Руководства, Инструкции, Бланки

Руководство Рисованием По Представлению И По Памяти В Детском Саду img-1

Руководство Рисованием По Представлению И По Памяти В Детском Саду

Категория: Руководства

Описание

Рисование на темы - Студопедия

Рисование на темы

В содержание занятий тематическим рисованием входит изображение различных сюжетов из окружающей жизни, иллюстрирование литературных произведений, творческие сочинения картин на разнообразные темы, придуманные самими детьми. Тематическое рисование дает учащимся возможность приобрести умение передавать свои мысли и представления средствами изобразительного искусства, т. е. учит их пользоваться рисунком как графическим языком, языком художественных образов.

Рисование на темы развивает творческие способности, приучает детей к самостоятельности в работе, дает возможность полнее выразить свои мысли и чувства. В рисунках-композициях дети непосредственнее выражают свои впечатления, свой способ восприятия окружающего мира.

В отличии от урока занятия в детском саду, с детьми дошкольного возраста по изобразительной деятельности можно дифференцировать не только по типу (так же – занятия освоения нового, закрепления, повторения и т.п.), но и по виду.

Одно и то же занятие можно отнести к разным видам в зависимости от критерия выделения.

Так, по содержанию изображения различаютпредметное, сюжетное, декоративное (рисование, лепка, апплика­ция).

По методу (способу) изображения различают рисование (лепка, аппликация) по представлению, по памяти, с натуры.

По характеру выбора темы. на тему, предложенную учителем, и на свободную тему, выбранную ребенком .

По источнику тем замыслов. занятия на литературные темы (сказки, рассказы, стихотворения); на музыкальные темы; на темы окружающей действительности.

Итак, занятия, выделенные по методу, способу изображения, по представлению, памяти, с натуры.

Изобразительная деятель­ность по представлению (иначе можно назвать по воображению) строится в основном на комбинаторной деятельности воображе­ния, в процессе которой происходит переработка опыта, впечат­лений и создается относительно новый образ. Изображение по памяти строится на основе представления конкретного предмета, который дети восприняли, запомнили и пытаются как можно бо­лее точно изобразить. Изображение с натуры представляет собой создание образа на основе и в процессе непосредственного сию­минутного восприятия предмета, явления.

Все эти виды занятий (и подготовку к ним) организуют на ос­нове непосредственного восприятия (зрительного, слухового, так­тильно-моторного). Они предполагают и участие процессов памя­ти, и потому деление на виды условно и осуществляется по веду­щему психическому процессу.

Рисование по представлению. Изображение по представлению создается на основе впечатлений, полученных детьми из разных источников: наблюдения за окружающим миром; знаний, полу­ченных из книг, телевизионных передач; общения со сверстника­ми и взрослыми; восприятия разных видов искусства, других ви­дов деятельности (труд, игра).

Особо стоит остановиться на так называемых комплексных (интегрированных) уроках (занятиях). где под одним тематическим содержанием объединяются разные виды художественной деятельности: рисование, лепка, аппликация, музыкальная (слушание), художественно-речевая.

Таких уроков не может быть много, это, скорее, праздник, своеобразный спектакль-отчет, устраиваемый вместе с детьми. Очень важно, чтобы у детей рождались эстетические чувства, радость от того, что они делают. Однако достижение этой цели может быть затруднено некоторыми объективными обстоятельствами. Ведь переход ребенка от одного вида деятельности к другому требует переключения внимания.

Это возможно, если интегрирование разных видов художественной деятельности б удет строиться не только на основе единого тематического содержания, но и с учетом характера тех чувств, которые призваны вызвать занятия такого рода. Полезно использовать произведения искусства, вызывающие эти чувства.

Чувство, переданное детям, способно рождать у них новые образы и влиять на замыслы.

Психологическим основанием этих методических рекомендаций может быть положение Л.С.Выготского о взаимосвязи воображения и чувств. Чувство, эмоция стремятся воплотиться в образы. «Это чувство подбирает отдельные элементы действительности и комбинирует их в такую связь, которая обусловлена изнутри нашим настроением, а не извне, логикой самих этих образов.

Например, на уроке посвященном теме «Весна» важно вызвать у детей чувство радости от прихода весны, удивление от обновления природы и т.д. Художественное осмысление этого явления через музыкальные, поэтические, живописные образы усиливает чувства. Сплав представлений, чувств и поступков воспитывает устойчивое, глубокое нравственно-эстетическое отношение детей к природе.

Эффективно сочетание двух видов художественной деятельности. Это занятия по рисованию на тему музыкальных или поэтических образов. В этом случае музыкальный, поэтический, сказочный образы только основа для фантазирования, для создания изобразительного образа, своеобразный фон изобразительной деятельности. Обращение к ним в разных структурных частях занятия должно усиливать образное видение, чувства детей. В ходе такого занятия дети переживают своего рода эмоциональный подъем от общения с искусством.

Главное, чтобы такой переход от одной деятельности к другой был естественным, неформальным, не задидактизированным, соответствовал настроению детей. Дети моментально чувствуют искусственность ситуации, так или иначе реагируют на это. Всякий формализм убивает интерес к такой деятельности, иногда на долгие годы. Поэтому объединять разные виды искусства может только учитель, хорошо чувствующий их, неравнодушный к теме, умеющий говорить с детьми ярко, просто, естественно, искренне, общаясь на равных, вызывая их чувства и сопереживая им.

© studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам

Другие статьи

Рисование по памяти и представлению «Дружат дети всей Земли»

Рисование по памяти и представлению «Дружат дети всей Земли»

Ольга Слезко
Рисование по памяти и представлению «Дружат дети всей Земли»

Рисование по памяти и представлению

Тема. Дружат дети всей Земли .

1) Продолжать учить детей рисовать человека. добиваясь точности при передаче формы, пропорций, деталей и цвета. Закрепить умения создавать набросок простым карандашом, располагать изображение человека на весь лист. Совершенствовать навыки рисования красками. хорошо насыщать кисть, умения составлять цвет и оттенки на палитре, пользоваться приёмом примакивания всем ворсом и концом кисти; развивать чувство цвета, ритма при составлении узоров, на одежде ритмично располагать круги, точки, волнистые, зигзагообразные линии, завитки и т. д.

2) Развивать самостоятельность, творческую активность в поиске способов изображения человека разных национальностей; развивать интерес к общему результату изобразительной деятельности.

3) Воспитать чувство дружбы к людям других национальностей.

Материал. плакат, карта мира.

I часть. Эмоциональный настрой :

Выходить из спальни и стать перед гостями.

- Здравствуйте, дорогие гости!

- Ребята, помните я рассказывала вам, как живут дети в разных странах. какие у них игры, какая национальная одежда, как они дружат ?

- Как вы думаете, что такое дружба. что значит дружить. (Дружба – это когда люди доверяют друг другу. Это когда помогают в беде. Это когда радуются за успехи друга. Это когда в трудную минуту с другом.

- А какие пословицы о дружбе вы знаете ).

Обобщение. Правильно, молодцы. Да, ребята, дружить это значит играть вместе, делиться любимой игрушкой, делать приятные подарки, в трудную минуту прийти на помощь.

(Стук в дверь). Принесли письмо из Белоруссии.

«Здравствуйте, ребята! Шлём привет из далёкой Белоруссии. Мы ходим в детский сад «Зоренька» - что в переводе означает солнышко, в старшую группу. Мы все вместе играем, поём, ходим на экскурсии. У нас много детей из Китая, Японии, Германии, Англии, Америки и мы все дружим. Очень хотели бы узнать о том, как дружат и живут дети в России. Ждём ответа!»

- Хорошо, мы обязательно ответим на это письмо.

Обобщение. Белоруссия, как и Россия многонациональная страна.

В ней живут дети разных национальностей. Как и вы, они любят играть и рисовать. У них разный цвет рожи и форма глаз, они по-разному одеваются, говорят на разных языках, не похожий на наш. И все. Все дети на Земле любят свой дом и свою семью и хотят жить весело, радостно, мирно и дружно !

- Давайте вспомним какие ещё есть национальности.

- А вы, хотели бы дружить с детьми из других стран?

- А С кем бы вы хотели дружить. С ребятами из каких стран?

- А каким ты, Витя, представляешь своего друга. А ты Люда? (2-3 ребёнка) .

- Садитесь на свои места.

Объявление темы. (показать на карте) .

- Тема нашего занятия. «Дружат дети всей Земли »

- А сейчас, давайте нарисуем, своего друга. Таким, каким вы его представляете .

- А сейчас послушаем стихотворение «Альбом для рисования ». которое подготовила Оля Г.

- Чтобы нарисовать своего друга. закройте глаза и ещё раз представьте своего друга. (2-3 сек) .

- Я напомню, чтобы рисунок получился, надо вначале сделать набросок основной формы простым карандашом, мысленно разделить лист бумаги на три части. голову туловище и ноги.

II часть. Установка. (10-15 мин) .

Каждый нарисует себе друга из любой страны мира. из России – русского, из Украины – украинского, из Японии – японского, из Индии – индийского. Из Африки – африканского, из стран Севера – ненца, чукчу и т. д.

- Вы должны очень постараться! Ваши рисунки мы пошлём на память детям из других стран.

Пальчиковая гимнастика «Дружба »

- А сейчас давайте поиграем с пальчиками!

Дружат в нашей группе(пальцы обеих рук соединяются ритмично в замок)

Девочки и мальчики.

Мы свами подружимся

Маленькие пальчики, (ритмичное качание мизинцев)

Начинаем рисовать. (поочерёдное касание пальцев обеих рук, начиная с мизинцев)

- Приступайте к работе! Рисуйте аккуратно! Не забывайте, что краску накладывать одну на другую нужно по мере высыхания! (Сказать о палитре) .

Раскрашивайте карандашами, если получается лучше! (Нарисовать основу и выйти на физминутку «Если весело живётся…»(После этого начать прорисовывать детали .) .

- А теперь тихонько садитесь и продолжайте выполнять свои работы!

Установка на завершении (за 5 мин до конца) .

- Завершаем работу! Кто закончил поднимите руку! Приведите своё рабочее место в порядок.

Публикации по теме:

Календарно-тематическое планирование по программе «Радуга» в подготовительной группе. Рисование «Рисование» январь-май ЯНВАРЬ «Солнечный день в зимнем лесу» Учить детей договариваться, кто из них изображает предмет, который не должен.

Перспективный план по художественно-эстетическому развитию. Рисование. Часть 4 часть 1 № 70 «День Победы» Тема: «Разноцветная страна» Задачи НОД: Развивать воображение, творчество. Закреплять и расширять знания и их.

Рисование с натуры, по памяти и по представлению на уроках ИЗО в общеобразовательной школе

Рисование с натуры, по памяти и по представлению на уроках ИЗО в общеобразовательной школе

Рисование с натуры, по памяти и по представлению

на уроках ИЗО в общеобразовательной школе

В современном мире искусство не утратило сво­его значения в области воспитания подрастающего поколения, в развитии художественного вкуса и восприимчивости прекрасного в окружающей жизни.

Увлечение искусством, любовь к нему приходят к ребенку не сами по себе, к этому должен забот­ливо и пристрастно вести его взрослый. И прежде всего учитель школы - профессионал, который донесет до неискушенного ученика все тонкости своего дела - преподавания изобразительного искусства, научит понимать и чувствовать мир художника, а через него - красоту и смысл жизни, реальности.

Формирование интересов, потребностей личности школьника осуществляется различными средствами, в том числе и средствами изобразительного искусства. Успех здесь может быть обес­печен лишь тогда, когда учащийся наряду с самостоятельной изобразительной деятельностью под­готовлен к восприятию картин, рисунков, скульптур, произведений архитектуры и декоративно-прикладного искусства. Незаменимую роль в этом играют уроки изобразительного искусства.

Изобразительное искусство - это прекрасный, удивительный и притягательный мир. Не всегда можно просто, сразу же войти в него. Мир этот живет по своим осо­бым законам. Не чувствуя их, не пытаясь в них разобраться, нелегко воспринять всю красоту и слож­ность изобразительного искусства.

Далеко не последнее место в школьном преподавании изобразительного искусства отводится таким видам работ как рисование с натуры, по памяти и по представлению, выполнение которых способствует развитию возможности обучающимся видеть мир во взаимосвязи с искусством, формированию творческой личности. Учащиеся, понимающие язык графики, живописи, скульптуры, гораздо глубже воспринимают другие виды искусства.

Различные виды творческой деятельности, освоенные учащимися, способствуют воспитанию у них отношения к изобра­зительному искусству как форме человеческого сознания, к деятельности, требующей глубоких знаний, большого труда, наблюдательности, целеустремленности, умения преодолевать трудности.

Рисование с натуры

Рисование с натуры является ведущим разделом обучения, наглядным методом обучения, который дает прекрасные результаты не только в деле обучения рисунку, но и деле общего развития ребенка. Рисование с натуры приучает мыслить и целенаправленно вести наблюдение, пробуждает интерес к анализу натуры и тем самым подготавливает ребенка к дальнейшей учебной работе.

Рисование с натуры в овладении умениями и навыками грамотного изображения играет большую роль. Это справедливое утверждение многих методистов нашло отражение в различной литературе, программах по рисованию и изобразительному искусству. Трудности рисования с натуры не только для подростков, учащихся общеобразовательной школы, но даже и для профессионалов заключаются в том, чтобы, пройдя через анализ, сохранить свежесть, активность и целостность первоначального восприятия, углубить и обогатить его. Пристальное аналитико-синтетическое восприятие предметов действительности в процессе рисования с натуры побуждает к созерцанию; эта способность чрезвычайно важна для возникновения эстетических эмоций и художественного образа.

Рисование с натуры в общеобразовательной школе создает предпосылки не только для овладения основами грамотного изображения, но и условия для творческого художественно-образного отражения действительности. Одним из видов творческой работы, художественно отражающих действительность можно назвать натюрморт.

Главной задачей в натюрморте является развитие у школьников способности эмоционально-эстетически воспринимать изображаемые предметы. Направленность зрительного восприятия должна носить эмоциональный характер. Почувствовав красоту предметов, ребенок начинает иначе смотреть на обычный натюрморт; он видит гармонию очертаний вазы, сверкающую белизну тарелок, живописную фактуру драпировки, то есть, учится анализировать увиденное и видеть красоту предметов, окружающих их в обычной жизни.

При работе над натюрмортом решаются следующие учебные и творческие задачи:
1) анализ формы, пропорций, строения, пространственного положения;
2) изображение симметричной формы предметов с помощью средней линии;
3) анализ цвета;
4) обучение приемам работы с разными материалами (графическими, живописными, пластическими).
5) приобретение навыков работы в монохроме;
6) изучение правил композиции;
7) приобретение навыков работы по памяти и по представлению (наблюдение, знание).

Курс изобразительного искусства предусматривает выполнение обучающимися различных натюрмортов, начиная с несложных, составленных из одного – двух предметов, усложняющихся на последующих этапах обучения.

Так в пятом классе в начале учебного года выполняется натюрморт с фруктами и овощами. Работа над натюрмортом начинается с композиции — расположения группы предметов на плоскости листа бумаги. Изображение предметов должно быть очень крупным и целиком занимать лист бумаги. Затем прорисовываются очертания и конструкция предметов натюрмор­та, начиная с самых крупных. Далее убираются линии построения, и начинается работа красками. Тонкими линиями намечаются границы света, тени, полутени, бликов и рефлексов на предметах, с помощью цвета и светотени передается красота формы, поверхности, цветовой окраски предметов.

Дети учатся понимать натуру, познают законы грамотного ее изображения, овладевают навыками строить работу последовательно от простого к сложному, от элементарных упражнений к задачам более разнообразным и глубоким.

В процессе обучения рисованию с натуры заложены учебные задачи,

которые содержат много различной информации, например: если рисуют фрукты, овощи - информация - где растут, о работах художников - мастерах натюрмортов; если инструменты – следует рассказ об их назначении. Когда рисуют предметы домашнего обихода – рассказывается о традиционных народных украшениях предметов быта (Палеха, Хохломы и других народных промыслов), рассказ о приемах промысла. Зрительный ряд, который обычно сопровождает любую информацию, обеспечивает более осознанное рисование школьниками.
Так на следующем этапе выполняется рисование осеннего натюрморта «Ветка рябины и яблоко». Рисованию предшествует рассказ о рябине: «На фоне тройки священных деревьев (ясень, орешник, дуб), обычная рябина выглядит скромно. В наших лесах это дерево, с его тонкими ветвями, резными листьями, крупными ягодами, качающееся на ветру среди могучих дубов и сосен, такой же символ магии, как и эта священная тройка.

В прошлом священные рябиновые рощи росли на неприкосновенных местах святилищ древних богов, поскольку рябина обеспечивала магическую защиту и способствовала предсказаниям. Кроме того, с рябиной связывали такие навыки, как умение контролировать свои чувства и уберегаться от чужих чар.

Растущая близ дома рябина до сих пор считается хорошей приметой, и срубать ее, без крайней необходимости, не хорошо, и обращаем внимание на необыкновенную красоту этого дерева». Детям предоставляется возможность познакомиться с некоторыми живописными работами, на которых изображена рябина. Обращается внимание на растущую за окном кабинета рябину, которую в это время года – осенью - украшают яркие кисти ягод.

Далее учитель совместно с учениками анализирует натурную постановку, форму, объем букета из рябины, пространственное положение, уровень горизонта, строение листьев и гроздей рябины. Демонстрируется последовательность линейного построения рисунка натюрморта. Особое внимание уделяется первому этапу — определению композиционного расположения всей группы предметов натюрморта на листе бумаги. Обращается внимание на правильную и неправильную композицию рисунка натюрморта. Учащиеся с большим интересом относятся к этой работе. Натюрморты получаются очень яркие, красивые и эмоциональные. Красота рябины за окном тоже находит отражение в выполненных рисунках учащихся.

В седьмом классе предусмотрено выполнение «Праздничного натюрморта» и национального «Русского натюрморта».

Во время рисования «Праздничного натюрморта» с натуры необходимо напоминать обучающимся о необходимости рассматривать рисуемый предмет и сравнивать со своим рисунком. Чтобы натюрморт легче воспринимался, задаются контрастные предметы, несложные по форме и разные по цвету. В то же время необходимо помочь увидеть ребенку характерный цвет и форму предметов, обратить его внимание на эстетические качества модели. В постановочной работе может быть небольшое количество предметов, но повышаются требования к качеству выполнения рисунка.

При выполнении «Русского натюрморта» учащиеся расширяют знания о

декоративно-прикладном творчестве народов России, о народных про­мыслах, специфике образно-символического язы­ка и роли цвета в произведениях декоративно-прикладного искусства. Натюрморт составляется из предметов русского быта (крынка, берестяной туесок, глиняная миска, деревянная ложка). Обращается внимание учащихся, что рисунок по­становки — это не просто сумма частностей, один предмет подрисован к другому. Это нечто це­лое, но включающее в себя несколько предметов. Здесь необходимо позаботиться о взвешенности композиции, пластическом единстве всего рисунка.

Даже выполняя рисунок крынки, в общем, неслож­ного предмета, необходимо соблюдать определен­ную последовательность. Начинаем с изучения фор­мы, разбираемся в строении, фактуре поверхности. Затем вкомпоновываем изображение в формат и приступаем к конструктивному построению. Прове­ряем правильность рисунка, вертикальность оси, симметричность правой и левой сторон крынки, устойчивость на плоскости: нет ли ощущения, что предмет заваливается вперед или назад. Если есть, значит, неточно намечены лежащие горизонтально части крынки или другой вещи относительно уровня глаз. После исп­равления неточностей и ошибок всей композиции учащиеся начинают работать красками.

Таким образом, закрепляются знания, полученные в процессе обучения. Количество заданий уменьшается, но требования к качеству возрастают.

Первым шагом в освоении приемов изображения объемных предметов является рисование простейших геометрических тел. В начальной школе учащиеся знакомятся с геометрическими телами, усваивают навыки линейного построения. В средней школе эти знания расширяются и углубляются. Умение понимать и рисовать основные геометрические тела учащимися дает достаточно знаний для изображе­ния любого бытового предмета, которые при анализе формы обнаруживают сходство с геометрически­ми телами или состоят из их сочетаний.

Геометрические тела лежат в основе многих предметов, в них хорошо заметны все перспективные изменения, а процесс изображения этих тел прост и определяется лишь несколькими частными этапами.

В пятом классе выполняется рисование «Натюрморта из геометрических тел», составленный из геометрических тел различной формы (параллелепипед, цилиндр, шар). Задание выполняется мягкими карандашами: ТМ, М, 2М. Рисование данного натюрморта преследует следующие цели:

- знакомство с конструкцией, сквозной прорисовкой, линейным построением, светотенью;

- рисование с натуры геометрических тел с попыткой передачи объема;

- понимание конструктивного строения предметов, элементов линейной перспективы;

- развитие зрительной памяти, передачи впечатлений, пробуждение фантазии, творческого воображения;

- рисование от общего к деталям;

- развитие памяти, умения комбинировать детали;

- укрепление межпредметных связей (математика).

Учебная постановка направлена на познание основ перспективы, умение понимать конструкцию предметов, светотенью выявлять объем. Уроки, полученные при рисо­вании простых предметов, по­могут позже передавать любые объекты, независимо от их разме­ров и сложности. Например, зда­ния мыслятся как комбинации сфер, цилиндров, конусов, призм и пирамид. Купола соборов — обычно полусферы, крыши неко­торых домов напоминают трех­гранные призмы или невысокие пирамиды. Хранилища газа и воды, в большинстве случаев ци­линдры с коническими или ку­полообразными верхушками. Интерьер комнаты, мебель также имеют геометрические пропор­ции.

В шестом классе, закрепляются знания, полу­ченные на предыдущих этапах обучения. Например – «Рисование с натуры столярных инструментов» – натюрморт с рубанком и киянкой. Данное учебное занятие способствует формированию пространственных воображений, развивает умение использовать законы линейного построения рисунка.

Умение рисовать рубанок, в основе которого лежит параллелепипед, дает достаточно знаний для изображения любого бытового предмета, который при анализе формы обнаруживает сходство с этим геометрическим телом или состоит из сочетаний нескольких параллелепипедов, в том числе - киянка.

Работа над рисунком «Рисование с натуры столярных инструментов» представляет собой последовательное решение связанных между собой основных задач.

1) Перспективное построение предметов (параллелепипеда) в угловом положении. Определение линии горизонта и двух точек схода, предопределяющее грамотное размещение предметов на листе.

2) Определение четырьмя линиями контур горизонтальной грани параллелепипеда корпуса рубанка на плоскости листа. Боковые плоскости, ограниченные вертикальными ребрами, изображаются вертикальными линиями. Затем намечается пространственное расположение и величина киянки, перспективные сокращения форм.

3) Построение сквозного рисунка каждого геометрического тела. Передача пропорций предметов, соотношений по высоте, ширине, соразмерности предметов, хорошо передавая конструкцию предметов.

4) Определение градаций светотени, передача объема, грамотное владение штриховкой «по форме». Объясняется зависимость освещенности предмета от силы и удаленности источника освещения.

Несмотря на возникающие трудности, рисование данного натюрморта интересно для учащихся, а хорошее выполнение рисунка повышает самооценку. Для получения такого изображения необходим не только жизненный зрительный опыт, но и знание перспективных закономерностей. Знание этих закономерностей поможет при изображении по памяти и по представлению объемных предметов в пространственном окружении.

Все окружающие нас предметы имеют форму. Мы различаем их по признакам этой формы. Существует установленная геометрией классификация форм. В одних случаях признаки формы предмета очень ясны, они точно укладываются в эту классификацию, в других еле заметны. Иногда формы, знакомые по классификации, образуют новые, сложные и неповторимые сочетания их в предметах. Развивая у детей восприятие и умение передавать форму предметов на плоскости, мы обращаем внимание сначала на ее ясно различимые особенности.

Во многих произведениях художников можно встретить изображения различных построек, домов. Это деревенские избы, старинные деревянные и кирпичные особняки, современные дома. Умение рисовать здания особенно важно для архитекторов. С простейшими закономерностями линейной перспективы и с правилами объемного изображения, учащиеся опять встречаются при рисовании с натуры на уроке в пятом классе по теме «Наброски с натуры модели домика».

Учащиеся могут выполнить один, два наброска модели домика в разных поворотах или один длительный рисунок с выявлением штриховкой объема домика. Следует заметить, что дети смотрят на модель домика с разных сторон, значит, их точки зрения различны. Для одних детей домик будет повернут своим фасадом, для других окажется расположенным с угла. Поэтому для формирования у них полноценного образа дома необходимы анализ его конструкции, геометрической формы и наблюдение с разных сторон.

Любой художник в течение всей жизни уделяет много внимания изображению человека. В общеобразовательной учебной программе определенное количество часов тоже уделяется изображению человека, предусматривая выполнение рисунков с натуры по темам «Наброски с фи­гуры челове­ка» и «Наброски с фи­гуры челове­ка, сидящего в профиль».

Наброски - одна из разновидностей рисунка, быстрые, лаконичные зарисовки. Чаще всего они бывают небольшого размера. Это обусловлено назначением и спецификой набросков, быстротой их выполнения, условиями, в которых они выполняются. Занятия набросками играют важную роль в процессе овладения изобразительной грамотой. Систематическая работа над набросками развивает наблюдательность, глазомер, воспитывает чувство пропорций, обогащает наблюдениями и знаниями.

В набросках находят преимущественно главные, наиболее существенные характеристики изображаемых фигур. Существенное значение в быстром рисовании играет умение начинать работу с установления целого. При рисовании с натуры набросков, надо стремиться выразить общее впечатление от натуры. Дать цельное представление о ней. Одной из весьма важных задач, стоящих перед учащимися, является правильная передача характерных особенностей изображаемых фигур, в том числе пропорции отдельных частей тела. При выполнении набросков человека учащиеся руководствуются правилами, взятыми из античных канонов, о пропорциях человеческой фигуры. В процессе создания композиции учащиеся все время сопоставляет натуру со своим рисунком.

Самостоятельная работа учащихся может выполняться различными способами:

- выполнение набросков одними линиями (первые линии изображают общее очертание фигуры, а затем прорисовываются части фигуры);

- выполнение набросков с помощью линий, схемы (вначале проводятся прямые отрезки линий, показывающие пространственное расположение частей фигуры, затем прорисовывается объемная форма фигуры).

Для подкрепления наглядности материала можно показать сходные позы (стоит прямо, стоит боком, сидит прямо или сбоку) на репродукциях, придать похожую позу натурному материалу. Лицо человека при этом детально не прорисовывается.

Занятия набросками играют важную роль в процессе овладения изобразительной грамотой. Систематическая работа над набросками развивает наблюдательность, глазомер, воспитывает чувство пропорций, обогащает наблюдениями и знаниями. Целенаправленное рисование с натуры содействует формированию мировоззрения учащихся, приучает их к сознательному восприятию явлений и предметов окружающей действительности, воспитывает их художественный вкус.


Рисование по памяти и по представлению

Творческая работа на любую тему в значительной степени основывается на работе памяти и воображения. Поэтому в процессе подготовки учащихся к творческой деятельности необходимо осуществлять постоянную тренировку зритель­ной памяти, содействовать обогащению и пополнению запасов зрительных представлений, что достигается путем соответствую­щих упражнений в рисовании с натуры и по памяти.

Основой успешного рисования по памяти и по представлению является систематическая работа учащихся над рисунками и набросками с натуры. Рисуя с натуры, учащиеся изучают и запо­минают характерные особенности строения различных объектов, знакомятся с принципами их изображения. На этой основе и ба­зируется рисование по памяти.

В практике художественного образования сложилась опреде­ленная терминология, которая различает некоторые виды работы над изображением, проводимые без непосредственного использова­ния натуры. Это рисование по памяти, по представлению, по во­ображению. В их основе лежит работа памяти, мышления, а также предшествующие наблюдения и рисование с натуры.

Под рисованием по памяти подразумевается выполнение рисун­ков и набросков на основе зрительной памяти.

При рисовании по представлению изобразительная деятель­ность протекает по несколько иному принципу. Изображение вы­полняется также на основе работы памяти, с использованием зри­тельных представлений, полученных ранее в результате наблюде­ний и натурных зарисовок. Кроме того, в процессе рисования по представлению определенную роль играет воображение, умение изобразить знакомые объекты в различных положениях, комбина­циях. Рисование по представлению является более сложным видом изобразительной деятельности, чем рисование по памяти.

Рисование по памяти и по представлению находит свое применение в учеб­ной работе с учащимися. Программа подготовки учащихся к рисованию по памяти включает различные задания, упражнения.

Одним из заданий, над которым работают учащиеся в пятом классе «Рисуем отгадки к народным загадкам». Знакомство с таким видом устного народного творчества как загадки учит присматриваться ко всему окружающему миру, видеть красоту, радоваться его многообразию, развивает ассоциативное мышление, любознательность, расширяет кругозор. Детям предлагается проиллюстрировать загадки, но при этом продумать композицию так, чтобы рисунок - отгадку нельзя было увидеть рядом с текстом загадки. Лист бумаги можно согнуть, как открытку. Текст загадки, описывающий художественно-выразительными средствами признаки, по которым угадывается предмет, пишется печатными буквами цветными карандашами, фломастерами, шариковыми ручками на первой страничке. Ответ - отгадка рисуется внутри открытки. Выполнение этого задания требует от учащегося грамотного владения композицией, линией, цветом, развитого ассоциативного мышления.

В работе по представлению большую роль играют знания о действительности, ее наблюдение. Знания классифицируются, объединяются и сохраняются в памяти. Определенных знаний и наблюдений требуется и от художника – анималиста.

Знакомство учащихся с анималистическим жанром в средней школе предполагает выполнение набросков и рисования животных. Особенность анималистическо­го жанра изобразительного искусства требует знать анатомическое строение, про­порции, цветовой окрас живот­ных.

Работая по темам «Рыжий кот», «Наброски домашних живот­ных», учащиеся реализуют следующие виды деятельности:

1) Анализ основных форм, частей тела животных.

2) Ознакомление с поведением и способами передвижения.

3) Уточнение характерных движений.

4) Особенности внешнего вида (кожа, мех).

5) Изучение среды обитания.

6) Умение выполнять рисунок живот­ного с применением средств художественной выразительности.

Неправильно делают те учащиеся, которые, получив задание нарисовать животное по памяти, сразу приступают к процессу рисования, не дав себе труда представить, что надо сделать, предварительно не добившись четкого мысленного воспроизведения в памяти объекта, подлежащего зарисовке. В этой работе учащимся может помочь развитые память и воображение, наличие навыков и умений, которые вырабатываются в процессе последовательного многократного повторения.

Отношение к миру природы выражается в первую очередь в жанре пейзажа. Любовь к родной природе, понимание ее красоты — непременная часть патриотического воспитания человека. Чувства привязанности к родной, земле начинается именно с осознания поэзии окружающего с детства мира природы.

Практическая работа в жанре пейзажа дает много возможностей осознания и освоения элементарных худо­жественных навыков, которые расширяются и углубляются в задачах каждого урока. Работа по памяти и представлению по выполнению пейзажа «В осеннем парке», этюда «Багрец и золото осени» позволяют учащимся совершенствовать знания о применении законов линейной и воздушной перспективы, колорита, ком­позиции.

Для более полного и яркого представления природы показываются классу репродукции картин русских художников, обращается на колорит представленных картин, потому что именно от выбора цвета зависит настроение картины, ее эмоциональное воздействие. Колорит полотна может быть радостным и печальным, спокойным и тревожным, загадочным и ясным.

Так красно-взволнованный колорит А. Архипова и Ф. Малявина создает мажорное настроение их произведений. И наоборот: минорное настроение навевают нежно-задумчивые краски В. Борисова-Мусатова или холодный сказочно таинственный колорит М. Врубеля.

Известно, что природные цвета предметов сами по себе редко бывают гармоничны. Однако они всегда выглядят объединенными и сгармонированными именно благодаря общему освещению. В работе по памяти у учащихся наибольшую сложность и затруднение вызывает передача цветовых характеристик натуры. Так, например, цвет травы, листвы деревьев пишут иногда просто oттенками зеленого цвета, кирпичный дом — оранжево-красным, голубым и так далее.

Поэтому, учащимся рассказывается, что колористическое единство изображения акварельными красками иногда достигается художниками механическим путем. Для этих целей во все оттенки, которыми изображаются предметы, вводится одна и та же краска, этих же результатов добиваются предварительной прокладкой тем или иным цветом.

Заканчивается беседа анализом особенностей осени и изменений в осенней природе. Школьники вспоминают свои наблюдения во время прогулок на природе и делятся своими впечатлениями. Чтение отрывков стихотворения И. Бунина «Листопад» и из произведения Г. Скребицкого «Художник — осень» закрепляют эстетические впечатления детей от осеннего парка или леса.

Рисование на тему «Пейзаж с изображением домов выше, ниже и на линии горизонта» ставит перед учащимися следующие цели и задачи: изучение особенностей изображения призматических форм, расположенных на разном уровне к линии горизонта; закрепление сведений о линейной перспективе: линия горизонта, уровень горизонта, точка зрения, точка схода, фронтальная и угловая, воздушная перспективы. В процессе работы над рисунком расширяются умения и навыки соблюдения законов фронтальной и воздушной перспективы, вводится понятие линейной угловой перспективы.

Обратить внимание на красоту движений тела человека, применить знания и умения, полученные ранее при рисовании фигуры человека с натуры, закрепить выразительность пропорций тела в движении фигур позволяет рисование на такие темы как «Спорт», «Материнство».

При рисовании по памяти и представлению на тему «Спорт» учащиеся д ля большей выразительности должны выбрать такие положения тела и моменты движения, когда наиболее полно ощущается динамика - ее кульминационные моменты. Движение фигур может быть усилено динамичными композициями.

При анализе работ художника А. Дейнеки обращается внимание учащихся на то, что фигуры в спортивной игре никогда не располагаются на одной линии - кто-то находится ближе к зрителю, кто-то дальше. Обращается внимание на возможности перекрытия фигуры фигурой и их ритмической связи при изображении фигур в едином действии.

Далеко не безразлично, в каком месте помещено изображение. Если в центре листа — оно будет неподвижным. Также неподвижным оно окажется и у самого края. Край листа как бы держит изображение. Предлагается подумать, куда следует поместить изображение, чтобы оно стало динамичным.

В конце беседы учащиеся должны ответить на вопрос: почему движения фигур, передающие движение спортивных игр, в работах художников так убедительны? Ответ заключается в том, что убедительно только то, что мы сами увидели в жизни. Все это создает ощущение естественности происходящего, жизненности.

Тема материнства присутствует почти в каждой программе по изобразительному искусству – важнейшая тема отношения к жизни и близкая ребенку. Она всегда проходит с особым интересом, но и довольно трудна, - здесь надо передать чувства людей через их изображение, мимику. З рительный ряд из произведений выдающихся русских и зарубежных художников, пословицы создают определенный настрой для работы. Не всегда достаточно хорошо представляя себе характер работы по памяти, учащиеся боятся пробовать свои силы или же неудачную попытку расценивают как неспособность к рисованию по памяти вообще. В связи с этим необходимо отметить, что рисунок по памяти, необязательно должен быть подробным, исчерпывающим в передаче впечатления от увиденного. Учащимся трудно добиться сходства даже при рисовании с натуры, а при рисовании по памяти это сделать еще труднее. Тем не менее, эти вполне естественные трудности не должны пугать и расцениваться учащимися как непреодолимые.

Процессы изображения по представлению, могут быть различными в зависимости от своего содержания и взаимоотношений между наблюдением, и воображением, участвующими в процессе рисования. Образы представления могут быть очень далеки от предметов действительности, например сказочные: в них причудливо сочетаются признаки действительности, нарушая привычные для нас законы предметного мира. В изображении по представлению можно передавать образы далекого прошлого. Рисующий воссоздает их в своем воображении на основании знаний и представлений о материальной культуре народов, природе и жизни минувших эпох. Такой работой является рисование по представле­нию в пятом классе на тему «Старин­ный терем».

На уроке учащиеся знакомятся с изображе­нием архитектурных сооружений в картинах мастеров русской живописи, с архитек­турным ансамблем Мос­ковского Кремля. Затем учащиеся рисуют «старинный терем» с использованием геометрических фигур, которые они раньше изучили и изображали (куб, конус, четырехгранная призма, цилиндр, шар). Таким образом, упражнения в рисовании по памяти и по представлению содействуют закреплению ранее полученных знаний, развитию зрительной памяти и пространственного мышления.

Рисование по памяти и по представлению - это рисование композиций на темы окружающей жизни. В процессе рисования на темы совершенствуются и закрепляются навыки грамотного изображения пропорций, конструктивного строения, объема, пространственного положения, освещенности и цвета предметов.

Создание произведений искусства немыслимо без творческой фан­тазии, без участия памяти. Многие русские и зарубежные художники-педагоги использо­вали в своей педагогической работе с учащимися занятия рисова­нием с натуры, по памяти и представлению в качестве обязательной составной части процесса обучения будущих художников.

В повседневной работе над рисунками детям необходимы развитое творческое мышление, богатый запас пластических наблюдений, прочные навыки уверенного и свободного рисования, умение импровизировать. Эти качества приобретаются в результате систематического рисования с натуры, по памяти и по представлению. Умение рисовать по памяти обеспечивается знанием перспективы, пластической анатомии, цветоведения. В рисовании на темы — по памяти и представлению — учащиеся применяют умения. которые были выработаны при рисовании с натуры. Без них невозможна успешная работа над заданиями по тематическому рисованию, композиции, поскольку композиционный эскиз не составляется механически.

Сочинение композиционных эскизов — одно из важных средств развития памяти, наблюдательности, творческого воображения. По тому, как учащийся справляется с заданиями по композиции, можно в известной мере судить о том, насколько эти данные у него развиты. Надо иметь в виду, что развитие способности работать «от себя» не самоцель, а необходимое условие для успешной работы, особенно по композиции, тематическому рисованию. Основными помощниками в данном случае являются мастерство, память, воображение рисующего, а также его наблюдения и знание жизни, приобретенные при работе с натуры.

Таким образом, рисование с натуры, по памяти и по представлению выполняют общие задачи:

  • совершенствование и закрепление навыков грамотного изображения пропорций, конструктивного строения, объема,
    освещенности, пространственного положения, цвет предмета, выделение композиционного центра;
  • отработка умения выразительно выполнять рисунок;
  • развитие умения самостоятельно выбрать сюжет предложенной темы и передать художественными выразительными средствами
    свое отношение к нему;
  • развитие фантазии, воображения, логического и пространственного мышления.

Завершая работу также можно сказать, что рисование с натуры, по памяти и по представлению воспитывает у обучающихся эстетическое отношение к окружающему, умение видеть и чувствовать прекрасное, развивает художественный вкус и творческое мышление, формирует устойчивый интерес к творческой деятельности.

1. Неменский Б.М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания: Книга для учителя. – 2-е издание, переработанное и дополненное – М. Просвещение. 1987. – 255с.

2. Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Под редакцией Б.М. Неменского. Москва, «Просвещение». 2013. - 175 л.

3. Рисунок. Учебное пособие для студентов художественно-графического факультета педагогических институтов. Под редакцией А.М. Серова. М. «Просвещение», 1975. 271 с.