Руководства, Инструкции, Бланки

Руководство Это Управление Группой Через Зафиксированное Влияние img-1

Руководство Это Управление Группой Через Зафиксированное Влияние

Категория: Руководства

Описание

Глоссарий психологических терминов

Глоссарий психологических терминов Предварительный просмотр:

СЛОВАРЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ

АГРЕССИВНОСТЬ - 1) склонность действовать энергично и, возможно, безжалостно для достижения поставленных целей; стремление к социальному доминированию, контролю над действиями и убеждениями других членов группы; 2) проявление агрессии, склонность действовать враждебно, агрессивно.

АГРЕССИЯ - любая форма поведения, нацеленная на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.

АДАПТИВНЫЙ - соответствующий, полезный, помогающий приспособлению.

АКЦЕНТУАЦИЯ - чрезмерная выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, представляющая крайние варианты нормы, граничащие с психопатиями.

АФФИЛИАЦИЯ - потребность индивида в присоединении к группе.

БЕСЕДА - метод получения информации на основе вербальной коммуникации.

ТЕНДЕР - характеристика, с помощью которой обобщаются существующие в обыденном сознании определения понятий «мужчина» и «женщина».

ГРУППА - определенная система деятельности, заданная ее местом в системе общественного разделения труда; группа сама выступает субъектом определенного вида деятельности и через него включена в систему общественных отношений.

ГРУППИРОВКА - объединение отдельных единиц информации с целью экономии места для хранения дополнительных сведений.

ДЕЛОВАЯ БЕСЕДА - вербальное общение между собеседниками, которые имеют необходимые полномочия от своих организаций для установления деловых отношений, разрешения деловых проблем или выработки конструктивного подхода к их решению.

ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ - процесс взаимосвязи и взаимодействия, по которому происходит обмен деятельностью, информацией и опытом, предлагающим достижение определенного результата.

ДЕЦЕНТРАЦИЯ - умение принять точку зрения другого человека.

ДОКУМЕНТ - информация, фиксированная в печатном или рукописном тексте, на магнитных носителях или фотоносителях.

ИНДИВИД - отдельный представитель человеческой общности: представитель вида Homo sapiens; конкретный человек.

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ - характеристики, которые отличают индивида от всех других.

ИНСТИТУТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ - группы, через которые личность усваивает установки, ценности, традиции, обычаи, роли и ожидания, свойственные определенной культуре или социальному слою.

ИНТРОВЕРСИЯ - тенденция избегать социальных контактов и быть озабоченным собственными мыслями.

ИНЦИДЕНТ - действия участников конфликтной ситуации, провоцирующие резкое обострение противоречия и начало борьбы между ними.

КАТАРСИС - избавление от напряжения и беспокойства.

КАУЗАЛЬНАЯ АТРИБУЦИЯ - приписывание партнеру по общению определенных мотивов и причин, объясняющих его поступки и другие особенности.

КИНЕСИКА - раздел невербального общения, изучающий передачу информации с помощью жестов, мимики, пантомимики, походки, позы.

КОММУНИКАТИВНЫЙ БАРЬЕР - психологическое препятствие на пути адекватной передачи информации между партнерами по общению.

КОММУНИКАТОР - лицо, передающее информацию.

КОМПЕТЕНТНОСТЬ - психическое состояние, позволяющее действовать самостоятельно и ответственно.

КОМПРОМИСС - соглашение, достигнутое путем взаимных уступок.

КОНВЕНЦИЯ (в психологии) - свод правил поведения, большей частью неписаных, но передаваемых из поколения в поколение, относительно того, какие формы поведения наиболее приемлемы для субъекта и для общества.

КОНФЛИКТ - процесс резкого обострения противоречия и борьбы сторон-участников в решении проблемы, имеющей личную значимость для каждого участника.

КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ - ситуация скрытого или открытого противоборства сторон-участников, каждая из которых имеет свои цели, мотивы, средства или способы решения проблемы, имеющей личную значимость для каждого участника.

КОНФЛИКТНЫЙ ЧЕЛОВЕК - человек, который чаще других создает и вовлекает других в конфликтные ситуации.

КОНФОРМИЗМ - вынужденное принятие человеком норм группы и соответствующего поведения; желание быть похожим на других.

КООПЕРАЦИЯ - одна из основных форм межличностного взаимодействия, характеризующаяся объединением усилий участников для достижения совместной цели.

КРЕАТИВНОСТЬ - способность видеть вещи в новом свете и находить необычные решения проблем; способность к творчеству.

КУЛЬТУРА - набор правил, моральных норм и способов взаимодействия внутри группы. Каждый член общества должен изучать систему и структуру своей культуры.

ЛИДЕРСТВО - управление группой через спонтанно возникающее влияние.

ЛИЧНОСТЬ - качество человека, определяющее его бытие и проявляющееся в его сознательной деятельности.

ЛОКУС КОНТРОЛЯ - понятие, характеризующее локализацию причин, исходя из которых человек объясняет собственное поведение и наблюдаемое им поведение других людей. Внутренний локус контроля — это поиск причин поведения в самом человеке, а внешний — это локализация причин вне человека, в окружающей его среде.

МАЛАЯ ГРУППА - люди, объединенные общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении.

МЕНЕДЖМЕНТ (управление, руководство) - целенаправленное воздействие на людей с целью достижения поставленных целей.

НАБЛЮДЕНИЕ - метод сбора первичной информации об изучаемом объекте путем непосредственного восприятия и прямой регистрации фактов, значимых с точки зрения целей исследования.

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ - информация, содержащая реакцию реципиента на поведение коммуникатора.

ОБЩЕНИЕ - процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, восприятие и понимание другого человека, выработку единой стратегии взаимодействия.

ОПРОС - метод получения информации, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов.

ОРГАНИЗОВАННОСТЬ - способность коллектива самостоятельно создать организацию в ситуации неопределенности.

ПРОКСЕМИКА - раздел невербального общения, который изучает передачу информации с помощью расстояния, взаимного положения, времени и места общения.

ПРОФЕССИИ - исторически возникшие формы деятельности, необходимые обществу, для выполнения которых человек должен обладать суммой знаний и навыков, иметь соответствующие способности и профессионально важные качества.

ПРОФЕССИОНАЛ - специалист, в совершенстве овладевший профессиональной деятельностью; сознательно изменяющий и развивающий себя в труде; вносящий свой индивидуальный творческий вклад в профессию; нашедший свое индивидуальное предназначение; стимулирующий в обществе интерес к результатам своей деятельности; повышающий престиж своей профессии.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩНОСТЬ - социальная общность, которая организована специально для эффективного достижения единых профессиональных задач.

ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА - свойства личности, совокупность которых отражает потенциальные или актуальные способности к данной деятельности, а их ослабление приводит к стойким ошибочным действиям при профессиональном обучении и в дальнейшем к снижению эффективности профессиональной деятельности.

ПСИХОЛОГИЯ - дисциплина, занимающаяся исследованием поведения и внутренних психических процессов и практическим применением получаемых данных.

РЕЦИПИЕНТ - лицо, принимающее информацию.

РУКОВОДСТВО - управление группой через зафиксированное формальное влияние.

СЛЕНГ (жаргон, арго) - слова или выражения, употребляемые людьми определенных возрастных групп, профессий или социального положения, отличающиеся от общеразговорного языка.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ - процесс становления личности человека.

СОЦИАЛЬНАЯ ПЕРЦЕПЦИЯ - восприятие внешних признаков человека, соотнесение их с его личностными характеристиками, интерпретация и прогнозирование на этой основе его поступков.

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ - дисциплина, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленных их включением в социальные группы, а также психологических характеристик самих групп.

СОЦИАЛЬНАЯ РЕФЛЕКСИЯ - способность человека представить, как он воспринимается партнером по общению.

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ - форма интерактивного обучения с целью развития компетентности межличностного и профессионального поведения в общении.

СОЦИАЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ - понятие, отражающее степень соответствия положения человека существующим в данной культуре нормам.

СПЛОЧЕННОСТЬ - согласие, единомыслие, взаимное принятие мнений членами профессиональной общности.

СТАТУС - интегративный показатель положения человека в системе социальных связей и отношений.

СТЕРЕОТИП - чрезмерно обобщенное представление чего-то или кого-то.

СУБЪЕКТ - человек или группа как активный участник деятельности.

ТАКЕСИКА - раздел невербального общения, который изучает передачу информации с помощью физических контактов личности в ее сознательной деятельности.

ТЕСТ - специализированный метод психодиагностики, с помощью которого можно получить количественную или качественную характеристику изучаемого явления на основе нескольких суждений делается определенный вывод.

УСТАНОВКА СОЦИАЛЬНАЯ - определенный взгляд на предмет, человека или идею, основанный на убеждениях, эмоциях и поведении.

ФРУСТРАЦИЯ - психическое состояние, возникающее как следствие реальной или воображаемой помехи, препятствующей достижению цели или удовлетворению актуализированной потребности. Проявляется в ощущениях гнетущего напряжения, тревожности, чувства отчаяния, гнева и т.д.

выбирает, какой именно подход применить в конкретной ситуации.

ЭКСПЕРИМЕНТ - метод, предполагающий активное вмешательство исследователя в деятельность обследуемого с целью создания условий, в которых выявляется данный психологический факт.

ЭКСТРАВЕРСИЯ - тенденция направлять свою энергию вовне, озабоченность физическим и социальным окружением и получением удовлетворения от этого окружения; обращенность наружу.

ЭМПАТИЯ - постижение эмоционального состояния, проникновение в переживания другого человека.

Я-КОНЦЕПЦИЯ - относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная система представлений индивида о самом себе, на основании которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе. Ее составляющие: Я-реальное, Я-идеальное, Я-динамическое, Я-фантастическое и т.д.

Другие статьи

Структура малой группы - Медицинская психология

Рубрикатор ▼ Структура малой группы

Группы структурируются на основании предпочтений, власти, типов коммуникации их участников. Групповые предпочтения можно определить с помощью социометрической методики.

Социометрическая структура малой группы – это совокупность связей и отношений между ее членами, основанных на взаимных предпочтениях и отвержения, известных по результатам социометрического теста Д. Морено. Социометрическая структура группы строится на эмоциональных отношениях симпатиях и антипатиях, феноменах межличностной привлекательности и популярности. Статус-величина стремящаяся к устойчивости. Статус часто сохраняется не только в конкретной группе, но и переходит с человеком в другую группу. поэтому при переходе в другой коллектив из за конфликтов в первом человеке опять может создавать вокруг себя конфликтные ситуации, если не начнет меняться Люди по разному воспринимают и оценивают свой статус. Наименее адекватные «звезды» изолированные и отвергнутые.можно встретить звезд, неудовлетворенно оценивающих свое положение в группе, и изгоев, вполне удовлетворенных им.Структура власти в малой группе - это система взаиморасположении членов группы в зависимости от их способности оказывать влияния. Власть реализуется с помощью различных форм, среди которых наиболее изучены руководство и лидерство. Руководство – это управление группой через зафиксированное формальное влияние. Основным инструментом психологического влияния на группу является его авторитет. Он зависит от коммуникативно-организаторских, ценностей и убеждений руководителя, а также от стиля управления .Выделяют авторитетный стиль, в основе которого лежит единочалие руководителя ;демократический, основанный на возможностях активного взаимодействия между членами группы и руководителем; попустительский, основанный на полной групповой свободе действия. При током стиле руководитель выступает как представитель группы при взаимодействии ее с другими группами, но внутри группы его полномочия не значительны. Эксперименты показывали преимущество демократического стиля, но бывают ситуации, когда более эффективны два других.

Лидерство – это управление группой через спонтанно возникающее влияние. Лидера порождают не столько личные качества,сколько структура взаимоотношений в данной группе. Лидер как бы олицетворяет систему целей и ценностей группы. В группе может существовать несколько лидеров.

Коммуникативная структура группы - это совокупность позиции членов группы в системах информационных потоках. Владение информацией- важный показатель положения члена группы.

псих_ответы_билеты.docx
Размер: 217.8 Кб

Сестринское дело. Изучение психологии с точки зрения медицины. Важные аспекты, примеры из сестринской практики. Психика пациентов. Взаимоотношение медицинских работников и пациентов. Основные теории агрессии

У нас самая большая информационная база в рунете, поэтому Вы всегда можете найти походите запросы

Эта тема принадлежит разделу:

Сестринское дело. Изучение психологии с точки зрения медицины. Важные аспекты, примеры из сестринской практики. Психика пациентов. Взаимоотношение медицинских работников и пациентов. Основные теории агрессии

К данному материалу относятся разделы:

Этиология и патогенез. Классификация. Клиническая картина и диагностика. Магнитно-резонансная томография. Дифференциальная диагностика.

Профессия повара является одной из самых популярных и востребованных в мире. Приготовить что-то быстро и даже вкусно может каждый, но повара делают с продуктами нечто большее.

Социальные действия, поведение людей в обществе регулируются так же обычаями. Обычай - это правило, утвердившееся в общественной практике, вошедшее в привычку, в результате многократного применения, установившегося подхода к оценке определенного образа отношений, действий человека, коллектива людей.

Пожарные гидранты: назначение, устройство и порядок использования. Гидранты пожарные подразделяются на наземные и подземные. Правила эксплуатации пожарных гидрантов. Техническое обслуживание.

Курсова робота З дисципліни «Адміністративне право» Кафедра конституційного і адміністративного права Метою роботи виступає корупція як інтернаціональне глобальне явище притаманне усім країнам незалежно від політичного устрою і рівня економічного розвитку

Структура групповых предпочтений - Студопедия

Структура групповых предпочтений

Групповые предпочтенияможно определить с помощьюсоциометрической методики (см. методы с.п.).

Выделяют социометричес­кие статусы членов группыкак сумму предпочтений и отвержений :

- социометрические «звезды» - наиболее предпочитаемые члены группы ;

- высокостатусные, среднестатусные, нuзкостатусные. определя­емые по числу положительных выборов и не имеющие большого числа отвержений ;

- изолированные - члены группы, у которых отсутствуют и поло­жительные, и отрицательные выборы ;

- пренебрегаемые - члены группы, имеющие большое число отри­цательных выборов и малое число предпочтений ;

- отверженные (изгои) - члены группы, имеющие только отрица­тельные выборы .

Статус часто не только сохраняется в конкретной группе, но и переходит с человеком в другую группу.

При переходе в другой коллектив из-за конфликтов в первом человек опять может созда­вать вокруг себя конфликтные ситуации, если не изменится сам.

С точки зрения развития личности человеку полезно менять свой статус, так это обеспечивает ему большуюсоциальную гибкость . дает возможность побывать вразличных ролях .

Постоянное пребы­вание в «звездах»,«любимчиках » делает человека очень уязвимым и беззащитным перед неминуемыми изменениями .

Несомненна и опасность устойчивого пребывания в ролиотверженного или

изо­лированного - весь мир будет восприниматься вчерном цвете.

Люди по-разному воспринимают и оценивают свой статус, при­чемнаименее адекватно

- «звезды», изолированные и отвергнутые.

Можно встретить «звезд», оценивающих свое положение в группе как неудовлетворительное, и изгоев, вполне удовлетворенных сво­им положением.

Структура властив малой группе - это система взаиморас­положений членов группы в зависимости от их способности оказы­вать влияние на положение дел в группе.

Власть реализуется с по­мощью различных форм влияния . среди которых наиболее изучены руководство и лидерство.

Руководство - это управление группой через зафиксированное формальное влияние (староста группы, классный руководитель, старшая медсестра отделения и т.д.).

Основным инструментом пси­хологического влияния руководителя на группу являетсяего авто­ритет .

- ценностей и убеждений руководителя,

- а также от стиля управления.

Выделяют стили управления:

- авторитарный (директивный) стиль. в ос­нове которого лежит единоначалие руководителя;

- демократический (кооперативный),основанный на возможностях активного взаимо­действия между членами группы и руководителем ;

- попустительс­кий. основанный на полной групповой свободе действий, руково­дитель выступает как представитель группы при взаимодействии ее с другими группами, но внутри группы его полномочия незначи­тельны.

Лидерство - это управление группой через спонтанно возника­ющее влияние.

Лидера порождают не столько личные качества, колько структура взаимоотношений в данной группе.

Лидер как бы олицетворяет систему целей и ценностей группы.

В группе мо­жет одновременно существовать несколько лидеров.

© studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам

Управление персоналом

Глава 3. Руководитель в системе управления персоналом

Для эффективного осуществления деятельности по управлению персоналом специалисту, руководителю, менеджеру необходимо иметь представления о современных классификациях стилей лидерства и управления, различных возможных моделях поведения руководителя.

Сданным материалом познакомит настоящая глава.

3.1. Стили лидерства и управления в организации

Формирование и функционирование как формальной структуры организации, так и неформальной, социально-психологической структуры рабочей группы, коллектива непосредственно связаны с выдвижением как руководителей в организации (ее подразделениях), так и лидеров а малых группах и в целом в коллективе.

Руководитель — должностное лицо, на которое официально возложены функции управления коллективом и организации его деятельности.

Лидер — это член группы, за которым все остальные члены группы признают право принимать ответственные решения в значимых для группы ситуациях.

Лидерство — это естественный социально-психологический процесс в группе, построенной на влиянии личного авторитета человека на поведение членов группы. Лидерство — способность человека оказывать влияние как на отдельную личность, так и на группу, направляя усилия на достижение целей организации,

Стиль лидерства — это типичная для лидера система приемов воздействия на ведомых, других членов группы.

Под влиянием понимаюттакое поведение человека, которое вносит изменение в поведение, отношения, чувства другого человека. Влияние можно оказать через идеи, устное и письменное слово, эмоции и т.д.

Лидер и руководитель — это не одно и то же. Различие тут такое

же, как между формальной и неформальной группой. Лидер — это

такой человек, который по отношению к группе может рассматривать

ся как его зеркало. Им может быть только тот, кто несет на себе чер

ты, приветствуемые и одобряемые именно в данной группе.

Поэтому перевод лидера в другую группу или назначение его сверху

в качестве руководителя далеко не всегда эффективно.

Как для успешной деятельности руководителя, менеджеров в организации, так и непосредственно для деятельности по управлению персоналом важное значение имеет определение, оценка возможностей управления, стилей лидерства и руководства, выбор наиболее эффективных из них. Выделяют следующие стили деятельности лидеров:

1. Лидер-организатор. Его главное отличие в том, что нужды коллектива он воспринимает как свои собственные и активно действует. Этот лидер оптимистичен и уверен, что большинство проблем вполне разрешимо. За ним идут, зная, что он не станет предлагать пустое дело. Умеет убеждать, склонен поощрять, а если и приходится выразить свое неодобрение, то делает это, не задевая чужого достоинства, и в результате люди стараются работать лучше. Именно такие люди оказываются на виду в любом неформальном коллективе.

2. Лидер-творец. Привлекает к себе прежде всего способностью видеть новое, браться за решение проблем, которые могут показаться неразрешимыми и даже опасными. Не командует, а лишь приглашает к обсуждению. Может поставить задачу так, что она заинтересует и привлечетлюдей.

3. Лидер-борец. Волевой, уверенный в своих силах человек. Первым идет навстречу опасности или неизвестности, без колебания вступает в борьбу. Готов отстаивать то, во что верит, и не склонен к уступкам. Однако такому лидеру порой не хватает времени, чтобы обдумать все свои действия и все предусмотреть. «Безумство храбрых» — вот его стиль.

4. Лидер-дипломат. Если бы он использовал свои способности во зло, то его вполне можно было бы назвать мастером интриги. Он опирается на превосходное знание ситуации и ее скрытых деталей, в курсе сплетен и пересудов и поэтому хорошо знает, на кого и как можно повлиять. Предпочитает доверительные встречи в кругу единомышленников. Позволяет открыто говорить то, что всем известно, чтобы отвлечь внимание от своих не афишируемых планов. Правда, такого сорта дипломатия нередко лишь компенсирует неумение руководить более достойными способами.

5. Лидер-утешитель. К нему тянутся потому, что он готов поддержать в трудную минуту. Уважает людей, относится к ним доброжелательно. Вежлив, предупредителен, способен к сопереживанию.

Зигмунд Фрейд понимал лидерство как двуединый психологический процесс: с одной стороны, групповой, с другой — индивидуальный. В основе этих процессов лежит способность лидеров притягивать к себе людей, бессознательно вызывать чувство восхищения, обожания, любви. Поклонение людей одной и той же личности может сделать эту личность лидером. Психоаналитики выделили десять типов лидерства':

1. «Соверен», или «патриархальный повелитель». Лидер в образе строгого, но любимого отца, он способен подавить или вытеснить отрицательные эмоции и внушить людям уверенность в себе. Его выдвигают на основе любви и почитают.

2. «Вожак». В нем люди видят выражение, концентрацию своих желаний, соответствующих определенному групповому стандарту. Личность вожака — носитель этих стандартов. Ему стараются подражать в группе.

3. «Тиран». Он становится лидером, потому что внушает окружающим чувство повиновения и безотчетного страха, его считают самым сильным. Лидер-тиран — доминирующая, авторитарная личность, его обычно боятся и подчиняются ему.

4. «Организатор». Он выступает для членов группы как сила для поддержания «Я-концепции» и удовлетворения потребности каждого, снимает чувство вины и тревоги. Такой лидер объединяет людей, его уважают.

5. «Соблазнитель». Человек становится лидером, играя на слабостях других. Он выступает в роли «магической силы», давая выход вовне подавленным эмоциям других людей, предотвращает конфликты, снимает напряжение. Такого лидера обожают и часто не замечают всех его недостатков.

6. «Герой Жертвует собой ради других, такой тип проявляется особенно в ситуациях группового протеста — благодаря его храбрости другие ориентируются на него, видят в нем стандарт .справедливости. Лидер-герой увлекает за собой людей.

7. «Дурной пример». Выступает как источник заразительности для бесконфликтной личности, эмоционально заражает других.

8. «Кумир». Влечет, притягивает, положительно заражает окружение, его любят, боготворят и идеализируют.

10. «Козел отпущения».

Два последних типа лидеров, по существу, антилидеры, они являются объектом агрессивных тенденций, благодаря которым развиваются групповые эмоции. Часто группа объединяется для борьбы с антилидером, но стоит ему исчезнуть, как группа начинает распадаться, так как пропал общегрупповой стимул.

Общее лидерство в группе складывается из компонентов: эмоционального, делового и информационного. «Эмоциональный» лидер (сердце группы) — это человек, к которому каждый человек в группе может обратиться за сочувствием, «поплакаться в жилетку». С «деловым» лидером (руки группы) хорошо работается, он может организовать дело, наладить нужные деловые взаимосвязи, обеспечить успех дела. К «информационному» лидеру (мозг группы) все обращаются с вопросами, потому что он эрудит, все знает, может объяснить и помочь найти нужную информацию.

Наилучшим будет руководитель, сочетающий все три компонента. Чаще всего, однако, встречается сочетание двух компонентов: эмоционального и делового, информационного и делового.

Понятие «лидер» приобретает значение, лишь будучи употребленным вместе с понятием «цель». И, действительно, нелепо выглядел бы лидер, не имеющий цели, пусть даже самой недостойной. Неотъемлемым свойством лидера является, кроме того, наличие хотя бы одного последователя. Ведь иметь цель и достигнуть ее самостоятельно, в одиночку, как сделал это Старик из известной повести Хемингуэя, явно недостаточно для того, чтобы назваться лидером. А вот Дон Кихот — это уже лидер, имеющий в лице верного Санчо Пансы человека, готового действовать в рамках довольно необычных планов и решений своего господина для достижения целей, известных лишь славному идальго.

Организация, возглавляемая лидером и состоящая из множества самых разных людей, является организацией именно потому, что функционирует в рамках заданной лидером цели, и роль лидера здесь становится весьма определенной: обеспечить существование таких связей (взаимоотношений) в системе, которые наилучшим образом способствовали бы решению конкретных задач в рамках единой цели. То есть лидер — это элемент упорядочения системы.

Лидера можно определить как личность, способную объединять людей ради достижения какой-либо цели. Лидерство — это всегда вопрос степени, силы влияния, зависящей от соотношения личных качеств лидера с качествами тех, на кого он пытается оказать влияние, и от ситуации, в которой находится данная группа.

Подходит ли человек для роли лидера, зависит прежде всего от признания за ним другими людьми качеств превосходства, то есть качеств, которые внушают им веру в него и побуждают их признать его влияние на себя. Более высокий интеллект, подготовка или опыт могут явиться частичным основанием для лидерства. Обычно важное значение имеет склонность к доминированию, а именно стремление проявлять инициативу в межличностных отношениях, направлять внимание других, предлагать им решения. Важное значение часто имеет и соответствующий профессиональный статус — инженеры скорее признают лидерство другого инженера, а также единство мнений и взглядов лидера и его последователей, равно как и его способность «разговаривать на их языке». Существует различие между «формальным» лидерством — когда влияние исходит из официального положения в организации, и «естественным» лидерством — когда влияние исходит из признания другими личного превосходства лидера. В большинстве ситуаций, конечно, эти два вида влияния переплетаются в большей или меньшей степени. Важно здесь не то, что лидер обладает качествами превосходства, а то, что его сторонники считают, будто он обладает этими качествами.

Влияние лидера всегда зависит от ситуации. Вот почему великие кризисы порождают великих президентов (хотя и не все президенты в великих кризисах проявили себя великими лидерами). Редко бывает (если такое вообще возможно), чтобы лидер смог изменить самые глубинные, основополагающие взгляды, ценности и мнения своих сторонников. Как говорилось выше, его роль заключается скорее в том, чтобы претворять эти взгляды и мнения в<;огласованную программу действий.

Очень трудно также стать истинным лидером, не обладая острой восприимчивостью к взглядам и позициям своих сторонников; причем не так уж важно, чег^ объясняется подобная восприимчивость — тем ли, что лидер понимает ее необходимость и сознательно ее проявляет, или тем, что он просто разделяет эти взгляды. При отсутствии такой восприимчивости он не будет знать, в какой момент необходимо пойти на компромисс, чтобы сохранить свое влияние и сплоченность группы. Он не сможет избежать вопросов, способных вызвать в группе серьезные разногласия и оказать на нее разрушительное воздействие. Доподлинно известно, что в очень большой мере лидер должен вести своих сторонников в том направлении, в котором они сами хотят идти.

Значение лидера не исчерпывается лишь формированием новых групп. Он также выполняет важную задачу поддержания сплоченности в уже существующих группах. В большинстве организаций лидеры в силу их двойного членства — в первичных трудовых коллективах, состоящих из их подчиненных, и в руководящих группах, состоящих из их коллег и вышестоящих начальников, —- выполняют еще и функцию объединения многочисленных рабочих в группе ради достижения целей и выполнения программ организации в целом. Они являют собой элемент

соединительной ткани, которая превращает организацию в нечто боль

шее, нежели просто совокупность независимых и замкнутых групп.

Официально назначенный руководитель подразделения обладает преимуществами в завоевании лидирующих позиций в группе и поэто-л му чаще, нежели кто-нибудь другой, становится признанным лидером. Однако его статус в организации и тот факт, что он назначен «извне», ставят его в положение, несколько отличное от положения неформальных естественных лидеров. Прежде всего стремление продвигаться выше i по служебной лестнице побуждает его отождествлять себя с более крупными подразделениями организации, нежели с группой своих подчиненных. Он может считать, что эмоциональная привязанность к какой-либо рабочей группе не должна служить ему тормозом на этом пути, и поэтому отождествляет себя с руководящим звеном организации — источником удовлетворения его личных амбиций. Но если он знает, что не поднимется выше, да и не особенно стремится к этому, то часто такой руководитель решительно отождествляет себя со своими подчиненными и делает все от него зависящее, чтобы защитить их интересы.

Личные амбиции — такой фактор, который следует учитывать

в большинстве человеческих ситуаций. Фактически все лидеры в то

или иное время принимают решения, которые больше соответствуют

их собственным притязаниям, нежели благополучию группы, ее

программным целям, целям учреждения или даже самым высоким интересам страны. Часто им настолько успешно удается обосновать свои решения ценностями группы, что они сами совершенно не осознают собственные побуждения.

Группа, решающая значимую проблему, всегда выдвигает для ее решения лидера. Без лидера ни одна группа существовать не может. Многие считают, что все проблемы решаются, если менеджеру удается совместить в своей деятельности функции лидера и руководителя. Но эти функции на практике часто не только не совмещаются, но и противоположны. Руководитель может лишь частично брать на себя функции лидера. Если для лидера нравственные критерии стоят на первом плане, то руководитель занят главным образом функциями контроля и распределения.

Слово «руководитель» буквально означает «ведущий за руку». Особенности администраторских и лидерских качеств руководителя определяет его управленческий стиль.

Рассмотрим классификацию стилей управления

Авторитарный. Наилучший с точки зрения администратора, который в любом деле прежде всего ценит единоначалие.

Авральный. «Давай-давай, потом разберемся» — девиз руководителя-авральщика. Мера, подходящая для исключительной ситуации, став системой, дезорганизует нормальную работу, ведет к конфликтам, недовольству в коллективе, не говоря уже о скромных трудовых результатах.

Деловой. Противоположен авральному, предполагает работу по рассчитанным и оптимальным схемам. Такой стиль можно было бы предпочесть всем прочим, если только работа позволяет это: не содержит неожиданных сюрпризов и поддается прогнозу.

Демократический. К нему склонны лидеры-организаторы, управляющие по принципу: «Моя точка зрения — одна из возможных». Именно такой стиль способен давать наилучшие результаты, но до известных границ, за которыми дело подменяется его обсуждением.

Либеральный. Годится для сплоченного коллектива единомыш

ленников. Вместо самостоятельности способствует безответствен

ности и уверенности в том, что «работа не волк».

Компромиссный. В его основе —- способность руководителя, уступая людям с различными интересами, добиваться своих целей. Но если компромиссы войдут в привычку и заменят принципиальность соглашательством, то хорошего от такого руководителя ждать не приходится.

Как уже отмечалось, умение добиться полного раскрытия творческого потенциала коллектива свидетельствует о высоких организационных способностях руководителя.

Следует отметить, что приверженность руководителя подразделения своей группе может войти в противоречие с его личными амбициями, а также может оказаться в конфликте с его приверженностью руководящему аппарату организации. В действительности такие конфликты, более или менее значительные, случаются в организациях ежедневно. В той степени, в которой руководитель действительно отождествляет себя с обеими группами, он будет ощущать сильное желание сохранить доверие к себе, уважение и дружбу членов обеих групп, а конфликт в организации станет конфликтом внутри его собственной личности. На почве таких конфликтов произрастает одна из наиболее важных функций руководителя — функция примирения ценностей и задач группы, которой он руководит, с целями более крупного подразделения организации и организации в целом.

Типы групповых ценностей порождают две разновидности конфликтов.

Первая категория конфликтов зачастую возникает тогда, когда организация пытается повысить производительность одного из своих подразделений путем внедрения новых методов работы. Служащие, выведенные подобными новшествами из привычной обстановки, могут истолковать такие перемены, как попытку их «пришпорить». Их сопротивление может принять форму недовольства и претензий по вопросам, которые раньше никогда не вызывали подобных реакций. Основное бремя этой неудовлетворенности выпадает на ближайших непосредственных начальников тех, кто работает в тесном контакте с оперативными сотрудниками.

В цепи отождествлений, связывающих рабочие группы и группу высшего руководства, образуется разрыв либо сразу же над уровнем ближайшего непосредственного начальника, либо сразу же под ним, который ослабляет влияние более крупного подразделения организации на рабочие группы и затрудняет сотрудничество ради достижения целей организации,

В некоторых случаях ближайший непосредственный начальник

может отождествлять себя как с рабочей группой, так и с руководя

щим звеном организации. Подобная ситуация окажется дискомфорт

ной лично для него, поскольку и снизу, и сверху на него будут давить

Он может попытаться убедить членов трудового коллектива в том, что новый производственный процесс призван облегчить, а не усложнить их труд. Или же он может попытаться убедить вышестоящее руководство, что новый процесс «не работоспособен» или что его надо изменить тем или иным способом. Если он преуспеет в этом, то до некоторой степени восстановит гармонию между ценностями рабочей группы и целями и требованиями организации в целом. Такие разрывы трудно ликвидировать, если только не включить руководство мелких подразделений в группу руководителей более высокого уровня и не побудить их тем самым перенести туда часть своей приверженности.

Индивидуумы могут входить более чем в одну рабочую группу. Они могут отождествлять себя не с непосредственной рабочей группой, к которой они относятся, а с иными группами. Фактически организаторская роль руководителей низшего и высшего уровней во многом зависит от их самоотождествлений как с рабочими группами своих подчиненных, так и с руководящей группой своих коллег и вышестоящих начальников. Это двойное отождествление имеет огромное значение для обеспечения определенной целостности крупных организаций.

Лидер не только направляет и ведет своих последователей, но и хочет вести их за собой, а последователи не просто идут за лидером, но и хотят идти за ним. Исследования показывают, что знания и способности лидера оцениваются людьми всегда значительно выше, чем соответствующие качества остальных членов группы.

Почему человек становится лидером?

Согласно концепции «черт»1 лидер обладает определенными свойствами, чертами, благодаря которым он выдвигается в лидеры. Лидеру присущи следующие психологические качества: уверенность в себе, острый и гибкий ум, компетентность как доскональное знание своего дела, сильная воля, умение понять особенности психологии людей, организаторские способности. Однако анализ реальных групп показал, что порой лидером становится человек, и не обладающий перечисленными качествами, и, с другой стороны, человек может иметь данные качества, но не являться лидером.

Существует ситуативная теория лидерства1, согласно которой лидером становится тот человек, который при возникновении в группе какой-либо ситуации имеет качества, свойства, способности, опыт, необходимые для оптимального разрешения этой ситуации для данной группы. В разных ситуациях группа выдвигает специфические требования к лидеру, и поэтому лидерство может переходить от одного человека к другому: эмоциональный или деловой лидер и т.п.

Доверие к лидеру — это признание его достоинств, заслуг и полномочий, признание необходимости, правильности и результативности его действий. Это внутреннее согласие с носителем авторитета, готовность действовать в соответствии с его установками. Ведь заставить идти за собой при отсутствии средств принуждения можно лишь на основе доверия. И доверие это означает, что люди находятся во внутреннем согласии и единении с лидером.

Структура механизмов воздействия лидеров на массу зависит от свойств последователей. Лидер находится в сильнейшей зависимости от коллектива. Группа, имея образ лидера — модель, требует от реального лидера, с одной стороны, соответствия ей, а с другой — от лидера требуется способность выражать интересы группы. Только при соблюдении этого условия последователи не просто идут за своим лидером, но и желают идти за ним.

В соответствии со свойствами последователей лидером выстраиваются структуры воздействия на них. Эти структуры призваны обеспечить, во-первых, инициирование активности, координацию действий группы и обеспечение ее внешних связей и престижа. Во-вторых, для этого надо отрегулировать межличностные отношения в группе, обеспечить личностную поддержку членам группы.

От лидера зависит умелый анализ реальной действительности. На основе выводов, полученных в результате проведенного анализа, формируется линия поведения — программа действий — и принимаются решения. После этого начинается мобилизация сил и средств. Лидер добивается поддержки всей группы или ее подавляющей части для организации исполнения принятых решений, что предусматривает:

1) подбор и расстановку исполнителей;

2) доведение до них решений;

3) уточнение и адаптацию решений применительно к месту исполнения;

4) создание внешних и внутренних условий исполнения;

5) координацию деятельности исполнителей;

6> подведение итогов и анализ результатов.

Таким образом, лидер выдвигается «снизу», а руководитель назначается официально, извне, и ему требуются официальные полномочия для управления людьми.

Руководителю требуется еще и власть - возможность влиять «сверху» на поведение других людей, требуются официальные полномочия. Власть может принимать различные формы.

Американские ученые Френч, Рейвен выделяют следующие типы власти1:

1) власть, основанную на принуждении;

2) власть, основанную на вознаграждении;

3) экспертную власть (основана на специальных знаниях, которые не имеют другие);

4) эталонную власть или власть примера (подчиненные стараются походить на своего привлекательного и уважаемого руководителя);

5) законную или традиционную власть <один человек подчиняется другому человеку на основе того, что они стоят на различных иерархических ступеньках в организации).

В целом в деятельности руководителя можно выделить следующие аспекты работы с людьми:

— изучение профессиональных, технических вопросов

— контроль за производством

— подача предложений о заработной плате;

— принятие во внимание поступающих сигналов

— оказание помощи руководству;

Работа руководителя с людьми — это управление отдельными лицами и небольшими группами в рамках трудового процесса посредством формальных и неформальных взаимоотношений.

Поскольку руководитель, менеджер, стремится управлять действиями и поведением других людей, он должен знать образ мышления сотрудников его организации и всего общества и предвидеть их реакцию на свою деятельность.

Авторитарный (или директивный, или диктаторский) стиль управления: для него характерно жесткое единоличное принятие руководителем всех решений («минимум демократии»), жесткий постоянный контроль за выполнением решений, с угрозой наказания («максимум контроля»), отсутствие интереса к работнику как к личности. За счет постоянного контроля этот стиль управления обеспечивает вполне приемлемые результаты работы (по непсихологическим критериям: прибыль, производительность, качество продукции может быть хорошим), но недостатков больше, чем достоинств: высокая вероятность ошибочных решений; подавление инициативы, творчества подчиненных, замедление нововведений, застой, пассивность сотрудников; неудовлетворенность людей своей работой, своим положением в коллективе; неблагоприятный психологический климат («подхалимы», «козлы отпущения», интриги) обусловливает повышенную психологически стрессовую нагрузку, вреден для психического и физического здоровья. Этот стиль управления целесообразен и оправдан лишь в критических ситуациях (аварии, действия в условиях кризиса и т.п.).

Демократический (или коллегиальный) стиль управления: управленческие решения принимаются на основе обсуждения проблемы, учета мнений и инициатив сотрудников («максимум демократии»), выполнение принятых решений контролируется и руководителем, и самими сотрудниками («максимум контроля»); руководитель проявляет интерес и доброжелательное внимание к личности сотрудников, учету их интересов, потребностей, особенностей.

Демократический стиль является наиболее эффективным, так как он обеспечивает высокую вероятность правильных взвешенных решений, высокие производственные результаты труда, инициативу, активность сотрудников, удовлетворенность людей своей работой и членством в коллективе, благоприятный психологический климат и сплоченность коллектива. Однако реализация демократического стиля возможна при высоких интеллектуальных, организаторских и коммуникативных способностях руководителя.

Либерально-анархический (или попустительский, или нейтральный) стиль руководства характеризуется, с одной стороны, «максимумом демократии» (все могут высказывать свои позиции, но реального учета, согласования позиций не стремятся достичь), а с другой — «минимумом контроля» (даже принятые решения не выполняются, нет контроля за их реализацией, все пущено на «самотек»), вследствие чего результаты работы обычно низкие, люди не удовлетворены своей работой, руководителем, психологический климат в коллективе неблагоприятный; нет никакого сотрудничества; нетсти-мула добросовестно трудиться; разделы работы складываются из отдельных интересов лидеров подгруппы.

На практике редко встречаются руководители, работающие в соответствии только с одним из рассмотренных стилей. Чаще всего используются элементы разных стилей.

Возможно несовпадение формы и содержания действий руководителя, например, внешне используется форма демократического стиля (демонстрация внешнего расположения, вежливости к подчиненным, проводится обсуждение проблемы), но в действительности решение руководителем давно уже принято единолично <маскировка авторитарного руководителя под «демократического»).

В зависимости от направленности руководителя на интересы дела или на заботу о взаимоотношениях с людьми можно построить «управленческую матрицу»' (Р. Блейк, Д. Мутон, 1985), выделив пять типов руководителей. Эта модель также получила название «решетка менеджмента», или «решетка лидерства». Данная модель представляет пять базовых типов лидерского поведения.

Значение «П» по горизонтали количественно отражает ориентированность руководителя на достижение производственных целей, опору на формальную организацию и власть руководителя.

Значение «Л» по вертикали количественно отражает ориентированность в процессе руководства на формирование и поддержание благоприятного социально-психологического климата в коллективе, на людей.

Точка пересечения перпендикуляров, проведенных на графике от полученных значений «Л» и «П», определяет конкретное значение количественной оценки стиля руководства.

Стиль 1.1. Руководитель мало заботится как о достижении целей собственно производства, так и о создании благоприятного социально-психологического климата в коллективе. Фактически руководитель самоустранился от работы, пустил все на самотек и просто проводит время, передавая информацию от своих руководителей подчиненным и наоборот.

Стиль 9.9. Идеальный стиль руководства, при котором в максимальной степени проявляется ориентированность на достижение высоких производственных результатов и на заботу о создании благоприятного социально-психологического климата в коллективе. Такой стиль, как правило, позволяет добиваться успешного решения производственных задач в сочетании с условиями для наиболее полного раскрытия творческих способностей работников и благоприятного развития взаимоотношений в коллективе.

Стиль 9.1. Присущ чаще всего руководителям-автократам, которые заботятся только о работе, о выполнении производственно-хозяйственных задач, игнорируя человеческий фактор, личность работника, мнение коллектива. Нередко такой руководитель превращается в «погонялу» и действует по принципу «давай-давай», который со временем изживает себя настолько, что перестает приносить успехи в достижении производственных целей и вызывает напряженность в коллективе.

Стиль 1.9. Руководитель очень мало заботится о производстве, если вообще заботится о нем. Все внимание руководителя при этом направлено на поддержание и сохранение хороших приятельских отношений с подчиненными. Создается такой социально-психологический климат, где все расслаблены, дружны. И этот психологический климат, комфорт обволакивают коллектив, отодвигая на второй план решение производственных задач. В конечном счете такая ориентация на человеческие отношения не только затрудняет достижение производственных результатов, но и приводит к подрыву изнутри сложившегося уютного социально-психологического климата. Это может привести к утрате руководителем авторитета лидера.

Стиль 5.5. Присущ руководителям, которые проявляют в равной мере ограниченную заботу как о достижении высоких производственных результатов, так и о нуждах и потребностях работников. Такие руководители добиваются некоторых достижений по обеим составляющим стиля руководства — средних, но не выдающихся.

Определение направленности руководителя в соответствии с моделью «управленческой матрицы» Р. Блейк и Д. Мутон можно производить, используя приводимый в приложении 1 опросник.

В тех или иных конкретных ситуациях наиболее эффективными являются те или иные стили руководства. В целом же следует признать, что наиболее гармоничным и результативным является стиль, сочетающий технократический и гуманистический подход, максимальное внимание как к проблемам производства, так и к людям.

Помимо направленности на интересы дела либо на интересы людей, встречаются руководители (Карьерист, некоторые виды Манипулятора) с повышенной направленностью на свои собственные интересы (ради достижения своих целей, карьеры могут принести в жертву интересы дела или людей), а также руководители <Бюрократ) с направленностью на официальную субординацию, официальные инструкции и предписания (ради соблюдения инструкции

могут ущемляться интересы людей, интересы дела и даже собственные интересы).

В преуспевающих японских фирмах наиболее популярен и эффективен новаторско-аналитический стиль, который способен обеспечить организационное выживание в условиях острейшей рыночной конкуренции. Для него присущи энергичность и новаторство, чуткость к новым идеям и информации, генерирование большого числа идей, готовность учитывать мнение других, способность логически анализировать реалистичность и перспективность идеи, быстрое принятие решений и практической реализации новшеств, терпимость к неудачам, умение широко видеть ситуации и работать с людьми, не зходя, однако, глубоко в их личные проблемы.

Эффективным стилем управления (по мнению большинства зарубежных специалистов по менеджменту) является партиципативныЙ (соучаствующий) стиль, для которого свойственны следующие черты: регулярные совещания руководителя с подчиненными; открытость в отношениях между руководителем и подчиненными; вовлеченность подчиненных в разработку и принятие организационных решений; делегирование руководителем ряда полномочий и прав подчиненным; участие рядовых работников как в планировании, так и в осуществлении организационных изменений; создание особых групповых структур, наделенных правом самостоятельного принятия решений («группы контроля качества»); предоставление работнику возможности автономно (отдругих членов организации) разрабатывать проблемы, новые идеи. ПартиципативныЙ стиль применим, если:

а) руководитель уверен в себе, имеет высокий образовательный

и творческий уровень, умеет ценить и использовать творческие пред

б) подчиненные имеют высокий уровень знаний, умений, потреб

ность в творчестве, независимости, личностном росте, интерес к ра

в) задача, стоящая передлюдьми, предполагает множественность

решений, требует теоретического анализа и высокого профессиона

лизма исполнения, достаточно напряженных усилий и творческого

Таким образом, этот стиль целесообразен в наукоемких производствах, в фирмах новаторского типа, в научных организациях

В целом необходимо отметить, что стиль управления эффективного руководителя отличается гибкостью, индивидуальным и ситуативным подходом. Ситуативный стиль управления1 (П. Херши и К. Бланшард) гибко учитывает уровень психологического развития подчиненных и коллектива. Он ориентирован на способности работников и их желание идти за руководителем. Применение этого стиля увязывается с рядом внешних факторов, с ситуацией. Ситуативный стиль предполагает при выборе модели поведения руководителя проделывать следующую процедуру:

1) всесторонне оценить задачу и определить этапы интенсивного воздействия на подчиненных;

2) получить представление о подготовленности подчиненных к выполнению задач данного класса;

3) определить характер мотивации подчиненных;

4) спрогнозировать поведение подчиненных по получению ими команды к действию.

В тех или иных обстоятельствах от руководителя требуется то умение инструктировать, «продавать» идею, то умение консультироваться с подчиненными. Бланшард выделяет методы ситуационного руководства:

1) указание — руководитель дает специфические инструкции и жестко контролирует ход выполнения;

2) тренировка — руководитель объясняет директивы, получает идеи подчиненных, дает указания;

3) подкрепление — разделяет процесс принятия решения и дает поддержку подчиненным при исполнении ими задачи;

А) делегирование — предоставление ответственности за принятие решения подчиненными.

Критерием эффективности руководства является степень авторитета руководителя. Выделяют три формы авторитета руководителя: 1) формальный авторитет обусловлен тем набором властных полномочий, прав, которые дает руководителю занимаемый им пост. Формальный, должностной авторитет руководителя способен обеспечить не более 65% влияния руководителя на своих подчиненных; 100-процентную отдачу от работника руководитель может получить, лишь опираясь еще дополнительно и на свой 2> моральный, психологический авторитет и 3) функциональный авторитет.

Моральный авторитет зависит от нравственных качеств руководителя.

Функциональный авторитет определяется компетентностью руководителя, деловыми качествами и его отношением к своей профессиональной деятельности.

Низкий функциональный авторитет руководителя приводит, как правило, к потере его влияния на подчиненных, что вызывает в качестве компенсаторной агрессивную реакцию со стороны руководителя по отношению к подчиненным, ухудшение психологического климата и результатов деятельности коллектива.

Таким образом, стили руководства выступают как крайности: авторитарен—демократичен; автократен—партиципативен; центрирован на работе — центрирован на людях, замкнут, директивен—общителен, открыт. Эффективный руководитель должен:

1) знать себя, 2) понимать ситуацию, 3) выбрать стиль управления, адекватный ситуации и уровню подчиненных, 4) учитывать потребности группы, 5) учитывать нужды ситуации, 6) учитывать нужды индивидуумов.