Руководства, Инструкции, Бланки

Образец Анализа Егэ По Русскому Языку 2015 img-1

Образец Анализа Егэ По Русскому Языку 2015

Категория: Бланки/Образцы

Описание

ЕГЭ 2016

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку

Учебное пособие "Единый государственный экзамен. Русский язык. Комплекс материалов для подготовки учащихся." Драбкиной С.В. содержит:
  • разбор способов решения заданий ЕГЭ по русскому языку
  • шаблоны и готовые алгоритмы
  • рекомендации к сочинению-рассуждению
  • варианты ЕГЭ-2016 по русскому языку
  • ответы к заданиям для самостоятельной работы и тестам

В настоящем пособии представлена пошаговая система подготовки к сдаче ЕГЭ по русскому языку, в основе которой лежит знакомство с содержанием экзаменационных заданий, алгоритмами и образцами рассуждения для их правильного выполнения.

Излагается необходимый теоретический материал, представленный в сжатой и оптимально структурированной форме.

Предлагается логически выстроенная последовательность действий, необходимых для выбора правильного ответа, данная в виде алгоритмов.

Рассматриваются типичные ошибки, которые абитуриенты допускают при выполнении заданий части 1 и 2. Содержатся методические рекомендации по написанию сочинения-рассуждения, приводятся образцы сочинений. Набор типовых тренировочных заданий с методическими указаниями и ответами позволяет закрепить полученные знания и подготовиться к сдаче ЕГЭ по русскому языку.

В пособии помещены примерные варианты ЕГЭ 2016 г.

Пособие адресовано старшеклассникам и абитуриентам, преподавателям и методистам.

Дорогие читатели нашей книги!

Мы надеемся, что это пособие поможет вам систематизировать знания по русскому языку, необходимые для успешной сдачи ЕГЭ. Работая по предлагаемой методике интенсивной подготовки к экзамену, вы приобретёте уверенность в собственных силах и избавитесь от страха и лишнего волнения перед предстоящим испытанием (итоговой аттестацией по русскому языку).

Предлагаем вам познакомиться со структурой данного пособия, чтобы вам было удобно работать с ним.

В основной части книги представлена пошаговая методика подготовки к сдаче ЕГЭ по русскому языку. В её основе лежит не просто знакомство с содержанием экзаменационных заданий, но и даётся комментарий к выполнению каждого из них:

  • излагается необходимый теоретический материал, представленный в сжатой и оптимально структурированной форме, что способствует его самостоятельному освоению и позволяет в дальнейшем найти верный ответ на данный вопрос;
  • предлагается логически выстроенная последовательность действий, необходимых для выбора правильного ответа, данная в виде алгоритмов;
  • рассматриваются типичные ошибки, которые абитуриенты допускают при выполнении заданий;
  • в целях отработки теоретических навыков предлагается выполнить 10 вариантов каждого задания, а затем проверить себя по ответам (ключам), помещённым в конце пособия.

Итак, комментарий к каждому из заданий построен по следующему плану:

1) формулировка задания;

2) что следует знать ученикам для правильного выполнения задания;

3) алгоритм выполнения задания;

4) 10 вариантов к каждому заданию.

В связи с тем, что задания 1-3 связаны с анализом языковых явлений, представленных в одном тексте, авторы пособия посчитали возможным дать расширенный тренировочный материал для их самостоятельной отработки единым блоком, идущим после разбора содержания задания 3.

Задания 20-24 также выполняются на основе одного текста, поэтому тренировочный материал для их самостоятельной отработки тоже идёт единым блоком после содержательного анализа задания 24.

Помимо разбора заданий ЕГЭ по русскому языку и комментариев к их выполнению, данное пособие включает в себя подробные рекомендации по написанию сочинения-рассуждения. В этом разделе помещены следующие материалы:

  • критерии оценивания экспертами творческого задания, знание которых поможет выпускникам избежать типичных недочётов при его выполнении;
  • примерный план написания сочинения-рассуждения, составленный на основе требований, предъявляемых к выполнению задания;
  • алгоритм подготовки к написанию экзаменационного эссе с учётом плана и критериев оценивания:

а) практические советы по написанию каждой из частей сочинения-рассуждения;

б) анализ типичных ошибок, допускаемых выпускниками при формулировке проблемы, написании комментария и приведении аргументов;

в) словарик клишированных фраз, помогающих вводить в текст сочинения-рассуждения комментарий, формулировать авторскую позицию, выражать свое согласие или несогласие с автором;

г) перечень проблем, наиболее часто встречающихся в текстах ЕГЭ по русскому языку;

д) знакомство с классификацией речевых и грамматических ошибок, которых не следует допускать в письменной речи;

е) образцы сочинений-рассуждений по разным проблемам, представленным в текстах ЕГЭ по русскому языку.

В конце пособия приводятся пять полных вариантов ЕГЭ по русскому языку. Если вы шаг за шагом прошли наш тренинг, то выполнение этих итоговых заданий не вызовет у вас особых затруднений и создаст успешную ситуацию на предстоящем экзамене.

Помните: успех - это колоссальный труд, умноженный на везение.

Авторы надеются, что данное пособие позволит выпускникам повысить свою речевую культуру, совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность и, самое главное, успешно сдать ЕГЭ по русскому языку, ведь дорогу осилит идущий.

Желаем вам удачи!

С.В. Драбкина, Д.И. Субботин.

Раздел 1. РАСШИРЕННЫЙ РАЗБОР И АЛГОРИТМЫ РЕШЕНИЯ

ЗАДАНИЙ ЧАСТИ 1 ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. 5
ЗАДАНИЕ 1. ВЫЯВЛЕНИЕ ГЛАВНОЙ ИНФОРМАЦИИ,
СОДЕРЖАЩЕЙСЯ В ТЕКСТЕ. 5
ЗАДАНИЕ 2. СРЕДСТВА СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ. 8
ЗАДАНИЕ 3. КОНТЕКСТНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОГО ЗНАЧЕНИЯ
МНОГОЗНАЧНЫХ СЛОВ. 15
ЗАДАНИЕ 4. ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЯЗЫКА. 27
ЗАДАНИЕ 5. ПАРОНИМЫ И ИХ ЛЕКСИЧЕСКАЯ СОЧЕТАЕМОСТЬ. 36
ЗАДАНИЕ 6. ГРАММАТИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЯЗЫКА. 59
ЗАДАНИЕ 7. СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОЮ ЯЗЫКА. 83
ЗАДАНИЕ 8. ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА. 108
ЗАДАНИЕ 9. ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК. БУКВЫ И. Ы ПОСЛЕ ПРИСТАВОК.
РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЕ Ъ И Ь ЗНАКИ. 115
ЗАДАНИЕ 10. БУКВЫ Е. И В СУФФИКСАХ ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ.
СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ И ГЛАГОЛОВ. 124
ЗАДАНИЕ 11. ПРАВОПИСАНИЕ ЛИЧНЫХ ОКОНЧАНИЙ ГЛАГОЛОВ
И СУФФИКСОВ ПРИЧАСТИЙ. 131
ЗАДАНИЕ 12. ПРАВОПИСАНИЕ НЕ И НИ С РАЗНЫМИ ЧАСТЯМИ РЕЧИ. 138
ЗАДАНИЕ 13. ПРАВОПИСАНИЕ ПРОИЗВОДНЫХ ПРЕДЛОГОВ.
СОЮЗОВ. НАРЕЧИЙ. 146
ЗАДАНИЕ 14. ПРАВОПИСАНИЕ -Н- И -НН- В РАЗЛИЧНЫХ ЧАСТЯХ РЕЧИ. 162
ЗАДАНИЕ 15. ПУНКТУАЦИЯ В СЛОЖНОСОЧИНЁННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ И
ПРОСТОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ. 170
ЗАДАНИЕ 16. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ
С ОБОСОБЛЕННЫМИ ЧЛЕНАМИ. 178
ЗАДАНИЕ 17. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ВЫДЕЛЕНИИ ВВОДНЫХ СЛОВ. 185
ЗАДАНИЕ 18. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В СЛОЖНОПОДЧИНЁННОМ
ПРЕДЛОЖЕНИИ. 191
ЗАДАНИЕ 19. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ
С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ. 194
ЗАДАНИЕ 20. ТЕКСТ КАК РЕЧЕВОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ.
СМЫСЛОВАЯ И КОМПОЗИЦИОННАЯ ЦЕЛОСТНОСТЬ ТЕКСТА. 203
ЗАДАНИЕ 21. ФУНКЦИОНАЛЬНО-СМЫСЛОВЫЕ ТИПЫ РЕЧИ.
ОПИСАНИЕ - ПОВЕСТВОВАНИЕ - РАССУЖДЕНИЕ. 205
ЗАДАНИЕ 22. ЛЕКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ. 207
ЗАДАНИЕ 23. СРЕДСТВА СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ. 209
ЗАДАНИЕ 24. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА
РУССКОГО ЯЗЫКА. 217

Раздел 2. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ (ЗАДАНИЕ 25). 233

Раздел 3. ПРИМЕРНЫЕ ВАРИАНТЫ ЕГЭ 2016. 262

Раздел 4. ОТВЕТЫ. 306

ОТВЕТЫ К ЗАДАНИЯМ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ. 306

ОТВЕТЫ К ПРИМЕРНЫМ ВАРИАНТАМ. 315

Другие статьи

Драбкина С

Драбкина С.В. Субботин Д.И. ЕГЭ по русскому языку. Сочинение: алгоритм написания, анализ типичных ошибок, примеры образцов работ учащихся
  • Файл формата pdf
  • размером 1,95 МБ
  • Добавлен пользователем nach11 20.05.2016 12:28
  • Отредактирован 20.05.2016 21:00
  • Скачан 45 пользователями

М. Интеллект-Центр, 2016. — 128 с.

В пособии Драбкиной С.В. и Субботина Д.И. "Сочинение ЕГЭ по русскому языку" представлена пошаговая система подготовки к выполнению 25-го задания ЕГЭ по русскому языку - к написанию сочинения-рассуждения. Дан подробный анализ задания, приведены практические советы по написанию каждой из частей экзаменационной работы: определению проблемы и авторской позиции, созданию текстового комментария, формулировке собственного мнения и аргументов к тезису как литературных, так и основанных на жизненном материале. В пособии содержится перечень проблем, наиболее часто встречающихся в текстах, предлагаемых для выполнения 25-го задания, даются образцы сочинений-рассуждений по многим из них. Особое внимание уделено анализу типичных ошибок, допускаемых выпускниками при формулировке проблемы, написании комментария и приведении аргументов в защиту своей точки зрения.
Знакомство с предложенными учебными материалами расширит представления выпускников об анализе художественного и публицистического текста: научит видеть его структуру, правильно определять проблему и позицию автора, а также создавать комментарий с опорой на прочитанный текст и аргументировать свою точку зрения, обращаясь к своему читательскому опыту.
Пособие адресовано старшеклассникам и абитуриентам, преподавателям и методистам. Оно поможет выпускникам самостоятельно подготовиться к сочинению-рассуждению ЕГЭ по русскому языку и успешно выполнить 25-е задание второй части ЕГЭ.

  • Чтобы скачать этот файл зарегистрируйтесь и/или войдите на сайт используя форму сверху.

Типичные ошибки на ЕГЭ по русскому языку в 2015 году, методические рекомендации для учителей

Типичные ошибки ЕГЭ 2015 по русскому языку, методические рекомендации

Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2015 года по русскому языку.

Этот материал будет полезен так же выпускникам, которые будут сдавать ЕГЭ в 2016 году и позднее. Вы сможете проанализировать основные ошибки выпускников прошлых лет и подготовиться по данным проблемным вопросам ещё лучше.

Краткая информация по русскому языку в 2015 году.

Минимальная граница ЕГЭ по русскому языку на протяжении ряда лет (2012 – 2015 гг.) составляет 36 т.б. В 2015 г. границу не преодолели 4,5% экзаменуемых (в 2014 г. – 4,07%).

Увеличилась доля экзаменуемых, набравших по результатам экзамена 100 баллов: от 0,33 (в 2014 г.) до 0,45% (в 2015 г.). Наблюдается также повышение (на 6,3%) по сравнению с 2014 г. доли участников, показавших результаты в диапазоне 81–100 баллов (высокобалльников).

Средний тестовый балл в 2015 г. составил 65,8, что на 3,3 выше, чем в 2014 г. (62,5). К основным причинам увеличения среднего тестового балла ЕГЭ по русскому языку можно отнести следующие.

Добавить комментарий Важные новости:

Демоверсия ЕГЭ по русскому языку 2016: разбор, анализ, рекомедации

Из этого материала вы узнаете, что представляет собой демоверсия ЕГЭ по русскому языку 2016 года от ФИПИ. Какие изменения произошли в структуре работы? Чему следует уделить особое внимание при подготовке? Какие задания самые трудные?

Видеоверсия разбора демоверсии на канале школы «САМАРУС»:

Задание №1 осталось без изменений. С ним справляется 87% выпускников. Оно, наряду с заданиями 2, 20,21 и 23 предполагает анализ текста. Обычно ошибаются выпускники, неверно прочитавшие задание и указавшие более 2 вариантов ответа.

Помните, что в задании 1 всегда нужно выбрать два предложения! В демоверсии ЕГЭ по русскому языку 2016 года в тексте сообщается о двух важных аспектах: о взаимосвязи диалектологии с историей языка и этнографии, а также о том, что историки народной культуры обращаются к диалектной лексике, так как в ней выражены народные представления о мире. Эти аспекты верно переданы в ответах под номерами 1 и 5. В других вариантах данная информация искажается.

Задание №2 легко выполнить путём смысловой подстановки предложенных слов. Если вы правильно поняли текст, вы легко поймёте, что наиболее уместен здесь противительный союз А .

Задание №3 предлагает вам сопоставить слово с его толкованием в словарной статье. Задание простое, с которым легко справляются даже слабо подготовленные выпускники. В случае затруднений попробуйте отбросить заведомо неверные варианты и внимательно прочитайте оставшиеся примеры. В задании №3 текущей демоверсии очевиден ответ под номером 3. (Историки языка всегда обращались кданным современных диалектов, то есть направлялина них свою деятельность ).

Задание №4 проверяет знание орфоэпических норм. В демоверсии этого года верный вариант ответа «опто вый ». Согласно статистике, с заданием №4 справляется 75% экзаменуемых. Для его успешного выполнения, необходимо ВЫУЧИТЬ орфоэпический словник . Другого варианта нет. Не стоит ориентироваться на свой повседневный языковой опыт. Речевые образцы, которые многие из нас впитывают с детства, ошибочны с точки зрения орфоэпии.

Задание №5 связано с употреблением паронимов, то есть слов, похожих по структуре, но с разным лексическим значением. В задании №5 из демоверсии 2016 года в глаза бросается неуместное использование слова «изобретательная» в сочетании со словом «деятельности». Конечно же, здесь нужно написать «изобретательская».

Ср.: ИЗОБРЕТАТЕЛЬНЫЙ. Находчивый, быстрый на выдумку, способный изобретать. Изобретательн|ый:

ая особа, натура;

ое воображение. Непонятно, где там, в этом узеньком теле, умещается его неистощимо изобретательная душа.

ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИЙ. Относящийся к изобретательству, к изобретателю. Изобретательск|ий:

ая деятельность, смекалка, мысль, душа;

ое волнение, мнение, суждение, дело, право, бюро;

ая премия. Жена считает, что у меня был приступ изобретательской лихорадки. Летающая модель. Сравните: изобретательный ум — ум, быстрый на выдумку, способный изобретать; изобретательский ум — ум самого изобретателя.

В 2015 году пятое задание смогли выполнить всего 60% выпускников. Главная трудность этого задания – произвести верную замену. Бедность словарного запаса и незнание верного лексического значения тех или иных единиц языка приводит к ошибкам не только в этом задании, но и при написании задания 25. Выход один: изучать словарь паронимов !

Задание №6 проверяет знание морфологических норм, то есть умение выявить ошибку в образовании конкретного слова. С 2015 года выпускникам нужно не только найти неверный вариант, но и записать исправленную словоформу. В данном случае правильный ответ «макарон », а не «макаронов ». Несмотря на то что с заданием справляется большинство (80%), при подготовке вам следует обратить внимание на нормы формообразования имен существительных, прилагательных, числительных, местоимений и глаголов.

Задание №7 несколько видоизменилось по сравнению с 2015 годом. В нём по-прежнему нужно соотнести виды синтаксических ошибок с представленными примерами, но теперь задание требует более тщательного анализа предложений, так как существенно увеличилось их число (было 5, стало 9). В среднем с этим заданием справляется 75%. Ошибки обычно связаны с плохим знанием синтаксиса в целом, а также с вытекающим из него непониманием синтаксических норм. Часто бывает, что выпускник замечает ошибку, но не может её классифицировать. Правильный ответ в демоверсии этого года – 59321.

В задании №8 изменилась формулировка. Вместо безударной проверяемой нужно найти чередующуюся гласную корня. Чтобы выполнить задание верно, нужно хорошо знать классификацию корней вообще (причём изучать корни с чередованием с учётом их значения), а также уметь подбирать проверочные слова. Правильный вариант в демоверсии – слово «коснулся ».

Задание №9 представлено в новой демоверсии без изменений. Здесь, как в 2015 году, нужно найти слова, в которых пропущена одна и та же буква (бесцельный, раскол ). Задание проверяет знание целого ряда орфограмм:

1) приставки с неизменяемым составом (сделать, повторить);

2) приставки с беглой гласной О (предоставить);

3) приставки, заканчивающиеся на -З/-С (исчез, разбег);

4) приставки ПРЕ-, ПРИ- (предотвратить, приехать);

5) гласные Ы/И после приставок (обыскать, заигрался);

6) употребление разделительных Ь и Ъ (семья, трехъярусный).

Задание №10 проверяет знания в области правописания суффиксов. 90% выпускников 2015 года выполнили его успешно. Правильный ответ в демоверсии 2016 года – исключение из правила «милостивый ».

В задании №11 нужно выписать слово, в котором пропущена буква Я (видящий ). Чтобы исключить ошибку, нужно уделить время повторению орфограмм в окончаниях и суффиксах глаголов и причастий.

Традиционно трудное для выполнения задание №12 диагностирует навыки правописания слов с частицей НЕ (НИ). Верный ответ в демоверсии наречие «необыкновенно ». Сложность задания связана с незнанием частей речи и вытекающим из этого неумением применить правило, регулирующее верное написание. При подготовке стоит обратить внимание на повторение морфологии.

В задании №13 нужно найти выделенные слова, которые пишутся слитно (сначала, затем ). Это задание, пожалуй, является самым трудным из орфографического блока (8-14). Чтобы обезопасить себя от ошибки выпускник должен не только выучить правила, но и научиться разграничивать производные союзы и омонимичные словосочетания. То есть без знания частей речи не обойтись.

Задание №14 предполагает проверку правописания суффиксов -Н-/-НН-. В данном случае нужно выписать все цифры, на месте которых нужно написать -НН- (украшеННыми, позолочеННым ). Ошибки в задании №14 связаны с неразличением прилагательных и причастий, правописание которых регулируют различные правила.

Задание №15 открывает пунктуационный блок. В этом задании нужно найти два предложения, в которых пропущено по одной запятой (1,5). Для того чтобы успешно справиться с этим заданием, нужно уметь проводить синтаксический анализ предложения, разграничивая ССП и предложения с однородными членами.

Задание №16 проверяет навык нахождения обособленных второстепенных членов (определений, обстоятельств, приложений). В данном случае мы видим распространенное обособленное определение, выраженное причастным оборотом «принимавшие отблеск белого шёлка » (1,2). 36% ошибок в этом задании связаны с неумением находить границы обособления. В первую очередь нужно научиться понимать синтаксические связи внутри предложения.

Задание №17 направлено на проверку знания вводных слов и знаков препинания при них. В демоверсии ЕГЭ по русскому языку обособляется вводная конструкция «можетбыть » (1,2). 34% экзаменуемых не смогли верно выполнить это задание в 2015 году. Ошибки связаны с тем, что выпускники путают вводные слова и омонимичные им члены предложения. Для предупреждения подобных ошибок надо хорошо знать:

  • основные значения вводных слов и словосочетаний;
  • наречия, похожие на вводные слова, но ими не являющиеся;
  • синтаксис простого предложения в целом.

Задание №18 предполагает анализ СПП. В этом задании нужно найти границы между главным и придаточным предложениями и правильно определить место запятой (1,4). Чтобы корректно выполнить это задание надо найти грамматические основы и проследить между ними синтаксические связи. Иными словами определить, какая часть является зависимой.

Самым сложным в этом блоке является задание №19. Чтобы получить за него балл, выпускник должен правильно расставить знаки препинания в предложении с разными видами связи. С данным заданием не справилась в ЕГЭ-2015 почти половина сдававших экзамен. Чаще всего ошибаются в количестве грамматических основ. Чтобы выполнить задание правильно, нужно

  • определить количество основ (в том числе в односоставных предложениях (!);
  • найти союзы и/или союзные слова, чтобы определить вид связи;
  • обратить внимание на второстепенные члены.

Правильно выполнить задание №19 без комплексного синтаксического анализа невозможно.

штыки и стволы винтовок (3) видно было (4) какпоблёскивалооружие. (1,2,3,4)

Задания №20, 21 и 23 связаны с анализом содержания текста.

Задание №20 проверяет умение проводить смысловой и композиционный анализ (1,2,5). 40% выпускников не справилось с этим заданием на ЕГЭ 2015 года. При выполнении анализа нужно помнить о том, что текст содержит не только фактуальную, но и концептуальную информацию, поиск которой требует более глубокого осмысления.

В задании №21 нужно выполнить типологический анализ текста (2,3,4). Больше половины участников экзамена не получили балл за этот вид работы. Чтобы не допустить ошибку в этом задании, надо твёрдо знать характеристики всех типов речи:

  • описание используется для характеристики различных объектов и обстановки, ключевые вопросы прилагательных;
  • повествование – это перечисление чьих-либо действий (глаголов);
  • рассуждение исходит от автора или героя, характерно наличие морально-нравственной позиции по какому-либо вопросу.

В задании №22 экзаменуемые должны выполнить поиск лексики с точки зрения происхождения и сферы употребления. В текущем варианте демоверсии ЕГЭ по русскому языку оно предполагает нахождение антонимической пары («плохое-хорошее» в предложении 46). Почти треть участников экзамена 2015 года не справились с этим заданием. В связи с этим необходимо больше внимания уделить таким группам лексики, как фразеологизмы, синонимы и антонимы.

Задание №23 проверяет способность находить средства связи между предложениями. В представленной демоверсии задание направлено на поиск предложения, связанного с предыдущим с помощью личного местоимения и лексического повтора (Он говорил правду: ему бывало страшно. предложение 37). Низкий процент выполнения (54%) связан с пробелами в знаниях морфологии. Так, многие выпускники не различают личные и указательные местоимения.

Задание №24 предполагает умение соотносить изобразительно-выразительные средства из списка с текстом рецензии (в демоверсии 3,5,9,2 – противопоставление, анафора, сравнительный оборот, эпитет). В среднем только 30% выпускников не справились с этим заданием в ЕГЭ по русскому языку 2015 года. Для того чтобы данное задание не вызывало затруднений, необходимо изучать изобразительные средства и их роль в текстах различных стилей.

В ЕГЭ по русскому языку 2016 года уточнена формулировка задания №25. в него добавлено пояснение:

«Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста ». Комментарий выявленной в тексте проблемы будет оцениваться максимально в 3 балла против 2 баллов в 2015 году. Анализ письменных работ показывает достаточно низкий уровень практической грамотности, особенно в области пунктуации. Примерно каждый пятый участник экзамена не смог привести аргумент из читательского опыта. При подготовке к заданию 25 надо развивать навык глубокого, вдумчивого чтения художественных и публицистических текстов. Без умения анализировать авторский текст с учетом его художественных образов, невозможно создать его качественную интерпретацию в виде собственной письменной работы.

Материал подготовила Наталья Александровна Зубова, создатель школы «САМАРУС»

Анализ ЕГЭ по русскому языку в 11 классах

Первомайского района города Ростова-на-Дону

Анализ ЕГЭ по русскому языку в 11 «А» и 11 «Б» классах (2014г.)

Особенности контроля и аттестации выпускников при проведении единого государственного экзамена (ЕГЭ) по русскому языку определяются спецификой предмета, конечными целями обучения и назначением экзаменационной работы.

Современный этап развития методики преподавания русского языка характеризуют новые подходы к определению целей обучения. Цели обучения, его содержание (знания, умения и навыки) определяются через понятия языковой, лингвистической и коммуникативной компетенций.

Экзаменационная работа составлена так, что позволяет проверить, в какой степени у выпускников средней школы сформирована каждая из трех компетенций – языковая, лингвистическая и коммуникативная.

В 2014 году ЕГЭ по русскому языку сдавали 15 выпускников 11 « А» и 19 выпускников 11 «Б» класса – всего 34 обучающихся. Все участники успешно преодолели экзаменационные испытания. Экзаменационная работа по русскому языку для выпускников 11 класса школы имеет свое назначение – оценить подготовку выпускников средней школы по русскому языку с целью их итоговой аттестации и отбора абитуриентов для поступления в ссузы и вузы.

Выполнение экзаменационной работы потребовало от выпускников следующих умений:

Проводить различные виды анализа языковых единиц. Анализировать, классифицировать языковые факты с целью обеспечения различных видов речевой деятельности.

Осуществлять речевой самоконтроль. Оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач.

Разграничивать варианты норм. Анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления.

Проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов. Использовать основные приемы информационной переработки текста.

Извлекать необходимую информацию из различных источников, создавать собственные речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами.

Владеть основными приемами информационной переработки текста.

Двоякая функция ЕГЭ – аттестовать выпускников общеобразовательных школ и отобрать среди них наиболее подготовленных учащихся для продолжения обучения в вузе – определяет структуру и содержание экзаменационной работы. В ней, помимо заданий базового уровня, имеются задания повышенного и высокого уровня сложности, обладающие большой дифференцирующей силой. Именно эти задания позволяют выделить из числа экзаменуемых учащихся наиболее подготовленных.

В работе использованы три типа заданий: задания с выбором ответа, задания с кратким ответом, задания с развернутым ответом.

Большая часть заданий с выбором ответа проверяет языковую компетенцию экзаменуемых: умение выявлять соответствие (или несоответствие) какой-либо речевой единицы языковой норме. Несколько заданий с выбором ответа проверяют лингвистическую компетенцию – способность опознавать языковые единицы и классифицировать их – и коммуникативную компетенцию – способность понимать высказывание, связно, а также логично строить текст. В целом задания с выбором ответа проверяют подготовку по русскому языку на базовом уровне.

Основные общие результаты экзамена по русскому языку

В 2014 году средний тестовый балл по русскому языку: в 11А – 61 балл, в 11Б 54 балла. Средний тестовый балл по школе составляет 57 баллов (в прошлом учебном году 63,2), что ниже показателей этого года по Первомайскому району, городу, Ростовской области и России в целом, а также в сравнении с предыдущими годами.

Результаты выпускников школы ЕГЭ по русскому языку можно условно разделить на несколько групп:

Анализируя данные таблицы, можно сделать вывод, что выпускниками хорошо усво- ены следующие темы:

1.Морфологические нормы (88%).

2.Синтаксические нормы (85%).

3. Текст. Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательность предложний в тексте (88%).

4.Средства связи предложений в тексте (85%).

5. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами (82%).

6. Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров (85%).

7. Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста (94%).

Примечателен тот факт, что учащиеся справились с заданиями повышенного уровня сложности лучше, чем с заданиями базового уровня (53% - 94%).

Низкие результаты показали выпускники при выполнении таких заданий:

1.Предложение. Виды предложений по количеству грамматических основ. Виды сложных предложений по средствам связи частей. Сложные предложения с разными видами связи (44%).

3.Знаки препинания в простом осложненном предложении с однородными членами (44%).

Из 15 выпускников 11А и 19 выпускников 11Б классов никто не справился с выполнением заданий части А на 100%, что свидетельствует о непрочности знаний учащихся. Максимальное количество правильных ответов в части А (29) у Нискубиной М. (11А класс). Минимальное количество (7 баллов) у Варосяна С. (11Б класс). Только три задания (А4, А7, А28) выполнены учащимися на 100%. Самый низкий результат (38%) учащиеся показали в части А11 (части речи). Это серьезный пробел в знаниях выпускников, т.к. отсутствие представления о частях речи влечет за собой ошибки в правописании слов, пунктуационные и грамматические ошибки (ошибки в практическом применении знаний).

Результаты выполнения заданий повышенного уровня сложности

Задания открытого типа с кратким ответом ориентированы главным образом на проверку лингвистической компетенции экзаменуемых. В заданиях этого типа для анализа предлагается более сложный, чем в заданиях с выбором ответа, языковой материал, причем предъявляется он не в виде изолированных языковых примеров (слов, словосочетаний, предложений), а на материале текста.

В целом задания к тексту представляют собой многоаспектный анализ текста (смысловой, композиционный, типологический, стилистический, языковой) и являются заданиями повышенного уровня сложности.

Вторая часть работы ориентирована как на итоговую аттестацию выпускников школы, так и отбор абитуриентов для продолжения учебы в вузе. Традиционно эти задания вызывают у выпускников наибольшие затруднения.

Уровень сформированности той или иной компетенции можно определить по результатам выполнения групп заданий, проверяющих соответствующие умения. Видно, что общий результат выполнения заданий повышенного уровня сложности низкий. Данные представлены в таблице ниже.

Проверяемые элементы содержания и виды деятельности

Уровень сложности задания

Крайне низкие результаты показали выпускники при выполнении таких заданий:

В2. Части речи (29%);

В4. Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Виды предложений по наличию главных членов: двусоставные и односоставные (38%);

В6. Сложное предложение (32%).

Все указанные темы теснейшим образом связаны между собой. Пробелы в морфологии вызывают пробелы в синтаксисе, а далее – в пунктуации.

Задание В8 (анализ средств выразительности текста) предполагает оценивание от 0 до 4 баллов. Оценка зависит от количества правильных ответов. Каждый верный ответ оценивается 1 баллом.

4 балла заработали 27 учащихся (55%).

3 балла – 7 учащихся (14%).

2 балла –5 учащийся (10%).

1 балл – 5 учащихся (10%).

0 баллов – 5 учащихся (10%).

Тот факт, что 10% выпускников не справилось с заданием В8, свидетельствует об отсутствии у них знаний, умений и навыков выявления художественных средств выразительности. Значит, в своей практике речевого общения они также не используют в полной мере ресурсы русского языка. Следовательно, их речь бедна и однообразна. А это говорит о том, что выпускники испытывают трудности при выражении своих мыслей, что скажется на их дальнейшей учебе.

Результаты выполнения заданий высокого уровня сложности

Задание открытого типа с развернутым ответом – это сочинение на основе предложенного текста. Задание проверяет сформированность у экзаменуемых отдельных коммуникативных умений и навыков:

анализировать содержание и проблематику прочитанного текста;

комментировать проблемы исходного текста;

определять позицию автора текста по заявленной проблеме;

выражать и аргументировать собственное мнение;

последовательно и логично излагать мысли;

использовать в речи разнообразные грамматические формы и лексическое богатство языка;

практическую грамотность – навыки оформления высказывания в соответствии с орфографическими, пунктуационными, грамматическими и лексическими нормами современного русского литературного языка.

Таким образом, третья часть экзаменационной работы проверяет состояние практических речевых умений и навыков и дает представление о том, владеют ли экзаменуемые монологической речью, умеют ли аргументированно и грамотно излагать свою точку зрения, что немаловажно не только для успешной учебной деятельности, но и для дальнейшего профессионального образования.

Значимость третьей части в структуре всего теста велика, так как именно это задание позволяет в достаточно полном объеме проверить и объективно оценить речевую подготовку экзаменующихся, оценить практическую грамотность.

Надо отметить, что все учащиеся приступили к выполнению части С. Правда, не всем удалось продемонстрировать свои коммуникативные навыки на должном уровне.

Сочинение оценивалось по критериям, каждый из которых имеет свою шкалу измерения (от 0 до 3 баллов): 0-1, 0-2, 0-3.

К 1. Умение выявлять и формулировать исходную проблему текста (0-1б.).

К 2. Умение комментировать исходную проблему текста (0-2б).

К 3. Умение отражать позицию автора текста (0-1б).

К 4.Умение аргументировать собственное мнение по проблеме (0-3б).

К 5. Умение создавать письменное высказывание, отличающееся смысловой цельностью, композиционной стройностью, связностью изложения (0-2б).

К 6. Умение точно выражать свои мысли, уместно используя разнообразие грамматических форм, средства выразительности (0-2б).

К 7. Соблюдение на письме норм орфографии (0-3б).

К 8. Соблюдение на письме норм пунктуации (0-3б).

К 9. Соблюдение на письме языковых норм при оформлении высказывания (0-2б).

К 10. Соблюдение речевых норм (0-2б).

К 11. Соблюдение этических норм (0-1б).

К 12. Соблюдение фактологической точности в фоновом материале (0-1б).

Данные таблицы свидетельствуют о том, что экзаменуемые успешно справляются с выполнением заданий по критериям К1, К3, К11, К12. В то же время можно увидеть, что затруднения у выпускников вызывает критерий К2 (комментарий к сформулированной проблеме). Можно предположить, что это связано, прежде всего, с их узким кругозором, т.к. развернутый комментарий требует от выпускника определенных знаний об окружающей действительности и месте данной проблемы в обществе. По-прежнему трудности у детей вызывают задания, связанные с аргументацией собственного мнения. Это опять же свидетельствует об ограниченных знаниях экзаменуемых о жизни современного мира, но самое главное здесь – отсутствие у выпускников читательского опыта (нет примеров из произведений художественной литературы, которые могли бы иллюстрировать ту или иную проблему текста). Крайне низкий балл по критериям К6 и К10 указывает на бедность и невыразительность речи выпускников, что, безусловно, является следствием безразличного отношения к книге. Традиционно слабо выпускники справились с критериями К7 и К8 (соблюдение правил орфографии и пунктуации). Причина – отсутствие прочных знаний, умений и навыков в области орфографии и пунктуации.

Результаты выполнения задания С1 (сочинения) представлены в таблице (получили максимальное количество баллов по критерям).

Задание С1. Сочинение. Информационная обработка текста. Употребление языковых средств в зависимости от речевой ситуации (максимально 23 балла)

Следует отметить, что все экзаменующиеся МБОУ СОШ №84 2014 года приступили к написанию части С1. Однако высоких результатов не достигли. Наивысшего количества баллов (23) в части С1 не набрал никто из выпускников. Максимальный балл (19) набрали Гладких Д. (11Б) и Панибратова К. (11Б). Минимальное количество баллов (6) набрал Боровиченко М.(11Б).

Выводы и рекомендации

Опыт проведения ЕГЭ, анализ результатов выполнения экзаменационной работы по русскому языку в 2014 году позволяет высказать некоторые общие рекомендации, направленные на совершенствование процесса преподавания русского языка в школе. При подготовке выпускников к выполнению заданий ЕГЭ по русскому языку необходимо настраивать учащихся на выполнение всей работы полностью, а не только ориентировать на демонстрационный вариант контрольно-измерительных материалов, т.к. включённые в него задания, не отражают всех вопросов содержания, которые будут проверяться с помощью вариантов КИМ. Следует усилить контроль за выполнением заданий второй части работы,

проверяющих сформированность лингвистической компетенции, обратить внимание на недостаточно усвоенные разделы речеведения, связанные с интерпретацией содержания текста, комментарием проблематики текста, выяснением способов и средств связи предложений, на несформированность понятийного аппарата, недостаточно развитые навыки аналитической работы со словом и текстом. Необходимо максимально использовать работу над текстами сочинений для автоматизации орфографических и пунктуационных навыков. Результаты выполнения экзаменационной работы по русскому языку дают возможность выявить тот круг умений и навыков, отработка которых требует большего внимания в процессе обучения в старших классах. К последним относятся умения, связанные с чтением, пониманием текста и умением его интерпретировать. Эти ведущие общеучебные умения необходимы школьнику для успешного усвоения не только курса русского языка, но и других предметов.

В связи с этим следует:

- больше внимания на уроках русского языка уделять анализу текстов различных стилей и типов речи;

- целенаправленно развивать устную и письменную монологическую речь учащихся;

- формировать умение рассуждать на предложенную (в том числе лингвистическую) тему, приводя тезис, аргументы и делая вывод;

- отрабатывать навыки рационального чтения учебных, научно-популярных, публицистических текстов, формируя на этой основе общеучебные умения работы с книгой;

- обучать анализу текста, при этом обращать особое внимание на эстетическую функцию языка;

- учить письменному пересказу, интерпретации и созданию текстов различных стилей.

При подготовке к ЕГЭ следует разнообразить дидактический материал, включая в работу на уроке неадаптированные тексты не только художественного, но и официально-делового, публицистического и научного стилей речи.

Более последовательно реализовать в школе сознательно-коммуникативный принцип обучения родному языку, основная идея которого заключается в понимании учащимися важности теоретических (лингвистических) знаний для успешного формирования практических речевых умений.

Проблема формирования языковой компетенции по-прежнему остается острой, а задача совершенствования культуры речи выпускников – социально значимой. Учитывая то, что практическая грамотность вырабатывается только в процессе письма и нуждается в значительном объеме тренировочной работы, в результате которой осознанные знания по орфографии превращаются в автоматизированные навыки грамотного письма, следует максимально использовать работу над текстами сочинений. При этом следует совершенствовать методику работы над таким новым для школы видом сочинения, как сочинение по прочитанному тексту.

Следует более интенсивно внедрять в практику работы школы личностно ориентированные методы обучения языку, что позволит реализовать разноуровневый подход при обучении русскому языку.

Осуществлять интегрированный подход в обучении. Анализ выполнения обучающимися задания С1 позволил актуализировать проблему использования выпускниками опыта изучения других предметов, в частности предметов гуманитарного цикла (литературы, истории).

Продолжить осуществлять специальную подготовку обучающихся к экзамену (проводить цикл независимых тестирований с целью подготовки к ЕГЭ).