Руководства, Инструкции, Бланки

Характеристика На Выпускника Спо Образец img-1

Характеристика На Выпускника Спо Образец

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Министерство образования Российской Федерации

Министерство образования Российской Федерации

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 0515 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» (базовый уровень среднего профессионального образования) Вводится в действие с 1 сентября 2002 года. Москва 2002

1. Общая характеристика специальности 0515 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы»

1.1. Специальность 0515 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации № 2572 от 02.07.2001 г. «Об утверждении Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования – Классификатора специальностей среднего профессионального образования». 1.2. Формы освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности 0515 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы:

1.3. Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности.

Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности при очной форме обучения:

на базе основного общего образования – 3 года 10 месяцев* .

на базе среднего (полного) общего образования 3 года 10 месяцев;

Абитуриент при поступлении должен иметь один из документов:

аттестат о среднем (полном) общем образовании;

аттестат об основном общем образовании;

диплом о начальном профессиональном образовании с указанием о полученном уровне общего образования и оценками по дисциплинам Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений;

документ об образовании более высокого уровня.

1.4 Основная квалификация выпускника – художник-мастер. 1.5. Квалификационная характеристика выпускника.

Выпускник должен быть готов к профессиональной деятельности в качестве художника-мастера, разрабатывающего образцы тиражируемых изделий декоративно-прикладного искусства и народных художественных промыслов, изготавливающего произведения народного творчества по образцам и собственным композициям на предприятиях народных художественных промыслов в культурно-просветительских учреждениях и организациях художественного профиля независимо от их организационно-правовых форм.

Основные виды деятельности выпускника:

художественно-творческая – художественно-творческая – создание произведений декоративно-прикладного искусства и народных промыслов; разработка авторских проектов и воплощение их в материале;

художественно-исполнительская – изготовление изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов по классическим образцам, их варьирование и поиски новых образцов произведений декоративно-прикладного искусства;

культурно-просветительская – формирование и развитие эстетических потребностей и вкусов всех социальных и возрастных групп населения, создание на данной основе потребительского рынка для реализации изделий декоративно-прикладного искусства, пробуждение национального самосознания путем приобщения широкой аудитории к достижениям отечественной и мировой художественной культуры, лучшим образцам традиционного прикладного искусства, исторического и современного декоративно-прикладного искусства.

Выпускник должен уметь:

владеть на высоком уровне профессиональным мастерством в конкретном виде декоративно-прикладного искусства и народных промыслов;

разрабатывать авторские проекты, макеты произведений декоративно-прикладного искусства и народных промыслов с учетом технологических требований;

использовать полученные знания, умения и навыки в профессиональной деятельности;

применять графические, живописные и пластические методы при разработке и оформлении авторских проектов;

проводить работу по отбору, анализу и обобщению подготовительного материала;

находить новые художественно-пластические решения для каждой творческой задачи;

разрабатывать художественно-графические проекты произведений декоративно-прикладного искусства и народных промыслов и воплощать их в материале;

организовывать художественно-творческую, исполнительскую и предприниматель-скую деятельность на предприятиях народных художественных промыслов и организациях художественного профиля;

производить экономический расчет затрат на производство авторских изделий традиционного и профессионального декоративно-прикладного искусства;

обеспечить правила безопасности профессиональной деятельности в процессе материального воплощения проектов, изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов в индивидуальных мастерских и на предприятиях декоративно-прикладного искусства;

рационально организовывать свой труд и рабочее место.

Выпускник должен знать:

основные этапы развития традиционного прикладного искусства, декоративно-прикладного искусства и народных промыслов в современном обществе;

принципы формы и методы проектирования, моделирования, макетирования художественных изделий прикладного характера на основе традиций декоративно-прикладного искусства и с учетом современных социально-экономических и эстетических требований;

технологический процесс исполнения произведений декоративно-прикладного искусства и народных промыслов, а также физические и химические свойства материалов, применяемые при их изготовлении ;

цели, задачи, содержание, принципы, формы, методы и средства обучения в сфере декоративно-прикладного искусства и народных художественных промыслов;

методы управления и организации работы художественно-творческого и производственного коллектива;

закономерности построения художественной формы и особенности ее восприятия;

свойства применяемых материалов и эстетические качества;

значение художественного наследия для современности;

принципы сбора и систематизации подготовительного материала и способы его применения для воплощения творческого замысла, используя информационные технологии в профессиональной деятельности.

1.6. Возможности продолжения образования выпускника.

Выпускник, освоивший основную профессиональную программу среднего профессионального образования по специальности 0515 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы, подготовлен:

к освоению основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования повышенного уровня;

к освоению основной профессиональной образовательной программы высшего профессионального образования.

к освоению родственной основной профессиональной образовательной программы высшего профессионального образования соответствующего профиля.

* Образовательные учреждения среднего профессионального образования реализуют Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации с учетом профиля получаемого профессионального образования. вернуться

Другие статьи

ОПОП СПО: Образовательный портал

Основная профессиональная образовательная программа (ОПОП) среднего профессионального образования по специальности регламентирует цели, характеристику профессиональной деятельности, ожидаемые результаты, содержание, объем, организационно-педагогические условия и технологии реализации образовательного процесса, оценку качества подготовки выпускника.

ОПОП состоит из системы документов, разработанных и утвержденных университетом на основе: федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) СПО по соответствующим специальностям; потребностей регионального рынка труда; требований федеральных органов исполнительной власти и соответствующих отраслевых требований.

ОПОП включает в себя:

- общую характеристику ОПОП;

- календарный учебный график;

- рабочие программы учебных дисциплин и профессиональных модулей;

- программы учебной и производственной практик;

- соответствующую учебно-методическую документацию;

- фонды оценочных средств, применяемых в ходе промежуточной и итоговой (государственной итоговой) аттестации обучающихся;

- программу итоговой (государственной итоговой) аттестации обучающихся;

- характеристику условий, необходимых для реализации образовательной программы, включая сведения:

  • о научно-педагогических работниках;
  • о библиотечном фонде;
  • о материально-технической базе.

Многомерная модель выпускника колледжа специальности «Гостиничный сервис»

Многомерная модель выпускника колледжа специальности «Гостиничный сервис»

Наумова Г. Р. Многомерная модель выпускника колледжа специальности «Гостиничный сервис» [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.).Т. II. — Пермь: Меркурий, 2011. — С. 13-18.

Туристскому образованию в России, как и самой отрасли чуть более 15 лет. Но за этот период в сложившейся системе профессионального образования можно проследить наметившиеся противоречия. Одним из главных является соотношение ВУЗов и учреждений СПО И НПО, осуществляющих профессиональную подготовку специалистов для индустрии гостеприимства.

Данные исследований, проведенных в 2008-2009 гг. Московским государственным институтом индустрии туризма, свидетельствуют о превалировании ВУЗов в подготовке специалистов в Москве: 108 ВУЗов, 52 учреждения СПО и 20 учреждений НПО [5, с. 43]. Количество выпускников СПО, качество подготовки которых не удовлетворяет работодателя, составляет ежегодно 25-30 %. Еще 25% специалистов выполняют работы, не требующие среднего профессионального образования. При этом общее количество специалистов, подготовленных в 52 образовательных учреждениях СПО г. Москвы для индустрии туризма, составляет в среднем около 20 % от требуемого объема. Аналогичная ситуация прослеживается в Екатеринбурге и Свердловской области, где подготовку специалистов для отрасли осуществляет 11 ВУЗов и 8 учреждений СПО и НПО.

В мировой практике напротив, именно сегмент начальной подготовки в туризме является самым емким, что оправдано спецификой отрасли, где доля специалистов с высшим образованием составляет менее 20% от всех занятых. Для отечественного гостиничного хозяйства свойственна повышенная доля сотрудников с высшим образованием в общем штате гостиничных предприятий. Часто даже горничные отелей имеют высшее образование. Это отнюдь не связано с престижностью гостиничных профессий. Скорее наоборот, данную тенденцию можно объяснить структурными перестройками на рынке труда, низким уровнем заработной платы в отдельных отраслях, а также невостребованностью специалистов в своей профессиональной области.

Современный работодатель предпочитает принять на работу в гостиницу специалиста с любым высшим образованием, затем обучить его основным функциям на рабочем месте (об этом свидетельствуют исследования, проведенные нами в 9 гостиницах г. Екатеринбурга в 2006-2009 гг.). Каковы причины такого явления? Чем выпускник любого ВУЗа более привлекателен для работодателя, чем выпускник со средним профессиональным образованием? Обозначим возможные причины. Привлекательными факторами выпускника ВУЗов являются возраст (21-22 года в отличие от 17 -18 лет выпускника СПО), и более высокая степень сформированности общих (ключевых) компетенций, например, эффективно общаться с коллегами, клиентами, организовать рабочий процесс и т.п.

Особенности стандартов первого и второго поколения (ориентация на знания, умения и представления об особенностях деятельности гостиничных предприятий) не позволяли в полной мере формировать практические навыки и опыт выпускников, что значительно снижало их конкурентоспособность.

Переход к стандартам нового поколения, к компетентностно-ориентированному обучению влечет за собой не только переосмысление целей, поиск оптимальных способов формирования профессиональной компетентности специалистов гостиничного сервиса, но, в первую очередь, определение четких результатов подготовки. Компетентностный подход подразумевает подготовку специалистов «от результата», от запросов работодателей; многими российскими и зарубежными авторами компетенция трактуется как категория «результата образования» [2]. В связи с этим актуальным становится создание многомерной модели выпускника специальности «Гостиничный сервис», позволяющей, с одной стороны, представить описание результата обучения, а с другой – решить педагогические вопросы интегрированного формирования общих и профессиональных компетенций.

В педагогических исследованиях последнего десятилетия было разработано несколько моделей, имеющих отношение к подготовке специалистов гостиничного сервиса. М.В. Курдаковой разработана структурно-функциональную модель подготовки специалиста гостиничного сервиса в рамках высшего учебного заведения [4]. Н.В. Корнейченко предложена модель конкурентоспособности специалиста гостиничного сервиса с учетом подготовки в колледже[3]. И.А. Абдуллиной представлена модель профессиональной подготовки специалистов среднего звена для гостиничного сервиса на основе анализа профессиональной деятельности работников отрасли [1]. Обозначенные модели разрабатывались исследователями в рамках государственных образовательных стандартов второго поколения и не отражают в полной мере требуемого конечного результата.

Необходимость построения модели профессиональной деятельности и личности специалиста диктуется рядом обстоятельств. Во-первых, данная модель дает представление о целостном содержании профессиональной деятельности, ее внутренней структуре, взаимосвязи и взаимозависимости ее элементов. Во-вторых, разработка такой модели позволяет объединить информацию об отдельных сторонах профессиональной деятельности, рассредоточенную в разных курсах.

Моделирование рассматривается в литературе как метод исследования объектов познания на их моделях; сам процесс моделирования представляет собой построение и изучение моделей реально существующих предметов и явлений. Особо значение приобретает моделирование как метод познания в тех случаях, когда эмпирическая картина изучаемого явления неполная, не выявлена в деталях. Синтез имеющихся знаний о конкретном объекте и выявление наиболее важных для исследования его неизученных сторон – основное преимущество метода моделирования.

С гносеологической точки зрения модель – заместитель оригинала в познании, практике. Модель используется в случаях, когда требуется в удобной (наглядной) форме представить, изучить свойства исследуемого объекта. При этом учитывается, что модель и оригинал не тождественны, они лишь сходны. Иначе неизбежна абсолютизация, искажающая объективную картину и препятствующая достижению адекватного знания.

Отсутствие количественных теорий, которые адекватно отражали бы основные качественные аспекты исследуемых педагогических явлений, приводит к тому, что при исследовании педагогических явлений используются, как правило, описательные и объяснительные модели. Общие исходные принципы построения моделей и последовательность операций при их разработке предполагают:

- определение целей и конкретных задач моделирования;

- сбор и систематизацию информации, относящейся к сформулированным задачам, при этом достоверность и полнота исходной информации является необходимым условием построения обоснованной модели;

- выделение основных факторов, влияющих на изменение тенденций и закономерностей исследуемого объекта или явления;

- построение модели исходя из задач, которые призвана решать данная модель.

Исследователи теоретических основ моделирования в профессиональном образовании (Н.Ф. Талызина, Л.Г. Семушина, Е.Э. Смирнова, А.Я. Савельев и др.) разграничивают следующие понятия: модель деятельности специалиста (модель профессиональной деятельности), модель выпускника (модель специалиста), модель подготовки специалиста (модель формирования специалиста). Логика построения моделей видится нам как последовательный взаимосвязанный процесс: модель профессиональной деятельности→ модель выпускника→ модель профессиональной подготовки специалиста. При этом модель специалиста представляет собой цель образования, по отношению к которой модель подготовки выступает как средство, направленное на реализацию цели.

Под «моделью выпускника» понимается характеристика существенных личных качеств, знаний, навыков, умений, необходимых выпускнику (молодому специалисту) для выполнения типовых задач в определенной области профессиональной деятельности после окончания учебного заведения[6, с.78.]. Модель специалиста рассматривают как идеал, эталон сформированности личностных и профессиональных качеств. В ходе проведенного анализа теоретических основ моделирования считаем целесообразным разделение дефиниций «модель выпускника» и «модель специалиста». Модель выпускника подразумевает необходимые и достаточные компоненты, необходимые для осуществления профессиональной деятельности. При этом модель специалиста видится нам как более широкое понятие, содержащее характеристики в рамках профессиональной деятельности, скрепленные с практическим опытом, и потенциал профессионала. Профессионал – характеристика человека, выражающаяся в его способности выйти за пределы собственной деятельности для ее анализа, оценки и последующей организации. Ведущими понятиями для характеристики человека как профессионала становятся «рефлексия» и «деятельностный способ существования». Профессионал самостоятельно, ориентируясь на существующие культурные образцы и нормы, создает свою деятельность и себя как профессионала.

В свернутом виде модели профессиональной деятельности и личности специалиста представлены в государственных образовательных стандартах. В ФГОС СПО по специальности 101101 «Гостиничный сервис» определено, что областью профессиональной деятельности выпускников является организация обслуживания в гостиницах, туристских комплексах и других средствах размещения. Объекты профессиональной деятельности выпускников:
организация процесса предоставления услуг;
  • запросы потребителей гостиничного продукта;
  • процесс предоставления услуг;
  • технологии формирования, продвижения и реализации гостиничного продукта;
  • средства труда: оргтехника, правовые, нормативные и учетные документы;
  • первичные трудовые коллективы.

  • Менеджер готовится к следующим видам деятельности (по базовой подготовке):

    - Бронирование гостиничных услуг.

    - Прием, размещение и выписка гостей.

    - Организация обслуживания гостей в процессе проживания.

    - Продажи гостиничного продукта.

    - Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (горничная, портье, администратор).

    Анализ требований, предъявляемый отельерами к персоналу гостиничных предприятий, а также принятые в HR -менеджменте правила построения моделей компетенций позволили сформировать трехступенчатую модель, в которой представлены три основные должности гостиницы с характеристиками (см. схему №1).

    Схема 1. Основные требования, предъявляемые к персоналу гостиниц

    Выполнение заданий по образцу относительно простых объектов деятельности

    Минимальный объем знаний, обеспечивающий освоение конкретного вида профессиональной деятельности

    Выполняет различные виды уборки номеров в соответствии со стандартами гостиницы

    Предоставляет дополнительные услуги гостям в номерном фонде

    Самостоятельная профессиональная деятельность относительно широкого диапазона изменяющихся объектов деятельности

    Оптимальный и /или расширенный объем специальных знаний

    Принимает заказ от потребителей и оформляет его.

    Бронирует и ведет документацию.

    Информирует потребителя о бронировании.

    Принимает, регистрирует и размещает гостей.

    Предоставляет гостю информацию о гостиничных услугах.

    Принимает участие в заключении договоров об оказании гостиничных услуг.

    Обеспечивает выполнение договоров об оказании гостиничных услуг.

    Производит расчеты с гостями, организует отъезд и проводы гостей.

    Координирует процесс ночного аудита и передачи дел по окончании смены.

    Самостоятельная профессиональная деятельность в рамках деятельности структурного подразделения относительно заданной организации и изменяющейся технологии процесса обслуживания.

    Расширенный диапазон знаний из разных областей

    Организует и контролирует работу обслуживающего и технического персонала хозяйственной службы при предоставлении услуги размещения, дополнительных услуг, уборке номеров и служебных помещений.

    Организует работу по предоставлению услуги питания в номерах ( room - service ).

    Ведет учет оборудования и инвентаря гостиницы.

    Создает условия для обеспечения сохранности вещей и ценностей проживающих.

    Выявляет спрос на гостиничные услуги.

    Формирует спрос и стимулирует сбыт.

    Оценивает конкурентоспособность оказываемых гостиничных услуг.

    Принимает участие в разработке комплекса маркетинга.

    Ставит цели, мотивирует деятельность подчиненных, организует и контролирует их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий

    Последовательность освоения профессиональных компетенций по данной модели должна следовать логике «от простого к сложному». Только освоив операционно-исполнительский уровень, обучающийся может переходить к организационно-технологическому уровню и далее. Многовековой опыт индустрии гостеприимства, основанная на нем деятельность зарубежных гостиничных школ демонстрируют, что именно поэтапное освоение специальности от низовых должностей является наиболее эффективной моделью подготовки.

    Основным критерием оптимальности профессиональной подготовки студентов колледжа мы считаем достижение каждым студентом максимально возможного для него уровня профессиональной компетентности в условиях нормативного использования учебного времени. Данный подход позволяет формировать индивидуальные траектории обучения студентов, так как на первом этапе обучения возможно выявление имеющегося потенциала обучающихся, отсев тех, кто не сможет реализовать себя в сфере гостеприимства.

    В обобщенном виде модель выпускника специальности «Гостиничный сервис» представляет собой трехмерный конструкт, включает в себя три компонента: когнитивный, технологический и личностный (схема №2). Проявление этих компонентов видится нам на трех рассмотренных выше уровнях. Каждый последующий уровень базируется на предшествующих.

    Схема №2. Трехмерная модель выпускника специальности «Гостиничный сервис»

    Z Y Ось Х – личностные компоненты (качества, тип темперамента); Ось Y – когнитивные компоненты (основные понятия, знания); Ось Z – технологические компоненты (умения, практический опыт)

    В идеале формирование компонентов должно происходить равномерно в трех обозначенных направлениях. Нередко в педагогической практике можно встретить перекосы в одном или двух направлениях. Например, преобладание теоретической подготовки над практической и недостаточность развития личных качеств (как правило, студенты дневного отделения) или, наоборот, достаточное владение технологическими компонентами в виду практического опыта в гостинице и минимальные знания (студенты заочной формы обучения). Предложенная модель позволит в процессе профессиональной подготовки своевременно выявлять и корректировать отклонения.

    Диагностика групп компонентов производится по конкретным признакам проявления действий выпускника. На каждое действие считаем оптимальным выделение от 3 до 5 критериев. Оптимальным вариантом шкалирования при диагностике может являться трехступенчатая шкала: 0- критерий не проявился; 1- критерий проявился частично; 2- критерий проявился в полном объеме. Сумма полученных баллов далее соотносится с уровнями и выкладывается на оси координат. Графический результат позволяет наглядно увидеть достигнутый студентом уровень освоения, несоответствие отдельных компонентов, имеющийся потенциал для перехода на более высокий уровень.

    Рассмотренный вариант многомерной модели выпускника колледжа по специальности «Гостиничный сервис» в значительной мере формализован, несет в себе наиболее существенные обобщенные признаки. Использование данной модели позволит решить часть проблем, касающихся качества подготовки специалистов гостеприимства.

    Абдуллина, И.А. Комплексное учебно-методическое обеспечение профессиональной подготовки специалистов для гостиничного сервиса в ССУЗ [Текст]. дис. …канд. пед. наук: 13.00.01 / Абдуллина Илюся Абдулловна. – Казань: Институт педагогики и психологии профессионального образования, 2006. – 223 с.
  • Компетентностно-ориентированное образование: основные понятия и категории [Текст]: справочно-информационное пособие / М.Л. Вайнштейн, О.В. Гайнанова, Т.А. Корчак – Екатеринбург: ГОУ ДПО «ИРРО», 2008. – 156 с.
  • Корнейченко, Н.В. Формирование конкурентоспособности специалиста гостиничного сервиса в процессе обучения в колледже [Текст]. автореф. дис. …канд. пед. наук /Н. В. Корнейченко. – Астрахань: Астраханский гос. ун-т, 2008. – 23 с.
  • Курдакова, М.В. Педагогическая технология формирования профессиональной компетентности будущих специалистов гостиничного сервиса [Текст]. автореф. дис. …канд. пед. наук /М.В. Курдакова – Екатеринбург. Изд. Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2006. - 22с.
  • Полевая, М. Качественный персонал – не роскошь. Проблемы подготовки специалистов для столичной индустрии туризма [Текст] / М. Полевая // Управление персоналом. – 2010. - №4. – С. 42-45.
  • Энциклопедия профессионального образования. в 3-х тт. [Текст] / Под. ред. С.Я. Батышева. – М. Рос. академия образования, Ассоциация «Профессиональное образование», 1998, 1999. – Т.2.

  • Похожие статьи