Руководства, Инструкции, Бланки

Должностная Инструкция Преподавателя Спо По Профстандарту img-1

Должностная Инструкция Преподавателя Спо По Профстандарту

Категория: Инструкции

Описание

С введением профессиональных стандартов педагогов СПО буду ли соответствовать требованиям стандарта?

С введением профессиональных стандартов педагогов СПО буду ли соответствовать требованиям стандарта?

Здравствуйте, я преподаватель в сельскохозяйственном техникуме. Имею высшее образование ,специальность: инженер- электрик.Стаж работы 30 лет. Преподаю дисциплины: Основы электротехники, Основы электроники. Курсы повышения квалификации прохожу раз в три года. С введением профессиональных стандартов педагогов СПО буду ли соответствовать требованиям стандарта, если не имею пед.образования? Руководство "заставляет" получить пед. образование. для этого организуются 6 месячные курсы, за счёт обучаемого (17 т.р). Кого обманываем за это время полноценного образования не получить.

14 Марта 2016, 19:56 Светлана, Город не указан

Ответы юристов (2)

Борисов Владимир Александрович

Курсы повышения квалификации прохожу раз в три года. С введением профессиональных стандартов педагогов СПО буду ли соответствовать требованиям стандарта, если не имею пед.образования? Руководство «заставляет» получить пед. образование,
Светлана

Светлана, а где в профстандарте написано, что Вы должны получить педагогическое образование!?

В соответствии с профстандартом (прилагаю) требования к образованию и обучению по должности преподавателя… При отсутствии педагогического образования — дополнительное профессиональное педагогическое образование .

В ФЗ «Об образовании в РФ» нет понятия дополнительного профессионального «педагогического, техническго и т.д.» образования. Есть понятие дополнительногопрофессионального образования .

В соответствии с ФЗ «Об образовании в РФ» (ст. 76)дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки).

Поскольку Вы проходили курсы повышения квалификации (скорее всего, как преподаватель, а не как инженер- электрик), то получили то самое дополнительное профессиональное педагогическое образование и ни какого педагогического образования Вам не получать не нужно. К тому же за свой счет. Если работодатель направляет Вас на переподготовку, то он и должен ее оплатить в соответствии с действующим законодательством.

16 Марта 2016, 13:47

Уточнение клиента

Владимир Александрович, спасибо за подробный ответ. Позвольте задать Вам ещё вопрос. Моё руководство "отсылает" к документу, который я Вам отправляю. Каким документом руководствоваться? Тем что Вы цитировали или тем что отослала я Вам?

16 Марта 2016, 17:10

Борисов Владимир Александрович

Моё руководство «отсылает» к документу, который я Вам отправляю. Каким документом руководствоваться? Тем что Вы цитировали или тем что отослала я Вам?
Светлана

Светлана, естественно, моим, поскольку Вы прислали проект приказа!

16 Марта 2016, 17:19

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Видео

Другие статьи

Локальные акты

Заведующий отделением
Должностные обязанности заведующего отделением

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе
Должностная инструкция заместителя директора по учебно-воспитательной работе

Заместитель директора по учебно-методической работе
Должностная инструкция заместителя директора по учебно-методической работе

Заместитель директора по учебно-производственной работе
Должностная инструкция заместителя директора по учебно-производственной работе

Инженер-программист
Должностная инструкция инженера-программиста

Куратор учебной группы
Должностная инструкция куратора учебной группы

Педагог-психолог
Должностная инструкция педагога-психолога

Преподаватель
Должностная инструкция преподавателя

Преподаватель организатор ОБЖ
Должностная инструкция преподавателя-организатора ОБЖ

Руководитель физического воспитания
Должностная инструкция руководителя физического воспитания

Социальный педагог
Должностная инструкция социального педагога

Министерство образования и науки Российской Федерации

В этом разделе публикуются ответы Минобрнауки России на часто задаваемые вопросы читателей нашего сайта. Если вы не нашли ответа на интересующий вас вопрос, его можно задать здесь.

Просим вас дать разъяснение по педагогическим работникам, принятым до 26.08.2010 г. в государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение, т.е. до принятия приказа Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 г. № 761н, имеющих среднее профессиональное или высшее образование по преподаваемым дисциплинам, но не имеющих образования по направлению подготовки «Образование и педагогика». Требуется ли пройти таким преподавателям профессиональную переподготовку в связи с введением профессиональных стандартов с 01.01.2017 г.?

В соответствии с профессиональным стандартом «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» (далее – ПС), утвержденным приказом Минтруда России от 8 сентября 2015 г. № 608н (далее – Приказ № 608н), для преподавания по программам профессионального обучения, среднего профессионального образования (далее – СПО) и дополнительным профессиональным программам (далее – ДПП), ориентированным на соответствующий уровень квалификации при отсутствии педагогического образования необходимо дополнительное профессиональное образование в области профессионального образования и (или) профессионального обучения. При этом сказано, что дополнительная профессиональная программа может быть освоена после трудоустройства.

В соответствии с пунктом 2 Приказа № 608н ПС применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 1 января 2017 года.

Обращаем внимание, что вид ДПП не указан. Это может быть как программа повышения квалификации (не менее 16 часов), так и программа профессиональной переподготовки (не менее 250 часов).

В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) педагогические работники имеют право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года. При этом, согласно пункту 5 части 3 статьи 28 Федерального закона № 273-ФЗ создание условий и организация дополнительного профессионального образования работников относится к компетенции образовательной организации.

Необходимость подготовки работников (профессионального образования и профессионального обучения) и дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяет работодатель (статья 196 Трудового кодекса Российской Федерации). Соответственно, требующуюся работнику ДПП определяет работодатель.

Если педагогический работник еще не воспользовался своим правом на дополнительное профессиональное образование, то необходимо им воспользоваться и пройти соответствующую ДПП. При этом, обучение по ДПП в целях обеспечения соответствия квалификации педагогического работника требованиям ПС должно осуществляться за счет средств работодателя.

Дополнительно обращаем внимание, что согласно пункту 23 приказа Минобрнауки России от 7 апреля 2014 г. № 276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» (зарегистрирован Минюстом России 23 мая 2014 г. регистрационный № 32408) аттестационные комиссии организаций дают рекомендации работодателю о возможности назначения на соответствующие должности педагогических работников лиц, не имеющих специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации» раздела «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих и (или) профессиональными стандартами, но обладающих достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющих качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности.

Здравствуйте! Прошу растолковать в соответствии с утвержденным приказом Минтруда РФ № 608н и вступающим в действие с 01.01.2017 г. профессиональным Стандартом «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» п. 1 – 3 требований к образованию и обучению преподавателя СПО (раздел А «Преподавание по программам профессионального обучения, СПО и ДПП»). Верно ли, что преподаватель, имеющий «среднее профессиональное образование, направленность (профиль) которого. соответствует преподаваемому учебному предмету, курсу, дисциплине» (п.1) при отсутствии педагогического образования (п. З) «должен получить дополнительное профессиональное образование в области профессионального образования и (или) профессионального обучения»? Будет ли в данном случае достаточным дополнительное профессиональное образование в объеме соответствующей программы повышения квалификации? Нужно ли ему проходить профессиональную переподготовку с присвоением новой квалификации педагогической направленности для осуществления вида профессиональной деятельности 01.004 «педагогическая деятельность в профессиональном обучении», учитывая, что этот вид деятельности регламентируется Стандартом «Педагог профессионального обучения»? Спасибо!

В соответствии с профессиональным стандартом «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» (далее – ПС), утвержденным приказом Минтруда России от 8 сентября 2015 г. № 608н (далее – Приказ № 608н), для преподавания по программам профессионального обучения, среднего профессионального образования (далее – СПО) и дополнительным профессиональным программам (далее – ДПП), ориентированным на соответствующий уровень квалификации при отсутствии педагогического образования необходимо дополнительное профессиональное образование в области профессионального образования и (или) профессионального обучения. При этом сказано, что дополнительная профессиональная программа может быть освоена после трудоустройства.

В соответствии с пунктом 2 Приказа № 608н ПС применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 1 января 2017 года.

Обращаем внимание, что ДПП, может быть как программа повышения квалификации (не менее 16 часов), так и программа профессиональной переподготовки (не менее 250 часов).

В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) педагогические работники имеют право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года. При этом, согласно пункту 5 части 3 статьи 28 Федерального закона № 273-ФЗ создание условий и организация дополнительного профессионального образования работников относится к компетенции образовательной организации.

Необходимость подготовки работников (профессионального образования и профессионального обучения) и дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяет работодатель (статья 196 Трудового кодекса Российской Федерации). Соответственно, требующуюся работнику ДПП определяет работодатель.

Если педагогический работник еще не воспользовался своим правом на дополнительное профессиональное образование, то необходимо им воспользоваться и пройти соответствующую ДПП. При этом, обучение по ДПП в целях обеспечения соответствия квалификации педагогического работника требованиям ПС должно осуществляться за счет средств работодателя.

Дополнительно обращаем внимание, что согласно пункту 23 приказа Минобрнауки России от 7 апреля 2014 г. № 276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» (зарегистрирован Минюстом России 23 мая 2014 г. регистрационный № 32408) аттестационные комиссии организаций дают рекомендации работодателю о возможности назначения на соответствующие должности педагогических работников лиц, не имеющих специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации» раздела «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих и (или) профессиональными стандартами, но обладающих достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющих качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности.

Прошу разъяснить применение профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» согласно пункта 3.1. «Преподаватель», требования к образованию и обучению в следующей ситуации: Преподаватель в учреждении СПО имеет высшее образование (не педагогическое), окончил Уфимский технологический институт сервиса, по специальности «экономист», преподает экономику. В стандарте прописано, что при отсутствии педагогического образования необходимо дополнительное профессиональное образование в области профессионального образования и (или) профессионального обучения. Вопрос: что подразумевает собой дополнительное профессиональное образование в области профессионального образования и (или) профессионального обучения и должно ли оно быть педагогическим в конкретной ситуации?

В соответствии с профессиональным стандартом «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» (далее – ПС), утвержденным приказом Минтруда России от 8 сентября 2015 г. № 608н (далее – Приказ № 608н), для преподавания по программам профессионального обучения, среднего профессионального образования (далее – СПО) и дополнительным профессиональным программам (далее – ДПП), ориентированным на соответствующий уровень квалификации при отсутствии педагогического образования необходимо дополнительное профессиональное образование в области профессионального образования и (или) профессионального обучения. При этом сказано, что дополнительная профессиональная программа может быть освоена после трудоустройства.

В соответствии с пунктом 2 Приказа № 608н ПС применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 1 января 2017 года.

Обращаем внимание, что ДПП, может быть как программой повышения квалификации (не менее 16 часов), так и программой профессиональной переподготовки (не менее 250 часов).

«Дополнительное профессиональное образование в области профессионального образования» означает, в зависимости от вида ДПП следующее:

  • программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для педагогической деятельности в области профессионального образования и (или) профессионального обучения, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации;
  • программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности – педагогической деятельности в области профессионального образования и (или) профессионального обучения, приобретение новой квалификации.

В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) педагогические работники имеют право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года. При этом, согласно пункту 5 части 3 статьи 28 Федерального закона № 273-ФЗ создание условий и организация дополнительного профессионального образования работников относится к компетенции образовательной организации.

Необходимость подготовки работников (профессионального образования и профессионального обучения) и дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяет работодатель (статья 196 Трудового кодекса Российской Федерации). Соответственно, требующуюся работнику ДПП определяет работодатель.

Если педагогический работник еще не воспользовался своим правом на дополнительное профессиональное образование, то необходимо им воспользоваться и пройти соответствующую ДПП. При этом, обучение по ДПП в целях обеспечения соответствия квалификации педагогического работника требованиям ПС должно осуществляться за счет средств работодателя.

Дополнительно обращаем внимание, что согласно пункту 23 приказа Минобрнауки России от 7 апреля 2014 г. № 276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» (зарегистрирован Минюстом России 23 мая 2014 г. регистрационный № 32408) аттестационные комиссии организаций дают рекомендации работодателю о возможности назначения на соответствующие должности педагогических работников лиц, не имеющих специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации» раздела «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих и (или) профессиональными стандартами, но обладающих достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющих качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности.

Здравствуйте, в пункте 3.1 профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» (приказ Минтруда РФ от 8 сентября 2015 г. № 608н) в разделе требования к образованию и обучению указано, что «при отсутствии педагогического образования – дополнительное профессиональное образование в области профессионального образования и (или) профессионального обучения», при этом не указана направленность дополнительного образования, в то время как, например, в пункте 3.3 указано «при отсутствии педагогического образования – дополнительное профессиональное педагогическое образование», подчеркиваю именно педагогическое дополнительное профессиональное образование.

Означает ли это, что для преподавания по программам профессионального обучения, СПО и ДПП, ориентированным на соответствующий уровень квалификации (пункт 3.1) необязательно наличие педагогического образования? Спасибо.

В соответствии с профессиональным стандартом «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» (далее – ПС), утвержденным приказом Минтруда России от 8 сентября 2015 г. № 608н (далее – Приказ № 608н), для преподавания по программам профессионального обучения, среднего профессионального образования (далее – СПО) и дополнительным профессиональным программам (далее – ДПП), ориентированным на соответствующий уровень квалификации при отсутствии педагогического образования необходимо дополнительное профессиональное образование в области профессионального образования и (или) профессионального обучения. При этом сказано, что дополнительная профессиональная программа может быть освоена после трудоустройства.

В соответствии с пунктом 2 Приказа № 608н ПС применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 1 января 2017 года.

Обращаем внимание, что ДПП, может быть как программой повышения квалификации (не менее 16 часов), так и программой профессиональной переподготовки (не менее 250 часов).

«Дополнительное профессиональное образование в области профессионального образования» означает в зависимости от вида ДПП следующее:

  • программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для педагогической деятельности в области профессионального образования и (или) профессионального обучения, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации;
  • программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности – педагогической деятельности в области профессионального образования и (или) профессионального обучения, приобретение новой квалификации.

Здравствуйте. Я работаю преподавателем в ОГБГІОУ ДТК 15 лет, высшая категория (2012), образование высшее – специальность «Экономика и управление на предприятии (машиностроение)», квалификация – экономист-менеджер. Преподаю экономику организации, машиностроительное производство, профессиональный модуль ПM.02. Участие в организации производственной деятельности структурного подразделения по специальности «Технология машиностроения». В 2014г. прошла курсы повышения квалификации в объеме 108 часов по программе «Основы профессионально-педагогической деятельности». Могут ли мне отказать в педагогической нагрузке на 2016-2017 уч. год и уволить в связи с вступлением в силу с 01.01.2017 г. профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования»? Прошу не переадресовывать мой вопрос в Минобрнауки Ульяновской области.

Указанное высшее образование и дополнительное профессиональное образование соответствуют требованиям профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» (далее – ПС), утвержденного приказом Минтруда России от 8 сентября 2015 г. № 608н, указанным как необходимые для преподавания по программам профессионального обучения, среднего профессионального образования и дополнительным профессиональным программам, ориентированным на соответствующий уровень квалификации.

Согласно пунктам 4 и 5 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится установление штатного расписания, если иное не установлено нормативными правовыми актами Российской Федерации, прием на работу работников, заключение с ними и расторжение трудовых договоров, если иное не установлено Федеральным законом № 273-ФЗ, распределение должностных обязанностей, создание условий и организация дополнительного профессионального образования работников.

При этом, в соответствии с пунктом 3 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации расторжение трудового договора по инициативе работодателя в случае несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации возможно только при подтверждении такого несоответствия результатами аттестации.

Таким образом, недостаточность квалификации должна быть подтверждена результатами аттестации.

Дополнительно сообщаем, что в соответствии с частью 2 статьи 49 Федерального закона № 273-ФЗ проведение аттестации педагогических работников в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям осуществляется один раз в пять лет на основе оценки их профессиональной деятельности аттестационными комиссиями, самостоятельно формируемыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность.

Какие существуют меры защиты права автора как создателя научного, литературного и художественного труда?

К мерам защиты права автора на признание его в качестве создателя научного, литературного и художественного труда относится обеспечение легальной монополии в отношении созданного результата интеллектуальной деятельности (Статья 1225 Гражданского кодекса Российской Федерации), выражающееся в обладании исключительным правом на такой результат, а также признание его личных неимущественных прав и иных прав. В соответствии со статьей 1257 Гражданского кодекса Российской Федерации автором произведения признается гражданин, творческим трудом которого оно создано. Гражданским законодательством Российской Федерации устанавливается презумпция авторства, то есть автором считается лицо, указанное в качестве автора на произведении (его экземпляре) либо информация о котором приложена к произведению (его экземпляру), если не доказано иное. Правообладатель для оповещения о принадлежности ему исключительном праве на произведение вправе использовать знак охраны авторского права (статья 1271 Гражданского кодекса Российской Федерации). За совершение противоправных действий в отношении интеллектуальных прав Российским законодательством предусмотрены меры как в рамках гражданского и административного (статья 7.12 Кодекса об административных правонарушениях ), так и уголовного (статья 146 Уголовного кодекса Российской Федерации) законодательства. Решение споров, связанных с защитой интеллектуальных прав отнесено к компетенции Суда по интеллектуальным правам, полномочия которого определены Федеральным конституционным законом № 1-ФЗ от 28 апреля 1995 года «Об арбитражных судах в Российской Федерации».

Как защищаются материальные интересы автора результата интеллектуальной деятельности?

В силу действия принципа свободы договора (статья 421 Гражданского кодекса Российской Федерации), и общего диспозитивного начала частного права (пункт 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации) участники гражданского оборота приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе (статья 1229 Гражданского Кодекса Российской Федерации).

Возможность самостоятельно распоряжаться исключительными правами и участвовать во внедрении своих изобретений является самым важным стимулом к созданию результатов интеллектуальной деятельности, а также способствует формированию полноценного рынка интеллектуальных прав в Российской Федерации.

К мерам защиты материальных интересов авторов, возникающих в связи с их трудами, относятся:

  • возможность распоряжения исключительным правом, позволяющим использовать результат интеллектуальной деятельности по своему усмотрению в любой форме и любым не противоречащим закону способом;
  • выплата вознаграждения автору за создание и использование результата интеллектуальной деятельности, в случае, если он носит характер служебного.

Правительством Российской Федерации установлены ставки выплаты вознаграждения за служебные изобретения, служебные полезные модели, служебные промышленные образцы (Постановление Правительства Российской Федерации от 4 июня 2014 г. № 512), обеспечивающие гарантии выплаты вознаграждения в случае, если между работодателем и работником не заключено соответствующее соглашение, устанавливающее регулирование порядка выплаты такого вознаграждения.

Должен ли работодатель выплачивать вознаграждение за служебное изобретение по-новому в связи с выходом Постановления Правительства Российской Федерации от 4 июня 2014 года № 512?

Правила выплаты вознаграждения за служебное изобретение, служебный промышленный образец служебную полезную модель, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июня 2014 года № 512 не носят характер общеобязательного акта. Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации (пункт 5, статья 1246) Правила применяются только в случае, если между работником и работодателем не заключен соответствующий договор, определяющий размер, условия и порядок выплаты вознаграждения за такой служебный результат интеллектуальной деятельности (далее – РИД).

Оценка вклада автора в служебный РИД, в том числе экономически или технически обоснованного, зависит не столько от отрасли, в которой осуществляет свою деятельность конкретная организация, сколько от особенностей деятельности конкретной организации. По указанной причине Гражданский кодекс Российской Федерации, устанавливая принцип свободы договора, позволяет работодателю самостоятельно в договоре с работником определять размер, условия и порядок выплаты вознаграждения за служебный РИД. При этом сам работодатель в договоре с работником, учитывая особенности деятельности организации, может предусмотреть осуществление выплаты вознаграждения за служебный РИД в зависимости от технической значимости получаемой работодателем прибыли (дохода) от реализации продукции с использованием служебного РИД, а также выплату вознаграждения лицам, осуществляющим содействие созданию и использованию служебных изобретений.

Следовательно, если работодателем был установлен собственный порядок выплаты вознаграждения авторам (разработчикам) за служебный РИД, закрепленный в соглашениях (договорах) с работниками (авторами) в локальном нормативном акте предприятия, работодатель, учитывая принцип диспозитивности и свободы договора, не обязан изменять размер, условия и порядок выплаты вознаграждения авторам (разработчикам) РИД в связи с вступлением силу Правил.

Каков порядок расчета суммы вознаграждения за создание и использование служебного изобретения, служебной полезной модели, служебного промышленного образца согласно Правилам выплаты вознаграждений за служебное изобретение, служебную полезную модель, служебный промышленный образец, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июня 2014 года № 512?

Учитывая специфику современных экономических отношений, при которых в большинстве случаев определение доли прибыли, полученной от использования конкретного результата интеллектуальной деятельности (далее - РИД), затруднительно, а возможные споры по определению размеров прибыли от использования РИД могут привести к нежелательному раскрытию коммерческой информации о деятельности организации-работодателя, расчет вознаграждения, предусмотренного Правилами, производится исходя из абсолютных значений доходов и размера средней заработной платы авторов. Установленный Правилами размер вознаграждения привязан к средней заработной плате работника, направлен на ее повышение (подпункт «а» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»).

Порядок расчет суммы вознаграждения за служебный РИД установлен Трудовым кодексом Российской Федерации (Статья 139 Трудового кодекса Российской Федерации). Для расчета среднего заработка (Постановление Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 г. № 922) учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат, кроме выплат социального характера и иных выплат, не относящихся к оплате труда (материальная помощь, оплата стоимости питания, проезда, обучения, коммунальных услуг, отдыха и другие).

Расчет среднего заработка работника независимо от режима его работы производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата.

Для расчета суммы вознаграждения за служебный РИД средняя заработная плата работника исчисляется на дату подачи работодателем заявки на получение патента на РИД, либо на день принятия им решения о сохранении информации о нем в тайне, либо на день передачи работодателем права на получение патента другому лицу.

Как распределяются права договаривающихся сторон на результаты интеллектуальной деятельности, созданные при выполнении работ по Государственному контракту?

Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июля 2014 г. № 606 утверждены «Правила разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов», в соответствии с которыми в государственном контракте должны быть предусмотрены условия о правах сторон на результаты интеллектуальной деятельности, созданные при выполнении работ. По общему правилу (пункт 1 статьи 1373 Гражданского кодекса Российской Федерации) право на получение патента и исключительное право на изобретение, полезную модель или промышленный образец, созданные при выполнении работ по государственному контракту для государственных нужд, принадлежат организации, выполняющей государственный контракт (исполнителю), если государственным контрактом не предусмотрено, что это право принадлежит Российской Федерации, от имени которых выступает государственный заказчик, либо совместно исполнителю и Российской Федерации. В случае если по условиям государственного контракта, исключительные права на РИД принадлежат Российской Федерации (Постановление Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2009 г. № 342 «О некоторых вопросах регулирования прав на результаты научно-технической деятельности») в лице государственного заказчика, управление такими правами осуществляется в соответствии с Правилами осуществления государственными заказчиками управления правами Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности гражданского, военного, специального и двойного назначения (Постановление Правительства Российской Федерации от 22 марта 2012 г.
№ 233, в ред. от 30 мая 2013 года № 458) и предусматривает, в том числе мероприятия по оформлению прав Российской Федерации на результат интеллектуальной деятельности (далее - РИД) и распоряжение правами Российской Федерации на РИД.

Распределение прав на РИД между заказчиком (получателем) и головным исполнителем (и соисполнителем работ, при наличии) определяется Договором на выполнение НИОКТР. Условия договоров на выполнение НИОКТР должны соответствовать законам и иным правовым актам об исключительных правах (интеллектуальной собственности) (статья 769 Гражданского кодекса Российской Федерации).