Руководства, Инструкции, Бланки

Индивидуальная Траектория Развития Учащегося Образец img-1

Индивидуальная Траектория Развития Учащегося Образец

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Статья на тему: Индивидуальная образовательная траектория

Статья на тему:
Индивидуальная образовательная траектория.
Предварительный просмотр:

Индивидуальная образовательная траектория (ИОТ) – персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании.

Личностный потенциал ученика – это совокупность его способностей: познавательных, творческих, коммуникативных.

Под индивидуальной образовательной траекторией понимается содержание образования и уровни его освоения, в соответствии с государственным образовательным стандартом и запросом ученика для достижения личностно значимых образовательных результатов в рамках учебного плана лицея (из Положения об индивидуальной образовательной траектории учащегося).

Модель индивидуальной образовательной траектории учащегося

Переход на ИОТ требует серьезной и кропотливой предварительной работы, которая в большей степени осуществляется психологической службой лицея.

Содержание ИОТ может определяться общеобразовательными программами базового и углубленного (профильного) уровней в рамках учебного плана лицея и индивидуальными учебными программами.

Учебная программа изучаемого предмета или предметов в рамках индивидуальной образовательной траектории (далее индивидуальная учебная программа) может быть нацелена на получение прикладных знаний, умений и навыков, необходимых для понимания тех сфер деятельности, в которых применяется данная дисциплина, или обеспечивать формирование дополнительных по сравнению с базовым уровнем предметных (академических) знаний, умений и навыков безотносительно к областям их применения.

Индивидуальная учебная программа предполагает увеличение объема содержания образования, времени на его освоение по сравнению с базовым уровнем, изменение форм учебной и внеучебной деятельности учащегося в рамках индивидуальной образовательной траектории.

Структура ИОТ учащегося.

Каждый учащийся, изучающий один или несколько предметов в рамках индивидуальной образовательной траектории, составляет свой ИУП на основе учебного плана лицея, который согласуется с родителями (законными представителями) и утверждается директором лицея.

В индивидуальный учебный план учащегося в рамках ИОТ включаются:

1. в обязательном порядке все предметы инвариантной части федерального компонента, изучаемые по общеобразовательным программам базового или углубленного (профильного) уровней или индивидуальным учебным программам;

2. элективные курсы;

3. часы в статусе программ дополнительного образования, предложенные лицеем или другими образовательными учреждениями.

Учебная нагрузка учащегося не должна превышать 36 часов в неделю.

Аудиторная учебная нагрузка учащихся по предмету или предметам, изучаемым в рамках индивидуальной образовательной траектории, устанавливается по согласованию между учащимся, его родителями (законными представителями) и учителем и закрепляются ИУП и договором.

Сопровождается ИОТ учащегося следующим пакетом документов:

1. Положением об индивидуальной образовательной траектории (ИОТ) учащегося МАОУ лицея №28 г.Таганрога

3. индивидуальной учебной программой учащегося по предмету;

4. расписанием учебной и внеучебной деятельности (пример);

5. картой индивидуальной образовательной траектории учащегося (пример);

6. графиком контроля знаний по предмету (пример).

Другие статьи

Индивидуальная образовательная траектория – образовательная программа ученика

Индивидуальная образовательная траектория – образовательная программа ученика

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет сделать вывод о более широком значении понятия “индивидуальная образовательная траектория”, по сравнению с понятием “индивидуальный образовательный маршрут”.

А.В.Хуторской рассматривает индивидуальную образовательную траекторию как персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании. Под личностным потенциалом ученика здесь понимается совокупность его оргдеятельностных, познавательных, творческих и иных способностей.

Процесс выявления, реализации и развития данных способностей учащихся происходит в ходе их образовательного движения по индивидуальным траекториям [7].

Н.Н.Суртаева трактует индивидуальные образовательные траектории как определенную последовательность элементов учебной деятельности каждого учащегося по реализации собственных образовательных целей, соответствующую их способностям, возможностям, мотивации, интересам, осуществляемую при координирующей, организующей, консультирующей деятельности педагога во взаимодействии с родителями [5].

С.А.Вдовина Г.А.Климов, В.С.Мерлин рассматривают данное понятие как проявление стиля учебной деятельности каждого учащегося, зависящего от его мотивации, обучаемости и осуществляемое в сотрудничестве с педагогом.

В связи с тем, что мы рассматриваем индивидуально-образовательную траекторию как образовательную программу, необходимо оговорить позиции, с которых мы исследуем образовательную программу. Придерживаясь позиции ученых –педагогов Петербургской школы, мы рассматриваем образовательную программу с одной стороны как организационно-управленческое знание, позволяющее реализовать принцип личностной ориентации образовательного процесса через определение условий, способствующих достижению учащимися с разными образовательными потребностями и возможностями установленного стандарта образования [6].

С другой стороны, образовательная программа определяется как индивидуальная траектория обучающегося, созданная с учетом его индивидуальных особенностей. Определение образовательной программы как индивидуальная траектория является ее ведущей характеристикой и позволяет представить образовательную программу своеобразной моделью путей достижения образовательного стандарта, когда выбор пути реализации стандарта зависит от индивидуальных особенностей конкретного обучающего [4].

Понятие образовательной программы отражает прежде всего идеи индивидуализации и дифференциации обучения. При этом под термином “индивидуализация” в педагогики понимается учет в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся во всех формах и методах обучения. “Дифференциация” означает учет индивидуальных особенностей в форме, предполагающей группировку учащихся на основании выделения определенных особенностей [4].

Индивидуальная образовательная траектория представляет собой целенаправленную образовательную программу, обеспечивающую ученику позиции субъекта выбора, разработки, реализации образовательного стандарта при осуществлении учителем педагогической поддержки, самоопределения и самореализации.

Необходимость рассмотрения процесса построения индивидуально-образовательной траектории ученика, опирающегося на эти идеи, связана с тем, что они создают условия для самовыражения личности при обязательном достижении поставленных целей обучения.

Выступая, как индивидуальная траектория ученика, образовательная программа сложно структурирована. В ее структуру включены следующие компоненты:

Целевой (предполагает постановку целей и ведущих направлений в области получения образования, которые формулируются на основе государственного образовательного стандарта, основных мотивах и потребностях ученика.)

Содержательный (отражает реализуемое в рамках конкретной образовательной программы содержание образование);

Под содержанием образования, согласно точке зрения И.Я.Лернера, М.Н.Скаткина [2. С.101] следует понимать:
  1. Cистему знаний о природе, обществе, мышлении, способах деятельности, усвоение которых обеспечивает формирование в сознании учащихся диалектико-материалистической картины мира, вооружает методологическим подходом к познавательной и практической деятельности.
  2. Cистему общественных, интеллектуальных и практических навыков и умений, которые являются основой конкретных деятельностей и обеспечивают способность молодого поколения к сохранению социальной культуры.
  3. Опыт творческой деятельности, накопленный человеком.
  4. Опыт эмоционально – волевого отношения к миру, обществу.

Статья 14 “Закона об образовании” указывает, что:

1) Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на:
  • обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;
  • развитие общества;
  • укрепление и совершенствование правового государства.
2) Содержание образования должно обеспечивать:
  • адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества;
  • формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;
  • интеграцию личности в национальную и мировую культуру;
  • формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;
  • воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества [3].

Технологический (включает используемые технологии, методы, методики, системы обучения и воспитания).

Диагностический (раскрывает систему диагностического сопровождения).

Организационно-педагогический (определяет режимные условия реализации, характеристику ученика (возраст, уровень готовности к усвоению, образовательные потребности), которому адресована образовательная программа; формы аттестации достижений и т.д.);

Результативный (описание ожидаемых результатов реализации).

Никто не сомневается в том, что учебный процесс должен быть организован таким образом, чтобы максимально содействовать развитию учащихся. Несмотря на то, что еще Л.С. Выготским был сформулирован ряд принципиальных положений, относящихся к проблеме “ обучение – развитие”, до массовой школы они до сих пор не дошли. Основное положение видного психолога заключалось в том, что обучение должно не ориентироваться на уже достигнутый учеником уровень развития, а немного забегая вперед, т.е. выводить ученика на более высокий уровень, названный Л.С.Выготским зоной ближайшего развития. В связи с этим он большое значение придавал разработке содержания обучения, особенно возрастанию в нем роли научно-теоретических знаний [1. С. 64–68].

В образовании личностно-ориентированного типа представление о содержании образования меняется. В зоне первичного внимания находится деятельность самого ученика, его внутреннее образовательное приращение и развитие. Образование в этом случае не столько передача ученику знаний, сколько образовывание, проявление его в самом себе, формирование себя. С точки зрения личностно-ориентированного обучения никакая внешне предлагаемая ученику информация не может быть перенесена внутрь его, если у школьника нет соответствующей мотивации и личностно значимых образовательных процессов [8].

Основная функция личностно-ориентированного содержания образования – обеспечивать и отражать становление системы личностных образовательных смыслов ученика. Личностный смысл – индивидуализированное осознаваемое отражение действительного отношения личности к объектам его деятельности (А.Н.Леонтьев) [8, С.70].

В результате взаимодействия с образовательной средой ученик приобретает опыт, рефлексивно трансформируемый им в знания. Эти знания отличаются от первичной информационной среды, в которой происходила деятельность ученика. Знания здесь сопряжены с информацией, но не отождествляются с нею. Основными отличиями “ знаниевого” продукта ученика являются усвоенные им способы деятельности, понимание смысла изучаемой среды, самоопределение относительно нее и личное информационное и “ знаниевое” приращение ученика. Общее отрефлексированное знание ученика включает в себя, таким образом, совокупность следующих компонентов:
  • “знаю что” (информация о содержании своего знания и незнания);
  • “знаю как” (информация об усвоенных действиях, относящихся к способам рождения, развития и преобразования знания);
  • “знаю зачем” (понимание смысла информации и деятельности по ее получению);
  • “знаю я” (самоопределение себя относительно данного знания и соответствующей информации).

Создаваемое учеником содержание образования входит в состав общего содержания образования наряду с внешне заданным. Внешнее содержание не опережает, а следует за внутренне конструируемым учеником содержанием образования [8, С. 76–78].

Творческая самореализация ученика как сверхзадача обучения раскрывается в трех взаимосвязанных целях: создание учеником образовательной продукции в изучаемых образовательных областях; освоение им базового содержания этих областей через сопоставление с собственными результатами; выстраивание индивидуальной образовательной траектории в каждой из образовательных областей с опорой на свои личностные качества. Деятельность, ведущая к созданию образовательных продуктов, обнаруживает и развивает способности ученика, своеобразие которых способствует выстраиванию его индивидуальной образовательной траектории.

Перед учителем встает вопрос: как организовать образование учеников по их собственным, но разным траекториям? Организация обучения по индивидуальной траектории требует особой методики и технологии. Решать эту задачу в современной дидактике предлагается обычно двумя противоположными способами, каждый из которых именуют индивидуальным подходом.

Первый способ-дифференциация обучения, согласно которой к каждому ученику предлагается подходить индивидуально, дифференцируя изучаемый им материал по степени сложности, направленности или другим параметрам. Для этого учеников обычно делят на группы по типу способные, средние, отстающие.

Второй способ предполагает, что собственный путь образования выстраивается для каждого ученика применительно к каждой изучаемой им образовательной области.

Первый подход наиболее распространен в наших школах. Второй достаточно редок, поскольку требует не просто индивидуального движения ученика на фоне общих, заданных извне целей, а одновременной разработки и реализации разных моделей обучения учеников, каждая из которых по-своему уникальна и отнесена к личностному потенциалу любого отдельно взятого ученика.

Задача обучения состоит в обеспечении зоны для индивидуального творческого развития каждого ученика. Ученик создает образовательную продукцию, выстраивает свой образовательный путь, опираясь на индивидуальные качества и способности, причем делает это в соответствующей среде, которую организует учитель. Одновременность реализации персональных моделей образования – одна из целей личностно-ориентированного образования.

Индивидуальная образовательная траектория – это персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании.

Под личностным потенциалом ученика здесь понимается совокупность его способностей: познавательных, творческих, коммуникативных. Процесс выявления, реализации и развития данных способностей учащихся происходит в ходе образовательного движения учащихся по индивидуальным траекториям. Любой ученик способен найти, создать или предложить свой вариант решения любой задачи, относящейся к собственному обучению. Ученик сможет продвигаться по индивидуальной траектории в том случае, если ему будут представлены следующие возможности: выбирать оптимальные формы и темпы обучения; применять те способы учения, которые наиболее соответствуют его индивидуальным особенностям; рефлексивно осознавать полученные результаты, осуществлять оценку и корректировку своей деятельности.

Возможность индивидуальной траектории образования ученика предполагает, что ученик при изучении темы может, например, выбрать один из следующих подходов образное или логическое познание, углубленное или энциклопедическое изучение, ознакомительное, выборочное или расширенное усвоение темы. Сохранение логики предмета, его структуры и содержательных основ будет достигаться с помощью фиксированного объема фундаментальных образовательных объектов и связанных с ними проблем, которые наряду с индивидуальной траекторией обучения обеспечат достижение учениками нормативного образовательного уровня. Образовательные продукты учеников отличаются не только по объему, но и по содержанию. Данное отличие обусловлено индивидуальными способностями и соответствующими им видами деятельности. Учитель может и должен предлагать ученикам для усвоения различные виды деятельности, как эмоционально-образные, так и логические, но, если учитывать приоритетные виды деятельности индивидуально для каждого ребенка, следует допустить выбор детьми этих видов при изучении одних и тех же образовательных объектов. В данном случае будет обеспечиваться не одна общая образовательная траектория для всех учеников, различающаяся объемом усвоения стандартов, но индивидуальные траектории, приводящие учеников к созданию личностных образовательных продуктов, отличающихся как объемом, так и содержанием. Даже при одинаковых знаниях об изучаемых объектах образовательные продукты разных учеников различны, поскольку усвоенные ими виды деятельности и уровень их развития отличаются [8, С. 82–88].

Траектория-след от движения. Программа – ее план. На мой взгляд, принцип индивидуальной образовательной траектории невозможно реализовать в рамках традиционных форм (классно-урочной системы). Надо вывести за рамки этой системы одаренных учеников (разработать для них специальные программы, дать им возможность создать собственный продукт: учебные игры, тесты, логические схемы базы знаний и т.д.), предлагать индивидуальный раздаточный материал, что поможет дать разноуровневое объяснение материала и разнотипные задания для каждого ученика.

При составлении индивидуальной образовательной траектории:
  • учитель создает ученику возможность для выбора, выступая, как консультант и советчик. На уроке учитель учитывает индивидуальные интересы школьников; особенности учебной деятельности; предпочитаемые виды учебных занятий; способы работы с учебным материалом; особенности усвоения учебного материала; виды учебной деятельности;
  • для ученика при составлении индивидуальной траектории самое важное – оценить свои возможности, способности, перспективы, интересы, усилия, которые он предполагает приложить для изучения того или иного материала либо чтобы добиться запланированного результата.

Результаты движения по образовательной траектории можно проверять, ориентируясь на созданный учениками продукт; полученные знания, которые реализуются в умениях оперировать ими в стандартной или творческой ситуации, отмечая формирование различного вида умений – мыслительных, коммуникативных, познавательных и т.д. Кроме того, необходима постоянная обратная связь, позволяющая не только корректировать движение ученика по траекториям (а иногда и саму траекторию), но и оценивать его продвижение.

Сам ученик выбирает или вместе с учителем обдумывает способы, виды деятельности, формы контроля, т.е. программирует свою образовательную деятельность.

В результате индивидуального образовательного движения каждый ученик предлагает идеи, сочиняет стихи, разрабатывает модели, конструирует поделки в связи с изучаемым материалом. Этого требует принцип продуктивности обучения – ведущий принцип личностно-ориентированного обучения. “Портфель достижений” служит способом демонстрации его успехов. Содержание “ портфеля” – это не только перечень занятых учеником мест, полученных грамот или призов, но и предложенные идеи, принципы решения математических задач, поделки и т.д.

1. Володин Е.Ю. Обучение развивающее, опережающее, научно-теоретическое…//Математика в школе. 2000, № 6.

2. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики/Под ред. М.Н.Скаткина. М. 1982.

3. Закон РФ “Об образовании” //Первое сентября № 29, 1996.

4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии//Учебное пособие для педагогических вузов. – М. Народное образование, 1998. – с.130–193.

5. Суртаева Н.Н. Нетрадиционные педагогические технологии: Парацентрическая технология Учебное научное пособие. – М. – Омск. 1974. 22 с.

6. Тряпицына А.П. Теория проектирования образовательных программ//Петербургская школа. – СПб.,1994 – с.79–90.

7. Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя. М. 2000.

8. Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному. Пособие для учителя. – М. Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. 383 с.

Создание индивидуальных образовательных траекторий

Создание индивидуальных образовательных траекторий

Мы ничему не можем научить человека. Мы можем только помочь ему открыть это в себе.

В современной школе основной задачей является создание условий, необходимых для наиболее полной творческой самореализации личности ученика, в том числе путем удовлетворения потребности обучающихся в самообразовании и получении дополнительного образования. Сегодня активно идет поиск моделей и технологий обучения, которые позволили бы обеспечить каждому ученику собственную траекторию учения. Одна из основных идей обновления образования состоит в том, что оно должно стать индивидуализированным, функциональным и эффективным. Одним из способов реализации задачи индивидуализации образовательного процесса является разработка и внедрение индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся.

Я как учитель математики в течение нескольких лет работаю над созданием индивидуальных образовательных траекторий для учащихся, проявляющих способности в области математики. Мне как педагогу наиболее близко понятие индивидуальной образовательной траектории, данное А.В.Хуторским, понимающим этот процесс как индивидуальный для каждого ученика путь реализации личностного потенциала в образовании. Под личностным потенциалом ученика понимается совокупность его оргдеятельностных, познавательных, творческих и иных способностей. Ценность индивидуального образовательного маршрута, на мой взгляд, состоит в том, что он позволяет талантливому ребенку на основе оперативно регулируемой самооценки, активного стремления к совершенствованию достигать высоких результатов в интересующей его области.

Педагогу отводится роль помощника, партнера по общему делу и консультанта. Он выполняет сложную задачу создания оптимальных условий для самореализации ребенка в образовательной среде как свободной личности. Таким образом, деятельность педагога направляется, в первую очередь, на создание условий для осмысленного выбора детьми индивидуальной образовательной стратегии, на индивидуальную помощь каждому ребёнку в планировании своей деятельности, на консультирование по применению тех или иных информационных источников.

Индивидуальная образовательная траектория включает в себя сочетание учебной и внеучебной деятельности.

Основные условия осуществления образовательной деятельности с помощью индивидуального образовательного маршрута, по моему мнению, состоят в следующем:

наличие диагностических материалов, позволяющих определить способности ученика;

возможность выбора учащимися уровня сложности;

целесообразность сочетания различных форм организации учебной деятельности;

организация дифференцированной помощи со стороны учителя;

обучение должно стать преимущественно активной самостоятельной деятельностью учащихся;

создание психологического комфорта ученика, учет его индивидуальных особенностей.

Универсального рецепта создания индивидуального образовательного маршрута в настоящий момент нет. Невозможно определить этот маршрут на весь период обучения школе сразу. Я считаю наиболее оптимальным составление образовательного маршрута на 1 учебный год. Индивидуальный образовательный маршрут должен отражать процесс изменения в развитии и обучении ребенка. С его помощью происходит своевременная коррекция педагогического процесса.

В своей работе я определила структуру ИОТ, которая включает в себя следующие компоненты.

- целевой (постановка целей получения образования, учет мотивов и потребностей ученика);
- содержательный (обоснование структуры и отбор содержания предмета, их систематизация и группировка, установление межпредметных и внутрипредметных связей);
- технологический (определение используемых педагогических технологий, методов, методик);
- диагностический (определение системы диагностического сопровождения).

Для того, чтобы структура ИОМ была понятна не только педагогу, но и ученику, возможно представить ее в виде таблицы с вопросами:

Наиболее удобным для работы, на мой взгляд, является представление ИОТ в виде модулей, где каждый из них имеет конечный продукт (результат):

1 модуль. психолого-педагогический мониторинг развития ученика как основа для разработки индивидуального маршрута развития

При разработке этого модуля используются различные способы диагностирования:

наблюдение за повседневной работой учащихся, проверка выполнения домашнего задания, наблюдение за выполнением домашнего задания в классе, контрольные и самостоятельные работы, творческие работы. Кроме перечисленных могут применяться тестирования, определяющие наличие способностей к изучению конкретных предметов. Я в своей работе на начальном этапе использую м етодику Амтхауэра, являющуюся одним из самых известных тестов на интеллект (сокращенный ее вариант разработан А. Н. Ворониным и С. Д. Бирюковым).

2 модуль. вид индивидуальной программы, обусловленный типом выявленных способностей ребенка

Целью данной программы является совершенствование форм организации образовательного процесса обучения одаренного ребенка, углубление его знаний, формирование навыков самостоятельной аналитической деятельности и основ проектного мышления. Следует отметить, что индивидуальная программа должна выполнять четыре основные функции:

- целевую (конкретизирует цели и задачи обучения с учетом индивидуальных потребностей),

-нормативную (фиксирует нагрузку обучающегося, закрепляет порядок выполнения учебного плана и выбора образовательного маршрута),

- информационную (информирует о совокупности образовательной деятельности обучающегося в течение определенного времени),

-организационную (определяет виды образовательной деятельности обучающегося, промежуточного и итогового контроля).

Неотъемлемой частью программы является план. Удобно использовать представленную план-сетку:

Кол-во часов Форма занятий

В Приложении 1 представлен план на 1 четверть ученицы 9 класса

3 модуль. направления деятельности, реализующие стратегию развития детей с учетом индивидуального профиля обучения;

К таким направлениям относятся: отбор образовательных ресурсов, необходимых для выполнения конкретно поставленной учебной задачи; решение учебной задачи с использованием специального программного обеспечения; поиск информации и работа с полученной информацией; представление результатов выполнения поставленных учебных задач. При разработке данного модуля необходимо учитывать используемые педагогические технологии. Особенностью использования педагогических технологий является сочетание учебной и внеурочной деятельности в целях самореализации личности:

-участие в предметных олимпиадах;

-участие учащимися в предметных декадах;

-участие в разработке учебных проектов, мульти- медиа продукта и др.;

- участие в научно-исследовательских конференциях;

-аттестация достижений учащихся (промежуточный и итоговый контроль).

4 модуль. портфолио детей и педагога

Данный модуль представляет собой наглядные свидетельства достижения учеником поставленных целей, предметом гордости учащегося, а так же стимулом для дальнейшей работы. Составляя с учащимися индивидуальные образовательные маршруты, я не предлагаю конкретную структуру портфолио, предоставляя школьнику возможность самостоятельно проявить творческие способности, оформить результаты труда по своему усмотрению. Однако, портфолио не должно представлять собой только папку с вложенными грамотами и поощрениями. Анализируя портфолио, должно быть понятно, есть ли динамика в развитии, достигнуты ли промежуточные цели, почему появились трудности…

5 модуль. согласование индивидуального маршрута развития ребенка с социальным заказом и ожиданиями семьи

При разработке данного модуля необходимо провести работу не только с учащимся, по выявлению его целей и мотивов, но и с родителями, объясняя им возможности их ребенка, выясняя их пожелания относительно будущего сына или дочери. Совместная работа педагога, ученика и родителей должна позволить определить перспективы развития ребенка.

6 модуль. мониторинг, отражающий промежуточные и итоговые результаты освоения индивидуальных образовательных программ.

В данном модуле учитываются, безусловно, результаты, полученные в ходе обучения в школе: оценки за устные и письменные ответы, контрольные и тестовые работы…

Однако, важными являются не только результаты урочной деятельности, но и результаты участия школьника в олимпиадах, конкурсах, результаты проектной и исследовательской деятельности. Оценить итоги работы помогают и специальные тесты. Я использую школьный тест умственного развития предназначенный для диагностики умственного развития подростков - учащихся 7-9 классов. Авторами теста являются К.М.Гуревич, М.К.Акимова, Е.М.Борисова, В.Г.Зархин, В.Т.Козлова, Г.П.Логинова. Данную работу я провожу, как правило, один раз в три года совместно со школьным психологом. Полученные результаты позволяют увидеть наличие (отсутствие) динамики умственного развития подростка не только в рамках моего предмета, но и в целом.

Остановлюсь более подробно на особенностях создания индивидуального образовательного маршрута в рамках предмета математики.

5 – 6 классы. в этом возрасте происходит определение предметов поля, в котором учащийся наиболее успешен. Этот этап позволяет выявить образовательный запрос учащегося. Пять часов в неделю отводится учебным планом на математику для обеспечения овладения учащимися содержанием стандартов образования. Один час в нашей школе отводится на спецкурс «Наглядная геометрия», в рамках которого проходит пропедевтика курса геометрии. Традиционно излагаемый курс в 5-6 классах для детей, имеющих математические способности, в рамках индивидуального образовательного маршрута дополняю следующими темами: «Комбинаторика», «Чётность и нечётность», «Взвешивание», «Переливание», «Алгоритм Евклида», «Принцип Дирихле», «Логические задачи», «Задачи на проценты», «Алгебраические дроби», «Модуль числа», «Система счета, двоичная система счета».

Для учащихся основной школы проводятся традиционные предметные (математические) недели, познавательные игры. Предметные олимпиады школьников являются неотъемлемой частью работы с одарёнными детьми. Традиционно учащиеся школ участвуют в следующих олимпиадах: предметные олимпиады для 1-4, 5-7, 8-11 классов, Международная игра «Кенгуру», дистанционные математические олимпиады. Школа начала создавать банк данных «Одаренные дети», где должен прослеживаться успех ребенка с 1 по11 класс (на сегодняшний день работа ведется в начальной школе)

7 - 8 класс. осуществляется формирование предметной траектории, в эти годы учебы создаются модели индивидуального образовательного маршрута. С целью повышения результативности работы при проведении всех видов занятий необходимо придерживаться основных принципов развивающего обучения:
-обучение при ведущей роли теоретических знаний;
-обучение на высоком уровне сложности;
-изучение программного материала быстрым темпом.

Наряду с традиционными темами в индивидуальные образовательные программы включаю следующее: м етод математической индукции, доказательство неравенств, задание фигур на координатной плоскости уравнениями и неравенствами, наибольшие и наименьшие значения выражений, теоремы Менелая и Чевы.
Одним из условий, обеспечивающих интеллектуальное развитие детей как в учебном процессе, так и во внеурочное время, является внедрение проектного метода обучения, формирование исследовательских компетенций учащихся. Межпредметные учебные проекты учащихся с использованием ИКТ занимают отдельное место в работе с учащимися, имеющими способности к математике. В нашей школе стали традиционными ежегодные научно-практических конференций «Первый шаг в науке».
Одним из способов работы с одаренными детьми является использование информационных технологий, речь идет о дистанционном обучении. Принципиальным отличием дистанционного образования от традиционных видов является то, что в его основе лежит учение, то есть самостоятельная познавательная деятельность одаренного ребенка. Дистанционное образование позволяет приобретать знания там и тогда, где и когда это удобно школьнику. Важно на наш взгляд следующее, чтобы ребенок не только овладел определенной суммой знаний, но и научился самостоятельно их приобретать, работать с информацией, овладел способами познавательной деятельности, которые в дальнейшем мог бы применять в условиях непрерывного самообразования. Сегодня мои ученики используют Интернет для подготовки к олимпиадам (сайты http://www. zaba; http://www.math.mioo.ru. в списке образовательных ресурсов сети Интернет наиболее часто используемых сайтов).


9 класс. время для корректировки индивидуального образовательного маршрута. В помощь приходят элективные часы, дополнительные часы, выделенные на изучение математики и подготовку к итоговой аттестации. Вносятся корректировки в целевой компонент индивидуального образовательного маршрута; это связано с выбором профиля обучения в старшей школе, выбором будущей профессии.

В Приложении 3 представлен план подготовки к ГИА

План работы учащейся 9 класса на 1 четверть 2013-2014 учебного года

Кол-во часов Форма занятий Кол-во часов Форма занятий