Руководства, Инструкции, Бланки

Должностная Инструкция Заместителя Начальника Восстановительного Поезда img-1

Должностная Инструкция Заместителя Начальника Восстановительного Поезда

Категория: Инструкции

Описание

От приказа до выезда – 40 минут

От приказа до выезда – 40 минут

«За личный вклад в организацию и проведение мероприятий по борьбе с терроризмом… награждается заместитель начальника восстановительного поезда Таланов Владимир Николаевич». Эта Почетная грамота, подписанная руководителем оперативного штаба по Владимирской области, легла рядовым листом в стопу рабочих документов восстановительного поезда № 4081.

То, что скрывается за строками грамот, не всегда достояние гласности. Оно и правильно. Но что такое восстановительный поезд, Володя Таланов знал с детства. Глава семьи Николай Михайлович, главный кондуктор грузового движения, всегда обстоятельно отвечал на вопросы мальчишек.

Восстановители – это ликвидаторы последствий схода подвижного состава. Они мчатся на место стихийных бедствий, дорожно-транспортных происшествий и прочих чрезвычайных ситуаций. Их поезд набит техникой для оказания помощи попавшим в беду, а время готовности от получения приказа до выезда полностью экипированной бригады в три десятка человек составляет 40 минут.

Сам Володя, еще будучи неоперившимся помощником машиниста, иногда втайне тоже считал себя спасателем. Так получалось, что их локомотивная бригада меньше других в колонне вызывала «в случае чего» восстановительный поезд. А «в случае чего» в пору его послеармейской молодости было поболее, чем сегодня.

Начинал Таланов на тепловозе Т3. Были такие «старики» в локомотивном хозяйстве. На них частенько случались возгорания в выхлопных коллекторах двигателей. Да и сходы не считались такой уж редкостью. Грузопоток на станции большой, шпалы деревянные, буксы – на подшипниках скольжения, костыли наперекосяк. Делает Владимир Таланов, к примеру, маневры на подъездных путях. А рельсы вдруг возьми и расползись под груженым составом. Машинист в такое мгновение чувствует удар и резкое торможение: колесная пара проваливается внутрь колеи. Так вот, не раз и не два Таланов разными подручными средствами – накладочками, подкладочками – выкладывал обратную дорожку колесной паре. Благо силушкой Бог не обидел. И по этой дорожке «тихохонько, полушепотом, на цыпочках» закатывал состав в колею. В свое время это допускалось. Ведь если б каждый раз машинист ждал восстановителей, время простоя исчислялось бы совсем другими нулями.

В середине девяностых пути стали класть на железобетон, сходы-провалы практически прекратились. В то время Владимир Таланов работал на сборно-вывозном локомотиве. В ночные смены обслуживал подъездные пути, в дневные – ездил с пассажирскими поездами в Туму и Муром. Незадолго до наступления нового тысячелетия ему, машинисту первого класса тепловоза с правами управления электровозом, предложили должность машиниста-инструктора. Были учтены и поощрения, и награды, и нагрудный знак «500 тысяч километров безаварийного пробега». При назначении прозвучало, что это человек, который способен, даже не часто встречаясь с локомотивными бригадами колонны, знать все обо всех и предвидеть поведение каждого работника в чрезвычайной ситуации.

Он оправдал доверие. За восемь с половиной лет работы Владимир Таланов воспитал большую группу молодых ребят, двое из которых стали машинистами-инструкторами. Колонна освоила новую технику (тепловозы М62 и 2ТЭ10В) и на протяжении всего времени не имела ни одного случая брака.

Именно поэтому с конца девяностых при уходе в отпуск руководителей локомотивного депо исполнять обязанности заместителя начальника по эксплуатации оставляли машиниста-инструктора Таланова.

Память и природные способности, как и практика с опытом, конечно, делали свое дело. Однако не помешали бы и системные знания. А за плечами машиниста-инструктора были лишь курсы дорожной технической школы. И Владимир Николаевич в сорок лет поступил в Нижегородский железнодорожный техникум.

Вот и весь путь в спасатели – не короткая такая дорога. В этом году исполнилось уже десять лет ее новому ответвлению – работе Владимира Таланова в должности заместителя начальника восстановительного поезда станции Владимир.

И дальше в рассказе уже не разгуляться литературной фабуле. «Потому что работа восстановительного поезда – это вам не книжка-раскраска», – говорят в команде Таланова. Нередко это груда искореженного металла, полыхающий огонь и прочее сопутствующее, от которого порой дрогнет лицо и много видавшего человека. Тут уже чаще встречается другой стиль повествования: техническое заключение.

И лишь бесстрастные фото- и видеодокументы фиксируют руки работников восстановительного поезда – цепляющие, соединяющие, поднимающие, гасящие. И глаза – сосредоточенные, напряженные, усталые.

Конечно, чрезвычайные происшествия все реже. Слава тебе, Господи! И спасибо за это людям, отвечающим за нашу безопасность. Однако случаются.

Как правило, во внеурочный час. Так что красные дни календаря восстановители отмечают в основном по будням. Вспоминают: «В тот раз Владимир Николаевич повез семью в деревню…», «В тот раз мы сидели всем коллективом и праздновали Новый год…», «В тот раз все только разошлись после трудной смены…»

В тот раз дежурный зарегистрировал звонок о чрезвычайном происшествии на перегоне Нечаевская – Нефтепродукт. Вначале была дана короткая информация: «Сход грузового». Через сорок минут, когда поезд № 4081 был уже в пути, начали поступать дополнительные сведения, определился примерный объем работы. Так обычно и бывает – к моменту высадки восстановители разбиваются на бригады, каждая из которых уже получила четкие инструкции. Первым к месту события подходит руководитель, а после уточнения ситуации он расставляет по рабочим местам подчиненных.

Но в тот день по мере приближения к станции Нефтепродукт цифра сошедших с рельсов подвижных единиц росла и росла. В сходе оказалось 25 вагонов с углем!

Чтобы их поднять, подтянули семь восстановительных поездов с двух дорог. Работать начали в семнадцать часов, закончили на следующие сутки в девять. Несколько вагонов вывели из завала, остальные отправляли на обочину. Справа по ходу оказалась болотина. Чтобы стащить туда все покореженное, пришлось сначала валить под гусеницы бульдозеров лес. Такой тяжелой работы не помнили даже восстановители-старожилы. Хотя, как это ни покажется на первый взгляд парадоксальным, случаются и ситуации, о которых восстановители вспоминают с удовлетворением.

– А помните, нам премию зимой дали по тысяче рублей за поезд на переезде у Колокши? – вдруг сказал кто-то, и остальные одобрительно загудели.

Оказалось, вовсе не из-за премии. Или, во всяком случае, не только из-за нее. Из-за счастливого стечения обстоятельств.

Пятеро восстановителей следовали за тем поездом на работу в Петушки. Остановились под закрывшийся вдруг светофор. Что такое? Оказалось, впереди идущий состав столкнулся с застрявшим на переезде ЗИЛом. Схода не случилось, вагоны устояли. Но локомотив получил повреждения, состав был обездвижен. Узнав о том, что следом к переезду подъезжает бригада восстановителей, на связь с ними вышел Анатолий Лесун – начальник Горьковской дороги, в ту пору – первый заместитель начальника дороги. Восстановителей пустили по соседнему пути, и через четверть часа они привели локомотив в порядок.

Под окнами восстановительного поезда во Владимире вот уже несколько дней стоит автомобиль «Лада». Серебрится под дождем, сверкает под солнечными лучами. Ребята в «желтухах» ходят мимо с добрыми усмешками: «Этот что ли?» «Этот», – отвечает кто-нибудь из открытого окна. «Поздравляю, Владимир Николаевич! Круто!» – уважительно кивают и старый, и молодой.

Автомобиль – подарок руководства Горьковской дороги заместителю начальника восстановительного поезда Владимиру Таланову ко Дню железнодорожника 2013 года.

Впрочем, теперь уже не заместителю, а начальнику поезда. Пока этот материал готовился к печати, Владимир Таланов получил повышение по службе. Больше всего хочет похвастаться этим перед детьми и внучками, которые скоро вернутся с отпуска на море. Кстати, старшая дочь Ирина – специалист психологической службы МЧС. Ту самую Почетную грамоту «За личный вклад в организацию и проведение мероприятий по борьбе с терроризмом» отец и дочь зарабатывали вместе.

Автор: Лариса Андрюшина

Другие статьи

Должностная инструкция заместителя начальника восстановительного поезда

о порядке действий работников дороги

при ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами

Настоящая инструкция определяет меры безопасности и предосторожности, а также порядок ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при их перевозке.

Под аварийной ситуацией понимается: загорание, течь, утечка, просыпание опасного вещества, повреждение тары или подвижного состава с опасным грузом и другие происшествия, которые могут привести к взрыву, пожару, отравлению, ожогам, заболеванию людей и животных, а также случаи, когда в зоне схода подвижного состава, аварии, крушения или пожара оказались вагоны, контейнеры или грузовые места с опасными грузами.

Мероприятия по ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами должны проводиться исходя из создавшейся обстановки с учётом свойств грузов, их взрывопожарной безопасности и опасности для людей, руководствуясь рекомендациями изложенными в аварийной карточке, номер которой указан в перевозочных документах или приложенной к ним, а также требованиями местной инструкции при работе с опасными грузами.

Каждый железнодорожник, обнаруживший явные признаки аварийной ситуации: парение, резкий запах, шипение сжатого газа, течь опасного груза и т.п. или получивший подобную информацию от другого лица обязан независимо от времени суток любыми средствами связи немедленно сообщить об этом дежурному по ближайшей станции.

Действия должностных лиц

2.1. При возникновении аварийной ситуации на перегоне машинист поезда, получив сообщение о наличии цистерн с утечкой нефтепродуктов, газа и других опасных грузов, немедленно принимает меры к остановке поезда, учитывая при этом профиль пути, по возможности не применяя автотормозов, используя в этих случаях только прямодействующий тормоз локомотива и исключая искрообразование от тормозных колодок.

Незамедлительно сообщает об этом по поездной радиосвязи или любым возможным видом связи дежурному по станции и диспетчеру поездному района управления ДЦУП службы движения Дирекции управления движением (далее диспетчер поездной), а также вслед идущим и встречным поездам по форме: "Внимание, слушайте все! Я машинист _____ поезда номер _____ остановился головой на _____ км, пикет _____ чётного (нечётного) пути перегона _____ вследствие _____ будьте бдительны! Как поняли? Ответьте".

После остановки поезда:

- выяснить местонахождение вагона с течью;

- вскрыть грузовые документы и установить наименование груза в вагоне с течью, а также расположение рядом стоящих с ним вагонов с легкогорючими и опасными грузами;

- исходя из сложившейся ситуации, определить возможность следования поезда до ближайшей станции, о чём доложить дежурному по станции или поездному диспетчеру;

- при реальной угрозе взрыва или пожара или при их свершении по согласованию с дежурным по станции или диспетчером поездным принимает меры к расцеплению состава и отводу его головной и хвостовой частей от вагона, оказавшегося в аварийной ситуации.

ЗАПРЕЩАЕТСЯ останавливать поезд с горящими вагонами: на железнодорожных мостах, путепроводах, виадуках, эстакадах, в тоннелях, под мостами, вблизи строений и других местах, создающих угрозу быстрого распространения огня или препятствующих организации тушения пожара и спасения людей.

2.2. Дежурный по станции, маневровый диспетчер, получив извещение от работника железной дороги о создавшейся аварийной ситуации, обязан:

- немедленно сообщить диспетчеру поездному;

- вызвать начальника станции;

- исходя из номера аварийной карточки опасного груза определить наименование груза и его свойства, опасность;

- при необходимости сообщить местной пожарной части, военному коменданту станции, дежурному линейного отдела милиции, ближайшим газоспасательным станциям, в штаб ГО города (района) по установленной местной инструкцией схеме оповещения;

- по всем имеющимся в распоряжении видам связи оповестить работников станции в принятии неотложных мер, по указанию дежурного по станции могут быть привлечены работники всех хозяйств, оказавшиеся вблизи места аварийной ситуации;

- организовать оцепление объекта аварийной ситуации силами военизированной охраны и работников станции;

- при аварийной ситуации в поезде на перегоне, прекратить отправление поездов на перегон, на станции - прекратить, при необходимости, маневровую работу в районе аварийной ситуации. Совместно с диспетчером поездным, организует подготовительные работы по уборке головной и хвостовой частей поезда;

- при утечке опасного груза из вагона и невозможности устранения её на месте, произвести отцепку и подачу его на пути, указанные в ТРА станции (соблюдая при этом меры согласно аварийной карточки);

- организовать охрану этого вагона стрелками военизированной охраны, а при их отсутствии - работниками станции;

Дежурный по станции в случае пожара до прибытия пожарных подразделений, участвующих в ликвидации аварийной ситуации, обязан выполнить следующие работы:

- провести рассредоточение вагонов и составов на безопасное расстояние, в т.ч. с использованием подъездных путей;

- в случае пожара освободить от подвижного состава смежные пути с обеих сторон и вывести вагоны из опасной зоны на расстояние не менее 200 м;

- совместно с работниками дистанции электроснабжения обесточить и за­землить контактную сеть на участках работы пожарных подразделений, но не далее 4-5 путей, для приёма прибывающих пожарных и восстановительных поездов;

- продолжить вывод подвижного состава, в первую очередь с людьми и опасными грузами, в сторону вытяжки и подъездных путей с учётом направления развития пожара, направления ветра;

- создать необходимый разрыв между вагонами по указанию руководителя тушения пожара для проведения развертывания и прокладки рукавных линий пожарных подразделений;

- организовать тушение пожара с применением первичных средств пожаротушения.

После прибытия пожарных подразделений, действия работников станции осуществляется по указанию или согласованию с ними.

Пути, залитые нефтепродуктами, закрываются для движения поездов до полной их очистки, с оформлением записи в журнале ДУ-46.

Маневровая работа с цистернами, имеющими течь опасных грузов, выполняется тепловозами, снабжёнными искрогасительными устройствами, с прикрытием не менее 3 вагонов, которые не загружены легкогорючими и опасными грузами.

Запрещается: производить маневровую работу поездными тепловозами, производить запуск дизелей тепловозов, опускание пантографа в опасной зоне, применять резкое торможение, что может привести к образованию искры.

По прибытию цистерн с течью нефтепродуктов, работники ПТО, ППВ принимают меры по её устранению. При невозможности устранить течь, диспетчер (по управлению перевозками района управления) ДЦУП службы движения Дирекции управления движением (далее диспетчер (по управлению перевозками района управления) принимает меры к подаче порожних цистерн, годных под налив данного груза. Заместитель начальник центра организации работы железнодорожных станций – начальник отдела коммерческой работы в сфере грузовых перевозок соответствующего региона дороги организует работу по перекачке этого груза в другие цистерны. При отсутствии средств перекачки груза производится реализация его согласно Транспортного Устава железных дорог.

2.3. Начальник станции обязан:

- прибыв на место, уточнить обстоятельства создавшейся аварийной ситуации. При наличии проводника или специалиста грузоотправителя, грузополучателя ознакомиться с особенностями работы, возглавить руководство по ликвида­ции аварийной ситуации согласно требований аварийной карточки;

- принять меры согласно требованиям нормативных документов и местных инструкций и организовать передачу информации в администрацию города (района), прокуратуру города (района), дежурному ГО и ЧС города (района), дежурному РОВД (ЛОВД);

- докладывать руководству соответствующего региона и Дирекции управления движением о сложившейся аварийной ситуации и принимаемых мерах.

Информация о создавшейся аварийной ситуации с опасными грузами должна содержать следующие данные:

- наименование станции, пути, перегона, километра;

- номер поезда и время обнаружения;

- номера вагонов, наименование груза, номер аварийной карточки;

- станция отправления и назначения;

- необходимость снятия напряжения контактной сети; принятые меры по защите железнодорожников, населения;

- кому и когда дан вызов для устранения аварийной обстановки;

- необходимость ограждения/оцепления места происшествия, выдачи предупреждений на поезда;

- средства и силы привлекаемые для ликвидации аварийной ситуации;

- место (пути) вывода вагонов для выполнения мероприятий по ликвидации согласно ТРА станции, меры предосторожности.

Отсутствие каких-либо из приведённых сведений не является причиной для задержки доклада в вышестоящие инстанции.

Вызывает по телефону или телеграфу специалистов грузоотправителя (грузополучателя) для устранения утечки опасного груза с необходимыми средствами и техникой, а при наличии проводника-специалиста, работы по устранению производятся проводником.

Разведка в районе чрезвычайной ситуации осуществляется работниками санэпидстанций соответствующего региона, которые организовывают контроль за безопасным ведением работ, отбор проб воздуха, воды, почвы на анализ для определения уровня загрязнения опасными грузами, производит работы по обеззараживанию территории и транспортных средств.

2.4. Диспетчер поездной обязан:

- получив сообщение об аварийной ситуации с опасными грузами немедленно поставить в известность диспетчера (по управлению перевозками района управления);

- запретить отправление поездов на перегон;

- организовать беспрепятственное продвижение восстановительного и пожарного поездов, отправку аварийно-полевой команды;

- на электрифицированных участках, при необходимости совместно с энергодиспетчером принять меры к снятию напряжения в контактной сети;

- организовать уборку с перегона головной и хвостовой частей поезда, в котором произошла аварийная ситуация.

2.5. Диспетчер (по управлению перевозками района управления), получив сообщение об аварийной ситуации, обязан:

- незамедлительно сообщить заместителю начальника службы движения – начальнику диспетчерского центра управления перевозками, начальнику соответствующего района управления диспетчерского центра управления перевозками, заместителю начальника дороги по соответствующему региону (НЗрег), заместителю Главного ревизора по безопасности движения по направлению (Зам.РБ), начальнику центра по организации работы железнодорожных станций соответствующего региона, старшему диспетчеру (по управлению перевозками (руководитель смены) оперативно распорядительного отдела ДЦУП службы движения Дирекции управления движением (далее старший диспетчер (по управлению перевозками (руководитель смены);

- согласовать c заместителем начальника дороги по соответствующему региону (НЗрег) и Зам.РБ по направлению вызов причастных руководителей линейных предприятий и дать команду телефонистке о вызове по списку № 1 или № 2.

- установленным порядком передать приказ на подъем восстановительного и пожарного (при необходимости) поездов и беспрепятственное продвижение их к месту чрезвычайной ситуации;

- задействовать систему оповещения членов Региональной комиссии КЧС;

- при необходимости принимает решение по согласованию с заместителем начальника дороги по соответствующему региону и заместителем Главного ревизора по безопасности движения по направлению о направлении установленным порядком одного или нескольких пожарных и восстановительных поездов, аварийно-спасательных команд;

- если в зоне аварийной ситуации возникла угроза населению или угроза заражения местности, по согласованию с заместителем начальника дороги по соответствующему региону дороги сообщить в территориальный штаб Гражданской обороны МЧС и при необходимости вызвать на место происшествия территориальные аварийно-спасательные формирования. При этом диспетчер (по управлению перевозками района управления) руководствуется инструкцией об обмене информацией о чрезвычайных ситуациях рекомендованной Правительством РФ.

Диспетчер (по управлению перевозками района управления) оповещает по имеющимся телефонам:

- дежурного УФСБ соответствующей области,

- дежурного МЧС (ГО и ЧС) области,

- Государственного инспектора Госжелдорнадзора,

- отдел регионального центра безопасности (ОРЦБЗ),

- диспетчера отряда военизированной охраны.

В случае возникновения аварийных ситуаций, требующих привлечения

дополнительных подразделений (санэпидемнадзор, больницы, медицина катастроф и т. п.) или масштабы и последствия которых не могут быть локализованы силами дороги, оповещаются по телефонам, указанным в прилагаемых списках.

При тушении сложных пожаров, для пополнения запаса воды, по заявке руководителя, диспетчер (по управлению перевозками района управления) дает приказ начальникам станций, где есть средства набора воды, и организует в срок не более 2-х часов отправление к месту пожара цистерн из рабочего парка, заполненных водой. Пропуск цистерн с водой осуществляется на правах восстановительного поезда. Для доставки дополнительных сил, из числа работников военизированной охраны, членов добровольных пожарных дружин и других подразделений, привлекаемых к тушению пожара, диспетчер (по управлению перевозками района управления) производит отправление их пассажирскими, пригородными поездами или в кабинах локомотивов, после чего контролирует их продвижение к месту происшествия. Разрешением на проезд в кабинах локомотива личному составу военизированной охраны и членов добровольных дружин - является приказ диспетчера (по управлению перевозками района управления) с указанием фамилии и организации. Посадка указанных лиц в поезда производится дежурным по станции, вокзалу или другими лицами по указанию начальника станции.

2.6. Старший диспетчер (по управлению перевозками (руководитель смены) немедленно оповещает начальника дороги, заместителя начальника дороги - Главного ревизора по безопасности движения поездов (РБ), начальника Дирекции управления движением (Д), начальника Дирекции аварийно-восстановительных средств, первого заместителя начальника Дирекции управления движением (ДЗ-1), заместителя начальника Дирекции - начальника службы движения (ДД), дежурного по аппарату РБ и старшую по смене телефонистку, дает ей указание о вызове причастных по списку № 2, после чего оповещает причастных по списку № 1.

Примечание: старший диспетчер (по управлению перевозками (руководитель смены) и другие причастные работники действует согласно дорожной инструкции "О порядке действий по предупреждению и ликвидации ЧС, катастроф и стихийных бедствий на Куйбышевской железной дороге".

Первый заместитель начальника

Дирекции управления движением М.Ю.Шипов

Начальник Дирекции тяги В.Н. Рязанов

аварийно-восстановительных средств С.Д. Шиняев

Об утверждении Положения об организации проверки знаний требований безопасности движения поездов работниками открытого акционерного общества Российски

Распоряжение ОАО "РЖД" от 26.12.2005 N 2191р "Об утверждении Положения об организации проверки знаний требований безопасности движения поездов работниками открытого акционерного общества "Российские железные дороги"

Документ по состоянию на август 2014 г.

В целях установления единого порядка проведения проверки знаний работниками ОАО "РЖД" правил, инструкций, других нормативных актов федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, нормативных документов ОАО "РЖД" по вопросам обеспечения безопасности движения поездов и в соответствии с Приказом МПС России от 17 ноября 2000 г. N 28Ц "О проверке знаний Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, других нормативных актов МПС России и Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации":

Утвердить и ввести в действие с 1 февраля 2006 г. прилагаемое Положение об организации проверки знаний требований безопасности движения поездов работниками открытого акционерного общества "Российские железные дороги".

Президент ОАО "РЖД"
В.И.ЯКУНИН

Утверждено
распоряжением ОАО "РЖД"
от 26 декабря 2005 г. N 2191р

I. Общие положения

1.1. Положение об организации проверки знаний требований безопасности движения поездов работниками открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (далее - Положение) устанавливает порядок организации проведения проверки знаний Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, других нормативных актов федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, нормативных документов открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД") по вопросам обеспечения безопасности движения работниками ОАО "РЖД", производственная деятельность которых связана с движением поездов и маневровой работой на железнодорожных путях общего пользования.

1.2. Введение Положения вызвано созданием открытого акционерного общества "Российские железные дороги".

1.3. Положение разработано в соответствии с требованиями Приказа МПС России от 17.11.2000 N 28Ц "О проверке знаний Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, других нормативных актов МПС России и Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации".

1.4. Положение распространяется на работников аппарата управления ОАО "РЖД", структурных подразделений ОАО "РЖД", железных дорог - филиалов ОАО "РЖД" (далее - железные дороги), структурных подразделений железных дорог <*>, функциональных филиалов ОАО "РЖД" (далее - функциональные филиалы).

<*> Сноска исключена. - Распоряжение ОАО "РЖД" от 12.09.2011 N 1981р.

1.5. Проверка знаний Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, других нормативных актов федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, нормативных документов ОАО "РЖД" по обеспечению безопасности движения работниками, принимаемыми в ОАО "РЖД" на работу, связанную с движением поездов и маневровой работой, проводится:

- при приеме на работу,

- периодически в процессе работы: очередная, внеочередная.

II. Порядок изучения нормативных актов и документов

2.1. Все работники, принимаемые на работу в ОАО "РЖД", связанную с движением поездов и маневровой работой, должны пройти проверку на знание правил технической эксплуатации железных дорог, инструкции по движению поездов, маневровой работе и сигнализации на железнодорожном транспорте, других нормативных документов и должностных инструкций, устанавливающих их обязанности, а также правил и инструкций по охране труда, санитарных правил и норм.

2.2. Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, Инструкция по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации, Инструкция по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации, другие нормативные акты Российской Федерации в области железнодорожного транспорта, нормативные документы ОАО "РЖД" по обеспечению безопасности движения, должностные инструкции изучаются работниками, как правило, индивидуально, в порядке самоподготовки.

2.3. Руководители всех структурных подразделений должны оказывать всестороннюю помощь работникам ОАО "РЖД", производственная деятельность которых связана с движением поездов и маневровой работой, в изучении ими нормативных актов и документов, указанных в пункте 2.1 настоящего Положения, путем организации специальных занятий, чтения лекций, консультаций, демонстрации технических кинофильмов и видеофильмов и так далее. При этом необходимо широко использовать тренажеры, действующие макеты, схемы, компьютеры, электронно-вычислительную и видеотехнику и другие технические средства, способствующие лучшему усвоению изучаемого материала и более четким и уверенным действиям в различных условиях производственной обстановки. Указанная работа должна проводиться в технических кабинетах, учебных центрах, вагонах-тренажерах и других специально выделенных помещениях, а также непосредственно в производственных условиях, согласно составленным графикам.

2.4. Изучение правил, инструкций и других нормативных актов, нормативных документов перед очередной проверкой знаний проводится согласно графикам, составленным председателями комиссий. Каждый работник о дне испытаний должен быть предупрежден не позднее чем за 10 дней.

III. Порядок проверки знаний

3.1. Для проверки знаний Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, других нормативных актов Российской Федерации в области железнодорожного транспорта и нормативных документов ОАО "РЖД" по обеспечению безопасности движения работников, принимаемых на работу в ОАО "РЖД", связанную с движением поездов и маневровой работой, создаются комиссии:

- в аппарате управления ОАО "РЖД",

- в подразделениях аппарата управления ОАО "РЖД",

- в органе управления железной дороги,

- в дирекциях и других структурных подразделениях железной дороги,

- в функциональных филиалах,

- в структурных подразделениях функциональных филиалов.

3.2. Состав комиссий по испытаниям, перечень должностей и профессий работников, принимаемых на работу в ОАО "РЖД", связанную с движением поездов и маневровой работой, проверяемых в знании нормативных документов, указанных в пункте 2.1 настоящего Положения, и сроки проведения испытаний установлены Приложением 1.

3.3. Для железных дорог, функциональных филиалов, имеющих подразделения, не указанные в Приложении 1, порядок проверки знаний, состав комиссий, наименование должностей работников, подлежащих испытаниям, и периодичность испытаний устанавливаются соответствующим руководителем.

Для отдельных профессий и должностей работников филиалов ОАО "РЖД", связанных с движением поездов и маневровой работой, не предусмотренных в Приложении N 1, вопрос о месте проведения проверки знаний, периодичности проверки и объеме знаний решается соответственно начальником железной дороги или начальником дирекции - структурного подразделения железной дороги (далее - дирекция), начальником функционального филиала ОАО "РЖД" или начальником территориальной дирекции - структурного подразделения функционального филиала ОАО "РЖД" (далее - территориальная дирекция).

3.4. При количестве экзаменуемых более 200 человек разрешается создавать дополнительные комиссии при дирекциях или территориальных дирекциях в составе, определяемом руководителем филиала ОАО "РЖД", а при их структурных подразделениях - в составе, определяемом начальником дирекции или территориальной дирекции.

3.5. При совпадении сроков испытания в знании указанных в пункте 2.1 нормативных актов и требований по охране труда испытания работников проводятся одновременно в комиссиях, указанных в Приложении 1, с привлечением соответствующих специалистов.

3.6. Работники детских железных дорог, связанные с содержанием пути, устройств СЦБ и связи и эксплуатацией детских железных дорог, должны пройти проверку на знание правил технической эксплуатации железных дорог, инструкции по движению поездов, маневровой работе и сигнализации на железнодорожном транспорте, других нормативных документов и должностных инструкций, устанавливающих их обязанности, а также правил и инструкций по охране труда, санитарных правил и норм. Начальник железной дороги определяет состав комиссий, проводящих проверку знаний, периодичность их проведения и объем знаний исходя из периодичности и объема знаний, установленных для аналогичных должностей и профессий работников.

Работники, временно командированные для работы на детские железные дороги, сдают испытания в знании указанных в пункте 2.1 нормативных актов по месту основной работы.

3.7. Разрешается при необходимости создание при органах управления филиалов ОАО "РЖД" дополнительных комиссий в составе, определяемом руководителями филиалов ОАО "РЖД".

3.8. Проверка знаний проводится, как правило, в технических кабинетах, вагонах-тренажерах или других помещениях, оборудованных наглядными пособиями, тренажерами, действующими макетами, схемами, с использованием электронных экзаменаторов.

Проверка знаний дежурного по железнодорожной станции и сортировочной горке, дежурного стрелочного поста, составителя поездов и его помощника, регулировщика скорости движения вагонов, кондуктора грузовых поездов, машиниста локомотива и машиниста (водителя) специального самоходного подвижного состава и их помощников, осмотрщика вагонов, осмотрщика - ремонтника вагонов, мастера дорожного (линейного) участка, бригадира (освобожденного) предприятий железнодорожного транспорта и метрополитена (в хозяйстве пути), дежурного по железнодорожному переезду, монтера пути, электромонтера и электромеханика по обслуживанию и ремонту устройств СЦБ, контактной сети, линий электроснабжения и тяговых подстанций проводится, как правило, в производственных условиях.

Работники указанных профессий должны четко знать порядок обслуживания и нормы содержания соответствующих устройств и сооружений, механизмов и подвижного состава, предусмотренные Правилами технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации и соответствующими инструкциями, а также возложенные на них должностные обязанности.

В производственной обстановке допускается испытание одновременно не более пяти, а в непроизводственной обстановке - не более трех человек. Проведение испытаний непосредственно после работы не допускается.

3.9. При проведении испытаний комиссия должна проверить знания работниками: Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, Инструкции по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации, Инструкции по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации в объеме, установленном для выполнения обязанностей по занимаемой должности и профессии; должностных инструкций, правил и инструкций по охране труда, санитарных правил и норм. Вопросы, предлагаемые испытуемому, должны быть ясными и четкими.

3.10. Минимально необходимый объем знаний работников, связанных с движением поездов и маневровой работой, Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, Инструкции по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации, Инструкции по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации установлен Приложением 2 настоящего Положения.

3.11. Периодическая проверка знаний работников ОАО "РЖД", производственная деятельность которых связана с движением поездов и маневровой работой, проводится периодически с 1 февраля по 1 июня в сроки, установленные для каждой должности и профессии Приложением 1 к настоящему Положению.

3.12. Внеочередная проверка знаний нормативных документов работниками, производственная деятельность которых связана с движением поездов и маневровой работой, проводится независимо от срока проведения предыдущей проверки при назначении или переводе руководителей и специалистов на другую работу, если новые должностные обязанности требуют дополнительных знаний по вопросам обеспечения безопасности движения (в том числе и при временном замещении отсутствующих работников).

3.13. Исключен. - Распоряжение ОАО "РЖД" от 26.02.2007 N 304р.

3.14. Не выдержавшие испытания работники допускаются к повторной проверке знаний только после соответствующей подготовки в течение срока, установленного комиссией, но не более одного месяца.

Абзац исключен. - Распоряжение ОАО "РЖД" от 26.02.2007 N 304р.

3.15. Ответственность за организацию изучения и проведение испытаний в знании нормативных актов, предусмотренных в пункте 2.1, возлагается:

в аппарате управления ОАО "РЖД" - на начальников соответствующих департаментов, управлений;

в структурных подразделениях ОАО "РЖД" - на начальников структурных подразделений;

в филиалах ОАО "РЖД" - на главных инженеров филиалов, структурных подразделений филиалов, а при отсутствии таких должностей - на руководителей этих подразделений.

IV. Порядок оформления проверки знаний

4.1. Прошедшими испытания считаются работники, показавшие необходимый уровень знаний и умение правильно применять Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, другие нормативные акты Российской Федерации в области железнодорожного транспорта, нормативные документы ОАО "РЖД" в практической работе. Председатель и члены комиссии по проведению испытаний являются ответственными за качество их проведения и правильность принятого решения, а также за соблюдение сроков проведения испытаний.

4.2. Учет работы комиссии по проведению испытаний производится в специальной "Книге учета результатов испытаний в знании Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, других нормативных актов федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, нормативных документов ОАО "РЖД" по вопросам обеспечения безопасности движения" (форма РБУ-10), хранящейся у председателей комиссий или в отделе кадров структурных подразделений, служб, дирекций, департаментов управлений, как документ строгой отчетности. О результатах испытаний делается отметка в соответствующей графе книги "сдал" или "не сдал".

Приложение N 1
к Положению
об организации проверки знаний
требований безопасности движения
поездов работниками ОАО "РЖД"

СОСТАВ КОМИССИЙ И ПЕРЕЧЕНЬ ДОЛЖНОСТЕЙ И ПРОФЕССИЙ РАБОТНИКОВ ОАО "РЖД", ПОДЛЕЖАЩИХ ИСПЫТАНИЯМ В ЗНАНИИ ПРАВИЛ ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ИНСТРУКЦИИ

ПО СИГНАЛИЗАЦИИ НА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,

ИНСТРУКЦИИ ПО ДВИЖЕНИЮ ПОЕЗДОВ И МАНЕВРОВОЙ РАБОТЕ

НА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ДОЛЖНОСТНЫХ ИНСТРУКЦИЙ И ДРУГИХ ДОКУМЕНТОВ, УСТАНАВЛИВАЮЩИХ ОБЯЗАННОСТИ РАБОТНИКОВ, ПРАВИЛ И ИНСТРУКЦИЙ ПО ОХРАНЕ ТРУДА, САНИТАРНЫХ ПРАВИЛ И НОРМ