Руководства, Инструкции, Бланки

Функции В Должностной Инструкции Это img-1

Функции В Должностной Инструкции Это

Категория: Инструкции

Описание

Должностные инструкции - М

М. И. Магура поиск и отбор персонала Должностные инструкции


Должностные инструкции определяют основное содержание работы, которая должна выполняться работником, занимающим данную должностную позицию; в ней указано, что представляет собой данная работа, какие виды деятельности и какие обязанности она включает в себя, ответственность и полномочия, место работника в формальной структуре подразделения (организации), квалификационные требования к нему.

Грамотно составленная должностная инструкция позволяет четко зафиксировать функциональные обязанности, права и ответственность каждого работника, отделить «свойственные» функции от «несвойственных» и определить систему взаимоотношений между руководителями и подчиненными им работниками. Должностные инструкции не только определяют должностные функции, ответственность и полномочия работников, но также упорядочивают взаимоотношения персонала и потоки информации внутри организации.

Нередки случаи, когда должностные инструкции оказываются устаревшими, явно не отвечающими сегодняшним требованиям к работнику, выполняющему данную профессиональную деятельность или занимающему данную должность, а то и вовсе отсутствуют. В организациях, где руководство понимает значение этого инструмента для оптимального использования потенциала человеческих ресурсов, отдел персонала регулярно пересматривает должностные инструкции, указывая, что они «проверены» или «исправлены» с учетом требований сегодняшнего дня.

При отборе новых работников должностные инструкции дают ценную информацию о тех требованиях и критериях, на основании которых можно отличить «плохих» или негодных кандидатов от перспективных.

Должностные инструкции содержат, как правило, следующие пункты:

  • полное наименование должности;

  • в чьей компетенции находятся вопросы назначений, перемещений и увольнений работников, занимающих данную должность;

  • кому подчинен работник, занимающий данную должность;

  • кому дает распоряжения работник, занимающий данную должность;

  • цели, которые руководство предприятия ставит для данной должности;

  • основные рабочие функции, которые должен выполнять работник занимающий данную должность;

  • результаты труда, показатели, на основании которых оценивается данная работа, и порядок оценки труда работников;

  • права, которые необходимы для выполнения возложенных рабочих функций:

  • ответственность, которую несет работник занимающий данную должность;

  • квалификационные требования к работнику на данной должности (образование, специальность, опыт работы).
^ Содержание должностной инструкции


Наименование должности. Наиболее простой является ситуация, когда данная работа, данная должность уже имеют конкретное название, отраженное в существующих нормативных документах. Если же речь идет о новом направлении профессиональной деятельности, то ее название должно в максимальной степени точно отражать содержание работы. При этом перед администрацией может вставать проблема такого названия работы, которое позитивно воспринимается как самим работником, так и другими людьми. Так если специальность «огранщик алмазов» звучит достаточно престижно, то профессии работников выполняющих предварительные операции, предшествующие огранке алмазов звучат значительно менее привлекательно: «распиловщик алмазов», «обдирщик алмазов». Иногда можно придумать работе название, повышающее ее привлекательность для потенциальных кандидатов, если это помогает их привлечение (так, можно назвать вакантную должность «специалист по дизайну производственных помещений», если трудно найти уборщицу). Но в целом название работы должно отвечать реальному ее содержанию. Нет смысла присваивать название «руководитель» или «менеджер» должности или работе, если отсутствуют люди, которыми нужно управлять.

^ В чьей компетенции находятся вопросы назначений, перемещений и увольнений работников, занимающих данную должность. Если для рядовых работников сложностей здесь не возникает, то когда речь идет о должностях ведущих специалистов или о представителях высшего руководства, необходимо точно указать, на каком уровне принимаются соответствующие решения (на уровне генерального директора, Совета директоров, Правления компании и др.).

^ Кому подчинен и перед кем отчитывается сотрудник о проделанной работе. Имеются множество случаев, когда исполнители на вопрос «кому вы подотчетны» не могут дать четкий ответ. Если такое наблюдается, то это явно указывает на то, что в организации творится неразбериха.

^ Непосредственные подчиненные сотрудника. Здесь записывается уровень на ступень ниже должности, по которую составляется инструкция. При этом возможно некоторое недопонимание. Например, начальник отдела может сказать: «Мне непосредственно подчиняется 17 человек», имея в виду при этом всех сотрудников своего подразделения, на самом же деле непосредственно ему подчинены четыре мастера и два специалиста. Такие проблемы могут возникать особенно часто в случаях разделенной или совмещенной ответственности. Эти проблемы должны быть разрешены еще до составления должностных инструкций.

^ Общая цель работы. Цель работы следует формулировать кратко. Формулировка цели работы должна давать четкое представление о роботе и о тех результатах, которые должны быть получены в итоге. Например, руководитель производственного подразделения обеспечивает выполнение производственных планов подразделения в том объеме и с тем качеством, которые предусмотрены в согласованном плане работ, при минимальных затратах.

^ Основные рабочие функции. Сведения об основных направлениях деятельности и задачах составляют главную часть должностных инструкций. Необходима классификация работы по основным задачам, каждая из которых должна быть представлена отдельным пунктом. Каждая задача должна быть определена одним предложением, максимум - двумя. Число основных направлений работы следует по возможности ограничить семью, но каждое из основных направлений деятельности может состоять из ряда подзадач. При описании работы руководителя задачи могут быть перечислены в соответствии с очередностью их решения порядке, в последовательности, отражающей их значимость или на основании какой-либо другой логики. Когда описания содержат слишком много функций (направлений работы), начинаются повторения и неясности. Устранению повторов и нахождению пробелов (неописанных функций) в должностных инструкциях способствует процесс объединения отдельных задач в основные направления.

^ Требования к формулировкам должностных обязанностей

  • Определение подлежащих выполнению функций должно быть сжатым и содержательным .

  • Начинать следует с функционального глагола в активной форме (составляет, проверяет, отвечает и т.п.). Не следует использовать глаголы, имеющие нечеткое значение, типа «имеет дело».

  • Укажите, каким образом и для чего это делается. Это позволит отличить данную задачу от задач, выполняемых на других уровнях, и дает представление о значимости задачи.

  • Описание работы должно быть предельно кратким. Его цель - выделить ключевые аспекты работы. Излишние подробности о способах и методах работы необходимо исключить из описания работы.

  • ^ Формулировки должны разделять действия, которые должны осуществляться данным исполнителем, и действия, которые должны осуществляться другими под его контролем. Первые относятся к прямой ответственности работника, вторые относятся к ответственности руководителя.

^ Результаты труда. Важно, чтобы должностные инструкции содержали указание на результаты труда, которые, собственно, и определяют основное предназначение работника, занимающего данную должность, и на то, какие показатели его работы подлежат оценке. Так для уборщицы главный результат труда состоит в поддержании чистоты и порядка на вверенной ей территории. А оцениваемые показатели ее работы могут существенно зависеть от специфики тех помещений, в которых необходимо производить уборку. Одно дело, если это офисные помещения, и совсем другое – если это производственные цеха или раздевалки.

Права. Выполнение возложенных на работника обязанностей может встретить существенные затруднения если он не наделен соответствующими правами. Так, кассир в супермаркете обладает следующими правами:

а) Требовать обеспечения условий работы в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами;

б) Требовать обеспечения исправной работы оборудования, необходимого для работы.

Ответственность. Указание на рабочие функции и на права работника нуждаются в установлении ответственности работника, связанной с выполнением порученной работы (финансовая ответственность, выполнение работы в срок, качество выполнения работы, бережное отношение к собственности компании, точность данных предоставляемых в установленных формах отчетности и др.).

^ Квалификационные требования. Организация в должностной инструкции не только определяет, какую работу должен выполнять работник, но и каким требованиям он должен удовлетворять для того, чтобы занимать данную должность. В квалификационных требованиях устанавливаются минимальные требования, и если работник им не соответствует, то он не может претендовать на занятие данной должности. В первую очередь это касается образования и профессионального опыта.


Форма для разработки и образец должностных инструкций приведены в Приложении 1 «Типовые формы и документы»

Существует два основных способа описания должностных инструкций. Они могут быть выполнены:

  • традиционным путем . через описание должностных обязанностей, решаемых задач и выполняемых видов деятельности.

  • в понятиях результата . Такие должностные инструкции помогают работникам ощутить свою значимость, дают им понять, почему они должны делать именно эту работу, почему их работа является важной для организации.

Работники, отвечающие за разработку должностных инструкций, по согласованию с руководством выбирают тот способ, который в наибольшей степени отвечает задачам, решаемым организацией.
^ Ошибки при написании должностных инструкций
Недостаточная требовательность руководства, непонимание значения должностных инструкций для эффективного кадрового менеджмента, нечеткость конечных целей, ради которых, собственно, и разрабатывается должностная инструкция, и отсутствие у разработчиков соответствующего опыта приводит к многочисленным ошибкам. Можно выделить следующие часто встречающиеся ошибки при подготовке (разработке) должностных инструкций:

  • В должностных инструкциях не указывается порядок взаимодействия с представителями смежных подразделений или с работниками собственного подразделения, хотя реально эти взаимодействия составляют существенное содержание работы данного сотрудника;

  • Обязанности работника часто не подкреплены соответствующими правами;

  • Должностные инструкции носят формальный характер и слабо соотносятся с реальными должностными обязанностями работников, для которых они написаны;

  • Иногда в инструкциях забывают указать квалификационные требования, необходимые для успешного выполнения должностных обязанностей;

  • В должностных инструкциях часто не указывают, на основании каких показателей могут быть оценены результаты работы данного работника;

  • Составление должностных инструкций поручается самому исполнителю. Сотруднику говорится: «Сам напиши на себя должностную инструкцию» или “Напиши инструкцию, взяв за образец эту». В таком случае велика опасность того, что исполнитель, зная все тонкости своей работы и пути сокращения рабочей нагрузки, может написать инструкцию, которая будет выгодна скорее ему самому, а не организации.

  • Недооценка значения должностных инструкций. Руководитель считает, что бумажная работа только отвлекает его от дела, мешает его «настоящей работе». Составление должностных инструкций в этом случае превращается в отписку, и обычно такие инструкции не приносят никакой реальной пользы.

  • Серьезная проблема состоит и в том, что при проведении отбора на вакантные должности работники, проводящие отбор, часто обращаются не к соответствующим должностным инструкциям, а ограничиваются лишь выяснением степени соответствия кандидатов установленным формальным требованиям (стаж, образование, опыт работы и др.).

Другие статьи

Должностные инструкции

Должностные инструкции

Служебная должность - первичный элемент структуры управления, отражающий сложившуюся систему разделения и кооперации труда внутри организации. Эффективность труда каждого работника во многом зависит от того, насколько четко определены его должностные обязанности, права, ответственность, служебные взаимоотношения. Все эти сведения отражаются в соответствующем документе - должностной инструкции.

Должностные инструкции - необходимое и действенное средство управления. Наличие должностных инструкций позволяет:

- исключить дублирование при выполнении определенных видов работ;

- обеспечить взаимодействие сотрудников, занимающих разные должности, при решении производственных и управленческих задач;

- дать объективную оценку деятельности работника;

- обосновать необходимость наложения взысканий при невыполнении или некачественном исполнении работником возложенных на него обязанностей.

При разработке должностных инструкций используются названия должностей, предусмотренные в Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016-94), изданном Министерством труда России в 1995 г. а также должностные квалификационные характеристики, содержащиеся в сборнике Министерства труда России "Тарифно-квалификационные характеристики общеотраслевых должностей служащих и общеотраслевых профессий рабочих" (1996 г.), разработаном во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 14 октября 1992 г. №785 "0 дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки".

Перечень общеотраслевых должностей, на которые разработаны тарифно-квалификационные характеристики, содержит наиболее типичные для бюджетных отраслей должности, тарификация которых является сквозной в бюджетной сфере. В перечень включены характеристики должностей руководителей, характеристики должностей специалистов и характеристики должностей технических исполнителей.

По ряду должностей руководителей, предусмотренных в перечне (начальник отдела, главный специалист, руководитель учреждения, организации, предприятия), содержание выполняемых работ и требования к знаниям должны быть определены особо для каждой из отраслей бюджетной сферы.

В основу подготовки тарифно-квалификационных характеристик положены действующие в настоящее время характеристики квалификационного справочника должностей, доработанные с учетом происходящих изменений в содержании труда и требующейся квалификации работников.

В связи с введением поразрядной системы дифференциации оплаты труда осуществлен переход от квалификационной к тарифно-квалификационной характеристике посредством включения в ее состав раздела "Требования к квалификации по разрядам оплаты труда", исходя из которых должна проводиться тарификация служащих.

Приведенные по общеотраслевым должностям служащих требования к квалификации по разрядам оплаты, установленные в соответствии с принятыми критериями, следует использовать в качестве аналога при разработке соответствующих требований по специфическим отраслевым должностям руководителей, специалистов и других служащих, с тем чтобы соблюсти единые методические подходы, предусмотренные ЕТС.

В соответствии с постановлением Минтруда РФ от 20 января 1994 г. № 7 тарифно-квалификационные характеристики должностей служащих (руководителей, специалистов и технических исполнителей) являются нормативными документами, способствующими обеспечению рационального разделения труда, правильного подбора, расстановки и использования кадров, единства в определении должностных обязанностей работников и предъявляемых к ним квалификационных требований.

Тарифно-квалификационные характеристики служат основой при разработке должностных инструкций для исполнителей и содержат три раздела.

В разделе "Должностные обязанности" перечислены основные функции, которыми могут быть полностью или частично наделены работники, занимающие конкретные должности.

В разделе "Должен знать" содержатся основные требования, предъявляемые к работнику в отношении специальных знаний, а также знаний законодательных актов, положений, инструкций и других руководящих и нормативных документов, методов и средств, которые работник должен уметь применять при выполнении должностных обязанностей.

В разделе "Требования к квалификации по разрядам оплаты определены уровень профессиональной подготовки работника, необходимой для выполнения возложенных на него обязанностей, и требования к стажу работы, дифференцированные по каждому разряду или диапазону разрядов.

Дифференциация требований к квалификации по разрядам оплаты обусловлена различиями в сложности выполняемых работ, исходя из уровня ответственности, разнообразия функций и других факторов, определяющих сложность выполняемых должностных обязанностей.

В тарифно-квалификационных характеристиках приводится перечень основных, наиболее часто встречающихся работ исходя из сложившегося в отраслях экономики разделения и кооперации труда. Конкретный перечень должностных обязанностей работников устанавливается должностными инструкциями, которые разрабатываются и утверждаются в установленном порядке. При необходимости обязанности, включенные в характеристику по той или иной должности, могут быть распределены между несколькими исполнителями. В процессе совершенствования организации труда, внедрения технических средств, проведения мер по увеличению объема выполняемых работ, сокращению численности персонала возможно расширение круга обязанностей работников по сравнению с установленными соответствующей характеристикой. В этих случаях работнику может быть поручено выполнение обязанностей, предусмотренных характеристиками для других должностей, родственных по содержанию работ, равных по сложности, выполнение которых не требует иной специальности, квалификации, изменения должностного наименования.

Отнесение к разрядам оплаты руководителей предприятий, учреждений, организаций, структурных подразделений, находящихся на бюджетном финансировании, осуществляется на основе группировки по оплате труда руководителей исходя из масштаба и сложности руководства.

Группы по оплате труда для руководителей устанавливаются в зависимости от технико-экономических показателей, характеризующих их работу, а также от таких факторов, влияющих на труд руководителя, как численность подчиненного персонала, техническая вооруженность и др.

Показатели для отнесения учреждений, организаций, предприятий и структурных подразделений, находящихся на бюджетном финансировании, к группам по оплате труда руководителей устанавливаются соответствующими министерствами и ведомствами.

Тарифно-квалификационные характеристики распространяются на работников учреждений, организаций, предприятий независимо от их ведомственной принадлежности. В них представлены наиболее характерные для той или иной должности виды работ. Поэтому при разработке должностных инструкций допускается уточнение перечня работ, которые свойственны соответствующей должности в конкретных организационно-технических условиях. Одновременно определяются требования к необходимому профилю подготовки работников.

Должностные обязанности, требования к знаниям и квалификации специалистов, а также заместителей руководителей подразделений определяются на основе соответствующих тарифно-квалификационных характеристик.

Соответствие фактически выполняемых обязанностей и квалификации работников требованиям тарифно-квалификационных характеристик определяется аттестационной комиссией согласно действующему положению о порядке проведения аттестации руководителей, специалистов и других служащих учреждения, организации, предприятия.

Лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в требованиях к квалификации по разрядам оплаты, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии могут быть в порядке исключения назначены на соответствующие должности. Им допустимо устанавливать разряд оплаты в пределах предусмотренного диапазона разрядов для данной должности наравне с лицами, имеющими специальную подготовку и стаж работы.

Разрабатывая должностные инструкции, важно соблюдать единый подход к их построению, формулировке содержания разделов, последовательности изложения текста. Инструкции должны содержать перечень всех обязанностей и полномочий работника в кратких и четких формулировках с однозначным толкованием, учитывать меняющиеся условия деятельности организации. Как нормативный документ должностная инструкция определяет организационно-правовое положение работника и его взаимоотношения с другими сотрудниками предприятия. Инструкцию разрабатывает руководитель структурного подразделения, он же и подписывает. При отсутствии структурных подразделений текст инструкции составляет специалист, занимающий данную должность, соответственно он и подписывает.

Должностные инструкции относятся к документам, подлежащим утверждению, и, как правило, утверждаются руководителем организации или его заместителем, курирующим работу кадровой службы. Во многих организациях принято согласовывать должностные инструкции с юридической службой, что следует признать положительной практикой, позволяющей существенно улучшить качество данного документа и привести его в соответствие с действующим законодательством о труде. Должностная инструкция доводится до сведения работника под расписку.

Унифицированная форма должностной инструкции содержится в "Сборнике плакатов и учебных форм основных организационно-распорядительных документов", являющемся составной частью Государственной системы документационного обеспечения управления (1991г.). Инструкция оформляется на общем бланке организации с угловым расположением реквизитов. К реквизитам бланка должностной инструкции относятся: наименование вышестоящей организации (при наличии у предприятия ведомственной подчиненности), наименование организации (предприятия), название вида документа (должностная инструкция), дата регистрации инструкции, регистрационный индекс (номер), место составления документа.

Порядок расположения реквизитов организационно-распорядительных документов и правила их оформления закреплены ГОСТОМ 6.38-90 "Унифицированные системы документации. Система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов". Согласно ГОСТУ, дата в документах пишется тремя парами арабских цифр (пример: 01.10.97), а реквизит "Место составления документа" это название местности, где расположена организация, с учетом административно-территориального деления, например: Москва, г. Рязань, г. Красногорск Московской обл. п. Строитель Мытищинского района Московской обл.

В графе утверждения должностной инструкции, проставляемой в правом верхнем углу листа документа, указывается должность руководителя, утвердившего документ, и дается расшифровка его личной подписи (два инициала перед фамилией без скобок). Руководитель, утверждающий инструкцию, должен не только расписаться в графе утверждения, но и поставить от руки дату утверждения документа.

В левом верхнем углу листа документа, под реквизитами бланка, располагается реквизит "Заголовок к тексту", который показывает, на какую должность составлена инструкция, т.е. называет эту должность (категорию служащего).

В унифицированной форме должностной инструкции, согласно ГСДОУ, отражена структура текста этого документа, включающая следующие разделы:

1. Общие положения.

3. Должностные обязанности.

6. Взаимоотношения. Связи по должности.

В ГСДОУ рекомендовано включать в должностную инструкцию раздел «Оценка работы», в котором должны быть перечислены критерии оценки степени выполнения работником своих функций и обязанностей, использования прав и т.д. Основными критериями при этом являются качество работы и своевременность ее выполнения, а качество работы определяется в первую очередь выполнением обязанностей, возложенных на работника в должностной инструкции.

Раздел «Общие положения» должен содержать: основные сведения о должности; наименование подразделения, в котором работает сотрудник, занимающий данную должность; его непосредственную подчиненность; порядок приема на работу и порядок увольнения; порядок замещения сотрудника при его отсутствии; перечень законодательных, нормативных и методических материалов, которыми сотрудник должен руководствоваться в своей деятельности; квалификационные требования к претенденту на данную должность, т.е. требования к уровню образования и стажу работы.

В разделе «Функции» определяются основные направления деятельности работника, тот участок работы, за который он несет ответственность.

В разделе «Должностные обязанности» перечисляются конкретные задачи, возложенные на специалиста, указывается форма его участия в управленческом процессе - руководит, утверждает, обеспечивает, подготавливает, рассматривает, исполняет, контролирует, согласовывает, представляет, курирует и т.д.

В разделе «Права» описываются полномочия работника, необходимые для выполнения предписанных ему действий. Здесь указываются такие права работника, как право принятия решений, получения информации, необходимой для работы, право визирования документов и участия в их подготовке и обсуждении и т.п. Работник должен быть наделен правом требовать от других сотрудников организации своевременного и качественного исполнения определенных действий.

Виды и формы ответственности должностного лица за результаты и последствия своей деятельности, а также за непринятие своевременных мер по определенным вопросам служебной деятельности, если они относятся к кругу его обязанностей, описываются в разделе «Ответственность». Например, специалист по работе с кадрами несет ответственность за: нарушение действующего законодательства при приеме, переводе и увольнении сотрудников; нарушение инструкции по ведению трудовых книжек при их заполнении; несвоевременную выдачу трудовых книжек работникам при увольнении; бестактное, грубое отношение к работникам организации и гражданам, обращающимся в кадровую службу.

Раздел «Взаимоотношения» должен четко показывать служебные взаимосвязи сотрудников, и прежде всего взаимный обмен документацией между должностными лицами внутри организации, а также между должностным лицом и сторонними организациями. Данный раздел лучше представлять в табличной форме, включающей три графы:

первая графа: круг должностных лиц, структурных подразделений и сторонних организаций, с которыми обменивается документацией сотрудник;

вторая графа: что получает сотрудник от других должностных лиц, структурных подразделений и сторонних организаций;

третья графа: что передает сотрудник другим должностным лицам, структурным подразделениям и сторонним организациям.

При необходимости во второй и третьей графах таблицы могут быть указаны дополнительные характеристики процессов обмена информацией: периодичность представления сведений, объем подготавливаемой документации, вид носителя информации и т.д.

Раздел «Организация работы и критерии оценки деятельности» помимо организационных вопросов (режим или график работы сотрудника, порядок контроля за его деятельностью, совмещение разных видов работ и т.п.), должен содержать параметры оценки результатов труда сотрудника для объективной его характеристики как специалиста.

Только качественно составленный перечень критериев оценки деятельности работника может служить основой для решения вопросов профессиональной пригодности работника, его соответствия занимаемой должности и служебного роста, а также для применения на практике к некачественно работающему специалисту соответствующих статей КЗоТ РФ для освобождения его от занимаемой должности (например, п. 2 ст. 33 КЗоТ РФ обнаружившееся несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации).

После утверждения должностной инструкции она в обязательном порядке доводится до сведения работника, занимающего данную должность. Этот факт фиксируется с помощью отметки "С инструкцией ознакомлен" и подтверждается личной подписью работника с указанием даты ознакомления.

Приказ о внесении изменений издается при необходимости перераспределения функций и должностных обязанностей, при реорганизациях, сокращении штатов и т.д.

Кроме того, должностные инструкции должны быть заменены и заново утверждены в следующих случаях:

при изменении наименования организации или структурного подразделения;

при изменении наименования должности; при изменении фамилии работника, замещающего данную должность (т.е. при увольнении прежнего работника и замене его другим), если инструкция, в виде исключения, была именной и содержала в заголовке к тексту фамилию и инициалы бывшего работника.

Распределение должностных обязанностей между руководящими работниками организации устанавливается распорядительным документом - приказом директора.

Список используемой литературы.

1. Государственная система документационного обеспечения управлением. Общие требования к документам и службам документационного обеспечения.

2. В.И.Андреева. «Делопроизводство в кадровой службе».

3. «Книга работника кадровой службы».