Руководства, Инструкции, Бланки

Социометрия Обработка Результатов Образец img-1

Социометрия Обработка Результатов Образец

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Материал по психологии на тему: Социометрия

Материал по психологии на тему:
Социометрия
Предварительный просмотр: Методика «Цветовая социометрия»

Цель: Исследование эмоционально-непосредственных межличностных отношений ребенка с окружающими.

Подготовка. Подготовить цветовое поле в виде шахматной доски (5x5 рядов-квадратов), состоящей из 13 цветовых и 12 белых квадратов, расположенных в следующем порядке:

– 1-й ряд: черный, белый, синий, белый, черный квадраты;

– 2-й: белый, зеленый, белый, зеленый, белый;

– 3-й: синий, белый, красный, белый, синий;

Подготовить цветные фишки: красного, зеленого, желтого, синего, белого, черного, коричневого, розового, малинового, серого, оранжевого, фиолетового, сиреневого цветов, каждого – по 3.

Инструкция (дается по ходу выполнения задания).

«1. Выбери цвет, который больше всего нравится, и размести фишку на красном квадрате.

2. Выбери цвета для людей (взрослых, сверстников), которых ты считаешь самыми близкими (ты их любишь, они любят тебя), и размести фишки на синих квадратиках.

3. Выбери цвета для людей, с которыми ты хотел бы общаться, и положи соответствующие фишки на зеленые квадраты.

4. Выбери цвета людей, которые тебе не нравятся (часто обижают; причиняют тебе боль; ты их боишься и т. д.), и размести фишки соответствующего цвета на черные квадраты».

1. Не все квадраты могут быть заполнены.

2. Выбор цвета может быть расширен. Например, одним и тем же цветом могут быть обозначены несколько человек.

3. Если ребенок захочет выбрать большее количество людей (чем четверых), то это фиксируется в протоколе, а дополнительные фишки размещаются на белых квадратах.

Фамилия, имя ребенка __________________________________________

Интерпретация данных к методике «Цветовая социометрия» Предварительный просмотр:

Инструкция: Ответьте, пожалуйста, откровенно на предложенные вопросы, но ограничьте свой выбор тремя фамилиями при ответе на каждый из вопросов, расположив их в порядке значимости (от более предпочитаемых

Фамилия,Имя_ _________________________________________ Дата _______________ Класс_ _______________

1. Если бы у тебя была возможность пригласить кого-либо из учащихся своего класса к себе на день рождения,

то кого бы ты пригласил(а) бы? ______________________________________________________________________

2. А кого пригласил(а) бы на день рождения в последнюю очередь? __________________________________________________________________________________________________

3. Кому из своего класса ты доверишь свою тайну? ______________________________________________________

4. Кому никогда не доверишь свою тайну?______________________________________________________________

Инструкция: Ответьте, пожалуйста, откровенно на предложенные вопросы, но ограничьте свой выбор тремя фамилиями при ответе на каждый из вопросов, расположив их в порядке значимости (от более предпочитаемых

Фамилия,Имя __________________________________________ Дата _______________ Класс ________________

1. Если бы у тебя была возможность пригласить кого-либо из учащихся своего класса к себе на день рождения,

то кого бы ты пригласил(а) бы? ______________________________________________________________________

2. А кого пригласил(а) бы на день рождения в последнюю очередь? __________________________________________________________________________________________________

3. Кому из своего класса ты доверишь свою тайну? ______________________________________________________

4. Кому никогда не доверишь свою тайну?______________________________________________________________

Инструкция: Ответьте, пожалуйста, откровенно на предложенные вопросы, но ограничьте свой выбор тремя фамилиями при ответе на каждый из вопросов, расположив их в порядке значимости (от более предпочитаемых

1. Если бы у тебя была возможность пригласить кого-либо из учащихся своего класса к себе на день рождения,

то кого бы ты пригласил(а) бы? ______________________________________________________________________

2. А кого пригласил(а) бы на день рождения в последнюю очередь? __________________________________________________________________________________________________

3. Кому из своего класса ты доверишь свою тайну? ______________________________________________________

4. Кому никогда не доверишь свою тайну?______________________________________________________________

Инструкция: Ответьте, пожалуйста, откровенно на предложенные вопросы, но ограничьте свой выбор тремя фамилиями при ответе на каждый из вопросов, расположив их в порядке значимости (от более предпочитаемых

Фамилия,Имя __________________________________________ Дата _______________К ласс ________________

1. Если бы у тебя была возможность пригласить кого-либо из учащихся своего класса к себе на день рождения,

то кого бы ты пригласил(а) бы? ______________________________________________________________________

2. А кого пригласил(а) бы на день рождения в последнюю очередь? __________________________________________________________________________________________________

3. Кому из своего класса ты доверишь свою тайну? ______________________________________________________

4. Кому никогда не доверишь свою тайну?______________________________________________________________

Инструкция. Ответьте, пожалуйста, откровенно на предложенные вопросы, но ограничьте свой выбор тремя фамилиями при ответе на каждый из вопросов, расположив их в порядке значимости (от более предпочитаемых

Фамилия,Имя __________________________________________ Дата _______________ Класс ________________

1. Если бы у тебя была возможность пригласить кого-либо из учащихся своего класса к себе на день рождения,

то кого бы ты пригласил(а) бы? ______________________________________________________________________

2. А кого пригласил(а) бы на день рождения в последнюю очередь? __________________________________________________________________________________________________

3. Кому из своего класса ты доверишь свою тайну? ______________________________________________________

4. Кому никогда не доверишь свою тайну?______________________________________________________________

Предварительный просмотр:

Инструкция: Ответьте, пожалуйста, откровенно на предложенные вопросы, но ограничьте свой выбор тремя фамилиями при ответе на каждый из вопросов, расположив их в порядке значимости (от более предпочитаемых к менее)

Фамилия, Имя_ _________________________________________ Дата _______________ Класс _______________

1. Если бы у тебя была возможность пригласить кого-либо из учащихся своего класса к себе на день рождения, то кого бы ты пригласил(а) бы? __________________________________________________________________________________________________

2. А кого пригласил(а) бы на день рождения в последнюю очередь? __________________________________________________________________________________________________

3. Кому из своего класса ты доверишь свою тайну? __________________________________________________________________________________________________

4. Кому никогда не доверишь свою тайну?______________________________________________________

Инструкция: Ответьте, пожалуйста, откровенно на предложенные вопросы, но ограничьте свой выбор тремя фамилиями при ответе на каждый из вопросов, расположив их в порядке значимости (от более предпочитаемых к менее)

Фамилия, Имя_ _________________________________________ Дата _______________ Класс _______________

1. Если бы у тебя была возможность пригласить кого-либо из учащихся своего класса к себе на день рождения, то кого бы ты пригласил(а) бы? __________________________________________________________________________________________________

2. А кого пригласил(а) бы на день рождения в последнюю очередь? __________________________________________________________________________________________________

3. Кому из своего класса ты доверишь свою тайну? __________________________________________________________________________________________________

4. Кому никогда не доверишь свою тайну?______________________________________________________

Инструкция: Ответьте, пожалуйста, откровенно на предложенные вопросы, но ограничьте свой выбор тремя фамилиями при ответе на каждый из вопросов, расположив их в порядке значимости (от более предпочитаемых к менее)

Фамилия, Имя_ _________________________________________ Дата _______________ Класс _______________

1. Если бы у тебя была возможность пригласить кого-либо из учащихся своего класса к себе на день рождения, то кого бы ты пригласил(а) бы? __________________________________________________________________________________________________

2. А кого пригласил(а) бы на день рождения в последнюю очередь? __________________________________________________________________________________________________

3. Кому из своего класса ты доверишь свою тайну? __________________________________________________________________________________________________

4. Кому никогда не доверишь свою тайну?______________________________________________________

Инструкция: Ответьте, пожалуйста, откровенно на предложенные вопросы, но ограничьте свой выбор тремя фамилиями при ответе на каждый из вопросов, расположив их в порядке значимости (от более предпочитаемых к менее)

Фамилия, Имя_ _________________________________________ Дата _______________ Класс _______________

1. Если бы у тебя была возможность пригласить кого-либо из учащихся своего класса к себе на день рождения, то кого бы ты пригласил(а) бы? __________________________________________________________________________________________________

2. А кого пригласил(а) бы на день рождения в последнюю очередь? __________________________________________________________________________________________________

3. Кому из своего класса ты доверишь свою тайну? __________________________________________________________________________________________________

4. Кому никогда не доверишь свою тайну?______________________________________________________

Другие статьи

Обработка результатов социометрии

Обработка результатов социометрии.

Примечание: «+» положительный выбор;

По вертикали пишется весь список класса, а по горизонтали - номера, соответствующие каждому члену класса. Тогда при заполнении матрицы пустая строка будет указывать члена группы, который никого не выбрал, а пустой столбец - ученика, которого никто не выбрал. Знаки «+» и «-» в соответствующей ячейке матрицы указывают на положительный или отрицательный выбор i-того члена группы j-тым членом.

Анализ социоматрицы по каждому критерию дает достаточно наглядную картину взаимоотношений в классе. Могут быть построены суммарные социоматрицы, дающие картину выбора по нескольким критериям. Основное достоинство социоматрицы - возможность представить выборы в числовом виде, что в свою очередь позволяет проранжировать членов группы по числу полученных и отданных выборов. Алгебраическая сумма положительных и отрицательных выборов, полученных каждым членом группы, служит показателем его социометрического статуса. Согласно полученным выборам можно охарактеризовать место каждого школьника в системе межличностных взаимоотношений в классе. Число полученных выборов (или величина социометрического статуса) требуемое для причисления члена группы к той или иной категории, высчитывается через среднее число выборов в группе и среднее квадратичное отклонение (см.табл.) При параметрическом проведении социометрии, т.е. при ограничении числа выборов, среднее число выборов равно этому ограничивающему числу. Если требуется в положительном и негативном критерии выбрать равное число членов группы, то средним статусом будет ноль, относительно которого и следует считать благоприятность или неблагоприятность положения ученика в классе. Все сказанное хорошо видно в таблице.

Значение статуса для исслед. Целей

Значение статуса для практ. целей

Значение статуса при +3 выборах

Значение статуса при +3 и –3 выборах

S - значение статуса i-того члена группы;

m - среднее значение статуса в группе;

@ - значение среднего квадратичного отклонения (рассчитывается по статистическим формулам).

Максимальное число полученных положительных выборов и обычно отсутствие выборов отрицательных характерно для социометрических «звезд » или «лидеров» . Членов класса, получивших положительных выборов больше, чем отрицательных, можно отнести к категории «предпочитаемых»; тех, у кого положительных выборов столько же, сколько отрицательных, можно назвать «нейтральными»; членов класса с преобладанием отрицательных выборов можно назвать «пренебрегаемыми ». В категории «нейтральных » обязательно следует обратить внимание на «изолированных » членов класса, т.е. тех, кто вообще не получил ни одного выбора, ни положительного, ни отрицательного. А среди «пренебрегаемых » внимание учителя должны привлечь так называемые «отверженные », те, кто получил лишь отрицательные выборы от своих одноклассников и ни одного положительного.

На социоматрице следует выделить и взаимные выборы учащихся, как позитивные, так и негативные. (Они располагаются симметрично относительно диагонали матрицы, проведенной из верхнего левого угла в нижний правый). Из двух учеников, получивших одинаковое число выборов, положение того предпочтительнее, у кого эти выборы взаимны. Чем больше взаимных выборов у ученика, тем благоприятнее его положение в системе личных отношений в классе. Я.Л.Коломинский предлагает измерять индивидуальный коэффициентудовлетворенности общением путем вычисления процентного отношения числа взаимных выборов каждого учащегося к числу сделанных им выборов.

Для наглядного представления структуры межличностных отношений в классе используют построение социограммы . На плоскости каждый член группы изображается условным значком, например, девочки изображаются кружочками, а мальчики треугольниками. Например, на нижеследующем рисунке изображены:

отрицательный взаимный выбор.

На социограмме элементы, отображающие каждого члена группы, располагаются в соответствии с социометрическим статусом данного индивида: чем выше статус, тем ближе к центру социограммы располагается данный элемент. Целостная же социограмма представляет собой плоскость с нанесенными на нее концентрическими окружностями (наподобие мишени), где в самом центральном круге расположены социометрические «звезды », а на самой периферии, за линией последней окружности - «отверженные ». На социограмме наглядно видны взаимные пары или группировки из трех-пяти человек, соединенных взаимными выборами. Учителю полезно знать, что сплачивает эти группировки, и насколько они связаны с остальными членами класса или, наоборот, противопоставлены им.

Об общей сплоченности класса обычно судят по относительному количеству взаимных выборов, хотя это справедливо лишь для тех случаев, когда высокий процент взаимных выборов достигается не за счет изолированных друг от друга замкнутых группировок, что можно увидеть на социограмме.

Данные социометрии позволяют при соответствующей обработке выделить статусные группы (в количестве человек), вычислить коэффициент благополучия отношения в классе, коэффициент изолированности и другие характеристики межличностных отношений.

1. Выделение статусных групп (в количестве человек):

· 6 и более выборов - 1 группа (человек)

2. Коэффициент благополучия отношений в классе (КБО):

Если КБО < 1, то КБО – низкий.

3. Коэффициент изолированности - % человек в IV группе.

4. Индекс групповой сплоченности, или коэффициент взаимности (КВ):

КВ = ( R1/ R) х 100 %, где R1 – взаимные выборы,

5. Коэффициент удовлетворенности общением (КУ):

КУ = (n1 /n) х 100 %, где n1 – взаимные выборы учащихся,

n – все выборы, которые они сделали.

6. Коэффициент осознанности (КО) отношений:

КО = (R0 / Rх) х 100 %, где R0 – оправдавшиеся ожидания,

Rх- число ожидаемых выборов.

7. Устойчивость эксперимента:

К1 = ( Rс/ R) х 100 %, где Rс – количество сохранившихся выборов,

R -число сделанных выборов.

К2 = (N1 /N) х 100 %, где N1 – количество сохранивших статус,

N - количество участников эксперимента.

I.2. Аутосоциометрия, или изучение осознанности межличностных отношений

Для формирования личности школьника важны не только сами по себе межличностные отношения в классе, но степень их осознания человеком. Ценную информацию на этот счет можно получить, если после проведения социометрии каждого школьника спросить, сколько выборов он предполагает получить. Таким образом, сопоставив затем эти ответы с реально полученными выборами, можно получить информацию о том, кто и насколько недооценивает свой статус, кто оценивает его максимально точно, кто переоценивает, а кто уклонился от ответа. Уклонение от ответа может свидетельствовать либо о неразвитости социальной перцепции, либо о тревожности учащегося в межличностных отношениях. Проанализировать связь между реальным статусом учащегося и его оценкой своего положения можно, составив следующую таблицу.

infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. В случае нарушения авторского права напишите сюда.

Социометрия: изучение межличностных и межгрупповых отношений

Социометрия: исследование межличностных отношений в группе

Социометрическая техника, разработанная Дж. Морено, применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп.

Социометрическая процедура может иметь целью:

а) измерение степени сплоченности-разобщенности в группе;
б) выявление «социометрических позиций», т. е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии. где на крайних полюсах оказываются «лидер» группы и «отвергнутый»;
в) обнаружение внутригрупповых подсистем, сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры.

Использование социометрии позволяет проводить измерение авторитета формального и неформального лидеров для перегруппировки людей в командах так, чтобы снизить напряженность в коллективе, возникающую из-за взаимной неприязни некоторых членов группы. Социометрическая методика проводится групповым методом, ее проведение не требует больших временных затрат (до 15 мин.). Она весьма полезна в прикладных исследованиях, особенно в работах по совершенствованию отношений в коллективе. Но она не является радикальным способом разрешения внутригрупповых проблем, причины которых следует искать не в симпатиях и антипатиях членов группы, а в более глубоких источниках.

Надежность процедуры зависит прежде всего от правильного отбора критериев социометрии, что диктуется программой исследования и предварительным знакомством со спецификой группы.

Социометрическая процедура

Общая схема действий при социометрическом исследовании заключается в следующем. После постановки задач исследования и выбора объектов измерений формулируются основные гипотезы и положения, касающиеся возможных критериев опроса членов групп. Здесь не может быть полной анонимности, иначе социометрия окажется малоэффективной. Требование экспериментатора раскрыть свои симпатии и антипатии нередко вызывает внутренние затруднения у опрашиваемых и проявляется у некоторых людей в нежелании участвовать в опросе. Когда вопросы или критерии социометрии выбраны, они заносятся на специальную карточку или предлагаются в устном виде по типу интервью. Каждый член группы обязан отвечать на них, выбирая тех или иных членов группы в зависимости от большей или меньшей склонности, предпочтительности их по сравнению с другими, симпатий или, наоборот, антипатий, доверия или недоверия и т. д.

Членам группы предлагается ответить на вопросы, которые дают возможность обнаружить их симпатии и антипатии один до одного, к лидерам, членов группы, которых группа не принимает. Исследователь зачитывает два вопроса: а) и б) и дает подопытным такую инструкцию: «Напишите на бумажках под цифрой 1 фамилию члена группы, которого Вы выбрали бы в первую очередь, под цифрой 2 — кого бы Вы выбрали, если бы не было первого, под цифрой 3 — кого бы Вы выбрали, если бы не было первого и второй». Потом исследователь зачитывает вопрос о личных отношениях и так же проводит инструктаж.

С целью подтверждения достоверности ответов исследование может проводиться в группе несколько раз. Для повторного исследования берутся другие вопросы.

Примеры вопросов для изучения деловых отношений

1. а) кого с своих товарищей из группы Вы попросили бы в случае необходимости предоставить помощь в подготовке к занятиям (в первую, вторую, третью очередь)?

б) кого из своих товарищей из группы Вы не хотели бы просить в случае необходимости предоставлять Вам помощь в подготовке к занятиям?

2. а) с кем Вы поехали бы в продолжительную служебную командировку?

б) Кого из членов своей группы Вы не взяли бы в служебную командировку?

3. а) кто из членов группы лучше исполнит функции лидера (старосты, профорга и т.д.)?

б) кому из членов группы тяжело будет исполнять обязанности лидера?

Примеры вопросов для изученным личных отношений

1. а) К кому в своей группе Вы обратились бы за советом в трудной жизненной ситуации?

б) с кем из группы Вам не хотелось бы ни о чем советоваться?

2. а) если бы все члены Вашей группы жили в общежитии, с кем из них Вам хотелось бы поселиться в одной комнате?

б) если бы всю Вашу группу переформировали, кого из ее членов Вы не хотели бы оставить в своей группе?

3. а) кого из группы Вы пригласили бы на день рождения?

б) кого из группы Вы не хотели бы видеть на своем дне рождения?

При этом Социометрическая процедура может проводиться в двух формах. Первый вариант — непараметрическая процедура. В данном случае испытуемому предлагается ответить на вопросы социометрической карточки без ограничения числа выборов испытуемого. Если в группе высчитывается, скажем, 12 человек, то в указанном случае каждый из опрашиваемых может выбрать 11 человек (кроме самого себя). Таким образом, теоретически возможное число сделанных каждым членом группы выборов по направлению к другим членам группы в указанном примере будет равно (N-1), где N— число членов группы. Точно так же и теоретически возможное число полученных субъектом выборов в группе будет равно (N-1). Сразу уясним себе, что указанная величина (N-1) полученных выборов является основной количественной константой социометрических измерений. При непараметрической процедуре эта теоретическая константа является одинаковой как для индивидуума, делающего выборы, так и для любого индивидуума, ставшего объектом выбора. Достоинством данного варианта процедуры является то, что она позволяет выявить так называемую эмоциональную экспансивность каждого члена группы, сделать срез многообразия межличностных связей в групповой структуре. Однако при увеличении размеров группы до 12-16 человек этих связей становится так много, что без применения вычислительной техники проанализировать их становится весьма трудно.

Другим недостатком непараметрической процедуры является большая вероятность получения случайного выбора. Некоторые испытуемые, руководствуясь личным мотивом, нередко пишут в Опросниках: «выбираю всех». Ясно, что такой ответ может иметь только два объяснения: либо у испытуемого действительно сложилась такая обобщенная аморфная и недифференцированная система отношений с окружающими (что маловероятно), либо испытуемый заведомо дает ложный ответ, прикрываясь формальной лояльностью к окружающим и к экспериментатору (что наиболее вероятно).

Анализ подобных случаев заставил некоторых исследователей попытаться изменить саму процедуру применения Метода и таким образом снизить вероятность случайного выбора. Так родился второй вариант — параметрическая Процедура с ограничением числа выборов. Испытуемым предлагают выбирать строго фиксированное число из всех членов группы. Например, в группе из 25 человек каждому предлагают выбрать лишь 4 или 5 человек. Величина ограничения числа социометрических выборов получила название «социометрического ограничения» или «лимита выборов». Многие исследователи считают, что введение «социометрического ограничения» значительно превышает надежность социометрических данных и облегчает статистическую обработку материала. С психологической точки зрения социометрическое ограничение заставляет испытуемых более внимательно относиться к своим ответам, выбирать для ответа только тех членов группы, которые действительно соответствуют предлагаемым ролям партнера, лидера или товарища по совместной деятельности. Лимит выборов значительно снижает вероятность случайных ответов и позволяет стандартизировать условия выборов в группах различной численности в одной выборке, что и делает возможным сопоставление материала по различным группам.

В настоящее время принято считать, что для групп в 22-25 участников минимальная величина «социометрического ограничения» должна выбираться в пределах 4-5 выборов. Существенное отличие второго варианта социометрической процедуры состоит в том, что социометрическая константа (N-1) сохраняется только для системы получаемых выборов (т. е. из группы к участнику). Для системы отданных выборов (т. е. в группу от участника) она измеряется новой величиной d (социометрическим ограничением). Введением этой величины можно стандартизировать внешние условия выборов в группах разной численности. Для этого необходимо определять величину d по одинаковой для всех групп вероятности случайного выбора. Формулу определения такой вероятности предложили в свое время Дж. Морено и Е. Дженнингс: P(A)=d/(N-1), где Р — вероятность случайного события (А) социометрического выбора; N — число членов группы.

Обычно величина Р(А) выбирается в пределах 0,20-0,30. Подставляя эти значения в формулу (1) для определения d с известной величиной N, получаем искомое число «социометрического ограничения» в выбранной для измерений группе.

Недостатком параметрической процедуры является невозможность раскрыть многообразие взаимоотношений в группе. Возможно выявить только наиболее субъективно значимые связи. Социометрическая структура группы в результате такого подхода будет отражать лишь наиболее типичные, «избранные» коммуникации. Введение «социометрического ограничения» не позволяет судить об эмоциональной экспансивности членов группы.

Социометрическая карточка или Социометрическая анкета составляется на заключительном этапе разработки программы. В ней каждый член группы Должен указать свое отношение к другим членам группы по выделенным критериям (например, с точки зрения совместной работы, участия в решении деловой задачи, проведения досуга, в игре и т. д.) Критерии определяются в зависимости от программы данного исследования: изучаются ли отношения в производственной группе, группе досуга, во временной или стабильной группе.

Социометрическая карточка

б) Кого бы вы не хотели пригласить на встречу Нового года?

При опросе без ограничения выборов в социометрической карточке после каждого критерия должна быть выделена графа, размеры которой позволили бы давать достаточно полные ответы. При опросе с ограничением выборов справа от каждого критерия на карточке чертится столько вертикальных граф, сколько выборов мы предполагаем разрешить в данной группе. Определение числа выборов для разных по численности групп, но с заранее заданной величиной Р(А) в пределах 0,14-0,25 можно произвести, пользуясь специальной таблицей (см. ниже).

Величины ограничения социометрических выборов

Число членов групп

Социометрическое ограничение d

Примечание: + положительный выбор; - отрицательный выбор.

Анализ социоматрицы по каждому критерию дает достаточно наглядную картину взаимоотношений в группе. Могут быть построены суммарные социоматрицы, дающие картину выборов по нескольким критериям, а также социоматрицы по данным межгрупповых выборов. Основное достоинство социоматрицы — возможность представить выборы в числовом виде, что в свою очередь позволяет проранжировать членов группы по числу полученных и отданных выборов, установить порядок влияний в группе. На основе социоматрицы строится социограмма — карта социометрических выборов (социометрическая карта.

Социограмма

Социограмма — графическое изображение реакции испытуемых друг на друга при ответах на социометрический критерий. Социограмма позволяет произвести сравнительный анализ структуры взаимоотношений в группе в пространстве на некоторой плоскости («щите») с помощью специальных знаков (рис. ниже). Она даёт наглядное представление о внутригрупповой дифференциации членов группы за их статусом (популярностью). Пример социограммы (карты групповой дифференциации), предложенной Я. Коломинским, см. ниже:

——> позитивный односторонний выбор,
<——> позитивный обоюдный выбор,
------> негативный односторонний выбор,
<------> негативный обоюдный выбор.

Социограммная техника является существенным дополнением к табличному подходу в анализе социометрического материала, ибо она дает возможность более глубокого качественного описания и наглядного представления групповых явлений.

Анализ социограммы заключается в отыскании центральных, наиболее влиятельных членов, затем взаимных пар и группировок. Группировки составляются из взаимосвязанных лиц, стремящихся выбирать друг друга. Наиболее часто в социометрических измерениях встречаются положительные группировки из 2, 3 членов, реже из 4 и более членов.

Социометрические индексы

Различают персональные социометрические индексы (П.С.И.) и групповые социометрические индексы (Г.С.И.). Первые характеризуют индивидуальные социально-психологические свойства личности в роли члена группы. Вторые дают числовые характеристики целостной социометрической конфигурации выборов в группе. Они описывают свойства групповых структур общения. Основными П.С.И. являются: индекс социометрического статуса i-члена; эмоциональной экспансивности j-члена, объема, интенсивности и концентрации взаимодействия ij-члена. Символы i и j обозначают одно и то же лицо, но в разных ролях; i — выбираемый, j — он же выбирающий, ij — совмещение ролей.

Индекс социометрического статуса i-члена группы определяется по формуле:

где Сi — социометрический статус i-члена, R + и R - — полученные i-членом выборы, Z — знак алгебраического суммирования числа полученных выборов i-члена, N— число членов группы.

Социометрический статус — это свойство личности как элемента социометрической структуры занимать определенную пространственную позицию (локус) в ней, т. е. определенным образом соотноситься с другими элементами. Такое свойство развито у элементов групповой структуры неравномерно и для сравнительных целей может быть измерено числом — индексом социометрического статуса.

Элементы социометрической структуры — это личности, члены группы. Каждый из них в той или иной мере взаимодействует с каждым, общается, непосредственно обменивается информацией и т. д. В то же время каждый член группы, являясь частью целого (группы), своим поведением воздействует на свойства целого. Реализация этого воздействия протекает через различные социально-психологические формы взаимовлияния. Субъективную меру этого влияния подчеркивает величина социометрического статуса. Но личность может влиять на других двояко — либо положительно, либо отрицательно. Поэтому принято говорить о положительном и отрицательном статусе. Статус тоже измеряет потенциальную способность человека к лидерству. Чтобы высчитать социометрический статус, необходимо воспользоваться данными социоматрицы.

Возможен также расчет С-положительного и С-отрицательного статуса в группах малой численности (N).

Индекс эмоциональной экспансивности j-члена группы высчитывается по формуле

где Ej — эмоциональная экспансивность j-члена, Rj — сделанные /членом выборы (+, -). С психологической точки зрения показатель экспансивности характеризует потребность личности в общении.

Из Г.С.И. наиболее важными являются: Индекс эмоциональной экспансивности группы и индекс психологической взаимности.

Индекс эмоциональной экспансивности группы высчитывается по формуле:

где Ag — экспансивность группы, N — число членов группы? Rj (+,-) — сделанные j-членом выборы. Индекс показывает среднюю активность группы при решении задачи социометрического теста (в расчете на каждого члена группы).

Индекс психологической взаимности («сплоченности группы») в группе высчитывается по формуле

где Gg — взаимность в группе по результатам положительных выборов, Аij + — число положительных взаимных связей в группе N — число членов группы.

1. Методы психологической диагностики. — М. 1993
2. Методики социально-психологической диагностики личности и группы. — М. 1990