Руководства, Инструкции, Бланки

Педагогическая Диагностика 2 Класс Руководство Для Учителя Вентана Граф img-1

Педагогическая Диагностика 2 Класс Руководство Для Учителя Вентана Граф

Категория: Руководства

Описание

План-конспект урока по технологии (2 класс) на тему: Урок –практикум по технологии 2 класс Учебник Технология автор Е

План-конспект урока по технологии (2 класс) на тему:
Урок –практикум по технологии 2 класс Учебник Технология автор Е.А.Лутцева Москва «Вентана-Граф» 2012
Предварительный просмотр:

Урок –практикум по технологии 2 класс Учебник Технология автор Е.А.Лутцева Москва «Вентана-Граф» 2012

Тема урока: Чайная посуда. Работа с пластилином.

Цели урока: знакомство с основными этапами работы; развитие умений и навыков работы с пластилином; повторение основных приемов работы с пластилином; развитие мелкой моторики;

развитие самостоятельности и творческих способностей в процессе принятия решений и выполнения практических задач; воспитание аккуратности, ответственности, привитие культуры поведения

Оборудование: учебник Технология автор Е.А.Лутцева Москва «Вентана-Граф» 2012, пластилин, стеки, салфетки, клеенки.

Долгожданный дан звонок, Начинается урок. Всё ль на месте, всё ль в порядке? Посмотрите-ка, ребятки.

И урок наш начинаем.

Учит. Жили-были друзья: гончар и кондитер. Решили они пригласить гостей на чай. Стали готовиться. Гончар изготовил….

Учит. Кондитер приготовил…

Учит. Представь, что ты гончар. Какую посуду для чая ты должен изготовить?

Учит. Как называют посуда, которая нужна для пития чая?

Учит. (заранее учитель на доске размещает из картона супницу, электрический чайник, сахарницу, супницу, чайную пару, вазу, тарелку). Какой предмет не мог изготовить гончар?

Вспомните, правила безопасного обращения с этим электроприбором.

Посмотрите внимательно и ответьте на следующий вопрос: все ли нужно ставить на стол? Почему?

Познавательные УУД: расширение знаний о профессиях, о продуктах их деятельности;

Регулятивные УУД: повторение правил техники безопасности

Учит. Из чего гончар делает посуду? Какими свойствами обладает глина?

А какой материал мы можем использовать? Почему?

Какой цвет подойдет для посуды? Какой формы?

Ответы детей (представляя посуду дома, на витринах магазинов, дети должны сделать вывод, что цветовая гамма, форма посуды, композиция – это выбор мастера.

Учит. Назовите предметы посуды, в которых деталей наибольшее количество?

Учит.(Учитель демонстрирует пластилиновый чайник) Как можно получить чайник? Ваши варианты?

(Если дети затрудняются, важно объяснить детям, что такие поделки обычно выполняют из целого куска материала путем вытягивания и отсечения, удаления всего лишнего. Для этой цели применяются стеки, а также специальные приемы, например вдавливание, заминание, вытягивание, защипление и т. д. Все это учитель показывает, заостряя внимание школьников на главном: мы лепим из одного большого куска и ничего не присоединяем к нему

На каком этапе украшать изделие? Как его можно украсить?

при помощи учителя исследование особенностей поделки; Коммуникативные УУД: умение слушать мнение сверстников, анализировать услышанное

“Открытие” нового знания или практического умения

Учит. Ребята, можем мы сейчас сразу приступить к изготовлению чайной посуды? Почему?

Учит. Давайте выделим этапы (шаги) нашей работы.

  1. Подготовка к работе (В случае затруднения учитель предлагает наводящие вопросы: где мастер выполняет работу? без чего мастер не начнет работу?
  2. Выполнение,(что делает мастер основную часть своего времени?)
  3. Отделка-украшение изделия ( что делает мастер, чтобы его изделие отличалось от других? было не похожим на другие изделия? привлекало внимание?)

Учит. Мастера занимаются разными ремеслами. Для каждого ремесла требуются свои материалы, свои приспособления и инструменты. Но в любой работе есть три основных общих этапа, которые мы выделили.

Скажите, что мы будем сегодня делать? Из каких этапов будет состоять наша работа?

получение новой информации

Организация рабочего места

Учит. Давайте назовем и проверим наличие необходимых материалов и инструментов на парте.

Учит. Как нужно обращаться с пластилином? (называют правила обращения с пластилином)

Самостоятельная работа (в случае затруднения дети обращаются к памятке на стр.13)

Уборка рабочих мест

Учит. Кем мы сегодня побывали? Какие поделки изготовили? Что новое узнали?

Регулятивные: овладение технологическими приемами ручной обработки материалов

4.Оценка практической деятельности учащихся на уроке

Учит. Сейчас мы с вами организуем выставку работ, первыми пусть выйдут ребята, которые самостоятельно справились с работой….затем я приглашаю тех ребят, которые обращались за помощью….

и свои поделки покажут ребята, которым было трудно…

Учит. Молодцы, вы постарались, хочется выделить работы…. отметить интересные композиции …. яркое цветовое сочетание…. и необычные формы….

Не постарались…(учитель обращает внимание на некачественные работы, указать недочеты в поделках можно предложить самим ученикам, если затрудняются привлечь учеников. поделки которых были отмечены как лучшие)

осуществление контроля и оценка своей деятельности

Видео

Другие статьи

Сайт учителей начальных классов Черепановского района

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА УУД И СТАРТОВАЯ ДИАГНОСТИКА ДОШКОЛЬНИКА

Без преувеличения можно сказать, что вопрос о готовности к обучению на сегодня один из самых обсуждаемых в психологи­ческих, педагогических, медицинских и родительских кругах. «Готов ли Ваш ребенок к школе?», «Тесты для проверки и отбора детей в школы», «Советы по подготовке детей к школе» и т. п. литературы по этим вопросам сейчас очень много. И тем не ме­нее еще раз обратимся к проблеме готовности детей к обучению и способам педагогической диагностики этой готовности.

Готовность ребенка к обучению в школе. Стартовая диагностика дошкольника. Скачать

Мои достижения. Итоговая комплексная работа. Под редакцией О.Б. Логиновой.

МАТЕРИАЛЫ С ДИСКА (Османкина Г.В.)

ДИАГНОСТИКА ПЕРВОКЛАССНИКА. Диагностика первоклассников ФГОС, бланки для учителей

диагностика Предшкольная пора. Педагогическая диагностика в 1-4 классах по математике и русскому языку (в начале года, в средине и конце)

Рекомендации по проведению мониторинга образовательных достижений учащихся 1 классов. Российская Академия образования Институт содержания и методов обучения Центр оценки качества образования Рекомендации по проведению мониторинга образовательных достижений учащихся 1 классов

Мониторинг и рекомендации по проведению мониторинга образовательных достижений учащихся 1 классов. Российская Академия образования Институт содержания и методов обучения Центр оценки качества образования ? Рекомендации по проведению мониторинга образовательных достижений учащихся 1 классов

Готов ли ребенок к школе? Авторы: Е.Э Кочурова, М.И. Кузнецова Готовлиребеноккшколе? (Беседы с учителем. Под редакцией Л.Е. Журовой – Москва Издательский центр «Вентана – Граф» 2005)

Педагогическая диагностика готовности ребенка к обучению в школе

Педагогическая диагностика готовности ребенка к обучению в школе

В настоящее время остро стоит проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием. Это связано, с одной стороны, с тенденцией раннего изучения в дошкольных образовательных учреждениях школьного программного материала, когда возникает ситуация дублирования, и часть детей приходит в первый класс с достаточно высоким уровнем развития. С другой стороны, определенная часть детей не посещает дошкольные учреждения, а семейное воспитание не всегда успешно компенсирует общественное. Кроме того, возможны индивидуальные особенности развития детей. В одном классе, как правило, собираются дети с разным уровнем готовности к обучению. Поэтому педагогу для успешной организации обучения необходимо определить стартовые интеллектуальные и личностные особенности каждого ученика.

На наш взгляд, наиболее точно готовность к школе определяется тремя взаимосвязанными компонентами:
  • физической готовностью;
  • интеллектуальной готовностью;
  • личностной готовностью.

Физическая готовность ребёнка к школе определяется врачами и заносится в медицинскую карту.

Интеллектуальная готовность включает в себя состояние сенсорного развития (фонематический слух и зрительное восприятие), состояние ряда познавательных процессов (восприятия, внимания, воображения, памяти), умственное и речевое развитие.

Личностная готовность включает в себя ориентировку в окружающем мире, отношение к школе, самостоятельность ребенка, его активность, инициативу, потребность в общении, умение установить контакт со сверстниками и взрослыми, что определяет желание ребенка учиться и его успехи.

Готовность детей дошкольного возраста к обучению в школе можно установить, используя различные диагностические методики, которых сегодня немало. Нами используются те, которые может организовать и интерпретировать сам учитель.

Педагогическая диагностика, используемая нами, разработана под редакцией Л.Е. Журовой. Она включает в себя два взаимосвязанных этапа. Первый этап – групповое обследование, в ходе которого дети работают на предложенных рабочих листах. Второй этап – индивидуальное обследование, в процессе которого учитель наблюдает за деятельностью одного ребенка.

Ценность группового обследования состоит не только в значительной экономии времени, но и в том, что оно позволяет понаблюдать за детьми, оказавшимися в непривычной для них обстановке - в новом детском коллективе, в отсутствии родителей. В то же время ряд параметров невозможно выявить в процессе фронтального обследования. Важно учесть и то, что данные группового обследования в случае низкого результата не могут быть абсолютно достоверными: ребенок может растеряться в новой обстановке, быть чем-то расстроен и т.д. Необходимо уточнить такие результаты, предложив ребенку в индивидуальной беседе ряд дополнительных вопросов.

Групповое и индивидуальное изучение детей осуществляются на занятиях “Введение в школьную жизнь”.

При проведении групповой педагогической диагностики мы придерживаемся следующих основных правил:

1. На каждой парте сидит один ребенок, у которого должны быть рабочие листы и набор цветных карандашей.

2. На выполнение каждого задания отводится в среднем не более трех минут. При переходе к чтению следующего задания следует предупредить детей об этом словами: "Слушайте следующее задание". Каждое задание дается в точном соответствии с инструкцией, никаких слов “от себя” добавлять не нужно.

3. Общая продолжительность группового обследования не должна превышать 30 минут. Если в ходе работы будет отмечено, что многие дети устали, нужно провести игровую паузу (физминутку).

4. Во время работы важно поддерживать доброжелательную атмосферу.

Индивидуальное обследование включает в себя часть, связанную с определением уровня речевого развития, и дополнительные задания только тем детям, которые допустили ошибки в ходе группового обследования.

При проведении индивидуального обследования важно выполнить следующие условия:

1. После проведения первого этапа педагогической диагностики (групповое обследование) проанализировать рабочие листы всех детей и определить вероятную причину каждой ошибки.

2. Индивидуальное обследование необходимо проводить таким образом, чтобы ответы ребенка не могли слышать другие дети.

3. Общая продолжительность индивидуального обследования не должна превышать 20 минут.

Оценивание выполнения заданий построено с таким расчетом, чтобы обеспечить единство количественных и качественных показателей.
  • 3 балла выставляется при высоком уровне развития исследуемого параметра ( задание выполнено полностью с незначительными недочетами)
  • 2 балла свидетельствуют о среднем уровне развития параметра, (правильно выполнено более половины заданий)
  • 1 балл свидетельствует о низком уровне развития исследуемого параметра ( задание выполнено частично, менее половины).
  • 0 баллов свидетельствует об отсутствии исследуемого параметра ( задание не выполнено)

Для получения выводов об уровне готовности будущих первоклассников к школьному обучению мы используем четырехуровневую шкалу.

1.Высокий уровень готовности к обучению - доминирует 3-х балльные результаты с единичными показателями 2-х баллов; (21-24 баллов) Это значит, что при обучении в I классе для поддержания познавательного интереса и высокого уровня умственного развития этих детей необходимо предусмотреть систему более сложных дифференцированных заданий.

2.Хороший уровень готовности к обучению - доминируют 2-х балльные результаты с единичными показателями 3-х баллов; (15 – 20 баллов ) Эти дети в I классе будут справляться с большинством заданий самостоятельно либо с незначительной помощью учителя.

3.Средний уровень готовности к обучению - доминируют 2-х балльные результаты с единичными показателями 1-3-х баллов; (10-14 баллов) Эти дети в I классе будут справляться с большинством заданий с незначительной помощью учителя.

4.Низкий уровень готовности к обучению доминируют 1-балльные результаты с единичными показателями 2-х баллов; (до 9 баллов). Нужно принять, что дети, показавшие такой уровень развития в I классе, будут справляться с большинством заданий со значительной помощью учителя.

Данные этой педагогической диагностики, безусловно, не могут лежать в основе далеких прогнозов. Опыт показывает, что специально организованная система обучения может оказать значительное влияние на развитие ребенка.

Для определения готовности ребенка к школьному обучению мы изучаем ряд интеллектуальных умений, необходимых ребенку с первых шагов обучения.

1. Умение передавать форму фигуры (вычерчивать равную или подобную фигуру, соблюдая пропорции между элементами фигуры). Кроме этого, задание позволяет судить о твердости руки ребенка, умении рисовать прямолинейные отрезки и углы, не округляя их.

Текст задания. "На своих листах вы видите фигуру. Рассмотрите её внимательно. Возьмите карандаш. Нарисуйте похожую фигуру”. (Приложение 1)

2. Умение ориентироваться на плоскости (влево, вправо, вверх, вниз), умения пересчитывать клеточки.

Текст задания: "Задание будете выполнять на клетчатой бумаге (указывается место для выполнения задания). Найдите на своих листах клеточку, закрашенную в черный цвет. (Приложение 2)

1. Возьмите красный карандаш, отсчитайте от черной клеточки вправо 4 клеточки и пятую закрасьте красным карандашом.

2. Возьмите синий карандаш. От красной клетки отступите вниз две клеточки и третью закрасьте, синим карандашом.

3. Возьми зеленый карандаш и клеточку, расположенную слева от синей через одну. закрасьте зеленым карандашом.

4. Возьмите желтый карандаш. Отсчитайте от зеленой клетки вверх пять клеток и шестую закрасьте жёлтым карандашом".

3.Умения выбрать и выполнить операцию сложения и вычитания, соответственно правильному пониманию текста задачи. Перейти от числа к соответствующему конечному множеству предметов (кружков, квадратов)

Текст задания: "На полянке играют 3 девочки и 2 мальчика. Сколько детей играют на полянке? Нарисуйте столько кружков, сколько детей играло на полянке".

"В машине ехало 6 человек. Двое вышли из машины. Сколько человек осталось в машине? (Нарисуйте столько квадратов, сколько человек осталось в машине)." (Текст задачи можно повторить).

4.Интуитивные топологическиепредставления, понимание терминов "внутри", "вне"; способность правильно понимать высказывание.

Текст задания. "Посмотрите на доску. (Учитель чертит на доске треугольник.) Я начертил треугольник. (Отмечает точку внутри треугольника.) Я отметила точку внутри треугольника. (Отмечает точку вне треугольника.) Я отметила точку вне треугольника. Теперь посмотрите на этот рисунок На своих листах найдите круг, найдите квадрат” (Приложение 3)
  • Возьмите синий карандаш и отметьте точку внутри круга, но вне квадрата.
  • Возьмите красный карандаш и отметьте точку внутри квадрата, но вне круга.
  • Возьмите зеленый карандаш и отметьте точку, которая была бы расположена и внутри круга, и внутри квадрата.
  • Возьмите простой карандаш и отметьте точку, которая расположена и вне круга, и вне квадрата".

5. Умения сравнивать множества по числу элементов; выявление способа сравнения двух множеств по числу элементов (вне зависимости от навыка счета).

Текст задания: "Найдите у себя на листках рисунок, на котором изображены круги и треугольники. (На листе бумаги нарисовано в три-четыре строчки 25-30 кругов, в которых расположены треугольники. Примерно в середине - один круг пустой). (Приложение 4).

Чего больше: кругов или треугольников? Если кругов, то нарисуйте рядом еще один круг; если треугольников, то нарисуйте еще один треугольник".

6. Умения классифицировать наглядный материал (геометрические фигуры) по самостоятельно найденному основанию.

Детям раздаются листы с нарисованными треугольниками (Приложение 5) . Перед каждым ребенком лежит шесть цветных карандашей.

Текст задания. “Внимательно рассмотрите эти фигуры и мысленно разделите их на несколько групп так, чтобы в каждой группе были одинаковые фигуры. Фигуры каждой группы нужно закрасить одинаковым цветом. Сколько найдете групп одинаковых фигур, столько и понадобится вам разных цветных карандашей. Цвет выбирайте сами”.

7. Состояние моторики и зрительно-моторных координаций, умения копировать заданный письменными буквами образец.

Текст задания: "Видите, здесь что-то написано на английском языке. (на листе бумаги запись: "Ann can play" - Приложение 6 ). Конечно, вы еще не умеете читать и писать по-английски, но вы сможете срисовать эту надпись. Внимательно посмотрите, как на вашем листе написаны буквы, и ниже перерисуйте так же".

8. Состояние фонематического слуха, фонематического восприятия.

Текст задания. "Столбиком нарисованы кружки. Я показываю картинки. (солнце, собака, зонт, коса, слон, лиса, роза, цыпленок, ваза, кисточка для рисования, капуста). (Приложение 7) . вы зачеркиваете кружок, если в названии имеется звук [с].). Первая картинка "солнце", в слове "солнце" есть звук [с], значит, нужно зачеркнуть кружок, а на этой картинке нарисован зонт. В слове "зонт" нет звука |с|, поэтому не зачеркиваем кружок”. Приступаем к выполнению задания.

Для получения объективной картины обязательно учитываются итоги индивидуального обследования.

По итогам проведенных диагностик проводится беседа с родителями. Особое внимание уделяется тем родителям, чьи дети показали низкий уровень готовности к обучению. В тактичной форме нужно не только познакомить с результатами, но и совместно наметить план необходимой коррекционной работы.

Диагностику, определяющую готовность учащихся моего класса к школьному обучению, я осуществляла в 2012-13 учебном году. Необходимо отметить, что результаты диагностики интеллектуальной готовности подтвердились при последующем обучении. В 2012-13 учебном году диагностика проводилась в июне.

Результаты педагогической диагностики по классу.

Низкий уровень 7-8 баллов

Анализ результатов диагностики показал, что высокий уровень готовности имеют 6 детей, что составляет 21%; 32% составляют дети с хорошим уровнем – это 9 ребят; 39%, т.е. 11 детей имеют средний уровень, а 2 человека (8%) – низкий уровень (один из них не посещал ДОУ). Это говорило о хорошей подготовке к школе большей части детей, однако в организации образовательной деятельности обязательно было важно осуществлять индивидуальный подход. Все это в значительной степени подтвердилось при последующем обучении.

Таким образом, основная цель диагностирования - выявление уровня готовности дошкольника к обучению в школе и развитие у ребенка необходимых умений, навыков для успешного обучения. Диагностика позволяет учителю с первых шагов обучения строить образовательную деятельность в условиях личностно-деятельностного подхода, при необходимости осуществлять коррекционно-развивающие мероприятия с первоклассниками.

1. “Беседы с учителем. Первый класс четырехлетней начальной школы” – М. Вентана – Граф, 1998. - 240

2. Журова Л. Е. Кочурова Е. Э., Педагогическая диагностика готовности детей к обучению в школе и методические рекомендации по преодолению выявленных трудностей [ текст ] / Л. Е. Журова, Е. Э. Кочурова – М. Вентана – Граф, 2004.

3. Кирдяева Н.В. Подготовка детей предшкольного возраста к начальному обучению / Н.В. Кирдяева //Начальная школа - 2009. - № 9. С.29-33

4. Чиндилова О.В. Диагностика речевого и познавательного развития старших дошкольников. [ текст ] / О.В. Чиндилова О.В.//Предшкольное образование. Сборник программно-методических материалов. - 2007 с. 22-32.

Методическая разработка (1 класс) по теме: Входная диагностика (для первоклассников)

Методическая разработка (1 класс) по теме:
Входная диагностика (для первоклассников)
Предварительный просмотр:

Особенности проведения педагогической диагностики

Обязательным условием успешного проведения педагогической диагностики является переход учителя с позиции обучающего на позицию человека, проводящего диагностику. Если в процессе повседневной педагогической работы основная цель - научить, получить правильный ответ, то в процессе проведения диагностики главное - получить достоверные данные о состоянии готовности ребёнка к школе. Поэтому даже при оказании помощи ребёнку основной целью учителя должно стать не обучение определённому действию, а выявление и фиксация шагов помощи, оказываемых ребёнку в процессе выполнения работы.

Педагогическая диагностика включает в себя два взаимосвязанных этапа.

Первый этап - групповое обследование, в ходе которого дети работают на предложенных им рабочих листах.

Второй этап - индивидуальное обследование, в процессе которого учитель наблюдает за деятельностью одного ребёнка и фиксирует его устные ответы.

Ценность группового (фронтального) обследования состоит не только в значительной экономии времени, но и в том, что оно позволяет понаблюдать за детьми, оказавшимися в непривычной для них обстановке - в новом детском коллективе, в отсутствии родителей. В то же время, нельзя ограничиваться только групповой работой, т.к. целый ряд параметров, особенно касающихся речевого развития и определения уровня обучаемости детей, невозможно выявить в процессе фронтального обследования. Важно учесть и то, что данные группового обследования в случае низкого результата не могут быть абсолютно достоверными: ребёнок может растеряться в новой обстановке, быть чем-то расстроен и т.д. Необходимо уточнить такие результаты, предложив ребёнку в индивидуальной беседе ряд дополнительных вопросов.

Индивидуальное обследование проводится на следующий день после группового, чтобы учитель имел возможность проанализировать результаты группового обследования и познакомиться с медицинской картой ребёнка. Результаты выполнения групповой и индивидуальной диагностики вносятся в бланк обследования ( см. ниже).

При проведении групповой педагогической диагностики необходимо придерживаться следующих правил:

Если учитель работает один, без ассистента, то число детей в группе не должно превышать 10-12 человек.

На каждой парте сидит один ребёнок, для которого должны быть заранее подготовлены рабочие листы и набор карандашей: красный, синий, зелёный, жёлтый и простой.

Дети приглашаются в класс без родителей. О том, что работа будет проводиться, таким образом, необходимо предупредить родителей заранее.

Рассаживая детей по местам, необходимо обратить особое внимание на тех, кто плохо видит или слышит.

Работа начинается с краткого объяснения: "Дети, приготовьте листы, карандаши. Я буду вам читать задания по порядку. Если кто-нибудь не успел выполнить это задание, а я уже начала читать следующее, то нужно оставить это задание и сразу перейти к работе над новым. Будьте внимательны. Слушайте первое задание."

Каждое задание даётся в точном соответствии с инструкцией, никаких слов "от себя" добавлять не нужно.

Задания читаются достаточно громко, в ровном и спокойном темпе. Можно повторить текст задания, если в этом возникает необходимость, но не отклоняясь от текста.

Переходить к чтению следующего задания следует только тогда, когда большинство детей (более 75 %) закончили выполнение предыдущего.

На выполнение каждого задания отводится в среднем не более трёя минут. При переходе к чтению следующего задания следует предупредить! детей об этом словами: "Слушайте следующее задание".

Если в ходе работы будет отмечено, что многие дети устали, нужно провести игровую паузу (физминутку).

Общая продолжительность группового обследования не должна превышать 30-35 минут (с учётом 3-5-минутной паузы).

Во время работы важно поддерживать доброжелательную атмосферу, не высказывать своего недовольства неправильными действиями детей, не указывать на ошибки, не выносить оценочных суждений, почаще говорить слова: "Очень хорошо!", "Вы молодцы!", "Я вижу, у вас всё замечательно получается!".

Второй этап педагогической диагностики (индивидуальное обследование) включает в себя обязательную для всех детей часть, связанную с определением уровня речевого развития, и дополнительные задания только тем детям, которые допустили ошибки в ходе группового обследования.

При проведении индивидуального обследования важно выполнить следующие условия:

После проведения 1-го этапа педагогической диагностики проанализировать рабочие листы всех детей и определить вероятностную причину каждой ошибки.

Собеседование можно проводить как в присутствии родителей, так и без них. Следует спросить самого ребёнка, как ему будет спокойнее и лучше - если родители подождут за дверью, или пройдут в кабинет вместе с ним. Если родители присутствуют при собеседовании, стоит предупредить их о том, чтобы они не вмешивались в беседу, не подсказывали, не комментировали ответы своего ребёнка, не делали ему замечаний.

Приглашая ребёнка в класс, учитель должен назвать его по имени, дать возможность освоиться в новой обстановке.

Индивидуальное обследование необходимо проводить таким образом, чтобы ответы ребёнка не могли слышать другие дети.

Данные индивидуальной педагогической диагностики - результаты выполнения заданий и уровень оказанной ребёнку помощи - необходимо сразу же заносить в протокол обследования.

Общая продолжительность индивидуального обследования не должна превышать 15-20 минут.

В ходе обследования, после выполнения каждого задания выставляется количественный балл в соответствии с предложенной системой оценок, записываются замечания об особенностях выполнения заданий, о поведении и стиле работы каждого ребёнка: насколько он самостоятелен, активен, инициативен и т.п. Для получения достаточно достоверного результата на проверку отдельных компонентов готовности (зрительно-моторные координации, фонематический слух и т.д.) даётся несколько заданий. Каждое задание оценивается отдельно, а затем выводится средний балл.

Оценивание выполнения заданий построено с таким расчётом, чтобы обеспечить единство количественных и качественных показателей.

3 балла выставляется при высоком уровне развития данного параметра, такая оценка по большинству параметров свидетельствует о высоком уровне готовности детей к обучению. Это значит, что при обучении в 1-м классе для поддержания познавательного интереса и высокого уровня умственного развития этих детей необходимо предусмотреть систему более сложных дифференцированных заданий, выбрать углублённую программу обучения. *

2 балла свидетельствует о среднем уровне развития параметра, а наличие двух баллов по большинству показателей говорит о среднем уровне готовности ребёнка к обучению. Дети, получившие такие оценки, в 1-м классе будут справляться с большинством заданий самостоятельно, либо с незначительной помощью учителя.

1 балл свидетельствует о низком уровне готовности к обучению в школе.**

* Материалы подобного рода содержатся в тетрадях "Я учусь писать и читать","Я учусь считать". М. Изд. центр "ВентанаТраф", 2001.

** Система работы с этими детьми подробно изложена в книге Беседы с учителем. Первый класс четырёхлетней начальной школы". Беседа "Чтобы не возникли трудности" М.:Изд.центр"Вентана-Граф", 2001.

Данные педагогической диагностики не могут, конечно, раз и навсегда решать вопрос о языковых, математических и общих способностях ребёнка. Специально продуманная система обучения может оказать существенное влияние на развитие ребёнка. Вместе с тем, педагогическая диагностика позволяет сделать близкий прогноз о дальнейшем ходе развития ребёнка, и, главное, о тех коррекционно-педагогических средствах, которые необходимо применить для ликвидации пробелов в его развитии.

определяющее готовность детей к школьному обучению

1 этап - фронтальное обследование

Цель: выявить умение передать форму фигуры (вычерчивать равную или подобную фигуру, соблюдая пропорции между элементами фигуры). Кроме этого, задание позволяет судить о твердости руки ребенка, умении рисовать прямолинейные отрезки, рисовать углы, не округляя их.

Текст задания: "Посмотрите сюда" (указывается рисунок к заданию)."Здесь вы будете выполнять задание. Внутри маленькой рамочки вы видите фигуру. Рассмотрите ее на своих листах. Возьмите карандаш. Нарисуйте похожую фигуру в большой рамочке (учитель обводит указкой большую рамочку).

Оценка выполнения задания.

3 балла - Изображена подобная или равная фигура, пропорции между элементами фигуры в основном сохранены.

2 балла - Изображена подобная или равная фигура, пропорции слегка изменены, но не все углы прямые, не везде соблюдается параллельность линий. Этот же балл ставится, если: общая форма фигуры схвачена хорошо, но пропорции между элементами фигуры существенно изменены, однако все углы прямые и параллельность соблюдена.

1 балл - Существенно изменены пропорции между элементами фигуры; общая форма фигуры схвачена плохо.

0 баллов - Не схвачена общая форма фигуры, но изображена какая-то замкнутая линия.

В случае, если фигура изображена нетвердой рукой, ставится значок"-" в дополнение к баллу

Цель: выявить умение ориентироваться на плоскости (влево, вправо, вверх, вниз). Вместе с тем проверить умение пересчитывать клеточки.

Текст задания: "Задание будете выполнять на клетчатой части листа" (указывается место для выполнения задания). Внимательно слушайте и аккуратно выполняйте задания:

1) Возьмите красный карандаш, отсчитайте от черной клеточки вправо 4 клеточки и пятую закрасьте красным карандашом.

2) Возьмите синий карандаш. От красной клетки отступите вниз через две клеточки и третью закрасьте синим карандашом.

3) Возьмите зеленый карандаш и клеточку, расположенную слева от синей и через одну клеточку от нее, закрасьте зеленым карандашом.

4) Возьмите желтый карандаш. Отсчитайте от зеленой клетки вверх пять клеток и шестую закрасьте желтым карандашом."

Оценка выполнения задания.

3 балла - все выполнено верно;

2 балла - выполнено верно 2-3 пункта задания;

1 балл - выполнен верно только 1 пункт задания (допущены ошибки в направлении, счёте, начале отсчёта);

0 баллов - задание не выполнено;

В случае, если клетки плохо раскрашены, в дополнение к баллу ставится "-".

Цель: выявить умение выбрать и выполнить операцию сложения и вычитания; в соответствии с правильным пониманием текста задачи перейти от числа к соответствующему конечному множеству предметов (кружков, квадратов).

Текст задания: "Здесь вы будете выполнять третье задание" (указывается место для выполнения задания № 3)."Посмотрите на свои листки. Внимательно слушайте и аккуратно выполняйте задания".

1. На полянке играют три девочки и два мальчика. Сколько детей играют на полянке? Нарисуйте столько кружков, сколько детей играют на полянке. (Текст задачи можно повторить).

2. В машине ехало 6 человек. Двое вышли из машины. Рядом с кругами нарисуйте столько квадратов, сколько человек осталось в машине. (Текст задачи можно повторить).

Оценка выполнения задания:

3 балла - выполнены верно обе задачи;

2 балла - одна задача выполнена верно, есть попытка решать вторую задачу, но число кружков или квадратов неверное;

1 балл - выполнена верно только одна задача, попыток выполнить вторую задачу нет;

0 баллов - есть попытка решить одну задачу, но число кружков или квадратов неверное.

Цель: выявить интуитивные топологические представления, понимание терминов "внутри", "вне"; выявить способности правильно понимать высказывание, например: "Отметьте точку внутри квадрата, но вне круга".

Текст задания: "Посмотрите на доску" (Учитель чертит на доске треугольник). "Я начертил треугольник" (Отмечает точку внутри треугольника). "Я отметил точку внутри треугольника" (Отмечает точку вне треугольника). "Я отметил точку вне треугольника." "Теперь посмотрите на этот чертеж (указывается чертеж к заданию 4). На своих листках найдите круг, найдите квадрат и выполните задания:

Возьмите синий карандаш и отметьте точку внутри круга, но вне квадрата

Возьмите красный карандаш и отметьте точку внутри квадрата, но вне круга.

Возьмите зеленый карандаш и отметьте точку, которая была бы расположена и внутри круга и внутри квадрата.

Возьмите простой карандаш и отметьте точку, которая расположена и вне круга и вне квадрата."

Оценка выполнения задания

3 балла - все выполнено верно;

2 балла – выполнено верно 2-3 пункта задания;

1 балл - выполнен верно только 1 пункт задания;

0 баллов - задание не выполнено.

Цель: выявить умение сравнивать множества по числу элементов; выявить способ сравнения двух множеств по числу элементов (вне зависимости от навыка счета).

Текст задания: "Найдите у себя на листках рисунок, на котором изображены круги и треугольники" (указывается рисунок к заданию 5). Чего больше: кругов или треугольников? Если кругов больше, то нарисуйте рядом еще один круг. Если треугольников больше, то нарисуйте еще один треугольник.

Оценка выполнения задания:

3 балла - сравнение проведено верно;

0 баллов - сравнение проведено неверно.

Цель: выявить умение классифицировать; умение находить признаки, по которым произведена классификация.

Текст задания: "Рассмотрите эти два рисунка"( указываются рисунки к заданию 6 ). "На одном из этих рисунков нужно нарисовать белочку. Подумайте, на каком рисунке вы бы ее нарисовали. От белочки к этому рисунку проведите карандашом линию."

Оценка выполнения задания:

3 балла - линия проведена правильно (к зверям);

0 баллов - задание не выполнено.

Цель: проверить состояние фонематического слуха, фонематического восприятия.

Текст задания: "Посмотрите на расположенные на листе картинки, видите, под ними есть небольшие кружочки. Вам нужно будет самостоятельно назвать каждую картинку. Если в названии картинки есть звук [с], то нужно зачеркнуть кружок под ней. Первая картинка "солнце", в слове "солнце" есть звук [с], значит нужно зачеркнуть кружок. А теперь приступайте к самостоятельному выполнению задания."

Оценка выполнения задания:

3 балла - правильное выполнение задания;

2 балла - выделен звук только из позиции начала слова. Ошибочного выделения других звуков нет;

1 балл - наличие ошибок (отсутствует дифференциация звуков [с] - [з]);

0 баллов - отсутствие дифференциации звуков [с] - [з], [с] - [ц], [с] - [ш] или полное непринятие задания.

Цель: выявление степени овладения звуковым анализом на уровне определения количества звуков в слове.

Текст задания: "Вы видите «домик» с тремя окошками и рядом с ним картинки. Каждое окошко - звук в слове. Назовите тихонько все картинки и подумайте, в каком слове три звука. Эту картинку соедините линией с домиком."

3 балла - правильное выполнение задания;

2 балла - отмечено слово «волк»;

0 баллов - задание не выполнено или отмечено слово «утёнок».

II этап - индивидуальное обследование.

Индивидуальное обследование проводится с использованием листа, на котором ребёнок выполнял задания в процессе группового обследования. Ответы ребёнка записываются на этом листе рядом с заданием.

Если ребенок ошибся в выполнении задания № 5 в групповой работе, ему необходимо повторить задание и спросить: "Почему ты думаешь, что кругов (треугольников) больше?»

Если объяснение правильное: «Один круг лишний», «В каждом круге есть треугольник, а в этом - нет», по-видимому, ошибка связана с недостаточным вниманием к формулировке задания. В этом случае нужно сразу изменить оценку, полученную в ходе группового обследования (ставится 2 балла).

В случае неправильного ответа или его отсутствия, необходимо дать ребенку более простое аналогичное задание (5 кругов, 6 треугольников) и спросить "Чего больше, кругов или треугольников?"

Если ребенок выполнил задание и верно дал объяснение, то вместо первоначальной оценки ставится 2 балла. Если задание выполнено верно, но не дано объяснение - ставится 1 балл, если задание не выполнено и не объяснено, оценка не изменяется.

Если ребенок ошибся при выполнении задания № в во фронтальном обследовании, необходимо выяснить причину ошибки. Это делается с помощью вопроса "Почему ты провел линию от белочки к этому рисунку?" Если ученик говорит. «Я ошибся! Надо было провести линию от белочки к зверям», вы ещё раз спрашиваете: «Почему ты думаешь, что надо провести линию от белочки к зверям?» В случае ответа. «Белка не птица» (или другого ответа, связанного с существенным признаком классификации) изменяете оценку, полученную в ходе группового обследования (ставится 2 балла).

Если объяснение дается с опорой на внешние признаки («Чтобы на каждом рисунке было по 5 предметов», или «Птицы и белки живут на деревьях») вы изменяете оценку (0 баллов), полученную в ходе группового обследования и ставите 1 балл. Если ребенок не может объяснить своих действий, оценка не изменяется.

Если в ходе выполнения групповой работы ребенок допустил ошибки в определении картинок, названия которых содержат звук [с], следует дать ему более простые задания.

1) Самостоятельно назвать слово с заданным звуком: «Скажи слово со звуком [с]».

2) Вернуться к заданию Ns 7 групповой работы и показать картинки, названия которых содержат звук [с]: «Называй каждую картинку. Если в названии есть звук [с], покажи эту картинку».

Если ребенок отобрал только картинки, в названиях которых звук [с] находится в начальной позиции, учитель говорит ему: "Ты верно выбрал эти картинки, но некоторые ты пропустил. Сейчас послушай, я назову картинки еще раз, а ты будешь говорить - есть звук [с] или нет". Учитель должен слегка интонационно выделять звук [с] при произнесении слов.

Если при первой самостоятельной попытке ребенок показал наряду с) картинками, названия которых содержат звук [с], картинки, названия которых содержат звук [з] или [ш], нужно сказать ему: "Ты старался, но среди картинок, которые ты выбрал, есть лишние; сейчас я буду называть все отмеченные тобой картинки, а ты будешь говорить - есть звук [с] или нет, можешь после меня повторять слова". При произнесении слов интонационно выделяются звуки [с], [з], [ш].

Если ребёнок самостоятельно выделил звук в начале слова, а из позиции середины и конца слова выделил звук после произнесения учителем этого слова с интонационным выделением заданного звука, то оценка группового обследования меняется, ставится 2 балла.

Если ребёнок выделяет нужный звук с помощью учителя только в начале слова и не различает звуки [ш]-[ж], [ш]-[с] в собственном произношении, а только при восприятии образца учителя, ставится 1 балл. О баллов ставится за отсутствие дифференциации звуков [ш]-[ж], [ш]-[с] даже при восприятии образца учителя; за непринятие задания.

Детям, не справившимся в ходе групповой работы с заданием № 8, предлагается дополнительное задание «В слове "мак" три звука. Я скажу слово и покажу, где "живёт" каждый звук». Учитель медленно произносит слово «мак», ведя указкой по схеме звукового состава слова.

Затем учитель предлагает ребёнку назвать каждую картинку к заданию Ms 8 (жук, волк, утёнок) и сказать, какое из слов живёт в этом домике.

Если ребёнок затрудняется с ответом, учитель вместе с ребёнком произносит каждое слово и ведёт указкой по схеме звукового состава слова. Затем спрашивает: «Какое слово живёт в этом домике?».

Если ребенок самостоятельно справляется с заданием, то оценка группового обследования изменяется (ставится 2 балла).

Если ребенок справляется с заданием только с помощью учителя, ставится 1 балл, если не справляется с заданием - оценка не изменяется (ставится 0 баллов).

Данные педагогической диагностики позволят Вам с первых дней знакомства с ребенком реализовать индивидуальный подход в обучении, определить особенности общения с каждым учеником, наметить содержание коррекционно-развивающей работы, определить тактику и стратегию работы с классом еще до начала систематического обучения.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика для первоклассников

В данной работе предосталены анкета для родителей по выявлению уровня адаптации ребёнка к школе, психологический анализ особенностей адаптации первоклассников, бланк ответов.

Входная диагностика УУД

Рекомендации к проведению диагностики Типовые задачи для оценки сформированности универсальных учебных действий.

Входная диагностика 1 класс 2 этап

Входная диагностика 1 класс 2 этап.

Данный материал поможет провести входную диагностику в 1 классе.

Входная диагностика для 1класса.

Входная диагностическая работа по обучению грамоте и математике в 1-х классах.

Входная диагностика будущих первоклассников

Данная разработка позволит полностью продиагностировать готовность первоклассников к обучению в школе.

Входная диагностика для 1 класса

Яркая работа, которая поможет учителю определить уровень подготовки первоклассников.