Категория: Руководства
Деятельность Следственного комитета РФ регламентируется Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. N 403-ФЗ " О Следственном комитете Российской Федерации ".
Следственный комитет РФ (далее также - Следственный комитет) является федеральным государственным органом, осуществляющим в соответствии с законодательством РФ полномочия в сфере уголовного судопроизводства, а также иные полномочия, установленные федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента РФ. Он является единой федеральной централизованной системой следственных органов и учреждений Следственного комитета.
Президент РФ осуществляет руководство деятельностью Следственного комитета, утверждает Положение о Следственном комитете РФ и устанавливает штатную численность Следственного комитета, в том числе штатную численность военных следственных органов Следственного комитета.
Основные задачи Следственного комитета :1. Следственный комитет РФ является федеральным гос. органом, осуществляющим в соответствии с законодательством РФ полномочия в сфере уголовного судопроизводства. 2. Следственный комитет осуществляет иные полномочия, установленные федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента РФ.3. Президент РФ осуществляет руководство деятельностью Следственного комитета, утверждает Положение о Следственном комитете РФ и устанавливает штатную численность Следственного комитета, в том числе штатную численность военных следственных органов Следственного комитета. 4. Основными задачами Следственного комитета являются: 1) оперативное и качественное расследование преступлений в соответствии с подследственностью, установленной уголовно-процессуальным законодательством РФ; 2) обеспечение законности при приеме, регистрации, проверке сообщений о преступлениях, возбуждении уголовных дел, производстве предварительного расследования, а также защита прав и свобод человека и гражданина; 3) осуществление процессуального контроля деятельности следственных органов Следственного комитета и их должностных лиц; 4) организация и осуществление в пределах своих полномочий выявления обстоятельств, способствующих совершению преступлений, принятие мер по устранению таких обстоятельств; 5) осуществление в пределах своих полномочий международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства;
6) разработка мер по реализации гос. политики в сфере исполнения законодательства РФ об уголовном судопроизводстве;
7) совершенствование нормативно-правового регулирования в установленной сфере деятельности;
8) определение порядка формирования и представления статистических отчетов и отчетности о следственной работе, процессуальном контроле.
5. Полномочия Следственного комитета и организация его деятельности определяются настоящим ФЗ, другими федеральными законами, Положением о Следственном комитете РФ и иными нормативными правовыми актами Президента РФ.
6. Следственный комитет осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами гос. власти, органами гос. власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями, иными органами.
7. Следственный комитет имеет официальные символы, учреждаемые Президентом РФ.
8. Следственный комитет выпускает специальные издания.
1. Следственный комитет является единой федеральной централизованной системой следственных органов и учреждений Следственного комитета и действует на основе подчинения нижестоящих руководителей вышестоящим и Председателю Следственного комитета.
2. Следственные органы и учреждения Следственного комитета:
1) осуществляют полномочия независимо от федеральных органов гос. власти, органов гос. власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций, иных органов и в соответствии с законодательством РФ;
2) действуют гласно в той мере, в какой это не нарушает права и свободы человека и гражданина, не противоречит требованиям законодательства РФ об уголовном судопроизводстве, законодательства РФ о гос. и иной охраняемой законом тайне;
3) информируют федеральные органы гос. власти, органы гос. власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, а также население о результатах следственной деятельности.
3. Следственный комитет, Главное военное следственное управление, главные следственные управления и следственные управления Следственного комитета по субъектам РФ (в том числе подразделения указанных управлений по административным округам) и приравненные к ним специализированные (в том числе военные) следственные управления и следственные отделы Следственного комитета и учреждения Следственного комитета являются юридическими лицами. Следственный комитет, указанные следственные органы, следственные отделы и следственные отделения Следственного комитета по районам, городам и приравненные к ним, включая специализированные (в том числе военные), следственные подразделения Следственного комитета и учреждения Следственного комитета имеют печать с изображением Государственного герба РФ и со своим полным наименованием.
4. Сотрудники Следственного комитета не могут являться членами политических партий и иных общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности. Создание и деятельность общественных объединений, преследующих политические цели, и их организаций в следственных органах и учреждениях Следственного комитета запрещаются. Сотрудники Следственного комитета в своей служебной деятельности не связаны решениями политических партий и иных общественных объединений. 5. Сотрудники Следственного комитета не вправе совмещать свою основную деятельность с иной деятельностью на возмездной основе, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ. Сотрудники Следственного комитета не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории РФ их филиалов, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ.
© studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам
ТАСС-ДОСЬЕ. 15 января 2016 г. исполняется пять лет со дня вступления в силу закона о Следственном комитете России (СК России).
Образован на базе Следственного комитета при прокуратуре РФ (2007-2010). Является государственным органом, наделенным полномочиями в сфере уголовного судопроизводства, включая предварительное следствие и дознание. В своей деятельности независим от всех органов власти, общественных объединений и организаций, и др. Руководство комитетом осуществляет президент РФ.
Создание органов следствияПервые независимые следственные органы были учреждены в России в ходе судебной реформы XVIII в. которая, в частности, предполагала разделение предварительного следствия и судебного процесса. Указом Петра I от 25 июля 1713 г. была образована первая следственная канцелярия под руководством гвардии майора князя Михаила Волконского. В 1714-1717 гг. созданы еще несколько подобных органов, которые напрямую подчинялись Петру I. Они вели следствие по уголовным делам, возбужденным в отношении высокопоставленных чиновников. Канцелярии упразднили в 1724 г. в соответствии с указом Петра I от 9 декабря 1723 г. На протяжении последующих лет предварительное следствие осуществляли административные и судебные органы - Сыскной приказ, Главная полицмейстерская канцелярия и др. В ходе судебной реформы 1862-1864 гг. органы следствия были выведены из состава полиции и переданы в структуру судов.
Органы следствия в СССРИнститут судебных следователей был упразднен 24 ноября 1917 г. с принятием Советом Народных Комиссаров (СНК) РСФСР первого нормативного акта о суде, известного как Декрет номер 1. В 1920-х гг. следственные отделы создавались при правоохранительных органах, судах, Наркомате юстиции РСФСР, военных трибуналах и др. В 1928 г. весь следственный аппарат был передан прокуратуре РСФСР.
5 ноября 1936 г. СНК СССР принял постановление "О структуре Прокуратуры Союза ССР" (образована в 1933 г.), согласно которому следственные органы были отделены от наркоматов юстиции союзных и автономных республик и перешли в подчинение прокурора СССР. В составе прокуратуры был создан следственный отдел. В последующие годы следственные подразделения были образованы при Министерстве внутренних дел СССР и органах госбезопасности.
В апреле 1990 г. I-й съезд народных депутатов СССР поручил Комитету Верховного Совета по законодательству и Совету Министров подготовить предложения по созданию единого союзного Следственного комитета. Однако эта инициатива не была реализована в связи с распадом СССР в 1991 г.
Следственный комитет при прокуратуре РФВ 2007 г. в России был образован Следственный комитет при прокуратуре (СКП) РФ, которому передали полномочия надзорного ведомства в части возбуждения и расследования уголовных дел. 5 июня 2007 г. соответствующие поправки были внесены в Уголовно-процессуальный кодекс и закон о прокуратуре, а 1 августа того же года президентом РФ Владимиром Путиным подписан указ о СКП и утверждено положение о нем. Комитет возглавил первый заместитель генпрокурора Александр Бастрыкин.
СКП стал органом, обеспечивающим исполнение законодательства об уголовном судопроизводстве. К его подследственности было отнесено расследование тяжких и особо тяжких дел, а также преступлений, совершенных должностными лицами. Вместе с тем, прокуратура сохранила некоторый контроль за следствием: уголовное преследование в ходе судопроизводства, надзор за процессуальной деятельностью комитета и др.
Следственный комитет РФ23 сентября 2010 г. президент РФ Дмитрий Медведев сообщил, что в России будет создан новый независимый следственный орган. Это решение было принято в связи с необходимостью четко разграничить функции прокурорского надзора и предварительного расследования. Соответствующий законопроект был внесен в Госдуму 27 сентября 2010 г. В тот же день президент подписал указ "Вопросы Следственного комитета Российской Федерации", которым распорядился образовать его на базе СКП.
Федеральный закон о Следственном комитете (СК) России был принят 28 декабря 2010 г. вступил в силу 15 января 2011 г. Положение о комитете утверждено указом главы государства 14 января 2011 г.
Следственный комитет получил все полномочия в сфере уголовного судопроизводства. Прокуратура утратила возможность вмешиваться в ход расследования. В ее компетенции остались направление материалов в органы следствия для возбуждения уголовного преследования, выдвижение и поддержка обвинения и др. В 2014 г. президент РФ Владимир Путин подписал закон, возвращающий прокурорский надзор за деятельностью Следственного комитета - на общих основаниях, как и за остальными правоохранительными органами.
Приоритетным направлением деятельности СК является расследование тяжких и особо тяжких преступлений. В их числе дела об убийствах, похищение человека, насильственные действия сексуального характера, коррупция и др. К подследственности комитета относятся все тяжкие преступления в отношении детей, или совершенные несовершеннолетними, а также уголовные дела в отношении должностных и высокопоставленных лиц различных органов власти, Вооруженных Сил и правоохранительных органов. Также Следственный комитет расследует дела о терактах и отдельные преступления против мира и безопасности (например, применение запрещенных средств и методов ведения войны).
В систему Следственного комитета входят центральный аппарат, территориальные органы, включая специализированные и военные, а также образовательные учреждения и научные организации. Председатель ведомства и его заместители назначаются на должность и освобождаются от нее указом президента РФ. С момента образования СК РФ пост его председателя занимает Александр Бастрыкин.
Сотрудники комитета, кроме военнослужащих, имеют специальные звания: от младшего лейтенанта до генерала юстиции. Проходящие службу в военных следственных органах СК являются военнослужащими, звания присваиваются им в соответствии с федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе".
Штатная численность ведомства составляет 23 245 человек, из них 2 119 - сотрудники военных следственных органов.
Показатели деятельности в 2015 годуСогласно официальной статистике Следственного комитета, за январь-сентябрь 2015 г. (более поздние данные не публиковались) сотрудниками СК рассмотрено 651,6 тыс. сообщений о преступлениях, возбуждено 114,8 тыс. уголовных дел. Окончено производство 99 тыс. дел, большинство из них - 84,8 тыс. - направлено в суд.
Следователи вынесли представления по 91,9 тыс. уголовных дел, в результате свыше 23,2 тыс. должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности.
Было расследовано более 132 тыс. преступлений, в том числе около 6 тыс. совершенных в прошлые годы. Большинство из них - 43,94% (58 тыс.) - составили тяжкие и особо тяжкие, из них 8 тыс. - убийства и покушения.
Среди громких уголовных дел, расследование которых Следственный комитет вел в 2015 г. было крушение самолета Falcon 50EX в аэропорту Внуково, теракт на борту Airbus A321-231 российской компании "Когалымавиа" в Египте, убийство политика Бориса Немцова, коррупционные дела в отношении бывших руководителей Сахалинской области и Республики Коми Александра Хорошавина и Вячеслава Гайзера, и др.
20 Декабрь 2016 года Председатель Следственного комитета России скоординировал работу следователей по делу о массовом отравлении людей в Иркутске
Председатель Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин прибыл в Иркутск и лично скоординировал работу следователей по уголовному делу о гибели людей после употребления спиртосодержащего средства.
Александр Бастрыкин провел оперативное совещание с участием заместителя Председателя СК России Ильи Лазутова, руководителя Главного управления криминалистики СКР Зигмунда Ложиса, руководства пятого следственного управления ГСУ СК России (с дислокацией в городе Новосибирске), СУ СК России по Иркутской области. оперативно-следственной группы в составе следователей и криминалистов следственных управлений, а также опытных криминалистов и специалистов центрального аппарата СК России .
В ходе совещания Председатель СК России заслушал доклад о ходе расследования уголовного дела, возбужденного по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 238 УК РФ (производство, хранение, сбыт товаров и продукции, не отвечающих требованиям безопасности, повлекшие по неосторожности смерть двух и более лиц).
По данным следствия, в период с 16 по 20 декабря 2016 года в правоохранительные органы города Иркутска поступило 95 сообщений об отравлении граждан метанолом и обнаружении тел погибших. По состоянию на данный момент скончалось 55 человек, 40 пострадавших находятся в лечебных учреждениях. Все отравления произошли в результате употребления спиртосодержащего косметического средства для принятия ванн «Боярышник», в составе которого обнаружен метанол.
В настоящее время по уголовному делу задержаны 9 человек - это индивидуальные предприниматели и их сотрудники, осуществлявшие мелкооптовую и розничную продажу указанной жидкости в торговых павильонах на рынках «Прогресс», «Привоз», «Бакалея» города Иркутска, а также иных местах. Решается вопрос об избрании им меры пресечения. Согласно допросам самих задержанных, а также потерпевших и свидетелей, торговля «Боярышником» была налажена в указанных торговых точках на протяжении длительного времени. Жидкость поступала в торговые точки без каких-либо документов и продавалась «из-под полы» для употребления в качестве алкогольного напитка. Фактов отравления метанолом ранее не фиксировалось.
По уголовному делу проведено 11 обысков в местах реализации спиртосодержащей продукции, более 90 осмотров, назначено порядка 70 экспертиз, в том числе судебно-медицинских, химических, технических и других. В качестве свидетелей допрошено более 100 человек.
Кроме того, с целью пресечения незаконной реализации спиртосодержащей продукции «Боярышник» и выявления оптово-розничных складов, реализующих алкогольную продукцию, силами органов внутренних дел организована и проведена проверка более 1,5 тысяч торговых предприятий. В ходе проверок изъято более 6,5 тысяч литров различной спиртосодержащей продукции.
Также в настоящее время проводятся следственные действия в Санкт-Петербурге и РСО-Алании по отработке фирм, указанных на этикетке в качестве производителя жидкости «Боярышник».
Ознакомившись с планом дальнейшего расследования уголовного дела, Александр Бастрыкин обозначил ряд первоочередных задач и отметил, что по результатам расследования должна быть дана уголовно-правовая оценка действиям не только распространителей опасной продукции, но и всех лиц, причастных к появлению на прилавках этого концентрата, в том числе поставщика и производителя.
И.о. руководителя управления С.Л. Петренко
Закон определяет систему Следственного комитета РФ, правовое положение его сотрудников. Закрепляются особенности деятельности военных следственных органов. Также регулируются вопросы организации работы комитета, службы в нем и др.
Комитет является федеральным госорганом, деятельностью которого руководит Президент РФ.
В систему входят центральный аппарат Следственного комитета, следственные управления (в т. ч. главные) по регионам и приравненные к ним специализированные следственные управления и отделы, следственные отделы и отделения по районам, городам и приравненные к ним следственные подразделения. Кроме того, могут создаваться организации, необходимые для обеспечения деятельности комитета (в частности, научные и образовательные учреждения).
Сотрудники комитета не могут быть членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их работе. Также они не вправе совмещать свою основную деятельность с иной, кроме творческой (преподавательской, научной и т. п.). По общему правилу не допускается, чтобы они входили в состав органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций, а также их филиалов, функционирующих в нашей стране.
Определены права сотрудников следственных органов при осуществлении возложенных на них полномочий. Они могут беспрепятственно входить на территории и в помещения, занимаемые органами власти всех уровней и любыми юрлицами, получать доступ к их документам и материалам. От должностных лиц указанных субъектов можно потребовать выделить специалистов для выяснения возникших вопросов, а также произвести документальные проверки, ревизии, исследовать документы, предметы и др. Также допускается входить в помещения и на земли граждан при преследовании подозреваемых, наличии достаточных оснований полагать, что там совершено или совершается преступление, либо для его пресечения. Сотрудники следственных органов вправе вызывать должностных и иных лиц для объяснений и осуществления следственных действий в рамках досудебного производства.
Закон вступает в силу с 15 января 2011 г. за исключением статьи об обязательном личном госстраховании сотрудников комитета. Она применяется с 1 июля 2011 г.
Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации"
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 15 января 2011 г. за исключением статьи 36 настоящего Федерального закона
Статья 36 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 июля 2011 г.
Текст Федерального закона опубликован в "Российской газете" от 30 декабря 2010 г. N 296, в "Парламентской газете" от 14 января 2011 г. N 1-2, в Собрании законодательства Российской Федерации от 3 января 2011 г. N 1 ст. 15
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. N 435-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 5 октября 2015 г. N 285-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. N 439-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. N 431-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением изменений, вступающих в силу с 1 января 2017 г.
См. будущую редакцию настоящего Федерального закона
Текст настоящего Федерального закона представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ
Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 396-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.
Федеральный закон от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Изменения вступает в силу с 1 января 2014 г. за исключением изменений, вступающих в силу с 1 октября 2013 г. и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2013 г.
Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. N 231-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.
Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 329-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г. за исключением изменений, вступающих в силу с 1 января 2013 г.
Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.
Получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня!
© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2016. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Портал ГАРАНТ.РУ (Garant.ru) зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 г.