Категория: Бланки/Образцы
Эти обстоятельства всегда принимаются во внимание в первую очередь при расследовании несчастного случая, происшедшего в учебно-производственных мастерских.
Каждый учитель должен помнить, что, согласно законодательству РФ, заведующий мастерскими, учитель технологии или руководитель кружка «несут личную ответственность в соответствии с действующим законодательством за несчастные случаи, происшедшие с учащимися и детьми во время учебно-воспитательного процесса в результате нарушения правил и норм охраны труда». Если такое несчастье все же случилось, процедура его расследования предусмотрена постановлением № 558 — «Положением о порядке расследования и учета несчастных случаев на производстве», принятым Правительством РФ 3 июня 1995 г. которое должны знать работники учебных заведений.
Учитель технологии должен следить и за тем, чтобы оборудование и защитные средства в учебных мастерских проходили проверку в соответствии со сроками, установленными Положением (см. табл. 4).
Следует сделать оговорку, что, хотя напрямую многое из сказанного выше относится к компетенции руководителя образовательного учреждения, фактически контролировать соблюдение установленных сроков, проверять выполнение работ будет учитель технологии. Как государственный служащий, которому доверено обеспечить охрану здоровья и жизни детей при трудовом обучении, он обязан строго соблюдать установленные правила и положения, многие из которых, увы, учитывают горький жизненный опыт.
Сроки проверки оборудования и защитных средстви защитных средств
Сроки и формы регистрации проверю!
Огнетушители (всех типов)
Один раз в год с указанием даты
Ежегодно. Составляется протокол
Ежегодно. Составляется протокол
фаза-ноль (при кабельном вводе)
1 раз в 5 лет. Составляется протокол
Трансформаторы понижающие (стационарные) 12, 24, 42 В и переносные
Очистка электроламп от пыли
Очистка стекла от пыли и грязи
Не менее 2 раз в год
Лестницы передвижные (стремянки) деревянные
13.4. Режим работы учащихся с учетом возрастного фактораРежим работы учащихся в учебно-производственных мастерских определяется учебным расписанием. Обычно это еженедельные спаренные уроки общей продолжительностью 80 мин. Для учащихся старших классов, а также в том случае, когда программа трудового обучения увеличивается за счет часов школьного или регионального компонентов, количество занятий в неделю может быть увеличено.
Вместе с тем учитель технологии должен понимать, что физическим трудом занимаются подростки, чей организм еще не сформировался полностью, а возможности, в силу большого разброса индивидуальных данных в этом возрасте, весьма различны. Поэтому при организации работы в мастерских необходимо пользоваться научно обоснованными рекомендациями, оговоренными гигиеническими нормами, с тем, чтобы трудовое обучение содействовало всестороннему развитию организма детей, укреплению здоровья, а не приводило к переутомлению. Данные физиологи гигиены труда свидетельствуют: физический труд, который по своему характеру соответствует возможностям организма подрост выполняется в рекомендуемых условиях, содействует правильному развитию всего организма. Под влиянием труда, отвечающего возрастным особенностям растущего организма, совершенству координация движений, укрепляется костная и мышечная структуры, улучшается работа сердечно-сосудистой и дыхательной систем Физическая нагрузка усиливает обмен веществ в организме, который происходит интенсивнее, чем на обычных школьных уроках.
Вместе с тем немаловажное значение имеет, как располагаются уроки технологии в общем расписании занятий по дням и Медики и гигиенисты провели специальные исследования, которые выявили пики и спады трудоспособности школьников (с том и возраста обучаемых). Так, оказалось, что наилучшим местом для занятий по технологии в расписании для пятиклассников является третий, а для более старших ребят (VI—VII классы) четвертый уроки. Уроки технологии, первые в расписании, показали их наименьшую трудоспособность, т. е. непродуктивность всех групп. Неодинакова умственная работоспособность учащихся и в разные дни недели. Ее уровень нарастает к середине недели относительно низок в начале и в конце.
Большое значение имеет и характер выполняемой работы, однообразная работа, особенно связанная со значительной физической нагрузкой, нерациональна с точки зрения отдачи. Научно обоснованные физиолого-гигиенические рекомендации, адресованные учителям технологии, советуют поступать следующим разом. Наибольший эффект, обеспечивающий поддержание работоспособности на протяжении всего урока, достигается чередованием двух-трех разнообразных операций на одной обрабатываемой детали, когда непрерывная работа учащихся не превышает 10 мин, после чего делается перерыв на 3 — 5 мин для самоконтроля, оценки качества преподавателем, возможно — текущего инструктажа.
Действующие гигиенические нормы (СП 2.4.2.782—99) рекомендуют следующие временные интервалы:
• длительность практической работы на уроках технологии учащихся V—VII классов не должна превышать 65 % времени занятий;
•длительность непрерывной работы по основным трудов операциям для учащихся V—VII классов — не более 10 мин, 12 мин, VII — 16 мин.
Учителю технологии нужно знать рекомендацию гигиенистов отношении оптимальной длительности непрерывного показа фильмов, диапозитивов, кинофильмов и телепередач:
• для V—VII классов — 20. 25 мин;
•для VIII —XI классов — 25. 30 мин.
Понятно, что, как и ко всяким рекомендациям, и к этим нужно подходить с учетом личности школьника (уровня физического развития и типа психического темперамента), но как ориентиры для учителя они должны использоваться обязательно.
Немаловажное значение для создания оптимального режима работы в мастерских имеет состояние внешней среды, в которой происходит трудовой процесс (микроклимат, освещение, шум и др.). Об этом говорилось выше, и упоминается еще раз, чтобы подчеркнуть многогранность факторов, воздействующих на подростка в процессе работы в мастерских, необходимость учитывать их. Только комплексный подход, учитывающий совокупность всех условий, позволит соблюсти научно-педагогические требования к организации трудовой деятельности школьника.