, но пока вроде ничего, тянет на 4-5 даже по здешним строгим меркам.
Без дураков - хорошая школа, при всех сложностях, которые есть в нашем образовании, я бы поставила не меньше 5. Детей в классах мало, не более 12 человек, много заслуженных учителей, много кружков и секций, которые входят в программу. Гуляют с ними, кормят отлично, медицина на высшем уровне. Ну, и если не все идет гладко, то будут помогать и заниматься, на факультативах заниматься. Повторюсь - у нас не все всегда идеально, но за желание помогать ребенку я поставила бы всем пять.
Я закончила эту школу в 2002 году, рада, что училась именно там. Отличный преподавательский состав, администрация школы. Всегда вежливые, заботливые, всегда помогут. Я уже закончила университет и сейчас работаю. Могу сказать, что от Школы у меня остались самые теплые воспоминания. Самое замечательное, что там сейчас учится моя сестра, и я вижу, что ничего не изменилось - все также замечательно!
Если учесть, что образование в нашей стране больше не будет бесплатным, то лучше выбирать школу, которая давно частная и работает за деньги и при этом с положительной репутацией, когда даже госшколы о ней плохого не говорят.
Я закончила эту школу в 2002 году, рада, что училась именно там. Отличный преподавательский состав, администрация школы. Всегда вежливые, заботливые, всегда помогут. Я уже закончила университет, и сейчас работаю. Могу сказать, что от Школы у меня остались самые теплые воспоминания. Самое замечательное, что там сейчас учится моя сестра, и я вижу, что ничего не изменилось - все также, замечательно!
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Подобные документыМетодика обучения учащихся общеобразовательных школ. Психологические особенности трудовой деятельности младших школьников. Развернутые сценарии уроков по работам с природным материалом. Инструменты, приспособления и инвентарь уроков трудового обучения.
курсовая работа [50,0 K], добавлен 10.11.2014
Теоретический анализ понятия "технология обучения": история становления, классификация педагогических технологий. Характеристика новых личностно-ориентированных технологий: обучение в сотрудничестве, разноуровневое обучение. Цикловое планирование занятий.
курсовая работа [102,9 K], добавлен 03.05.2010
Понятие учебного сотрудничества в педагогике, его основные принципы, цели и задачи. Психологические особенности взаимодействия старшеклассников на уроках. Рассмотрение вопросов обучения учебному сотрудничеству в процессе изучения иностранного языка.
курсовая работа [45,7 K], добавлен 22.10.2012
Концепция отечественного образования. Основы обучения учебному сотрудничеству на уроках английского языка: понятие сотрудничества, его виды, подходы к организации. Психологические особенности взаимодействия старшеклассников на уроке английского языка.
курсовая работа [40,7 K], добавлен 22.10.2012
Исследование сущности и основных принципов педагогики сотрудничества, возможных условий её реализации. Изучение правил работы в группах. Характеристика особенностей использования практического материала по данной технологии в деятельности преподавателя.
контрольная работа [43,5 K], добавлен 23.03.2013
Технология и методика обучения учащихся начальных классов. Инструменты, приспособления и инвентарь уроков трудового обучения. Методика проведения уроков технологии по работе с бумагой и картоном в 1 классе, перспективно-тематический план обучения.
курсовая работа [166,5 K], добавлен 20.08.2009
Информационные технологии на уроках: разработка системы уроков в соответствии с целями обучения. Особенности их пременения, проблем и недостатки. Технология и методика создания учебной мультимедийной презентации применительно к урокам математики.
дипломная работа [1,8 M], добавлен 26.06.2008
Педагогические технологии обучения, особенности организации сотрудничества между педагогом и учащимся. Сущность метода проектов и разноуровневого обучения. Технологии использования компьютерных программ и дистанционное обучение, оценка их эффективности.
курсовая работа [44,2 K], добавлен 25.06.2015
Теоретическая характеристика технологии взаимного обучения на уроках гуманитарного цикла, принципы, достоинства и недостатки данного метода. Практическая реализация методики взаимного сотрудничества на примере уроков русского языка в младших классах.
курсовая работа [65,5 K], добавлен 21.07.2013
Методика обучения учащихся общеобразовательных школ технологии ухода за одеждой и обувью. Инструменты, приспособления и инвентарь уроков трудового обучения. Развернутые сценарии уроков технологии, разработка плана-конспекта уроков по технологии.
курсовая работа [47,7 K], добавлен 20.08.2009
Размещено на http://www.allbest.ru/
обучение сотрудничество педагогика старшеклассник
Обучение в сотрудничестве рассматривается в мировой педагогике как наиболее успешная альтернатива традиционным методам. Оно также отражает личностно-ориентированный подход. Более 70 широкомасштабных исследований, имеющих целью определение эффективности различных методов обучения в сотрудничестве, были проведены в течение четырех недель в начальных и средних школах США. В 63 из них изучалась эффективность обученности учащихся. В 36 (57 %) были отмечены заметно более высокие результаты усвоения, чем в контрольных (традиционных) классах. В 26 (41 %) существенной разницы не наблюдалось и только в одном классе был зафиксирован лучший результат обученности в контрольном классе по сравнению с экспериментальным. Однако уровень осмысления материала, применения его для решения новых задач оказался заметно выше в классах, где использовалось обучение в сотрудничестве (Robert E. Slavin. Research On Cooperative Learning: an international perspective/Scandinavian Journal of Educationale Research, Vol.33, № 4, 1989). Разные варианты обучения в сотрудничестве способны решать несколько разные задачи обучения, совокупность же разнообразных подходов с четким определением дидактической роли каждого из них позволяет добиваться действительно высоких результатов. Следует подчеркнуть, что там, где сов - местная работа была организована таким образом, что показатели всей группы зависели от каждого члена группы, результат также был достаточно стабилен (в 34 экспериментах из 41, что составило 83 %) (Robert E. Slavin. Research On Cooperative Learning: an international perspective/Scandinavian Journal of Educationale Research, Vol.236, № 4, 1989). Целью обучения в сотрудничестве является не только овладение знаниями, умениями и навыками каждым учеником на уровне, соответствующем его индивидуальным особенностям развития. Очень важен здесь эффект социализации, формирования коммуникативных умений. Ребята учатся вместе работать, учиться, творить, всегда быть готовыми придти друг другу на помощь. Практически все учителя, использующие в своей практике обучение в сотрудничестве, отмечают, что их ученики становятся друзьями не только на время выполнения общих заданий на уроке, но их доброжелательное отношение друг к другу, их симпатии и заинтересованность в успехах других переходят на их жизнь и вне школы, становятся качествами их личности. А это - уже успехи нравственного воспитания. Участникам эксперимента было предложено перед началом экспериментального обучения в специально подготовленной анкете назвать своих лучших друзей. То же задание было дано после окончания эксперимента. Количество учащихся, работающих в одной группе, названных в качестве друзей, говорит само за себя. [22]
Помочь другу, вместе решить любые проблемы, разделить радость успеха или горечь неудачи - так же естественно, как смеяться, петь, радоваться жизни.
Главная идея обучения в сотрудничестве - учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе! [22]
По мнению Дьяченко В.К. индивидуальная, парная, групповая формы организации учебных занятий являются традиционными, они используются в школах и вузах несколько столетий. Ни одна из этих форм не является коллективной. Коллективной формой организации процесса обучения является только работа учащихся в парах сменного состава. Коллективная форма организации учебно-воспитательного процесса наиболее всего соответствует воспитательным задачам нашего общества и помогает обеспечить высокий уровень образования для всех. [10]
Таблица 1.1 Организационная структура учебного процесса и стадии её развития
§3. Психологические предпосылки сотрудничества учителя и учащихся Начиная с Сократа, гуманистическая идея сотрудничества педагога с учащимися, их товарищеского единения составляет основу развития педагогической мысли. Прогрессивная педагогика России, олицетворяемая именами В.Г. Белинского, Н.А. Добролюбова, А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского, Н.И. Пирогова, Л.Н. Толстого, П.Ф. Каптерева, В.И. Водовозова, А.Н. Острогорского, П.Ф. Лесгафта, В.П. Вахтерова, последовательно и весьма плодотворно разрабатывала идеи и принципы педагогического сотрудничества. Духовными преемниками этих педагогов в первые годы Советской власти стали А.В. Луначарский, Н.К. Крупская, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий, В.Н. Сорока-Росинский, А.С. Макаренко. [30] На столь же демократических позициях стояли и ведущие деятели советской педагогической психологии, в чьих трудах был впервые использован термин "сотрудничество". "Процесс обучения, - подчеркивал Л.С. Выготский, - всегда совершается в форме сотрудничества ребенка со взрослыми" (Собр. соч. Т.4.М. 1984. С.266). "В процессе обучения и воспитания, - отмечал Л.С. Рубинштейн, - между учеником и педагогом складываются своеобразные формы сотрудничества" (Педагогика и психология // Педагогическое образование. 1935. № 6. С.21). Начавшаяся в конце 20-х гг. деформация социализма самым пагубным образом отразилась и на характере межличностных взаимоотношений в школе, в ней все больше стал утверждаться авторитарный стиль руководства. Возрождение в советской педагогике и психологии интереса к понятию сотрудничества обозначилось с середины 70-х гг. (см. в частности: Мальковская Т.Н. Учитель - ученик. М. 1977; Панюшкин В.П. Освоение деятельности в условиях взаимодействия ученика с учителем // Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащегося / Под ред.А. А. Бодалева, В.А. Ляудис. М. 1980; Кондратьев С.В. Учитель-ученик. М. 1984). [30] К этому периоду относится также начальный этап литературной деятельности ряда учителей, именующих себя экспериментаторами ("учителя-новаторы"). Не претендуя на исчерпывающий анализ и оценку противоречивого вклада, внесенного ими в разработку концепции педагогического сотрудничества, остановимся лишь на некоторых особенностях этого направления. Позитивную сторону деятельности учителей-новаторов видится прежде всего в акцентировании внимания широкой педагогической общественности на необходимости гуманизации межличностных отношений в школе. Этому в определенной мере способствовала разработка ряда конкретных дидактических приемов, снижающих гипертрофию контрольной функции учителя и повышающих значение его организаторской функции. К числу таких приемов Гильбух Ю.З. отнесет в первую очередь систему проверки знаний, предложенную В.Ф. Шаталовым: предоставление слабым ученикам возможности пользоваться при ответах у доски опорными сигналами, ограничение объема опроса последних из пройденных тем, регистрацию самими учащимися количества решенных ими задач. Многое в методике В.Ф. Шаталова объективно представляет собой реализацию принципа, выдвинутого в свое время психологами А.А. Смирновым и П.И. Зинченко, - строить процесс запечатления знаний школьниками, прежде всего на непроизвольном запоминании. Заслуживает также поддержки выдвижение на передний план организации учителем возможности выбора учеником конкретных заданий, а также способов их выполнения. В отечественной педагогике идея эта впервые была сформулирована Л.Н. Толстым: "Дело учителя только предлагать выбор всех известных и неизвестных способов, которые могут облегчить ученика в деле учения" (Пед. соч. М. 1953. С.178). [7] К сожалению, ни принцип выбора, ни другие конструктивные приемы, предложенные педагогикой сотрудничества, не носят характера последовательно развертывающегося, "сквозного" метода, охватывающего всю сферу обучения (или, по крайней мере, значительную ее часть). При всей своей значимости они, конечно, не могут оправдать опрометчивую претензию новаторов представить свои суждения в качестве "новой педагогики". Основным объектом критического "наступления", предпринятого педагогикой сотрудничества, стали вовсе не догмы и стереотипы так называемой традиционной педагогики показаться, а главным образом явления педагогической практики. Явления школьной жизни, ставшие объектом критики, в большинстве случаев либо представляют собой очевидные отклонения от принципов советской педагогики, либо вообще не заслуживают отрицательного к себе отношения. Последнее распространяется на многие существенные элементы действующей системы учебно-воспитательной работы (такие, например, как коллективная работа школьников над допущенными учебными ошибками, домашние задания, выставление оценок, учет способностей слабых учеников и организация для них дополнительных занятий, создание классов выравнивания, привлечение родителей к контролю над учебной работой ребенка и т.д.). [8] Многие новации выдвигаются без учета возрастных возможностей детей (в частности, уровня их сознательности, социальной зрелости), игнорируют то печальное обстоятельство, что педагогу во многих случаях приходится иметь дело с уже деформированной личностью. Да и реальные физические, нервно-психические возможности самого учителя, его рабочая загрузка во многих случаях также оказываются "вынесенными за скобки". Основная причина всех этих просчетов - отсутствие соответствующей теоретико-методологической базы. И здесь на память приходит оценка, которую Н.Г. Чернышевский дал педагогическому творчеству Л.Н. Толстого. Положительно относясь к зарисовкам учебных занятий в Яснополянской школе, построенных на полной добровольности учебных усилий и поведения учеников (включая само посещение уроков), редактор "Современника" тем не менее, следующим образом охарактеризовал попытки Л.Н. Толстого внести вклад в теорию педагогики: "Ваши чувства благородны, ваши стремления прекрасны; это может быть достаточно для вашей собственной практической деятельности: в вашей школе вы не деретесь, не ругаетесь, напротив, вы ласковы с детьми, - это хорошо. Но установление общих принципов науки требует, кроме прекрасных чувств, еще иной вещи: нужно стать в уровень с наукой, а не довольствоваться кое-какими личным наблюдениями да бессистемным прочтением кое-каких статеек" (Чернышевский Н.Г. Полн. собр. соч. В 15. т. Т.Х.М. 1951. С.514). [8] Возвращаясь к современному состоянию рассматриваемой проблемы, необходимо отметить, что, благодаря многолетним исследованиям целого ряда педагогов и психологов (С.Л. Рубинштейн, 1935; А.А. Бодалев, 1970, 1974, 1983, 1988; Х.И. Лийметс, 1974; А.В. Филиппов, Г. Л; Ильин, 1984; А.Л. Журавлев, 1988; М.С. Коган, А.М. Эткинд, 1988; А.Б. Орлов, 1988; S. L. Kong, 1970; G. W. Trideichal, 1976), в настоящее время вырисовывается возможность более глубокого раскрытия сущности педагогического сотрудничества. [27] Соглашаясь с ВНИКом в том, что педагогическое сотрудничество представляет собой "совместную развивающую деятельность детей и взрослых" (Концепция общего среднего образования // Учительская газета. 1988.23 авг.), следует указать на те признаки, которые характеризуют вообще, какую бы то ни было совместную деятельность. Таковыми, согласно мнению специалистов, являются: наличие единой цели и общей мотивации (побуждения работать вместе), разделение деятельности на функционально связанные составляющие и распределение их между участниками, объединение индивидов и индивидуальных деятельностей и согласованное их выполнение, наличие управления (включая самоуправление), общих конечных результатов, а также единого пространства и одновременность выполнения индивидуальных деятельностей (Совместная деятельность: методология, теория, практика. М. 1988. С 23). Совместная деятельность не может осуществляться без координации усилий ее участников, следовательно, без руководящего начала. Пусть руководство будет распределенным, переходящим (в зависимости от характера решаемой задачи) от одного партнера к другому и вновь к первоначальному лидеру, но оно должно быть. При этом целью руководителя в данный момент является организация деятельности. Последняя может осуществляться на основе двух стилей (типов): 1) авторитарного (подчинения руководимых руководителю) и 2) демократического (сотрудничества между ними). В связи с этим важно выделить признаки, отличающие сотрудничество от "несотрудничества" [7]. Таблица 1.2 Основные признаки сотрудничестваРуководимый движим главным образом внешними (по отношению к содержанию деятельности) мотивами: стремлением избежать наказания, заслужить поощрение и т.д. Многие действия выполняются принудительно
Руководимый движим главным образом внутренними (по отношению к содержанию деятельности) мотивами: познавательными интересами, стремлением реализовать свой творческий потенциал, удовлетворить свое гражданское чувство. Абсолютное большинство действий выполняется добровольно
2. Характер и формы взаимодействия
Однонаправленное инструктирование и контроль деятельности подчиненного. Руководитель относится к подчиненному и последний к самому себе, как к объекту административных воздействий
Деловое общение, основанное на диалоге, использовании инициативы и самоконтроля руководимого. Последний осознает себя не только объектом, но и субъектом взаимодействия, стремится содействовать руководителю в осуществлении его функций. Наличие субъект - субъективных отношений
3. Наличие в совместной деятельности межличностных отношений
Обезличенный, "технологический" характер взаимодействий. Обе стороны относятся друг к другу, как к носителю определенной функциональной роли. Эмоциональная закрытость партнеров.
Наличие элементов межличностного общения, отношение к партнеру как к
индивидуальности. Доверительность и эмоциональная раскрытость с обеих сторон.
4. Наличие неделового межличностного общения
Как правило, отсутствует
Как правило, имеет место
Иначе обстоит дело в сфере обучения и воспитания. Здесь конечный "продукт" - развитие психической индивидуальности ученика (расширение и углубление его знаний, умений и навыков, повышение уровня способностей, совершенствование тех или иных характерологических качеств). Достижение этих целей возможно только в условиях демократического руководства, на основе сотрудничества педагога и учащихся. В этом главная психологическая предпосылка такого сотрудничества. Кроме того важный фактор - осознание партнерами, во-первых, наличия у них совпадающих мотивов совместной деятельности и, во-вторых, потребности друг в друге как условия реализации этих мотивов. Начав с выявления и хотя бы частичного удовлетворения потребностей, которые представляются для ученика наиболее актуальными в данный период, педагог создает исходную предпосылку для совместной деятельности. [26]
Нельзя не остановиться на понятии равноправия педагогов и учащихся. В последнее время наблюдаются довольно частые случаи превратного, упрощенного истолкования этого понятия, когда предпринимаются действия, стирающие, какие бы то ни было различия в общественном статусе педагога, с одной стороны, и учащихся, с другой. Ведь доходит до того, что в некоторых школах администрация распространяет среди старшеклассников анкеты с призывом оценить деятельность и профессиональные качества своего педагога. Такие попытки свидетельствуют не только об этической дезориентированности руководителей школ, но и об их практической несостоятельности в осуществлении внутришкольного контроля.
Нельзя понимать равноправие ученика и как его право выполнять или не выполнять распоряжения, требования учителя. Речь должна идти о другом: о праве школьника на равное с педагогом уважение личного достоинства, на то, чтобы процесс обучения строился на основе демократического руководства, при максимально полном использовании творческой инициативы обучаемого, разносторонней опоре на деловое межличностное общение. [6]
Как подчеркивает в связи с этим канадский психолог С.Л. Конг, автор популярной книги "Гуманистическая психология и личностный подход в обучении", педагогическое сотрудничество немыслимо без глубокого знания учителем психической индивидуальности ученика, умения правильно диагностировать его действия и поступки. Благодаря наличию этого умения учитель не ограничивается стандартными оценками выполненных учащимися работ, а дополняет выставленные баллы комментариями личностного плана, например: "Не кажется ли вам, что в этом предложении вы могли бы употребить более точный эпитет? Я знаю, он есть в вашем словарном репертуаре. Подумайте, пожалуйста, над этим вопросом". Или (в ответ на предложение ученика): "О, это очень хорошая идея! Наверное, мой последний вопрос был сформулирован не лучшим образом". И т.д. и т.п. [27]
Л.Н. Толстой представил образец такого сотрудничества, когда педагог не только обучает своих учеников, но и, в свою очередь, учился у них. Что ж, сегодня это уже не кажется парадоксальным. Мы, наконец начинаем осознавать, что не только личный опыт учителя, но и общественно выработанные знания, которыми он вооружен, не могут быть всеохватывающими, и в некоторых сферах жизни познания школьника могут оказаться обширнее того, что известно учителю (одна из иллюстраций - ученик Савушкин из рассказа Юрия Нагибина "Зимний дуб"). [28]
Становится понятным тот возрастающий интерес, который проявляется как за рубежом, так и в нашей стране к возможности выяснения учителем мнений учеников о качестве его преподавания, личностных особенностях и т.д. (Sea berg D. Y. The Tour of Teaching. Pacific Palisades. СаI. 1975; Божко Н.М. Использование оценочных шкал при сравнивании различных способов изложения учителем учебного материала // Использованиё психолого-педагогических знаний в практической деятельности учителя: Сб. научн. труд.М. 1983. С.61-64). Разумеется, нельзя допускать универсализации. Необходимо учитывать степень интеллектуальной и социальной зрелости учеников. Немаловажную роль играет также уверенность учителя в прочности своей педагогической репутации.
В связи с демократизацией общества школа проникается ее духом. Об этом свидетельствуют приведенные сочинения старшеклассников. (О сущности данного метода см. Гильбух Ю.3. Психодиагностика в школе.М. 1989. С.40 - 45.) Вот два характерных высказывания: "Где это в моих силах, отстаиваю правду, - делится в воображаемом письме к подруге ученица VIII класса. - Иногда даже с учителями. Ведь они тоже бывают неправы. Но разве учителя переспоришь? Что-либо ему докажешь?" Ей вторит ученица IX класса: "Многие учителя нами недовольны. Из-за дисциплины, а еще: много критикуем! Конечно, не все у нас получается, но мы учимся жизни. Да и время такое настало. Вообще я обожаю людей принципиальных, умеющих отстаивать свое мнение. Очень хочу быть такой!" [7]
Конечно, критические замечания школьников не всегда облекаются в учтивую, корректную форму, что нередко служит источником конфликтов с взрослыми. Но кто же, как не последние, должны помочь подросткам овладеть соответствующими коммуникативными умениями и навыками? Начинать эту работу следует еще в дошкольном возрасте. И главным методом при этом должен стать собственный пример взрослого, постоянно проявляющего к ребенку уважительное отношение. [27]
Одна из эффективных форм сотрудничества в учебной деятельности - предоставление ученику возможности взять на себя роль учителя (как по отношению к одноклассникам, так и в плане самообучения). С раннего детства психическое развитие ребенка определяется механизмом подражания действиям взрослых, "присвоением" этих действий. Став школьником, ребенок инстинктивно стремится сохранить эту тенденцию, при этом главная модель-учитель. Он пытается обучать младших братьев и сестер, родителей, бабушку и дедушку, просит подарить ему классный журнал, чтобы можно было выставлять оценки, и т.п. В этом неукротимом стремлении кроется могучий, еще не до конца познанный и используемый, источник развития детской психики. В самом деле, ведь ничто так не способствует научению, как попытка изложить усваиваемый материал другому человеку. [25]
Разумеется, невозможно сделать так, чтобы весь класс одновременно и постоянно занимался обучающей деятельностью. Да это и не нужно. Но время от времени следует предоставлять отдельным ученикам эту возможность.
Эпизодическое делегирование педагогом своих функций на уроке отдельным учащимся может происходить в условиях как групповой, так и фронтальной работы. Если первый из этих вариантов уже стал предметом более или менее широких и интенсивных исследований (Х.И. Лийметс, 1975; В.В. Котов, 1977; М.Д. Виноградова и И.Б. Первин, 1977; В.К. Дьяченко, 1984; Z.О. Steinberg, С.В. Car, С.В. Cazden, 1976; М. W. Ргаtt, 1977; Р. Weddez, 1985), то возможности второго, по-видимому, пока недооцениваются. [7]
Логика и психология педагогического процесса подсказывают: в классе может быть только один учитель, и, доверив свои функции одному из своих учеников, педагог должен на время превратиться в "необыкновенного" школьника. Но, конечно, не в посредственного, а в одного из наиболее сильных, т.е. такого, на которого можно равняться.
То, что было сказано о равноправии школьника, о его сотрудничестве с педагогом, отнюдь не снижает функционального статус последнего. Скорее наоборот-объективно этот статус в последнее время существенным образом повысился. [26]
Намного возросли запросы школьников к учителю в отношении выявления и использования в учебном процессе их интеллектуальных возможностей, инициативы, самостоятельности. Они хотели бы (и такие ожидания нельзя не признать вполне правомерными), чтобы все учителя скоординировано и планомерно, из класса в класс вооружали их наиболее эффективными приемами учебной деятельности.
В последнее время много пишется о том, что телевидение, персональные компьютеры, другие средства массовой информации и коммуникации обесценили роль учителя как источника знаний. Это далеко не так - просто от него требуются теперь качественно иные знания. Не обезличенно-объективистские, а собственные, выработанные и выстраданные в личном жизненном опыте, имеющие характер убеждений, оценочного отношения к действительности, эмоционально окрашенные. Школьники жаждут услышать из уст своего наставника не пересказ тех установок положений, которые они и сами могут почерпнуть из печатных и иных пособий, а слова, отражающие его мысли и чувства гражданина. Более того, они хотели бы совместно с ним искать и находить ответы на те вопросы, которые в таком изобилии рождает наша действительность. Увы, пока такое сотрудничество, скорее исключение, чем правило. [27]
Весьма остро стоит проблема оказания помощи в овладении навыками социального интеллекта, в выработке правильного отношения к сверстникам другого пола, умений разрешать различные моральные коллизии. Подростки и старшеклассники хотят видеть в учителе не только специалиста, справедливого и тактичного эксперта их учебных достижений, но, прежде всего мудрого и преданного друга. Отсюда все большая опосредованность функционального статуса учителя его фактическим профессионализмом (сюда включается и соответствующие личностные качества).
По данным эпистолярных сочинений, ничто так не волнует подростков и старшеклассников, как выбор профессии. Однако среди сотен "писем" не встретилось ни одного, где бы упоминались консультации по этому вопросу с учителем. Единственные потенциальные советчики из среды взрослых - родители. Но с ними у многих старшеклассников конфликтные отношения. Естественно, если при решении самых важных вопросов своей жизни школьник оказывается в одиночестве и может опереться лишь на поддержку сверстников, то и сотрудничество с учителем на уроке неизбежно оказывается весьма урезанным, половинчатым.
Задача добиться доверия, когда учащиеся сами раскрывали бы перед педагогом имеющиеся у них пробелы в знаниях, сообщали о совершенных ими моральных проступках, просят помощи в преодолении своих слабостей, - то задача, по существу, даже еще не поставлена в педагогике. В результате шестилетний первоклассник, который в первые дни школьной жизни откровенно раскрывается перед учителем, спустя некоторое время начинает замыкаться. [7]
Все более нетерпимы в современных условиях становится отсутствие у подавляющего большинства наших учителей профессионального отношения к "трудным" ученикам: учитель стремится просто не иметь их у себя в классе. Легче всего было бы объяснить, это нежеланием перетруждать себя или, неверием в возможность перевоспитания такого школьника, хотя подобные мотивы играют здесь определенную роль. Ведь перевоспитать "трудного" ученика в одночасье невозможно - в лучшем случае это будут вначале едва заметные подвижки, а в основном - латентные, глубинные процессы, накопление сугубо количественных изменений.
Учитель "сотрудничает" с "трудным" учеником поневоле. Последний, в свою очередь, и чувствует, и осознает его действенное отношение к себе. И это не может не вызвать соответствующего настроя. [27]
§4. Организация обучения в малых группах по методике сотрудничества По мнению Полат Е.С. организацию обучения в малых группах нужно начинать с планировки помещения. Так известный американский философ, психолог и педагог Дж. Дьюи писал в своей книге "Школа и общество", рассуждая о сущности гуманистического подхода к обучению детей, он так пытается объяснить свою позицию: "Несколько лет назад я обходил магазины и склады школьных принадлежностей в городе, пытаясь отыскать столы и стулья, которые бы со всех точек зрения - художественной, гигиенической и педагогической - могли бы удовлетворить нуждам детей. Мы испытали много затруднений в поиске того, в чем нуждались, и в конце концов один продавец, более интеллигентный, чем другие, сказал: "Боюсь, что у нас нет того, что вам надо. Вы ищете что-нибудь такое, на чем дети могли бы работать, а все наши столы и парты приспособлены для слушания". [22 стр.38] В последних словах вся история нашего традиционного обучения. Действительно, трехрядная планировка парт в классах, когда дети целый день вынуждены видеть лишь затылки друг друга, но зато в течение всего урока лицезреть учителя, когда лучших учеников сажают за передние парты, а галерка всегда рассматривается как нечто, что может в любой момент нарушить стройное течение урока, полностью приспособлена для того, чтобы "внимать" и не отвлекаться, не общаться друг с другом. Начнем с такого размещения ра6очих мест детей, чтобы они могли, прежде всего, общаться в процессе совместной деятельности. Для этого они должны, видеть лица друг друга. Поставим столы либо углом один к другому (для работы в тройках), либо по мере необходимости (это можно сделать и во время перемены) по два стола вместе, расположив стулья по два, напротив друг друга (для работы в четверках, шестерках). Короче говоря, будем планировать расположение столов учащихся (там, где они не зафиксированы) так, как предполагается работать на уроке (в тройках, двойках, четверках или шестерках). И именно это будет определять приоритетные виды деятельности на уроке, самостоятельную совместную деятельность. Кстати, слушать такая планировка нисколько не мешает, но главное направление деятельности на таких уроках - общение в ходе познавательной совместной и творческой деятельности. Таким образом, уже один взгляд на классное помещение может многое сказать посетителю. [22] А теперь обратимся к собственно педагогическим проблемам. Если учитель решил попробовать свои силы в организации обучения в сотрудничестве, если его увлекли идеи вовлечения каждого ученика в активную познавательную деятельность и к тому же он считаете необходимым уделять внимание обучению культуре общения, думается полезно будет по началу не форсировать события, а приближаться к намеченной цели постепенно и терпеливо шаг за шагом, приучая своих учеников: