Руководства, Инструкции, Бланки

Образец Социально-педагогической Характеристики Учащегося img-1

Образец Социально-педагогической Характеристики Учащегося

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Сплоченность педагогического коллектива как базовая социально-психологическая характеристика межличностных отношений

Сплоченность педагогического коллектива как базовая социально-психологическая характеристика межличностных отношений

Педагогический коллектив школы является одним из характерных для советского общества трудовых коллективов и подчиняется действию правил и норм, в них функционирующих.

Вместе с тем могут быть выделены специфические особенности педагогического коллектива. Во-первых, педагогический коллектив решает свои задачи внутри более широкой общности, в которой представлены как те, кто воспитывает и обучает, так и те, кого воспитывают и обучают, в совокупности образующей единый учебно-воспитательный коллектив. Весь учебно-воспитательный коллектив школы, где рядом с учителями и дирекцией работают комсомольская и пионерская организации, учком, кружки по интересам, спортивные секции, родительский комитет, обеспечивает выполнение задачи формирования всесторонне и гармонично развитой личности школьников.

Во-вторых, учителя-предметники, составляющие основную часть педколлектива, имея дело с одними и теми же школьниками в пределах одного и того же класса, обладают ограниченными возможностями взаимодействия между собой, так как решают свои задачи, определяемые учебной программой их предмета, и, если взаимодействие не окажется должным образом организованным, успех или неудача одного из них не становятся условием успеха или неудачи других, а следовательно, не являются коллективообразующими факторами.

В-третьих, эффективность деятельности педагогического коллектива определяется преемственностью ступеней обучения, когда учителя, работающие со старшими школьниками, достигают или не достигают успеха в реализации своих целей в зависимости от того, насколько продуктивно работали их предшественники в младших классах.

В-четвертых, если характеристика эффективности большинства трудовых коллективов, как правило, выявляется с помощью количественной и качественной оценки производимой продукции, то критерии эффективности деятельности педагогического коллектива в настоящее время с трудом поддаются качественному и количественному учету. Выполнение школой ее основной задачи, определяемой проводимой в настоящее время ее реформой и связанным с ней формированием всесторонне и гармонично развитой личности учащихся, нуждается в научно обоснованных критериях успешности работы педагогического коллектива.

Социально-психологические характеристики педагогического коллектива во многом определяются тем, как учитываются в организации его деятельности эти специфические особенности.

Представляющий собой часть единого учебно-воспитательного коллектива педагогический коллектив имеет (как условия успешности своей работы) важнейшее качество - сплоченность как результат протекающих в нем сложных интегративных процессов и прежде всего преодоления индивидуалистических тенденций. Сплоченность - это интегральная социально-психологическая характеристика педагогического коллектива.

Молодой и неопытный педагог в едином, спаянном коллективе, возглавляемом подлинным мастером-руководителем, может сделать больше, чем опытный и талантливый учитель, метод и опыт которого не разделяются педагогическим коллективом.

Сплоченность педагогического коллектива проявляется в согласованности функционально-ролевых ожиданий, ценностно-ориентационном единстве, коллективистской идентификации, адекватном возложении ответственности при успехах и неудачах совместной деятельности.


21. Основные социально-психологические аспекты руководства педагогическим коллективом

Управление школой в современных условиях – сложный процесс, слагаемыми которого являются правильный выбор целей и задач, изучение и глубокий анализ достигнутого уровня учебно-воспитательной работы, система рационального планирования, организация деятельности ученического и педагогического коллективов, выбор оптимальных путей для повышения уровня обучения и воспитания, эффективный контроль.

Решение этих вопросов зависит от умения руководителя школы и преподавателей творчески использовать новейшие достижения науки и передового опыта, от взаимоотношений в коллективе, от активности педагогов и учащихся в учебной и воспитательной работе.

Наиболее важным документом, регламентирующим деятельность образовательных учреждений, является Закон РФ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ». В законе РФ «Об образовании» содержатся те основные принципы и положения, на основе которых будет строиться и стратегия и тактика реализации законодательно закреплённых идей развития и образования в России.

В решениях о школе особое место уделяется вопросам демократизации управления школой. Отмечается недопустимость командно-административного стиля руководства, подавляющего инициативу, активность членов коллектива, свободу личности. Вместе с тем везде подчёркивается важность дисциплины, необходимость сочетания единоначалия и коллегиальности в руководстве школы, роль педагогического совета, профсоюза, родительского комитета и детского самоуправления.

В современных условиях руководство педагогическим коллективом школы ставит перед директором все новые и новые задачи. Это связано, прежде всего, с широким внедрением в педагогический процесс инновационных технологий, с все большим потоком информации, постоянно повышающимся уровнем подготовки профессиональных педагогических кадров и др. В этой связи наиболее актуальным становится вопрос возможностей руководителей школы использовать те или иные стили деятельности в руководстве.

Формальный аспект авторитарного стиля – указания даются руководителем по-деловому, кратко, прямо и открыто, характерен лаконичный командный язык, зачастую, неприветливый тон, похвала и порицания субъективны. Руководитель находится «над группой».

Демократический стиль – все мероприятия облекаются в форму предложений, высказанные доброжелательным тоном, похвала и порицания высказываются с учетом мнения подчиненных, запреты делаются в форме предложения и дискуссии. Имеет место совместная деятельность, позиция руководителя – «в группе».

Либеральный стиль – конвенциальный тон, отсутствие похвалы, порицаний предложений, запреты или распоряжения не высказываются, а заменяются присутствием, сотрудничество отсутствует, позиция руководителя – вне группы.

Стили руководства являются интегральной характеристикой деятельности руководителя, которая отражает не только его личностные качества, но при этом руководитель также должен реагировать на ситуацию и строить взаимоотношения с подчиненными более гибко, с учетом внешних условий. Также руководители должны учитывать конкретную задачу и индивидуальные особенности членов педагогического коллектива. Если современный директор школы будет работать над собой, постоянно повышать свою квалификацию, в том числе, и в области психологии, то он сможет применять различные стили управления педагогическим коллективом, разумно сочетая свои индивидуальные особенности с производственной необходимостью.

22. Особенности психолого-педагогического взаимодействия в системе «педагог-родитель»

Успешность воспитательного процесса зависит от того, как складываются отношения между педагогами, учащимися и родителями. Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет, если организована совместная деятельность педагогов, родителей, детей.

Определяющую роль в создании союза педагогов и родителей, в установлении сотруднического взаимодействия между ними выполняют педагоги. Союз, взаимопонимание педагогов и родителей, их взаимное доверие возможны, если педагог исключает в работе с родителями дидактизм, не поучает, а советует, размышляет вместе с ними, договаривается о совместных действиях; тактично подводит их к пониманию необходимости приобрести педагогические знания.

Не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству с ним, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Учителю необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы. Следует начинать работу и взаимодействие с теми, кто желает участвовать в жизни класса, поддерживает педагогов, даже если таких родителей будет меньшинство. Постепенно, тактично учитель вовлекает остальных родителей, опираясь на родителей-единомышленников, учитывая интересы каждого ребенка и его семьи.

Формы взаимодействия педагогов и родителей - это способы организации их совместной деятельности и общения. Целесообразно сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм взаимодействия.

Родительское собрание - основная форма работы с родителями, где обсуждаются проблемы жизни классного и родительского коллективов. Классный руководитель направляет деятельность родителей в процессе его подготовки и является рядовым участником собрания.

Родительский лекторий способствует ознакомлению родителей с вопросами воспитания, повышению их педагогической культуры, выработке единых подходов к воспитанию детей. Формы работы разнообразны, и часто они определяют позицию родителей не как пассивных слушателей, а стимулируют их активность, творчество, участие в обсуждении вопросов, в организации и проведении занятий.

Диспут - размышление по проблемам воспитания - одна из интересных для родителей форм повышения педагогической культуры. Он проходит в непринужденной обстановке, позволяет всех включить в обсуждение проблем, способствует формированию умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на накопленный опыт, пробуждает активное педагогическое мышление.

Групповые формы взаимодействия педагогов и родителей обусловлены разной степенью подготовленности родителей к воспитанию детей в семье, спецификой их профессиональной деятельности, характером участия родителей в организации воспитательной работы класса, неодинаковой ролью, выполняемой ими в семье, индивидуальными особенностями учащихся, трудностями семейного общения.

Коллективные и групповые формы взаимодействия реализуются с помощью индивидуальных форм. К ним относят: беседу, задушевный разговор, консультацию-размышление, выполнение индивидуальных поручений, совместный поиск решения проблемы, переписку. Важно расположить к себе родителей, завоевать доверие, вызвать на откровенность, разбудить желание поделиться с педагогом своими мыслями, сомнениями. Все это поможет лучше понять ребенка, найти наиболее целесообразные способы решения проблем воспитания конкретной личности в семье и школе. Психологическим условием успешного межличностного взаимодействия является внимательность, проникновенность, неторопливость.

mydocx.ru - 2015-2016 year. (0.009 sec.)

Другие статьи

Личные данные педагога социального

Личные данные педагога социального

План-сетка педагога социального на неделю

Примечание: такой план (план-сетку) называют рабочим. План-сетка составляется как график работы специалистов с указанием дней недели, периодов времени и форм проводимой работы (консультации, занятия, подготовка к индивидуальной и групповой работе, обработка, анализ и обобщение результатов деятельности, заполнение отчетной документации, повышение профессиональной компетенции и пр.). План-сетка составляется в конце недели на предстоящую неделю, в течение которой может дополняться, корректироваться.

Примерная циклограмма работы

Контроль за посещаемостью обучающихся, состоящих на учете, выяснение причин отсутствия, работа с опаздывающими на занятия

Социально-педагогическая диагностика: посещение уроков, классных часов, взаимодействие с учителями-предметниками, классными руководителями

Консультирование учащихся (индивидуальное, групповое)

Организация и проведение профилактических акций, просвещение учащихся по различным вопросам

Участие в Совете по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Индивидуальные консультации для учащихся и их родителей

Деятельность по социальной защите обучающихся: взаимодействие с представителями учреждений района по вопросам социальной поддержки и защиты прав несовершеннолетних, консультации у специалистов по охране детства, взаимодействие с КДН, ИДН и т.д.

Подготовка к занятиям

Групповая работа с учащимися, проведение коррекционных занятий

Плановое посещение на дому семей учащихся, состоящих на учете, участие в рейдах

Работа с учетно-отчетной документацией (составление актов обследования, протоколов заседаний Совета профилактики и т.д.); аналитическая деятельность

Работа со специалистами, консультирование и взаимодействие с педагогами

Просвещение родителей: групповые консультации, участие в родительских собраниях, лекториях

Методический день: организационно-методическая работа (анализ, планирование деятельности; анализ научно-методической литературы; участие в семинарах, посещение обучающих курсов, совещаний, МО и т.д.)

Разработка рекомендаций, памяток, буклетов, подготовка материалов для проведения индивидуальных и групповых занятий

Документы учетно-профилактического дела

несовершеннолетнего, состоящего на учете в инспекции по делам несовершеннолетних

1. Титульный лист.

2. Учетно-профилактическая карта учащегося.

3. Акт обследования жилищно-бытовых условий проживания несовершеннолетнего (форма 21*).

4. Выписки из протоколов заседаний педагогических советов, советов по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

5. Педагогическая характеристика на несовершеннолетнего, составленная классным руководителем.

6. Психологическая характеристика на несовершеннолетнего с выпиской из психологического заключения.

7. Планиндивидуальнойпрофилактической работы.

8. Рекомендации по работе с несовершеннолетним.

9. Информация о проделанной работе.

10. Аналитические материалы социально-педагогической и психологической службы о результатах проделанной работы.

11. Иные материалы.

Учетно-профилактическая карта учащегося

Ф.И.О.состоящего на учете

Дата рождения «___» ____________ г.

ул.________________ д.____ кв.___

тел.___________ ЖЭС №______

1. Дата постановки на учет «___»___________20__г.

2. Основание постановки на учет:

3. Дата снятия с учета «___»_____________20__г.

4. Основание снятия с учета:_______________________________________

Место работы, должность, телефон

Место работы, должность, телефон_________________________________

6. Сведения об общественном воспитателе:

7. Занятость во внеурочное время: __________________________________

8. Приглашение на заседание Совета профилактики

Примечание: все документы по работе с несовершеннолетним оформляются в отдельную папку и хранятся у педагога социального. Содержание и результат проделанной работы фиксируются на соответствующем листе карточки со строгим соблюдением даты. По истечении учебной четверти специалисты СППС проводят анализ эффективности проделанной работы и в соответствии с выводами планируют, корректируют дальнейшую деятельность.

проживающего по адресу:

С какого времени обучается в данной школе, классе?

Переводился ли из школы в школу, исключался ли из школы (причины)?

Отношение к обучению, выполнению домашних заданий, успеваемость.

Оставался ли на второй год обучения, в каком классе?

Какими предметами интересуется? Его склонности, увлечения, интересы.

В каких секциях, кружках занимается? Любит ли читать, какой литературой интересуется?

Какое участие принимает в общественной жизни класса?

Взаимоотношения с одноклассниками; статус в классном коллективе.

Имеет ли дурные привычки, наклонности?

Совершал ли правонарушения, преступления?

Регулярность посещения учащимся занятий.

Рассматривался ли на заседании Совета профилактики школы, комиссии по делам несовершеннолетних, по какой причине?

В какой семье воспитывается? Взаимоотношения между членами семьи. Степень участия родителей в воспитании ребенка.

Характер влияния семьи на несовершеннолетнего.

Директор (наименование учреждения

М.П. образования) Подпись Расшифровка подписи

Подпись Расшифровка подписи

Примечание: педагогическую характеристику на учащегося составляет классный руководитель.

Отчет классного руководителя / куратора группы за ____ четверть ______г.

infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. В случае нарушения авторского права напишите сюда.

Рабочие будни молодого педагога: Характеристика семьи учащегося

Сегодня впервые столкнулась с необходимостью написать характеристику на семью учащегося. Образцы у коллег раздобыть не удалось, поиски на просторах Интернета тоже были малоэффективными. И я решила сделать образец такой характеристики с набором типовых фраз. Надеюсь, кому-нибудь пригодится. Думаю, что позже удастся дополнить и расширить ее, не без Вашей помощи.

Прежде, чем поделиться своими наработками хочу сказать о том, на основании чего Вы вообще можете начать писать характеристику на семью. Итак, необходимо проделать следующую работу: провести беседу с ребенком, родителями или другими членами семьи о взаимоотношениях в семье; посетить семью с представителями социально-психологической службы или членами родительского комитета, составить акт обследования материально-бытовых условий семьи; провести самостоятельно или с помощью психолога диагностические мероприятия для выявления психологического климата и особенностей семейного воспитания. Вы можете использовать анкеты. методику "Рисунок семьи", наблюдения и информацию, полученную из бесед с учащимся и родителями и т.д.

Характеристика семьи учащегося

(ФИО, дата рождения, класс, школа)

Состав и структура семьи:

Отец – ФИО, год рождения, образование, место работы, должность, рабочий телефон, контактный телефон.

Мать – ФИО, год рождения, образование, место работы, должность, рабочий телефон, контактный телефон.

Другие члены семьи: ФИО, год рождения, степень родства, сфера деятельности.

Проживают по адресу: г.Краснодар, ул. дом. кв. тел. в 1-2-3-комнатной квартире, где ребенку выделена отдельная комната/ребенок делит комнату с членом семьи/ребенок не имеет отдельного места для сна и занятий/и т.д. Санитарное состояние квартиры, комнаты (порядок, беспорядок, уборка проводится регулярно/не регулярно, захламленность, чистота, отсутствие мебели, требуется косметический ремонт и т.д.). Обстановка способствует успешному развитию ребенка/не способствует благополучному существованию ребенка.

Семью можно отнести к категории семей с нестабильным/стабильным/высоким/средним/низким материальным достатком. Это связано с сезонностью работы родителей/безработностью отца/уклоном от уплаты алиментов отцом/алкоголизмом/и т.д. Семья испытывает/не испытывает финансовых затруднений, средний доход – 3000 рублей на человека. Это влияет/не влияет на отношения в семье, порождает конфликтные ситуации/чувство неполноценности у детей и т.д. Ребенок обеспечен/не обеспечен необходимой одеждой, имеет деньги на карманные расходы/экономит на обедах в столовой.

Семья характеризуется как полная/неполная/многодетная/малодетная с ярко-выраженной патриархальной/матриархальной линией управления. Семью можно назвать социально-устойчивой/неустойчивой, маргинальной, с алкогольной зависимостью/склонностью к совершению правонарушений/преступлений. Функции в семье распределены четко/не четко/следующим образом: хозяйственно-бытовая, финансовое обеспечение, эмоционально-терапевтическая, воспитательная и т.д.

В семье господствует демократический/авторитарный/либеральный/потакающий/ влиятельный/безразличный/попустительский. Тип воспитания – отвержение/безразличие/гиперопека/требовательность/устойчивость/любовь.

Психологическая обстановка в семье устойчивая/не устойчивая, напряженная/не напряженная, стабильная/не стабильная. Родители/мать/отец проводят достаточно/много/не достаточно времени с ребенком, контролируют выполнение домашних заданий/совместно занимаются *видом деятельности*/не занимаются воспитанием ребенка/допускают ошибки в воспитании, вследствие чего ребенок является педагогически-запущенным, что выражается в конфликтности/агрессии/раздражительности/негативизме в оценке действительности и т.д.

Учебную деятельность ребенка родители контролируют регулярно/периодически/не контролируют; стимулируют/повышают мотивацию/интерес ребенка к учебе. Родительские собрания не посещают/посещает только мать/игнорируют. Контакт с классным руководителем/учителями-предметниками/социальным педагогом/школьным психологом не установлен/установлен тесный. Родители/мать/отец не проявляют заинтересованности в успехах ребенка в учебе. На замечания/советы/рекомендации педагогов реагируют адекватно/не реагируют/не адекватно; никаких действий к исправлению ситуации не предпринимают.

С родителями регулярно проводились профилактические беседы/консультации; семью посещали специалисты социально-психологической службы/семье оказывалась педагогическая и психологическая помощь. За время работы с ребенком и семьей произошли следующие изменения/изменений не произошло.

Образец социально-педагогической характеристики учащегося

4. Итоги выполнения заданий 4.1 Социально-педагогическая характеристика гуо "сш №16"г.Лида

Задание 1 :Изучение и анализ содержания социально-педагогической работы учреждения образования и уточнение его социально-педагогической характеристики по следующим показателям:

а) ГУО «Средняя школа №16 г. Лиды» относится к общеобразовательному типу;

б) данное учреждение решает следующие профессиональные социально-педагогические задачи: осуществляет образовательную деятельность по реализации образовательных программ с целью обеспечения качества образования, создает безопасные условия жизнедеятельности учащихся, осуществляет комплекс мер по социальной защите учащихся, организует воспитательную деятельность, направленную на духовно-нравственное и физическое развитие личности учащегося, подготовку его к полноценной жизни в обществе, формирование нравственных убеждений, культуры поведения, эстетического вкуса и здорового образа жизни, готовности к самостоятельному жизненному выбору, началу трудовой деятельности и продолжению образования;

в) модель деятельности ГУО «Средняя школа №16 г. Лиды»:

Школа функционирует с 27 сентября 1981 года. Режим работы - двухсменный. Учебный процесс организуют 148 учителей, 8 педагогов находятся в декретном отпуске по уходу за ребёнком до 3 лет.

с высшим образованием - 132(89,2%)

со средним специальным образованием -16(10,8%)

высшая категория - 59(39,9%)

I категория - 62(41,9%)

II категория - 23(15,5%)

без категории - 4(2,7%)

стаж работы до 5 лет -13(8,8%)

от 5 до 10 лет - 19(12,8%)

от 10 до 15 лет - 20(13,5%)

свыше 15 лет - 96(64,9%)

учителя пенсионного возраста -13(8,8%)

прошли курсовую подготовку -19(12,8%)

В состав администрации входят директор школы, 3 заместитель директора по учебной работе, 1 заместитель по воспитательной работе, 1 заместитель по хозяйственной работе.

г) в настоящее время в школе обучается 862 учащихся, всего 54 класса-комплекта. Обучаются учащиеся в 2 смены в режиме 5-ти дневной учебной и 6-ти дневной школьной недели. Половой состав учащихся школы представлен следующим образом: мужской - 402, женский - 460.

Характеристика семей

д) в школе работает 1 социальный педагог: Корейво Татьяна Владимировна (высшее образование, высшая квалификационная категория) и 2 педагога психолога: Ошмяна Дарья Игоровна и Леошко Светлана Викторовна.

Целью деятельности СППС является социальная адаптация обучающихся и оптимизация образовательного процесса. В соответствии с целью решаются следующие задачи:

- обеспечение социально-педагогической поддержки обучающихся;

- оказание психологической помощи обучающимся.

е) "слабые" звенья в работе СППС: 3 специалистам сложно охватить все категории учащихся.

ж) социально-педагогические инновации периодически используются СППС. Разработаны собственные программы проведения различных мероприятий. В школе на протяжении 10 лет функционируют классы: по предупреждению и ликвидации ЧС, хореографической, художественной и театральной направленностей.

Задание 2:Изучение и анализ опыта социально-педагогической работы сотрудников социально-педагогической и психологической службы.

Анализ опыта социально-педагогической работы

1. Изучаемый объект. деятельность педагога социального.

2. Наименование опыта. Работа в направлении ЗОЖ.

3. Методы изучения опыта. наблюдение, интервью.

4. Описание опыта .

а) в данном опыте разрешаются следующие задачи социально-педагогической деятельности: обеспечение, сохранение и укрепление физического, психологического, социального, нравственного здоровья личности.

б) Социально-педагогическое взаимодействие специалистов и обучающихся в данной школе является весьма продуктивным. Между социальным педагогом и учащимися складываются доверительные отношения. Специалисты используют в своей деятельности разнообразные формы работы: лекции, тренинги, спектакли, посещение на дому, индивидуальные беседы и консультации и т.д.

в) результативность социально-педагогической деятельности проявляется в добровольной занятости детей во внеурочное время, в ответственном отношении к своим обязанностям.

5. Педагогический анализ опыта деятельности специалистов СППС .

а) Источник опыта: научные знания, передовой опыт, собственные пробы, инновации коллег и др.

б) Практическая деятельность социального педагога характеризуется рациональной последовательностью использования различных методов и средств с целью достижения эффективных результатов.

в) причинно-следственные связи, закономерности и принципы, обеспечивающие успех и эффективность социально-педагогической деятельности специалистов.

Основу составляет алгоритм действий:

2) выбор (разработка) оптимальной технологии;

3) непосредственная подготовка к реализации выбранной технологии;

г) использование интерактивного театра является достаточно новой технологией. Данная технология позволяет учащимся самим делать выводы и на простых жизненных ситуациях учиться находить причинно-следственные связи.

д) роль личности социального педагога значима. Способность воплощать в жизнь свои идеи является важной характеристикой Ирины Иосифовны.

ж) предложения по дальнейшему развитию опыта: сценарии интерактивных спектаклей могли бы использоваться и другими специалистами, а Ирины Иосифовны могла бы проводить мастер классы.